УДК 908; 37.012.5; 37.012.85
Ф. Монин, Т. Почукалина, М. Мачехин
«УЧИТЕЛЬ, ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ...»
Представлены результаты исследовательской краеведческой работы обучающихся гимназии № 1 г. Кирово-Чепецка по теме «Ветераны педагогического труда гимназии № 1 г. Кирово-Чепецка». Авторы исследования представили разработанные ими вопросы анкетирования гимназистов и ветеранов педагогического труда. Приведены результаты анкетирования. Познакомились с некоторыми из ветеранов педагогического труда, побеседовав с ними и записав их воспоминания, кратко представили их содержание. Продуктом исследования стали буклеты о ветеранах педагогического труда, электронная «Книга педагогической славы» и видеоинтервью.
The results of the research work of students of local history gymnasium № 1 in Kirovo Chepetsk on "The veterans of pedagogical work gymnasium № 1 Kirovo Chepetska". The study authors reported they have developed the survey questions schoolboys and veterans of pedagogical work. The results of the survey. We met with some of the veterans of pedagogical work, talk to them and recorded their memories, briefly presented the content. The product of the study were booklets of veterans of pedagogical work, electronic "book teaching of Fame" and a video interview.
Ключевые слова: ветеран педагогического руда, школа, учитель, связь поколений, уважение, память, история.
Keywords: Veteran teacher ore school, the teacher, the link between generations, respect, memory, history.
В сентябре 2017 г. нашей школе (с момента основания - школе № 9, а последние 26 лет - гимназии № 1 г. Кирово-Чепецка Кировской области) будет 50 лет. За это время в школе работали немало учителей, благодаря которым сегодня гимназия стала одной из лучших не только в городе, но и в Российской Федерации. У истоков ее стояли те, кто ныне находится на заслуженном отдыхе, это ветераны педагогического труда.
На втором этаже нашей школы размещен стенд «Ветераны гимназии». Чаще всего к нему подходят выпускники школы, так как им знакомы лица учителей запечатленных на фотографиях
стенда, а вот нам, новому поколению гимназистов, эти лица почти ни о чем не говорят.
В начале 2015-2016 учебного года, когда перед нами, шестиклассниками, поставили задачу выполнения какого-либо социального проекта по какой-либо теме, мы решили вместе с нашим учителем немецкого языка Татьяной Васильевной Михеевой познакомиться с ветеранами педагогического труда гимназии и узнать о них побольше, побеседовать с ними.
Мы сформулировали тему - Ветераны педагогического труда гимназии № 1 г. Кирово-Чепецка, гипотезу, объект и предмет нашего исследования, поставили цель и определили задачи.
Проблемный вопрос: Что мы знаем о ветеранах педагогического труда родной гимназии? Есть ли связь между поколениями?
Гипотеза: Если в ходе исследования гимназисты, принимающие участие в реализации проекта, получат информацию об объектах исследования - ветеранах педагогического труда, систематизируют ее и представят в виде электронной «Книги педагогической славы школы», то обучающиеся гимназии больше узнают об учителях, работавших в гимназии № 1 г. Кирово-Чепецка, и их вкладе в становление гимназии и ее традиций.
Объект исследования: ветераны педагогического труда.
Предмет исследования: жизненный путь, педагогический опыт и вклад ветеранов труда в становление и развитие нашей гимназии.
Целью нашего проекта было узнать о жизненном пути, педагогическом опыте и вкладе ветеранов труда в становление и развитие нашей гимназии.
Били поставлены следующие задачи исследования:
1) Организовать поиск ветеранов педагогического труда гимназии.
2) Получить информацию о педагогическом труде и жизненном пути.
3) Привлечь обучающихся гимназии к поиску информации о ветеранах педагогического труда.
4) Вовлечь обучающихся в краеведческий процесс изучения истории родной школы.
5) На основании полученной информации и опыта работы ветеранов педагогического труда показать значимость учительской профессии.
В начале исследования мы спланировали работу над проектом, определили сроки, распределили обязанности. Мы изучили литературу по теме проекта, нашли в школьном архиве информацию о том, какие учителя работали в нашей школе с её основания, составили список ветеранов педагогического труда гимназии. Далее по телефону были определены и согласованы сроки встреч с ветеранами педагогического труда для беседы и видеоинтервьюирования (с их согласия).
