УЧИ ГЕЛЬ ГЛАЗАМИ ШКОЛЬНИКОВ: спустя двадцать лет
Евгений Юрьевич Захарченко,
директор Азовского филиала Евразийского открытого института, доцент, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ
Статья, которую мы публикуем, побуждает о многом задуматься. И прежде всего — о профессионализме учителя, о нравственно-этической составляющей его поведения. Можно, конечно, итоги авторского исследования оценить как частность (не повезло с выбором школ, учителей). Но подобные частности — та ложка дёгтя, которая может испортить бочку мёда. Во всяком случае, руководителям школ и всему педагогическому коллективу стоит подумать о том, что предпринять, чтобы оценка учителя глазами школьников стала значительно выше.
Статью целесообразно обсудить на педсовете, предварительно проведя в школе мониторинг по этой теме.
В
ызовы XXI века стремительно вошли в образовательное пространство России и актуализировали процессы его модернизации. Наметились позитивные тенденции в структуре управления, в изменении содержания образования, в организации государственного контроля за его качеством. Казалось бы, лёд тронулся. Однако кадровое обеспечение модернизации образования оставляет желать лучшего. Этим объясняется не только неуклонное снижение уровня знаний учащихся, но и их отчуждение от школы.
Двенадцать лет тому назад, опираясь на системные исследования,
мы отмечали, что учителя в значительной своей части превращаются в «урокодате-лей», что исключает постоянное взаимодействие и общение с учениками. Тогда в поисках выхода из сложившейся ситуации мы попытались при помощи прямых опросов учащихся средних школ города Ростова-на-Дону и студентов педагогического вуза «нарисовать портрет» школьного учителя конца ХХ века. Основная задача нашей работы состояла в том, чтобы высветить те стороны профессиональных и личностных качеств учителя, которые ограничивают развитие его педагогической культуры. Хотели обратить внимание учителей на те недостатки, которые следует исправить в методах работы, в отношениях со школьниками, их родителями.
Любопытно, что во время исследования ученики средних школ оказались менее критичными по отношению к своим учителям, чем студенты вуза к преподавателям. Наши школьные респонденты отмечали такие положительные качества своих учителей: требовательность, строгость, справедливость, готовность прийти на помощь, честность, приветливость, терпеливость, способность к сопереживанию. В то же время дети указывали на недопустимость крика, отсутствие чувства юмора, неспособность принять точку зрения ученика, влияние статуса родителей на оценку ученика.
Через двенадцать лет мы повторили исследования, чтобы узнать, как изменился облик учителя в глазах детей. Площадки нашего опроса остались прежними: средние школы города Ростова-на-Дону и педагогический вуз. Возрастной состав и количество респондентов также решили сохранить это школьники выпускных классов и студенты первых курсов (всего около 1200 человек).
Результаты показали, что в количественном выражении критичные оценки учеников стали значительно преобладать над позитивными — не в пользу образа учителя начала XXI века.
Критичность суждений оказалась характерной не только для студентов педагогического вуза, но и для учащихся средних школ, чего прежде не проявлялось. Тогда школьники демонстрировали большую лояльность по отношению к своим наставникам. Это обстоятельство не исключает того, что некоторые из ребят ещё опасались открыто высказывать свои суждения, проявляя традиционное уважение к учителю. Словом, время было другое.
Сегодняшние ученики шире открыты общению, категоричны, свободны от стереотипов поведения.
В составленном нами совокупном портрете учителя встречаются такие положительные характеристики, как мягкость души, приятность голоса, способность понять ученика и помочь ему, увлечённость своим предметом, справедливость в оценивании знаний и другие качест ва, весьма значимые для людей учительского звания. В этих оценках просматривается всё то, чем традиционно дорожат дети, выстраива
свои отношения с учителем. Однако такие оценки встречаются, к сожалению, нечасто.
В этой связи, не умаляя значения позитивного влияния современного учителя на педагогический процесс, мы решили проанализировать содержательную часть критичных суждений, поскольку они преобладали в ответах ребят.
Почти все суждения наших респондентов о сегодняшней школе — достаточно пространны и содержательны. Мы вычленили те из них, которые повторяются наиболее часто, и сформировали их по группам. Привожу некоторые суждения (стилистику сохраняю).
О преподавании
• У некоторых учителей было не очень приятно находиться на уроках, поскольку они не объясняли тему, а просто читали нам параграфы по учебнику. И это XXI век!
