УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ
И РАСХОДОВ БАНКА РОССИИ
Балакин А.П., к.э.н, заместитель начальника Департамента полевых учреждений Банка России, Россия, Москва, е-mail: andbalakin@
yandex.ru
Ведерникова Т.В., к.э.н, доцент кафедры налогов и налогообложения Поволжского государственного технологического университета,
Россия, г. Йошкар-Ола, е-mail: vedertat@yandex.ru
Рассмотрена классификация доходов банка и сформулированы предложения применения налога на условный доход Банка России, а также модель его расчета.
Ключевые слова: доходы банка, условный доход, налоговая нагрузка, факторы обременения доходов
ACCOUNTING AND ANALYTICAL SUPPORT OF INCOME AND EXPENSES
TAXATION OF BANK OF RUSSIA
Balakin A., Ph.D., deputy chief, Department of field institutions of Bank of Russia, Russia, Moscow Vedernikova T., candidate, docent of Tax and taxation chair, Povolzhsky State Tech University Russia, Yoshkar-Ola
Classification of bank income are considered and formulated propositions in applying the notional tax of Bank of Russia as well as the model of its valuation.
Keywords: bank income, notional income, tax strain, factors of income burden.
Банк России, как и другие налогоплательщики, имеет обязательства перед бюджетом по внесению налоговых платежей в бюджет и страховых платежей во внебюджетные фонды. Однако, формирование налоговых баз в Банке России имеет свою специфику, связанную особенно с признанием доходов и расходов в качестве налогооблагаемых. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2014) требует от Банка России осуществлять собственные расходы за счет собственных доходов, то есть получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Между тем, для развития деятельности Банка России требуется финансирование, а следовательно, должны быть в достаточном объеме накопленные собственные средства. Поэтому Банк России, будучи экономически независимым, в границах, определенных законом, должен так строить тактику и стратегию своей финансово-хозяйственной деятельности, чтобы, рентабельно работая, одновременно формировать достаточные накопления денежных средств для развития операций по безвозмездному обслуживанию кредитно-финансовой деятельности государственных органов и возмездному предоставлению своих банковских продуктов.
Ведение налогового учета доходов и расходов Банк России осуществляет в соответствии со статьей 331 Налогового кодекса РФ. Налоговый учет ведется в отношении доходов и расходов, полученных и понесенных при осуществлении банковской деятельности, на основании отражения операций и сделок в аналитическом учете в соответствии с установленным порядком признания доходов и расходов. Аналитический учет доходов и расходов, полученных (понесенных) в виде процентов по долговым обязательствам, ведется Банком России в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 328 НК РФ.
Одним из недостаточно проработанных вопросов методологии формирования налоговой базы от доходов банков остается отнесение их к доходам (расходам) от реализации и внереализационным доходам (расходам). До тех пор пока доля внереализационных доходов мала, несовершенством сложившейся классификации доходов банков можно пренебрегать. Когда же доля внереализационных доходов значительна, как это имеет место быть с Банком России, то это приводит к существенному сокращению налоговой базы от доходов.
Потребность классификации доходов организаций на доходы от основной и неосновной деятельности, а также на доходы от реализации и внереализационные, с одной стороны, обусловлена требованием соблюдения принципа определенности, а с другой - имеет различные функциональные основания. Первая классификация, применяется для целей бухгалтерского учета, а вторая - для целей налогообложения. При этом понятие доходов от реализации для целей налогообложения шире понятия доходов от обычной (основной) деятельности для целей бухгалтерского учета. Это обусловлено тем, что в основу формирования доходов для налогообложения положены
принципы формирования доходов по источникам их возникновения (ст. 41-43, 249 НК РФ), а не по видам деятельности.
Ориентированность бухгалтерского учета доходов Банка России по видам деятельности сужает налоговую базу и для полноты учета доходов организации по источникам возникновения требуется применение системы налогового учета. Кроме того, применение классификации по видам деятельности для целей налогообложения привело бы к усложнению общей системы налогообложения тем, что вызвало бы ее множественность из-за необходимости учета отдельных сегментов.
Вместе с тем, классификация доходов для целей налогообложения не может полностью быть "оторванной" от классификации по отраслевой принадлежности, о чем свидетельствует статья 290 НК РФ "Особенности определения доходов банков". Приведенная в данной статье Налогового кодекса РФ классификация в большей мере удовлетворяет требованию соблюдения принципа справедливого налогообложения субъектов банковской сферы.
