УДК 323.332
УЧРЕЖДЕНИЕ БОЛЬНИЧНЫХ КАСС НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1913-1914 ГГ.
Е.И. Краюшкина
Посвящена анализу процесса учреждения больничных касс на предприятиях Тульской губернии в начале ХХ в. Охарактеризованы особенности законодательной и нормативной базы, регулировавшей деятельность больничных касс, исследовано отношение рабочих к учреждению больничных касс.
Ключевые слова: Тульская губерния, социальное страхование, больничные кассы, рабочие, предпринимательство
Одним из важнейших направлений деятельности государства, нацеленных на поддержание стабильности в обществе, является социальная политика. Как в европейских странах, так и в России ключевым поворотным пунктом к признанию ценности личных прав человека и развитию идей правовой государственности, подразумевающих реальность прав личности, социальную защищенность населения, стал рубеж Х1Х-ХХ вв. Именно в этот период государство начинает проводить целенаправленную политику по социальной защите определенных групп населения (примером этого стало введение в Германии в 1883-1889 гг. и в Российской империи в 1903-1912 гг. обязательного социального страхования рабочих). Проведение подобных социальных реформ в любой стране сопровождается процессом определенной социальной и политической адаптации населения [13, с. 95]. В случае отсутствия адекватного понимания реформы и ее поддержки со стороны целевой социальной группы возможно возникновение социально-политического конфликта, выражающегося в различных формах (забастовки, пассивный протест и т.д.) [2, с. 253; 12, с. 103; 16, с. 311].
Реализация реформы социального страхования рабочих Российской империи в начале ХХ в. привлекала внимание исследователей с самого начала ее осуществления. Дореволюционных ученых - современников становления системы социального страхования рабочих на предприятиях -более всего интересовала практическая деятельность больничных касс и способы повышения ее эффективности, а также соответствующий опыт зарубежных стран, в первую очередь, Германии, который, по их мнению, можно было бы использовать в России [19,15,19]. Исследователи советского периода рассматривали деятельность больничных класс в рамках классовой борьбы, называя больничные кассы мощным средством организации рабочих в их борьбе против интересов предпринимателей [9, 11]. На современном этапе появилось значительное количество комплексных исследований, изучающих различные аспекты деятельности больничных касс с
использованием новых исследовательских методов, привлечением широкого круга новых региональных источников [1,7 ,8,10].
В настоящей статье на основе анализа материалов, содержащихся в фондах 88 «Тульское губернское по делам страхования рабочих присутствие» и 89 «Старший фабричный инспектор Тульской губернии» ГАУ ТО «Государственный архив» предпринята попытка проследить процесс реализации реформы обязательного страхования промышленных рабочих на случай болезни на территории Тульской губернии в 1913-1914 гг., охарактеризовать основные законодательные и нормативные акты, регулировавшие деятельность больничных касс на предприятиях, выявить особенности социально-политической адаптации рабочих к проводимой реформе.
В 1912 г. в Российской империи был принят пакет законов, вводивших систему обязательного социального страхования рабочих на предприятиях [4,4,5,6]. Они были направлены на смягчение социальных последствий бурной модернизации производства, начавшейся в России во второй половине XIX в. Действие законов распространялось на наиболее промышленно развитые регионы Российской империи - губернии и области Европейской России и Кавказского края. Все регионы, в которых вводилось страхование, разделялись на 13 страховых округов (Санкт-Петербургский, Московский, Северо-Западный, Прибалтийский, Варшавский, Иваново-Вознесенский, Киевский, Харьковский, Одесский, Кавказский, Поволжский, Уральский, Архангельский)[3, п. 70], для каждого из которых учреждалось отдельное страховое товарищество. В его состав входило определенное количество предприятий, владельцы которых уплачивали взносы за лиц, занятых на работе в предприятиях по найму [3, п. 7]. По обязательствам страхового товарищества владельцы предприятий несли коллективную ответственность [3, п. 8].
По данным на 1911 г. в Тульской губернии насчитывалось 189 промышленных предприятий с общим количеством рабочих 13968 человек [17, с. 17]. Особая роль в развитии промышленности региона принадлежала губернскому центру Туле (входившей к концу XIX в. в число 11 ведущих городских индустриальных центров по показателю численности населения и развитому комплексу предприятий [18, с. 71-72]), где были сконцентрированы крупнейшие предприятия губернии.