• Для того, чтобы получить оценку, можно было полить цветы в кабинете, что-то принести и получить за это оценку или рассчитывать на её завышение. Это приучает не думать по предмету,
а искать возможность угодить учителю.
• Знания, которые давались мне в школе, были не совсем качественные.
Со временем я поняла, что знаний у меня нет, хотя в школе я училась «на отлично».
• Вот, например, учитель английского языка начинал урок с того, что даст нам задание на весь урок и уйдёт. А потом приходит в конце урока, даст задание на дом и не проверяет его. Конечно, мы расслабились.
я
Учителя давали только ту информацию, которая изложена у них в пособиях для учителей, а своего мнения у них
никогда не услышишь. По некоторым предметам большее число часов сидим и разговариваем на темы, не относящиеся к предмету. А через месяц может внезапно спросить то, что задавала месяц назад, и наставить «двоек».
• Учительница «сыпала двойки» направо и налево, не объясняя свой материал. Она читала темы, не замечая, успеваем ли мы записывать. Главное — отчитать и сказать, какие мы все дураки.
• За несколько лет на уроках химии был проведён только один опыт!
• Основной атрибут урока — учебник.
Его или просто вслух читают, или постоянно конспектируют. Обидно, когда ничего не объяснив, этот учитель требует знания или отчитывает за нерадивость.
• Ученик должен был вызубрить параграф, чтобы получить хорошую оценку. При этом неважно, понял ли ты смысл прочитанного или нет.
• Молодая учительница биологии не могла объяснить свой предмет, но дело поставила так, что многие, кто хотел иметь хорошую оценку, должны были заниматься у неё за деньги. Но даже эти занятия не давали никаких знаний.
О квалификации
• Многие учителя в моей школе мало знают свой предмет, они просто не могут дать тот объём знаний, который нужен ученикам.
• Многие учителя не владеют компьютером, а учиться не хотят. Часто дети разбираются во многих вопросах лучше учителей. Иногда объяснение нового материала на уроке заменяется «болтологией», т.е. учитель делится своими проблемами о своей семье, рассказывает о вещах, которые были куплены в магазине. В общем, обо всём, кроме биологии.
• Учительница русского языка почти не говорит русским языком. Она была до такой степени безграмотна, что даже, когда я написала в контрольной слово «одиннадцать», зачеркнула вторую букву «н»
и поставила мне «четвёрку».
• Учитель алгебры просто плакала на уроке, не сумев объяснить тему.
• Учителя «старой закалки» преподают по устаревшей методике, которая в современной школе уже неприемлема.
• У нового учителя уроки проходили весело. Но это веселье продолжалось до первого экзамена, который показал, что мы ничему не научились. Сразу два класса не сдали математику.
• Приходя на уроки, учителя давали нам материал, не отрываясь от учебника. Порой они сами не понимали того, о чём говорили. Поэтому приходилось заниматься с репетиторами.
• На некоторые предметы мне было неинтересно ходить. Хотя они мне и нравились, но учитель очень скучно рассказывал темы, и весь класс просто спал. Этот учитель отбил у меня любовь к своему предмету и уважение к себе.
• Часто положительную отметку можно получить за организацию какого-нибудь мероприятия или участие в школьном концерте, за сделанный плакат и прочие подобные вещи, которые должны поощряться другим способом. Нам порой прощались невыполненные домашние задания, часто «натягивались» оценки. Современные учителя не заинтересованы в том, чтобы дать детям знания.
Об отношениях между учителем и учеником
• Школа изнемогает не столько от отсутствия ярких личностей, сколько от отсутствия нормальных человеческих отношений между учителем и учеником.
• Когда мы идём в школу, мы ещё дети
и к нам нужен подход. А о каком подходе может идти речь, когда твоя первая учительница (которая должна быть примером) плохо к тебе относится только потому, что ты и твоя семья не имеют достатка. И ты эти унижения терпишь. Так и я терпела, но не у каждого ребёнка есть выдержка, как у меня.
• Были такие учителя, которые имели каких-то любимчиков, как правило, детей из состоятельных семей. Например, моя первая учительница выделяла только двух из класса,
а другим прямо говорила: «Вы тупые, вы ничего не можете» и т.п. А моей маме при мне сказала, что с меня толку не будет. Максимум на что я способна — это иметь в будущем троечный результат.
• Учителя не давали нам высказывать свои мысли, просто заставляли нас говорить то, что хотели слышать сами.
