Научная статья на тему 'Учетно-аналитическое обеспечение управления затратами в управленческом учете и аудите'

Учетно-аналитическое обеспечение управления затратами в управленческом учете и аудите Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
583
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / РАБОЧИЙ ДОКУМЕНТ / ОТЧЕТНОСТЬ / ЗАТРАТЫ / РАСХОДЫ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / КАЛЬКУЛЯЦИЯ / МЕТОДЫ УЧЕТА ЗАТРАТ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ / ЭЛЕМЕНТЫ / СТАТЬИ ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова И.С.

Статья посвящена проблемным вопросам учетно-аналитического обеспечения управления затратами в управленческом учете и аудите. Автором приводятся предложения по формированию рабочих документов аудитора при применении аналитических процедур в управлении затратами, формированию форм управленческой отчетности по вариантам учета себестоимости экономического субъекта по статьям и элементам затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учетно-аналитическое обеспечение управления затратами в управленческом учете и аудите»

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК657.6

УЧЕТНО-АНАЯИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ И АУДИТЕ

И. С. ЕГОРОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: eis-09@mail. ru Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации

Статья посвящена проблемным вопросам учет-но-аналитического обеспечения управления затратами в управленческом учете и аудите.

Автором приводятся предложения по формированию рабочих документов аудитора при применении аналитических процедур в управлении затратами, формированию форм управленческой отчетности по вариантам учета себестоимости экономического субъекта по статьям и элементам затрат.

Ключевые слова: аудит, управленческий учет, рабочий документ, отчетность, затраты, расходы, себестоимость, калькуляция, методы учета затрат, аналитические процедуры, элементы, статьи затрат.

Важным показателем, характеризующим работу экономических субъектов, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят их финансовое состояние и результаты деятельности. Минимизация затрат на производство и реализацию продукции является одним из путей максимизация прибыли — первостепенной задачи любого производителя в условиях рынка.

Создание целостной, эффективной и гибкой системы управления себестоимостью включает

осуществление таких наиболее общих функций, как планирование, организация, координация, стимулирование, учет, анализ и контроль.

Формирование достоверного и рационального потока информации о произведенных экономическим субъектом затратах решается первоначально в рамках применения функций учета и контроля, а выявление резервов снижения себестоимости и их количественная оценка — при помощи функции анализа.

В статье автором предпринята попытка проиллюстрировать взаимосвязь данных функций управления (см. рисунок) и ее практическое приложение в рамках формирования рабочей документации аудитора и отчетов бухгалтера-аналитика по учету и контролю за затратами.

В настоящее время достаточно малоизученным как в теоретическом, так и в практическом плане является применение аналитических процедур в аудите. Применение аналитических процедур в той либо иной степени регламентировано следующими стандартами аудита: • Правилом (стандартом) № 5 «Аудиторские доказательства»;

• Правилом (стандартом) № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»;

• Правилом (стандартом) № 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»;

• Правилом (стандартом) № 20 «Аналитические процедуры»;

• Правилом (стандартом) № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Проблемы в использовании данных стандартов в аудиторской деятельности заключаются в отсутствии примерных рабочих документов в приложениях к стандартам, в том числе с применением аналитических процедур.

В отчете по контролю качества аудита (в котором представлены обобщенные сведения о состоянии системы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в Российской Федерации в 2010 г.), опубликованном

Функции управления

Формирование аналитической информации о затратах в постатейном разрезе

Учет Контроль

1 г 1 г г

Финансовый Управленче- Внешний Внутренний

учет ский учет аудит аудит

Формирование аналитической информации о затратах в поэлементном разрезе

Применение счетов 20-29

Аналитические процедуры на этапе планирования

Аналитические процедуры при проверке по существу

Применение счетов 30-39

Анализ дина- Факторный

мики затрат анализ

затрат

1

Формирование выводов

Предоставление отчетов и рабочих документов менеджменту экономического субъекта для принятия эффективных управленческих решений

Модель формирования управленческих решений посредством применения аналитических процедур в управленческом учете и аудите

Департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, одним из часто встречающихся нарушений в осуществлении аудиторской деятельности является низкое качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторских файлов согласно Правилу (стандарту) № 2 «Документирование аудита» (ПСАД № 2).