Согласно законодательству, каждое предприятие должно было учредить собственную больничную кассу либо войти в состав кассы, общей для нескольких предприятий. При этом минимальное число участников кассы, за исключением некоторых случаев, должно было составлять 200 человек [4, п. 17]. Средства больничных касс должны были образовываться из взносов участников, то есть рабочих (устанавливаемых общим собранием кассы в пределах от 1 до 2 % с суммы заработка; как правило, эта сумма вычиталась из заработной платы рабочих) и предпринимателей (средства, перечисляемые ими, должны были составлять две третьих части
от суммы, вносимой рабочими). Врачебная же помощь должна была оказываться за счет владельца предприятия (это касалось как первой медицинской помощи, так и последующего лечения).
Центральным органом по страхованию рабочих являлся Совет по делам страхования рабочих, учрежденный при Министерстве торговли и
промышленности [5 , п.1]. В каждом регионе создавались местные органы
- Присутствия по делам страхования рабочих, в состав которых входили губернатор (в качестве председателя), вице-губернатор, управляющий Казенной палатой, председатель окружного суда, прокурор окружного суда, врачебный инспектор, окружной горный инженер, старший фабричный инспектор, фабричный инспектор данного участка, представители губернского земства, представитель городской думы, представители участников больничных касс и владельцев предприятия
[6 , п.2].
Система органов по страхованию рабочих
Место больничных касс в системе органов по страхованию рабочих представлено на схеме.
Меры по реализации законодательства широким ходом начали разворачиваться в начале 1913 г. Основными учредительными документами, призванными регулировать деятельность больничных касс, должны были стать их уставы. При этом правительство в целях максимального снижения независимости касс пошло по пути разработки модели устава, единой для всех больничных касс. Этот документ получил
название «нормального устава». Власти предоставляли «свободу творчества» только в определении конкретных сумм взносов и выплат (тем не менее, устанавливались определенные «вилки», в пределах которых должны были назначаться взносы и выплаты), а также в решении некоторых организационных моментов и определении некоторых случаев, когда могли назначаться выплаты (например, выплаты членам семей участников больничной кассы и т.д.). 12 января 1913 г. окружным фабричным инспектором Харьковского фабричного округа старшему фабричному инспектору Тульской губернии были высланы несколько экземпляров нормальных уставов больничных касс [20, л. 5]. 6 февраля окружным инспектором были запрошены данные о времени открытия Присутствия по делам страхования рабочих и числе предприятий, где в первую очередь будут открыты больничные кассы, а также приблизительном числе участников больничных касс [20, л. 7]. 26 февраля были высланы объявления для ознакомления рабочих с новыми законами и дополнительные экземпляры устава.
Процедура открытия больничных касс заключалась в следующем:
1) Из числа всех рабочих и служащих завода избирались уполномоченные для обсуждения составленного администрацией завода проекта устава (все положения которого, как правило, основывались на нормальном уставе). Рабочие и служащие разделялись на избирательные разряды, от каждого из которых выбиралось определенное количество уполномоченных [24, л. 2 об. 3]. Составлялось объявление о дате и процедуре выборов, которое утверждалось фабричным инспектором соответствующего участка и затем вывешивалось на заводе.
2) В назначенный день проводились выборы, результаты которых заносились в протокол и направлялись фабричному инспектору.
3) Проект устава рассматривался уполномоченными и в случае его одобрения он направлялся на утверждение к фабричному инспектору
4) Проведение выборов уполномоченных в общее собрание больничной кассы; результаты также заносились в протокол и представлялись фабричному инспектору;
5) На первом собрании уполномоченных избирались члены правления больничной кассы (другая часть из них назначалась администрацией завода), их заместителей и членов ревизионной комиссии.
6) На следующем собрании определялись основные вопросы деятельности кассы (утверждалась дата начала удержания взносов рабочих и выплаты пособий, приблизительная смета на предстоящий год, размер взносов и выплат, ответственность за оказание врачебной помощи и т.д.); протоколы всех проведенных собраний также направлялись фабричному инспектору соответствующего участка.
