Научная статья на тему 'Учетно-аналитическое обеспечение инновационной деятельности университетов'

Учетно-аналитическое обеспечение инновационной деятельности университетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / МОДЕЛИ УНИВЕРСИТЕТОВ / UNIVERSITY MODELS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УНИВЕРСИТЕТА / ACCOUNTING AND ANALYTICAL SYSTEM OF THE UNIVERSITY / НЕПРЕРЫВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / INTERNAL CONTROL / CONTINUITY OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевелева Екатерина Анатольевна, Шевелева Елена Валентиновна

В настоящее время стремительно меняется роль университетов. В статье рассмотрен процесс становления университетов и определена их роль в современных условиях. Выявлены основные модели университетов, формировавшиеся в процессе модернизации деятельности университетов на разных исторических этапах, и рассмотрены их характерные особенности. Особое внимание в статье уделено «предпринимательским университетам», поскольку именно университеты этой модели в настоящее время играют решающую роль в модернизации общества и трансформации экономики. Приведены меры государственной поддержки университетам с целью создания на их основе двигателей экономического развития через рост их взаимодействия с бизнес-сообществом, а также примеры успешной реализации этих задач как в США и Европе, так и в России. Выявлена необходимость формирования университетов 4.0, которые имеют целью форсайт технологий во всех сферах и их развитие, и определены их задачи. Проанализировано понятие инновационной деятельности применительно к университетам как создании новых продуктов, их коммерциализации в ходе научной деятельности университета с одной стороны, и сама деятельность университета в новых условиях с другой. Обосновано, что сбора данных и учета ресурсов и хозяйственных операций университета в новых условиях недостаточно. Установлена необходимость формирования эффективной учетно-аналитической системы внутри университетов современных моделей, которая бы обеспечивала эффективное формирование достоверной финансовой и управленческой информации, реализацию необходимых задач. Определены требования к структуре и содержанию такой учетно-аналитической системы, а также факторы, оказывающие влияние на ее формирование. Она должна учитывать все факторы и риски, а также особенности деятельности университета, обладать способностью формирования достоверной и оперативной информации. Эффективное функционирование такой системы позволит снизить возможные риски деятельности университетов и будет способствовать обеспечению непрерывности его деятельности в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шевелева Екатерина Анатольевна, Шевелева Елена Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING AND ANALYTICAL SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF UNIVERSITIES

Currently, the role of universities is rapidly changing. The article considers the process of formation of universities and determines their role in modern conditions. The main models of universities, formed in the process of modernizing the activities of universities at different historical stages, are determined; their characteristic features are examined. The authors pay particular attention to “entrepreneurial universities”, since they currently play the decisive role in society modernization and economy transformation. The examples of governmental support measures to universities aimed at creating an economic growth engine through enhancing their cooperation with business society are given, as well as examples of successful implementation of these tasks in the US and Europe, and in Russia. The necessity of forming universities 4.0, targeted at foresight technology in all spheres, and their development is revealed, and their objectives are determined. The concept of innovative activity in relation to universities as the creation of new products, their commercialization as the university's research activity on the one hand, and the activity of the university itself under new conditions, on the other hand, is analyzed. It is substantiated that data collection and accounting of resources and economic operations of the university is not enough under new conditions. The necessity of forming an effective accounting and analytical system within the universities of modern models, which would ensure the effective formation of reliable financial and management information, and implementation of the necessary tasks, is proved. Requirements for the structure and content of such an accounting and analytical system, as well as the factors that influence its formation, are determined. The structure should take into account all the factors and risks, as well as the peculiarities of the university's activity, and would have the ability to generate reliable and timely information. Efficient functioning of such a system will allow reducing the possible risks of the universities’ activities and will ensure the continuity of its activities in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Учетно-аналитическое обеспечение инновационной деятельности университетов»

УДК 378.016: 001.895 DOI: 10.14529/ет180215

ББК Ч448.44 + У9(2)-55

УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ

12 1 Е.А. Шевелева1'2, Е.В. Шевелева'

1 Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

2 ООО «Универ-Консалтинг», г. Челябинск, Россия

В настоящее время стремительно меняется роль университетов. В статье рассмотрен процесс становления университетов и определена их роль в современных условиях.