Данный отчет дает достаточно объективную характеристику положения дел в аудите, так как составлен на основе представляемых ежегодно в Минфин России отчетов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и саморегулируемых организаций аудиторов. При подготовке данного отчета также использованы:

— законодательные и иные нормативные правовые акты в области регулирования аудиторской деятельности;

— результаты анализа материалов проведенных в 2010 г. внешних проверок качества работы;

— экспертные оценки и мнения по вопросу организации и осуществления внешнего контроля качества работы;

— материалы обсуждений по данному вопросу на заседаниях Совета по аудиторской деятельности при Минфине России.

В этой связи в данной статье автором предлагаются различные варианты рабочих документов аудитора на примере аудита затрат.

Так, в аудите (как внешнем, так и внутреннем) при применении аналитических процедур исходную информацию и результаты оценки затрат, по мнению автора, можно представить в рабочих документах аудитора, сформированных в соответствии с ПСАД № 2 при классификации их по элементам и статьям калькуляции.

По мнению автора, аудиторы могут пользоваться классификацией по экономическим элементам для определения объемов используемых экономическим

X

субъектом материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всю производственно-хозяйственную деятельность независимо от их назначения и использования. При этом каждый элемент затрат объединяет однородные по экономическому содержанию затраты, которые не могут быть разложены на составные части и рассчитываются независимо от того, где они произведены.

Классификацию затрат по калькуляционным статьям аудиторы могут использовать при анализе калькуляций, позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг.

Предлагаемые нами примерные формы рабочих документов, представленные на примере условной организации ЗАО «Спектр», составлены с учетом классификации затрат по экономическому содержанию в поэлементном и постатейном разрезе (форма 1).

Аудитору следует учитывать, что в рабочих документах обязательно должны присутствовать результаты применения аналитических процедур в оценке затрат и их интерпретация в виде выводов. Кроме того, аудитор должен отразить тенденции и возможности повышения эффективности производства за счет резервов снижения себестоимости продукции.

Аналогично можно провести анализ плановой себестоимости по статьям затрат в динамике.

На производственном предприятии наибольший удельный вес занимают материальные

в

н «

а

м =

5

г «

в я

ч

о X

ч «

в

<

а а

0

н

5 й

н «

В 2

5 <и

1 ^

6 о О В

ч «

о н

!т> *

Е *

О ю

Я и

а о

я к

л §

Л «

т

К В

« г

2 5

<я ш

ч ч <и

а С

-

и

о

о

гч

00

о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гч

Л

м

и

?

Л

Я

я

ч

ва

А

Н

в

и

V

О

^

со

в

в

в

к

1

А л

'X

л

н

в

и

*

и

ч

п

о

в

в

в

в

■А

ч

о

&

в

о а

¡5 н

о и ч

о о в

^ гл

о В

в

л

а в

-

Ч 3

О

и о

о • л

и ^ м В

& о Ч

^ & и В ::

и :=

Я

Й -

о я и К & и И

О

Л &

Я И

-

о о

£ « £ 2 8 °

з

О 1С

а

о

-

ос о о , ^

£ «

5 ° 8 °

Ч с^

О & а

и -

-

о

о

-

о о

-

ос о о

! « Й

ю Н а

ф 3

! ^ « Й

! ^ « Й

£

в в

■в ,Г

5 I

£ в

Я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ а

и ^

=

о

о Ч

т

3 3

¥

?

X

« н

й О

К О

^ §

о Н

К о

¡2 &

ьй О

К о

О й £ ^

и а й ^ § 3

Ж ^

£ о

§ *

^ 3

О

к У

I

8 ^ о О о

-о ^

§

§ и

I I

В 4

I *

ад к

а

и ^

И

¡1 *

ъ а

й ад

-О -о

¡5 3

§ о

§ §

с *

£ ад а

¡3 ®

I *

£ чо а

3 чо

£ *

«о

£ ^

5: «о

у ^ а чо

г= ^

й о

^ $

о ^

^ о

о ^

а ^

^ 3

о ^

С, "О й о

а ад ^ §

К

»а

о о

л ^

а ¡ъ

53 «о

!>Г

а Е!5

а

й

£ а

50 ^

а *

50

о

а а

-о ^

^ I

^ а

§ -о а а о -о

I ^

^ и

» а

к; ?