Первые больничные кассы начали появляться в Петербурге и некоторых других регионах уже в первой половине 1913 года [1, с. 93]. В
Тульской губернии одной из первых больничных касс стала касса при самоварной фабрике товарищества наследников В.С.Баташева, начавшая свою деятельность в октябре 1913 г. [21, л. 139-140]. Большинство других касс осенью 1913 года только начали подготовительную деятельность (проведение выборов, утверждение уставов и т.д.). Не в последнюю очередь это было связано с опасениями владельцев по поводу возможных волнений среди рабочих. Так, администрация заводов Е.С.Карякиной в июле просила старшего фабричного инспектора «повременить» с учреждением больничной кассы до осени 1913 года, мотивируя это опасениями, «не было бы забастовки, как это было на других фабриках» [25, л.1]. Предчувствия не обманули владельцев этих заводов -проведение выборов в уполномоченные общего собрания больничной кассы составило для администрации целую проблему. На ткацкой фабрике выборы не состоялись дважды - 17 и 29 ноября в связи с неявкой никого из рабочих в указанное конторой место для голосования. В объяснительной записке старшему фабричному инспектору администрация завода приписывает такой провал выборов «солидарности» рабочих с соседними большими фабриками, где, по их словам, происходило то же самое. Выборы удалось провести лишь 10 декабря путем закрытого голосования. Результаты голосования были следующие: 6 конвертов оказались вовсе без бюллетеней, 142 бюллетеня были без какой-либо отметки и лишь 12 бюллетеней оказались действительными [25, л.38]. Можно представить, насколько негативное отношение испытывали рабочие этого завода к плану учреждения больничной кассы. Схожие явления случались и на некоторых других заводах: так, на фабрике наследников В.С. Баташева при голосовании из 367 бюллетеней 56 оказались недействительными, а 24 человека вообще не подали бюллетень [21, л.23]. Тем не менее, были и заводы, где процедура выборов проходила гладко и без каких-либо осложнений (заводы товарищества Р. Гилль, Тульский железопрокатный завод и т.д.).
Анализ уставов и протоколов собрания уполномоченных 5 больничных касс, действовавших на территории 3го участка Тульской губернии (общей больничной кассы винокуренных и крахмальных заводов Тульской губернии [26], больничной кассы на каменноугольных копях и химических заводах товарищества Р. Гилль [22, 24], ткацкой фабрики и ситце-набивной фабрики торгового дома наследников Е.С.Карякиной [25], больничной кассы при Тульском железопрокатном заводе [23], самоварной фабрики товарищества наследников В.С.Баташева [21]), показал, что статьи устава во всех больничных кассах были практически идентичны и полностью соответствовали нормальному уставу. Изменялись только пункты, касавшиеся численности уполномоченных и членов правления, размеров взносов работников и страховых выплат и некоторых организационных вопросов.
Законодательством очень жестко регламентировался и процесс принятия изменений в устав больничной кассы. Общее собрание больничной кассы не имело права делать окончательные постановления по вопросам, касающимся изменения устава кассы. Любые проекты изменения устава кассы должны были вначале быть представлены на утверждение губернского Присутствия по делам страхования рабочих. Так, протокол общего собрания больничной кассы при самоварных фабриках города Тулы от 12 января 1915 года, на котором уполномоченные проголосовали за увеличение размера денежных пособий сверх максимальной суммы, указанной законодательством, увеличение в 2 раза (с двух до четырех месяцев) максимальной продолжительности больничного лечения, а также увеличение числа уполномоченных, вызвал очень резкую реакцию фабричного инспектора 3го участка, просившего Присутствие немедленно отменить все постановления как несоответствующие законодательству [21, л.1 - 2].
Таким образом, действующие законы оставляли минимальное пространство для самостоятельности больничных касс, что наиболее проявилось в жесткой регламентации уставов касс и строгом запрете любых несанкционированных органами местной власти изменений в них. На ряде заводов рабочие бойкотировали выборы уполномоченных в больничные кассы, что могло быть связано, как и в других регионах страны [1, с. 110], с правовым нигилизмом рабочих (они видели в уплате страховых взносов лишь новый штраф в пользу администрации заводов и не до конца понимали принципы деятельности кассы), а также с обостренными отношениями между трудовым коллективом и руководством ряда заводов. Учреждение больничных касс в Тульской губернии в целом проходило в русле тенденций, характерных для других регионов империи, и стало важным этапом проведения социальных реформ в стране.
Список литературы
1. Белышев И.С. Страхование фабрично-заводских рабочих и служащих России: 1912 - февраль 1917 гг. : дис. ... канд. ист. наук. Иваново, 2004. 231 с.
2. Болховитина Т.С. О политическом участии: из истории политической мысли. // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. Вып 3. С. 253-262.
3. Высочайше утвержденный 23 июня 1912 г. закон «О страховании рабочих от несчастных случаев» // Устав о промышленности. Свод законов Российской империи. Т. XI. Ч. II. Библиотека репринтных изданий Консультант Плюс: Классика российского права. [Электронный ресурс] URL: http://civil.consultant.ru/ (дата обращения: 30.03.2014).
