Научная статья на тему 'Учитель глазами школьников (по итогам конкурса сочинений)'

Учитель глазами школьников (по итогам конкурса сочинений) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2170
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРС ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балакирева Эльфрида Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учитель глазами школьников (по итогам конкурса сочинений)»

хода реализуется формирование целостного знания о мире культуры как сложном и многоаспектном мире человека. Сложность и разветвленность современного научного знания ведет к изоляции его различных направлений, специализация создает мир замкнутых внутри себя научных общностей. Преодолеть эту изоляцию различных научных направлений возможно за счет универсальности культурологического подхода.

Э. В. Балакирева,

профессор кафедры педагогики

УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ШКОЛЬНИКОВ (по итогам конкурса сочинений)

На Педагогической ассамблее, посвященной открытию Года учителя в России, Д. Медведев подчеркнул высокую степень уважения со стороны государства и общества к благородному учительскому труду. Глава государства выразил надежду, что 2010-й станет годом начала серьезной модернизации отечественного образования, годом позитивных перемен. В преддверии Года учителя Д. Медведев утвердил образовательную инициативу «Наша новая школа».

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями, понимающие особенности развития школьников, являющиеся также профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность современной школы.

В минувшем году в рамках Года учителя в Российской Федерации Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена провел Всероссийский конкурс сочинений школьников «Хочу быть учителем!». Целью проведения конкурса было предоставить возможность творческой талантливой молодежи, ориентированной на профессию учителя, выразить свое отношение к учителю, его труду, привлечь внимание широкой общественности к этой профессии. В конкурсе приняли участие учащиеся 8—11-х классов общеобразовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев, школ-интернатов. Конкурс проходил в течение двух месяцев (с 20 января по 20 марта 2010 г.). На конкурс прислали свои сочинения свыше 400 школьников со всей России.

Конкурс проводился по номинациям: «Учитель в кино», «Учитель в художественных произведениях», «Учитель в моей жизни», «Учитель — профессия будущего». Участникам конкурса предлагалось, исходя из своих представлений об образе учителя в кино, художественной литературе, жизни, написать сочинение об особенностях профессии учителя, о том, кто может быть учителем, образ какого учителя оказал влияние на их выбор.

Вот какие мнения о конкурсных сочинениях школьников высказывали независимые эксперты кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена [1].

Т. Г. Галактионова (номинация «Учитель в кино»). В основе фильмов, которые увидели и описали наши юные авторы, — образ учителя. Какое счастье, что есть такие фильмы, где режиссер и актеры стремятся показать то лучшее, что есть в учительской профессии. Как осторожно и бережно подходят они к внутреннему миру педагога. С каким

уважением рассказывают об учительском труде. Мне кажется, что в детстве этим людям очень повезло, и они сохранили и пронесли по жизни благодарность своим учителям и выразили это посредством кино — самого массового из искусств.

Мы знаем другие ситуации, когда авторы фильма с большим упоением и самолюбованием смакуют грязь, пороки, нищету и убожество, которые, по их мнению, характеризуют школу. На этих людей не стоит обижаться — их можно просто глубоко пожалеть. Это значит, что мимо них в жизни прошло что-то очень важное, им не хватило доброты, им просто не повезло с учителями. Обиды детства трудно забыть и простить.

Авторы, чьи работы представлены в этом разделе, — счастливые люди. Во-первых, в нужный момент рядом с ними оказались умные, чуткие учителя, которые наполнили их детство смыслом и праздником. А во-вторых, авторы сочинений сами оказались очень талантливыми людьми.

Т. Г. Галактионова (номинация «Учитель в художественной литературе»). Эта номинация позволила не только увидеть самые разные образы Учителей, оживших на страницах книг, но и встретиться с вдумчивыми и очень талантливыми Читателями.

Потому что именно такие читатели могут понять и прочувствовать образ героини рассказа В. Распутина «Уроки французского»; разделить тревоги и переживания героев Ч. Айтматова «Первый учитель» и В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»; восхищаться самоотверженностью «Песчаной учительницы» Н. Платонова; и вместе с Николенькой (автобиографическая повесть «Детство» Л. Н. Толстого) с нежностью к старому учителю прошептать «Милый Карл Иванович!».

Перечитывая вместе с вами любимые книги юности, мы снова проникаемся глубокой симпатией и уважением к учителю Кораблеву («Два капитана» В. Каверина), чувствуем боль и отчаяние от того, что происходит в жизни Елены Сергеевны (пьеса Л. Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна»).

