Научная статья на тему 'Становление системы социального страхования рабочих на предприятиях Тульской губернии в конце XIX - начале XX вв'

Становление системы социального страхования рабочих на предприятиях Тульской губернии в конце XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
216
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / БОЛЬНИЧНЫЕ КАССЫ / РАБОЧИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / TULA REGION / SOCIAL INSURANCE / SICK-FUNDS / WORKERS / ENTERPRISING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Краюшкина Е.И.

Статья посвящена анализу процесса становления системы социального страхования рабочих на предприятиях Тульской губернии. Охарактеризованы особенности законодательной и нормативной базы, регулировавшей деятельность страховых учреждений, исследованы проблемы, возникавшие при ее реализации на местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article tempts to analize the process of the workers social insurance establishment in the factories of Tula region in the beginning of 20th century. Law and regulatory environment and problems of its realization are analized.

Текст научной работы на тему «Становление системы социального страхования рабочих на предприятиях Тульской губернии в конце XIX - начале XX вв»

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33

111

УДК 94(470+571-32)

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РАБОЧИХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Модернизация промышленности Российской империи второй половины XIX -начала XX вв. оказала значительное влияние на качественную трансформацию социальных отношений между рабочими и предпринимателями. Впервые в российской правовой мысли был поставлен вопрос о социальной ответственности предпринимателей за обеспечение рабочих в случае болезни и травм, полученных на производстве. Эти идеи были реализованы в законодательных актах 1903-1912 гг., создавших первую в истории страны систему обязательного социального страхования рабочих на предприятиях.

Если дореволюционных исследователей - современников становления российской системы социального страхования - прежде всего интересовала практическая сторона функционирования страхования (эффективность страховых институтов, проблема толкования и оптимального реформирования современного им страхового законодатель-ства1, а исследователи советского периода сосредотачивали свое внимание на истории страхования в контексте классовой борьбы рабочих и предпринимателей1 2, то на современном этапе появляются комплексные работы, изучающих как экономические, так и правовые аспекты эволюции и функционирования российской страховой системы данного периода с использованием новых исследовательских методов, привлечением широкого круга новых источников3. На современном этапе происходит смещение центра внимания исследователей с макроисторических проблем в сторону микроистории - их интересует реализация законодательства по социальному страхованию на конкретных предприятиях и в конкретных регионах, отношение к страхованию со стороны рабочих.

В данной статье предпринята попытка проследить эволюцию системы социального страхования рабочих, сложившейся в 1903-1912 гг., и ее реализацию на примере заводских и фабричных предприятий, функционировавших на территории Тульской губернии в конце XIX - начале XX вв.

1 См.: Александров В.Я. Общеобязательное пенсионное (по типу германского) страхование рабочих в России необходимо и при проведении его в жизнь выполнимо. СПб., 1917. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/39933; Кеппен А. О страховании рабочих от несчастных случаев. СПб., 1892 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/117649; Литвинов-Фалинский В П. Организация и практика страхования рабочих в Германии и условия возможного обеспечения рабочих в России. СПб.,1903. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/25128; Мюллер А. Рабочие секретариаты и страхование рабочих в Германии. Наши новые проекты по рабочему законодательству и классовая политика предпринимателей / С предисловием и статьей проф. И.Х. Озерова. М., 1907; Нолькен А.М. Закон о страховании рабочих от несчастных случаев: (высочайше утвержденный 23 июня 1912 г.; собр. узак., N 141, ст. 1230): практическое рук. СПб., 1913; Павлов О. Германское страхование и другие способы обеспечения рабочих. Ростов-на-Дону, 1905; Чистяков И. Страхование рабочих в России: опыт исторического страхования рабочих, в связи с некоторыми другими мерами их обеспечения. М., 1912.

2 Краткая история рабочего движения в России (1861-1917 гг.). М., 1962; Крузе Э.Э. Условия труда и быта рабочего класса России в 1900 - 1914 гг. Л., 1981; Лаверычев В.Я. Царизм и рабочий вопрос в России (1861-1917 гг.) М., 1972; Рабочий класс России. 1907-февраль 1917 г. М., 1982.

3 Ашмарина С.В., Бородкин Л.И. Травматизм и страхование горнозаводских рабочих в России в начале ХХ в.: количественный анализ // Экономическая история. Обозрение. Вып. 9 / Под ред. Л.И.Бородкина. М., 2003. С. 44-59 (Постраничные примечания); Белышев И.С. Страхование фабрично-заводских рабочих и служащих России: 1912 - февраль 1917 гг. : дис. ... канд. ист. наук. Иваново, 2004; Герасюнина Ю. Н. Страхование рабочих от несчастных случаев в России в конце XIX - начале XX вв. : дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 2006; Морозов А.В. Больничные кассы и страхование рабочих в Казанской губернии 1912-1919: дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2000.