о

ад §

^ 3

? й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ а

5 «

а 5о

£ I

о 2

а

«

а

00

гп

*

Ь

<

X

>

■О

О Ь х сг

СП

<

X

-1

>

ь ч

гп

■О

г>

<

Л ГП

Ана пп фактической себестоимости продукции ЗАО «Спектр» по статьям пи рат в динамике ш 2008- —2010 гг.

Расходы ш период, Отклонение («+», «—»), Темп прироста,

Статья затрат тыс. руб. тыс. руб. («+», «- -»), %

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2009 г. 2010г. 2009 г. 2010г.

от 2008 г. от 2009 г. к 2008 г. к 2009 г.

Прямые расходы, всего 22 005 32 872 47 910 +10 867 +15 038 +49 +46

В том числе:

— материалы 15 881 24 466 35 145 +8 585 +10 679 +54 +44

— основная заработная плата работников 4 022 5 839 8 644 +1 817 +2 805 +45 +48

— отчисления на социальные нужды от основной 1 608 1 897 2 593 +289 +696 +18 +37

зарплаты работников

— отпускные расходы работников с отчислениями 289 425 564 +136 +139 +47 +33

на соц. нужды

— дополнительная зарплата работников 205 245 964 +40 +719 +20 +293

с отчислениями на соц. нужды

Накладные расходы, всего 6 298 7 492 11 526 +1194 +4034 +19 +54

В том числе:

— заработная плата административно-управленчес- 1 295 1 716 2 170 +421 +454 +32 +26

кош персонала с отчислениями на социальные нужды

— дополнительная заработная плата административ- 66 244 478 +178 +234 +269 +96

но-управленческого персонала с отчислениями

на социальные нужды

— отпускные административно-управленческого 105 160 232 +55 +72 +52 +45

персонала с отчислениями на социальные нужды

— командировочные расходы административно-уп- 75 62 65 —13 +3 —17 +5

равленческош персонала

— почтово-телеграфные и телефонные расходы 105 132 193 +27 +61 +25 +46

— расходы на канцелярские принадлежности 33 59 91 +26 +32 +78 +54

— расходы на содержание административного здания 204 209 696 +5 +487 +2 +233

— содержание легкового транспорта 537 786 729 +249 —57 +46 —7

— текущий ремонт — — 667 — +667 — —

— расходы на охрану труда и технику безопасности 86 105 107 +19 +2 +22 +2

— ремонт бытовых помещений 55 17 6 —38 —11 —69 —65

— командировочные расходы работников 133 6 1 —127 —5 —95 —83

— аудиторские услуги 30 15 45 —15 +30 —50 +200

— прочие расходы на организацию и производство 417 197 693 —220 +496 —53 +252

работ

— амортизация нематериальных активов 5 9 44 +4 +35 +80 +389

— расходы, связанные с разъездным характером 42 45 12 +3 —33 +7 —73

работ

I

■и

п *

ш £

За

А »

Й а

О" X

о п н

О"

о

ю о

41

N

о

N

£ %

о

н

' а

- О

■Я

|

и Й 0-

о о

ё з

ж 2 ° § Й N а

-

-

3 §

О ^ ^ -

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

- ОС

О о

® ч ^ -

I

-

о

о

-

о о

-

ос о о

3

м (Я

■г

н

и

а к

а §

а к

к

8 ^

к

0

си §

и ^

у

к

ад

1

8

и о

Й а ж

£

<4 <

§ й а

у

^ -о

о

а а

ад \о

I ?

V© о

й

! §

5 о

8

ж

ад у

¡5

§

£

>а ад

§ о

2 а

-о 5о

Ц

я §

§ I

а ^

I ^

и

о

^ г

а о

к Й

¡2 § §

* «

й | я 8 к 2

ад 5

00 -о

съ а

^ а

о §

э а

а к

к §

а а

ж а

«о О

& 3

® а

К ад

00 * ^

Й о

~ б §

а « а ^

о о к к

о

I

0 ¡3

к I

1 ^

§ к

& о

I §

¡5 £

У °

О си

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ О

2 50

? О •0

! §

I *

« а

а -

ад -о

£ а

ад

8 а

ч о

2 8

у

а о

50

- о «О

а ^

а а о а

й с

&

0 Я

1

затраты, поэтому анализу управления ими придается большое значение. Используя плановые и фактические данные ЗАО «Спектр» по себестоимости производства по статьям затрат за 2008—2010 гг., аудитор может проанализировать рациональное использование материалов через материалоотдачу. Для данных за 2008—2010 гг. можно рекомендовать рабочий документ по форме 2.