Встреча с ветераном педагогического труда Людмилой Ивановной Ручкиной
Нами были составлены вопросы для анкетирования гимназистов, чтобы выяснить, что они думают о профессии учителя вообще: «Что я знаю о ветеранах педагогического труда своей школы?»
1. Как вы оцениваете профессию учителя?
2. Кто из ваших родственников учился в нашей школе?
3. Кто был у него/у нее классным руководителем, любимым учителем?
4. Каких ветеранов педагогического труда в нашей школе вы знаете?
5. Какие предметы они преподавали/преподают?
6. Какие звания и награды они имеют?
7. Есть ли у вас желание больше узнать об учителях-ветеранах?
8. Что бы вы хотели о них узнать?
9. Над каким ветераном шефствует ваш класс?
10. Как часто вы лично его навещаете?
11. Хотите ли вы заниматься исследованием жизненного пути и педагогического опыта учителей-ветеранов нашей школы? Почему?
Мы провели опрос среди обучающихся гимназии 6-9-х классов в количестве 85 человек, из них 53 девочки и 32 мальчика, в ходе которого получили следующие результаты:
На вопрос «Как вы оцениваете профессию учителя?» обучающиеся ответили, что 36% находят профессию учителя трудной, 18% - считают ее ответственной и 18% - хорошей, 14% считают ее нужной, 11% - заслуживающей уважения и 3% высказали мнение, что профессия учителя сложная.
На вопрос «Кто из ваших родственников учился в нашей школе?» 21% опрошенных гимназистов ответили, что в ней учились папы, по 16% - родные и двоюродные братья и сёстры, у 5% -бабушки и дедушки
Мы выяснили также, что почти над всеми ветеранами педагогического труда в нашей школе шефствуют определённые классы. На вопрос «Как часто вы лично его навещаете?» обучающиеся ответили, что навещают своих подшефных 1-2 раза в месяц - 29%, раз в год - 29%, как правило, на день учителя и женский день -8 марта - 14%.
награжден*? энакол
„УДАРНИК ДЕСЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ"
УДОСТОВЕРЕНИЕ
На вопрос, хотели ли бы гимназисты познакомиться поближе с жизнью и педагогическим опытом ветеранов труда, 63% опрошенных это было бы интересно.
Данный факт говорит о том, что многие гимназисты неравнодушны к истории нашей школы и судьбам тех, кто внёс определенный вклад в становление и развитие нашего образовательного учреждения. Тем самым не теряется связь между поколениями. Таким образом, мы поняли, что тема нашего проекта является актуальной, имеет социальную направленность, и с желанием взялись за работу.
Следующим шагом мы составили вопросы для интервью ветеранов:
1. Где Вы родились и выросли?
2. Кто были Ваши родители?
3. Что помните из раннего детства?
4. В каком году пошли в школу?
5. В какой школе учились?
6. Помните ли свою первую учительницу? Как ее звали?
7. Как Вы учились?
8. Были ли у Вас любимые предметы, учителя?
9. Когда Вы закончили школу?
10. Почему решили стать учителем?
11. В каком учебном заведении Вы получили профессию учителя?
12. Какой факультет закончили?
13. В какой школе начали работать?
14. Помните ли свой первый урок?
15. Приходилось ли вести другие предметы?
16. Если бы перед Вами снова встал выбор, кем быть, поменяли ли бы Вы профессию учителя на другую профессию? Почему?
17. Чем Вам запомнилась работа в школе?
18. С чем бы Вы могли сравнить Вашу педагогическую деятельность? Например, с каким-либо растением, предметом, животным?
19. Кто из Ваших учеников Вам запомнился? Почему?
20. Поддерживаете ли отношения с кем-нибудь из Ваших бывших учеников? Следите ли за их судьбами?
21. Отличаются ли современные гимназисты от Ваших первых учеников?
22. Что значит для Вас Ваша профессия?
23. Что Вам в ней нравится? Что не нравится?
24. Как Ваша семья относилась к Вашей педагогической деятельности?
25. Поддерживаете ли Вы связь со школой?