Главным критерием классификации доходов на доходы от основной и неосновной деятельности служит гипотетическое допущение о том, что значительная часть прибыли формируется от так называемого основного вида деятельности. Такой подход позволяет учесть специфику объективных факторов производства в разных сферах экономической деятельности и, по мнению Л.И. Гончаренко, может применяться для установления дифференцированной ставки налогов по видам деятельности [2, с. 177].
В конечном счете, неразработанность методологии бухгалтерского учета в части классификации доходов (расходов) на основную и прочую деятельность, приводит к завышению налоговой нагрузки по важнейшим банковским операциям [2, с. 192-193].
Следует заметить, что глава 26.2 НК РФ практически не комментирует особенности определения внереализационных доходов, сразу отсылая к ст. 250 НК РФ. Комментарий по порядку включения в состав доходов только двух видов внереализационных доходов представлен в п. 3 и 4 ст. 346.18 НК РФ. Несмотря на то, что Банк России в своей учетной политике для целей налогообложения соблюдает рекомендованное Налоговым кодексом деление на реализационные и внереализационные доходы (расходы), это не влияет на определении им налоговой базы налога на прибыль (ст. 274 НК РФ). Например, нарушение классификации никак не отразится на сумме налогооблагаемой прибыли. Следовательно, такая классификация функционально является избыточной. Поскольку доля внереализационных доходов Банка России от процентных операций является высокой, выступает доминирующей частью налоговой базы с доходов, то важно анализировать внутренние причины, обусловившие их рост. Поэтому анализ процентных операций наряду с другими видами анализа является важнейшей составляющей банковских менеджеров, формирующих информацию для принятия управленческих решений.
Характер формирования структуры налоговой базы Банка
Таблица 1. Группировка доходов Банка России для целей налогообложения в зависимости от признания способа их получения
Наименование дохода Учетный символ в отчете о прибылях и убытках (ф. 102) Признание способа получения дохода Особенности определения налоговой базы от доходов
1 2 3 4
Дисконтный доход по векселям 12301-12308 от реализации - при продаже (погашении) Ст. 280-282 НК РФ
Доходы от перепродажи (погашения) ценных бумаг 12401-12407 от реализации Ст. 280-282
Доходы по другим операциям с приобретенными ценными бумагами 12605 от реализации Ст. 280-282
Комиссия полученная: По кассовым операциям По операциям инкассации По расчетным операциям По выданным гарантиям По другим операциям 17201-17205 от реализации Ст. 290 Ст. 249
От реализации (выбытия) имущества кредитной организации 17301 от реализации Ст. 249, 268
От доставки банковских документов (кроме инкассации) 17304 от реализации Ст. 290 (пп. 10 п. 2)
От проведения факторинговых, форфейтинговых операций 17308 от реализации Ст. 290 (пп. 16, п. 2)
Доходы, полученные за обработку документов, обслуживание вычислительной техники, от информационных услуг 17317 от реализации Ст. 290 (пп. 2 п. 2)
Доходы от переоценки ценных бумаг 12601 Не учитывается при определении налоговой базы Ст. 251 (пп. 24, п. 1)
Восстановление резерва под возможное обесценение ценных бумаг 17102 Не учитывается при определении налоговой базы Ст. 251 (пп. 25 п. 1)
Доходы в виде возврата сумм из бюджета за переплату налога на прибыль 17323 Не учитывается при определении налоговой базы Ст. 251 (пп. 21, п. 1)
От клиентов в возмещение банку телеграфных и других расходов 17303 не определен Ст. 250.
