ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ИД И РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Факторы, обусловливающие качество жизни медицинских работников
Руженков В.А., Сергеева Е.А., Москвитина У.С.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия
Ruzhenkov V.A., Sergeeva E.A., Moskvitina U.S.
Belgorod National Research University, Russia
The factors contributing to quality of life medical workers
Резюме. Изложены данные о содержании понятия«качество жизни»и его составляющей«качество трудовой жизни». Приводится информация о качестве жизни медицинских работников и факторах, его определяющих. Описываются социально-экономические факторы, влияющие на качество жизни медицинского персонала и создающие предиспозицию формирования синдрома эмоционального выгорания. Ключевые слова: качество жизни, качество трудовой жизни, врачи, медицинские сестры, социально-экономические факторы, синдром эмоционального выгорания.
Медицинские новости. — 2015. — №10. — С. 19-23. Summary. Presents data on the content of the concept of«quality of life»and its component«quality of working life». Provides information about the quality of life of health workers and the factors determining it. Describes the socio-economic factors affecting the quality of life of medical personnel and creating predisposition of formation burnout syndrome.
Keywords: quality of life, quality of work life, doctors, nurses, socio-economic factors, burnout syndrome. Meditsinskie novosti. - 2015. - N10. - P. 19-23.
Качество жизни - междисциплинарное научное направление, которое изучает природно-социально-психологи-ческие условия человеческого существования (А.М. Трофимов, И.Г. Мальганова, 2005). В структуру качества жизни входят потребности и интересы личности, условия ее жизни, виды деятельности человека (труд, быт, отдых), включая как объективные, так и субъективные составляющие (М.А. Нугаев с соавт., 1998; Е. Плахова, 2003). В рамках биопсихосоциального подхода качество жизни рассматривается как системное понятие, интегрирующее в себе человека как биологическое существо, его духовность, жизнедеятельность и социальные условия (В.П. Васильев, 2007). Качество жизни, как сложная социально-экономическая категория, отражает фактический уровень потребления материальных, социальных и духовных благ и услуг; степень удовлетворения рациональных потребностей в этих благах и услугах, а также условия в обществе для удовлетворения и развития этих потребностей (С.А. Айвазян, 2000).
Понятие «качество жизни» в современном контексте включает в себя оценку также и условий жизнедеятельности людей с точки зрения возможностей развития человеческого потенциала. В отсутствие общепринятого понимания эта категория стала использоваться как так называемое «зонтичное» понятие, когда каждый исследователь конкретизирует его в зависимости от целей своего исследования. Рассматривать качество жизни можно только с учетом качества трудовой жизни,
образования и здравоохранения (Е.С. Садовая, В.А. Сауткина, 2012).
Качество жизни не тождественно уровню жизни, поскольку различные экономические показатели дохода выступают только одним из многих критериев качества жизни (Ю. Крупнов, 2005). Основные свойства качества жизни формируются в процессе взаимодействия населения с внешними по отношению к нему объектами (Е.Н. Калайдин, 2012), при этом рассматриваемые категории субъективны и их количественное выражение зависит от времени и места работы.
С точки зрения деятельностного подхода, цели качества жизни определяются как удовлетворение человеческих потребностей в локальном сообществе или в обществе в целом. Исследования указывают на то, что эффективное социально-эмоциональное функционирование является движением в направлении удовлетворения потребностей высшего порядка, т.е. самореализации. Это может быть достигнуто только после удовлетворения потребностей низшего порядка - биологических и потребностей в обеспечении безопасности (P.M. Нугаев, М.А. Нугаев, 2003). Уровень самоактуализации личности рассматривается как объективный критерий реалистичности оценки собственного качества жизни (A. Jones, R. Cradall, 1986). Иерархия потребностей А. Маслоу (2008), включает следующие потребности (по степени нарастания): физиологические, безопасность, любовь/принадлежность к чему-либо, уважение, познание, эстетические, самоактуализация. Причем «познание»,
«эстетические» и «самоактуализация» относятся к потребности в самоактуализации (в личностном росте).
На формирование и структуру качества жизни оказывают влияние три фактора (Г.Ю. Злобина, 2007):
1. Жизненный потенциал человека (внутренние возможности осуществлять жизненные процессы, реализовывать жизнедеятельность).
2. Результативные характеристики жизнедеятельности в соотнесенности с имеющимися у человека потребностями, целями и ценностями.
