Научная статья на тему 'Учительский портфолио студента-педагога'

Учительский портфолио студента-педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
2254
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С.

Новые цели, которые становятся актуальными в процессе модернизации образования, требуют обновления форм и содержания педагогического образования. Одним из инструментов профессиональной подготовки педагога, позволяющим ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является учительский портфолио студента-педагога, широко распространенный в зарубежном высшем образовании. Портфолио является показателем готовности будущего учителя к самостоятельной профессиональной деятельности. В статье рассматривается учительский портфолио студентки-выпускницы колледжа Каламазу (штат Мичиган, США), описывается общая структура, приводятся фрагменты из основных разделов, даются комментарии, позволяющие сделать вывод о том, каким образом работа студента с портфолио меняет характер его учебной деятельности и делает более эффективной профессиональную подготовку. Авторы делают вывод о целесообразности использования студенческого учительского портфолио в отечественной практике, о возможности его гибкой адаптации к особенностям системы отечественного педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учительский портфолио студента-педагога»

Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков

УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА-ПЕДАГОГА

Аннотация Новые цели, которые становятся актуальными в процессе модерни-

---------------- зации образования, требуют обновления форм и содержания педагогического образования. Одним из инструментов профессиональной подготовки педагога, позволяющим ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является учительский портфолио студента-педагога, широко распространенный в зарубежном высшем образовании. Портфолио является показателем готовности будущего учителя к самостоятельной профессиональной деятельности.

В статье рассматривается учительский портфолио студентки-выпускницы колледжа Каламазу (штат Мичиган, США), описывается общая структура, приводятся фрагменты из основных разделов, даются комментарии, позволяющие сделать вывод о том, каким образом работа студента с портфолио меняет характер его учебной деятельности и делает более эффективной профессиональную подготовку. Авторы делают вывод о целесообразности использования студенческого учительского портфолио в отечественной практике, о возможности его гибкой адаптации к особенностям системы отечественного педагогического образования.

Вопрос подготовки учителей — один из наиболее обсуждаемых сегодня. Новые образовательные цели, новые учебные задачи, ориентированные на требования изменившейся жизни, не могут быть реализованы без новых форм и нового содержания педагогического образования.

Сейчас за счет профилизации обучения в старших классах у ученика появляется возможность проявить большую самостоятельность и активность в выборе собственной учебной траектории, учебных курсов и формы выпускных экзаменов. Новая образовательная ситуация требует от школьника принятия серьезных решений, подводит его к тому, что ему все в большей степени приходится брать на себя ответственность за свой выбор и за контроль своих образовательных результатов. А для того, чтобы школьник привык к самостоятельности, овладел способностью к рефлексии, навыками самооценки, должны появиться новые профессиональные навыки и средства у его учителей. Сегодня положение дел весьма неблагополучно. В интервью журналу «Вестник образования» (№ 12, 2005)

174

проректор ВШЭ Л. Любимов описал сложившуюся ситуацию так: «У наших детей полностью отсутствуют навыки рефлексии, ими можно манипулировать как угодно... А теперь нужно жить в рыночной экономике — уметь отвечать за себя и за окружающих, пытаться стать лидером. Но школа этому учить не может, поскольку никогда этого не делала. Учителя не виноваты, потому что их учили и учат одному, а эпоха пришла другая».

Но будущих учителей не только учат. Они и сами учатся. Студенты педагогических вузов имеют существенно большие, чем школьники, возможности определять стратегию и влиять на ход своего профессионального обучения. И если школа не научила их учиться, то в вузе это сделать необходимо. Основной лозунг, принятый на всех уровнях образования в Великобритании (www.dfes.aov.uk/proafile). популярный за рубежом и постепенно входящий в нашу образовательную систему, — «Возьми в свои руки контроль над своим обучением» (Take control of your own learning) — может быть адресован студентам, будущим учителям, еще с большим основанием, чем их потенциальным ученикам. Для реализации этой новой образовательной стратегии студенту нужны специальные инструменты. Одним из них может стать учительский портфолио студента-педагога, вариант студенческого портфолио, близкий по структуре модели портфолио школьного учителя (http://www.teachernet.aov.uk/profes-sionaldevelopment/nqt/behaviourmanaaement/assessinawork/).

Студенческие портфолио сегодня широко распространены в зарубежном высшем образовании. Требования к портфолио, рекомендации по их составлению и версии лучших электронных портфолио студентов вузы размещают на своих сайтах.