Процентный доход по векселям 12201-12208 внереализационным -при начислении на определенную дату Ст. 250 (п. 6); ст. 290 (пп. 1 п. 2)
Проценты, полученные по предоставленным кредитам, депозитам и иным размещенным средствам 11101-11603 внереализационным Ст. 250 (п. 6); ст. 290 (пп. 1 п. 2)
Процентный доход от вложений в долговые обязательства 12101-12207 внереализационным Сг. 250 (п. 6); ст. 290 (пп. 1 п. 2)
Дивиденды, полученные от вложений в акции и от долевого участия в других организациях 12501-12504, 1410114205 внереализационным Ст. 250 (п. 1)
Другие доходы по операциям с выпущенными ценными бумагами 12606 внереализационным Ст. 250
Доходы, полученные от операций с иностранной и другими валютными ценностями 13101-13201 внереализационным Ст. 250 ст. 290 (пп. 4 п. 2); ст. 265 (пп. 6 п. 1)
Штрафы, пени, неустойки полученные 16101-16105 внереализационным Ст. 250 (п. 3)
Восстановление сумм со счетов фондов и резервов на возможные потери по ссудам и другим операциям 17101, 17103 внереализационным Ст. 250 (п. 7); Ст. 292 (п. 3)
От списания кредиторской задолженности 17302 внереализационным Ст. 250 (п. 18)
От операций с драгоценными металлами 17305 внереализационным Ст. 149 (п. 6)
От оприходования излишков денежной наличности, материальных ценностей 17306 внереализационным Ст. 250 (п. 20)
От сдачи имущества в аренду 17307 внереализационным Ст. 250 (п. 4); ст. 290 (пп. 9 п. 2)
От оказания услуг финансовой аренды (лизинга) 17309 внереализационным Ст. 250 (п. 4)
От проведения операций по доверительному управлению имуществом 17310 внереализационным Ст. 271 (пп. 5, п. 4); ст. 276
От проведения операций с опционами, форвардных операций, фьючерсных операций, операций СВОП 17311-17314 внереализационным Ст. 250 (п. 19), ст. 301305
Доходы по кредитным операциям прошлых лет, поступившие в отчетном году 17315 внереализационным Ст. 250 (п. 10)
Другие доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году 17316 внереализационным Ст. 250 (п. 10)
России от доходов, в сравнении с коммерческими банками, существенных отличий не имеет. Вместе с тем, методология выбора критериев разделения доходов банков для целей налогообложения на доходы от реализации и внереализационные доходы нуждается в уточнении.
Полученные от различных операций доходы формируют в основном налоговую базу в части доходов Банка России для целей исчисления налога на прибыль и налогов, начисляемых в процентах от валового дохода банка. Налогообложение доходов, полученных Банком России разными способами, имеет свои особенности. Они обусловлены способом их признания. Например, А. Дадашев на основе налоговой классификации Ляховского В.С., Коробейникова
Д.В. и Серебрякова П.А., выделяет три таких способа: доходы от реализации, внереализационные доходы и доходы, не учитываемые при определении налоговой базы. Для выявления особенностей налогообложения, методологически целесообразно все виды доходов Банка России, отражаемые в отчете о прибылях и убытках (ф. 102), сгруппировать в соответствии со способом признания их в качестве базы налогообложения (табл. 1).
Как следует из приведенной группировки, лишь немногим больше трети источников доходов (8 групп из 29) признаются доходами от реализации. Налоговая база по ним определяется преимущественно статьями 280-282 и 290 НК РФ, основанными на особенностях формирования доходов от внереализационной
деятельности Банка России.
В произведенной группировке, 3 группы доходов согласно ст. 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы банка. Таким образом, около 60% (17 из 29) групп доходов Банка России относятся к внереализационным доходам. Их налоговая база определяется преимущественно согласно требованиям ст. 250 НК РФ. Тем самым, действующая методология налогообложения банка сосредотачивает основное внимание налоговых органов на формировании налоговой базы от прибыли банка.
Практика свидетельствует не только о множественности и неоднородности хозяйственных операций в деятельности Банка России при получении доходов, но и о сложности правоприменения положений налогового законодательства по ним. Последняя объективно увеличивает риск "неверного" толкования норм, в том числе соподчиненных с другими. Вероятность неоднозначной трактовки положений законодательства имеет место и у налоговых органов. Все это объективно нарушает принцип экономии построения налоговой системы и повышает налоговые риски.
Исследование тенденций развития российской налоговой системы показало, что с конца 90-х годов XX века в налоговой системе России ярко прослеживается взаимосвязь между отдельными элементами налоговой базы по различным налогам от доходов. Она объективно вытекает из их экономической природы, многообразия их форм, предопределенных многочисленностью и сложностью хозяйственных процессов и операций [2, с. 19-20]. Это теоретическое положение создает методологическую основу предложения по разрешению сложившегося противоречия между принципом экономии налоговой системы и потребностями налогового администрирования доходов Банка России посредством применения налога на вмененный доход. Его применение позволит, по нашему мнению, не только упростить механизм налогообложения Банка России, но и повысить достоверность контролирования единой налоговой базы, основываясь на методологии главы 26.3 НК РФ.