3. Внешние возможности (своеобразная способность социальной среды позволить реализовать свой жизненный потенциал).
Таким образом, качество жизни человека зависит как от собственного жизненного потенциала и потребностей, так и от социальных условий, способствующих (или препятствующих) реализации указанного потенциала и удовлетворения потребностей.
И.С. Попов (1977), И.В. 1ришина с соавт. (2012) качество жизни рассматривают как комплексную, интегральную характеристику экономических и неэкономических факторов, определяющих положение человека в современном обществе. Качество жизни есть интегральное понятие, характеризующее уровень комфортности общественной и природной среды для жизни и труда человека, уровень его благосостояния, социального, духовного и физического здоровья (С.А. Меркушев, 1997).
Общим исходным моментом разнообразных трактовок понятия «качество
Проблемы общественного здоровья и реформирование здравоохранения |
жизни» является обеспеченность и удовлетворенность населения совокупностью потребностей и благ. Качество жизни рассматривается как категория, характеризующая условия жизни и ориентированная на оценку степени удовлетворения потребностей (А.М. Трофимов, И.Г. Маль-ганова, 2005).
В аспекте оценки уровня качества жизни выделяют (С.В. Сарайкина, 1996; А.А. Мироедов, 2008) два варианта индикаторов качества жизни: объективные (природные и социальные) и субъективные (оценка удовлетворенности жизнью -когнитивная и эмоциональная). Рассматривая качество жизни как совокупность характеристик условий жизни населения, И.И. Елисеева (2003) выделяет семь интегральных показателей, оценивающих отдельные его свойства:
1. Качество населения: рождаемость, смертность, заболеваемость, ожидаемая продолжительность жизни; семья и брак (способность создавать и сохранять семью, разводы); уровень образования и квалификация.
2. Благосостояние (доходы, уровень потребления, сбережения). Этот показатель немыслим без оценки внутреннего валового продукта (ВВП), индекса потребительских цен, уровня безработицы.
3. Условия жизни населения (обеспеченность жильем, доступность и уровень развития здравоохранения и образовательных учреждений, культура и возможность эффективно провести свободное время, географическая мобильность).
4. Информированность населения (доступ к средствам массовой информации, Интернет, сотовая связь).
5. Социальная безопасность (условия труда, социальное обеспечение, физическая и имущественная безопасность).
6. Качество окружающей среды (техногенное загрязнение воды, воздуха, почвы).
7. Природно-климатические условия (стихийные бедствия, землетрясения, наводнения и т.п.).
Компонентами качества жизни являются (В.Н. Бобков, 2007): качество общества, качество трудовой и предпринимательской жизни, качество социальной инфраструктуры, качество окружающей среды, личная безопасность людей и удовлетворенность качеством жизни (субъективные оценки). Исходя из этой позиции, в исследованиях качества жизни больных учитывается только последний параметр - субъективные оценки людьми своего экономического и социального положения, что не дает объективного представления, особенно в отношении лиц с психическими рас-
стройствами, хотя в биомедицинских исследованиях качество жизни определяется как интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования больного, основанная на его субъективном восприятии (С.В. Соловьев, А.Г. Наймушина, 2011).
Важное значение в оценке качества жизни имеют доходы населения в соотнесенности с бюджетом прожиточного минимума (БПМ). Эти бюджеты ограничивают возможности социализации индивидов в трудовую сферу и недостаточны для выполнения ими социальных ролей родителей. Система потребительских бюджетов разного уровня классифицируется следующим образом (В.Н. Бобков, 2009):
1. Наиболее нуждающиеся - доходы ниже БМП.
2. Низкообеспеченные - доходы выше БПМ, но ниже 3 БПМ.
3. Обеспеченные ниже среднего уровня - доходы выше 3 БПМ, но ниже 7 БПМ.
4. Среднеобеспеченные - доходы выше 7 БПМ, но ниже 11 БПМ.
5. Высокообеспеченные - доходы выше 11 БМП.
Одной из наиболее известных (В.М. Гусаров, 2007; В.В. Бушуев с соавт., 2010; Е.С. Садовая, В.А. Сауткина, 2012) и широко применяемых в международной практике систем объективного оценивания и сравнения качества жизни в странах мира является используемый в Программе развития ООН индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП, включающий три показателя:
1. Здоровье и долголетие, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
2. Доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием.
3. Достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности.
Страны классифицируют по значению ИРЧП: высокий уровень (0,8-1,0), средний (0,5-0,8), низкий (0,0-0,5). По уровню ИРЧП (более 0,8) Россия относится к странам с высоким индексом развития человеческого потенциала, при этом отличается высоким показателем образования населения и низким показателем продолжительности жизни.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря
1948 г.), каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию, по не зависящим от него обстоятельствам. Такая трактовка получила в литературе название «узкая». В ее рамках уровень жизни определяется как уровень и степень удовлетворения потребностей населения в благах и услугах. И наоборот - уровень удовлетворения потребностей определяется уровнем жизни населения (И.Н. Маяцкая, 2013).
Государственная работа по определению качества жизни проводится через систему индексов качества жизни (Ю.В. Крупнов, 2005) и включает три блока индикаторов:
1. Первый - характеризует здоровье населения и демографическое благополучие (оцениваются по уровню рождаемости, продолжительности жизни, естественному воспроизводству).
2. Второй - отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилище, питание, работа) и социальной сферой (здравоохранение, безопасность, справедливость власти, доступность образования).
3. Третий блок оценивает духовное состояние общества. Оценивается по числу, характеру и спектру творческих инициатив, частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей, криминальной обстановке и уровню алкоголизации населения.
Исследование качества жизни носит комплексный характер (Р.Р. Яппарова, 2012) и позволяет получить представление о реальной социальной ситуации, определить потенциальные возможности перспективы развития социальных субъектов разного уровня - от индивида до отдельного региона и страны (А.В. Щеткин, 2007).
Одна из составляющих качества жизни - качество трудовой жизни. Качество трудовой жизни - это индивидуальная оценка человеком своего положения в рабочей среде, соответствие этого положения личным целям, планам, профессиональной подготовке, возможностям и состоянию общества (Л.А. Карасева, 2006). Качество трудовой жизни - это интегральное понятие, всесторонне характеризующее уровень и степень благосостояния, социального и духовного развития человека через его деятельность в организации (П.Е. Шпендер, 2003).
Проблемы общественного здоровья I и реформирование здравоохранения
Наиболее значимые для определения уровня качества трудовой жизни детерминанты: достойное место работы, возможность профессионального роста, безопасные условия труда, полезность труда, социально-бытовая инфраструктура предприятия, уровень организации и содержательности труда, справедливое вознаграждение за труд, правовая защищенность работника (Е.Г. Жулина, 2011). Другими словами, под качеством трудовой жизни обычно рассматривают реальное положение дел на работе, включая зарплату сотрудников, уровень организации охраны здоровья и безопасности, степень участия в принятии решений, подход к управлению и разнообразие, гибкость рабочего графика (L.E. Beaudoin et. al., 2003). Адекватная комплексная оценка качества трудовой жизни возможна только с трех разных позиций: работников, работодателей, всего общества (А.Я. Кибанов, 2003). В этом аспекте качество жизни медицинских работников изучено явно недостаточно.
Работа в сфере здравоохранения -один из самых сложных, ответственных видов трудовой деятельности человека (Т.А. Аксенова с соавт., 2009; Е.М. Комиссарова с соавт., 2010), характеризуется высоким уровнем нагрузок психологического плана, требует внимательности, выносливости и высокой трудоспособности (М.М. Ав-хименко, 2003; Н.И. Симонова, 2008). Врачи и медсестры являются основными человеческими ресурсами, которые проводят значительную часть своего времени в больницах. Они должны регулярно работать в течение ночи, в чрезвычайных ситуациях, с обширной рабочей нагрузкой и стрессом, который может негативно сказаться на их производительности и качестве трудовой жизни (M.W. Cooke et. al., 1998).
Отмечено влияние интенсивного рабочего труда на снижение качества жизни врачей общего профиля, работающих в бесплатных клиниках. Врачи обычно сталкиваются с рядом трудностей, таких как лишение сна, стрессы, нагрузки и усталость, которые могут иметь негативные последствия для их поведения, общения, способности к обучению и принятию решений, что в целом ведет к снижению качества их жизни (G.P. Moriss et. al., 2000; E.J. Olsen et. al., 2009). Изменение интенсивности рабочей нагрузки во многом повышает оплату труда. И врачи, и другой медицинский персонал встают перед психологической дилеммой: или усталость и хорошая заработная плата, или низкая профессиональная нагрузка и соответственная заработная плата (Y Fujimura et. al., 2011).
