УДК Б14.2.07
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОШЬЮ РАБОТНИКОВ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЫ РЕСПУБЛИКИ ЙЕМЕН
И.А. Камаев1, Абдуль Салам М.А. Аль-Дараси2, Ю.А. Елина3,
'ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»,
2Городской отдел здравоохранения и народонаселения, г. Тайз, Республика Йемен,
3МЛПУ «Городская больница № 1», г. Н. Новгород
Елина Юлия Александровна - e-mail: [email protected]
Состояние здравоохранения во многом определяется по удовлетворенности медицинских работников оказываемой медицинской помощью. Качество медицинской помощи республики Йемен находится на низком уровне. Коллективом авторов проведено изучение удовлетворенности медицинской помощью работников многопрофильной больницы республики Йемен. Определены недостатки, ухудшающие качество медицинской помощи и ограничивающие системное управление качеством.
Ключевые слова: Республика Йемен, удовлетворенность медицинской помощью медицинских работников, качество медицинской помощи.
In many ways public health condition is defined by medical staff's contentment of rendering medical aid. The quality of medical aid is on the low level. The group of authors took a study of multifield hospital staff's contentment by medical aid in the Republic of Yemen. There were formed some weaknesses worsening the quality of medical aid and restricting system quality management.
Key words: the Republic of Yemen, Multifield hospital staff's contentment by medical aid.
Введение
Йемен относится к числу крайне неблагоприятных стран в плане здравоохранения. Ухудшение социальнодемографических показателей на фоне ежегодного роста затрат на здравоохранение в Республике Йемен ставит перед организациями здравоохранения важнейшую задачу повышения качества медицинской помощи [1, 2].
Наряду с удовлетворенностью пациентов, как одного из главных показателей качества, изучается и мнение медицинских работников [3, 4].
В девяностых годах прошлого века в России проводилось исследование по изучению мнения врачей о путях улучшения качества работы лечебно-профилактических учреждений. Ю.П. Лисицын (1992) сообщает следующее: «Наиболее
значимым для повышения качества медицинского обслуживания врачи посчитали улучшение оснащенности ЛПУ медицинской техникой, на второе место ими было поставлено повышение квалификации, на третье - материальная заинтересованность, на четвертое - улучшение работы вспомогательных кабинетов» [5].
Материалы и методы
Коллективом авторов проведено комплексное изучение удовлетворенности медицинской помощью медицинских работников многопрофильной больницы г. Тайз Республики Йемен. Работа проводилась с помощью специальной, разработанной нами анкеты. Социологический опрос был проведен среди 204 заведующих отделениями, врачей и среднего медицинского персонала.
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Результаты и их обсуждение
В исследовании принимали участие 35% медицинских работников, имеющих среднее трехгодичное сестринское образование, полученное после 9 классов школы, 25% -имеющих среднее трехгодичное сестринское образование, полученное после 12 классов школы, врачи, получившие медицинское 5-6-летнее образование составляли 32%, специалисты - 4%, имеющие ученую степень - 4%. Соотношение сестринского и врачебного персонала составило 2:1. Большинство медицинских работников достаточно длительно работают в здравоохранении: стаж работы более 5 лет имеют 21% респондентов, более 10 лет - 42%. Среди сестринского персонала выявлено 17,1% работающих в здравоохранении более 15 лет, а среди врачебного - только 6,7%. Средний стаж работы в учреждениях системы здравоохранения - 10,85±0,35 года. При этом стаж работы в данном ЛПУ более 5 лет имеют 25%, а более 10 лет - 32%. Данный факт говорит о нежелании менять работу из-за нестабильного положения других ЛПУ города. Следует отметить достаточно большую долю медицинского персонала, работающего от 1 года до 5 лет - 28%. Средний стаж работы в исследуемой больнице - 9,78±0,31 года.
Среднемесячный заработок анкетируемого персонала составил 239,38±11,2 доллара. Менее 100 $ получают 5,4%. Данная группа представлена только лицами, имеющими среднее медицинское образование, полученное после 9 классов школы. Заработную плату от 100 до 200 $ получают большинство опрошенных - 55%. Такой доход имеют более половины врачей (53,2%) и две трети среднего медицинского персонала (58,9%). Доход от 200 до 300 $ получают 21,3% респондентов. Имеет такой доход третья часть врачей (29,8%) и только 12% медицинских сестер. Свыше 500 $ не получает никто. При этом 79,2% анкетируемых отметили, что имеют фиксированный оклад и премии.
