Научная статья на тему 'Доступность и качество медицинской помощи детям в оценках родителей'

Доступность и качество медицинской помощи детям в оценках родителей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
485
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / CHILDREN'S POPULATION / SOCIOLOGICAL RESEARCH / QUALITY OF MEDICAL CARE / AVAILABILITY OF MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шмелев Игорь Анатольевич, Коновалов Олег Евгеньевич

Введение. Процесс реформирования здравоохранения обусловливает необходимость использования медико-социологических методов для анализа эффективности медицинской помощи и поиска путей ее совершенствования. Представлены данные оценки родителями качества и доступности амбулаторно-поликлинической помощи детям. Материалы и методы. Проведено анкетирование 478 законных представителей несовершеннолетних пациентов (жителей Самарской области). Результаты. Установлено, что респонденты в целом дали позитивную оценку обеспечению качества медицинской помощи их детям: взаимоотношения с врачом характеризовались высокой степенью доверия, внимательным и уважительным отношением, полным пониманием проблем пациента со стороны медицинского персонала. среди позитивных сторон участники опроса выделяли возможность получения квалифицированной помощи, ее бесплатность и определенную доступность, возможность контакта с врачом по мере необходимости. Отсутствие разнообразных специалистов, гарантий сохранения медицинской тайны, нехватка лекарственных средств и плохая организация реабилитации негативно воспринимаются родителями. Пути достижения высокого качества медицинской помощи родители видят в улучшении условий работы медицинского персонала (в том числе материальное стимулирование сотрудников) и повышении профессионализма врачей. Заключение. Первичная амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению в целом оценивается родителями достаточно высоко, поскольку вполне соответствует индивидуальным нуждам пациентов и в большинстве случаев помогает справиться с их проблемами. Непостоянство уровня удовлетворенности, характеризующего качество медицинской помощи, определяет необходимость его регулярного мониторинга. Информация о качестве и доступности амбулаторно-поликлинической помощи может быть использована при формировании региональных программ профилактики неинфекционных заболеваний среди детского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шмелев Игорь Анатольевич, Коновалов Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Availability and quality of medical care to children according to estimates of their parents

Introduction. Process of reforming of health care causes the need of the use of medico-sociological methods for the analysis of efficiency of medical care and search of ways of its improvement. There are presented data of Estimation of Parental Valuation of the quality and availability of the out-patient and polyclinic care for children. Materials and methods. The questionnaire survey of 478 lawful representatives of minor patients (residents of the samara region) was performed. Results. Respondents in general were established to give a positive assessment to the assurance of the quality of medical care for their children: relationships with the doctor were characterized by high degree of trust, attentive and respect, full understanding of problems of the patient from the medical personnel. Among the positive aspects the survey participants pointed out the possibility of obtaining expert assistance, free care, and certain availability, the possibility of the contact with a doctor as needed. The lack of a variety of specialists, safeguarding the confidentiality of the information, scarcity of medicines, and poor organization of rehabilitation are negatively perceived by parents. Parents see the achieving high quality of care in the improvement in working conditions for medical staff (including financial stimulation of employees) and increasing of the professionalism of doctors. Conclusion. Primary out-patient and polyclinic care for the children’s population in general is highly appreciated by parents enough as quite corresponds to individual needs of patients and in most cases helps to cope with their problems. Inconstancy of the level of satisfaction characterizing the quality of medical care determines the need of its regular monitoring. Information on the quality and availability of the out-patient and polyclinic care can be used in forming regional programs of the prevention of noninfectious diseases among the children’s population.

Текст научной работы на тему «Доступность и качество медицинской помощи детям в оценках родителей»

