вития и личностного роста, мы уделяли внимание изучению условий и факторов, оказывающих влияние на динамику антикоррупционного самосознания.
На основании обобщенного анализа полученных в ходе исследования данных можно заключить следующее:
1. Правосознание — явление, которое не может быть раскрыто в какой-то одной системе представлений. Оно имеет сложную многоуровневую структуру и зависит от степени развития сознания личности.
2. Высокий уровень развития антикоррупционного самосознания является одним из содержательных структурных компонентов правосознания, обеспечивающего формирование и функционирование эталонного образа специалиста-профессионала.
3. Психические процессы и состояния личности отражают важные особенности изменения психологических механизмов многоуровневого взаимодействия формирования и функционирования «эталонного образа специалиста-профессионала», с учетом значимости разнообразной информации, оценки и отношения к ней в процессе функционирования образов: «Я-профессионал», «Эталонный образ профессионала».
4. Динамика антикоррупционного самосознания личности в определенной степени зависит от значимости информационных потоков в осознании личности («Я-реальный», «Я-идеальный») и тесно связана с теорией построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности.
5. Профессиональное самосознание специалиста («Образ Я-профессионал») формируется на основе рефлексивных процессов самопознания, самоотношения, самооценки, саморегулирования.
6. Процесс формирования и функционирования «эталонного образа профессионала» индивидуально-специфичен. Его структура подвержена постоянным изменениям под воздействием информационных потоков, включающих в себя осознание «образа Я-профессионал» и отражение этого осознания в социальном поведении, профессиональной деятельности, построении личностной перспективы и карьерного роста.
7. Изучение динамики структуры профессионального самосознания в общей системе формирования и функционирования эталонного образа специалиста-профессионала имеет исключительное значение как для развития общей теории обеспечения безопасности, так и для решения прикладных задач.
удовлетворенность качеством жизни как злемент системы
корпоративной безопасности организации
В. С. Агапов
Аннотация: понятие «удовлетворен- подходы к изучению качества жизни в ность качеством жизни» рассматрива- отечественной литературе, определены ется в системе корпоративной безопас- критерии и показатели удовлетворенно-ности организации. Выделены основные сти качеством жизни в организации.
126
Прикладная юридическая психология №3 2010 г.
Ключевые слова: корпоративная безопасность, качество жизни, удовлетворенность качеством жизни. Abstract: The concept of «life quality satisfaction»is considered in the framework of an organization corporate security. The basic approaches to life quality studies in the national publications are underlined. The organizational life quality criteria and indicators are defined. Keywords: corporate security, quality of life, life satisfaction.
В системе корпоративной безопасности организации следует выделить удовлетворенность качеством жизни.
Отметим, что категория удовлетворенности подробно проанализирована К.А. Абульхановой [1]. Она рассматривает удовлетворенность личности как детерминанту жизненного пути, связанную с оценкой того, как она реализует себя в жизни, рефлексией по поводу данного способа развертывания активности личности в организации.
По мнению С.А. Бажнева и Н.С. Ма-ликова [2, с. 13], качество жизни определяется социальным самочувствием населения, формируемым соответствием условий жизнедеятельности индивидуума его потребностям, интересам и ценностям.
Н.А. Денисов для оценки качества жизни предложил использовать следующие характеристики: доходы населения, природно-климатические условия; обеспеченность жильем; условия труда; экологическая обстановка; транспортная доступность; безопасность среды обитания.
По данным Г.М. Зараковского, «развитие человеческого потенциала представляет собой процесс расширения
возможностей выбора человеком направлений присущей ему активности. Все возможные варианты выбора сводятся к трем наиболее важным вариантам: достижение долгой и здоровой жизни, приобретение знаний, получение доступа к экологическим ресурсам, необходимым для поддержания достойного уровня жизни и самореализации» [7, с. 17].
Б.М. Генкин считает, что «качество жизни характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека, определяемого по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний» [4, с. 34].