При действующей методологии определения налоговой базы от доходов банков, какова бы ни была глубина налогового учета содержания банковских операций Банка России, она не способна отразить характер сути его деятельности по стабилизации платежной системы. Углубление налогового учета ведет как к его усложнению и росту затрат на него, так и нарастанию технических искажений, и не адекватности результирующих налоговых оценок, которые служат непрерывным источником обострения налоговых споров.
Мы пред лагаем признать объектом налогообложения условный доход Банка России, что позволяет при расчете налоговой базы перейти от фактических стоимостных данных по результатам его деятельности к физическому, легко проверяемому показателю, отражающему потенциальные возможности получения дохода в данном виде деятельности. Таким физическим показателем выступает количество платежей Банка России.
Нахождение зависимости между количеством платежей Банка России и его доходами, принимаемой в качестве условных (уд) по данным таблицы 2, приводит к построению регрессионной модели следующего вида:
уд = 0,0038433 х х2 - 4,1472668 х х + 1455,262471 (млрд. руб.), где: х - количество платежей, млн. ед. (от 555,576 млн. ед. и более); коэффициент регрессии И2 = 1.
Значение коэффициент регрессии И2 = 1 указывает, что между условным доходом и количеством платежей, проведенных системой Банка России, существует не просто вероятностная, а строго функциональная зависимость. Следовательно, расчеты условного
дохода совпадают с фактическими стоимостными показателями по общим результатам хозяйственной деятельности и полученная модель условного дохода уд адекватна для расчета налога от доходов. Полученный результат служит основой построения регрессионной модели зависимости условного дохода от всех налогов и сборов, уплачиваемых Банком России:
У^ = 9,245508419 + 2,17659е-06 х х2 - 42198,8515/х2 (млрд.
руб.Х
где: х - условный доход, млрд. руб.; коэффициент регрессии И2 =0.999878.
Значение коэффициента регрессии И2 = 0.999878 указывает, что между налогом на условный доход и условным доходом существует высокая степень связи. Проверка точности полученной модели У показывает, что максимальное отклонение теоретических значений от фактических данных составляет только 0,15% (-12 млн. руб.).
Сформулированное предложение применения налога на условный доход Банка России и предложенная модель его расчета позволяют, с одной стороны, упростить механизм налогообложения Банка России, а с другой - повысить достоверность контролирования его единой налоговой базы от доходов. На их основе могут быть разработаны таблицы условного дохода, соответствующего количеству платежей в системе Банка России, согласно которым будет рассчитываться налог на его условный доход.
Обобщающей характеристикой адекватности размера налоговых обязательств показателям экономического развития банков служит налоговая нагрузка. При этом она должна давать сопоставимую характеристику с нагрузкой в различных отраслях и организациях.
На макроуровне налоговая нагрузка рассчитывается как отношение уплаченных налогов к ВВП. На микроуровне приведенная связь выражается посредством отношения уплаченных налогов организации к созданной ею добавленной стоимости [4, с. 140]. Идея такого подхода основана на предположении, что источником уплаты всех налогов выступает добавленная стоимость. Исходя из этого, полагается, что обеспечивается сопоставимость налогового бремени для различных экономических структур. Вместе с тем такой подход не соотносится с частью источников налогов (например, на имущество), и это существенно ограничивает его возможности быть универсальным показателем для сравнения налоговой нагрузки во всех отраслях и организациях.
С другой стороны, налоговая нагрузка, рассчитываемая как отношение начисленных налогов к доходам банков без восстановленных резервов, обладает тем преимуществом, что такой показатель дает представление о профильном направлении деятельности банка и об уровне его расходов [2, с. 290-291]. При таком подходе уровень налоговой нагрузки по определению оказывается меньшим, чем при расчете относительно валовой добавленной стоимости. Кроме того, в силу особенностей обременения Банка России не только налогами и сборами, но и неналоговыми платежами и перечислениями, предложенный показатель не отражает полного бремени, возлагаемого на его доходы. Обусловлено это тем, что помимо налогов и сборов Банк России перечисляет неналоговые платежи из полученной им прибыли, а также согласно Уставу несет бремя по предоставлению безвозмездных услуг органам власти. Механизм создания и обременения доходов Банка России представлен на рисунке 1.
В ходе анализа тенденций обременения доходов необходимо выявить такой уровень обременения, который позволял бы Банку России эффективно развиваться и в то же время обеспечивать стабильные поступления доходов в бюджет.