Большая доля респондентов считают, что оплата не зависит от количества и качества обслуживаемых пациентов -39,2%. Однако 40,4% опрошенных испытали затруднение при ответе на данный вопрос, что является показателем незаинтересованности в форме оплаты труда. Только 7,1% медицинских работников считают, что заработная плата зависит от качества обслуживания больных и 6,3% - от количества обслуживаемых больных. Следует отметить тот факт, что в Республике Йемен существует фиксированная заработная плата медицинских работников, сохраняющаяся за ними в случае смены рабочего места. Соотнесение средних заработков по больнице с заработной платой работников других сфер экономики страны позволяет констатировать невысокий уровень оплаты труда в государственных медицинских учреждениях.
При столь низкой заработной плате нами были изучено наличие дополнительных заработков. Следует отметить, что десятая часть медицинских работников имеют дополнительный доход вне медицинской сферы: среди лиц со средним медицинским образованием - 9,9%, среди врачей - 10,4%. Выяснено, что ответившие респонденты чаще имеют бизнес в сфере услуг. В медицинской сфере дополнительный доход имеют 30,4% респондентов. Среди врачебного персонала подрабатывают в частных клиниках 51,9%, среди медицинских сестер - 15,7%. При характеристике дополнительной работы анкетируемые наиболее часто называли фармацев-
тический бизнес, частные медицинские услуги на дому. Материалы опроса свидетельствуют, что даже наличие дополнительных заработков не позволяет большинству респондентов компенсировать материальные потребности своих семей.
Отношение к работе в некоторой степени характеризует сведения о возможной смене места работы. Желание продолжать профессиональную деятельность высказали 54,2% опрошенных. Однако сохранение данного места работы только при увеличении заработной платы характерно для 37,1%, а вне зависимости от материальных причин - только 17,1%.
Желание сменить работу выразила почти половина опрошенных медицинских работников - 45,8% (рис. 1). В качестве основных причин отказа от дальнейшей работы в отрасли отмечены следующие: неудобный график работы (20,8%), неудовлетворительные условия труда (5,4%), отсутствие возможности профессионального роста (6,3%), плохое здоровье (5,8%), недостаточная заработная плата (0,8% ответов), плохие взаимоотношения в рабочем коллективе, с начальством (0,4%).
Основные причины смены работы, %.
Среди профессиональных факторов, непосредственно влияющих на здоровье медицинских работников, важная роль принадлежит режиму и интенсивности труда. График работы в больнице у большинства респондентов дневной, нормированный по времени - 35%. Данный режим работы более характерен для заведующих отделениями - 75% и врачей - 41,6% (таблица 1).
ТАБЛИЦА 1.
Распределение различных режимов работы среди врачебного и сестринского персонала, ''
График работы заведующие отделениями врачи медицинские сестры
дневной нормированный график 75 41,6 22,7
дневной ненормированный по времени 5 13 5,3
только суточные/ночные дежурства 10 6,5 15,2
смешанный (работа в дневное время+суточные/ноч-ные дежурства) 5 29,8 32,6
чередование по дням недели дневного и ночного времени работы 5 9,1 24,2
всего 100 100 100
Частоту ночных дежурств более 4 в месяц как фактор, неблагоприятно влияющий на состояние здоровья медицинских работников, отметила почти половина респондентов - 47,9%. Для увеличения заработной платы
медработники соглашаются на совместительство, дополнительные дежурства, при этом нередко подвергая себя чрезмерным нагрузкам в ущерб своему здоровью. Чередование по дням недели дневного и ночного времени имеют 16,7% медицинских сестер. Анализируя график работы среди медработников в зависимости от профиля, мы выявили, что наиболее неблагоприятный для здоровья график работы отмечен у среднего медперсонала хирургического профиля, в данных группах треть медработников постоянно работают только в суточном и ночном режиме. Следует отметить, что заработная плата в частных клиниках значительно больше, чем в государственных, поэтому при совпадении времени дежурств предпочтение отдается работе в частной клинике, что, естественно, отражается на качестве обслуживания пациентов.