Для выяснения причин отклонения показателей аудиторы, по мнению автора, не должны ограничиваться только лишь сравнительным анализом. Рекомендуется проводить углубление анализа затрат проведением факторного анализа. При этом необходимо тщательно проанализировать структуру факторной модели общих затрат.

Так, общая сумма затрат (Зобщ) может измениться из-за:

1) объема выпуска продукции в целом по предприятию (^ВПобщ);

2) ее структуры (У^);

3) уровня переменных затрат на единицу продукции (В.);

4) суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А).

Предлагаемая форма рабочего документа аудитора «Факторный анализ общей суммы затрат экономического субъекта» представлена в форме 3.

Перечень предложенных рабочих документов в рамках применения аналитических процедур позволит повысить качество проведения аудита, поскольку в соответствии с Правилом (стандартом) № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» качество зависит от соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации и профессиональных стандартов аудиторской деятельности.

Помимо системы контроля для современных предприятий велико значение системы бухгалтерского управленческого учета, который позволяет не только соизмерять произведенные затраты с полученными доходами, но и вести активный поиск эффективного использования вложенных денежных средств.

Формирование потока информации о деятельности экономического субъекта в уп-

Форма 2

Предлагаемая форма рабочего документа аудитора «Анализ материальных затрат экономического субъекта»

Наименование аудируемого лица: ЗАО «Спектр».

Проверяемый период: 11.02.2011—25.02.2011.

Определение показателя материалоотдачи ЗАО «Спектр» за 2008 г.

№ п/п Показатель План Факт

1 Себестоимость производства, тыс. руб. 27 667 27 453

2 Материальные затраты, тыс. руб. 16 156 15 881

3 Материалоотдача, руб. 1,7125 1,7286

Расчет и вывод аудитора Потребность в материальных ресурсах по фактической себестоимости при сохранении планового показателя материалоотдачи: 27 453: 1,7125 = 16 031 тыс. руб. Отклонение полученного результата от фактических материальных затрат: 15 881 — 16 031 = — 150 тыс. руб. Таким образом, расчеты показывают, что выявилась относительная экономия материальных ресурсов в размере 150 тыс. руб. Это означает, что для фактической себестоимости с сохранением планового показателя материалоотдачи потребовалось бы дополнительно материальных ресурсов на 150 тыс. руб. по сравнению с фактически израсходованными

Определение показателя материалоотдачи ЗАО «Спектр» за 2009 г.

№ п/п Показатель План Факт

1 Себестоимость производства, тыс. руб. 39 843 39 640

2 Материальные затраты, тыс. руб. 24 730 24 466

3 Материалоотдача, руб. 1,6111 1,6202

Расчет и вывод аудитора Потребность в материальных ресурсах по фактической себестоимости при сохранении планового показателя материалоотдачи: 39 640: 1,6111 = 24 604тыс. руб. Отклонение полученного результата от фактических материальных затрат: 24 466 — 24 604= — 138тыс. руб. Относительная экономия материальных затрат составит: 138 тыс. руб. (24 466 — 24 604). Это означает, что организация, так же как и в предыдущем году, добилась экономии по материальным ресурсам по фактической себестоимости на осуществление деятельности при пересчете на плановый показатель материалоотдачи

Определение показателя материалоотдачи ЗАО «Спектр» за 2010 г.

№ п/п Показатель План Факт

1 Себестоимость производства, тыс. руб. 58 230 58 091

2 Материальные затраты, тыс. руб. 35 479 35 145

3 Материалоотдача, руб. 1,6413 1,6529

Расчет и вывод аудитора Потребность в материальных ресурсах по фактической себестоимости при сохранении планового показателя материалоотдачи: 58 091: 1,6413 = 35 393тыс. руб. Отклонение от фактических материальных затрат составляет: 35 145 — 35 393 = — 248тыс. руб. Из полученных результатов видно, что ЗАО «Спектр» в 2010 г. при фактических затратах на осуществление деятельности в пересчете на плановую материалоотдачу также дополнительно потребовалось бы материальных ресурсов на 248тыс. руб. Таким образом, можно сделать вывод, что анализируемое предприятие добилось за ряд лет хороших результатов по снижению материальных затрат по сравнению с плановым уровнем материалоотдачи, что является одним из направлений поиска резервов снижения полной себестоимости продукции

Подготовил: Дата:

Форма 3

Форма рабочего документа аудитора «Факторный анализ общей суммы затрат экономического субъекта»

Наименование аудируемого лица: ЗАО «Спектр».