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Е. И. КРАЮШКИНА

Статья посвящена анализу процесса становления системы социального страхования рабочих на предприятиях Тульской губернии. Охарактеризованы особенности законодательной и нормативной базы, регулировавшей деятельность страховых учреждений, исследованы проблемы, возникавшие при ее реализации на местах.

e-mail: lenakrayush@yandex.ru

Ключевые слова: Тульская губерния, социальное страхование, больничные кассы, рабочие, предпринимательство.

112

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33

До 1903 г. законом не предусматривались обязательные компенсации рабочим за несчастные случаи на производстве. Тем не менее, еще в конце XIX в. общественность и владельцы отдельных предприятий стали осознавать необходимость материальной поддержки рабочих, получивших травмы на производстве, профессиональные заболевания и т.д. Одним из первых мероприятий заводской администрации на пути введения мер социального обеспечения рабочих на явилось создание благотворительных обществ на некоторых предприятиях. В Тульской губернии подобные общества функционировали при Тульском оружейном заводе и акционерном обществе Тульских меднопрокатных и патронных заводов. Их денежный фонд образовывался из добровольных пожертвований членов общества и владельца предприятия. На Тульском оружейном заводе единовременные пособия к праздникам - Рождеству и Пасхе - и пенсии могли выдаваться рабочим, долгое время прослужившим на заводе и в связи со слабостью здоровья находящимся в тяжелом материальном положении, а также вдовам и сиротам рабочих4. Рабочим Тульских меднопрокатных и патронных заводов и членам их семей также оказывались единовременные и долговременные пособия в случае тяжелого материального положения, выдавались денежные займы, оказывалась врачебная помощь. В 1900 г. на общих собраниях членов общества вспомоществования, действовавшего при заводе, впервые прозвучали предложения по организации кассы взаимопомощи на случай смерти рабочих, служащих и их близких родственников, открытию яслей для детей рабочих и библиотеки; несколько позже была открыта начальная школа, заводская лавка, пекарня и столовая5. В период Первой мировой войны общество выдавало пособия семьям рабочих, призванных на войну6. Несмотря на определенные финансовые трудности в 1897-1899 гг., связанные с выходом многих членов из состава общества уменьшением размера денежного фонда, общество просуществовало вплоть до 30 мая 1917 г., когда собранием ликвидационной комиссии было постановлено ликвидировать дела общества и передать его в руки рабочих7.

Еще одним важным источником финансирования социальных пособий рабочим являлись заводской и общеимперский штрафные капиталы. Штрафной капитал образовывался из денежных взысканий, налагаемых на рабочих за опоздание, прогул, несоблюдение правил безопасности и нарушение трудовой дисциплины. Он хранился на предприятии отдельно от всех остальных денежных сумм; когда его размер достигал более 100 руб., излишек вносился в одну из сберегательных касс государственного банка. После принятия 3 июня 1886 г. законодательных норм, ограничивавших статьи расхода штрафного капитала на фабриках8, эти средства могли быть направлены исключительно на выдачу единовременных пособий рабочим, потерявшим навсегда способность к труду и в период временной нетрудоспособности в связи с болезнью или несчастным случаем на производстве, пособий по беременности и родам, в случае болезни или смерти членов семьи рабочего, утраты или порчи имущества от пожара и т.д. Существовал и общеимперский штрафной капитал, средства которого формировались из штрафных капиталов закрывшихся заводов и также направлялись на нужды рабочих.

Рабочие предприятий Тульской губернии активно пользовались пособиями как из общеимперского, так и заводского штрафных капиталов9. Тем не менее, данная система обеспечения имела множество недостатков. Довольно сложной была процедура получения согласия на выдачу пособия (ходатайство рабочего сначала направлялось администрации завода, затем рассматривалась старшим фабричным инспектором губернии; если речь шла о выдаче пособия из общеимперского капитала, к этим этапам добавлялось и рассмотрение ходатайства вышестоящим окружным фабричным инспектором, который выносил окончательное решение). Зачастую имело место значительное уменьшение суммы пособия от изначально запрашиваемого (иногда более чем в 2 раза), что, вероятно, было вызвано опасением возможной недостаточности средств фондов для последующих выплат. Штрафные капиталы существовали далеко не на всех промышленных заведениях Тульской губернии (в 1906 г. - только на 42 из 184 фабрик и заводов, подчиненных

4 Государственный архив Тамбовской области (далее ГАТО). Ф. 2247. Оп. 1. Д.1. Л. 1-154.