По данным анкетирования почти треть (27,9%) медработников имеют продолжительность рабочего времени на основной работе более 40 часов в неделю. Нормальную продолжительность рабочего времени (40 часов) имеют только 35,4% респондентов. Считают превышение графика рабочего времени свыше 50 часов или непрерывную работу более 24 часов как фактор, неблагоприятно влияющий на здоровье, 52,9% медицинских работников. Это нарушает нормальный режим труда и отдыха, вызывая переутомление и снижая стрессоустойчивость работников.
Трудовую активность медицинских работников следует считать высокой и по многим параметрам существенно превышающей гигиенические нормативы и имеющую ряд организационных особенностей, негативно влияющих на здоровье. Среди медработников каждый третий испытывал частое нервно-эмоциональное напряжение (33,3%), каждый пятый (24,6%) - недостаточную двигательную активность и работу в неудобной позе, каждый десятый (13,3%) - статические перегрузки (таблица 2).
ТАБЛИЦА 2.
Присутствие неблагоприятных профессиональных факторов, по мнению медицинских работников, %
Высокое нервно-эмоциональное напряжение, физические перегрузки, гипо- или гипердинамия, мышечное напряжение, возникающее при длительной статической нагрузке и вынужденной рабочей позе, являются наиболее распространенными в исследуемой профессиональной среде, поскольку на их присутствие в своей деятельности указали большинство медработников.
Проблема улучшения условий труда медицинских работников параклинических служб встает довольно остро. Чрезмерное напряжение зрительного и слухового анализаторов отметили 31,3% респондентов. Почти одна десятая
(8,3%) респондентов работает во вредных и неблагоприятных условиях труда. При этом 91,3% анкетируемых не получали компенсационные денежные выплаты за работу во вредных и опасных для здоровья условиях.
Кроме производственно-организационных факторов нами также были изучены взаимоотношения в рабочем коллективе, удовлетворенность избранной профессией и оплатой труда, наличие профессиональных планов, представленных нами в блоке профессионально-психологических вопросов.
При изучении взаимоотношений на работе было отмечено, что для большинства респондентов сложилась благоприятная производственная атмосфера. Преобладание дружеских отношений отметили 85 из 100 опрошенных медработников. Положительные качества характера наиболее ярко отражены среди заведующих отделениями. В частности, взаимопомощь и взаимовыручка, по мнению коллектива медицинских работников, свойственна преимущественно заведующим отделениям (наибольшее число 4- и 5-балльных оценок) и в меньшей степени проявляется среди врачей и медицинских сестер (рис. 2).
заведующие о (делениями врачи медицинские сестры
1.1 балл
2.2 балла А 31,8
3.3 балла 8
4.4 балла уА 30
5.5 баллов У 7 ^ .24,®\ / \
6. Нет ответа /и/
у, 9 15
/ 10
§,2
0
12 3 4 5 6
РИС. 2.
Распространенность в медицинской среде взаимопомощи и взаимовыручки, %.
Честность и порядочность также в большей мере, по мнению медицинских работников, свойственны врачам и заведующим отделениями (45,5% и 40% 4- и 5-балльных оценок соответственно) (рис. 3). Также более присущи заведующим отделениями высокая культура поведения (рис. 4).
заведующие отделениями — врачи медицинские сестры
1.1 балл
2.2 балла 3.3 балла 745°'8
4.4 балла 5.5 баллов у 30
6. Нет ответа / ^ ^24,0/ \
у,9 15 чЧ
/ * 10
^2 ^ В,2 * > §,2
0
12 3 4 5 6
РИС. 3.
Распространенность в медицинской среде честности, порядочности, %.
неблагоприятные профессиональные факторы нет, никогда иногда почти всегда всего
нервно-эмоциональное напряжение 10,8 55,8 33,4 100
работа в неудобной физиологической позе 25 50,4 24,6 100
физические перегрузки 48,8 39,9 11,3 100
статические и динамические перегрузки 32,5 54,2 13,3 100
недостаточная двигательная активность 25,8 52,5 21,7 100
чрезмерное напряжение анализаторных систем 19,2 49,5 31,3 100
частота ночных дежурств более 4 раз в месяц 23,8 47,9 28,3 100
превышение графика рабочего времени 20 52,9 27,1 100
IVK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
РИС. 4.
Распространенность в медицинской среде мнения о высокой культуре поведения, %.