Проверяемый период: 11.02.2011—25.02.2011.

Анализ затрат ЗАО «Спектр» на осуществление деятельности за 2010 г.

Сумма, тыс. руб. Структура затрат, %

Элемент затрат План Факт Отклонение («+», «—») План Факт Отклонение («+», «—»)

Материальные затраты 38 510 38 167 —343 66,04 65,71 —0,43

Заработная плата 17 161 17 310 +149 29,47 29,79 +0,32

с отчислениями

Амортизация основных 770 756 —14 1,32 3,2 +0,13

средств

Прочие расходы 1 789 1 858 +69 3,07 3,2 +0,13

Полная себестоимость 58 230 58 091 —139 100,0 100,0 —

В том числе: 44 080 42 871 —1 209 75,7 73,8 —1,9

переменные расходы 14 150 15 220 +1 070 24,3 26,2 +1,9

постоянные расходы

Вывод аудитора Анализ данных за 2010 г. показал что фактические затраты предприятия ниже плановых на

139тыс. руб., или на 0,24% (58 091: 58 230 • 100 — 100).

Снижение произошло по материальным затратам и по амортизации основных средств. Уве-

личение затрат вызвало повышение расходов по заработной плате с отчислениями и по прочим

расходам.

В структуре затрат увеличилась доля заработной платы с отчислениями на 0,32 %> и прочих

затрат — на 0,13 %. Доля материальных затрат и амортизации уменьшилась на 0,43 % и 0,02 %

соответственно

Факторный анализ общей суммы затрат ЗАО «Спектр» за 2010 г.

Сумма, тыс. руб. Фактор изменения затрат

Затраты Объем выпуска продукции Структура продукции Переменные затраты Постоянные затраты

По плану на плановый выпуск 58 230 План План План План

продукции: X (УВПШ • В,пл) + +Апл (58 230 • 75,7 %) + 14 150 = 58 230

По плану, пересчитанному на фактичес- 57 789 Факт План План План

кий объем деятельности продукции

при сохранении плановой структуры: У ^ВП. • В. ) • КВП+А (58 230 • 4 /пл ;пж ВП пл 4 • 75,7 %) • 0,99 + 14 150 = 57 789

По плановому уровню на фактический 58 125 Факт Факт План План

выпуск продукции при фактической ее структуре: У ^ВП.ф • Вйл) + Апл (58 091 • • 75,7 %) + 14 150 ==58 125 ™

Фактические при плановом уровне пос- 57 021 Факт Факт Факт План

тоянных затрат: У ^ВП.ф • Вф + +Апл (58 091 • 73,8 %) + 14 150 = 57 021

Фактические: У (^ВП.ф • Вф + +Аф (58 091 • 73,8 %) + 15 220 = 58 091 Факт Факт Факт Факт

58 091

По плану на плановый выпуск продук- 58 230 План План План План

ции: У • В • 75,7 %) + 14пл150 . ) + А (58 230 • /пж пл 4 = 58 230

Вывод аудитора Данные факторного анализа показывают, что недовыполнение плана по выпуску продукции уменьшило сумму затрат на 441 тыс. руб. (57 789 — 58 230). За счет изменения структуры выпуска продукции сумма затрат возросла на 336тыс. руб. (58 125 — 57 789). Из-за понижения уровня удельных переменных затрат снижение затрат на осуществление деятельности составило 1 104тыс. руб. (57 021 — 58 125). Постоянные расходы возросли по сравнению с планом на 1 070тыс. руб. (58 091 — 57 021) и стали одной из причин увеличения общей суммы затрат на осуществление деятельности. В итоге общая сумма фактических затрат — ниже плановых на 139 тыс. руб. (58 091 — 58 230), в том числе снижение на 105 тыс. руб. (58 125 — 58 230) произошло в связи с недовыполнением плана по выпуску продукции и изменением ее структуры; за счет снижения себестоимости осуществления деятельности общая сумма фактических затрат понизилась на 34 тыс. руб. (58 091 — 58 125)

Подготовил: Дата:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

равленческом учете в различных аналитических разрезах происходит в рамках представляемой отчетности. От того, насколько рационально она сформирована, зависит эффективность принятия управленческих решений.

