Научная статья на тему 'УЧИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРИИ В ПРИБАЛТИКЕ В НАЧАЛЕ ХХ В.'

УЧИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРИИ В ПРИБАЛТИКЕ В НАЧАЛЕ ХХ В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
373
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРИИ / ПРИБАЛТИКА / ЛАТВИЯ / ЭСТОНИЯ / ГОЛДИНГЕН / ЮРЬЕВ / ВАЛКА / ВОЛЬМАР / ИЛУКСТЕ / ВЕЗЕНБЕРГ / TEACHERS’ SEMINARIES / BALTIC PROVINCES / LATVIA / ESTONIA / KULDIGA / TARTU / VALGA / VALMIERA / ILUKSTE / RAKVERE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шор Татьяна

В статье раскрывается устройство и деятельность учительских семинарий в Прибалтийских губерниях в начале ХХ в. Конец XIX - начало XX в. характеризуется интенсивным развитием системы всеобуча в Российской империи, и наибольшее развитие она получила на западных окраинах, где по переписи 1897 г. наблюдался самый большой процент грамотности коренного населения. К этому времени учительские семинарии в Прибалтике имели уже некоторую традицию в русле прусских образцов воспитания учителей элементарных лютеранских школ. Они содержались на средства местного дворянства. Занятия велись на немецком, латышском и эстонском языках. В 1870 г. была образована первая правительственная Прибалтийская учительская семинария с русским языком обучения. Перед началом Первой мировой войны учительские семинарии с русским языком обучения работали в трех прибалтийских губерниях: две в Курляндии (Прибалтийская, год основания 1870 и Илукстская, 1910), две в Лифляндии (Юрьевская, 1878 и Вольмарская, 1894) и одна в Эстляндии (Везенбергская, 1912). На 1 января 1914 г. в них обучались 449 человек, 100 воспитанников окончили полный курс со званием учителя начальной школы и 117 были приняты в число учеников. Планировалось открыть женскую учительскую семинарию в Выру. В связи с эвакуацией учебных заведений с оккупированных западных территорий сеть местных учительских семинарий перестала выполнять свою основную функцию обеспечения кадрами местных правительственных школ. С 1918 г. в Эстонии и Латвии учительские семинарии с русским языком обучения прекратили свою деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER TRAINING SEMINARIES IN BALTIC COUNTRIES I N THE EARLY 20TH CENTURY

The article studies the structure and activities of teacher training seminaries in the Baltic countries at the beginning of the 20th century. The end of the 19th - beginning of the 20th centuries was marked by an intensive development of the education system in the Russian Empire. It was most developed in the Western outskirts, where, according to the census of 1897, the highest percentage of literacy of the local population was observed. Teacher training seminaries in the Baltic countries already had a certain tradition in line with the Prussian models. They were funded by the local nobility. The lessons were in the German, Latvian, and Estonian languages. In 1870, the fi rst government-run Baltic-region teacher training seminary was estabslished, with Russian as a language of instruction. Prior to World War I, teachers’ seminaries with Russian a language of instruction operated in three Baltic provinces, i.e. two in Courland (Kuldīga, founded in 1870 and Ilūkste, 1910), two in Livland (Tartu, 1878, and Valmiera, 1894) and one in Estland (Rakvere, 1912). They trained 449 persons; 100 students completed the full course with a degree of primary school teacher, and 117 were accepted as students. There was a plan to open a teachers’ seminary for women in Võru. In connection with the evacuation of educational institutions from the occupied Western territories, the network of local teachers’ seminaries ceased to fulfil its primary function of providing personnel for local government-run schools. In Estonia and Latvia, teaching seminaries with the Russian language of instruction ceased to function after 1918.

Текст научной работы на тему «УЧИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРИИ В ПРИБАЛТИКЕ В НАЧАЛЕ ХХ В.»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Шор Татьяна, канд. филол. наук, свободный исследователь, Эстония Kuuni 4-4, 51004 Tartu, Eesti tshor2006@gmail.com ORSID: 0000-0002-4584-7622

2020. Вып. 58. С. 107-128

DOI: 10.15382/sturIV202058.107-128

Учительские семинарии в Прибалтике в начале ХХ в.

Т. Шор

Аннотация: В статье раскрывается устройство и деятельность учительских семинарий в Прибалтийских губерниях в начале ХХ в. Конец XIX — начало XX в. характеризуется интенсивным развитием системы всеобуча в Российской империи, и наибольшее развитие она получила на западных окраинах, где по переписи 1897 г. наблюдался самый большой процент грамотности коренного населения. К этому времени учительские семинарии в Прибалтике имели уже некоторую традицию в русле прусских образцов воспитания учителей элементарных лютеранских школ. Они содержались на средства местного дворянства. Занятия велись на немецком, латышском и эстонском языках. В 1870 г. была образована первая правительственная Прибалтийская учительская семинария с русским языком обучения. Перед началом Первой мировой войны учительские семинарии с русским языком обучения работали в трех прибалтийских губерниях: две в Курляндии (Прибалтийская, год основания 1870 и Илукст-ская, 1910), две в Лифляндии (Юрьевская, 1878 и Вольмарская, 1894) и одна в Эстляндии (Везенбергская, 1912). На 1 января 1914 г. в них обучались 449 человек, 100 воспитанников окончили полный курс со званием учителя начальной школы и 117 были приняты в число учеников. Планировалось открыть женскую учительскую семинарию в Выру. В связи с эвакуацией учебных заведений с оккупированных западных территорий сеть местных учительских семинарий перестала выполнять свою основную функцию обеспечения кадрами местных правительственных школ. С 1918 г. в Эстонии и Латвии учительские семинарии с русским языком обучения прекратили свою деятельность.

Ключевые слова: учительские семинарии, Прибалтика, Латвия, Эстония, Гол-динген, Юрьев, Валка, Вольмар, Илуксте, Везенберг.

Деятельность профессиональных учебных заведений для подготовки педагогов начальных школ начала XX в. до сих пор остается слабо исследованной областью, хотя, как верно заметил в одном из первых проектов учительских семина-

Природные воспитательные таланты, сами себе прокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какие-либо другие таланты, а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи учителей.

К. Д. Ушинский (1861)

рий в России К. Д. Ушинский, в Прибалтике имелся этот тип специальных школ уже в первой половине XIX в.1 Основные источники, послужившие написанию данной статьи, находятся в национальных архивах Эстонии и Латвии. Были привлечены дела из следующих фондов:

• Фонд 93. Канцелярия директора народных училищ Эстляндской губернии, Исторический архив Национального архива Эстонии (= RA, EAA.93);

• Фонд 408. Тартуская (Дерптская/Юрьевская) учительская семинария, Исторический архив Национального архива Эстонии (= RA, EAA.408);

• Фонд 384. Куратор Рижского (Дерптского) учебного округа, Исторический архив Национального архива Эстонии (= RA, EAA.384);

• Фонд 1184. Валкская (Вольмерская) учительской семинарии; Исторический архив Национального архива Эстонии (= RA, EAA.1184);

• Фонд 2292. Филистерство Тартуской учительской семинарии; Исторический архив Национального архива Эстонии (= RA, EAA.2292);

• Фонд 240. Куратор Рижского учебного округа, Латвийский государственный исторический архив (далее — ЛГИА);

• Фонд 259. Вольмарская учительская семинария, ЛГИА;

• Фонд 628. Ирлавская учительская семинария, ЛГИА.

• Фонд 7395. Прибалтийская учительская семинария, ЛГИА;

Конец XIX — начало XX в. характеризуется интенсивным развитием системы всеобуча в Российской империи2, и наибольшее распространение она получила на западных окраинах, где по переписи 1897 г. наблюдался наиболее высокий процент грамотности коренного населения. К этому времени учительские семинарии в Прибалтике имели уже некоторую традицию в духе прусских образцов воспитания учителей элементарных школ. В первой половине XIX в. под надзором инспектора Дерптской школьной комиссии на средства Лифлянд-ского дворянства и мызных3 управлений открываются Видземская (работала в Валке) и Дерптская учительские семинарии4. Через некоторое время после ликвидации Видземской семинарии была организована учительская семинария с местом пребывания сперва в Риге, а затем в Валмиере (Вольмарская УС). На средства курляндского дворянства до 1900 г. работала Ирлавская (нем. Irmlau) учительская семинария (1840—1900), в которой первоначально обучались в основном немцы5. После закрытия ее воспитанники были распределены между

1 См.: Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в б т. М., 1988. Т. 2. С. 81.

2 В России 1890-х гг. функционировало более б0 правительственных учительских семинарий, из них три в Прибалтике (на средства местного дворянства и самоуправлений). К 1917 г. — 174 семинарии, в том числе 45 мужских и 29 женских, из них в Прибалтике — пять.

3 Мыза (est. mois) — имение, поместье; термин, употребляемый в исторической литературе.

4 Lehrplan für das Parochiallehrer-Seminar zu Walk. Riga, 1879. S. 3-5; Peterson C., Bach J., Inselberg E. Das ritterschaftliche Parochiallehrer-Seminar in Walk, seine Lehrer und Zöglinge 18391890. Riga, 1898. S. 1-10б; Tartu Öpetajate Seminar 1828-1928 / Kost. M. Kiirats, P. Pold, J. Tork. Tartu, 1929. Lk. 11-32.

5 Baltischer Schul-Almanach für das Jahr 187б / C. Mickwitz, C. Treffner, hrsg. Dorpat, 1875. S. 50. Irlavas skolotaju seminars / [Iveta Kestere] // Latvijas enciklopëdija. Riga, 2005. 3.sëj.: I-Latv, [83.] lpp.; RA, EAA.384.1.1357. Л. 21.

правительственными учительскими семинариями в Валке и Голдингене (Кулди-га). На территории современной Эстонии при поддержке местного дворянства работали учительские семинарии в Атасте (нем. Attas, 1844—1854), Ядивере (нем. Jeddefer, 1844-1864) и Кууда (нем. Kuda, 1854-1887)6. Учительские кадры для немецких школ средней ступени Эстляндии, Лифляндии и Курляндии готовились, в основном, в Дерптском/Юрьевском/Тартуском университете7.