26. Навещает ли Вас кто-либо из Ваших бывших учеников или коллег?
27. Чем Вы увлекаетесь, чем любите заниматься?
28. Какие ассоциации вызывает у Вас посещение школы, где Вы проработали так много лет?
29. Что бы Вы пожелали гимназистам 2016 года?
На сегодняшний день нам удалось встретиться и побеседовать пока с десятью ветеранами педагогического труда. В данной статье мы расскажем лишь о некоторых их них и первой упомянем Марию Фёдоровну Сорокину, которая работала в нашей школе учителем физики и математики.
Мы заранее созвонились и на осенних каникулах навестили Марию Федоровну у нее дома. Хозяйка приняла нас очень радушно, рассказала о своей жизни, работе, увлечениях, напоила чаем.
Мария Федоровна была девятым ребенком в семье, у нее было 8 старших братьев. Мария Федоровна закончила после школы сначала педучилище, а затем пединститут. Везде училась очень хорошо, была активной и спортивной.
С 1960 г. работала в школе № 4, а затем в 1976 г. перешла в нашу школу учителем физики и заместителем директора. Мария Федоровна была строгим, но справедливым учителем, очень любит детей и благодарна учителям и ученикам за теплый прием и доброе к ней отношение.
За многолетний и добросовестный труд Мария Федоровна награждена знаком «Отличник народного образования», «Ветеран труда», «Ударник десятой пятилетки». Избиралась депутатом городского Совета.
С 1994 г. Мария Федоровна на заслуженном отдыхе, но она не сидит сложа руки: много читает, занимается рукоделием: вышивает картины.
С Людмилой Ивановной Ручкиной мы встретились в школе в кабинете немецкого языка не случайно, так как Людмила Ивановна обучала детей именно этому иностранному языку.
1 сентября 1967 г., когда здание школы № 9 впервые распахнуло свои двери для учащихся, Людмила Ивановна, молодая учительница, была одной из первых ее педагогов.
Классные комнаты выглядели в конце 60-х гг. совсем не так, как сейчас. Стены были покрашены в темные тона, вместо привычных нам столов стояли ученические парты с откидными крышками. Сейчас трудно это представить, но не было тогда современной техники, компьютеров. По словам Людмилы Ивановны, в школе была интересная жизнь: дети допоздна находились в классных комнатах, сочиняли, рисовали, выпускали стенгазеты; проводились туристические слеты, ребята ходили в походы. Людмила Ивановна ездила со своими учениками в туристические поездки по местам Боевой славы.
В школе работали умные, любящие свое дело учителя, энтузиасты. Проводились интересные вечера. Учителя активно занимались спортом, играли в волейбол, катались на лыжах.
Людмила Ивановна работала в нашей школе до 2009 г., сделала 4 выпуска в качестве классного руководителя.
Сейчас она на заслуженном отдыхе, увлекается садоводством и чтением книг, гордится своими внуками. Очень рада, что Саша пошел по ее стопам, после окончания Нижегородского лингвистического университета и аспирантуры работает переводчиком, в совершенстве владеет немецким и английским языками.
Людмилу Федоровну Вотинцеву, учителя истории и обществознания знают все гимназисты, ведь она работает в нашей школе почти 50 лет, т. е. с момента основания по сегодняшний день. Это уважаемый всеми ветеран педагогического труда!
Людмила Федоровна рассказала нам очень подробно и интересно о своей семье, родителях,
.7 N & к
детстве, как она начала работать в школе № 9 вначале в качестве пионерской вожатой, затем, после окончания педагогического института, учителем истории и классным руководителем.
Людмила Федоровна одна воспитала двух чудных дочерей, которые тоже пошли по ее стопам, стали учителями истории, одна из них работает в нашей школе, это Ирина Николаевна Вольф. Внучки Лена и Ксения тоже закончили нашу школу и сейчас учатся в университетах г. Нижний Новгород.
Людмила Федоровна - прекрасный классный руководитель, умный педагог, приятный собеседник, человек с тонким чувством юмора. Ее ученики регулярно заходят в родную школу, приходят домой к любимой учительнице, рассказывают о своей жизни, успехах, интересуются делами Людмилы Федоровны. И очень приятно, когда ее ожидания и их результаты совпадают.