Выявлены основные модели университетов, формировавшиеся в процессе модернизации деятельности университетов на разных исторических этапах, и рассмотрены их характерные особенности.

Особое внимание в статье уделено «предпринимательским университетам», поскольку именно университеты этой модели в настоящее время играют решающую роль в модернизации общества и трансформации экономики.

Приведены меры государственной поддержки университетам с целью создания на их основе двигателей экономического развития через рост их взаимодействия с бизнес-сообществом, а также примеры успешной реализации этих задач как в США и Европе, так и в России.

Выявлена необходимость формирования университетов 4.0, которые имеют целью форсайт технологий во всех сферах и их развитие, и определены их задачи.

Проанализировано понятие инновационной деятельности применительно к университетам как создании новых продуктов, их коммерциализации в ходе научной деятельности университета с одной стороны, и сама деятельность университета в новых условиях - с другой.

Обосновано, что сбора данных и учета ресурсов и хозяйственных операций университета в новых условиях недостаточно. Установлена необходимость формирования эффективной учетно-аналитической системы внутри университетов современных моделей, которая бы обеспечивала эффективное формирование достоверной финансовой и управленческой информации, реализацию необходимых задач.

Определены требования к структуре и содержанию такой учетно-аналитической системы, а также факторы, оказывающие влияние на ее формирование. Она должна учитывать все факторы и риски, а также особенности деятельности университета, обладать способностью формирования достоверной и оперативной информации. Эффективное функционирование такой системы позволит снизить возможные риски деятельности университетов и будет способствовать обеспечению непрерывности его деятельности в современных условиях.

Ключевые слова: университет, модели университетов, предпринимательский университет, инновационная деятельность, учетно-аналитическая система университета, непрерывность деятельности, внутренний контроль.

В настоящее время общество стремительно развивается, существенно возрастает роль информации, возникают все новые условия и механизмы взаимодействия как внутри государства, так и внутри мирового сообщества в целом. В этих условиях роль университетов также подвержена существенным изменениям: от основной и, зачастую, единственной задачи - осуществления образовательной деятельности и формирования у обучающихся профессиональных компетенций ранее, до расширения своей деятельности по многим направлениям, обеспечения взаимодействия с другими участниками внешней среды в современных условиях [1, 2].

Сам термин «университет» (лат. «ишуеге^Б» - целость, совокупность, общность) изначально обозначал объединение преподавателей и студентов, слушателей, с целью передачи знаний и подготовки специалистов по совокупности дисцип-

лин, составляющих основы научного знания. В этот период университетское образование основывалось на трех основных принципах: ценность не только практических, но и теоретических знаний; баланс между опытной (эмпирической) наукой и фундаментальным теоретическим познанием; необходимость гуманитарного образования, которое считалось залогом формирования образованной личности [9, 10].

В настоящее время университетам необходимо трансформировать свою деятельность в сторону инновационного пути развития. Современная классификация моделей университетов, которая обусловлена процессом модернизации деятельности университетов, представлена на рисунке.

Согласно этой классификации, «Университет 1.0» главной задачей имеет формирование знаний и передачу их слушателям с целью их качествен-

Современная классификация моделей университетов

ной подготовки для дальнейшего осуществления ими профессиональной деятельности [7, 11].

Университеты модели второго поколения, «Университеты 2.0», осуществляя образовательную деятельность, одновременно должны быть вовлечены в процесс научных исследований и разработок на заказ, в том числе в попытки распространения результатов своих научных исследований в реальном секторе экономики [6, 12]. При этом они сталкиваются с серьезными проблемами в области коммерциализации разработанных НИОКР, а также управления своей интеллектуальной собственностью, поэтому нередко научные разработки так и остаются достоянием университета и не имеют широкого внедрения в экономику региона.