• Учительница не воспринимала детей низших социальных слоёв. Она их постоянно унижала, уделяла им мало времени, и если был какой-то праздник, они нигде не участвовали. Учительница выделяла для себя детей, чьи родители были более обеспечены. Класс разделился на две группы.
• Моя первая учительница относилась ко мне плохо, она оскорбляла меня на весь класс очень обидными словами, которыми впоследствии меня дразнили мои же одноклассники.
• Любовь учительницы к обсуждению учеников и их родителей убила в нашем классе всё уважение к ней.
• Когда моя учительница истории узнала, что я собираюсь поступать в педагогический институт на исторический факультет, то стала занижать мне оценки по этому предмету! Если я отвечала даже правильно, она сажает меня
и унижает: какой из меня учитель истории... Затем поднимает одноклассника. Он начинает говорить то же самое, а она отвечает ему: «Молодец, умница, «5!». И доказать ей что-то было очень трудно.
• Некоторые учителя могли свободно при всём классе унизить любого ученика. Однажды в от-
вет на унижения один наш ученик даже подрался с учителем физкультуры.
Об учительском коллективе
• Старое поколение учителей, в основном, плохо относилось к молодым учителям. В нашей школе было две группы учителей: молодые и пожилые. Между ними постоянные конфликты до сих пор. В учительской находиться было просто невозможно. Получив педагогическое образование, я ни за что не вернусь в свою школу. Там мне будет очень тяжко.
• Я не мог сидеть на уроках, особенно, когда их вели старые учителя, которые бормотали себе что-то под нос весь урок, и мы ничего не понимали. Я всё больше ненавидел этих учителей и их предметы.
• Были у нас учителя и молодые, но они мне не нравились, потому что им было без разницы, чем дети занимаются на уроке.
• Из-за нехватки людей некоторые педагоги вели по два предмета, а иногда
и больше. Некоторые учебные предметы не соответствовали их профилю. Один учитель вёл несколько предметов, часто не имея понятия, чему надо учить. До поступления в институт я считал, что так всё и должно быть.
• Учителя откровенно говорили, что не любят детей и свою профессию, просто надо где-то работать.
• Учительнице по химии как преподавателю можно было поставить все 10 баллов, а вот в человеческом отношении. Тут всё было туго.
Об уровне педагогическом культуры учителей
Учительница химии мало того, что каждый урок нам грубила, даже оскорбляла
очень неприятно. Так что вовсе не хотелось идти на химию. Половину урока она тратила на ругань, потом не успевала объяснить новый материал и давала его на дом для самостоятельного изучения.
• Также бывали случаи, когда учитель нецензурно выражался прямо на уроке. А иногда, бывало, поднимал руку на ученика. Бывали случаи, когда учитель уходил с урока
и просил нас «прикрыть его», если придёт завуч.
• Один учитель мог прийти в нетрезвом состоянии. Посидим урок просто так и всё.
А уволить его не могли, потому что кроме него этот предмет никто не знает.
• Некоторые учителя берут деньги за оценки. Иногда учитель сознательно требует невозможного, чтобы получить деньги. Наша учительница за хорошие оценки просила детей принести книги в школьную библиотеку или посылала нас в банк оплатить ей телефонные счета.
• Учителя могут прийти на урок с едой, дать задание и сесть кушать.
• Была у нас учительница по родному языку (табасаранскому). Она приходила, садилась на учительское место и ... давай краситься.
• Директора школы можно было увидеть идущим по парку с открытой бутылкой пива в руках, причём в рабочий день. Он испортил наш выпускной вечер тем, что выпил лишнего и стал проводить очень странные конкурсы.
• Вполне допустимым для многих учителей было обозвать ребёнка, унизить, оскорбить его при остальных ребятах. Некоторые учителя, сославшись на усталость, отпускали детей домой, не объяснив урока.
• Учитель физики на уроках неудачно острил, мог рассказать пошлый анекдот.
• Были такие учителя, которые могли нас обозвать, накричать, относились к нам презрительно. У одной учительницы на уроке мы просто сидели и считали, сколько раз она нас обзовёт. Другая обращала на себя наше внимание тем, что на уроке могла сидеть и чистить или точить ногти.
Грубость, наказания, рукоприкладство
• Из-за того, что я не поддержал мнение учительницы на уроке о Гражданской войне, она меня выгнала с урока и приказала больше не появляться. Эта же учительница однажды ударила одного мальчика по голове за то, что он не знал термина. Мальчик заплакал, а она мне ещё больше опротивела.