По высочайшему повелению от 7 марта 1870 г. в качестве меры «к распространению начального народного образования в губерниях Эстляндской, Лиф-ляндской и Курляндской» был образован Совет по делам православных сельских училищ Прибалтийских губерний, а для «приготовления русских учителей в народные училища Прибалтийского края» в одной из трех Прибалтийских губерний учреждена учительская семинария с применением к ней штата Молодеч-нянской учительской семинарии8. На это из казны ассигновалось 22 500 руб., а в последующие годы 30 000 руб. в год. 12 сентября 1870 г. начались занятия в Прибалтийской учительской семинарии, положение о которой было подписано министром просвещения Д. А. Толстым только 10 ноября 1870 г.9 Руководил семинарией директор с годовым содержанием 2000 руб. в год от казны, подчинявшийся непосредственно попечителю Дерптского (с 1893 г. Рижского) учебного округа. Совет семинарии решал вопросы о принятии и исключении учащихся, присвоении квалификации учителей окончившим курс учащимся, о назначении или лишении стипендий, наказаниях, подборке учебных пособий и др. Курс обучения длился три года, число учащихся достигало 60 человек. Набирали российских подданных христианского вероисповедания, преимущественно латышей и эстонцев, достигших шестнадцатилетнего возраста, без физических недостатков, способных исполнять обязанности учителей в двухгодичных русских, латышских и эстонских народных училищах. Семинария финансировалась из казны, часть учащихся получали государственные стипендии, за это они долж-

6 Эст.: Ataste Öpetajate Seminar, Jädivere Öpetajate Seminar, Kuuda Öpetajate Seminar. Сохранилась переписка об экзаменах на звание учителя первого заведующего Атастеской учительской семинарии Й. Р. Юргенса между куратором Дерптского учебного округа и Эстлянд-ским школьным директоратом в октябре-декабре 1837 г. В архиве эстляндского дворянства имеется дело о работе семинарий в Кууда и Ядивере в течение полувека. Программа обучения Эстляндской учительской семинарии в Кууда была высочайше утверждена 25 апреля 1878 г. См.: RA, EAA.384.3.40 Briefwechsel mit dem Schuldirektoraten über Prüfung des Lehrers des Alexanderhofschen (Attaste) Dorfschullehrer-Seminars Johan Reinhold Jürgens 1837. L.1-12; RA, EAA.854.2.2278 Akte betreffend das ritterschaftliche Schullehrseminar zu Kuda und Jeddefer 18631914; RA, EAA.30.5.8356 Kuda seminarium 1877. L. 18.

7 Эстляндское дворянство содержало на свои средства небольшие учительские семинарии в имениях Ядивере (1844-1964), Кууда (1854-1887) и Атасте (1844-1854). См. EAA.854.2.2778 Akte betreffend das ritterschaftliche Schullehrerseminar zu Kuda und Jeddefer. Verzeichnisse der Zöglinge ab 1847 bis 1863; Stundenplan. 1863-1887; Eesti kooli ajalugu. 1. köide. 13. sajandist 1860. aastateni. Tegevtoimetaja E. Laul. Tallinn, 1989. Lk. 487.

8 RA, EAA.384.1.1076. Л. 13.

9 RA, EAA.384.1.1076. Л. 71, 92-98. RA, ERA. 386.3.533 Akte betreffend das baltische Lehrseminar 1871. Здесь и далее все даты в текстах оригиналов даны по старому юлианскому календарю. Жуков Л. И. Подготовка народных учителей в Лифляндской и Курляндской губерниях в эпоху капитализма. Рига, 1980. С. 13-25, 40-63.

ны были после окончания семинарии не менее четырех лет проработать учителями10. В стенах Прибалтийской учительской семинарии изучали следующие предметы: Закон Божий, педагогику, русский, церковнославянский, латышский и эстонский языки, арифметику, геометрию, черчение, историю России (в ней был специальный раздел по истории Прибалтийского края), общую историю, общую географию, географию России, природоведение, физику, чистописание, пение, труд и гимнастику. При семинарии имелся интернат, в котором жили иногородние учащиеся11. Сначала арендовали здание в Риге, но из-за дороговизны содержания в дальнейшем семинария работала в Голдингене (совр. название Кулдига) Курляндской губернии. Семинария занимала трехэтажное здание с флигелем с платой за наем Прибалтийскому православному братству. В главном корпусе находилась квартира директора, законоучителя и начальное образцовое училище, рассчитанное более чем на 90 учеников. Во флигелях размещались квартиры учителей, больница и переплетная мастерская12. Помимо содержания от казны, финансы учительской семинарии складывались из оплаты обучения и пансиона, а также отчислений от местных самоуправлений и благотворителей13. В 1896 г. было основано Общество Вспомоществования нуждающимся воспитанникам Прибалтийской УС. В течение года из уставного капитала общества нуждающимся воспитанникам выдавалось пособие в размере 5—10 руб. В отчетах директора ежегодно давался обзор физического состояния семинаристов, причем чаще всего упоминались воспаление дыхательных путей, малокровие, болезни глаз, кожные заболевания и простуда. Например, в 1901 г. по этим показаниям к врачу Прибалтийской УС обращались более 100 раз, в 1910 — 10714. Ежегодно семинарию покидали около 19—30 выпускников, преимущественно латышей, на каждого выпускника давалась характеристика с оценкой его педагогических способностей15. За весь период существования ее окончили 1026 человек, в том числе латышский писатель и переводчик Судрабу Эджус (1860—1941), архитектор Эрнст Поле (1872—1914), поэт Вилис Плудонис (1874—1940), приват-доцент петербургского университета, эстонский политик и дипломат Антс Пийп (1884—1942) и др.16 В апреле 1915 г. Прибалтийская УС во главе с директором

10 Отметим, что если воспитанник отказывался от места распределения, то в судебном порядке с него взыскивали сумму, потраченную на его казенное содержание. Иногда, если семинарист исполнял выборную должность, например, волостного писаря, его от уплаты освобождали особым распоряжением МВД. См.: RA, EAA.30. 5.8457. О взыскании с выпускника Прибалтийской учительской семинарии писаря А. Валка 282 руб. 70 коп.

11 Подр. см.: RA, EAA.384.1.1076. L. 1-1564; Seminara vesture. Gram.: Baltijas skolotaju seminars 1870-1919 / Tomass (ed.). Riga, 1940. 92-96.lpp.; 103-113.lpp; Жуков Л. И. Указ. соч. С. 25, 43, 47, 55, 62-63.

12 RA, EAA.384.1.1383. Л. 49.

13 Жуков Л. И. Указ. соч. С. 25, 43, 47, 55, 62-63. С начала ХХ в. от МНП на содержание семинарии поступало ежегодно 31 622 руб. RA, EAA.384.1.2289. Л. 90 об.

14 RA, EAA.384.1.1383. Л. 57; RA, EAA.384.1.1653. Л. 20-21.

15 В 1915 г. в Прибалтийской семинарии такие характеристики были выданы 19 выпускникам, в 1916 — 20. См.: RA EAA.384.1.2289. Л. 35-53, 62-84.

16 Seminara audzekni. Gram.: Baltijas skolotaju seminars 1870-1919 / Ed. Tomass (red.). Riga,

1940.

П. Я. Панфиловым17 была эвакуирована сначала в Ригу, а потом в Чистополь. Сначала семинария занимала здание местной гимназии, затем учебные занятия проходили в виде вечерней смены в частном доме купца Чукашова, уроки гимнастики проводились на воздухе18. К 20 апреля 1917 г. воспитанников первых трех классов отпустили без экзаменов на родину, а выпускникам выдали аттестаты без экзаменов 6 мая 1917 г.19

Вслед за Прибалтийской, на базе существовавшей с 1828 г. Дерптской учительской семинарии для элементарных школ20, 5 марта 1878 г. торжественно открылась правительственная (вторая) Дерптская учительская семинария с русским языком преподавания. Было принято 42 слушателя, в основном эстонцы-лютеране. На торжественном открытии речи произносили куратор Дерптского учебного округа А. А. Сабуров, профессора Дерптского университета протоиерей П. П. Алексеев и П. А. Висковатов, однако пастор эстонского Мариинского прихода, советник лютеранской консистории А. Виллегероде от участия в торжестве отказался21. По ходатайству педагогического совета с 1 июня 1880 г. было разрешено увеличить размер казенных стипендий с 80 до 96 руб., рассчитанных на 50 воспитанников22. В 1881 г. два урока в неделю немецкого языка были заменены на русский, а в 1888 г. немецкий язык вовсе исключили из программы обучения. В июне 1889 г. вторая Дерптская учительская семинария стала именоваться Дерптской учительской семинарией, а с 14 января 1893 — Юрьевской (Юрьевская УС). В 1895 г. впервые в программу семинарии включили практические занятия по садоводству и огородничеству. К началу ХХ в. со своекоштных воспитанников взималась плата 16 руб. в год, частные стипендиаты платили за учение и содержание 110 руб. в год23. В 1899 г. при семинарии учредили 2-классное образцовое училище с двумя учителями24. В 1900 г. три нормальных и один подготовительный класс, а также интернат размещались в двух собственных каменных двухэтажных зданиях, двухклассная образцовая школа занимала деревянный дом. Помимо штатных источников финансирования, существовало три капитала: первый состоял из пожертвований православных жителей Юрьева (300 руб.), второй в память священника А. Т. Никольского от Прибалтийского православного братства (2900 руб.), третий — от волостных обществ Юрьевского уезда в память коронования Николая II и Александры Федоровны в 1896 г.

17 Панфилов Павел Яковлевич, окончил Казанскую духовную семинарию, директор Прибалтийской УС в 1913-1917 гг. См. RA, EAA.384.1.2289. Л. 90-94 об.

