Научная статья на тему 'Удовлетворенность населения доступностью и качеством медицинской помощи, оказанной детям первого года жизни (на примере Оренбургской области)'

Удовлетворенность населения доступностью и качеством медицинской помощи, оказанной детям первого года жизни (на примере Оренбургской области) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
376
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ (МЛАДЕНЦЫ) / ДОСТУПНОСТЬ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / MEDICAL STAFF / DRAFT COMMISSION / ORENBURG REGION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Боброва Ирина Николаевна, Перепелкина Наталья Юрьевна

В статье представлены результаты социологического исследования, в котором приняли участие женщины, имеющие детей первого года жизни. Установлена их высокая удовлетворенность доступностью и качеством оказания медицинской помощи детям, как в амбулаторно-поликлинических, так и в стационарных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Боброва Ирина Николаевна, Перепелкина Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Population satisfaction over availability and quality of medical care, delivered to first year kids (by the example of the Orenburg Region)

The article gives results of social research among women with infants. They give a positive attitude towards accessibility and quality of medical help to children in ambulatory clinics and in permanent establishment.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность населения доступностью и качеством медицинской помощи, оказанной детям первого года жизни (на примере Оренбургской области)»

IVK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

УДК Б1Б-053.3-082:Б14.2(470.5Б)

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ДОСТУПНОСТЬЮ И ТКАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОШИ, ОТКАЗАННОЙ ДЕТЯМ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

И.Н. Боброва, Н.Ю. Перепелкина, ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»

Перепелкина Наталья Юрьевна - e-mail: [email protected]

В статье представлены результаты социологического исследования, в котором приняли участие женщины, имеющие детей первого года жизни. Установлена их высокая удовлетворенность доступностью и качеством оказания медицинской помощи детям, как в амбулаторно-поликлинических, так и в стационарных условиях.

Ключевые слова: дети первого года жизни (младенцы), доступность, качество медицинской помощи, Оренбургская область.

The article gives results of social research among women with infants. They give a positive attitude towards accessibility and quality of medical help to children in ambulatory clinics and in permanent establishment.

Key words: medical staff, draft commission, Orenburg region.

В настоящее время продолжается научный поиск объективных критериев оценки доступности и качества медицинской помощи [1, 2].

В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи [3], а также в Территориальной программе [4] в виде одного из критериев оценки доступности и качества медицинской помощи предложено рассматривать результаты социологических исследований, целью которых является изучение мнения населения об удовлетворенности медицинскими услугами. Кроме того, удовлетворенность пациентов определяет социальную эффективность деятельности медицинских учреждений и системы здравоохранения в целом [5, 6]. Мнение пациентов является важным критерием качества оказания медицинской помощи [7, 8, 9].

Цель исследования: дать оценку доступности и качеству медицинской помощи, оказанной детям первого года жизни в учреждениях здравоохранения Оренбургской области.

Материалы и методы

Выполнено социологическое исследование, в котором приняли участие 390 женщин, имеющих детей первого года жизни. При проведении анонимного анкетирования использована специально разработанная анкета, содержащая три основных раздела: общие сведения; вопросы

о доступности медицинской помощи; вопросы об удовлетворенности качеством медицинской помощи, ока-

занной в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях.

В социологическом исследовании приняли участие матери, воспитывающих младенцев, среди которых в возрасте до 6 месяцев жизни было 145 детей (37,2%) и в возрасте от 6 до 12 месяцев жизни - 245 детей (62,8%).

Применены методы: социологический, статистический, аналитический.

Результаты и их обсуждение

В результате выполненного анкетирования установлено, что 54,3% женщин считали состояние здоровья своего ребенка хорошим, 45,5% - удовлетворительным и только 0,3% - плохим.

По мнению большинства (77,1%) респондентов, основным учреждением здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь младенцам, является детская поликлиника по месту жительства. 81,9% городских и 70,9% сельских детей наблюдались участковым врачом-педиатром, работающим в детской поликлинике по месту жительства. В сельской местности 24,6% младенцев находились под наблюдением фельдшера ФАПа. В областной детской поликлинике наблюдалось всего 11,7% детей первого года жизни.