• Учительница математики всё время кричала. Выйдешь к доске отвечать
и если что-то не получается, она начинает кричать, и тогда вообще всё забываешь. Мы боялись у неё что-то переспросить.
• Учительница на глазах своих учеников рвала тетрадки с домашними работами, по причине того, что они были написаны
с ошибками. Дети плакали и переписывали всё заново.
• За небольшие нарушения дисциплины
в нашей школе многих учеников заставляли мыть туалеты и коридоры.
• Учительница часто заглядывала в тетрадку сидящего перед ней ученика, и, если ей что-то не нравилось, она могла ударить его указкой по рукам или
по голове.
• В моей школе учительница ИЗО толкнула мальчика ногой. Он получил сотрясение мозга. Потом оказалось, что у неё этот случай не единственный.
• Бывший директор школы (ныне учитель ОБЖ) избил ученика.
О руководстве
• Самая неприятная личность в нашей школе — это директор. Иногда он забывается и может накричать на человека чуть ли не вдвое старше себя. Может использовать не лучшую лексику по отношению к женщинам-преподавателям. Его главный педагогический принцип — это крик.
• Самым главным тираном в школе была директор. Многим она доставила неприятности, и некоторые родители забирали детей из школы.
• Наша директор Любовь. (отчество не помню, чему я крайне рада) представляла собой диктатора. У всех учителей, заходящих в её кабинет, «тряслись коленки» по понятным причинам: унижения, клевета и пр.
• Директор «выжила» из школы всех лучших учителей, оставив только тех, кем можно управлять.
• Директор не брал на работу свежие кадры. А если брал, то только своих родственников.
• Директор школой практически не занимался. Не потому что не хватало средств для её улучшения, а потому что у него были свои дела: он занимался выращиванием и продажей роз.
• Если дать общую оценку моей школе,
то школа была просто ужасной, серой, немой, глухой. Я бы не хотел в неё вернуться никогда в жизни.
Как видим, школьников беспокоят проблемы, связанные с уровнем квалификации учителей и характером их отношений с учащимися. Не ускользает из поля зрения детей и практика взаимоотношений, сложившаяся в самих учительских коллективах. Также подвергается критике и стиль управления школой, напрямую зависящий от личности руководителя, его педагогической и общей культуры. Всё это, к сожалению, находит своё подтверждение в материалах телевизионных передач, печатных изданий, интернет-ресурсов.
Не секрет, что положительных эмоций от контакта со школой уже давно никто не испыты-
вает: ни дети, ни родители, ни государство, ни общество в целом. Даже руководящие отраслью структуры вынуждены откровенно это признать.
Однако наша задача состояла не только в том, чтобы создать представление о состоянии школы глазами учащихся, но и попытаться выявить причины нынешнего положения дел, обозначить пути выхода из ситуации, в которой оказалась современная школа.
Многочисленные реформы образования на протяжении многих лет существенных улучшений, на наш взгляд, не принесли по той причине, что сфера образования функционирует и развивается по нелинейным законам. Следовательно, позитивные изменения в образовании могут происходить только под воздействием мотивов, имеющих для образования имманентный смысл. Это предполагает заинтересованность и прямое участие в осуществлении преобразований со стороны самих субъектов образовательного процесса — учителей, детей, родителей.
Именно по этой причине реформированные мероприятия последних лет не повлекли за собой позитивных изменений в качественной структуре личности учителя. Вместе с тем, стало очевидным, что при широком внедрении в систему образования информационных технологий роль учителя как главного действующего лица современной школы резко возросла. Ему предстоит отбирать содержание обучения, определять темп и траекторию развития учащихся, организовывать учебную и воспитательную деятельность в новых условиях. От учителя зависит не только качество обучения, но и эмоциональное благополучие школьников. Оно формируется под воздействием педагога в рамках устоявшейся атмосферы школы. Ещё В.В. Зеньковский относил этот процесс к главной и основной задаче педагогической деятельности. Известный педагог имел в виду создание условий, способствующих раскрытию,
расцвету эмоциональной жизни ребёнка. Теперь в условиях дефицита живого общения учителя и детей эта задача обрела актуальность. Ведь учитель, как и прежде, призван устанавливать связи ребёнка с окружающим миром, регулировать его отношения с родителями, сверстниками, со взрослыми. Поэтому, следуя давней традиции, общество продолжает предъявлять особые требования не только к профессиональным, но и личностным качествам учителя. Под влиянием идей К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других выдающихся педагогов в общественном сознании закрепилось отношение к учителю как к подвижнику, альтруисту, способному оказать ребёнку всестороннюю помощь и поддержку.