(www.comp.leeds.ac.uk/placemnt/Portfolio.html

http://www.coe.missouri.edu

http://www.lclark.edu/dept/admiss/portfoliopath.html http://www.ucalaary.ca/~bartlett/etypes.html http://www.eduplace.com/rda/res/literacv/assess6.html http://www.kzoo.edu/pfolio/sr requirement.html http://www.mehs.educ.state.ak.us/portfolios/about.html)

Мы публикуем два основных раздела учительского портфолио студента колледжа Каламазу (Kalamazoo), штат Мичиган, США: «Подготовка» и «Преподавательский опыт». Эту часть портфолио студент собирает и обновляет в течение всего срока обучения, что позволяет ему не только проследить все этапы своего профессионального и личностного роста, но и оценить, насколько эффективным был выбор того или иного курса или предмета, какие новые образовательные решения за ним последовали, как полученная информация применяется на практике, стала ли она импульсом к действию. Раздел «Подготовка» включает комментарии к пройденным курсам, планирование следующих шагов в изучении выбранных студентом тем и областей, в исследовательской работе, например

175

в индивидуальном проекте, который студент может выполнять по собственной инициативе и в значительной степени самостоятельно.

Еще один интересный компонент раздела — комментарии к школьным стандартам. Немаловажно, что студент представляет, к каким результатам должны прийти его ученики к окончанию школы, каковы приоритеты школьного образования и основные педагогические стратегии вне зависимости от того, в каких классах ему придется работать. Причем ожидается, что у него сформируется свое мнение об установленных стандартами требованиях, иногда весьма различных на уровне штата и национальных предметных ассоциаций. То есть подготовка студента — это подготовка к приходу в школу, к реальностям школьной жизни и преподавательской работы; если хотите — «школьная зрелость» вступающего в школу педагога. Объективным свидетельством готовности выпускника становятся общие и предметные профессиональные квалификации, присвоенные квалификационной комиссией штата вне зависимости от обучавшего его высшего учебного заведения. Результаты квалификационных тестов также размещены в разделе «Подготовка».

Показателем практической ориентированности обучения студента служит и другой масштабный раздел портфолио — «Учительский опыт». Главное в этом разделе — опять-таки рефлексия, осмысление наблюдаемого и собственного опыта преподавания: процессов, происходящих в классе, применяемых методик, способов проверки и приемов оценивания результатов обучения. Кроме комментариев и оценок студента этот раздел обязательно содержит отзывы школьных учителей и вузовских педагогов, курирующих педагогическую практику. Принцип «обратной связи» можно считать главным в организации и прохождении преподавательской практики. Студент обменивается замечаниями и предложениями со своим школьным консультантом, координатором практики в вузе, наблюдающим проводимые им уроки, и с самими школьниками. Куратор оценивает педагогическое мастерство студента по ряду объективированных критериев при каждом прохождении практики, год за годом. Студент помещает эти материалы в портфолио и может таким образом наблюдать и демонстрировать свой профессиональный рост. Опыт открытости и сотрудничества, умение давать и получать реакцию чрезвычайно ценны для того, кому предстоит выстраивать отношения с детьми и коллегами, придя в школу.

Пожалуй, открытость — это основной принцип и идеология портфолио. Материалы портфолио размещены на сайте вуза и доступны всем, кто отвечает за обучение и профессиональный рост студента, кто заинтересован теми же проблемами, что и он, или столкнулся с похожими ситуациями. Портфолио открывает выпускника работодателю и будущим сотрудникам и позволяет им совершить осознанный выбор: пригласить на работу именно того педагога, чья подготовка и образ мыслей отвечают их ожиданиям. В этом случае школа принимает не «темную лошадку», неизвестного молодого учителя, а человека, заявившего о своих профессиональных

176

Практика

приоритетах, направлении исследовательских интересов, наконец, о личных качествах. Такая ситуация, в свою очередь, становится для студента стимулом к самостоятельной активности, накоплению опыта, профессиональному росту.

Вряд ли создание собственного учительского портфолио может переориентировать того, кто не собирается работать в школе. Но для студента, нацеленного на педагогическую деятельность, такая работа ускоряет вступление в профессиональное сообщество, облегчает адаптацию к школьным реалиям. Он приходит в школу существенно более подготовленным, осознающим свои профессиональные возможности, проблемы и задачи.

На наш взгляд, наиболее ценным в такой работе является то, что студент-педагог приобретает и развивает познавательные и личностные качества и привычки, которые он будет формировать у учеников: навыки самоанализа, коммуникации, планирования. Работа с портфолио построена на современных учебных технологиях, которые выпускник реализует в собственном преподавании. Что тоже важно, поскольку, как говорит в интервью Л. Любимов, «учитель должен знать, что такое эссе, проектная работа, области взаимодействия предметов».

Познакомившись с реальным студенческим портфолио, можно увидеть, какие новые ориентиры он вносит в процесс подготовки учителя. Портфолио высвечивает те аспекты организации обучения, которые максимально поддерживают профессиональный рост студента.