18 Там же. Л. 107-108.

19 RA, EAA.384.1.2289. Л. 30, 85. В 1919 г. на базе бывшей Прибалтийской семинарии открылся институт народного образования, ныне Чистопольский педагогический колледж.

20 Из стен немецкой Дерптской учительской семинарии с 1828 по 1878 г. вышли 403 учителя элементарных школ.

21 Tartu Opetajate Seminar 1828-1928. Lk. 71.

22 О финансовом положении Дерптской учительской семинарии дают представление сличительные ведомости и ведомости на заработную плату сотрудников за 1878-1886 гг. См.: RA, EAA.408.1.5 — RA, EAA.408.1.12; RA, EAA.408.1.25 — RA, EAA.408.1.29.

23 RA, EAA.384.1.1357 Отчет о состоянии учительских семинарий Рижского учебного округа за 1900 г. Л. 109-110.

24 В фонде Юрьевской учительской семинарии сохранились документы о деятельности начального училища за период 1895-1917 гг. См.: RA, EAA.408.1.37 — RA, EAA.408.1.39.

(2100 руб.). На проценты от этих сумм выдавались памятные книги выпускникам и назначались именные стипендии воспитанникам. В связи с введением в курс обучения уроков огородничества и садоводства с 1900 г. в ежегодном отчете фигурировал специальный раздел по этой дисциплине, составленный учителем приготовительного класса И. А. Троицким25. В 1914 г. Юрьевскую УС возглавил преподаватель А. Н. Троицкий, строго следивший за исполнением всех правил, предписанных воспитанникам, за что семинаристы его недолюбливали, хотя отмечали, что предметником он был хорошим26. В ноябре 1917 г. семинарию вместе с имуществом и архивом под руководством и. о. директора историка И. А. Горушкина27 эвакуировали на Урал в башкирский город Давлекан. Большинство воспитанников-эстонцев остались в Тарту, где 24 марта 1919 г. начала работу эстонская Тартуская учительская семинария28. За 40 лет существования учительской семинарии с русским языком обучения ее окончило 620 воспитанников, в том числе известные общественные деятели и писатели Густав Вульф (1865-1946), Яан Спеек (1866-1921), журналист и переводчик Якоб Тамм (1861-1907), архитектор Александр Полещук (1863-1944), педагоги — директор народных училищ Эстляндской губернии Пауль Сироткин (1866-1940) и автор школьных учебников Никандр Пекарский (1890-1941), историк, ректор Тартуского университета Ханс Круус (1891-1976), герой Эстонской освободительной войны Юлиус Куперьянов (1894-1919), англицист, критик, переводчик, доцент Тартуского университета Иоганнес Сильвет (Швальбе, 1895-1979), композитор, хоровой дирижер и педагог Теодор (Туудор) Веттик (1898-1982) и многие другие. Поскольку учебные библиотеки всех прибалтийских семинарий были вывезены, то очень ценным следует признать свидетельства составителей обширного труда бывших воспитанников Дерптской/Юрьевской/Тартуской УС, подготовленного к столетию ее существования, о специальных пособиях по педагогике, принятых в начале века в Прибалтике. Специальные (педагогические) предметы изучались под руководством директоров. В курс семинарии входили общая педагогика с психологией и логикой, дидактика и история педагогики. Из учебной литературы использовались как довольно старые учебники, так и новейшая педагогическая литература29. Основным пособием считался труд бывшего окружного инспектора Виленского учебного округа П. Е. Рощина «Очерк главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики, приме-

25 RA, EAA.384.1.1357. Л. 128-130; 136-137. Троицкий Иван Алексеевич (1862 — после 1920), окончил Юрьевскую УС (1883), преподаватель подготовительного класса с 1890 г., учитель Юрьевской женской Пушкинской гимназии (1901-1918). О нем: RA, EAA.405.1.4636; Tartu Opetajate Seminar 1828-1928. Lk. 222, 224.

26 Троицкий Алексей Николаевич (1876-?), преподаватель и директор Юрьевской УС 1910-1917. RA, EAA.384.1.1813. Л. 51-51об.; Tartu Opetajate Seminar 1828-1928. Lk. 98-101.

27 Горушкин Иван Андреевич (1884-?), окончил Рижскую духовную семинарию, учился в Юрьевском университете (1906-1907), окончил педагогические курсы при университете, учитель истории и русского языка в Юрьевской УС, последний ее директор (1917-1918). См.: RA, EAA.384.1.3581; RA, EAA.402.1.7361; RA, EAA.402.10.403. Tartu Opetajate Seminar 18281928. Lk. 128-129.

28 С перерывами и под различными наименованиями Тартуская УС просуществовала до вхождения в состав отделения педагогики (haridusosakond) Тартуского университета в 2001 г.

29 Tartu Opetajate Seminar 1828-1928. Lk. 146.

ненной к учебным предметам начального образования», выдержавший с 1871 г. по крайней мере 13 изданий30. Учебную литературу по психологии и истории педагогики представляли популярные с начала ХХ в. учебники по психологии Г. И. Челпанова31, а также пособия «рецептурного типа» К. Н. Ельницкого32 и теоретико-рекомендательного — труды М. И. Демкова33. Методику преподавания по отдельным дисциплинам давали преподаватели-предметники. В целом, несмотря на русификаторскую политику, бывшие выпускники Юрьевской УС положительно оценивали ее деятельность: «Остается пожелать, чтобы сохранился тот дух, господствовавший среди воспитанников бывшей русскоязычной семинарии, с которым они вступили на трудовое поприще, работать рука об руку с людьми, разделяя их заботы и радости, несмотря на все препятствия и угрозы. Этот истинно трудовой дух самообразования и независимости, дух свободы и успеха стоит того, чтобы хранить его в века»34.

До начала ХХ в. по российскому Положению 1870 г. была открыта также Валкская учительская семинария с русским языком обучения, начавшая работу 4 сентября 1894 г.35 По распоряжению МНП первоначально ей было переда-

30 Рощин Павел Емельянович (1833(?)—1903), педагог, редактор «Виленского вестника». В эстонских книгохранилищах ни одного экземпляра пособия не обнаружено. О нем см.: Tartu Öpetajate Seminar 1828—1928. Lk. 146; Московкин В. М., Садовски М. В. Роль учебного пособия П. Е. Рощина «Очерк главных практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования» в системе дореволюционного российского образования // Alma mater. Вузовская наука. Вестник высшей школы. 2017. № 8. С. 114-118.

31 Челпанов Георгий Иванович (1862-1936). Учебник психологии (для гимназии и самообразования). Киев, 1905. До 1915 г. учебник выдержал 12 изданий.

32 Ельницкий Константин Васильевич (1846-1917). Курс дидактики: пособие для учебных заведений, в которых преподается педагогика. СПб., 1892. В 1915 г. вышло 24-е изд. курса. Он же. Методика начального обучения отечественному языку. СПб., 1884. В 1914 г. вышло 31-е изд. Он же. Очерки по истории педагогики: пособие для занимающихся воспитанием детей и для учебных заведений, в которых преподается педагогика. 12-е изд. СПб., 1910. Он же. Русские педагоги второй половины XIX в. 3-е изд. Пг., 1915. Подробнее см.: Классовская О. А. Отечественные учебники по педагогике как средство профессионального образования учителей: вторая половина XIX — начало XX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2006. С. 14.

33 Демков Михаил Иванович (1859-1939), директор Московского педагогического института (1905-1911), автор ряда учебников по истории педагогики. Два первых издания его основного труда «История русской педагогики» вышли в Ревеле (Таллинне) при содействии редактора журнала «Гимназия», директора Ревельской Николаевской гимназии Г. А. Янчевецкого. См.: История русской педагогики. Ч. I. Древне-русская педагогика (X-XVII вв.). Ревель, 1895, 2-е изд., испр. Ревель, 1899; Классовская О. А. Отечественные учебники по педагогике как средство профессионального образования учителей: вторая половина XIX — начало XX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2006. С. 15; Смирнова Л. В. К 155-летию со дня рождения Михаила Ивановича Демкова // Историко-педагогический журнал. 2014. № 2. С. 20-25.

34 Tartu Öpetajate Seminar 1828-1928. Lk. 213. Эвакуированный архив Юрьевской УС в Центральный эстонский государственный архив не поступал, но силами бывших выпускников семинарии сформирован обширный фонд «Филистерство Тартуской учительской семинарии» (Tartu Öpetajate Seminari Vilistlaskogu), в котором собраны не только официальные документы, но и воспоминания, биографические анкеты выпускников, фотографии и др. материалы. RA, EAA. 2292, 1887-1929, 1051 ед. хр.