Между тем последние десятилетия развития российского образования отмечены явными признаками падения престижа учительской профессии, снижения статуса педагога. И к огромному сожалению уровень эрудиции и общей культуры многих учителей не вызывает былого восхищения у школьников.
Какие же факторы оказывают влияние на снижение статуса учительской профессии, ослабление внутреннего потенциала педагогической деятельности? Очевидно, что во многом это задаётся нынешними ценностями, запросами и предпочтениями учащихся и их родителей. Дети своим безразличным отношением к учению зачастую провоцируют учителей на беспринципную модель поведения. С одной стороны, это гарантирует учителю эмоциональную безопасность в агрессивной детской среде, но с другой, снижает уровень его авторитета в глазах учащихся. Такого учителя дети не уважают. Родители школьников также воздействуют на учителя, требуя от него активных педагогических действий, обусловленных ценностными установками и моральными предпочтениями конкретной семьи. Такая ситуация усугубляется тем, что в последнее время педагогическая деятельность стала именоваться не иначе, как «педагогическая услуга». Эта формулировка благополучно перекочевала из бю-
рократических документов в обыденный лексикон и открыто диктует учителю необходимость подстраиваться не только под требования противоречивых ведомственных инструкций, но и под запросы, а иногда и откровенные капризы «потребителей» услуг учеников и их родителей. Опасность такой ситуации в том, что из профессии, имеющей общегосударственное значение, учительство постепенно перемещается в сферу сервиса, где доминируют потребительские интересы.
Отсюда, на наш взгляд, и берёт начало формирование характерных профессионально-личностных качеств «учителя, готового услужить». Закрепляясь, эти качества отражаются в практике педагогической деятельности. Многие учителя со временем начинают чувствовать потребительское отношение детей и родителей к себе и по этой причине оставляют профессию. Другие обречённо продолжают педагогическую деятельность, в глубине души сознавая её исковерканность или довольствуясь плодами самообмана.
Немалая роль в формировании облика учителя отводится и органам управления образованием, а также различным надзорным ведомствам. Постоянные проверки, привлечение учителей к деятельности, не связанной с профессиональными обязанностями, отсутствие внимания к жизненным проблемам учительства, грубость по отношению к учителю со стороны начальства разных уровней — всё это сказалось на состоянии профессиональной моральной позиции учителя.
Вот и выходит, что объективная реальность в кадровой сфере образования соответствует известному выражению «мы имеем то, что имеем». Все хотят видеть в школе идеального учителя, совершенно не задумываясь о том, что условий для его появления и взращивания в нынешних обстоятельствах просто нет. По изложенным здесь причинам пополнение школы молодыми специалистами практически отсутствует. Редко кто из выпускников
педагогических вузов задерживается в школе более двух-трёх лет, пока не определится с трудоустройством в другом, более престижном месте. Прошло то время, когда почти 100% выпускников педагогических вузов шли работать в школы. Тогда их привлекали достойная зарплата, социальные гарантии, положение в обществе.
Сегодня студенты откровенно признаются в том, что, получив диплом о высшем образовании, работать учителями они не будут. Девушки надеются на удачное замужество, юноши стремятся «откосить от армии». Следовательно, решать задачи модернизации образования предстоит людям среднего и старшего возраста.
По данным Минобрнауки, 29% учителей имеют возраст от 50 до 59 лет, старше 60 лет — 11%. А это означает, что 40% учителей (почти половина всего кадрового корпуса!) находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте. Устойчивый характер приобрела и феминизация педагогических кадров: 85% российских учителей — женщины, и помимо профессиональных обязанностей, вынуждены преодолевать огромный пласт семейных проблем, отягощённых деструктивными особенностями современной экономической ситуации. Безусловно, они имеют определённый опыт в педагогической деятельности, но разрабатывать инновационные проекты и осваивать современные методы обучения им просто не под силу, да и некогда.
Определённых энергетических затрат со стороны учителя требует и организация коммуникативных связей с социумом. В современной школе их просто нет. Между тем престиж учительской профессии всегда основывался на готовности учителя выступать в качестве звена социальных контактов. Чем шире их сфера, тем привлекательнее личность учителя, тем ярче и разнообразнее арсенал средств, которые он может использовать не только для преподавания своего предмета, но и для управления педагогической ситуацией в целом. Практика показывает, что установление коммуникативных связей независимо от содержания образования и технологий обучения может существенно повысить авторитет учителя в обществе, приблизить его к учащимся и родителям.