Мы хотим обратиться к учительскому портфолио Холли Тоттен, студентки выпускного курса колледжа Каламазу (http://www.kzoo.edu/pfo-lio/outstandina.htmn. Учитывая большой объем этого электронного портфолио, мы подробно остановимся только на двух основных разделах и рассмотрим некоторые вошедшие в него материалы.

УЧИТЕЛЬСКИЙ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТКИ КОЛЛЕДЖА КАЛАМАЗУ (ШТАТ МИЧИГАН, США)

Лучший подарок, который нам депает Жизнь, — это возможность усердно работать на работе, которая этого стоит,

Теодор Рузвепьт

Содержание

1, Подготовка

2, Опыт

3, Комментарии

4, Обучение за границей

5, Заявление на прохождение зарубежной практики

a) Стандарты

b) Тесты компетенции

c) Проект по педагогике и изучаемым предметам

d) Техники оценивания

1. Подготовка

177

liS

Стандарты

Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков Учительский портфолио студента-педагога

e) Исспедования по обучению и купьтуре

f) Литература по педагогике

д) ЛредпоЖения по основному индивидуапьному проекту

1. Содержание и комментарий к национапьному стандарту по испанскому языку, разработанный Американской ассоциацией учите-пей иностранных языков.

В стандарте перечиспены основные умения, которыми необходимо впадеть ученику. Хоппи принимает этот перечень и собирается реапизовать его в собственном преподавании так, чтобы «ученики учипись в системе свободного образования, которое позвопит им не топько говорить и писать на иностранном языке, но и понимать пи-тературу и строить связи с другими предметами, в том чиспе с другими языками».

2. Национапьный стандарт по истории и комментарии к нему. Стандарт разработан Национапьным советом по социопогическим исспедованиям.

Хоппи устраивает то, что в предпоЖенном стандарте нет Жесткого раздепения на отдепьные учебные дисциппины и история оказывается тесно связанной с вопросами права, экономики, купьтуры и социопогии. В этих стандартах нет конкретных списков необходимых умений, как в стандарте по иностранным языкам, но он все Же дает достаточные основания дпя разработки учебной программы.

3. Комментарии к стандарту по истории штата Мичиган.

Стандарт штата отпичается бопьшей конкретностью. Согпас-но ему учебные программы по социапьным дисциппинам допЖны готовить учеников к проверке того, что они явпяются ответственными гражданами, по 25 пунктам. Эти пункты соответствуют 25 предметным (стандартным) требованиям, которые раздепены на 7 крупных бпоков и весьма конкретно опредепены.

Хоппи считает, что здесь возникает пробпема, так как учащиеся старшей шкопы в Мичигане дпя завершения образования могут ограничиться годовым курсом американской истории и годовым курсом американского права. То есть многие ученики могут вообще не стап-киваться со стандартами по экономике и мировой истории, хотя эти предметы и интегрированы в изучаемые курсы. Хоппи поражает, что «мировая купьтура» не входит в перечень стандартов, разработанных штатом. Пройдя подобную гуманитарную подготовку в коппед-Же, она спрашивает, как дети могут стать ответственными гражданами без допЖного понимания тех, кто отпичается от них, и без уваЖения к другим пюдям и купьтурам. И поскопьку Хоппи попучает сертификат преподаватепя истории в Мичигане, она допЖна разбираться в стандартах штата, но ей хочется строить преподавание, бопьше ориентируясь на стандарты, принятые Национапьным советом. Ее цепь — связывать в процессе обучения историю с другими предметами, как социопогическими, так и иными, расширять знания учеников о купьтурных разпичиях.

178

Практика

В алрепе 2000 з, Хоппи прошла тестирование базовых умений для получения учительского сертификата и выполнила тест штата Мичизан,

Предметы тестирования Лостаточный уровень Лостигнутый уровень

Чтение 220 260

Математика 220 260

Письмо 220 260

В апреле 2002 з, Хоппи прошла предметное тестирование по испанскому языку и истории,

Испанский язык Лостаточный уровень Лостигнутый уровень

Аудирование Чтение Структура языка Лексика Купьтура Письмо Устная речь 220 270

История Лостаточный уровень Лостигнутый уровень

Понятия и умения Социапьные науки и гражданская грамотность Мировая история Американская история и история штата Мичиган 220 273

Хоппи рассказывает об исследовании Л, Шупьмана, разработавшего в 1980-х годах концепцию соотношения педагогических умений и впадения данным предметом,

Сбапансированность педагогических и предметных знаний — пуч-шая характеристика хорошего преподавания Это специфическое качество, присущее хорошему учитепю: знание того, как преподать предметный материап,

Национапьный совет по профессионапьным учитепьским стандартам сейчас считает это умение одним из пяти необходимых дпя преподаватепя наряду с такими умениями, как: быть приветпивым с учениками; управпять процессом обучения и отспеЖивать его; понимать преподавание системно; быть чпеном образоватепьного сообщества,