35 Правительственная семинария в Валке считается продолжательницей закрытой немецкой земской Вольмарской/Валкской учительской семинарии Лифляндского дворянства для

но имущество Вышегорской учительской семинарии, и до 1902 г. она временно располагалась в арендованном здании в Риге36. Срок обучения в Валкской УС длился три года, с 1896 г. при ней основали образцовое одноклассное училище с тремя отделениями. В 1900 г. в бюджет семинарии из казны поступило более 21 000 руб. (92%) 37. Расход на обучение семинариста повысился до 211,10 руб., содержание пансионера обходилось в 90,14 руб.38 По предложению педагогического совета в нормальные программы учебных предметов были допущены некоторые отступления как в объеме, так и в распределении учебного материала по отдельным классам, которые через попечителя Рижского учебного округа утверждались в МНП. С 1901 г. в число преподавателей вошел учитель искусств. В сословном отношении это заведение, как и остальные семинарии Прибалтики, базировалось на выходцах из крестьянства (до 97-98% от числа всех слушателей), поэтому в курс изучаемых предметов входила сельскохозяйственная практика. Интерес сельского населения к образованию был достаточно высоким. Так в 1901 г. в Валкскую семинарию было подано 101 прошение о приеме на 27 вакансий, в 1912 — 92 прошения, экзамен выдержали 45 человек, принято 31, из них 11 русских, 19 латышей и 1 эстонец39. В 1902 г. Валкская семинария переехала из Риги в Вольмар (Вальмиеру) во главе с директором П. А. Адамовым и стала именоваться Вольмарской УС 40. Новое просторное здание было построено по проекту архитектора А. Кизельбаша41. Осенью 1917 г. в связи с оккупацией германской армией Риги Вольмарская УС была эвакуирована в Сызрань, где продолжала деятельность вплоть до выпуска 1919 г.42 В целом в семинарии полный курс, начиная с 1853 г., прошли 520 человек: латышей 81,54%, эстонцев 8,65%, русских 9,23%, белорусов 0,19%. Среди них известные в Латвии и Эстонии музыканты, хоровые дирижеры, композиторы, писатель Леон Паегле (1890-1926),

подготовки учителей приходских латышских школ (Das Ritterschaftliche Parochiallehrer-Seminar zuLivland). Она работала сначала в Вальмиере (1839-1853), затем в Валке (1853-1890). В национальном архиве Эстонии хранится фонд Валкской/Вольмарской семинарии = Volmari/Valka Opetajate Seminar, ф. EAA.1184, 1894-1919, 67 ед. хр., из них 18 — личные дела директоров и преподавателей семинарии с 1894 по 1915 г. См.: URL: https://ais.ra.ee/.

36 RA, EAA.1184.1.33. Переписка о передаче имущества Вышегорской учительской семинарией. 1894-1896.

37 RA, EAA.384.1.1357. Л. 4, 12.

38 RA, EAA.384.1.1357. Л. 16. Ежегодно средняя стоимость обучения увеличивалась примерно на 10 руб. См.: RA, EAA.384.1.1383. Л. 12 (1901 — 221,5 руб.).

39 RA, EAA.384.1.1383. Л. 36; RA, EAA.384.1.1736. Л. 110. См. также: RA, EAA.1184.1.11 Книга регистрации вновь поступающих 1894-1909.

40 Адамов Петр Аркадьевич, филолог, действ. ст. советник, директор Вольмарской УС в 1902-1909 гг. См. RA, EAA.1184.1.42.

41 Кизельбаш Алексей Прокофьевич, архитектор Рижского учебного округа, затем рижский окружной архитектор; автор ряда проектов школ в Риге, Валге, Выру, Тарту и Курес-сааре (1887-1910). Двухэтажное здание семинарии в Вольмаре вмещало классные комнаты, интернат, квартиры для учителей и домовую церковь. Во время Первой мировой войны в нем располагался военный госпиталь, а семинаристы учились во вторую смену в Вольмарской женской гимназии. См.: RA, EAA.384.1.1653. Л. 145-147 об.

42 RA, EAA.1184.1.2 — EAA.1184.1.7. Свидетельства и сведения об оканчивающих 18981917; RA, EAA.1184.1.66. Списки учащихся и прошения учащихся о выдаче стипендий 01.01.08.02.1918.

художник-сценограф Петерис Кундзиньш (1886—1956), советские военачальники Ян Фогель (1898—1944) и профессор Военной академии РКК Янис Алкснис (1895-1943), советские государственные деятели Освальд Нодев (1896-1938) и Вильгельм Кнорин (1890-1938), педагог и талантливый химик, выпускник Тартуского университета Александр Зыбин (1894-1941).

Все три семинарии руководствовались правовой и методической базой организаций общероссийских семинарий, но с учетом местных условий. Помимо Положения об учительских семинариях 1870 г., в Министерстве просвещения была выработана Инструкция для учительских семинарий, утвержденная 04.07.1875, с таблицами недельных уроков и примерной программой. С 1894 г. воспитанники-иноверцы освобождались от обязанности изучения церковнославянского языка, вместо этого в каждом классе добавлялся час на урок русского языка. Занятия по Закону Божию проводились преподавателями соответствующих конфессий. В 1895 г. тогдашним директором Валкской семинарии Б. И. Сциборским43 был разработан проект Правил для воспитанников учительских семинарий Рижского учебного округа, который регламентировал как ежедневный режим, так и поведение семинаристов в библиотеке и вне стен учебного заведения44. После обсуждения проекта с директорами Прибалтийской и Юрьевской учительских семинарий Ф. С. Страховичем и М. А. Серковым45 в Риге были изданы в 1/16 листа «Правила для учительских семинарий Рижского учебного округа и правила относительно пользования книгами из библиотек оных», дозволенных цензурою 10.04.1895. Они содержали как обязательные к исполнению, так и рекомендательные пункты, всего по 42 позициям общего порядка и 12 по пользованию библиотеками. Пункт 13 основных правил гласил: «Воспитанники обязаны разговаривать между собою только по-русски, для скорейшего усовершенствования в языке»46. В пункте 16-м говорилось: «В часы, свободные от занятий, воспитанникам рекомендуются упражнения в пении и музыке, а также занятие мастерствами и другие физические упражнения, как в самом помещении семинарии, так и вне стен оной»47. С 1898 г. по распоряжению попечителя Рижского учебного округа увеличивалось количество часов на уроки по естествоведению, физике и светскому пению. На последнем предусматривалось ознакомление с теорией пения и приемами обучения этому предмету в начальной школе. В 1899 г. были введены специальные программы для изучения местных языков

43 Сциборский Борис Иванович (1834-1896), заведовал гимназиями в Томске, Череповце, первый директор Валкской гимназии (1894-1896). См. RA, EAA.1184.1.56.

44 RA, EAA.384.1.1290. Правила для воспитанников учительских семинарий, 1895-1910. Л. 3-8 об., 21-26.

45 Страхович Федор Степанович, статский советник, канд. богословия Петербургской духовной академии, директор Прибалтийской УС (1897-1909), директор Вольмарской УС в 1910-1914 гг. О нем: RA, EAA.1184.1.54. Серков Михаил Авраамович (Абрамович, 1851 — после 1919), филолог, выпускник Московского университета, директор Юрьевской УС (1894-1909). Затем работал в Оршанской учительской семинарии. О нем см.: Tartu Opetajate Seminar 18281928. С. 90-97.

46 Правила для учительских семинарий Рижского учебного округа и правила относительно пользования книгами из библиотек оных. Рига, 1895. С. 8.

47 Там же. С. 9.

и истории, согласованные с попечителем и губернским начальством48. В 1905 г. свод местных регламентирующих документов был пополнен Правилами об обязанностях дежурного наставника в учительских семинариях Рижского учебного округа49. Наконец, в 1909 г. в Юрьевской семинарии правила для семинаристов были пересмотрены и оставлены только 24 пункта. Интересно, что запрещалось употребление спиртных напитков, но разрешалось курение, «только в особой отведенной для сего комнате» (пункт 13)50, кроме того, регламентировались правила поведения воспитанников в столовой и в больнице.

Все семинарии располагали двумя библиотеками — фундаментальной и ученической, которые ежегодно пополнялись за счет казны, дарений и обязательных даровых экземпляров, рассылаемых министерствами. Например, в отчете Валк-ской гимназии за 1900 г. среди важнейших приобретений было указано 11 наименований, среди них собрания сочинений А. Ф. Писемского, А. С. Хомякова и М. В. Ломоносова, «Курс гражданского права» К. Победоносцева, учебники по истории России Д. И. Иловайского, новейшей истории О. Егера (в переводе П. Н. Полевого), «История западной Европы новейшего времени» Н. И. Кареева, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» Н. И. Костомарова, «Жизнь и труды Н. П. Погодина», изданные Н. П. Барсуковым, «История русской словесности» П. Н. Полевого и «Крестьянское дело в России» А. Скребицкого51. Между прочим, директор семинарии статский советник П. С. Пользинский52 указывал на устарелость некоторых учебных пособий, в частности, предлагалось заменить на более современные «Русскую историю в связи с всеобщей» С. Рождественского и «Средний курс всеобщей истории» Д. Иловайского.

Помимо правительственных учительских семинарий, еще в начале XX в., в Прибалтике существовали специальные заведения для подготовки учителей в местные лютеранские школы. Особое место в этой системе занимало небольшое учебное заведение на острове Сааремаа (Эзель), основанное в 1870 г. на средства Сааремааского дворянства и местного самоуправления в приходе Кармель (Каарма)53. В Кармельской учительской семинарии готовили учителей для волостных лютеранских школ и младших чиновников для волостных управлений. Принимались эстонские юноши не моложе 15 лет, причем они освобождались от рекрутства. Двенадцать воспитанников обучались бесплатно, на остальных

48 Свод законов Российской империи, т. XI, ч. I, ст. 2382—2410, изд. 1893; RA, EAA.384.1. 1357. Л. 5.

49 RA, EAA.384.1.1290. Л. 41-42 об., 45-4б, 5б-б0.

50 Там же. Л. 57 об.

51 RA, EAA.384.1.1357. Л. 7.

52 Пользинский Петр Степанович (18б1—?) — выпускник имп. Историко-филологического института, директор Валкской учительской семинарии (189б—1902). Позднее работал в Ре-вельской Александровской и Рижской Николаевской гимназиях. RA, EAA.384.1.4144; RA, EAA.1184.1.47, 189б-1915. Л. 71-89.

53 Project eines Statuts für das Evangelisch-Lutherische Lehrerseminar zu Carmel. [Arensburg]: [s.n.], [1870]; Kirotar J. Kaarma seminar kui Eesti kultuuri tegur 1871-1910 // Eesti kultura. I. Tartu, 1911. Lk. 37-8б. Сохранился небольшой архив семинарии с 1882 по 1902 г. с планами уроков и балловым журналом учеников. См.: RA, EAA.3132.1.363 Toimik Kaarma Öpetajate Semi-nari kohta, 1871-1919; RA, EAA.5192 Kaarma öpetajate seminar, 1874; 1882-1904. 4 ед. хр.; RA, EAA.957.1.2311 Zur Lage der Seminarschule zu Karmel. 1884.