social pediatrics

© ШМЕЛЕВ И.А., КОНОВАЛОВ О.Е., 2016 УДК 614.2:616-053.2-082

Шмелев И.А.1, Коновалов О.Е.2

доступность и качество медицинской помощи детям в оценках

родителей

ТБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г Самара, ул. Чапаева, д. 89; 2ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», 117198, г Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Введение. Процесс реформирования здравоохранения обусловливает необходимость использования медико-социологических методов для анализа эффективности медицинской помощи и поиска путей ее совершенствования. Представлены данные оценки родителями качества и доступности амбулаторно-поликлинической помощи детям. Материалы и методы. Проведено анкетирование 478 законных представителей несовершеннолетних пациентов (жителей Самарской области). Результаты. Установлено, что респонденты в целом дали позитивную оценку обеспечению качества медицинской помощи их детям: взаимоотношения с врачом характеризовались высокой степенью доверия, внимательным и уважительным отношением, полным пониманием проблем пациента со стороны медицинского персонала. Среди позитивных сторон участники опроса выделяли возможность получения квалифицированной помощи, ее бесплатность и определенную доступность, возможность контакта с врачом по мере необходимости. Отсутствие разнообразных специалистов, гарантий сохранения медицинской тайны, нехватка лекарственных средств и плохая организация реабилитации негативно воспринимаются родителями. Пути достижения высокого качества медицинской помощи родители видят в улучшении условий работы медицинского персонала (в том числе материальное стимулирование сотрудников) и повышении профессионализма врачей. Заключение. Первичная амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению в целом оценивается родителями достаточно высоко, поскольку вполне соответствует индивидуальным нуждам пациентов и в большинстве случаев помогает справиться с их проблемами. Непостоянство уровня удовлетворенности, характеризующего качество медицинской помощи, определяет необходимость его регулярного мониторинга. Информация о качестве и доступности амбулаторно-поликлинической помощи может быть использована при формировании региональных программ профилактики неинфекционных заболеваний среди детского населения.

Ключевые слова: детское население; социологическое исследование; качество медицинской помощи; доступность медицинской помощи.

Для цитирования: Шмелев И.А., Коновалов О.Е. Доступность и качество медицинской помощи детям в оценках родителей. Российский педиатрический журнал. 2016; 19 (2): 97-102. DOI 10.18821/1560-9561-2016-19(2)-97-102

Shmelyov I.A.1, Konovalov O.E. 2

AVAILABILITY AND QUALITY oF MEDIcAL cARE To ŒILDREN AccoRDING To ESTIMATES oF THEIR PARENTS 1Samara State Medical University, 89, chapaeva str., 443099, Samara, Russian federation

2Russian Peoples' friendship University, Miklukho Maklaya str., 10, bldg. 2, Moscow, 117198, Russian federation

Introduction. Process of reforming of health care causes the need of the use of medico-sociological methods for the analysis of efficiency of medical care and search of ways of its improvement. There are presented data of Estimation of Parental Valuation of the quality and availability of the out-patient and polyclinic care for children. Materials and methods. The questionnaire survey of 478 lawful representatives of minor patients (residents of the samara region) was performed.

Results. Respondents in general were established to give a positive assessment to the assurance of the quality of medical care for their children: relationships with the doctor were characterized by high degree of trust, attentive and respect, full understanding of problems of the patient from the medical personnel. Among the positive aspects the survey participants pointed out the possibility of obtaining expert assistance, free care, and certain availability, the possibility of the contact with a doctor as needed. The lack of a variety of specialists, safeguarding the confidentiality of the information, scarcity of medicines, and poor organization of rehabilitation are negatively perceived by parents. Parents see the achieving high quality of care in the improvement in working conditions for medical staff (including financial stimulation of employees) and increasing of the professionalism of doctors.

Conclusion. Primary out-patient and polyclinic care for the children's population in general is highly appreciated by parents enough as quite corresponds to individual needs of patients and in most cases helps to cope with their problems. Inconstancy of the level of satisfaction characterizing the quality of medical care determines the need of its regular monitoring. Information on the quality and availability of the out-patient and polyclinic care can be used in forming regional programs of the prevention of noninfectious diseases among the children's population.

Keywords : children's population; sociological research; quality of medical care; availability of medical care. For citation: Shmelyov I.A., Konovalov O.E. Availability and quality of medical care to children according to estimates of their parents. Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal (Russian Pediatric Journal) 2016; 19 (2): 97-102. (In Russ.) DOI: 10.18821/1560-9561-2016-19(2)-97-102

For correspondence: Oteg E. Коnоvаlоv, M.D., Ph^, D.Scl, Professor, Professor of the department of the Public health, healthcare and hygiene. Е-Mail: Konovalov_oe@Mail.Ru

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Funding. The study had no sponsorship.