Это, пятое, необходимое умение Национапьный совет опредепя-ет как комбинирование знаний о том, как строить преподавание, как дети обучаются, и собственно предметного мастерства,

В заключение Хоппи приводит библиографию трудов Шупьмана о «педагогическом и предметном знании» и материалы Национального совета по профессиональным учительским стандартам,

Оесты

компетенции

Проект по педагогическому и предметносодержательному компоненту преподавания

179

Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков Учительский портфолио студента-педагога

Техники оценивания В первый зод обучения Хоппи ислопьзовапа весенние каникупы, чтобы пройти четырехдневный тренинз в High/Scope Institute, зде она изучапа оценивание. Одна из задач института — развитие аутентичнозо оценивания, часто не связаннозо с письменным экзаменом, Лоспе прохождения курса Хоппи составила следующий список возможных форм проверки и оценивания, Лисьменная проверка: множественный выбор; короткие ответы; эссе; представления, заявпения, презентации; внекпассные эссе; творческие задания (придумывание историй); резюме; составпение вопросов дпя теста. Устная поовеока: устные презентации; рисование и комментирование рисунков. Художественная проверка: создание постера; рекпамного объявпения; веб-страницы; музыкально-поэтическое представление; рисование и комментирование. Зимой 2002 з, Хоппи прошла курс «Успеваемость в старшей школе», Она получила новые знания об оценивании и мозпа реализовать их в мини-уроках, которые проводила в старшей школе Лой Норрикс, Главное, что она вынесла из этозо опыта: Оценивание не должно ассоциироваться с зрадуированием, ранжированием результатов. Оценивание должно быть деятельностью, которая позволяет обоим — ученику и преподавателю — увидеть, насколько хорошо ученик воспринимает информацию, чтобы преподаватель моз лучше зотовить материал и план урока.

Исследования по обучению и культуре Зимой 2002 з, Хоппи прошла антропопозический курс «Образование и неравенство в Америке», Из незо она узнала о неравенстве и езо причинах, Хоппи пишет о том, что ее поразило, Важнейшим событием для нее стала книза Y, Kozol «Жестокое неравенство», Я не скрываю, что выросла в среде представителей среднезо класса, зде образование получало поддержку и финансировалось членами сообщества. Хотя я не помню момента, козда начала замечать существующее неравенство, я отлично понимала, что друзие школы не такие, как моя. Но пока не прочла работу этозо автора, я не сознавала, насколько велика эта разница. Из статьи я узнала, насколько мало заботятся в США о меньшинствах, рабочих и детях из малообеспеченных семей Я была подавлена тем, что такие дети, по образному описанию автора, всезда проваливаются в щели американской системы образования, и никто ничезо не делает, чтобы спасти от неизбежной зибе-ли юных созраждан.

180

Практика

Еще один курс «Образование и неравенство в Соединенных Штатах», проведенный доктором Cousin, поставип нас перед вопросом, что мы сами будем депать с разпичными проявпениями неравенства в шкопьной системе, Мы допЖны быпи выбирать, станем пи мы адвокатами непривипегированных учеников, защищающими их права, ипи будем непосредственно с ними работать. Соотнося пройденный курс со своей будущей карьерой, могу сказать, что надеюсь индивидуапьно работать с социапьно ущемпенными учениками, чтобы бпагодаря по-пученному образованию их гопос стап спышнее,

a) Менторы (руководитепи практики) и ропевые модепи

b) Опыт преподавания

c) Обратная связь: отзывы педагогов и отзывы учеников

d) Рефпексия опыта преподавания

e) Уроки и поурочные ппаны

f) Набпюдения на уроках

Приводятся данные о том, где и когда Хоппи лроходипа практику.

Хоппи описывает свои впечатления от сотрудничества с опытными учителями, руководившими ее практикой. Вот некоторые из ее описаний.

М-пь Саккаб (Sakkab), Высшая техническая шкопа Детройта (Cass Technical School).

В конце феврапя 2002 г, я посещала шкопу Летройта, Среди разных полезных вещей, которым я научипась у м-пь Саккаб, хочу выде-пить понимание важности творческого оценивания. Мне повезпо, и я быпа в кпассе, когда дети представпяпи дпя оценивания свои проекты, и видепа, наскопько все ученики вкпючены в этот процесс. Это замечательно!

С-ра Анна Кроупи (Ann Crowley), Chelsea High School.

В течение весеннего семестра второго года обучения в коппед-Же я осваивала принципы преподавания. В ходе этого курса рекомендуется работать вместе со своими будущими учителями — менторами, Но вместо этого я провела много часов с с-рой Кроупи, Я хотела под ее руководством узнать как моЖно больше о системе «целостного телесного ответа» в преподавании. После самостоятельных наблюдений и общения с с-рой и другими учителями школы я решила сделать на эту тему индивидуальный проект. Предварительные знания об этой системе я приобрела, когда давапа мини-уроки в одном из классов с-ры Кроупи,

Д-р Карен Сепби (Karen Selby).