5 ГАТО. Ф. 92. Оп. 1. Д.1. Л. 22, 40, 55.

6 Там же, л. 100.

7 Там же, л. 109.

8 Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих. ПСЗ РИ 1886. Т. VI. № 3769. Ст. 39

9 ГАТО. Ф. 89. Оп. 1. Д. 105. Л. 9-14; Там же. Д. 111. Л. 20-46, 100, 139; Там же. Д. 113. Л. 3-4, 14, 26-29; Там же. Д. 160. Л. 20, 53, 56, 67, 76, 87, 90, 116, 130.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33

113

надзору фабричной инспекции10 11, причем на 26 предприятиях штрафные капиталы составляли сумму менее 100 рублей, и никаких выдач пособий рабочим за год на них не наблюдалось11). Владельцам предприятий, на которых сумма штрафного капитала не превышала нескольких рублей, фабричная инспекция, как правило, предлагала, «чтобы впредь не вести переписку по поводу штрафного капитала», передать эти деньги в казначейство и зачислить в общеимперский капитал, что многие из них и делали12.

Первым важным законодательным шагом в процессе введения обязательного страхования рабочих в Российской империи стали принятые в 1903 г. «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной, горнозаводской промышленности»13. Этот законодательный акт затрагивал только предприятия частной промышленности, не распространяясь на казенные предприятия. Согласно данному закону, владельцы промышленных заведений были обязаны либо самостоятельно вознаграждать рабочих за утрату трудоспособности в результате несчастного случая по причине и в результате заводских работ, либо страховать их в акционерных страховых и взаимных страховых обществах. В случае временной потери трудоспособности пострадавшим выплачивалось пособие (со дня несчастного случая по день восстановления трудоспособности в размере половинного заработка), в случае постоянной потери трудоспособности — пенсия (от % заработка при полной нетрудоспособности и ниже — при неполной). В случае гибели рабочего правление обязывалось выплачивать пособие на погребение и пенсию членам семьи рабочего. Была также предусмотрена возможность замены по взаимному согласию пенсии на выплату единовременного пособия, измеряемого из расчета 10-летнего размера пенсии.

Тем не менее, при реализации норм закона на местах, в том числе и в Тульской губернии было выявлено довольно большое количество сложностей. Например, не до конца проработанной оказалась процедура определения степени утраты трудоспособности, произошедшей вследствие несчастного случая. Зачастую заводские врачи занижали степень утраты трудоспособности рабочих вследствие произошедших с ними несчастных случаев, а также отказывались признавать профессиональные заболевания (грыжи и т.д.) возникшими вследствие работ на предприятии. Обжалование некомпетентных решений врачей в судах занимало огромное количество времени, на протяжении которого рабочие не получали никакой компенсации; во многих случаях с них взимались и значительные судебные издержки14. Очень часто в своих интересах предприниматели использовали предусмотренную законом возможность, замены ежегодных выплат пенсий выдачей единовременного пособия15, что на поверку оказывалось «гораздо меньшей суммой, чем возможная последующая выплата пенсии»16. К недостаткам закона можно отнести также узко ограниченное количество лиц, подлежащих страхованию, и непредусмотренность таких страховых случаев, как отравление на производстве (например, фосфорных спичек) и профессиональные болезни, «которые у нас губят немалое число рабочих17». Все эти недостатки, вместе с социальными потрясениями революции 1905-1907 гг. и масштабным рабочим движением, охватившим к тому моменту практически всю страну, стимулировали дальнейшую работу правительственного механизма над реформированием страхового законодательства.

В 1912 г. был принят пакет законов, вносивших новые изменения в систему социального обеспечения рабочих на предприятиях18. Согласно этим законодательным актам, страхование от несчастных случаев осуществлялось следующим образом: губернии и области Европейской России и Кавказского края, в которых вводилось страхование, разде-

10 Свод отчетов фабричных инспекторов за 1906 г. СПб., 1908. С. 30.

11 ГАТО. Ф. 89. Оп. 1. Д. 106. Л. 85-88.

12 Там же, л. 44, 50, 51, 79.

13 Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной, горнозаводской промышленности. ПСЗ РИ. Собрание третье. Том XXIII. №23060.

ч ГАТО. Ф. 92. Оп. 3. Д. 6. Л. 1-487.

15 ГАТО. Ф. 92. Оп. 3. Д. 3. Л. 1-17; Ф. 89. Оп. 1. Д. 10. Л. 10.

16 Павлов О. Германское страхование и другие способы обеспечения рабочих. Ростов-на-Дону, 1905. С. 99.

