IVK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
УДК Б1Б-053.3-082:Б14.2(470.5Б)
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ДОСТУПНОСТЬЮ И ТКАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОШИ, ОТКАЗАННОЙ ДЕТЯМ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)
И.Н. Боброва, Н.Ю. Перепелкина, ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»
Перепелкина Наталья Юрьевна - e-mail: [email protected]
В статье представлены результаты социологического исследования, в котором приняли участие женщины, имеющие детей первого года жизни. Установлена их высокая удовлетворенность доступностью и качеством оказания медицинской помощи детям, как в амбулаторно-поликлинических, так и в стационарных условиях.
Ключевые слова: дети первого года жизни (младенцы), доступность, качество медицинской помощи, Оренбургская область.
The article gives results of social research among women with infants. They give a positive attitude towards accessibility and quality of medical help to children in ambulatory clinics and in permanent establishment.
Key words: medical staff, draft commission, Orenburg region.
В настоящее время продолжается научный поиск объективных критериев оценки доступности и качества медицинской помощи [1, 2].
В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи [3], а также в Территориальной программе [4] в виде одного из критериев оценки доступности и качества медицинской помощи предложено рассматривать результаты социологических исследований, целью которых является изучение мнения населения об удовлетворенности медицинскими услугами. Кроме того, удовлетворенность пациентов определяет социальную эффективность деятельности медицинских учреждений и системы здравоохранения в целом [5, 6]. Мнение пациентов является важным критерием качества оказания медицинской помощи [7, 8, 9].
Цель исследования: дать оценку доступности и качеству медицинской помощи, оказанной детям первого года жизни в учреждениях здравоохранения Оренбургской области.
Материалы и методы
Выполнено социологическое исследование, в котором приняли участие 390 женщин, имеющих детей первого года жизни. При проведении анонимного анкетирования использована специально разработанная анкета, содержащая три основных раздела: общие сведения; вопросы
о доступности медицинской помощи; вопросы об удовлетворенности качеством медицинской помощи, ока-
занной в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях.
В социологическом исследовании приняли участие матери, воспитывающих младенцев, среди которых в возрасте до 6 месяцев жизни было 145 детей (37,2%) и в возрасте от 6 до 12 месяцев жизни - 245 детей (62,8%).
Применены методы: социологический, статистический, аналитический.
Результаты и их обсуждение
В результате выполненного анкетирования установлено, что 54,3% женщин считали состояние здоровья своего ребенка хорошим, 45,5% - удовлетворительным и только 0,3% - плохим.
По мнению большинства (77,1%) респондентов, основным учреждением здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь младенцам, является детская поликлиника по месту жительства. 81,9% городских и 70,9% сельских детей наблюдались участковым врачом-педиатром, работающим в детской поликлинике по месту жительства. В сельской местности 24,6% младенцев находились под наблюдением фельдшера ФАПа. В областной детской поликлинике наблюдалось всего 11,7% детей первого года жизни.
Результаты анкетирования показали, что 80,7% детей первого года жизни не нуждались в стационарном лечении. При этом младенцы, проживающие в сельской местности, лечились в стационаре чаще. Они составляли 21,6% против 17,4%
детей, проживающих в городах области. Городские дети в 94,6% случаев получали лечение в детских отделениях городских больниц и в 5,4% - в специализированных отделениях детской областной больницы. Сельские дети в 86,8% случаев лечились в детских отделениях ЦРБ, в 13,2% - в детских отделениях городских больниц и в 5,3% - в специализированных отделениях детской областной больницы. Это свидетельствует о практически равных возможностях детского населения первого года жизни, проживающего в Оренбургской области, в получении первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, как в амбулаторнополиклинических, так и в стационарных условиях.
На следующем этапе исследования был выполнен анализ ответов на вопросы, отражающие мнение респондентов относительно доступности медицинской помощи детскому населению изучаемого региона.