«Университеты 3.0» имеют своей миссией коммерциализацию знаний. В современном научном мире за такими университетами закрепилось название «предпринимательский университет». Знаменитый американский экономист Б. Кларк в своей работе «Создание предпринимательского

университета: организационные пути трансформации» [14] выделил основные характерные черты предпринимательского университета, среди которых:

- новая парадигма управления университетом, которая обеспечивает гибкость и эффективное взаимодействие с участниками внешней среды в новых условиях;

- уверенное движение руководства университета к поставленным стратегическим целям;

- распространение среди сотрудников новых убеждений и ценностей в соответствии со стратегическими целями предпринимательского университета как неизбежных для его успешного развития, повышение к ним лояльности;

- поиск и использование новых возможностей во всех сферах деятельности предпринимательского университета;

- готовность к риску, в том числе при осваивании новых сфер деятельности для университета;

- повышение финансовой самостоятельности предпринимательского университета за счет при-

влечения значительных финансовых ресурсов от разных направлений деятельности университета;

- способность выстраивать и поддерживать взаимовыгодное сотрудничество с представителями реального сектора экономики, что способствует росту совместных исследований и разработок, а также их коммерциализации;

- развитие международных связей, в том числе в области инновационных исследований и разработок, которое способствует стабильному экономическому развитию региона и др.

При соответствующей поддержке государства «Университеты 3.0» становятся способными, помимо подготовки высокоспециализированных кадров для предприятий региона, обеспечивать развитие исследовательской базы, внедрение инновационных разработок для обеспечения его устойчивого развития во всех сферах, в том числе в промышленности. Так, принятие в декабре 1980 года в США знаменитого акта Бэя-Доула [3, 8, 15, 16], который фактически ознаменовал появление первых предпринимательских университетов, дало им право самостоятельно регистрировать и патентовать свои разработки, получившее положительный результат и, соответственно, получать доход от использования этих инноваций. Это обусловило существенный рост регистрируемых патентов от 100 в год в 80-е года XX века до почти 2000 патентов в год к его концу, к настоящему времени их количество ежегодно увеличивается еще примерно в два раза. К настоящему времени общий объем полученного университетами США лицензионного дохода превышает 2,5 млрд долларов. Массачусетский технологический институт и Стэнфордский университет являются абсолютными лидерами в области создания инновационных предприятий и успешной коммерциализации результатов их деятельности совместно с бизнес-партнерами [4, 6, 13].

Для России проблема становления предпринимательских университетов также актуальна, поскольку именно университеты этой модели играют важнейшую роль в модернизации общества и трансформации экономики. Согласно Указу Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1], развитие образовательных программ и научных исследований, расширение взаимодействия с компаниями реального сектора экономики являются приоритетными направлениями в развитии России. С этой целью государство внедряет активные меры поддержки предпринимательских университетов, решившихся встать на инновационный путь развития, в том числе выделение грантов и субсидий для реализации стратегических задач, участие в формировании венчурных фондов и др.

Однако в практическом решении этих задач сегодня имеется немало проблем. Так, по данным исследования эффективности деятельности пред-

принимательских вузов России [6], проведенного в 2016 году АО «РВК» совместно с Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики, было выявлено, что почти в половине университетов-респондентов (19 из 40 опрошенных) действующие малые инновационные предприятия не приносят существенного дохода университету, на базе которого они созданы и функционируют. Остальные университеты показывают достаточно скромные доходы - в среднем около 400 тысяч рублей от одного малого инновационного предприятия в год, незначительно также созданное ими количество рабочих мест. Более половины университетов (24 из 40 опрошенных) не имели в исследуемом периоде дохода от управления своей интеллектуальной собственностью; в оставшихся 16 университетах его уровень оставался в пределах от 100 тысяч до 1 миллиона рублей.

Кроме того, в наиболее крупных вузах мира, в том числе российских, уже начата активная работа по переходу к новому типу университетов - «Университеты 4.0» [17]. Эти университеты имеют целью форсайт технологий во всех сферах и их развитие. Все это требует кардинальных изменений в деятельности вуза и в управлении им.