Как важно, что современных молодых читателей по-прежнему волнует и вдохновляет «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко.

Интересно, что галерея выбранных образов настолько богата и разнопланова, что в ней по соседству оказываются «Человек в футляре» А. П. Чехова и герои А. Лиханова «Благие намерения», А. Алексина «Безумная Евдокия», Ю. М. Полякова «Работа над ошибками», В. Быкова «Обелиск», Г. Полонского «Ключ без права передачи» и многие, многие другие.

К сожалению, в этом списке практически нет произведений новейшей литературы. Почему? Возможно, их в самом деле не так уж и много, книг, где есть учителя, которыми хочется восхищаться; современных произведений, где образ педагога представлен на той нравственной и человеческой высоте, на которой он обязательно должен быть, чтобы такому Учителю хотелось и подражать, и восхищаться.

Хочется верить, такие книги обязательно появятся, и их напишут наши юные авторы сочинений, подающие большие надежды. До встречи на страницах новых книг!

Н. В. Седова (номинация «Учитель в моей жизни»). В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания (К. Д. Ушинский).

По сути своей эту удивительную, такую понятную и важную мысль великого педагога, учителя русских учителей, Константина Дмитриевича Ушинского, отразил в своем сочи-

нении каждый школьник, кто раскрывал тему «Учитель в моей жизни». Сколько переживаний в воспоминаниях, сколько замечательных образов, незабываемых слов сказано об учителях, людях разного возраста, разных характеров, разных национальностей, которые работают в крупных городах и маленьких деревнях, на юге или на севере, на востоке или на западе. Посмотрите на карту России, откуда пришли сочинения, и вы возгордитесь, что необыкновенные, талантливые учителя, к которым тянутся и доверяют, которых любят и помнят дети, живут повсюду.

И вдруг отчетливо осознаешь, что сочинений об учителях не так и много. А о них нужно помнить и не только в дни праздников, о них надо писать книги, сочинять стихи и музыку, им нужно ставить памятники, посвящать свои открытия. Своим талантом, преданностью, верой в учеников, они заслуживают это. Учителя помогают нам в собственном создании — во втором рождении, побуждают любить и беречь человека, природу, окружающий мир. Эта любовь может стать нравственной основой созидательной человеческой деятельности в различных сферах жизни.

Поэтому так проникновенно звучат слова школьников о школьных учителях, о родителях и тех взрослых, которые являются нашими учителями.

Авторы сочинений, представленных в этом разделе, сами необыкновенно талантливы, они умеют понять, объективно оценить и очень образно, ярко рассказать о своих учителях.

И. Э. Кондракова (номинация «Учитель — профессия будущего»). Учитель! Это призвание, особая миссия на Земле? Или учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Профессия интересная, благородная, творческая, но самая ответственная и сложная. В педагоге сочетаются те черты души и характера, которые распределяются Богом не каждому человеку. Доброта, чуткость, терпение, творчество и огромное любящее сердце — и это далеко не все качества, присущие настоящему учителю.

Имеются ли противопоказания к выбору профессии учителя? Да, не каждый способен стать учителем в быстро меняющемся мире. И вместе с тем, являясь одной из древнейших, эта профессия остается востребованной и по сей день, полагают авторы работ, представленных в этой номинации.

Каким он будет, завтрашний день современного учителя? Что поможет реально изменить? Что могу сделать я? На что я могу повлиять и каким образом? Об этом и рассуждают ребята в своих сочинениях.

Жанр сочинения был выбран не случайно. Школьное сочинение школьное — это учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста. В то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. В этом смысле сочинение — творческая работа и средство воспитания, формирования личности школьника, его общественной активности. Сочинения отличаются большим разнообразием, они классифицируется по характеру материала и по тематике — на литературные темы, на основе жизненного опыта, по картинам и пр.

Жанр сочинения как раз и предполагает возможность творчества, самовыражения. В конкурсе чрезвычайно важно было оценить чувства, впечатления, ощущения, размышления на тему: «Хочу быть учителем!» Творческий характер конкурсной работы был одним из самых значимых критериев отбора лучших работ школьников.