Качество жизни как сложный социально-психологический феномен можно определить как показатель общего благополучия человека в отличие от уровня жизни. Это многокомпонентное понятие.
В ряде исследований указываются следующие критерии и показатели удовлетворенности качеством жизни:
• критерий «трудовой коллектив» (хороший психологический климат, нормальные отношения с администрацией, участие персонала в управлении, минимальные стрессы на работе, позитивная мотивация сотрудников к труду);
• критерий «оплата труда» (индикаторы — хорошая заработная плата, возможность дополнительной оплаты, ощущение справедливости в оплате труда, ощущение экономического благополучия);
• критерий «служебная карьера» (планирование служебной карьеры, сочетание личных целей и целей организации, объективная аттестация кадров, желание долговременной работы);
• критерий «руководство организацией» (доверие к руководителям, хорошие отношения с управленческим персоналом, соблюдение прав сотрудника, стабильная кадровая политика);
• критерий «рабочее место» (уровень организации рабочего места, современное оборудование).
Для расчета качества жизни В.К. Боч-карева предполагает учитывать здоровье, трудовую активность, образование, уровень жизни, уровень культуры.
В.А. и Н.Н. Хащенко определили следующие показатели качества жизни: экономическое, экологическое, семейное и социально-психологическое благополучие, личная безопасность.
Необходимо подчеркнуть, что в отечественной литературе качество трудовой жизни рассматривается как совокупность следующих критериев: организация труда и его творческая содержательность, оплата труда и признание трудового вклада работника, безопасность и условия труда, включая правовую защищенность, инфраструктура социально-бытовой сферы организации, возможность профессионального роста, уверенность в будущем, отношения в организации, общение персонала и участие в принятии решений.
Для исследования качества жизни персонала используют следующие методики: определения социальной неудовлетворенности (Л.Ю. Субботина), оценки стратегий и моделей преодолевающего поведения (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова), оценки уровня удовлетворенности, шкала субъективного благополучия (М.В. Соколов), определения типа взаимоотношений работника и организации «Пульсар».
В исследовании Н.В. Гритчиной использовались методики: «Эдибургские опросники» (Дж. Равен), удовлетворенность жизнью (Дайнер в адаптации Д.А. Леонтьева); Ю. Власова для сравнения структур субъективного качества жизни и выраженности его компонентов у различных профессиональных групп использует следующие методики: «Субъективное качество жизни», опросник уверенности в себе (В. Ромен), эмоциональный опросник Дайнера.
Литература
1.Абульханова К.А. Психология и сознание личности //Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности. — М.; Воронеж, 1999. — 224 с.
2.Баженов С.А., Маликов Н.С. Качество жизни населения: теория и практика (по результатам исследования качества жизни населения г. Белгорода) // Уровень жизни населения регионов России. — 2002. — № 10. — С. 10-46.
3.Бочкарева В.К. Интегральный показатель качества жизни // Народонаселение. — 2004. — №3. — С. 102-221.
4.Генкин Б.М. Экономика и социология труда. — М., 2003.
5.Денисов Н.А. Качество жизни населения различных регионов России // Уровень жизни населения регионов России. — 2002. — № 2. — С. 23-34.
6.Ермолаева М.В., Охотенко Р.В. Проблема удовлетворенности трудом с позиции субъектного подхода / / Психология зрелости и старения. — 2009. — № 1 (45). — С. 5-17.
7.Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. — М., 2009. — 319 с.
8.Лужнев А.Н. Теоретические предпосылки исследования качества жизни персонала в системе безопасности телекоммуникационной организации. — М., 2010. — 88 с.
9.Хащенко В.А. Типология субъективного экономического благополучия // Психол. журн. — 2007. — Т. 28. — № 1. С. 58-69.
10. Хащенко В.А., Хащенко Н.Н., Баранова А.В. Социально-психологические исследования критериев качества жизни личности // Качество жизни и социально-психологические состояния населения. — М., 2003. — С. 29-39.