Ввиду масштабности необходимые изменения не могут произойти быстро, их реализация требует выработки новых подходов в работе вузов, существенной перестройки всех процессов, осуществляемых в университетах, в том числе разработки адекватной учетно-аналитической системы, обеспечивающей принятие эффективных и своевременных решений по управлению различными направлениями деятельности вуза. Причем особенностью современного развития университетов является наличие инновационной составляющей во всех его бизнес-процессах в учебно-методической и научно-исследовательской деятельности.

Учетно-аналитическая система современного университета должна:

- удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к такой системе в современных условиях;

- формировать всю необходимую управленческую информацию оперативно и достоверно;

- обеспечить автоматизацию управления университетом, которая бы позволила формировать единый корпоративный банк данных, а также устанавливать связь между всеми информационно-аналитическими системами университета;

- определять индикаторы ее эффективности

и др.

В настоящее время на практике отсутствует единый методологический подход к формированию подобной учетно-аналитической системы университета.

Это обусловлено, прежде всего, тем, что многие университеты стоят лишь на пороге этих изменений и пока не уделяют этой проблеме должного

внимания. Некоторым из них не хватает разного вида ресурсов, и они отдают предпочтение внешним изменениям, либо сосредотачивают свои усилия на развитии определенных участков своей деятельности. Эта проблема актуальна как для западных университетов, так и российских в большей степени, так как они только встают на инновационный путь развития [20, 21].

По мнению ряда экспертов, современная учетно-аналитическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов внутренней среды университета, на формирование которой оказывает влияние ряд специфических факторов, в том числе:

- изменение стратегической миссии университета;

- появление новых процессов управления во внутренней среде университета;

- особенности инновационной деятельности университета;

- востребованность результатов инновационной деятельности университета во внешней среде;

- внедрение цифровизации во всех сферах деятельности университета;

- формирование дискретных форм финансирования;

- интеграция в международное пространство как в области образования, так и в области предпринимательской деятельности;

- необходимость взаимодействия с более широким кругом участников как внутри университетской среды, так и за ее пределами, в том числе взаимодействие с иностранными контрагентами в лице студентов, преподавателей, ученых, инвесторов и др. [5, 17, 18 19].

Влияние этих факторов определяет, с нашей точки зрения, следующие особенности системы учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности университета.

1. Ориентация на новые технологии управления. Существующая сейчас линейно-функциональная структура управления вузом находится в противоречии с инновационным научно-образовательным процессом, что затрудняет проведение реформы в образовании. От функционального подхода в управлении необходимо перейти к управлению бизнес-процессами, генерирующими доходы вуза (проектно-процессному подходу), использовать матричную структуру управления. Система учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности университета должна строиться, исходя из данных подходов.

2. Прозрачность информации, формируемой системой. В новых условиях в деятельности университета появляются новые партнеры, участники внешней и внутренней среды, с которыми возникают новые виды отношений и взаимосвязей. В этой связи становится недостаточным осуществление традиционных процедур сбора данных и

учета ресурсов и хозяйственных операций. Поэтому новая учетно-аналитическая система университета должна обладать более широким спектром возможностей сбора и обработки информации с целью оценки и анализа деятельности университета и принятия управленческих решений, которые бы способствовали повышению результативности его деятельности. В этих условиях важным свойством формируемой информации является ее прозрачность. Это свойство повышает надежность информации и доверие к ней как внутренних участников университетской среды, так и внешних.

3. Рискоориентированный подход. Применение рискоориентированного подхода к созданию учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности университета обусловлено рядом причин.

Во-первых, учетно-аналитическая система университета формируется с целью обеспечения непрерывности его деятельности. В этой связи необходимо учитывать все возможные риски, которые могут возникнуть во всех сферах деятельности университета. Это позволит минимизировать возможные проблемы, в частности, связанные с государственным финансированием, а также с привлечением частных инвесторов и др. В противном случае это может негативно повлиять на репутацию университета не только как образовательного, но и инновационного и предпринимательского центра.