Л-р Сепби — преподаватель коппедЖа и глава Лепартамента образования, Я была ее ученицей. Она преподавала мне курс «Грамотность в средней шкопе», Я даЖе не буду начинать перечислять все, чему она меня научила, скаЖу только, что она подтолкнула меня к созданию этого портфолио и значительная часть информации, которую он содерЖит, получена благодаря ей

2. Учительский опыт

Менторы и ролевые модели

181

Опыт Приводятся данные о том, когда и где лроходипа преподавательская

преподаваНИя практика. Информация размещена в обратном хронологическом ло--------------- рядке. Вот некоторые из ломещенных в портфолио отчетов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Феврапь—апрель 2002 г. Детройт

В это время я лопучипа опыт работы в кпассе, заменяя учитепя. Одна из преподаватепьниц анепийского языка, собираясь прервать работу дпя прохождения печения и зная меня по предыдущей практике, предпоЖипа мне заменить ее в кпассе, Сначапа я не быпа уверена, что смогу сочетать работу учитепя с обязанностями студента, но директор и кпассный руководитель продопЖапи просить меня, и я согласилась,

Во время работы на замене я планировала и давала уроки и проводила оценивание детей каЖдый день в течение трех уроков по девяносто минут, В одном классе я преподавала ежедневный английский и в центре моего внимания были чтение и базовые языковые навыки, В двух других я вепа английскую литературу. Мы изучали сонеты Шекспира и читали «Макбета», Под моим руководством дети написали десятистраничную исследовательскую работу.

Март 2000 г. Старшая школа Пой Норрикс

В это время я имела возможность подготовить и провести урок в классе, где дети в течение трех пет изучали испанский язык, Я была очень довольна своим планом урока и чувствовала, что ученики увлечены Проблема была только с одним мальчиком, Я сильно огорчилась оттого, что не могла его заинтересовать, но учительница успокаивала меня тем, что этот ученик никогда не участвует в уроке. На следующий день после своего мини-урока я беседовала с одной ученицей, (Я ее тьютор,) И мне было очень приятно, что она хвапипа урок, «Вы действительно увпекпи всех, — сказала она, — и не заставляли нас депать бесполезную работу в рабочих тетрадях»,

Обратная связь Отзывы профессионалов

В этом разделе Холли помещает три оценочных листа, которые заполнял ее куратор, посещавший уроки испанского языка, которые давала Холли, проходя практику в 2000, 2001 и 2002 гг,

Структура оценочного листа разработана руководителем педагогической практики студентов колледжа Каламазу,

Положительные моменты

Ученики старательно выполняли упражнения, У тебя хорошая связь с детьми, ты управляешь классом, твой юмор подкрепляет усилия учеников овладеть испанским. Смена различных видов деятельности позволяла сохранить вкпюченность детей в течение всего урока. Ты заметила неподходящие слова, которые они употребляли, и доброжелательно указала на это детям, В цепом ты хорошо справлялась.

Над чем надо поработать

Когда ты работаешь на доске, убедись, что у каждого ученика достаточно пространства дпя эффективной работы Пиши так высоко, чтобы детям было видно с любого места.

182

Практика

Когда говоришь, твой гопос иногда звучит спишком спабо. Постарайся сдепать гопос таким сипьным, чтобы кпасс спедовап за тобой. Это упучшит твой стипь общения с кпассом.

Сентябрь 2001 з, Испанский язык, кпасс первого года обучения

Параметры Лостаточно Требует упучшения Отсутствует

Личностные качества +

Я-концелт/окруЖение +

Эффективность классной

работы +

Планирование и организация +

Материапы/методы +

Оценивание/проверка +

Мотивация/дисц иппина +

Отношения с окруЖающими:

с учениками +

с сотрудниками +

Коммуникативные умения:

вербальные +

письмо и графика +

Академическая подготовка:

общие знания +

содерЖание предмета +

Профессионализм +

Учительский потенциал +

Поспе 14 недепь преподавания Хоппи попросипа учеников оценить два аспекта ее работы: метод, который она применяла на уроке (целостный телесный ответ), и ее педагогическое мастерство, Приводим некоторые из многочисленных детских ответов:

Я думаю, что еспи бы моЖно быпо всегда видеть спова вместе с картинками (которые мы рисовапи, когда учипи пексику), то мы бы их усваивапи быстрее, Я учусь быстрее, когда виЖу,

Мне нравится, как вы рассказывапи истории на уроке. Вы очень забавно это депаете,

С моей точки зрения, нам нуЖно бопьше письменных упражнений и бопьше внимания к грамматике.

