УДК 347.19 ББК 67.404
DOI 10.24412/2073-3313-2021-2-64-66
УЧРЕДИТЕЛЬ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Проблемные вопросы правового статуса
Полина Викторовна ЗАЙЧЕНКО, аспирант кафедры гражданского права и процесса Северо-Кавказского федерального университета [email protected]
Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право
Аннотация. В статье анализируются нормы гражданского законодательства, определяющие правовой статус учредителя доверительного управления наследственным имуществом. Автор подчеркивает, что для договора доверительного управления наследственным имуществом характерен специфический субъектный состав. Определено, что доверительное управление может быть учреждено нотариусом только при наличии соответствующего заявления лиц, перечень которых определен законодателем.
Ключевые слова: доверительное управление, наследственное имущество, учредитель управления, нотариус, исполнитель завещания.
Annotation. The article analyzes the norms of civil legislation that determine the legal status of the founder of the trust management of inherited property. The author emphasizes that for the contract of trust management of hereditary property the nature of the specific subject composition. It has been determined that trust management can be established by a notary only if there is a corresponding application from persons, the list of which is determined by the legislator.
Keywords: trust management, inherited property, founder of management, notary, executor of the will.
I ■ оверительное управление наследствен-I I ным имуществом является важной мерой / 1 по сохранению наследственного имущества, Применяемой нотариусом в целях защиты прав наследников, отказополучателей и других лиц (п. 1 ст. 1171 ГК РФ).
Е.Ю. Ушакова подчеркивает, что «институт доверительного управления обеспечивает эффективную реализацию конституционного права наследования»1.
Понимая это, современный законодатель реформирует отечественное наследственное право, совершенствуя в первую очередь те конструкции, которые предусмотрены для охраны и управления имуществом, переходящим в порядке наследования.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие ча-
сти третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26 июля 2017 г. № 201-ФЗ внес изменения в правовое регулирование договора доверительного управления наследственным имуществом. Это касается как порядка заключения договора, так и его содержания. Особое внимание уделено субъектному составу договора доверительного управления наследственным имуществом.
Напомним, что легальное определение договора доверительного управления дано законодателем в п. 1 ст. 1012 ГК РФ.
Под договором доверительного управления имуществом понимается договор, по которому учредитель управления передает доверительному управляющему имущество в доверительное управление на определенный срок, а доверительный управляющий, в свою очередь, обязу-
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2021
ется осуществлять управление этим имуществом в интересах или учредителя управления, или указанного им другого лица — выгодоприобретателя.
Договор доверительного управления наследственным имуществом заключается в силу прямого указания закона вследствие необходимости управления имуществом наследодателя (ст. 1026 ГК РФ). Именно этим предопределены особенности заключения и содержания договора.
Сторонами данного договора являются учредитель управления и доверительный управляющий. Для договора доверительного управления наследственным имуществом характерен особый субъектный состав.
По правилу, предусмотренному ст. 1014 ГК РФ, учредителем управления может быть как собственник имущества, которое передается в доверительное управление в руки «профессионального управляющего для извлечения максимальной выгоды от эксплуатации этого имущества»2, так и другое лицо, если речь идет о доверительном управлении имуществом по основаниям, предусмотренным законом (ст. 1026 ГК РФ).
Законодатель наделил правами учредителя управления наследственным имуществом нотариуса.
Отметим, что до 1 сентября 2018 г. учредителем доверительного управления наследственным имуществом мог быть исполнитель завещания. Сегодня в ГК РФ статус исполнителя завещания не просто уточнен, но и кардинальным образом трансформирован.
Так, в предыдущей редакции п. 2 ст. 1173 ГК РФ было предусмотрено, что если в завещании назначен исполнитель завещания, то он наделяется правами учредителя доверительного управления. Изменив это правило и закрепив, что исполнитель является доверительным управляющим (п. 4 ст. 1135 ГК РФ), законодатель сохранил в то же время положение о том, что исполнитель в целях охраны или управления наследством должен совершать в интересах наследников от своего имени все необходимые действия, в том числе и юридические (абз. 2 п. 2 ст. 1135 ГК РФ).
Таким образом, на наш взгляд, существует определенное противоречие в нормах, определяющих статус исполнителя завещания. С одной стороны, если в завещании не предусмотрено иное, исполнитель завещания должен принимать меры по охране и управлению имуществом, с другой стороны, он не может быть учредителем доверительного управления.
Обнаруживаем несогласование норм и в следующем. В соответствии с абз. 2 ст. 1135 ГК РФ исполнитель завещания при отсутствии у него возможности совершать необходимые действия в целях охраны наследства и управления им должен обратиться к нотариусу с заявлением о принятии мер по охране наследства (Выд. авт.).