Респонденты отметили, что в 88,7% случаев соблюдалась кратность проведения патронажа новорожденного, выполненного врачом-педиатром. Только в 11,3% случаев кратность патронажа новорожденного была низкой и составила только
1 или 2 раза. При этом случаев непосещения врачом-педиатром детей первого месяца жизни (на дому) не отмечено.
Большую часть (90,2%) новорожденных фельдшер или медсестра посетили на дому от 3 до 5 раз. В то же время ни разу средние медицинские работники не посетили на дому 1,2% новорожденных, проживающих в городах области, и 1,7% новорожденных, проживающих в сельской местности.
Регулярное (не менее одного раза в месяц) посещение ребенком детской поликлиники или ФАПа отмечалось всего лишь в 26,5%. Один раз в два месяца посещали детскую поликлинику или ФАП 27,5% детей первого года жизни. Крайне редкое (от 1 до 3 раз в течение первого года жизни) посещение детской поликлиники отмечалось в 14,5%.
В случае заболевания ребенка 63,3% матерей вызывали врача на дом и 5,8% женщин вызывали бригаду скорой медицинской помощи. Посещали поликлинику или ФАП по поводу заболевания ребенка в 9,8% случаях. При этом вообще не обращались за медицинской помощью в случае заболевания ребенка 21,1% матерей.
Результаты анкетирования показали, что в случае заболевания ребенка активное посещение врача на дому три и более раза осуществлялось в 47,9% случаев. Ни разу не наблюдали (активно) на дому заболевшего младенца в 4,5% случаях.
Анализируя такой критерий доступности медицинской помощи, как время ожидания приема врача, установлено, что в течение 15 минут ожидали консультацию участкового врача-педиатра или фельдшера (в поликлинике по месту жительства или на ФАПе) 54,6% респондентов. До 30 минут ожидали приема врача-педиатра или фельдшера 25,7% детей. Таким образом, у большей части (80,3%) младенцев время ожидания приема врача-педиатра не превышало 30 минут. Вместе с тем, 19,5% детей приходилось ожидать консультацию врача-педиатра до 1 часа.
Отмечено, что консультация врача-педиатра менее доступной являлась для городских жителей, которым в 23,2% случаев приходилось ее ожидать до 1 часа. При этом консультация врача-педиатра для сельских жителей была более доступной. Так, до 30 минут ожидали приема врача-педиатра 85,1% детей, до 1 часа - только 14,9% детей.
По мнению респондентов, график работы врачей поликлиники был удобен в 94,8% случаев, а не удобен - только в 5,2%. При этом в городе не устраивал график работы врачей 7,0% матерей, а на селе - 2,9% матерей.
Результаты анкетирования продемонстрировали, что платные медицинские услуги являлись доступными 14,4% респондентов (в городе - 10,9% и на селе - 18,8%).
В 71,4% случаев платные медицинские услуги жителям города позволяло получать их материальное положение. Сельским жителям только в 31,0% случаев их материальные возможности позволяли обращаться за платными медицинскими услугами.
Оценивая финансовые затраты семьи на медицинские услуги, оказанные детям первого года жизни, обращено внимание на то, что большая часть (67,3%) семей имели затраты, не превышающие 1000 рублей. До 3000 рублей потратили 23,2% респондентов (в городе 24,2%, на селе 21,7%). До 6000 рублей потратили 4,1%, до 10 000 рублей - 2,6%. Более крупные суммы потратили менее 1% респондентов.
■ Высокое качество обслуживания
■ Наличие современного
128% 24 7% оборудования и технологий
е’ □ Отсутствие очередей
□ Наличие нужных врачей-специалистов
□ Высокий профессионализм врачей
□ Внимательное отношение врачей
□ Территориальная близость
□ Прочее РИС. 1.
Распределение мнения женщин относительно причин обращения за платными медицинскими услугами.
Я Полностью удовлетворены ■ Удовлетворены не в полном объеме
□ Не удовлетворены
РИС. 2.
Удовлетворенность респондентов качеством медицинского обслуживания в детских поликлиниках.