выделялось из средств местного рыцарства по 10 рублей на человека. Обучение велось на немецком и эстонском языках. В 1875 г. Кармельская учительская семинария была взята под контроль попечителя Дерптского/Рижского учебного округа. В трех классах семинарии были введены обязательные часы на преподавание русского языка, к 1888 г. их число возросло до 11 часов в неделю, в то время как на эстонский и на немецкий языки выделялось только по 2 часа. С 1888 г. русскую историю и географию должны были преподавать на русском языке, то же произошло с курсом арифметики в 1898 г. В начале 1900-х гг. в этой семинарии было только от 12 до 27 воспитанников. Помимо пастора Кармельской лютеранской церкви, который руководил семинарией, в ней работали два учителя, один из которых жил в здании семинарии, построенном в 1874 г.54 С 1901 г. все основные предметы, кроме всеобщей истории, должны были изучаться на русском языке и с 1903 г. курс обучения продлили до четырех лет. В 1910 г. Кар-мельское волостное правление отказалось от финансирования и семинарию закрыли. К этому времени в ней прошли обучение 334 ученика, из них свидетельства об окончании получили 189 человек (более 57%), в основном крестьянские дети55. К моменту закрытия семинарии количество предметных часов в каждом из двух классов увеличилось с 39 до 42 часов в неделю, причем часы на эстонский, русский и немецкий языки сравнялись (по 4 часа в неделю), но увеличился объем недельных часов на математику (с 6 до 8), историю (с 2 до 7, в первый год обучения 3, во второй год обучения 3 часа в неделю) и на каллиграфию с 1 до 3 часов в неделю. Расширился спектр изучаемых предметов по сравнению с планами конца XIX в., добавились педагогика (2 часа во втором классе), геометрия (2 часа в каждом классе), теория музыки (1/1 час), рисование (1/1 час), гимнастика (1/1 час), садовые работы (5/5 часов).

В начале ХХ в. государственная политика в отношении народного образования не без влияния провала в Русско-японской военной кампании и революционных событий 1905-1907 гг. активизировалась. Из-за промышленного подъема население губерний стремительно росло, в том числе и за счет русского сельского и городского населения. В связи с правительственной программой всеобуча в мае 1909 г. попечитель Рижского учебного округа С. М. Прутченко56 признавал необходимым открыть в течение 1910-1913 гг. в пределах Рижского учебного округа еще четыре учительские семинарии: в Аренсбурге, Иоахимстале, в посаде Черном и Верро (Выру)57. В 1910 г. под руководством архитектора А.В. Кизельба-

54 EAA.5192.1.3. Seminarihoone asundusplaan. 1874.

55 Kirotar J. Kaarma seminar kui Eesti kultuuri tegur 1871-1910. Lk. 73-74.

56 Прутченко Сергей Михайлович (1868-1920) — юрист, магистр права Петербургского университета, попечитель Рижского учебного округа в 1908-1913 гг., затем С.-Петербургского учебного округа. В марте 1914 г. в Рижском учебном округе было учреждено 8 стипендий имени действительного статского советника С. М. Прутченко при 8 высших начальных училищах. См.: RA, EAA.384.1.2312. Л. 19-37; Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Часть XLV. 1913, май. С. 3; Список гражданским чинам четвертого класса на 1915 год. Пг., 1915. С. 1389.

57 Отметим, что Директор народных училищ Лифляндской губернии идею основания учительских семинарий в Аренсбурге и Черном подвергал сомнению, а переписка об основании семинарии в Выру продолжалась до 1914 г., но в связи с началом Первой мировой войны вопрос так и остался открытым. См.: RA, EAA.384.1.1626. Л. 2-4; RA, EAA.384.1.1813. Л. 2-27.

ша были разработаны типовые проекты сельских и городских начальных училищ, для которых следовало подготовить педагогические кадры58. В Курляндии эта проблема для русских и старообрядческих начальных школ была решена с открытием Илукстской УС59. В 1909 г. власти и общественность городка Илуксте начали ходатайствовать об открытии учительской семинарии, преимущественно для учащихся русской национальности. Это мотивировалось тем, что ни в городе, ни в Илукстском уезде не было ни одного учебного заведения (за исключением начального училища), в котором лица православного или старообрядческого вероисповедания могли получить сравнительно недорогое образование в русском духе и стали бы служить делу просвещения. В трех имеющихся на этот период в Рижском учебном округе учительских семинариях обучались в основном латыши и эстонцы, к тому же обнаруживалась большая конкуренция60. Открытие в Илуксте учительской семинарии на средства казны являлось делом весьма желательным и нужным61. Для строительства здания УС город обещал предоставить полторы десятины удобной земли62. К 1 (14) июля 1910 г. вопрос об учреждении семинарии в Илуксте был решен, 1 (14) октября она начала свою работу, бывший директор народных училищ Курляндии И. С. Овчинников возглавил новое учебное заведение63. Семинария находилась в бывшем здании городского училища, довольно ветхом и, как оказалось, мало приспособленным для нужд Илуксткой УС64. С наступлением холодов стал обсуждаться вопрос о переводе

58 RA, ЕАА.384.1.1758. Л. 1—47 Альбом планов сельских и городских начальных училищ Рижского учебного округа. 1910.

59 Заметим, что на запрос МНП, нужны ли учительские кадры для русских и старообрядцев Балтийских губерний, директор народных училищ Лифляндской губернии рапортовал, что в Причудье, населенном староверами, учителей достаточно. См.: RA, ЕАА.384.1.1826. Положение, финансовый план и переписка с Министерством народного просвещения, директорами народных училищ и др. о введении всеобщего обучения для русского православного, старообрядческого и католического населения Прибалтийских губерний. 1911—1913. Л. 92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60 ЛГИА. Ф. 240. Оп. 4. Д. 6. Л. 106-107.

61 Там же. Л. 113, 117.

62 В докладной записке И. С. Овчинникова от 10 (24) февраля 1909 г. на имя попечителя Рижского учебного округа отмечалось, что по переписи 1897 г. в Илуксте значилось 3652 жителя. Среди них: русских и белорусов — 847, поляков — 1365, литовцев — 98, латышей — 360, немцев — 134, евреев — 842, остальных — 6. Детей школьного возраста — 1200. В Илуксте было восемь учебных заведений, в том числе женское епархиальное православное духовное училище (обучалось около 150 девочек), городское (68 учащихся) и шесть начальных училищ (число учащихся — 463). В уезде имелось 39 школ на 2449 учащихся: 1) православных приходских училищ — 12 (496 учащихся); 2) правительственных казенно-приходских — 10 (784 учащийся); 3) лютеранских волостных — 10 (589 учащихся); 4) католических волостных — 4 (281 учащийся); 5) частных — 3 (299 учащихся). По переписи 1897 г. число детей в возрасте 8-11 лет по Илукстскому уезду составляло 5527 человек. К описываемому времени их стало еще больше, при этом, по оценке автора доклада, около 75% детей школьного возраста оставались вне школы. ЛГИА. Ф. 240. Оп. 4. Д. 6. Л. 106-108.

63 См.: Мурников Л. С. Развитие просвещения в среде старообрядцев в Прибалтийском крае и открытие Иллукстской учительской семинарии // Труды Всероссийского съезда по народному образованию Христиан-старообрядцев поморцев, бывшего в Двинске (Витебской губ.). 3-5 июля 1911 г. / В. З. Яксанов, ред. Саратов, 1912. С. 118, 122.

64 В отчете директора ИУС за 1910 г. о состоянии школьного здания в Илуксте говорится следующее: «Помещение совершенно не удовлетворяет своему назначению: нет рекреацион-

учебного заведения в местечко Грива-Семгаллен (Грива) близ Даугавпилса. Инициатива исходила от директора семинарии И. С. Овчинникова65. Его горячо поддержали старообрядцы Русско-старообрядческого общества просвещения в Курляндской губернии, Гривской старообрядческой общины, а также другие общественные организации и местные административные деятели. Грива характеризовалась как быстро развивающееся место. Население росло (ок. 9 тыс. жителей), имелась необходимая инфраструктура (городское управление, почта, ссудо-сберегательная касса) и промышленные предприятия стройматериалов (кирпичный завод). В национальном отношении превалировали русские жители, для которых учебных заведений не хватало, и уровень их образованности оставлял желать лучшего66. Разрешение МНП на переезд в Гриву было получено 4 июля 1911 г.67 С августа семинария разместилась в имении Калкуны, принадлежащем купцу В. А. Карякину, но по-прежнему именовалась Илукстской по названию уезда, к которому административно принадлежали Грива и Калкуны68. На льготных условиях арендовалось пять домов с садом, огородом и несколькими хозяйственными постройками. В трехэтажном доме были учебные классы, актовый и рекреационный залы, спальни, столовая, канцелярия, комната дежурного наставника, кухня, кладовка, два класса образцового училища, три комнаты для служителей. Во втором здании — класс Закона Божия для старообрядцев, больница, амбулаторный покой, помещение для служителей. В третьем меньшем доме — класс Закона Божия для католиков, помещение для служителей, склад, директорская комната. В четвертом здании — мастерская ручного труда, в пятом — баня (три комнаты), прачечная. Теперь семинария имела колодец с отличной питьевой водой, сараи, погреба, подвалы, большой двор, сад, огород, луг и др.69 В ряды слушателей принимались юноши, по большей части из православных и старообрядцев русской национальности. Для прояснения ситуации со староверами 17 ноября 1910 г. МНП дало специальное разъяснение. В нем говорилось, что по указу от 17 (30) апреля 1905 г. «Об укреплении начал

ного зала, помещения для ручного труда, больницы, нет помещений для трех старших классов и соответствующих им столовых и спален, нет помещения для второго класса начальной школы; кроме того, ретирады, находясь в доме, издают зловония, медленно и постоянно заражающее воздух, несмотря на все принимаемые против этого меры. Потолок в коридоре здания, куда ведет черный ход, грозит падением, так как единственная поддерживающая его балка совершенно сгнила, а два деревянных столба, которыми он подперт и которые стоят на своде погреба, могут провалиться; так же может обрушиться сильно обветшавший свод над выгребной ямой в отхожем месте при этом здании; не надежны лестницы, ведущие из первого на второй этаж, крыша местами сильно протекает. Отсутствие колодца и недостаток воды делают это здание чрезвычайно опасным в пожарном отношении. Отсутствие земельного участка дополняет недостатки того помещения, которое отведено в отчетный период под учительскую семинарию, имевшую в своем составе 74 воспитанника». См.: ЕАА.384.1.1653. Л. 95-95 об.