И еще одна приятная встреча состоялась у нас с замечательным педагогом, учителем химии - Раисой Васильевной Бессолицыной, которая до сих пор работает в нашей школе!
Раиса Васильевна не планировала стать учителем, у нее были другие планы, но она не жалеет о том, что стала обучать детей своему любимому предмету после окончания педагогического института.
Р. В. Бессолицына проработала много лет в качестве завуча по научно-методической работе и немало способствовала тому, чтобы школа стала одной из лучших. О ее заслугах говорят награды: Раиса Васильевна, как и Людмила Федоровна, - заслуженный учитель Российской Федерации, отличник народного просвещения, награждена почетным знаком Кировской области.
Раиса Васильевна - счастливый человек, ведь рядом с ней ее любимая семья, помимо работы - любимое увлечение садоводством, любимые ученики. Один из них - особая гордость учителя, это Саша Рылов, призер и победитель олимпиад по химии всех
с __с п
уровней, от муниципального до всероссийского. В настоящее время - студент химического факультета МГУ. По словам Раисы Васильевны, это будущий ученый.
Профессия учителя для Раисы Васильевны стала смыслом жизни. Ей нравится общаться с учениками, порой даже чему-то учиться у них. Сама учитель учится всю жизнь.
Реализация нашего проекта продолжается. Мы приглашаем ветеранов педагогического труда на наши школьные праздники, концерты, устраиваем чаепития. Пятеро учащихся старших классов уже побеседовали со своими подшефными ветеранами, опираясь на вопросы, составленные нами. Составлен план встреч с остальными ветеранами.
Практическая значимость нашего проекта:
1. Мы узнали, какие замечательные учителя работали в нашей школе, чем они помимо уроков занимались со своими учениками, кем стали их бывшие воспитанники.
2. Провели опрос среди гимназистов, и нашли единомышленников, т. е. тех ребят, кто поддержит нас в продолжении реализации этого проекта в следующем учебном году.
3. Поняли, что труд учителя достоин уважения.
4. Сделали буклеты об учителях-ветеранах, записали интервью с ними на компакт-диски и подарили на память.
5. Выступили на конференции шестиклассников, перед одноклассниками на классном часе и на родительском собрании со своим проектом, установили связь с краеведческим музеем г. Киро-во-Чепецка.
Продуктом нашего проекта являются буклеты о каждом ветеране с приложением компакт-диска видеозаписи встречи. Кроме того, мы планируем создать электронную «Книгу педагогической славы», привлекая других гимназистов и работников школы.
Став участниками проекта, мы получили первые навыки исследования, попробовали себя в социальной роли журналистов, получили опыт общения с людьми старшего поколения и представление о том, как работать над проектом. Приобретение навыка описания и поиска информации поможет нам в выполнении других проектов. В процессе исследования мы узнали об определенных этапах организации проектной деятельности, различных методах исследования. Нам понравилась наша совместная работа, и для нас важно, чтобы полученный результат принес пользу школе, чтобы те гимназисты, которым интересна история родной школы, заинтересовались нашим предложением и помогли нам продолжить реализацию поставленных задач.
Подводя итоги нашей работы над проектом, мы пришли к выводу, что мы на верном пути: нельзя забывать людей, которые всю свою жизнь посвятили школе и детям. Не должна теряться связь
между поколениями. Надо чаще навещать ветеранов, беседовать с ними, поддерживать их, прислушиваться к их мудрым советам, рассказывать им о наших успехах и достижениях.
Мы надеемся, что собранный материал будет востребован как учителями, так и неравнодушными учащимися. Ведь школа - это второй дом, где мы проводим большую часть своего времени. Школьная пора незабываема, она остаётся в памяти на всю жизнь, и каждый хранит в своём сердце частицу тепла любимого учителя.
Использованная литература
1. Кировчане - заслуженные учителя Российской Федерации : сб. / Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Киров : ОАО «Дом печати - ВЯТКА», 2010.
2. 20 лет: учись, твори, побеждай! : энциклопедия гимназии. Государственное образовательное учреждение «Гимназия № 1 г. Кирово-Чепецка Кировской области». Кирово-Чепецк, 2010.