Исследователи качества трудовой жизни выявили две точки восприятия данного термина среди медицинского персонала: как на «процесс» и как на «результат». Определют несколько предикторов качества трудовой жизни: лидерство и стиль управления, широта принятия решений, заработная плата и дополнительные льготы, отношения с коллегами, рабочая нагрузка, профессиональный стресс (S.A. Vagharseyyedin et. al., 2011).
Что касается реального качества жизни медицинских работников, то материальные трудности являются одной из основных причин негативного психологического настроя. Оценивая свой психологический статус, большинство (61,3%) медработников отметили, что часто пребывают в состоянии беспокойства и тревожности, поводом для которых служит материальное неблагополучие, производственно-профессиональные проблемы, жилищ-но-бытовая неустроенность и тревога за благополучие и здоровье своих близких (М.С. Гурьянов, 2о09). Низкий уровень семейного бюджета в семьях медицинских работников нередко подводит их к черте бедности и не позволяет компенсировать материальные потребности своих семей без «финансовых вливаний со стороны». Хотя почти половина изучаемого контингента имеют совместительство, а пятая часть - дополнительные заработки вне основного места работы, только 39,9% опрошенных назвали себя основным «добытчиком» денег в семье; у 23,1% респондентов таковым является супруг, а 15,7% - указали на серьезную финансовую поддержку со стороны других близких родственников (родители, дети).
По данным Н.В. Юворина и Е.А. Бода-гова (2012) материальным положением не удовлетворены 90% врачей; проведением отпуска и своего досуга - 60,8 и 54,6% соответственно; жилищно-быто-выми условиями - 45,2%; содержанием работы - 29,7%; взаимоотношениями с администрацией - 23,2% и отношениями с коллегами - 9,2% респондентов. Уровень социального функционирования зависит и от стажа работы по специальности. Так, врачи со стажем работы до 10 лет не удовлетворены материальным положением, жилищно-бытовыми условиями и проведением отпуска достоверно больше, чем их коллеги со стажем более 10 лет. На существенную роль в качестве трудовой жизни адекватной оплаты труда медицинских сестер указывали и другие авторы (А.В. Володин, 2011). По данным английских исследователей, более чем 61,2% врачей уверены, что существует
прямая связь между качеством жизни медицинского персонала и уровнем заработной платы (M. Hosseini et. al., 2012).
С точки зрения А.Р. Сараева (2011), размер индивидуального дохода не влияет на субъективную оценку удовлетворенности медицинских работников (участковых медицинских сестер) профессиональным и социальным статусом, а зависит от соотношения размеров индивидуального дохода медицинской сестры и других членов семьи. По данным белорусских авторов (Т.В. Матвейчик с соавт., 2005), высокая значимость богатства и денег и недостижимость благосостояния при крайне низкой оценке труда являются негативным фактором для мотивации медицинской сестры и может повлечь за собой серьезные общесоциальные последствия. Исследование удовлетворения от работы семейных врачей, терапевтов, хирургов, педиатров и врачей-психиатров показали, что наличие профессиональных достижений и продвижение по карьерной лестнице в целом формируют положительное восприятие своего качества жизни (D.D. Ryan et. al., 2005). Но с другой стороны, клинические ординаторы и интерны имеют большую удовлетворенность своей работой и качеством жизни по сравнению с опытным персоналом (B.P. Henry, 1978).
Медсестринский персонал наиболее часто и заметно подвергается изменениям в ходе реформирования и совершенствования системы здравоохранения (М.С.Цешковский, Е.В.Кирсанова, 2010). В результате соотношение числа среднего медицинского персонала и числа врачей в России (2,15) значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира (Канада - 4,7; Норвегия - 4,4; Ирландия - 4,7; Дания - 5,6), что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи (С.И. Шляфер с соавт., 2010). Кадровый дисбаланс «врачи - сестринский персонал» сопровождается взаимосвязанными негативными тенденциями: увеличением во врачебной деятельности доли медицинских услуг; не требующих врачебной квалификации, а подлежащих осуществлению хорошо подготовленным сестринским персоналом и принижением роли сестринского персонала в лечебном процессе, функции которого сводятся к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной подготовки. Последнему фактору способствует почти полное исчезновение категории младшего медицинского персонала, функции которого вынужден брать на себя сестринский персонал в ущерб своей профессиональной деятельности (С.И. Шляфер с соавт., 2010).