Сложность заключается в том, что управленческий учет достаточно слабо внедряется на наших предприятиях, особенно в рамках представления аналитической информации по применению счетов, группирующих информацию по элементам затрат.

Из всего многообразия управленческой отчетности основной является отчетность, формируемая по центрам ответственности, наиболее важными среди которых, по мнению автора, являются центр затрат и центр выручки. В рамках данного исследования рассмотрим предложения по формированию управленческой отчетности по центру затрат.

Центр затрат — структурное подразделение, ответственное за выполнение определенного объема работ (производственного задания) в рамках выделенных на эти цели ресурсов. К данному типу центров ответственности относится большинство подразделений экономического субъекта, в первую очередь производственные (цеха основного и вспомогательного производств, сервисные подразделения), а также центры ответственности, генерирующие управленческие расходы.

По мнению автора, в отчете по центру затрат бухгалтеры-аналитики должны отражать информацию, дающую менеджменту экономического субъекта возможность определить состав себестоимости реализуемой продукции как по стать-

ям, так и по элементам затрат (соответственно с применением счетов финансовой бухгалтерии (20—29) либо счетов 30—39 в рамках организации управленческого учета).

В случае формирования информации о затратах с применением счетов 20—39 счета 20—29 используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также исчисления себестоимости продукции (работ, услуг); счета 30—39 применяются для учета расходов по элементам расходов. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется с помощью специально открываемых отражающих счетов.

Преимущества развернутого учета затрат по элементам способствуют концентрации информации по учету, что поможет бухгалтеру-аналитику проанализировать общий расход ресурсов по предприятию вне зависимости от места возникновения.

Отчет бухгалтера-аналитика, формирующий информацию об учете затрат в постатейном и поэлементном разрезе, представлен в форме 4. Особое внимание необходимо обратить на раскрытие в отчете методики формирования себестоимости.

Таким образом, по мнению автора, система предлагаемых форм управленческой отчетности и рабочих документов аудитора в рамках формирования учетно-аналитического обеспечения управления затратами поможет обеспечить непрерывный учет и контроль за соответствием результатов работы подразделений заданным целям деятельности, а также повысить эффективность управленческих процедур.

Форма 4

Форма управленческого отчета по вариантам учета себестоимости в ЗАО «Спектр»

Период: 01.07.2011—31.07.2011 (месяц)

Дата составления: 31.07.2011.

Подготовил: Иванова Татьяна Игоревна.

Центр ответственности / должность: центр затрат / бухгалтер-аналитик.

Финансовая бухгалтерия (учет по статьям калькуляции)

Управленческая бухгалтерия (по элементам затрат)

Применяемая методика учета

На основе типового плана счетов, Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, отраслевых методических рекомендаций. Учет затрат основного производства

Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 10 «Материалы» — 1 350 363 руб. — на сумму израсходованных материалов. Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 10 «Материалы» — 644 570 руб. — на сумму израсходованной электроэнергии. Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 70 — «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 367 382 руб. — на сумму отнесенной на основное производство оплаты труда.

Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — 95 519 руб. — на сумму начислений на оплату труда, отнесенных на основное производство. Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» — 700 293 руб. — на сумму общепроизводственных (цеховых) расходов.

Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» — 623 893 руб. — на сумму общехозяйственных (общеинститутских) расходов

Учет общепроизводственных расходов

Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 62 557 руб. — на сумму отнесенной на общепроизводственные расходы оплаты труда. Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» К-т сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — 21 269 руб. — на сумму начислений на оплату труда, отнесенных на общепроизводственные расходы.

Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» К-т сч. 10 «Материалы» — 152 440 руб. — на сумму израсходованных материальных затрат, отнесенных на общепроизводственные расходы. Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» К-т сч. 02 «Амортизация основных средств» — 464 027 руб. — на сумму начисленной амортизации

Учет общехозяйственных расходов А. Расходы на управление

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 57 800 руб. — на сумму отнесенной оплаты труда.

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — 19 852 руб. — на сумму начислений на оплату труда, отнесенных на управленческие расходы.

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 4 115 руб. — на сумму расходов на телефонную связь, переговоры._

Применяемая методика учета

На счете 30 «Материальные затраты» учитываются все виды материальных затрат (стоимость израсходованных на производство материалов, покупной энергии, выполненных сторонними организациями работ промышленного характера, материальных составляющих других расходов). К счету 30 «Материальные затраты» необходимо открыть субсчета по видам и направлениям материальных затрат.