Received 18.01.16 Accepted 20.01.16

Для корреспонденции: Коновалов Олег Евгеньевич, доктор мед. наук, проф., каф. общественного здоровья, здравоохранения и гигиены РУДН, e-mail: konovalov_oe@mail.ru

98

социальная педиатрия

Определение качества медицинской помощи, предложенное Всемирной организацией здравоохранения, может служить основой для социально-психологического анализа качества медицинского обслуживания. В этом определении отражаются не только чисто медицинские, но и социологические и психологические аспекты качества медицинского обслуживания: содержание взаимодействия врача и пациента, уровень удовлетворенности пациента [1—3].

В последние годы в связи с процессом реформирования здравоохранения предполагаются качественно новые экономические отношения между лечебным учреждением и пациентом [4—6]. Это обусловливает необходимость использования медико-социологических методов для анализа эффективности работы и поиска путей совершенствования. Одна из главных задач таких исследований — формирование мониторинга качества амбулаторно-поликлинической помощи ставит данные исследования в ряд весьма актуальных, т. к. данная форма контроля качества поликлинической помощи позволяет в определенной мере управлять этим качеством [7, 8]. Удовлетворенность, характеризуя качество медицинской помощи, зависит от ряда социально-гигиенических факторов и является весьма изменчивым показателем, что доказывает необходимость его регулярного мониторинга [9, 10].

Материалы и методы

Проведено анкетирование 478 законных представителей несовершеннолетних пациентов (жителей Самарской области) в возрасте от 18 до 53 лет, средний возраст 34,1 ± 11,8 года, самую большую долю из которых (98,3%) составили матери детей. Репрезентативная выборка была определена по таблице В.И. Паниотто (2004) [11]. В исследуемой группе преобладали респонденты до 30 лет (46,3%). Каждый пятый родственник (20,8%) был в возрастной группе 30—40 лет, и 30,7% приходилось на лиц в возрасте 40—49 лет. Доля респондентов старше 50 лет была малочисленной и составляла 2,2%.

Уровень образования респондентов был высоким: 39,6% из них имели среднее специальное образование, 34,6% — высшее, 20,9% — общее среднее и только 4,9% — начальное.

Большинство родителей детей работали (76,4%). Чаще всего в опросе принимали участие служащие бюджетной сферы — 38,8%, наемные рабочие коммерческих структур — 24,6% и домохозяйки — 16,8%. Реже встречались рабочие промышленных предприятий (11,3%), примерно равное число учащихся и безработных (2,9 и 2,4%), в единичных случаях предприниматели-бизнесмены (1,9%), а также неработающие по инвалидности (0,5%).

Результаты

Установлено, что одним из основных требований к качеству медицинской помощи детям является ее доступность. Для ее оценки использовались такие

характеристики, как время, потраченное на путь к лечебному учреждению, время ожидания приема, реализация права свободного выбора учреждения и лечащего врача, возможность получения платных услуг.

Общественным транспортом добираются 53,3% из группы опрошенных, собственные средства передвижения используют 18,6% респондентов, пешком добираются 17,1% граждан. Остальные пользуются транспортом друзей, родственников или знакомых (11,0%). Четверть группы опрошенных (25,2%) затрачивают на дорогу до 15 мин, более трети (34,2%)

— от 15 до 30 мин. Более получаса уходит на дорогу у 40,7% респондентов.

Вместе с тем ответы на вопрос «Легко ли Вам добираться до амбулаторно-поликлинического учреждения?» распределились следующим образом: «очень легко» — ответили 11,2% человек, «довольно легко»

— 25,4%, «по-разному» — 33,5%, «довольно трудно»

— 29,9%. Таким образом, около одной трети пациентов испытывали трудности при посещении данного учреждения. При этом 44,8% респондентов считали, что детская поликлиника расположена достаточно удобно, 34,6% — что неудобно, 20,6% — затруднились ответить. Практически все опрошенные (98,2%) сочли график работы врачей детской поликлиники удобным.

Основная масса пациентов считали, что ожидание приема врача-педиатра в поликлинике не было продолжительным. Так, оказалось, что на ожидание приема среди опрошенных, получивших амбулаторную помощь, до 15 мин потратили 156 (39,3%) пациентов, от 16 до 30 мин — 137 (34,5%). Более продолжительное ожидание — 31—45 мин имело место у 62 (15,5%) респондентов, 46—60 мин — у 24 (6%). Девятнадцати опрошенным (4,8%) пришлось ждать более часа.