65 Там же. Л. 102-104.

66 ЛГИА. Ф. 240. Оп. 4. Д. 6. Л. 61-63, 122-126.

67 Там же. Л. 92, 111-114, 116-118.

68 Карякин Василий Александрович (1851-1913) — купец и благотворитель. См.: ЕАА.384.1.1737. Л. 339-341; ЕАА.384.1.2011. Л. 60; ЕАА.384.1.2649. Л. 37.

69 ЕАА.384.1.1768, л. 118, 119 об. — 120.

веротерпимости»70 (О свободе вероисповедания), а также по положениям от 25 ноября (8 декабря) 1905 и 15 (27) июля 1906 г. старообрядцам было разрешено поступать в учебные заведения, готовившие учителей, в том числе за казенный счет, им также могли предоставляться государственные стипендии. По окончании учебного заведения они имели право работать учителями. При приеме в семинарию старообрядцы освобождались от испытания по Закону Бо-жию у законоучителя православного исповедания71. В первый год существования семинарии штат состоял из 8 человек: директора, законоучителя, трех наставников (преподавателей-предметников), учителей начальных классов и пения, а также врача. В 1910 г. на ее содержание было потрачено 18 520 рублей72. 11 июня 1911 г. уже официально (на основании Российского закона от 26 мая 1911 г.) в МНП было подписано постановление о разрешении принимать в число воспитанников Илукстской УС лиц евангелически-лютеранского и римско-католического вероисповеданий, бывших преимущественно латышами и ли-товцами73. Для них организовывались группы по преподаванию Закона Божия соответствующего вероисповедания на родном языке учащихся (на это отпускалось 1200 рублей в год, для каждой конфессии по 600 рублей)74. В итоге в учебном заведении продолжали учиться по большей части русские, но были также латыши и литовцы75. Прием новых учащихся производился в августе. Устраивались экзамены устный и письменный, при большом наплыве желающих можно было ограничиться только письменным. Поступающие приезжали не только из Прибалтийских губерний, но также из внутренних губерний России и с территории современной Белоруссии76. В подготовительные классы принимались юноши, которым первоначальный запас знаний не позволял освоить основной курс. Предполагалось открыть пятилетнее народное училище при семинарии, образование в котором должно было быть бесплатным77. Учащиеся-староверы принадлежали к одному поморскому согласию, строго соблюдали религиозные обряды и ранее они, главным образом, получали об-

70 См.: Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. Т. XXV: 1905. СПб., 1908. С. 237-238.

71 См.: Сборник распоряжений по Рижскому учебному округу. 1910 и 1911 годы. Рига, 1913. С. 154-156; Циркуляр по Рижскому учебному округу. Январь-февраль 1912 года, № 1-2. С. 48-49.

72 EAA.384.1.1653. Л. 75, 94-104.

73 EAA.384.1.1737. Л. 98-100.

74 См.: Сборник распоряжений по Рижскому учебному округу... С. 119-220.

75 Vies A. Latviesu skolu vesture. Piekta gramata. Laikmets no 1905. -1915. Riga, 1940.

76 EAA.384.1.1737. Л. 102, 132-133, 178. Из отчетов куратору Рижского учебного округа видно, что на приемные экзамены в 1910 г. явилось 175 лиц из Лифляндской, Курляндской, Витебской, Ковенской, Гродненской, Смоленской, Минской, Могилевской, Тверской, Новгородской, Псковской губерний. По национальности это были русские, поляки, литовцы, латыши, эстонцы. По вероисповеданию — православные, старообрядцы, лютеране и католики. Несмотря на то что не было четко определено, может ли руководство Илукстской УС принимать в ряды учащихся лютеран и католиков, несколько таких молодых людей было зачислено, так как на приемных экзаменах они показали хорошие знания. EAA.384.1.1653. Л. 94-104, 96 об.

77 EAA.384.1.1653. Л. 94-104.

разование в народных училищах78. Старообрядческое вероучение в стенах семинарии, в соответствии с тогдашним законодательством и по согласованию с попечителем Рижского учебного округа, было разрешено79. Почти все учителя были со средним образованием, только преподаватель физики С. А. Бородов-ский окончил Юрьевский университет80. Наставники УС получали по большей части ок. 50—75 рублей в месяц, что являлось небольшим материальным вознаграждением. В итоге зачастую они вынуждены были просить дополнительных пособий от учебного заведения на случай болезни, смерти родственников, при необходимости достаточно далеко уехать по делам81. В Илукстской УС обнаруживается большая текучесть кадров. Это объяснимо, если принять во внимание, что учебное заведение только создавалось, а костяк его работников формировался в период уже начавшейся мобилизации. Тем не менее условия пребывания учащихся и их содержание, а также оклады наставников были зачастую даже лучшими, чем в других подобных учебных заведениях края82. Для воспитанников годовые стипендии были доведены до 180 руб., в то время как правительство только еще планировало увеличить до такого же уровня стипендии в Юрьеве, Голдингене и Вольмаре83. Государственное содержание Илукстской УС в дальнейшем составляло ок. 30 000 рублей в год84. В 1912 г. здесь училось 82 слушателя, из которых 67 были русские, 11 латышей и 4 литовца85. По вероисповеданию они делились следующим образом: 51 — православный, 19 — старообрядцев, 7 — лютеран, 5 — католиков86. Летом — осенью 1915 г. с приближением фронта к Гриве началась эвакуация. В октябре 1915 г. Илукстская УС начала работу в Ярославле в здании высшего начального училища87. Директор Овчинников 13 января 1916 г. уведомлял канцелярию попечителя Рижского учебного округа о постановлении педагогического совета относительно сокращения учебного курса, согласно циркуляру от 9 ноября 1915 г. за № 1471788. В 1917 г. и. о. директора стал Д. Савар-синский, который к Прибалтийским губерниям никакого отношения не имел,

78 См.: Мурников Л. С. Указ. соч. С. 119-121.

79 Там же. С. 126.

80 Бородовский Сергей Андреевич (1882 — после 1969), сын священника. Выпускник Смоленской духовной семинарии. В 1906-1911 гг. обучался в императорском Юрьевском университете, окончил химический факультет в звании действительного студента (1911). Наставник ИУС не имеющим чина с 28 ноября 1911 по 1917 г. Жалованье с 1240 руб. (в год) в 1913 г. возросло до 1740 руб. в 1916 г. Оставил воспоминания о Смоленском землячестве при Тартуском (Юрьевском) университете в начале ХХ в. и о своем брате ученом-радиологе В. А. Бо-родовском (1874-1914). О нем см.: EAA.383.1.2649. Л. 40 об. - 41; EAA.402.1.3007 (фото); EAA.42.1.3008; Рукописный отдел Библиотеки Тартуского университета = ОР БТУ, ф. 157, оп. 1, д. 124; Vies A. Op. cit.

81 См.: ЛГИА, ф. 240, оп. 1, д. 390. Л. 12; Д. 972. Л. 28; Д. 1008. Л. 16.

82 Vies A. Op. cit.

83 См.: Сборник распоряжений по Рижскому учебному округу... С. 223-224.

84 Казенные расходы на содержание Илукстской УС в 1911 г. составили 31 503 рубля и 33 копейки. EAA.384.1.1768. Л. 124 об.

85 Vies A. Op. cit. К 1914 г. в Илукстской и Вольмарской семинарии обучалось по 107 воспитанников. RA, EAA.384.1.2289. Л. 243.

86 RA, EAA.384.1.1737. Л. 190.

87 ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. 73. Оп. 1. Д 7504. Л. 8-9, 11 об.; RA, EAA.384.1.2011. Л. 113-113 об.

88 RA, EAA.384.1.2011. Л. 94.

и в следующем году учебное заведение прекратило свое существование89. В стенах Илукстской УС образование получили известные деятели старообрядчества Латвии: депутат всех четырех Сеймов Латвийской республики Милетий Архипович Каллистратов (1896-1941)90, депутат Третьего Сейма Латвии Григорий Савельевич Елисеев (1896-1967)91, а также другие лица, внесшие свой вклад в развитие образования и культуры русских Латвии.

Знаменательно, что пример курляндских староверов побудил правительство внимательно изучить вопрос кадров для старообрядческих школ. В 1911 г. вышло Положение о введении всеобщего обучения для русского православного, старообрядческого и католического населения Прибалтийских губерний, ставшее основой легитимного существования правительственных поликонфессиональных семинарий для русских и инородцев в других губерниях Рос-

сии92.

К началу второго десятилетия ХХ в. на территории Лифляндии и Курляндии работали уже четыре правительственных учительских семинарии с русским языком обучения, в то время как в Эстляндской губернии таковых не было, хотя разговор о необходимости специального учебного заведения в промышленном районе Иоахимсталь близ Нарвы был начат еще в 1909 г. До открытия семинарии учителей для начальных школ готовили на двухгодичных педагогических курсах при Вейсенштейнском (Пайде) и Везенбергском (Раквере) городских училищах, на которых училось от 15 до 25 человек93. Вскоре стало ясно, что сеть педагогических курсов для подготовки учителей народных школ не покрывает потребности всеобуча для этой местности. В начале 1911 г. директор народных училищ Эстляндской губернии И. И. Рогозинников писал: «Открытие учительской семинарии для Эстляндской губернии является давно назревшей потребностью. Со времени введения реформ в крае и до сих пор приходилось ограничиваться суррогатами учительской семинарии, вышеназванными курсами и педагогическими классами»94. В итоге было получено разрешение на открытие

89 Vies A. Op. cit.; Жуков Л. И. Указ. соч. С. 64.

90 Фейгмане Т. Д. Депутаты-старообрядцы в Латвийском Сейме // Русские в Латвии. Вып. 3. Из истории и культуры староверия. Рига, 2003. С. 183—205; Иванов И. И., Каллистратов М. А. Выдающиеся русские латвийцы. Биографический справочник. Рига, 2008. С. 58.