Результаты анкетирования показали, что 80,7% детей первого года жизни не нуждались в стационарном лечении. При этом младенцы, проживающие в сельской местности, лечились в стационаре чаще. Они составляли 21,6% против 17,4%

детей, проживающих в городах области. Городские дети в 94,6% случаев получали лечение в детских отделениях городских больниц и в 5,4% - в специализированных отделениях детской областной больницы. Сельские дети в 86,8% случаев лечились в детских отделениях ЦРБ, в 13,2% - в детских отделениях городских больниц и в 5,3% - в специализированных отделениях детской областной больницы. Это свидетельствует о практически равных возможностях детского населения первого года жизни, проживающего в Оренбургской области, в получении первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, как в амбулаторнополиклинических, так и в стационарных условиях.

На следующем этапе исследования был выполнен анализ ответов на вопросы, отражающие мнение респондентов относительно доступности медицинской помощи детскому населению изучаемого региона.

Респонденты отметили, что в 88,7% случаев соблюдалась кратность проведения патронажа новорожденного, выполненного врачом-педиатром. Только в 11,3% случаев кратность патронажа новорожденного была низкой и составила только

1 или 2 раза. При этом случаев непосещения врачом-педиатром детей первого месяца жизни (на дому) не отмечено.

Большую часть (90,2%) новорожденных фельдшер или медсестра посетили на дому от 3 до 5 раз. В то же время ни разу средние медицинские работники не посетили на дому 1,2% новорожденных, проживающих в городах области, и 1,7% новорожденных, проживающих в сельской местности.

Регулярное (не менее одного раза в месяц) посещение ребенком детской поликлиники или ФАПа отмечалось всего лишь в 26,5%. Один раз в два месяца посещали детскую поликлинику или ФАП 27,5% детей первого года жизни. Крайне редкое (от 1 до 3 раз в течение первого года жизни) посещение детской поликлиники отмечалось в 14,5%.

В случае заболевания ребенка 63,3% матерей вызывали врача на дом и 5,8% женщин вызывали бригаду скорой медицинской помощи. Посещали поликлинику или ФАП по поводу заболевания ребенка в 9,8% случаях. При этом вообще не обращались за медицинской помощью в случае заболевания ребенка 21,1% матерей.

Результаты анкетирования показали, что в случае заболевания ребенка активное посещение врача на дому три и более раза осуществлялось в 47,9% случаев. Ни разу не наблюдали (активно) на дому заболевшего младенца в 4,5% случаях.

Анализируя такой критерий доступности медицинской помощи, как время ожидания приема врача, установлено, что в течение 15 минут ожидали консультацию участкового врача-педиатра или фельдшера (в поликлинике по месту жительства или на ФАПе) 54,6% респондентов. До 30 минут ожидали приема врача-педиатра или фельдшера 25,7% детей. Таким образом, у большей части (80,3%) младенцев время ожидания приема врача-педиатра не превышало 30 минут. Вместе с тем, 19,5% детей приходилось ожидать консультацию врача-педиатра до 1 часа.

Отмечено, что консультация врача-педиатра менее доступной являлась для городских жителей, которым в 23,2% случаев приходилось ее ожидать до 1 часа. При этом консультация врача-педиатра для сельских жителей была более доступной. Так, до 30 минут ожидали приема врача-педиатра 85,1% детей, до 1 часа - только 14,9% детей.

По мнению респондентов, график работы врачей поликлиники был удобен в 94,8% случаев, а не удобен - только в 5,2%. При этом в городе не устраивал график работы врачей 7,0% матерей, а на селе - 2,9% матерей.

Результаты анкетирования продемонстрировали, что платные медицинские услуги являлись доступными 14,4% респондентов (в городе - 10,9% и на селе - 18,8%).

В 71,4% случаев платные медицинские услуги жителям города позволяло получать их материальное положение. Сельским жителям только в 31,0% случаев их материальные возможности позволяли обращаться за платными медицинскими услугами.

Оценивая финансовые затраты семьи на медицинские услуги, оказанные детям первого года жизни, обращено внимание на то, что большая часть (67,3%) семей имели затраты, не превышающие 1000 рублей. До 3000 рублей потратили 23,2% респондентов (в городе 24,2%, на селе 21,7%). До 6000 рублей потратили 4,1%, до 10 000 рублей - 2,6%. Более крупные суммы потратили менее 1% респондентов.

