Научная статья на тему 'Учреждение и деятельность российского библейского общества в контексте протестантского миссионерского движения начала XIX в'

Учреждение и деятельность российского библейского общества в контексте протестантского миссионерского движения начала XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИЯ / МИСТИЦИЗМ / ОБЩЕСТВО / ПРОТЕСТАНТИЗМ / THE BIBLE / MYSTICISM / SOCIETY / PROTESTANTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Адамсон Алексей Рудольфович

Исседуется вопрос учреждения и деятельности библейского общества в Российской империи в первой трети XIX в. Появление данной организации рассматривается в контексте развития европейского протестантского миссионерского движения. Выявляются специфические черты Российского библейского общества, определившие особенности его функционирования и последующую историю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foundation and work of the Russian Bible society in the context of the protestant missionary movement of the beginning of XIX century

The article is devoted to the foundation and work of the Bible society in the Russian Empire in the beginning of the XIX century. The appearance of such organization is described in the context of the development of the European protestant missionary movement. The article gives some specific features of The Russian Bible society that determined its future work and history.

Текст научной работы на тему «Учреждение и деятельность российского библейского общества в контексте протестантского миссионерского движения начала XIX в»

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 1. С. 135-136.

УДК 930 А.Р. Адамсон

УЧРЕЖДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО БИБЛЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ПРОТЕСТАНТСКОГО МИССИОНЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ НАЧАЛА XIX в.

Исседуется вопрос учреждения и деятельности библейского общества в Российской империи в первой трети XIX в. Появление данной организации рассматривается в контексте развития европейского протестантского миссионерского движения. Выявляются специфические черты Российского библейского общества, определившие особенности его функционирования и последующую историю.

Ключевые слова: Библия, мистицизм, общество, протестантизм.

Время правления российского императора Александра I ознаменовалось не только военными событиями и противоречивой внутренней политикой. Со вступлением на престол молодого императора в стране складываются благоприятные условия для развития общественного сознания и общественной жизни.

Общественная жизнь начала XIX в. имела под собой достаточно прочный фундамент, заложенный в XVIII в. Со времени петровских преобразований начинается постепенное нарастание и расширение связей между Западной Европой и Россией. В это время большое влияние на российскую действительность оказывают западноевропейская литература, философия, религиозные учения и, наконец, быт.

Важным фактором, оказавшим влияние на общественную жизнь в это время, стало распространение мистицизма, мистических сочинений среди аристократической части российского общества. Мистицизм был явлением отнюдь не новым, схожие учения появлялись и ранее. Особенностью мистицизма XIX в. стал его реакционный характер, в особенности касательно результатов Великой французской революции: распространения религиозного вольномыслия и материализма. Интересную особенность в распространении мистицизма в эту эпоху отмечает Б.А. Тихомиров: «...вопрос фактически стоял о её [мистики. - А.А.] утверждении в качестве нормы общественного сознания, по сути, придания ей статуса общеобязательной, государственной идеологии» [2, с. 8]. Большое распространение получают переводы трудов известных западных мистиков К. Эккартсгаузена, И.Г. Юнг-Штиллинга, И. Таулера.

В этой связи появление библейских обществ как формы протестантского миссионерского движения напрямую связано с общим духовномистическим подъёмом в Европе в это время. Библейское миссионерское движение начала XIX в. обосновывало определённые универсалистские принципы в ситуации многоконфессиональности христианства, сплочение общественного сознания и обретение общего для всех конфессий единого основания, каковым должен был стать индивидуальный мистический опыт, а также религиозные чувства. Источником подобного опыта являлось Священное Писание, преодолевающее, по мысли миссионеров, отдельные конфессиональные различия.