Педагогическая наука сегодня располагает богатым потенциалом различных исследовательских методов. Один из таких методов — метод изучения продуктов деятельности

был использован нами при анализе сочинений школьников на тему «Хочу быть учителем!». Этот метод относится к группе эмпирических методов исследования. Он позволяет судить о достигнутом уровне творческой деятельности и о самом процессе выполнения сочинения.

Лучшие сочинения школьников оценивались методом экспертных оценок. В соответствие с требованиями экспертного оценивания были тщательно подобраны эксперты — специалисты, знающие исследуемые вопросы и способные к объективной оценке результатов творческой деятельности школьников. Для проведения процедуры оценивания сочинений экспертам была предложена примерная система оценок (в баллах), снабженная пояснениями о том, за что выставляется тот или иной балл.

Оценить конкурсные сочинения было непросто. Обычные критерии оценивания сочинения на литературную тему или критерии оценки сочинения-рассуждения на основе исходного текста части «С» Единого государственного экзамен (ЕГЭ) в большинстве случаев не подходили. Поэтому конкурсной комиссией были выработаны специальные критерии, на основе которых были проведены оценка всех работ и отбор лучших сочинений по отдельным номинациям: «Учитель в кино», «Учитель в художественной литературе», «Учитель в моей жизни» «Учитель — профессия будущего».

Выбирая лучшие работы, члены конкурсной комиссии в первую очередь обращали внимание на соответствие содержания сочинения теме, на глубину раскрытия темы. Формулировка конкурсной номинации должна была подтолкнуть автора сочинения к размышлениям, направить его мысли в нужное русло.

Если в работе раскрывался образ учителя в литературе, то учитывалось знание текста анализируемых произведений, уместность и точность цитат. Если автор выбрал номинацию «Учитель в кино», то должен был показать знание содержания фильмов, позиции режиссера, особенностей актерской работы. Сочинения, посвященные теме: «Учитель в моей жизни», рассматривались с позиций оригинальности содержания, творческого характера, эмоциональной насыщенности. В сочинениях на тему «Учитель — профессия будущего» оценивалось умение автора выразить свое отношение к труду учителя, свою позицию по отношению к профессии учителя, свои профессиональные намерения при выборе дальнейшего пути в образовании.

Все конкурсные работы оценивались с точки зрения их самостоятельности: самостоятельности оценок, суждений. Важнейшим критерием отбора было наличие в конкурсных работах ярко выраженной авторской позиции, авторского отношения к образу учителя в литературе или в кино, к профессии «учитель», к конкретным учителям, оставившим значимый след в жизни.

Рассматривалась также логика конкурсной работы: ее связность и последовательность. Значительное внимание комиссия уделила оценке языкового оформления работы: богатству словаря, точности и яркости словоупотребления, уместности выбора стилевой тональности сочинения; обращала серьезное внимание на грамотность присланных работ с точки зрения соблюдения в них норм литературного языка, отсутствия в тексте ошибок: речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных.

Эксперты судили о степени инициативы и творчества при написании сочинения. Полученные экспертами представления о творческих возможностях и переживаниях авторов сочинений давали им основание для осмысления взаимосвязи всех критериев оценки. Наличие совпадающих оценок большинства экспертов, дает возможность полагать, что оценка сочинения была достаточно объективной.

Сочинение как продукт деятельности школьника может представлять интерес для исследователей с точки зрения, например, выявления обобщенного образа учителя у школьников. Анализ сочинений в номинации «Учитель в кино» и «Учитель в художественной литературе» показал, что сегодня мир кино и художественной литературы недостаточно богат для знакомства школьников с учителем как человеком и личностью. Ребята в своих сочинениях обращаются к одним и тем же источникам, которые были признаны еще в советское время. Напрашивается вывод, что внимание общественности, представителей культуры и искусства к учителю как личности, представителю уникальной профессии явно недостаточно.

Анализ сочинений школьников в номинации «Учитель в моей жизни» показывает, что главное качество личности учителя — это человечность! Не зависимо от предмета, который преподает учитель, он должен обладать качествами человека умного, терпеливого, доброго, увлеченного, интересного для других, человека, воспринимающего ученика таким, каков он есть, не стремясь переделывать на свой лад. Не забывать мудрую мысль «Учитель и ученик растут вместе».

Анализ сочинений школьников в номинации «Учитель — профессия будущего» демонстрирует, что профессия учителя у школьников имеет достаточно высокий ранг. Они очень эмоционально выражают свое отношение к труду Учителя, подчеркивая социальную значимость профессии, благородство и самоотверженность учителей.