17 Там же, с. 100.

18 Высочайше утвержденные 23 июня 1912 г. законы «О страховании рабочих от несчастных случаев», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «Об учреждении Совета по делам страхования рабочих», «Об учреждении присутствий по делам страхования рабочих» // Устав о промышленности. Свод законов Российской империи. Том XI, часть II. Библиотека репринтных изданий / КонсультантПлюс: Классика российского права. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://civiLconsultant.ru/

114

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33

лялись на страховые округа, для каждого из которых учреждалось отдельное страховое товарищество. В его состав входило определенное количество предприятий, владельцы которых уплачивали взносы за лиц, занятых на работе в предприятиях по найму и несли коллективную ответственность по обязательствам страхового товарищества, пришедшей на смену индивидуальной ответственности каждого предпринимателя.

Страхование рабочих на случай болезни осуществлялось посредством учреждения больничных касс. Они могли быть «отдельными», то есть существовать на одном определенном предприятии, и общими для нескольких предприятий. Участники больничных касс и члены их семьи могли получать пособия по случаю болезни, на погребение, по случаю родов, а также обеспечивались бесплатной медицинской помощью за счет владельца предприятия. Средства больничных касс должны были образовываться из взносов участников, то есть рабочих (устанавливаемых общим собранием кассы в пределах от 1 до 2 % с суммы заработка) и предпринимателей (средства, перечисляемые ими, должны были составлять две третьих части от суммы, вносимой рабочими).

Предприятия Тульской губернии должны были войти в состав Московского страхового товарищества, которое, отчасти в связи с военными событиями, так и не было учреждено. Проблемы возникали и в процессе учреждения больничных касс на некоторых предприятиях губернии. Наиболее сложным этот процесс был на ткацкой фабрике и ситце-набивной фабрике торгового дома наследников Е.С.Карякиной, которые должны были иметь общую больничную кассу. На этих фабриках рабочие дважды бойкотировали участие в выборах уполномоченных в больничную кассу, а в феврале 1914 г. напряженная ситуация на этих фабриках вылилась в забастовку. Помимо требований о повышении заработной платы и сокращения рабочих часов накануне праздников одним из основных требований рабочих было прекращение вычетов из заработной платы, перечисляемых в фонд больничной кассы. Тем не менее, все требования были отклонены администрацией предприятий19. Тем не менее, были и заводы, где процедура выборов проходила гладко и без каких-либо осложнений (заводы Р. Гилль, Тульский железопрокатный завод и т.д.). В обширном списке требований рабочих акционерного общества Тульских меднопрокатных и патронных заводов к администрации, выдвинутых в ходе забастовки в июне 1915 г., большая часть которых касалась повышения заработной платы, изменения расценок работ, отмены штрафов и благоустройства помещений мастерских, лишь одно было связано с деятельностью больничных касс - в их ведение предлагалось передать заводское лечение рабочих20. Всего в Тульской губернии было создано и функционировало вплоть до 1918 г. 19 больничных касс, как общих, так и на отдельных предприятиях21.

Таким образом, с принятием законодательных актов 1903 - 1912 гг. система социального обеспечения рабочих на предприятиях стала более упорядоченной. Впервые рабочим было гарантировано право на получение пенсий и пособий при несчастных случаях на производстве, болезни и т.д. Несмотря на определенные сложности, возникавшие в процессе реализации страхового законодательства на местах, в том числе и на предприятиях Тульской губернии (бойкот больничных касс, конфликты с предпринимателями по поводу выплат пособий и т.д.), система обязательного страхования рабочих на предприятиях, созданная в начале ХХ в., явилась важным этапом в совершенствовании трудового и социального законодательства страны, повлекшим определенные качественные изменения в отношениях между рабочими и предпринимателями на производстве.

ESTABLISHMENT OF THE WORKERS SOCIAL INSURANCE SYSTEM IN THE FACTORIES OF TULA REGION IN THE END OF XIX - BEGINNING OF XX CENTURIES

The article tempts to analize the process of the workers social insurance establishment in the factories of Tula region in the beginning of 20th century. Law and regulatory environment and problems of its realization are analized.

Key words: Tula region, social insurance, sick-funds, workers, enterprising.

E. I. KRAYUSHKINA

Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University

e-mail: lenakrayush@yandex.ru

19 Газета «Тульская молва». № 1886 (февраль 1914 г.). С. 3.

20 ГАТО. Ф 93. Оп 1. Д. 244а. Л. 1-10.

21 Свод отчетов фабричных инспекторов за 1914 г. СПб., 1915. С. 291.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.