Проблемы общественного здоровья и реформирование здравоохранения |
Есть данные, что профессионализм медицинских сестер в определенной степени оказывает благоприяное влияние на качество жизни пациентов (В.В.Морозов, 2006).
Низкий уровень жизни, растущий разрыв в доходах богатых и бедных сопровождается все большими различиями в состоянии здоровья и качестве жизни, приводит к оттоку специалистов из здравоохранения в другие сферы деятельности (Л.В. Солохина с соавт., 2008). При этом наиболее критическая ситуация складывается среди молодых специалистов, у которых заработная плата чуть превышает прожиточный минимум («низкообеспеченные»). Низкий уровень жизни медицинских работников приводит к тому, что каждый второй респондент (50%) работает по совместительству, что в большинстве своем (78%) связано с недостатком финансовых средств в семье. Редко (8% случаев) причину совмещения респонденты объясняли желанием овладеть другой специальностью (Л.В. Со-лохина с соавт., 2008).
По данным А.В. Володина (2011), в структуре факторов, определяющих качество трудовой жизни руководителей сестринских служб Оренбургской области (старших медицинских сестер), наибольший удельный вес составили: уровень заработной платы (26,3%), психологический климат в коллективе (24,8%), территориальная близость к дому (27%). Стиль руководства считают основным фактором 6%, социальные гарантии -2,1%, рациональное питание на рабочем месте - 2,6%, соблюдение режима работы - 4,6%, возможность сохранения здоровья - 0,5%, жилищные условия -6,1% респондентов. При этом уровень оплаты труда является наиболее важным фактором его эффективности. Более половины респондентов (52,2%) проводят на работе больше времени, чем положено по графику, в 45% случаев они не удовлетворены условиями питания, причем 19,2% - из-за неадекватного режима работы, а 18,8% - из-за материальных условий. Хорошую организацию питания на рабочем месте отметили лишь 53% опрошенных медицинских сестер.
Немаловажную роль в качестве трудовой жизни медицинских сестер играет законодательная база трудовой деятельности. В большинстве развитых стран служба сестринской помощи имеет соответствующую структуру и свое четкое место в иерархии системы здравоохранения, начиная с правительственного уровня. В России сестринский персонал является в основном механическим исполнителем распоряжений врача
без собственной независимой системы прав, обязанностей и ответственности (С.И. Шляфер с соавт., 2010).
Условия труда играют важную роль в сохранении состояния здоровья медицинских сестер. О.М.Новиков, В.Г.Хороших (2010) установили, что риск развития нарушений здоровья медицинских работников зависит от класса условий труда. Выявлены высокие уровни соматической и профессиональной патологии. Специальность высокого риска по развитию профессиональных заболеваний - медицинский персонал сестринского звена стационаров.
Рассматривая структуру заболеваний с временной утратой трудоспособности медицинских работников, Т.А. Аверьянова с соавт. (2012) установили, что на первом месте находятся заболевания верхних дыхательных путей - 25% от всего количества дней нетрудоспособности, на втором месте - заболевания костно-мы-шечной системы (23%), далее заболевания сердечно-сосудистой системы (13%) и патология желудочно-кишечного тракта и гинекологические заболевания (по 12%).
Успешная производственная деятельность медицинских работников сестринского звена, а также качественный уровень их работы в определенной мере связаны с уровнем знаний, профессионального совершенствования и творческого роста. В условиях социально-экономической нестабильности, усиления инфляционного процесса, безработицы и других негативных явлений российского общества молодые специалисты стремятся получать образование. Очень важно повысить значимость специалистов сестринского дела в оказании медицинской и профилактической помощи, предоставив сестринским службам определенную самостоятельность и закрепив за средним персоналом функции по оказанию медицинских услуг, не требующих компетенции врача (О.М. Новиков, В.Г. Хороших, 2010). Возможность карьерного роста - важный показатель качества трудовой жизни медицинских сестер (И.В.Егорышева, 1990), тем более что появилось высшее образование для средних медицинских работников (Л.А. Карасева, 2006).