Как следует из рисунка, на механизм создания доходов Банка
Таблица 2. Данные для расчета налога на условный доход Банка России
Банковские продукты Годы Темп роста, %
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2010/ 2005 гг.
1 2 3 4 5 6 7 8
Доходы всего, млрд. руб. 186,807 273,178 497,046 764,421 807,345 469,482 251,3
Количество платежей, проведенных системой ЦБ РФ 555,576 696,26 833,868 940,115 942,900 1059,000 190,6
Всего налоги и сборы, уплаченные, млн. руб. 7245 7908 8577 9352 10111 10570 145,8
Теоретические значения налога на вмененный доход, млн. руб. 7249 7896 8588 9349 10109 10571 145,8
Отклонение налога на вмененный доход от фактически уплаченных налогов и сборов, млн. руб. +4 -12 +11 -3 -2 +1 -
Рис. 1. Механизм создания и обременения доходов Банка России
Таблица 3. Оценка факторов обременения дохода Банка России
Показатель Годы Темп роста, %
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2010/ 2005 гг.
1 2 3 4 5 6 7 8
Доходы всего, млрд. руб. 186,807 273,178 497,046 764,421 807,345 469,482 251,3
Факторы обременения, в т,ч.
Всего налоги и сборы, уплаченные, млн. руб. 7245 7908 8577 9352 10111 10570 145,8
прибыль, подлежащая перечислению в бюджет в соответствии со ст.26 Закона о ЦБ РФ, (50%, 75%), млн. руб. 40943 19564 12225 48812 188444 153070 373,9
расходы на безвозмездные услуги, млн. руб. 55460 166572 373347 550672 437644 131813 2,37раз
полное обременение доходов, млн. руб. 103648 194044 394149 608836 636199 295453 2,85раз
Оценка обременения дохода, в т.ч.
налоговая нагрузка, в % к доходам 3,88 2,90 1,73 1,22 1,25 2,25 57,9
обременение доходов с учетом налоговых платежей и неналоговых перечислений, % 25,80 10,06 4,19 7,61 24,6 34,9 135,2
общая нагрузка обременения, % 55,48 71,03 79,30 79,65 78,8 62,9 113,4
России действуют три фактора их обременения. Вклад этих факторов в налоговую нагрузку оценен в таблице 3.
Как следует из таблицы, налоговая нагрузка в виде налоговых платежей в процентах к доходам и даже обременение доходов с учетом неналоговых перечислений демонстрируют в анализируемом докризисном периоде более чем трех кратное снижение их уровней. Такая тенденция обременения показывает стимулирующее воздействие налогов, укрепляющее не только платежеспособность Банка России, но и обеспечивающее наращивание его общехозяйственного потенциала для динамичного развития.
Иная тенденция выявляется при расчете общей нагрузки обременения дохода (НОД):
НОД= {(Н + Не>шПрч + Рбу) /Д}х100, где:
Д - доходы Банка России (реализационные и внереализационные доходы), млн. руб.;
Н - налоги и сборы уплаченные, млн. руб.;
НнПрч - прибыль, подлежащая перечислению в бюджет в соответствии со ст.26 Закона о ЦБ РФ, млн. руб.;
Р6у - расходы на безвозмездные услуги, млн. руб.
В докризисный период тенденция НОД показывает беспрецедентный уровень нагрузки для макроэкономических субъектов (действующих на принципах хозрасчета), который возрос с 55,48% в 2005 г. до 79,65% в 2008 г., т.е. в 1,44 раза. При этом налоговое бремя на финансовую деятельность в России (даже относительно валовой добавленной стоимости) в 2005-2008 гг. было в среднем в 12-17 раз меньше (4,2-4,7%) [5, с. 320-321]. Следовательно, уровень обременения дохода Банка России приводит к ограничению не только его экономического развития, но и устойчивого выполнения им функций, определенных Законом о ЦБ РФ.
В целом, анализ тенденций формирования налогооблагаемой
базы от доходов Банка России показывает, что она имеет два направления:
1 - быстрый рост общей величины доходов.
2 - стремительная трансформация структуры доходов, в которых преобладающую долю занимают внереализационные доходы одного вида - доходов от операций по процентным операциям, главным образом с ценными бумагами. Все это вызывает образование неустойчивой однопродуктовой структуры налоговой базы Банка России, ухудшающей ее способность к самосохранению. Главная причина такой тенденции - преобладание внереализационных операций в природе деятельности банков.