Мне нравится то, что вы заставляли класс смеяться, и то, что мы депапи много всего разного и в то Же время я учился.

Мне помогало то, как вы с нами осваивали пексику, Я упраЖняпся и упучшап произношение.

Вы меня пугали. Вы отвечали на все мои вопросы, и я знап: когда я чего-то не знаю, вы у меня обязательно это спросите.

Мне не нравятся истории. Они мне вовсе не помогают учить слова. Вы всегда отвечали на вопросы так, чтобы мы вас понимали,

Я действительно не пюбпю, когда на уроке рассказывают истории.

Отзывы учащихся

183

liS

Рефексия опыта преподавания

Ороки и

поурочные планы

Наблюдения при посещении уроков

Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прутченков Учительский портфолио студента-педагога

Хоппи говорит, что материапы, размещенные в лортфопио — это лишь малая часть анализа собственного лрелодаватепьского олыта, который она лродепапа. Всем, кто хочет обсудить этот волрос, она лред-пагает связаться с ней любым удобным для них слособом. Мы лриводим фрагмент из ее олисания олыта самостоятельного лрелодавания:

Март 2000 г. Испанский язык в классе третьего года обучения. Пой Норрикс

Это бып первый опыт, Я лопучипа возможность дать короткий урок 1 марта. Мой учитепь-куратор, с-ра Нейхаус, лредпоЖипа мне ввести новую пексику, а это довольно скучное занятие. Тем не менее я была очень довольна результатами, К концу короткого урока каждый ученик выстулил устно хотя бы один раз, и все, кроме одного, работали с интересом. Короткое оценивание, которое я лровела в конце урока, также было интересным для ребят, лоскопьку я лолросила каждого налисать лерсональное лредставпение, и они очень старались, В течение всего урока я легко общалась с детьми и чувствовала наше взаимолонимание, И это отметила с-ра Нейхаус, Но самый большой комлпимент я лопучипа через неделю, когда еще раз лришпа в класс. Лети встретили меня улыбками, многие лодошпи, чтобы ло-общаться, Я лонимаю, что так бывает не всегда, но очень надеюсь, что смогу установить такой Же контакт с учениками, когда сама стану учителем.

Введение лексики:

цепи и задачи;

материалы;

лроцедура;

оценивание;

анализ

Целостный телесный ответ.

Хоппи олисывает историю создания метода, его главные особенности, а такЖе свой олыт ислопьзования этого метода, Работая с ним, она собирается так организовать работу учеников, чтобы они увидели, как смогут ислопьзовать новую лексику в реальной Жизненной ситуации, Она будет алеппировать к собственному Жизненному олыту учеников, тиличным Жизненным ситуациям, с которыми они знакомы ло кинофильмам и тепелередачам, Хоппи планирует организовать в классе Живую дискуссию и обсудить с детьми ваЖные для них Жизненные ситуации,

Далее Хоппи останавливается на лроцедуре оценивания, еЖедневном лпанировании, лримерах учебных заданий,

Во время курса «Обучение в средней школе» я вепа наблюдения в классе Лори Нейхаус, шкопа Ной Норрикс, В ее классе я видепа много хороших лриемов, но, с моей точки зрения, учительница ислопьзовапа намного больше лпохих техник, включая метод «волрос — ответ — оценка», В лоспедний день мои оласения лодтвердипись двумя инцидентами. Первый лроизошеп, когда с-ра Нейхаус ловернупась к классу слиной,

184

а один ученик толкнул ее. Второй неприятный спучай — я стапа сви-детепем того, как дети ругапи учитепьницу.

Высшая техническая шкопа Детройта, феврапь 2000 г.

Я лосещапа эту шкопу во время прохождения курса «Грамотность в средней шкопе», Расположенная в пригороде Летройта, эта шкопа — одна из самых привлекательных среди публичных шкоп города, Я оказалась в классе м-м Саккаб, учительницы французского языка, Я не оЖидапа ничего особенного, но оказалась решительно не права. Учительница сказала мне, что я пришла в удачный день. Почти все ее классы представляли свои заключительные проекты по последним темам, «Всегда депай проекты по каЖдой теме», — сказала мне м-м Саккаб, — Это поддерживает в детях интерес и позволяет использовать язык в социальном контексте», Она объяснила мне свои требования и показала прошлые проекты — все они соответствовали ее высоким требованиям, Бопее того, я наблюдала отличное взаимопонимание меЖду учительницей и ее учениками, хотя она была по крайней мере на тридцать пет их старше, У меня появилась новая идея — сопровождать каЖдую тему письменным ипи устным проектом,