91 Фейгмане Т. Д. Указ. соч. С. 88.

92 RA, EAA.384.1.1826. Л. 1—14. Положение, финансовый план и переписка с Министерством народного просвещения, директорами народных училищ и др. о введении всеобщего обучения для русского православного, старообрядческого и католического населения Прибалтийских губерний. 1911—1912.

93 RA, EAA.93.1.1806. Отчет об обучении на 2-годичных педагогических курсах и экзаменационные работы слушательниц педагогических курсов при Везенбергском и Вейсенштейнском городских училищах. 1911—1913.

94 RA, EAA.93.1.1797. Л. 21. Рогозинников Иван Ильич (1864 (1866)-1921), из потомственных дворян, окончил историко-филологический факультет Московского университета, директор народных училищ Эстляндской губернии 1909-1917. О нем: RA, EAA.384.1.4030. Рогозинников Иван Ильич, 1887-1917. 206 л.; Пассит Наталия. Из истории православного рода Пасситов. С. 22. URL: https://www.russkij e.lv/files/images/text/Passit/WWW-Passit_rev-xxx.pdf (дата обращения: 24.05.2020).

УС в местечке Иоахимсталь (Йоаору)95. Однако подходящего здания там не нашлось, поэтому 24 сентября 1912 г. первое заседание педагогического совета Йоахимстальской учительской семинарии проходило в Везенберге (Раквере), так как Везенбергская городская дума не только выделила 4 десятины городской земли для строительства, но и предоставила подходящее здание для первого набора учащихся96. Иоахимстальская правительственная учительская семинария с четырехлетним курсом обучения предназначалась для выпуска учителей начальных классов русских школ97. С 22 августа 1913 г. ее официально переименовали в Везенбергскую учительскую семинарию98. Первым и. о. директора семинарии был назначен инспектор Рижского учебного округа А. В. Орловский99. В 1913 г. при семинарии было открыто двухклассное образцовое училище, в котором воспитанники проходили педагогическую практику. Перед началом Первой мировой войны осуществилась закладка собственного трехэтажного здания с пристройкой, интернатом, квартирами для учителей, столовой и спортивным залом. Осенью 1915 г. дом был готов, и 22 сентября 1916 г. состоялось его торжественное освещение, причем это было первое строение в городе, оснащенное электричеством100. До 1918 г. языком обучения оставался русский язык и применялась стандартная программа обучения для правительственных учительских семинарий. В новом здании занятия проводились два с небольшим года. После февральской революции Орловского от должности отстранили и вскоре здание перешло в руки немецких оккупационных властей. Последний курс продолжал занятия в квартире директора. В декабре 1918 г. германские войска оставили Раквере и город перешел в руки эстонской освободительной армии. 11 июня 1919 г. исполняющим обязанности директора теперь уже Ракверской учительской семинарии стал классический филолог Вольдемар Оскар Раам (1880-1946), преподававший до 1932 г. педагогику и немецкий язык, а после Второй мировой войны снова на два года возглавил это учебное заведение, продолжавшее выпускать эстонских учителей до 1957 г.101

95 RA, EAA.93.1.1707. Л. 29-32 об., 39-39 об., 44-46.

96 RA, EAA.93.1.463. Переписка об открытии учительской семинарии в г. Везенберг. Л. 1 об.; RA, EAA.93.1.1797. Л. 8. Пояснительная записка к эскизному проекту здания мужской учит. семинарии в г. Везенберге. RA, EAA.384.1.1813. Л. 40-50. Об Орловском см. л. 49-50 об. Дир. ЮУС Троицкий л. 51-51 об. Сметы на 1918 г. по Везенбергской УС были подписаны и. о. директора А. М. Аконченковым (Л. 63-70).

97 RA, EAA.93.1.1707. Л. 64; Rakvere Opetajate Seminar 1912-1957 / koost. Ernst Allese. Tallinn, 2002; Arhiivijuht II. Haridus. Teadus. Kirik / koost. Lea Teedema. Tartu, 2006. Lk. 120-121.

98 RA, EAA.93.1.1707. Л. 219.

99 Орловский Александр Васильевич (1867-?), окончил Петербургскую Земскую учительскую школу, инспектор народных училищ Рижского учебного округа 1909, и. о. директора Иоахимстальской/Везенбергской УС 1912-1917. См.: RA, EAA.384.1.4163. Орловский Александр Васильевич.

100 RA, EAA.93.1.1707 Л. 70-72; RA, EAA.93.1.1806. Протоколы заседаний строительной комиссии и переписка с Министерством народного просвещения, Лифляндской контрольной палатой и др. о постройке здания для Везенбергской учительской семинарии. 1912-1917. Л. 2-277; RA, EAA.93.1.1813. Л. 40-43.

101 Jogi M. Raam, Voldemar-Oskar, in: Eesti kooli biograafiline leksikon / koost. Heino Rannap. Tallinn, 1998. Lk. 193-194.

Наряду с осуществленными проектами учительских семинарий интересно отметить план создания женской учительской семинарии в Выру, который не воплотился в жизнь из-за разразившейся Первой мировой войны. Из переписки директора народных училищ Лифляндской губернии П. Г. Руцкого с попечителем Рижского учебного округа выясняется положение дел с женским учительским образованием в период 1908-1912 гг. Отмечалось, что в последнюю пятилетку число учительниц в народных школах Лифляндской губернии росло, но все же недостаточно быстро102. Далее П. Г. Руцкой отмечал: «Благотворное участие женщин в педагогическом труде ныне признается всеми цивилизованными нациями мира, и у нас в России учительницы составляют уже целую армию (по отчету МНП за 1905 г. число народных учителей составляло 41 788 человек, а народных учительниц — 39 975 человек); до сих пор в этом отношении только Прибалтийский край был крупным и печальным диссонансом — недавно еще он по числу учительниц занимал в России последнее место. <...> Для будущих народных учительниц прохождение курса учительской семинарии предпочтительнее иных способов подготовки к будущей ответственной общественной и государственной деятельности. <...> Наиболее подходящим местом для будущей женской УС, по моему мнению, был бы уездный город Верро»103. Верроская городская дума обещала к ноябрю 1913 г. выделить 6 десятин удобной земли и помочь с помещениями. Переписка о создании УС длилась до 1917 г., но вместо семинарии в Выру открылось училище женского рукоделия. Если в Лифляндии правительственные учительские семинарии поддерживали местные городские власти, то организация подобного учебного заведения в эстляндском Гапсале (Хаапсалу) не удалась. Перед началом Первой мировой войны 31 января 1914 г. предводитель эстляндского дворянства барон Э. Деллинсгаузен писал попечителю Рижского учебного округа о неуместности открывать здесь учительскую семинарию, так как подобное учебное заведение уже есть в Везенберге: «Эстляндский дворянский комитет полагал бы, что в отводе нового участка в сельскохозяйственной местности под учительскую семинарию в Эстляндской губернии необходимости не представляется»104.

Таким образом к 1 января 1915 г. на территории трех Прибалтийских губерний работало 5 правительственных учительских семинарий с числом учащихся 449 человек, 100 человек окончили полный курс со званием учителя начальной школы и 117 были приняты в число воспитанников105. 2-7 января 1917 г. в Петербурге состоялось совещание директоров и преподавателей учительских семинарий. Прибалтийскую семинарию представлял наставник И. М. Бельтенев106; от эвакуированной в Чистополь Прибалтийской семинарии директор П. Я. Панфилов рекомендовал избранного педагогическим советом закрытой баллотировкой наставника Я. О. Озола. От Илукстской семинарии был послан наставник,

102 1908 г. — 205 учительниц, 1909 — 230, 1910 — 246, 1911 — 293, 1912 — 347. См.: ИА, ЕАА.384.1.1813. Л. 7 об.

103 Там же. Л. 8.

104 Там же. Л. 30.

105 ИА, ЕАА.384.1.2289. Л. 243.

106 Бельтенев Иван Михайлович, колл. советник, преподаватель математики. См.: ИА, ЕАА.384.1.1653. Л. 62 об.

учитель русского языка, Иван Перевоз, от Юрьева командированы наставники М. Н. Столяров и А. И. Северов. Наконец, Ракверская УС предполагала послать для участия в совещании директора А. В. Орловского и наставника В. Н. Бер-надского107. На совещании планировали обсудить программы теоретических и практических занятий по курсу семинарий, расписание уроков, стоимости содержания стипендиатов и др. Министерство предоставляло возможность участникам подготовить доклады по предложенным темам: 1) учебная часть (согласование программ, действующих в разных округах, характер преподавания, пробные уроки, дежурства в начальном училище, экскурсии, подготовка к преподаванию природоведения и родиноведения в начальных классах); 2) современная постановка воспитательной части (устройство музыкально-вокальных и литературных вечеров, чтение рефератов, хоровое пение, оркестры, распорядок дня в семинарии); 3) сельскохозяйственные занятия; 4) внешкольное и дошкольное образование108. Это были последние шаги в области государственного регулирования образования педагогов начальной школы в рамках Российской империи. В связи с эвакуацией учебных заведений с оккупированных западных территорий сеть местных учительских семинарий перестала выполнять свою основную функцию обеспечения кадрами правительственных школ в Прибалтике. С образованием лимитрофных государств Эстонии и Латвии учительские семинарии с русским языком обучения прекратили свою деятельность.