Одним из критериев доступности может выступать возможность получения услуг по разумной цене. Платные медицинские услуги были доступны лишь 45,4% семей, в том числе для 22,9% доступность достигалась за счет ограничений в питании и покупке предметов первой необходимости, каждому десятому (10,2%) услуги оплачивал работодатель. Только у 14,3% респондентов имелась материальная возможность оплачивать лечение своего ребенка из личных средств. Соответственно, более чем третьей части из группы опрошенных (37,3%) платные услуги вообще были недоступны. Затруднились с ответом 15,3% родителей, поскольку потребность в платных услугах не возникала (или просто не знают цен).

Вероятность повышения доступности медицинской помощи может также обеспечиваться достаточной информированностью пациентов об их праве на выбор врача. Большинство респондентов (73,9%) указали на отсутствие потребности в реализации права выбора, каждый десятый посетитель (10,3%) не знает о такой возможности. Воспользовались своим правом только 13,8% родителей. Характерно, что лица моложе 25 лет достоверно чаще представителей других возрастных групп получали отказ при желании выбрать другого врача или не знали о таком праве.

social pediatrics

^ Раньше уже были здесь

Г7] Нужное лечение было ^ возможно именно здесь

Доверял направляющему лицу или организации

Очень советовали

Знал человека, который здесь лечился

Не знаю

Очень удобное место расположения Другое

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Почему Вы предпочли это учреждение?».

В целом 40,8% респондентов уверены, что имеют реальную возможность выбора врача-педиатра для своего ребенка. Практически такая же часть опрошенных (40,1%) придерживается противоположного мнения. Для 19,1% граждан возможность выбора врача не имеет значения.

В другое учреждение могли бы обратиться только 47,5% родителей, в то же время не обладали полной уверенностью в наличии такого выбора 23,3% человек. Более трети из группы опрошенных (36,1%) были уверены в невозможности их обращения в другое ЛПУ. Затруднились с ответом 16,4% респондентов.

Среди причин, по которым родители отдают предпочтение именно данному учреждению, преобладает предыдущий опыт обращения в это ЛПУ (рис. 1). Далее следовали ответы «нужное лечение можно получить только здесь» и «доверие к направляющему лицу или организации». Каждому десятому очень советовали данное учреждение. Следовательно, при обращении в конкретное ЛПУ посетители в первую очередь полагались на собственный опыт (37,5%) и учитывали рекомендации сторонних лиц (31,7%).

Доступность медицинских услуг в значительной степени зависит от уровня доверия законных пред-

80 70 605040 3020100

%

76

Квалификация: Щ Высокая Щ Средняя И Низкая

ЁИ Затруднились оценить

11

Рис. 2. Уровень квалификации врачей-педиатров с точки зрения законных представителей несовершеннолетних пациентов, %.

ставителей детей врачам, поскольку чем меньше этой составляющей, тем больше вероятность того, что гражданин предпочтет обратиться в платную поликлинику или примет решение лечить ребенка самостоятельно. Результаты опроса показали, что по возможности большинство из опрошенных граждан (96,8%) всегда приобретали лекарства, назначенные врачом-педиатром. В то же время 27,3% из них не покупали препараты в связи с дороговизной, 18,8% — из-за отсутствия в аптеке, 3,8% — по другим причинам. И только 3,2% опрошенных указали на несогласие с предписаниями лечащего врача. Полученные результаты могут свидетельствовать о высокой степени доверия лечащему врачу.

При оценке межличностных отношений как одной из наиважнейших составляющих качества медицинской помощи нами учитывались доброжелательная и уважительная атмосфера в учреждении, возможность получить от врача нужную информацию. Большинство опрошенных родителей указали на внимательное и уважительное отношение медицинского персонала (соответственно 84,4 и 89,7 на 100 ответивших), деликатность во время беседы (92,5 на 100 ответивших). Понимание лечащим врачом трудностей пациентов отметили 97,8% родителей, из них 65,6% считали уровень понимания очень хорошим. Примерно таким же образом ответы распределились и в отношении другого медицинского персонала.

Достаточно высоко оценили профессиональный уровень всего персонала 22,6% родителей, хорошие оценки поставили 61%. Каждый восьмой (11,9%) указал на средний профессионализм сотрудников. Низкий профессиональный уровень персонала отметили 0,9% опрошенных. Затруднились с ответом 3,5% респондентов.