При изучении мнения респондентов относительно причин обращения за платными медицинскими услугами отмечено, что на первом месте было высокое качество обслуживания (24,7%); на втором месте - наличие современного оборудования и технологий (16,6%); на третьем месте - более совершенная организация работы, в т. ч. отсутствие очередей, (12,5%); на четвертом месте - наличие нужных врачей-специалистов (10,4%).
Третья часть анкеты содержала вопросы, касающиеся удовлетворенности респондентов качеством оказания медицинской помощи. Респонденты в целом были удовлетворены медицинским обслуживанием своих младенцев в детских поликлиниках по месту жительства. Такое мнение высказали 87,3% женщин. При этом доля респондентов, которые были не удовлетворены качеством медицинской помощи, не превышала 3,3%. И еще 9,4% женщин были не
87,3%
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
в полной мере удовлетворены качеством медицинского обслуживания.
Респонденты демонстрировали высокую удовлетворенность отношением участковых врачей и среднего медицинского персонала к больному ребенку, которая составила 91,9% и 94,6% соответственно.
Санитарно-гигиенические условия в детских поликлиниках устраивали 88,8% респондентов (в городе - 84,1%, на селе - 94,8%). Как видно, по этому вопросу мнение городских и сельских жительниц существенно отличалось.
Объем диспансеризации, диагностического обследования в детской поликлинике по месту жительства удовлетворял 71,0% респондентов, больше в городских поликлиниках - 74,3%, чем в поликлиниках ЦРБ - 66,7%. Не удовлетворены объемом диспансеризации и диагностического обследования в детской поликлинике были 8,5% респондентов, и 20,6% не смогли ответить на этот вопрос.
Не достаточно высокой была удовлетворенность матерей и уровнем профилактических мероприятий в детской поликлинике по месту жительства. Этот показатель составил 76,5%. Не удовлетворены уровнем профилактических мероприятий были 4,0% респондентов, и 19,6% женщин затруднились ответить.
Удовлетворены лечением ребенка в детской поликлинике по месту жительства были 87,4% матерей. Не довольны качеством проведенного лечения остались 4,5% респондентов, проживающих в городах области. Еще 10,1% женщин были не в полной мере удовлетворены качеством лечения их детей.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного социологического исследования - анонимного анкетирования женщин, имеющих детей первого года жизни, была установлена их высокая удовлетворенность доступностью и качеством оказания медицинской помощи детям в различных ЛПУ Оренбургской области. ЕЭ
ЛИТЕРАТУРА
1. Петрова Н.Г., Балохина Т.Н., Мартиросян М.М. и др. Мнение пациентов как важный критерий качества медицинской помощи. Проблемы управления здравоохранением. 2009. № 1 (44). С. 59-61.
2. Петрова Н.Г., Жемков В.Ф., Шпаковская Л.Р. Анкетирование пациентов как инструмент контроля качества медицинской помощи. Главный врач. 2009. № 2. С. 30-33.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 811 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год».
4. Постановление Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2009 г. № 653-п «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Оренбургской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год».
5. Семенов В.Ю. Качество медицинской помощи. Учебное пособие. М.: ММА им. И.М. Сеченова, 2005. С. 76.
6. Вишняков Н.И., Петрова Н.Г., Балохина С.А. и др. Мнение пациентов как важный критерий качества медицинской помощи. Проблемы управления здравоохранением. 2009. № 2 (45). С. 43-45.
7. Мониторинг удовлетворенности застрахованных медицинскими услугами в системе ОМС. Учебно-методическое пособие. М.: ФФОМС, 2006. 304 с.
8. Хабриев Р.У., Серегина И.Ф. О результатах социологического исследования по оценке доступности и качества медицинской помощи населению. Здравоохранение. 2007. № 6. С. 31-45.
9. Шатковская О.В. Мнение пациентов как важный критерий качества медицинской помощи. Проблемы управления здравоохранением. 2009. № 1 (44). С. 59-62.