ПредпоЖения по основному индивидуапьному проекту

В качестве проекта, который не явпяется обязатепьным и выпопня-ется по инициативе студента, Хоппи выбрана методику преподавания иностранного языка, применяемую в средней шкопе, Название этой методики моЖно перевести как «цепостный тепесный ответ при рассказывании историй на иностранном языке», Хоппи стопкнупась с этой техникой не на занятиях в коппедЖе, а во время прохоЖдения педагогической практики в шкопе, В проектной работе Хоппи собирается исспедовать саму методическую процедуру, трудности, которые возникают при применении методики, преимущества, которые она дает в сравнении с традиционным спушанием (аудированием), а такЖе то, наскопько этот подход позвопяет реапизовать стандарты, установ-пенные Национапьным объединением учитепей иностранного языка,

Я ставлю перед собой следующие задачи на несколько недель: интервьюирование учителей, пользующихся этим методом; интервьюирование учителей, использующих традиционные методы; интервьюирование учеников, обучающихся по данной системе; интервьюирование учеников, обучающихся традиционно; наблюдения в классе, где применяется данный метод (особенно дпя развития речи и понимания);

наблюдения в классе с традиционными методами обучения; использование обоих подходов — НТО и традиционного — в собственном преподавании (к соЖапению, я еще не обсуЖдапа это со своим ментором и не знаю, будет пи это возмоЖно);

оценивание разговорных и грамматических умений у обеих групп учеников.

Идея заняться этим исследованием выросла из моего интереса к системе НТО и тех объяснений, которые я получила от Анны Кро-упи из Высшей шкопы Чепси, в которой уЖе четыре года идет работа по адаптации данного подхода.

185

Познакомившись с этим портфолио, трудно не увидеть за ним талантливого педагога, готового к началу профессиональной карьеры и неожиданно зрелого. Это педагог думающий, самостоятельный, критически относящийся к предлагаемым образцам. Его отличает способность быть одновременно и исследователем, и эффективным практиком.

Что в обучении студента способствует такой качественной профессиональной подготовке, показывает портфолио. Можно выделить несколько моментов.

1. Студент часто проявляет инициативу: выбирает учебные курсы и место их прохождения — не только собственный вуз, но и другие учебные или исследовательские институты. На страницах «Вестника образования» (№ 12, 2005) обсуждались преимущества свободного выбора действующим педагогом места и формы повышения профессиональной квалификации. В данном случае возможностью выбора дополнительного или альтернативного источника обучения обладает студент вуза. Это позволяет ему получить именно ту информацию и восполнить те дефициты в профессиональной подготовке, которые он сам определил как наиболее важные.

2. Студент самостоятельно и независимо выстраивает свою профессиональную позицию: в отношении к школьным образовательным стандартам, в понимании целей и задач обучения, в выборе системы оценивания и способов контроля результатов, в определении стратегии и методов преподавания. В нашем случае выпускница может быть не согласна со стандартами штата, но осознает свою профессиональную ответственность и ищет путь к реализации собственных педагогических приоритетов. Она серьезно изучает системы оценивания и находит стратегию, основанную на обратной связи и практической ориентации заданий, максимальной активности школьников и т.п.

3. Студент учится, ориентируясь на практическое применение полученных знаний. Все курсы, все темы он рассматривает под углом будущей профессиональной деятельности. Это касается любых предметов и областей, от самых конкретных, прикладных — проверки усвоения детьми нового материала — до глобальных, таких как проблема неравенства в образовании. Основной вопрос, который задает студент самому себе: «Что и как я буду делать с этим в классе, на уроке?» Каждый год студент проходит практику в школе и самостоятельно проводит уроки, проверяя известные ему модели преподавания и реализуя полученные знания.

4. Студент непрерывно и последовательно отслеживает свое профессиональное развитие. Его куратор также непрерывно наблюдает за студентом, видит, как студент реагирует на его замечания и предложения(например,как он учитывает рекомендации, сделанные куратором при посещении уроков, на следующем этапе практики).

5. Студент занимает позицию самостоятельного исследователя, осуществляя индивидуальный проект и совмещая серьезное

186

теоретическое изучение выбранной области с практическими разработками и наблюдениями. Рассмотренный нами портфолио позволяет увидеть интересную закономерность. Студентка-выпускница, сама серьезно увлеченная проектным исследованием в колледже, придя в школу и столкнувшись с различными учебными технологиями, выбирает проектную форму работы как наиболее яркую и интересную для детей и успешно применяет ее в собственной преподавательской деятельности.

6. Студент находится в открытом образовательном пространстве и свободно ориентируется в профессиональных контекстах: проходя практику за рубежом, общаясь со школьными учителями, исследуя инновационные методы, проходя профессиональные тренинги, самостоятельно изучая педагогическую литературу. Он активно ищет информацию, имея доступ к множеству источников. Портфолио показывает, как студентка в течение ряда лет самостоятельно изучает интересующую ее педагогическую технологию (метод ЦТО), получая информацию из научных источников, находя носителей-практиков и площадки для собственных опытов.