Список литературы

Демков М. И. История русской педагогики. Ч. I. Древне-русская педагогика (X—XVII вв.).

Ревель, 1895; 2-е изд., испр. Ревель, 1899. Жуков Л. И. Подготовка народных учителей в Лифляндской и Курляндской губерниях в

эпоху капитализма. Рига, 1980. Иванов И. И., Каллистратов М. А. Выдающиеся русские латвийцы. Биографический

справочник. Рига, 2008. Классовская О. А. Отечественные учебники по педагогике как средство профессионального образования учителей: вторая половина XIX — начало XX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2006. Московкин В. М., Садовски М. В. Роль учебного пособия П. Е. Рощина «Очерк главных практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования» в системе дореволюционного российского образования // Alma mater. Вузовская наука. Вестник высшей школы. 2017. № 8. С. 114—118. Мурников Л. С. Развитие просвещения в среде старообрядцев в Прибалтийском крае и открытие Иллукстской учительской семинарии // Труды Всероссийского съезда по народному образованию Христиан-старообрядцев поморцев, бывшего в Двинске (Витебской губ.). 3—5 июля 1911 г. / В. З. Яксанов, ред. Саратов, 1912. С. 118, 122. Пассит Наталия. Из истории православного рода Пасситов. С. 22. URL: https://www. russkije.lv/files/images/text/Passit/WWW-Passit_rev-xxx.pdf (дата обращения: 24.05.2020).

107 КА, ЕАА.384.1.2883. Циркуляры и переписка об избрании лиц для участия в совещании директоров и преподавателей учительских семинарий. 1916. Л. 1-7. Министерство кандидатуру последнего отклонило, мотивируя это тем, что из всех семинарий, которые находятся в полном составе классов и уже имели выпуски учащихся, выбирается только один представитель.

108 Там же. Л. 9-9 об, 13.

Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. Т. XXV: 1905. СПб., 1908. Правила для учительских семинарий Рижского учебного округа и правила относительно

пользования книгами из библиотек оных. Рига, 1895. Сборник распоряжений по Рижскому учебному округу. 1910 и 1911 годы. Рига, 1913. Смирнова Л. В. К 155-летию со дня рождения Михаила Ивановича Демкова // Историко-

педагогический журнал. 2014. № 2. С. 20—25. Список гражданским чинам четвертого класса на 1915 год. Пг., 1915. Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М., 1988. Т. 2. Фейгмане Т. Д. Депутаты-старообрядцы в Латвийском Сейме // Русские в Латвии. Вып. 3.

Из истории и культуры староверия. Рига, 2003. С. 183—205. Циркуляр по Рижскому учебному округу. Январь-февраль 1912 года, № 1—2. Arhiivijuht II. Haridus. Teadus. Kirik / koost. Lea Teedema. Tartu, 2006. Baltischer Schul-Almanach für das Jahr 1876 / C. Mickwitz, C. Treffner, hrsg. Dorpat, 1875. Eesti kooli ajalugu. 1. köide. 13. sajandist 1860. aastateni. Tegevtoimetaja E. Laul. Tallinn, 1989. Irlavas skolotaju seminars / [Iveta Kestere] // Latvijas enciklopedja. Riga, 2005. Jogi M. Raam, Voldemar-Oskar, in: Eesti kooli biograafiline leksikon / koost. Heino Rannap. Tallinn, 1998.

Kirotar J. Kaarma seminar kui Eesti kultuuri tegur 1871-1910 // Eesti kultura. I. Tartu, 1911. Lk. 37-86.

Lehrplan für das Parochiallehrer-Seminar zu Walk. Riga, 1879.

Peterson C., Bach J., Inselberg E. Das ritterschaftliche Parochiallehrer-Seminar in Walk, seine

Lehrer und Zöglinge 1839-1890. Riga, 1898. Project eines Statuts für das Evangelisch-Lutherische Lehrerseminar zu Carmel. [Arensburg]: [s. n.],J1870].

Rakvere Öpetajate Seminar 1912-1957 / koost. Ernst Allese. Tallinn, 2002. Seminara audzekni. Gram.: Baltij as skolotaju seminars 1870-1919 / Ed. Tomass. (red.). Riga, 1940.

Seminara vesture. Gram.: Baltijas skolotaju seminars 1870-1919 / Ed. Tomass (red.). Riga, 1940.

Tartu Öpetajate Seminar 1828-1928 / Kost. M. Kiirats, P. Pold, J. Tork. Tartu, 1929. Vics A. Latviesu skolu vesture. Piekta gramata. Laikmets no 1905-1915. Riga, 1940.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2020. Vol. 58. P. 107-128 DOI: 10.15382/sturIV202058.107-128

Tatjana Sor,

Candidate of Sciences in Philology, Independent Researcher, Kuuni 4-4, 51004 Tartu, Estonia, tshor2006@gmail.com ORCID: 0000-0002-4584-7622

Teacher Training Seminaries in Baltic Countries i n the Early 20th Century

T. Sor

Abstract: The article studies the structure and activities of teacher training seminaries in the Baltic countries at the beginning of the 20th century. The end of the 19th — beginning of the 20th centuries was marked by an intensive development of the education system in the Russian Empire. It was most developed in the Western outskirts, where, according to the census of1897, the highest percentage ofliteracy ofthe local population was observed. Teacher training seminaries in the Baltic countries already had a certain tradition in line with the Prussian models. They were funded by the local nobility. The lessons were in the German, Latvian, and Estonian languages. In 1870, the first government-run Baltic-region teacher training seminary was estabslished, with Russian as a language of instruction. Prior to World War I, teachers' seminaries with Russian a language of instruction operated in three Baltic provinces, i.e. two in Courland (Kuldlga, founded in 1870 and Ilukste, 1910), two in Livland (Tartu, 1878, and Valmiera, 1894) and one in Estland (Rakvere, 1912). They trained 449 persons; 100 students completed the full course with a degree of primary school teacher, and 117 were accepted as students. There was a plan to open a teachers' seminary for women in Voru. In connection with the evacuation of educational institutions from the occupied Western territories, the network of local teachers' seminaries ceased to fulfil its primary function of providing personnel for local government-run schools. In Estonia and Latvia, teaching seminaries with the Russian language of instruction ceased to function after 1918.

Keywords: teachers' seminaries, Baltic provinces, Latvia, Estonia, Kuldiga, Tartu, Valga, Valmiera, Ilukste, Rakvere.

Allese E. (ed.) (2002) Rakvere Opetajate Seminar 1912—1957 [Rakvere teachers' seminar]. Tallinn.

Feigmane T. (2003) "Deputaty-staroobryadtsy v Latviiskom Seime" [Old Believer Deputies in the Latvian Sejm], in Russkie v Latvii. Vyp. 3. Iz istorii i kul'tury staroveriya [Russians in Latvia. Issue 3. From the history and culture of Old Believers]. Riga. P. 183-205 (in Russian). Ivanov I. (2008) "Kallistratov M. A.", in Vydaiushchiesia russkie latviitsy. Biograficheskiispravoch-

nik [The outstanding Russian Latvians. Biographical reference]. Riga, p. 58 (in Russian). Jogi M. (1998) "Raam, Voldemar-Oskar", in: Rannap H. (ed.) Eesti kooli biograafiline leksikon [Estonian school biographical lexicon]. Tallinn, p. 193-194 (in Estonian).

References

Kestere I. (2005) "Irlavas skolotaju seminars" [Irlava teachers' seminar], Latvjas enciklopedija. Riga.

Kiirats M., Pold P., Tork J. (eds) (1929) Tartu Öpetajate Seminar 1828-1928 [Tartu teachers' seminar], Tartu.

Klasovskaia O. (2006) Otechestvennye uchebnikipopedagogike kak sredstvoprofessional'nogo obra-zovaniia uchitelei: Vtoraiapolovina XIX — nachaloXXveka [Russian textbooks in pedagogy as a means of professional education of teachers: The second half of the 19th — early 20th centuries]. Piatigorsk (in Russian).

Laul E. (ed.) (1989) Eesti kooli ajalugu [History of Estonian School, 12th Century — 1860]. Tallinn.

Moskovkin V., Sadovski M. (2017) "Rol' uchebnogo posobiia P. E. Roshchina «Ocherk glavnykh prakticheskikh polozhenii pedagogiki, didaktiki i metodiki, primenennoi k uchebnym pred-metam nachal'nogo obrazovaniia» v sisteme dorevoliutsionnogo rossiiskogo obrazovaniia" [The role of P. E. Roshchin's manual "Outline of the main practical provisions of pedagogy, didactics and methodology applied to the subjects of primary education" in the system of pre-Revolutionary Russian education]. Alma mater. Vuzovskaia Nauka. Vestnik vysshei shkoly, 8, p. 114—118 (in Russian).

Smirnova V. (2014) "K 155-letiiu so dnia rozhdeniia Mikhaila Ivanovicha Demkova" [On the 155th anniversary of Mikhail Ivanovich Demkov]. Istoriko-pedagogicheskiizhurnal, 2, p. 20—25 (in Russian).

Teedema L. (ed.) (2006) Arhiivjuht II. Haridus. Teadus. Tartu.

Tomass Ed. (ed.) (1940) Baltjas skolotaju seminars 1870-1919 [Baltic teachers' seminar 18701919]. Riga.

Ushinskii K. (1988) "Proekt uchitel'skoi seminarii" [Project of a teachers' seminary], in Pedago-gicheskie sochineniia v 6 tomakh [Pedagogical works in 6 vols], vol. 2. Moscow (in Russian).

Vies A. (1940) Latviesu skolu vesture. Piekta gramata. Laikmets no 1905-1915 [History of Latvian school. The fifth book. The period of 1905-1915]. Riga (in Latvian).

Zhukov L. (1980) Podgotovka narodnykh uchitelei v Lifliandskoi i Kurliandskoi guberniiakh v epokhu kapitalizma [Training of teachers in Livonia and Courland in the era of capitalism]. Riga (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.