■ Высокое качество обслуживания

■ Наличие современного

128% 24 7% оборудования и технологий

е’ □ Отсутствие очередей

□ Наличие нужных врачей-специалистов

□ Высокий профессионализм врачей

□ Внимательное отношение врачей

□ Территориальная близость

□ Прочее РИС. 1.

Распределение мнения женщин относительно причин обращения за платными медицинскими услугами.

Я Полностью удовлетворены ■ Удовлетворены не в полном объеме

□ Не удовлетворены

РИС. 2.

Удовлетворенность респондентов качеством медицинского обслуживания в детских поликлиниках.

При изучении мнения респондентов относительно причин обращения за платными медицинскими услугами отмечено, что на первом месте было высокое качество обслуживания (24,7%); на втором месте - наличие современного оборудования и технологий (16,6%); на третьем месте - более совершенная организация работы, в т. ч. отсутствие очередей, (12,5%); на четвертом месте - наличие нужных врачей-специалистов (10,4%).

Третья часть анкеты содержала вопросы, касающиеся удовлетворенности респондентов качеством оказания медицинской помощи. Респонденты в целом были удовлетворены медицинским обслуживанием своих младенцев в детских поликлиниках по месту жительства. Такое мнение высказали 87,3% женщин. При этом доля респондентов, которые были не удовлетворены качеством медицинской помощи, не превышала 3,3%. И еще 9,4% женщин были не

87,3%

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

в полной мере удовлетворены качеством медицинского обслуживания.

Респонденты демонстрировали высокую удовлетворенность отношением участковых врачей и среднего медицинского персонала к больному ребенку, которая составила 91,9% и 94,6% соответственно.

Санитарно-гигиенические условия в детских поликлиниках устраивали 88,8% респондентов (в городе - 84,1%, на селе - 94,8%). Как видно, по этому вопросу мнение городских и сельских жительниц существенно отличалось.

Объем диспансеризации, диагностического обследования в детской поликлинике по месту жительства удовлетворял 71,0% респондентов, больше в городских поликлиниках - 74,3%, чем в поликлиниках ЦРБ - 66,7%. Не удовлетворены объемом диспансеризации и диагностического обследования в детской поликлинике были 8,5% респондентов, и 20,6% не смогли ответить на этот вопрос.

Не достаточно высокой была удовлетворенность матерей и уровнем профилактических мероприятий в детской поликлинике по месту жительства. Этот показатель составил 76,5%. Не удовлетворены уровнем профилактических мероприятий были 4,0% респондентов, и 19,6% женщин затруднились ответить.

Удовлетворены лечением ребенка в детской поликлинике по месту жительства были 87,4% матерей. Не довольны качеством проведенного лечения остались 4,5% респондентов, проживающих в городах области. Еще 10,1% женщин были не в полной мере удовлетворены качеством лечения их детей.

Заключение

Таким образом, в результате проведенного социологического исследования - анонимного анкетирования женщин, имеющих детей первого года жизни, была установлена их высокая удовлетворенность доступностью и качеством оказания медицинской помощи детям в различных ЛПУ Оренбургской области. ЕЭ

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрова Н.Г., Балохина Т.Н., Мартиросян М.М. и др. Мнение пациентов как важный критерий качества медицинской помощи. Проблемы управления здравоохранением. 2009. № 1 (44). С. 59-61.

2. Петрова Н.Г., Жемков В.Ф., Шпаковская Л.Р. Анкетирование пациентов как инструмент контроля качества медицинской помощи. Главный врач. 2009. № 2. С. 30-33.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 811 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год».

4. Постановление Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2009 г. № 653-п «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Оренбургской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год».

5. Семенов В.Ю. Качество медицинской помощи. Учебное пособие. М.: ММА им. И.М. Сеченова, 2005. С. 76.

6. Вишняков Н.И., Петрова Н.Г., Балохина С.А. и др. Мнение пациентов как важный критерий качества медицинской помощи. Проблемы управления здравоохранением. 2009. № 2 (45). С. 43-45.

7. Мониторинг удовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС. Учебно-методическое пособие. М.: ФФОМС, 2006. 304 с.

8. Хабриев Р.У., Серегина И.Ф. О результатах социологического исследования по оценке доступности и качества медицинской помощи населению. Здравоохранение. 2007. № 6. С. 31-45.

9. Шатковская О.В. Мнение пациентов как важный критерий качества медицинской помощи. Проблемы управления здравоохранением. 2009. № 1 (44). С. 59-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.