Основание для подобных взглядов можно найти в базовых принципах протестантизма, в так называемых quinque sola (пять «только») - пять латинских тезисов, появившихся во время Реформации и подведших итог её основных теологических догматов. «Пять “только”» ясно сформулировали пять фундаментальных догм протестантизма, основные принципы,

© А.Р. Адамсон, 2013

136

А.Р. Адамсон

которые реформисты считали необходимыми для христианской жизни и практики: sola scriptura («только Писанием»), sola fide («только верой»), sola gratia («только благодатью»), solus Christus («только Христос»), soli Deo gloria («только Богу слава»).

Особое значение для протестантских общин имеет первый из вышеозначенных тезисов. Его часто называют формальным принципом Реформации, так как он является источником и основой принципа sola fide и определяет все основные особенности вероучения протестантизма. Отсюда понятна особая ревность миссионеров-протестантов в деле распространения Библии. Общехристианская деятельность по распространению Священного Писания носила скрытый конфессиональный характер, что впоследствии не раз подчёркивали критики библейского общества [4, с. 53-54].

Общеизвестно, что первое библейское общество было образовано в Великобритании в 1804 г. и стало именоваться «Британским и Иностранным Библейским Обществом» (British and Foreign Bible Society).

Санкт-Петербургское (а с 1814 г. - Российское) библейское общество (РБО) было учреждено 6 декабря 1812 г. в Санкт-Петербурге по Высочайшему повелению императора Александра I. Идея создания данной организации на территории Российской империи принадлежала пастору Джону Патерсону, приехавшему в Петербург с целью ходатайствовать о разрешении перевода Библии на родные языки для российских протестантов [4, с. 16-17]. Покровительство и поддержку в этом начинании ему оказал главноуправляющий духовными делами иностранных исповеданий князь Александр Николаевич Голицын, ставший впоследствии президентом Российского библейского общества.

Деятельность Общества с разной степенью интенсивности продолжалась до 1826 г.: удалось перевести, полностью подготовить к печати и издать книги Священного Писания на 26 языках и наречиях (876 106 экземпляров) [2, с. 29].

Исследователи подчёркивают, что появление библейского общества в России совпало с известными мистическими настроениями и ожиданиями императора Александра L Во многом это определило и ту лёгкость, с которой Общество было открыто в

России, а также подъём и энтузиазм, который вызвала его деятельность.

По уставу и по замыслу библейское общество должно было быть внеконфессио-нальным, включающим в себя представителей всех конфессий, как равно владеющих святыней Слова Божия. Однако, по свидетельству современников, библейское общество «...становилось какой-то новой конфессией или сектой, по крайней мере - психологически, с особой кружковой, эзотерической и экзальтированной психологией» [3, с. 108].

Сами организационные принципы РБО, энтузиазм основателей, личная заинтересованность и даже членство в нём Александра I стали основой для бурного развития библейского и миссионерского дела в течение 14 лет с момента основания организации. В то же время инициатива создания Общества «сверху» не позволяет говорить о нём как об институте складывающегося гражданского общества. Более того, как подчеркивал А.Н. Пыпин, «Библейское общество почти отождествлялось с министерством [Голицына. - А.А.]» [1, с. 82]. Таким образом, происходила подмена смысла и цели библейского дела. Библейская деятельность становилась составляющей, во-

первых, несвойственного ей мировоззрения, а во-вторых, определялась поддержкой монарха и целиком зависела от неё. Во многом эти особенности и определили дальнейшую судьбу этой организации. Отставка А.Н. Голицына с поста президента РБО и руководителя «сугубого министерства» привела к затуханию деятельности Общества. В 1826 г. Российское библейское общество было закрыто «впредь до Высочайшего соизволения».

ЛИТЕРАТУРА

[1] Пыпин А. Н. Религиозные движения при Александре I / предисл. и примеч. Н. К. Пиксанова. Петроград : Тип. Гл. упр. уделов, 1916. IX. 486 с.

[2] Тихомиров Б. А. К истории отечественной Библии. М. : Российское библейское общество, 2006. 32 с.

[3] Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж : YMCA-PRESS, 1983. 574 с.

[4] Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык. Репринтное воспроизведение издания 1899 г. М. : Российское библейское общество, 1997. 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.