Большинство респондентов (86,2%) вполне довольны лечащим врачом своего ребенка. Отрицательные ответы получены лишь от 0,3% опрошенных. Затруднились с ответом 8,5% родителей. Отсюда вполне понятно, почему большинство опрошенных —76% респондентов — оценили врача-педиатра, наблюдающего их ребенка, как специалиста высокой квалификации (рис. 2).

Вместе с тем на вопрос «Если вы недовольны (или не вполне довольны) лечащим врачом, то в чем причина?» откликнулись 21,4% респондентов. Среди причин недовольства преобладали указания на излишнюю торопливость и поспешность врача при осмотре пациента (47,3%). Далее следовал ответ «недостаточное внимание к ребенку» (24,3%).

Каждый пятый опрошенный (20,3%) отметил излишнюю медлительность и дотошность доктора, 9,5% указали на неумение врача расположить к себе ребенка или родителей. Среди других причин назывались следующие: низкая компетентность доктора (4,1%), грубость (2,7%) и неаккуратность при манипуляциях (2,7%).

Получение необходимой информации о заболевании и его лечении относится к числу важных медицинских потребностей родителей. Большинство респондентов отметили проблемы, связанные с получением информации у медицинского персонала

социальная педиатрия

Таблица 1 Распределение ответов на вопросы, касающиеся удовлетворенности информацией о болезни и лечении ребенка

Степень удовлетворенности Результаты ответов, %

о болезни о лечении всего

Вполне удовлетворен 61,0 63,2 62,1

Более или менее удовлетворен 30,2 29,3 29,8

Мне это безразлично 1,8 0,6 1,2

Не очень удовлетворен 4,8 4,5 4,7

Совсем не удовлетворен 2,1 2,4 2,3

Итого... 100,0 100,0 100,0

(60,9%), в том числе у каждого восьмого (11,9%) они возникали очень часто (табл. 1).

С подобными трудностями никогда не сталкивались 39,1% опрошенных, в том числе 9,8% — никогда не интересовались такой информацией. И тем не менее у 89,9% родителей сложилось вполне понятное представление о болезни ребенка, 4,1% респондентов не получили какой-либо информации. Остальным (6%) сведения о заболевании были изложены не очень понятно. Соответственно, 91,2% опрошенных были удовлетворены тем, насколько подробно им рассказали о болезни ребенка. Остались неудовлетворенными 6,9% родителей, 2,1% респондентов выразили по данному вопросу безразличие. Аналогичные ответы были получены и на вопросы о разъяснениях, касающихся лечения ребенка. Полученные данные доказывают, что высокий уровень удовлетворенности полнотой информации о лечении в 99,5% случаев объяснялся достаточно хорошим уровнем его обсуждения. Вполне закономерно, что родители, оставшиеся недовольными информацией о лечении, в 83,3% указали на плохое обсуждение с ними данного вопроса. В целом 92,4% опрошенных оценили беседу по лечебным мероприятиям на «хорошо». Такого же мнения придерживается и большинство респондентов (89,3%) в отношении качества обсуждения вопроса о дальнейшей тактике ухода за ребенком.

Право родителей на информированное согласие на медицинское вмешательство в большинстве случаев (94,3%) соблюдается. При этом подавляющее число респондентов (79,3%) утверждают, что давали его в письменной форме. В то же время просьба высказать мнение о том, имеют ли родители право на полную информацию о состоянии здоровья ребенка, у 15,1% респондентов вызвала затруднения.

Значительное психологическое воздействие на пациентов оказывает уровень комфортности помещений ЛПУ, поскольку уютное помещение позволяет несколько снизить напряженное состояние пациента. Соответственно данный параметр косвенно может свидетельствовать о качестве медицинского обслу-

живания. Оценили учреждение как достаточно комфортабельное и уютное 56% опрошенных родителей, только 15,8% респондентов поставили высокие оценки. Считали условия недостаточно комфортными 20,3% опрошенных. Для 16,5% родителей показатель комфорта был безразличен. Остальные посетители (7,3%) указали на полное отсутствие комфорта.

Согласно полученным результатам, помощь, которую оказало учреждение, помогла справиться с проблемами 77,5% семей, в том числе в полной мере — 23,1%. Отсутствие результата, а также отрицательный результат отметили 3,1% опрошенных в 61,6% случаях, «более или менее удовлетворительный» — 31,3%. Остальные родители (7,2%) указали на полное или частичное отсутствие соответствия услуг их потребностям.