На качество трудовой жизни медицинских сестер положительное влияние оказывают компетентность руководителя и благоприятный микросоциальный климат на работе, а негативное - крайне низкий уровень оплаты труда и недостаточный уровень социальных гарантий (Л.А.Карасева с соавт., 2009). Дискомфорт в качестве трудовой жизни, исходящий от руководителя
лечебного учреждения или от руководителя подразделения, вызывает авторитарный стиль руководства, присущий почти 40% руководителей.
Работа медицинской сестры характеризуется эмоциональной «включенностью» в переживания больного, повышенным уровнем тревоги, опасением и настороженностью в отношении возможных последствий, что приводит к хроническим эмоциональным перегрузкам и может служить предиспозицией развития синдрома эмоционального выгорания (Н.Ф. Из-меров, А.А. Каспаров, 2007). Чуткое отношение к больным - форма выражения гуманизма. Исторически сложившееся название профессии среднего медицинского работника «сестра милосердия» подчеркивает их доброжелательное отношение к больным. Медицинская сестра должна обладать неистощимым терпением, несмотря на то что поступки больных часто объясняются различными изменениями в центральной нервной системе, возникшими на почве заболевания (Е.Я. Гагунова, 1964). Ситуация осложняется еще и тем, что медицинским сестрам одновременно приходится решать и собственные жизненные проблемы, что тоже влияет на здоровье и качество жизни (Т.М. Максимова, 2004). Медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание и даже невротические срывы (И. Харди, 1988), что ведет к эмоциональному истощению и эмоциональному выгоранию.
Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В Международной классификации болезней МКБ-10 он выделен в отдельную рубрику: Z 73 - стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью. Одним из факторов синдрома «выгорания» является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер (В.А. Винокур, 2004). На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют: ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала; монотонность работы; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; неудовлетворенность социальным статусом. При анализе работы палатных медицинских сестер было выявлено, что 54,3% опрошенных испытывали эмоциональное напряжение, связанное со взаи-
Проблемы общественного здоровья | и реформирование здравоохранения
моотношения с пациентами (33,7%), самой работой (32,5%) и взаимоотношениями с коллегами (16,2%) (О.М. Сутырина, 2011). Профессиональное выгорание ведет к употреблению наркотических веществ и развитию другого аддиктивного поведения у врачей (J.S. Felton, 1998).
Около 26% респондентов полагают, что стресс, связанный с работой, является серьезной угрозой для качества жизни медицинских работников и может вызвать враждебность, агрессию, прогулы и текучесть кадров, а также снижение производительности. Кроме того, наличие конфликтов на работе среди сотрудников влияет на качество медицинских услуг. К стрессор-ным факторам профессионального генеза отнесены: недостаточность оплаты труда, неравенство на работе, избыток работы, кадровый голод, отсутствие признания и продвижения по службе, нехватка времени, отсутствие гарантии занятости и отсутствие поддержки управления (A.M. Mosadeghrad et. al., 2011; Q. Zhang et. al., 2011).
Боснийские ученые отмечают, что высокий уровень эмоционального истощения зафиксирован у 37,4% врачей различных специальностей, у 45,6% - деперсонализация и у 50,3% - низкий уровень восприятии личных достижений. Сделан вывод, что чрезмерные нагрузки на рабочем месте, плохая связь с начальством, а также отсутствие непрерывного образования врачей больницы может привести к психическому и физическому истощению, профессиональному выгоранию (S. Selmanovic et. al., 2011). Мексиканские исследователи выявили эмоциональное выгорание среди 41,4% врачей, а среди работников среднего и младшего медицинского персонала в 19,4% случаев (J.A. Curiel-Garcia et. al., 2006).
Низкое качество жизни медицинских работников (не удовлетворен первый уровень потребностей по А. Маслоу) приводит к тому, что они не уделяют достаточного внимания своему собственному здоровью. Подтверждает сказанное исследование, проведенное в Волгограде (П.А. Бакумов, 2012). Больше половины медработников (86%) не имеют представления о здоровом питании, гигиене и режиме питания, 48% не осознавали необходимости правильного питания; каждый третий медработник (39%) оценил собственное здоровье (по шкале SF36) как «посредственное». Наряду с этим у значительного числа медицинских работников имелись симптомы психических расстройств и соматических заболеваний. Так, 40% медицинских работников испытывали проблемы со сном, 16% - страдали депрессией, 36% -испытывали тревогу, 30% - страдали
гипертонической болезнью (из них 13% занимались самолечением), у 63% были проблемы с избытком массы тела (из них 31% страдали ожирением 1-111 степени), у 11% - имелась никотиновая зависимость. Почти каждый второй медработник был неудовлетворен своей жизнью, и только 17% медиков полностью удовлетворены своей жизнью (П.А. Бакумов, 2012).