Вместе с тем ребята отмечают негативные факты, которые затрудняют выбор профессии учителя как своего профессионального будущего. Среди этих факторов они называют: низкую заработную плату, сложности труда учителя, необходимость выстраивать отношения с большим количеством разных людей (администрация, родители, ученики), очень высокие требования к личности учителя.

Таким образом, конкурсные сочинения школьников — это богатый источник педагогических исследований, результаты которых могут стать основой выявления лучших сочинений; разработки стратегий воспитания, обучения и развития личности школьника; а также поводом для дальнейших исследований.

Проведенный конкурс сочинений школьников нашей страны позволил еще раз увидеть непреходящую значимость профессии учителя, как для самого учителя, так и для тех, с кем он взаимодействует. В первую очередь, это его ученики и их родители. Сочинения школьников убедительно доказывают поистине стратегическую мысль Н. Н. Моисеева, который несколько лет назад писал, что человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Создавать их будет учитель. Тот, кто передает эстафету знаний и культуры, превращается в центральную фигуру общества, центральный персонаж разворачивающейся человеческой драмы [2].

Сочинения, которые написали и прислали школьники на конкурс, ярко описывают личность учителя. Многие из них воспринимают профессию учителя, по словам Яна Амоса Коменского, как самую прекрасную под солнцем, поскольку, деятельность учителя способствует тому, чтобы меньше было мрака, смятения и разлада, а больше света, порядка, мира и спокойствия.

Победителями и призерами Всероссийского конкурса сочинений школьников стали 89 учащихся школ из самых разных уголков России. Все они были награждены дипломами и книгой лучших сочинений школьников России «Хочу быть учителем!»

На подведении итогов Педагогической ассамблеи в РГПУ им. А. И. Герцена свое выступление А. П. Тряпицына завершила Клятвой учителя [3]. Она сказала слова, которые

должны быть адресованы, в первую очередь, молодежи — старшеклассникам и выпускникам школы, доказавшими в своих сочинениях личностную позицию «Хочу быть учителем!» и стоящими на пороге выбора профессии:

Я — учитель, значит, буду стремиться открыть ученику путь к познанию мира таким, каков он есть, не оставлю его в познании без надежды, буду учить его служить истине и терпимости к заблуждениям, развивать его врожденные способности во благо его самого, во благо окружающих людей, во благо мира.

Я — учитель, значит буду стремиться быть примером для ребенка и показать ему, как можно преодолеть собственные слабости, бороться с искушениями и трудностями.

Я — учитель, значит буду стремиться работать так, чтобы оставить грядущим поколениям мир, в котором стоило бы жить!

Результаты конкурса сочинений школьников позволили сделать вывод о необходимости постоянного внимания и заботы со стороны государства и общества к учителю, проведения широкомасштабных фундаментальных исследований философов, психологов, социологов, экономистов, политологов о личностных и профессиональных проблемах учителя и учительства.

Примечания

1. Хочу быть учителем! Лучшие сочинения школьников России // Сборник материалов Всероссийского конкурса сочинений школьников / Под ред. Э. В. Балакиревой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010.

2. Моисеев Н. Н. Время определять национальные цели. М., 1997. Т. 3.

3. Тряпицына А. П. Новая школа и новый учитель: обобщение результатов работы дискуссионных площадок Педагогической ассамблеи: выступление на заключительном пленарном заседании Педагогической ассамблеи, 22 января 2010 г. // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2010, ART 1377. Cro., 2010 г. http://www. emissia. org/ offline/2010/1377. htm. Гос. рег. 0421000031. ISSN 1997—8588. — [дата обращения 5. 01. 2011]/

ОБЪЯВЛЕНИЕ

О КОНКУРСНОМ ОТБОРЕ НА ДОЛЖНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

объявляет

Конкурсный отбор на замещение должностей на контрактной основе: Ассистентов кафедр:

второго иностранного языка (2 по 0,25 ставки); гуманитарных дисциплин Выборгского филиала (0,5 ставки); методов психологического познания (0,25 ставки); педагогики (0,5 ставки); психологии и психофизиологии ребенка (0,5 ставки).

Срок подачи документов — месяц со дня опубликования объявления. Адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А. И. Герцена, отдел ученого секретаря университета. Телефон: 571-29-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.