На счете 31 «Затраты на оплату труда» отражаются суммы начисленной платы, включая любые формы премирования и любые иные формы оплаты труда персонала организации, в том числе управленческого персонала. К счету 31 «Затраты на оплату труда» необходимо открыть субсчета, характеризующие виды и направления начислений на оплату труда. На счете 32 «Отчисления на социальные нужды» в корреспонденции отражаются суммы, начисленные для формирования пенсионного фонда, фонда обязательного медицинского страхования, фонда социального страхования.

К счету 32 «Отчисления на социальные нужды» необходимо вести субсчета по видам отчислений на социальные нужды.

По дебету счета 33 «Амортизация» отражаются суммы расходов организации на амортизацию, начисленные в соответствии с принятыми ею методами и нормами амортизации.

По дебету счета 34 «Прочие затраты» отражаются расходы, которые не нашли отражения на других счетах по учету расходов по экономическим элементам, так как они не относятся ни к одному из этих элементов. Так как расходы, отражаемые на счете, слишком разнородны, ведение субсчетов обязательно. Д-т сч. 30 «Материальные затраты» К-т сч. 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 1 513 738 руб. — отражены материальные затраты и услуги сторонних организаций в целом по предприятию. Д-т сч. 31 «Затраты на оплату труда» К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 96 «Резервы предстоящих расходов» — 624 214 руб. — отражены затраты на оплату труда, включая премирование в целом по предприятию.

Финансовая бухгалтерия (учет по статьям калькуляции)

Управленческая бухгалтерия (по элементам затрат)

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 1 700 руб. — на сумму почтово-телеграфных расходов.

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — 7 400 руб. — на сумму расходов командировок и перемещений.

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 10 «Материалы» — 5 700 руб. — на сумму материальных затрат, использованных на управленческие нужды.

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 02 «Амортизация основных средств» — 50 200 руб. — на сумму начисленной амортизации. Б. Общехозяйственные расходы

Содержание прочего (не административно-управленческого) персонала:

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 127 475 руб. — на сумму отнесенной на общехозяйственные расходы оплаты труда. Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — 43342 руб. — на сумму начислений на оплату труда, отнесенных на общехозяйственные расходы.

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 7 702 руб. — на сумму расходов на телефонную связь, переговоры. Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 2 780 руб. — на сумму почтово-телеграфных расходов.

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — 12 770 руб. — на сумму расходов командировок и перемещений.

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 10 «Материалы» — 7 200 руб. — на сумму материальных затрат. Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 02 «Амортизация основных средств» — 201 057 руб. — на сумму начисленной амортизации.

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» — 37 075 руб. — на сумму начисленных налогов. Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 37 725 руб. — на сумму аудиторских расходов

Д-т сч. 32 «Отчисления на социальные нужды» К-т сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — 232 503 руб. — отражены начисления на оплату труда в целом по предприятию. Д-т сч. 33 «Амортизация» К-т сч. 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы» — 715 284 руб. — отражена амортизация по основным средствам и нематериальным активам в целом по предприятию.

Д-т сч. 34 «Прочие затраты» К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты» — 800 220 руб. — отражены прочие затраты в целом по предприятию. Ежемесячно счета по учету элементов затрат закрываются в дебет отражающего счета 37 «Отражение общих затрат» записью: Д-т сч. 37 «Отражение общих затрат» К-т сч. 30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты» — 3 885 959 руб. — списаны затраты на отражающий счет. Собранные на счете 37 суммы распределяются между калькуляционными счетами: Д-т сч. 20 «Основное производство» К-т сч. 37 «Отражение общих затрат» — 2 561 773 руб. — распределены затраты на калькуляционные счета. Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» К-т сч. 37 «Отражение общих затрат» — 700 293 руб. — распределены затраты на калькуляционные счета. Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 37 «Отражение общих затрат» — 203 885 959 руб. — распределены затраты на калькуляционные счета

Подготовил:

Дата:

Список литературы

1. ВахрушинаМ.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. 7-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2010.

2. Егорова И. С. Внутренняя отчетность как инструмент контроля центров ответственности // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. № 10.

3. Егорова И. С. Формирование рабочих документов при оценке допущения непрерывности деятельности в аудите // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 30 (180).

4. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

5. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.