В ходе опроса проанализировано участие законных представителей детей в оценке качества амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. Большинство из них никогда не привлекались к обсуждению вопросов деятельности учреждения и качества оказанной их детям помощи.

Несмотря на то, что у 39,1% родителей дети уже наблюдались в данном учреждении, более половины из них (53,3%) ни разу не привлекались к обсуждению вопросов, связанных с деятельностью поликлиники (диспансера) и оценкой качества медицинской помощи. Они считали, что их мнение достаточно серьезно принималось во внимание в 81,9% случаев, в том числе более трети из их группы (31,6%) верили, что данное мнение учитывается очень часто, а 50,8% респондентов думали, что результаты участия лишь иногда принимаются во внимание. Позитивное отношение к участию в такой работе высказали 59,7% родителей, практически каждый четвертый опрошенный (23,6%) относится к ней безразлично. Не нравится участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов 16,6% родителей.

Анализ данных опроса показал, что более половины из группы респондентов (57,6%) деятельность амбулаторно-поликлинического учреждения оценили на «отлично», 27,7% — поставили хорошую оценку, 13,7% — удовлетворительную и только 1% родителей оценили неудовлетворительно. Качеством лечения остались недовольны 40,3% родителей, мотивируя свое мнение следующими причинами: нехваткой лекарственных средств — 54%; отсутствием разнообразных специалистов — 28,8%; плохой организацией реабилитации — 16,6% и низкой квалификацией врачей — 8,6%.

Выявление положительных и отрицательных аспектов диспансерного и консультативного наблюдения также предполагало несколько вариантов ответов. Среди позитивных сторон родители чаще всего отмечали те, которые их устраивали: получение квалифицированной помощи и возможность контакта с врачом по мере необходимости — 55,1 на 100 ответивших. Отметили бесплатность и легкую доступность помощи 42,6 на 100 респондентов. Далее следовали приближенность к месту жительства — 29,0 на 100 ответивших, и возможность комплексного обследования и лечения — 21,7 на 100 ответивших (табл. 2).

social pediatrics

Таблица 2 Позитивные стороны медицинской помощи детям по мнению родителей (в расчете на 100 ответивших)

Варианты ответов На 100 ответивших

Получение квалифицированной помощи 55,1

Возможность контакта с врачом по мере необходимости 55,1

Возможность комплексного обследования и лечения 21,7

Бесплатность, легкая доступность 42,6

Приближенность к месту жительства 29,0

Другое 2,4

В числе отрицательных аспектов деятельности учреждения опрошенные граждане в первую очередь отметили отсутствие социальных льгот (58,6%) и гарантий сохранения медицинской тайны (28,3%). Плохое лечение выделили 12,2%, плохое отношение персонала к больным — 4,9%.

На отсутствие в поликлиниках ряда врачей-специалистов (неврологов, хирургов, отоларингологов и др.), диагностического оборудования (ультразвуковая и функциональная диагностика), а также на наличие устаревшего оборудования указывают 20% родителей. Именно в силу данных обстоятельств часть родителей (15%) для получения консультативно-диагностической помощи прибегают

Таблица 3

Структура распределения ответов на вопрос: «Как, по Вашему мнению, можно улучшить работу учреждения?»

Варианты ответов %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучение персонала этике и психологии общения с пациентом 5,2

Совершенствование профессиональных знаний и умений 12,4

Улучшение технического и лекарственного обеспечения 30,4

Сокращение работы с медицинской документацией 14,2

Материальное поощрение лучших специалистов 22,7

Свободный выбор врача пациентом 12,3

Свободный выбор учреждения пациентом 12,3

Прием на работу на конкурсной основе 2,8

Смена администрации учреждения —

Другое 1,8

к платным медицинским услугам. В целом наличие в детских поликлиниках платных медицинских услуг отмечают 31,1% родителей. Наиболее часто пользуются платными услугами врача-стоматолога (32%).

Определенная степень удовлетворенности помощью, которую их ребенок получил в амбулаторно-поликлинических условиях, отметили 87,2% респондентов. Хороший уровень удовлетворенности медицинской помощью подтверждают следующие результаты. Большинство семей (96,2%) вновь обратились бы за помощью в данное учреждение и рекомендовали бы его своим знакомым и близким.

Для выявления факторов, способствующих улучшению работы лечебного учреждения, посетителям предлагалось выбрать не более трех вариантов ответов на поставленный вопрос или вписать свой вариант ответа. На первом месте в структуре высказанных гражданами пожеланий (30,4%) стоит улучшение технического и лекарственного обеспечения деятельности учреждения (табл. 3).