Важно подчеркнуть, что существующая система оплаты труда предусматривает взаимосвязь только с объемом деятельности и не предполагает материальной стимуляции персонала больницы к повышению качества своего труда. Это подтверждается материалами социологического опроса, по результатам которых большинство респондентов (39,1%) на вопрос о наличии связи размера заработка с количеством и качеством обслуживания больных ответили отрицательно. Связь с количеством пролеченных пациентов отметили 6,3%, с качеством лечебно-диагностического процесса -7,1% опрошенных. Остальные 47,5% анкетируемых работников не смогли дать четкого ответа на данный вопрос.
Достаточно разноречивые ответы были получены также при изучении функциональных полномочий по оценке КМП в больнице. Так, 44,2% респондентов в качестве лиц, ответственных за данный раздел работы, указали администрацию больницы (главный врач, его заместители, заведующие отделениями); 22,1% - отписали данную функцию органам управления здравоохранения; 2,1% - страховым медицинским организациям и профессиональным медицинским ассоциациям; 15,8% - независимым экспертам и такое же количество опрошенных высказали предположение, что данной деятельностью в больнице вообще никто не занимается.
В целях исследования отношения медперсонала к работе, удовлетворенности трудом и профессиональной карьерой респондентам был предложен вопрос об их соответствии занимаемой должности. Большинство опрошенных медработников (58%) высказали мнение о соответствии занимаемой должности. При этом 21,3% считают, что образовательный уровень полностью соответствует занимаемой должности, а 36,7% - не полностью. 17,1% анкетируемых указали на несоответствие занимаемой должности.
При изучении существующих стандартов (нормативов) обеспечения качества лечебно-диагностического процесса установлено, что большая часть сотрудников (72,5%) твердо убеждена в их отсутствии. Вместе с тем, 7,5% опрошенных ответили, что таковые существуют, причем на все виды медицинской помощи. Кроме того, 6,3% медработников уточнили, что стандарты существуют только для лечения
больных с определенными видами заболеваний, 8,8% отметили их распространение только на клиниколабораторные исследования и 1,3% - только на используемые при лечении медикаменты.
В целях изучения условий оказания медицинской помощи - ведущего компонента системы оценки КМП, анкетируемым было предложено оценить возможность оказания качественной медицинской помощи при существующих условиях труда по ряду позиций.
Анализ полученных ответов позволил установить, что по размеру и расположению рабочих помещений полное соответствие отметили только 30,4%, неполное - 55,0% и абсолютное несоответствие - 14,6% опрошенных. Почти такое же процентное соотношение ответов было получено и по вопросам обеспеченности лечебно-диагностического процесса необходимым температурным режимом, вентиляцией, водоснабжением, санитарно-техническим состоянием помещений и освещенностью рабочего места.
Вместе с тем, по мнению медицинского персонала, гораздо хуже наблюдается ситуация с обеспечением медикаментами, инструментарием и другим необходимым инвентарем. По данной позиции неполное соответствие было отмечено в 51,3% ответов, полное несоответствие - в 41,3% анкет. Аналогичная обстановка наблюдается и в отношении исправности и технической безопасности приборов, оснащенности современной медицинской техникой и оборудованием, обеспеченности спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, транспортом, современными средствами связи и компьютерной техникой.
Заключение
Проведенный социологический опрос работников государственного больничного учреждения позволяет констатировать низкий уровень обеспечения лечебнодиагностического процесса, отсутствие стимулирующих форм оплаты труда, недостаточную осведомленность медицинского персонала о системе и показателях качества лечебно-диагностического процесса, а также ряд организационных недостатков, ограничивающих системное управление качеством медицинской помощи.
Основными показателями качества оказываемой медицинской помощи должна стать и удовлетворенность самого медработника результатами своего труда.
и
ЛИТЕРАТУРА
1. Annual Statistical Health Report Yemen. 2010.
2. Weingart S.N., Pagovich O., Sands D.Z, Li J.M., Aronson M.D., Davis R.B., Phillips R.S. and Bates D.W. Patient-reported service quality on a medicine unit. International Journal of Quality in Health Care. 2006. № 18. Р. 95-101.
3. Бронтвейн А.Т. Больничная помощь: стратегия непрерывного улучшения качества. Главврач. 2008. № 1. С. 5-15.
4. Вялков А.И. Управление качеством в здравоохранении. Проблемы управления здравоохранением. 2003. № 1. С. 5-12.
5. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: проблемные лекции: учеб. пособие. М.: Медицина, 1992. 512 с.