К расходам, обусловленным предоставлением Банком России банковских продуктов и влияющим на величину его налоговой базы, следует отнести:
- процентные расходы;
- расходы по операциям с ценными бумагами;
- расходы по организации наличного денежного обращения;
- расходы по операциям с драгоценными металлами;
- чистые расходы по формированию провизии;
- расходы по отрицательной переоценке иностранной валюты;
- расходы по отрицательной переоценке ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи; прочие операционные расходы; расходы на содержание служащих Банка России.
Для выявления механизма влияния доходов на формирование налоговой базы Банка России от расходов изучим взаимосвязь между ними.
Статическая компонента, формирующая налоговую базу от расходов, образована из условно-постоянных расходов, составляющих 17,38 млрд. руб. Она мало зависит от динамических изменений доходов и формирует устойчивую часть налоговой базы
Рис. 2. Компоненты общей налоговой базы Банка России
Банка России, мало подверженной изменениям масштабов его деятельности. В нее входят расходы на аренду, содержание зданий, сооружений, оборудования, амортизация основных средств, расходы по поддержанию кредитно-денежной системы России, хранению средств правительства, часть прочих операционных расходов и часть расходов на содержание служащих Банка России, а также и другие, не зависящие от доходов расходы. Влияние условно-постоянных расходов на формирование налогооблагаемой базы от расходов находится в прямой зависимости от их роста. Заметим, что наибольшую долю в условно-постоянных расходах занимают расходы на содержание служащих Банка России, которые с 33625 млн. руб. в 2005 году выросли до 73756 млн. руб. в 2010 году (в 2,2 раза). Условно-постоянные расходы обусловлены безвозмездным выполнением Банком России своей конституционной функции -обеспечения целостности и устойчивости кредитно-денежного пространства России и связанные с ней внутрихозяйственной деятельностью аппарата банка. Эти расходы покрываются за счет собственных доходов Банка России.
В свою очередь, операции Банка России, приносящие доходы, увеличивают его расходы, формируя динамическую компоненту налоговой базы от условно-переменных расходов.
В соответствии с рассматриваемой линейной моделью, условно-переменная часть расходов Банка России прямо зависит от изменения его доходов в отношении равном 0,8016. Это означает, что на образование
1 млрд. доходов, Банк России осуществляет дополнительно к постоянной части расходов, расходы на сумму 801 млн. руб. Тем самым, при осуществлении доходных операций у него образуется превышение доходов над расходами в сумме 16 млн. руб. За неимением иных источников покрытия расходов, обусловленных целями его создания (ст. 3 Закона о ЦБ РФ), Банк России направляет получаемые доходы на покрытие условно-постоянной компоненты расходов. Для полного покрытия условно-постоянной части расходов (17,382 млрд. руб.), т.е. достижения точки безубыточности, удовлетворяющей требованию ст. 2 Закона о ЦБ РФ, Банк России должен реализовать на кредитно-денежном рынке банковских продуктов на сумму, не
менее чем 21,7 млрд. руб. (17,382 /0,8016).
После превышения точки безубыточности начинает формироваться налоговая база прибыли Банка России от средней рентабельности в 4,1%, образуемой между доходными операциями и текущими расходами.
Таким образом, анализ факторов и тенденций образования налоговой базы от расходов позволил выявить, что формирование общей налоговой базы Банка России происходит из двух основных компонентов, представленных на рисунке 2.
В целом, выявленное действие закона композиции на формирование налоговой базы от расходов, служит источником поиска композитных вариантов разрешения проблем, препятствующих выполнению функций Банком России по достижению цели.
Литература:
1. Гончаренко Л.И. Налогообложение коммерческих банков: теория и методология: монография. Йошкар-Ола: ООО "Стринг", 2008. 252 с.
2. Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: учебник. М.: Финансы и статистика, 2004. 302 с.
3. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2008 году [Электронный ресурс]: URL: http://www.cbr.ru
4. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2008. 496 с.
5. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009. 795 с.
6. Балакин А.П. Теория и методика управления доходами и расходами Банка России в современных условиях: Монография / А.П. Балакин. - Йошкар-Ола: ООО "Стринг", 2012. - 168 с.
7. Ведерникова Т.В. Развитие отчетности коммерческого банка, трансформированной в соответствии с международными стандартами: монография / Т.В. Ведерникова. - Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2009. 204 с.