Каждая пятая рекомендация (22,7%) касается материального поощрения работы лучших специалистов. Далее следуют пожелания о сокращении объема работы врачей с медицинской документацией (14,2%), совершенствовании их профессиональных знаний и умений (12,6%) и возможности реализации права пациента на свободный выбор врача и лечебного учреждения (12,3%). В числе других мероприятий по улучшению деятельности указывалось обучение персонала этике и психологии общения с пациентом (5,2%) и прием на работу на конкурсной основе (2,8%). Следовательно, главенствующее место в повышении качества медицинской помощи пациенты отводят улучшению условий работы (в том числе материальное стимулирование сотрудников) и повышению профессионализма врачей.

Жалобы по поводу качества оказания амбулаторно-поликлинической помощи возникали у 19,2% опрошенных лиц. В основном это были женщины в возрасте 20—29 лет (49,4%) и 30—39 лет (30,7%) с высшим (72,1%) и средним специальным (22%) образованием.

Обсуждение

Опрос законных представителей несовершеннолетних пациентов определил позитивную оценку обеспечения качества медицинской помощи в ЛПУ в целом. Взаимоотношения с врачом характеризовались высокой степенью доверия, внимательным и уважительным отношением, полным пониманием проблем пациента. Большинство родителей были довольны лечащим врачом и считали его квалифицированным специалистом. Неудовлетворенность врачом-педиатром обусловливалась его поведением при осмотре ребенка (торопливость или медлительность, недостаточно внимательное отношение к пациенту).

Среди позитивных сторон участники опроса выделили получение квалифицированной помощи, ее бесплатность и легкую доступность, возможность контакта с врачом по мере необходимости. Достиже-

социальная педиатрия

ние высокого качества медицинской помощи родители видят в улучшении условий работы медицинского персонала (в том числе материальное стимулирование сотрудников) и повышении профессионализма врачей. Отсутствие разнообразных специалистов, гарантий сохранения медицинской тайны, нехватка лекарственных средств и плохая организация реабилитации негативно воспринимались родителями. Вместе с тем при анализе полученных данных нужно учитывать особенности индивидуального развития детей и особенности адаптации родителей к болезни ребенка [12, 13].

Таким образом, первичная амбулаторно-поли-клиническая помощь детям достаточно высоко оценивалась родителями, поскольку вполне соответствовала индивидуальным нуждам пациентов. Финансирование/Funding:

Авторы заявляют об отсутствии финансовой поддержки.

The authors declare the lack of funding. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гасиловская Т.А., Садыков М.М. Значение опроса родителей в экспертизе качества педиатрической амбулаторно-поликлинической помощи. Рос. педиатр. журн. 2009; (6): 43—7.

2. Шулаев А.В., Гатауллина Г.С. Удовлетворенность родителей организацией лечения в детских поликлиниках мегаполиса в условиях модернизации муниципального здравоохранения. Здраво-охр. Рос. Федерации. 2010; (6): 41—5.

3. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Булгакова В.А., Антонова Е.В., Смирнов И.Е. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы. Рос. педиатр. журн. 2013; (5): 4—14.

4. Байбарина Е.Н., Филиппов О.С., Гусева Е.В. Модернизация службы охраны материнства и детства в Российской Федерации: результаты и перспективы. Акуш. и гин. 2013; (12): 4—9.

5. БарановА.А., Альбицкий В.Ю., Терлецкая Р.Н., Зелинская Д.И. Многоуровневая система оказания медицинской помощи детскому населению. Вопросы современной педиатрии. 2014; 13 (2): 5—10.

6. Жданова Л.А., Бобошко И.Е., Рунова О.С. Оптимизация работы детской поликлиники в условиях реформирования здравоохранения. Опыт Ивановской области. Заместитель главного врача. 2014; 98 (7): 16—24.

7. Баранов А.А., Ильин А.Г., Конова С.Р., Антонова Е.В. Пути повышения качества и доступности медицинской помощи детям в условиях первичного звена здравоохранения. вопросы современной педиатрии. 2009; 8 (4): 5—9.

8. Куликов О.В., Муратова М.В., Тимакова Н.В. Оказание медико-социальной помощи детям и семьям в условиях детской поликлиники. Рос. педиатр. журн. 2013; (6): 11—5.