4. Высочайше утвержденный 23 июня 1912 г. закон «Об обеспечении рабочих на случай болезни» // Устав о промышленности. Свод законов Российской империи. Т. XI. Ч. II. Библиотека репринтных изданий\ Кон-
сультант Плюс: Классика российского права [Электронный ресурс] URL: http://civil.consultant.ru/ (дата обращения: 30.03.2014).
5. Высочайше утвержденный 23 июня 1912 г. закон «Об учреждении Совета по делам страхования рабочих»// Устав о промышленности. Свод законов Российской империи. Т. XI. Ч. II. Библиотека репринтных изданий КонсультантПлюс: Классика российского права. [Электронный ресурс] URL: http: //civil .consultant.ru/ (дата обращения: 30.03.2014).
6. Высочайше утвержденный 23 июня 1912 г. закон «Об учреждении присутствий по делам страхования рабочих»// Устав о промышленности. Свод законов Российской империи. Т. XI. Ч. II. Библиотека репринтных изданий Консультант Плюс: Классика российского права. [Электронный ресурс] URL: http://civil.consultant.ru/ (дата обращения: 30.03.2014).
7. Герасюнина Ю. Н. Страхование рабочих от несчастных случаев в России в конце XIX - начале XX вв. : дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 2006. 305 с.
8. Карачурина Р.Ф. Развитие страхования в России во второй половине XIX - начале XX вв. (на примере Уфимской губернии): автореферат дис. ... канд. экон. наук. М. 2009. 28 с.
9. Крузе Э. Э. Условия труда и быта рабочего класса России в 1900 -1914 гг. Л., 1981.
10. Кутыгин М. А. Правовое регулирование института страхования в России: эволюция, преемственность, проблемы совершенствования (историко-правовой анализ): дис. ... канд. юр. наук . Ростов н/Д, 2007. 190 с.
11. Лаверычев В.Я. Царизм и рабочий вопрос в России (1861-1917 гг.). М.: Мысль, 1972. 340 с.
12. Лаврикова А.А. Протестное участие в условиях политической трансформации российского общества // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2009. Вып. 1. С. 103-112.
13. Маркина Н.Л. Политическая адаптация граждан: опыт эмпирического анализа // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2008. Вып. 2.
С. 95-102.
14. Мюллер А. Рабочие секретариаты и страхование рабочих в Германии. Наши новые проекты по рабочему законодательству и классовая политика предпринимателей / с предисловием и статьей проф. И. Х. Озерова. М., 1907. 410 с.
15. Павлов О. Германское страхование и другие способы обеспечения рабочих. Ростов н/Д.: Издание Н. Парамонова «Донская Речь», 1905. 105 с.
16. Петрушина А.В. Основные тенденции развития политического протеста в современном российском обществе// Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. Вып. 3. С. 311-320.
17. Свод отчетов фабричных инспекторов за 1911 г. СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума (отделение), Новоисаакиевская, 20. 1912. Личный состав фабричной инспекции. С. 17.
18. Симонова Е.В. Провинциальные города Тульской губернии в XIX веке.: монография. Тула, 2005. 237 с.: ил.
19. Чистяков И. Страхование рабочих в России: опыт исторического страхования рабочих, в связи с некоторыми другими мерами их обеспечения. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. 422 с.
20. ГАТО. Ф.88 Оп.1 Д.1.
21. ГАТО. Ф.88 Оп. 1 Д.2.
22. ГАТО. Ф.89 Оп.1 Д.176.
23. ГАТО. Ф.89 Оп. 1 Д. 177.
24. ГАТО. Ф.89 Оп.1 Д.178 .
25. ГАТО. Ф.89 Оп.1 Д.179 .
26. ГАТО. Ф.89 Оп.1 Д.182.
Краюшкина Елена Игоревна, аспирант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого.
THE ESTABLISHMENT OF THE SICK-FUNDS IN THE FACTORIES OF TULA
REGION IN 1913-1914
E. I. Krayushkina
The article tempts to analize the process of the sick-funds establishment in the factories of Tula region in the beginning of 20th century. Law and regulatory environment and the attitude from the side of workers are analized.
Key words: Tula region, social insurance, sick-funds, workers, enterprising.
Krayushkina Elena Igorevna, PhD student, [email protected], Russia, Tula, Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University.
УДК 316
ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ
М.С. Леонтьева, Т.И. Субботина
Приводится анализ применения средств и методов физической культуры в учебно-воспитательной работе с детьми-сиротами. Отмечается значимость физической культуры в процессе социально-педагогической реабилитации и рекреации детей-сирот.
Ключевые слова: физическая культура, дети-сироты, двигательная активность, внеурочные занятия.
Политические, социальные и экономические изменения, происходящие объективно в России, обусловили изменения не только в педагоги-