Эмоциональное истощение медицинских работников уменьшается с увеличением возраста, а недовольство отношениями с руководством, чувство тревоги о будущем, восприятие собственного здоровья как «плохого», проблемы в личной жизни и финансовые трудности повышали риск формирования синдрома эмоционального выгорания (М.№ Пап е! а1., 2007). Кроме того, на здоровье врачей и специалистов со средним медицинским образованием влияет комплекс факторов, среди которых преобладают химические агенты (лекарственные препараты), психологические (микроклиматические условия), производственные (неравномерное распределение нагрузок) и др. (Ю.И. Григорьев, 2007; Н.Ф. Измеров, А.А. Каспаров, 2007).
Установлено, что по мере увеличения стажа у медсестер психиатрической клиники обнаруживается уменьшение стремления к сотрудничеству, сохранения самообладания, а также снижается способность придавать смысл возникающим фрустрирующим ситуациям - другими словами, снижается адаптивный копинг-ресурс, что указывает на формирование эмоционального выгорания и подтверждает вредные условия труда (Е.Ю. Антохин с соавт., 2012). На качество жизни и работы медицинских сестер психиатрических клиник влияет транзактная память - способность группы кодировать и совместно извлекать знания, касающиеся модели поведения и внутригруппового взаимодействия в том или ином клиническом случае (Р. ВшпаиИ е! а1., 2013).
Получению удовлетворения от выполненной работы, несмотря на усталость и перегрузки, медицинским сестрам способствует увлеченность работой, сознание полезности своего труда, а также благоприятный психологический климат в коллективе (В.И. Свидовый, Е.Е. Палишки-на, 2006). Исследования М.С. Гурьянова (2011) показали, что для медицинского работника, занимающегося физической культурой с высокой интенсивностью и некурящего, усредненная оценка качества жизни составит 3,81 балла (по пятибалльной шкале). В случае отсутствия или малой интенсивности физической культуры и выкуривания более пачки сигарет в день усредненная оценка качества жизни соста-
вит 2,98 балла - почти на 1 балл меньше. С нашей точки зрения, все с точностью до наоборот: высокое качество жизни стимулирует к обращению внимания на свое состояние здоровья, в том числе и к физическим нагрузкам (занятиям физической культурой, спортом, туризмом и т.п.).
Повышению субъективной оценки качества жизни способствует создание «кружков качества» на рабочем месте, что в значительной степени улучшает оценку мотивационных факторов, общий балл удовлетворенности работой, а также некоторых качеств трудовой жизни, включая использование и развитие мощностей, общее пространство жизни Hosseinabadi е! а1., 2012). Проведение тренинга психологической вовлеченности для врачей первичного медицинского звена выявило регрессию в динамике показателей профессионального выгорания, значительное снижение симптоматики депрессии, тревоги и стресса (Ь Fortney, 2013).
Таким образом, литературные данные свидетельствуют о низком уровне и качестве жизни большинства медицинских работников. Низкий уровень оплаты труда затрудняют удовлетворение базовых потребностей и препятствуют заботе о собственном здоровье, а стресс на рабочем месте приводит к высокой распространенности расстройств сна, тревоги и депрессии, что также снижает качество жизни. Необходим комплекс государственных мер по реформированию организации системы здравоохранения, выработке адекватных профессиональных стандартов, оптимальному численному соотношению врач -медицинские сестры с достойной оплатой труда. Также требуются социологические, клинические и санитарно-гигиенические исследования качества жизни медицинских работников всех уровней, выяснение роли в его формировании образа и стиля жизни, индивидуально-личностных, со-циально-средовых, производственных и экономических факторов, а также причин и условий развития синдрома эмоционального выгорания, пограничных психических расстройств и соматических заболеваний. В результате повысится качество оказания медицинской помощи, станет возможной первичная психопрофилактика синдрома эмоционального выгорания, будет достигнут достойный уровень и качество жизни медицинских работников.
Поступила 20.11.2014 г.
Полный текст статьи, включая список литературы, размещен на сайте www.mednovosti.by (Архив МН), а также в электронной библиотеке eLibrary.ru