9. Боброва И.Н., Перепелкина Н.Ю. Удовлетворенность населения доступностью и качеством медицинской помощи, оказанной детям первого года жизни (на примере Оренбургской области). Медицинский альманах. 2011; (2): 28—30.

10. Шулаев А.В., Гатауллина Г.С., Рашитов Л.З. Факторный ана-

лиз удовлетворенности родителей организацией медицинского обслуживания в детских поликлиниках г. Казани. Медицинский альманах. 2011; (6): 19—22.

11. Паниотто В.И., Максименко В.С. Статистический анализ социологических данных. Киев: Издательский Дом «KM Академия»; 2004.

12. Суржик А.В., Сюткина Е.В., Смирнов И.Е., Митиш М.Д. Ритмическая структура прибавки массы тела новорожденных детей и особенности их физического развития в старшем возрасте. Рос. педиатр. журн. 2009; (6): 12—5.

13. Мазурова Н.В. Особенности адаптации родителей к болезни ребенка. Рос. педиатр. журн. 2013; (5): 50—6.

REFERENCES

1. Gasilovskaya T.A., Sadykov M.M. The value of the survey of parents in the quality examination of pediatric outpatient care. Ros. pediatr. zhurn. 2009; (6): 43—7. (in Russian)

2. Shulaev A.V., Gataullina G.S. Parent satisfaction the organization of treatment in the children's polyclinics of a megacity in the conditions of modernization of municipal health. Zdravookhr. Ros. Federatsii. 2010; (6): 41—5. (in Russian)

3. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Ilin A.G., Bulgakova V.A., Antonova E.V., Smirnov I.E. Scietific research in pediatrics: directions, achivements, prospects. Ros. pediatr. zhurn. 2013; (5): 4—14. (in Russian)

4. Baybarina E.N., Filippov O.S., Guseva E.V. Modernization of security service of motherhood and the childhood in the Russian Federation: results and prospects. Akush. i gin. 2013; (12): 4—9. (in Russian)

5. Baranov A.A., Al'bitskiy V.Yu., Terletskaya R.N., Zelinskaya D.I. Multilevel system of delivery of health care to the children's population. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2014; 13 (2): 5—10. (in Russian)

6. Zhdanova L.A., Boboshko I.E., Runova O.S. Optimization of work of children's policlinic in the conditions of reforming of health care. Experience of the Ivanovo region. Zamestitel' glavnogo vracha. 2014; 98 (7): 16—24. (in Russian)

7. Baranov A.A., Il'in A.G., Konova S.R., Antonova E.V. Ways of improvement of quality and availability of medical care to children in the conditions of primary link of health care. Voprosy .sovremennoy pediatrii. 2009; 8 (4): 5—9. (in Russian)

8. Kulikov O.V., Muratova M.V., Timakova N.V. Delivery of medical and social care to children and families in conditions of childrens polyclinics. Ros. pediatr. zhurn. 2013; 6: 11—5. (in Russian)

9. Bobrova I.N., Perepelkina N.Yu. Satisfaction of the population the availability and quality of medical care provided to the children in the first year of life (on the example of Orenburg region). Meditsinskiy al'manakh. 2011; (2): 28—30. (in Russian)

10. Shulaev A.V., Gataullina G.S., Rashitov L.Z. The factorial analysis of satisfaction of parents with the organization of medical care in children's policlinics of Kazan. Meditsinskiy al'manah. 2011; (6): 19—22. (in Russian)

11. Paniotto V.I., Maksimenko V.S. StatisticheskiyAnalysis of Sociological Data. [Statisticheskiy analiz sotsiologicheskikh dannykh]. Kiev: «KM Akademiya»; 2004. (in Russian)

12. Surzhik A.V., Syutkina E.V., Smirnov I.E., Mitish M.D. Rhythmic structure of body weight gain in neonatal infants and the specific features of their physical development in older age. Ros. pediatr. zhurn. 2009; (6): 12—5. (in Russian)

13. Mazurova N.V. Pecculiarities of parents adaptation to the childs illness. Ros. pediatr. zhurn. 2013; (5): 50—6. (in Russian)

Поступила 18.01.16

Сведения об авторах:

Шмелев Игорь Анатольевич, канд. мед. наук, доц., каф. медицинского права и биоэтики Самарского государственного медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.