Это показал и анализ суждений наших респондентов. Многие из них рассматривают способность к общению в качестве основного профессионального средства современного учителя. Сегодня оно должно стать стратегически необходимым. В противном случае дистанция взаимного отчуждения детей, учителей и родителей будет нарастать, обостряя и без того сложные противоречия и конфликты.
Что касается причин низкого уровня преподавания, о котором свидетельствуют ответы учеников при опросе, то, на наш взгляд, они коренятся в следующем. Во-первых, количество часов, отведённых на изучение педагогических дисциплин в гуманитарных вузах, в том числе педагогических, неуклонно сокращается. Поэтому даже те, кто идёт в педагогический вуз по призванию, не могут овладеть профессиональными знаниями и умениями в полном объёме. Во-вторых, сроки прохождения педагогической практики студентами педагогического вуза таковы, что за отведённое в учебном расписании время будущий учитель успевает столкнуться только с негативными сторонами жизни современной школы, поскольку они высвечиваются прежде всего. А вот почувствовать глубину педагогической деятельности, окунуться в реальные проблемы единого школьного организма, «примерить» регламент организации педагогического процесса практически не удаётся. Не удаётся и по-настоящему пообщаться с ребятами, проникнуться их интересами, вовлечь их в совместную деятельность. Отсюда первые ростки неудовлетворённости выбранной профессией, зарождение неуверенности в своих способностях.
К числу причин недостаточного уровня преподавания относится и тот факт, что современные образовательные стандарты предполагают обучение подростков тому, чему нынешние учителя в свои студенческие годы не обучались. Источники информации, доступные детям,
часто не попадают во внимание учителя или откровенно им игнорируются. Казалось бы, ситуация легко поправима с помощью программ повышения квалификации учителей. Однако существующая практика показывает, что курсы повышения квалификации в силу краткосрочности предлагают слушателям лишь самые общие сведения об актуальных проблемах образования, изменениях в содержании образования и новых педагогических технологиях.
Со временем уровень квалификации учителя будет определяться пониманием изменений, которые происходят в информационных технологиях. Сегодня актуализируются разработки моделей образования в социальных сетях, где привычные представления о классе и школе трансформируются в социальные группы. Это предполагает широкое информирование участников образовательного процесса с учебными планами, рабочими программами, педагогическими концепциями, размещёнными в электронной среде.
Что же касается оздоровления микроклимата в педагогических коллективах, то для руководителя школы — это первостепенная задача. Эффективность её решения — в развитии позитивных контактов между руководством школы и учителями. В основе безразличия учителя к своей работе лежит отчуждение руководителя школы от личностных проблем своих коллег. Ещё одна причина нынешних проблем в управлении школой связана с реформированием образования в 80—90-х годах. Тогда поощрялось назначение директорами школ рабочих, профсоюзных деятелей,
комсомольских функционеров. Такая мера не могла не оставить следа — увеличила отрыв от традиций гуманного управления школой, коллективом.
Так что за недостатки современной российской школы нельзя всю вину возлагать на учителя. Причины нынешнего неблагополучия школы кроются и в факторах внешнего свойства — недостаточное финансирование, отсутствие внимания к педагогическим проблемам и неуважение к тем, кто трудится в отрасли. А главное — отсутствие государственной идеологии, утрата нравственных ориентиров, господство двойных стандартов и социальная несправедливость. Всё это условия, в которых живут учителя и их ученики. Сила воздействия внешних факторов на состояние школьного дела неоспорима.
И всё же, несмотря на социальные трудности, профессия учителя не теряет своей значимости и творческого характера. Это и притягивает к ней неординарных, мыслящих и небезразличных молодых людей. Притяжение будет сохраняться до тех пор, пока будет существовать потребность в передаче знаний. Об этом свидетельствует суждение одного из наших респондентов, принявших участие в исследовании. «.Педагогом я решила стать, наверное, благодаря своей школе. Нет, не потому что так хорошо мне было там. А потому, что хочу доказать: не все учителя такие, какие были в моей школе.» Пока есть такие люди, есть и надежда на то, что через очередные двенадцать лет оценка учителя глазами школьников станет неизмеримо выше. НО