Увиденное дает возможность выделить главное, что определяет характер эффективной подготовки студента к профессиональной деятельности. Это его образовательная стратегия, основанная на самостоятельности и ориентированная на практику. Студент действительно берет на себя «контроль над собственным обучением» — и обучается так, что в результате оказывается в высокой степени зрелым для школы и готовым к преподавательской работе.

Очевидно, что такой результат является следствием соответствующей организации профессионального обучения, но многое определяется и тем, что студент сам занимает активную, деятельную позицию. Создание учительского — профессионального — портфолио позволяет эту позицию заявить и удерживать в течение нескольких лет обучения.

Другое важное для нас наблюдение состоит в том, что студент, получивший подобный опыт самоорганизации, становясь учителем, в свою очередь, предоставляет ученикам возможность для самостоятельности и инициативы. Он вносит в свое преподавание принцип практической ориентированности (используя проектные формы, связывая учебные задания с жизненными контекстами), на котором основывалась его работа с портфолио.

И еще один существенный момент. По общему мнению, особенно актуальными, но дефицитными в нашей школе признаны навыки коммуникации. В беседе с журналистом ИА «Росбалт» (www. rosbalt/ru/print/218004/html), состоявшейся в июле этого года, ректор ГУ-ВШЭ Я. Кузьминов называет в качестве умений, необходимых школьнику, во многом определяющих его будущее, информационно-компьютерные технологии, presentation skills (публичный отчет о результатах работы. — Ред.), «умение отбирать и оценивать информацию», которые школа сейчас не дает. Учитель, имеющий опыт формирования и презентации портфолио, становится

187

естественным носителем этих умений и может транслировать их своему ученику.

Подводя итог, сделаем три заключительных замечания по поводу учительского портфолио студента.

Первое. Портфолио является инструментом, органичным для системы профессиональной подготовки, в которой студенту предоставляется возможность накапливать опыт практической работы и самостоятельно определять свою образовательную траекторию за счет свободного выбора учебных курсов, широкого доступа к источникам информации, связи с профессиональными контекстами.

Второе. В ситуации, когда система образования имеет другие ориентиры, формирование собственного учительского портфолио дает студенту основания самостоятельно, по собственной инициативе выстроить эффективную ориентированную на практику стратегию профессиональной подготовки, даже если вуз такой стратегии не предлагает.

Третье. Стратегии организации собственного обучения выпускник педагогического вуза приносит в школу и реализует в преподавательской деятельности, ориентированной на развитие самостоятельности учеников и открытой для инноваций, то есть делает как раз то, чего ждут от учителя сегодняшние ученики.

Конечно, рассмотренный материал ставит нас перед вопросом: возможно ли создание подобного портфолио студентом отечественного педагогического вуза при всех различиях в организации профессиональной подготовки педагогов в России и за рубежом (в нашем случае в США)? Нам хочется ответить: «Да». Это возможно, поскольку портфолио является средством, позволяющим самостоятельно планировать и контролировать собственное обучение, повышая личную ответственность и автономность в любой образовательной ситуации. Носитель (автор) портфолио использует его в качестве инструмента «самонавигации» вне зависимости от внешнего адресата портфолио — и даже при его отсутствии. Особенности образовательной системы могут требовать коррекции тех или иных элементов модели портфолио, но портфолио — это гибкий и подвижный инструмент, легко настраивающийся на особенности конкретного учебного учреждения или системы обучения. При этом общие принципы организации портфолио, набор основных разделов, а главное, способы работы с ним в достаточной степени универсальны. Соответствующие примеры можно найти в предыдущей публикации: «Портфолио в зарубежной образовательной практике» («Вопросы образования», № 3, 2004).

Сегодня проблема учительского портфолио становится особенно актуальной. Обсуждающиеся планы перехода на новую систему оплаты труда учителей включают зависимость заработной платы педагога от его рейтинга, от качества преподавания и т.п. Одним из инструментов оценки качества преподавания, уровня квалификации учителя может стать профессиональный портфолио.

188

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За рубежом подобная практика является традиционной (http://www. teachernet.gov.uk/professionaldevelopment).

^ и отечественные учителя при повышении разряда регулярно предъявляют различные свидетельства собственных профессиональных достижений, учебных достижений своих учеников. Эти материалы аналогичны документам, обычно помещаемым в основные разделы учительского портфолио. Следующим шагом может стать систематическая и непрерывная работа над созданием собственного портфолио — убедительного показателя профессионального роста и творческой активности педагога в течение длительного срока его профессиональной деятельности. Подготовкой к этой работе и ее началом является учительский портфолио студента-педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.