А пункт 2 ст. 1171 ГК РФ указывает на возможность исполнителя завещания обратиться к нотариусу с заявлением о принятии мер по охране и управлению наследственным имуществом.
Считаем, что законодатель должен быть более точен в определении правомочий исполнителя завещания и предлагаем внести в абз. 2 ст. 1135 ГК РФ соответствующее дополнение и изложить его следующим образом:
«совершать в интересах наследников от своего имени все необходимые юридические и иные действия в целях охраны наследства и управления им или при отсутствии возможности совершать такие действия обратиться к нотариусу с заявлением о принятии мер по охране наследства и управлению им».
До 2019 г. меры по охране и управлению наследственным имуществом могли быть осуществлены главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления на основании ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Федеральным законом «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 июля 2019 г. № 226-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в сфере наследования были существенно сокращены, и должностным лицам предоставлено право осуществлять только опись наследственного имущества.
Таким образом, учредителем доверительного управления наследственным имуществом может быть только нотариус. Иные лица, включая наследников, не могут быть учредителями. Отметим, что одно время в юридической литературе поднимался вопрос о том, может ли орган опеки и попечительства быть учредителем доверительного управления имуществом.
М.В. Телюкина, основываясь на толковании норм ст. 1173 ГК РФ, статей 38 и 1026 ГК РФ, делает предположение о том, что орган опеки и попечительства может выступать в качестве до-
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2021
верительного управляющего наследственным имуществом3. Вместе с тем исследователь считает, что такой подход может привести к «неразрешимым противоречиям» между основными участниками договора4.
Обращает на себя внимание проблема характера обязанности нотариуса по учреждению доверительного управления5.
Например, Ю.С. Харитонова, рассуждая об основаниях возникновения отношений управления, делает вывод о том, что нотариус обязан в силу прямого указания закона принять меры по охране и управлению чужим имуществом6.
В силу требований ст. 1171 ГК РФ нотариус принимает меры по охране наследства и управлению им не самостоятельно, а только по заявлению определенных лиц, круг которых не является исчерпывающим. К ним отнесены в первую очередь наследники, а также душеприказчик. Таким правом наделены органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства, а также иные лица, действующие в интересах сохранения наследственного имущества.
Анализируя это правило и соотнеся его со ст. 64 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, Л.Ю. Михеева указывает, что у нотариуса обязанность по охране интересов потенциальных наследников не возникает «автоматически» во всех случаях. И охрана наследственного имущества, и действия по управлению им «осуществляются исключительно как частные мероприятия»7.
Объясняя специфику договора доверительного управления, который заключается в силу закона, ученые подчеркивают, что наличие оснований для заключения договора, предусмотренных законом, не означает, что в этих случаях договор доверительного управления приобретает характер обязательного для лиц, выступающих в роли учредителей доверительного управления, договора, который заключается по правилам ст. 455 ГК РФ8.
Согласимся с мнением Н.И. Остапюк, которая считает, что закон предоставляет нотариусу
лишь определенные возможности для учреждения доверительного управления наследственным имуществом, но не обязывает его заключать такой договор9.
Еще раз подчеркнем, что у нотариуса возникает такая обязанность только в том случае, если о необходимости управления наследственным имуществом в письменной форме заявили лица, указанные в ст. 1171 ГК РФ.
Таким образом, для заключения договора необходимо наличие у нотариуса, выполняющего функции учредителя доверительного управления, соответствующего заявления, которое будет являться элементом сложного юридического состава, порождающего обязательства доверительного управления наследственным имуществом.
1 Ушакова Е.Ю. Институт доверительного управления как гарантия реализации прав наследников // Нотариус. 2017. № 4. С. 34—39.
2 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002. С. 825 .
3 Телюкина М.В. Наследственное право: Комментарий гражданского законодательства Российской Федерации: Учеб.-практ. пособие.М.: Дело, 2002. С. 171—172.
4 Там же.
5 См.: Харитонова Ю.С. Доверительное управление наследственным имуществом. М., 2019. С. 18—19; Михеева Л.Ю. Институт доверительного управления наследственной массой: что и почему меняем в нем // Закон. 2017. № 6. С. 26;
Актуальные вопросы наследственного права / Под ред. П.В. Крашенниникова. М.: Статут, 2016. С. 14— 29; Остапюк Н.И. Нотариальная защита прав граждан на имущество, переходящее в порядке наследования. М.: Юрлитинформ, 2006. С. 113; Телюкина М.В. Указ. соч. С. 172.
6 Харитонова Ю.С. Управление в гражданском праве: проблемы теории и практики. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 304 с.
7 Актуальные вопросы наследственного права / Под ред. П.В. Крашенниникова... С. 16.
8 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 827.
9 Остапюк. Н.И. Указ. соч. С. 113.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2021