Во-вторых, основная идея форсайта, которым должен заниматься «Университет 4.0», представляет собой определение направлений развития науки, технологии, социальных институтов и т. д., которые через 1,5-2 десятилетия станут ключевыми для мирового прогресса и будут сверхприбыльными. Это позволит университету сосредоточить все свои усилия и ресурсы на организации технологического прорыва в ключевых направлениях. Если направление будет выбрано неверно, ожидаемого эффекта от вложений получено не будет, и это сопряжено со значительными рисками для вуза. Этими рисками необходимо управлять, вовремя принимая соответствующие меры для их снижения, необходимую информацию для этого и должна предоставить учетно-аналитическая система университета.

В-третьих, необходимость построения в соответствии с законодательством системы внутреннего контроля деятельности вуза предполагает разработку в качестве элемента этой системы матрицы рисков, а также включение всего персонала вуза в систему управления и контроля через участие в управлении рисками на его трудовом месте. Это должно найти отражение в учетно-аналитическом обеспечении деятельности университета, например, через график документооборота, должностные инструкции, условия договора и т. д.

4. Поддержка SMART-университета. Система учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности «Университета 4.0» должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать поддержку smart-образования. Современный университет, SMART-университет, должен готовить для компаний совершенно новый тип работников, способных решать творческие задачи в условиях «Индустрии 4.0», что требует кардинального изменения как процесса подготовки выпускников, так и организации этого процесса, а также новых подходов к учетно-аналитическому обеспечению деятельности университета.

5. Применение технологии «блокчейн». SMART-университет должен иметь более гибкую систему менеджмента, высокий уровень цифрофи-зации всех процессов, предполагается активное использование сети Интернет. Предусматривается, что при этом весь документооборот должен быть в основном в электронном виде, взаимодействие между участниками транзакций должно осуществляться без посредников, через Интернет. Университету необходимо одновременно решать массу сложных задач при осуществлении различных процессов деятельности вуза при огромном количестве участников этих процессов. Все это сопряжено с работой с большими массивами данных. В этом случае возможно применение технологии «блокчейн».

Таким образом, в современных условиях стремительно меняется роль университетов, в соответствии с их стратегическими направлениями развития, инновационным путем развития. Они должны не только осознать и принять изменившиеся реалии, но и принять активные действия, в том числе в формировании внутренней учетно-аналитической системы, которая обладала бы способностью формировать достоверную и оперативную информацию с учетом всех факторов и рисков, а также особенностей деятельности университета. Эффективное функционирование такой системы обусловит минимизацию возникновения ошибок в деятельности университета во внутренней среде, а также будет способствовать повышению доверия со стороны внешних участников.

Литература

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2. Гоженко, К.Н. Экономика знания как инновационная система / К.Н. Гоженко // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». - 2011. - № 12. - С. 17-24.

3. Городнова, Е.А. Исследовательские университеты: мировой опыт и приоритеты развития / Е.А. Городнова. - М.: МИА, 2009. - 86 с.

4. Ицковиц, Г.А. На пути к Сколково. Инновации в действии / Г.А. Ицковиц // Университеты -предприятия - государство. - Томск: Изд-во Томского гос. ун-та управления и радиоэлектроники. -2010. - № 8. - С. 17-24.

5. Карпова, Т.П. Управленческий учет: учебник для вузов/Т.П. Карпова. -М.: ЮНИТИ, 2002. - 350 с.

6. Кондаков, А.П. Образование 3.0: большая перемена / А.П. Кондаков. - http://www.edu54.ru/ sites/default/files/upload/2014/04/0brazovaniie_3.0.pdf

7. Ладыжец, Н.С. Современные тенденции развития западных и отечественных университетов / Н. С. Ладыжец // Вестник Удмуртского университета. Серия: философия, психология, педагогика. - 2015. - № 4. - С. 21-24.

8. Неборский, Е.В. Развитие университетского образования в контексте глобализационных процессов /Е.В. Неборский // Педагогика. - 2017. -№ 2. - С. 102-105.

9. Ридингс, Б. Университет в руинах / Б. Ри-дингс. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. -120 с.

10. Сапегин, К.В. Образование 1.0, 2.0, 3.0: миф и реальность / К.В. Сапегин. -http://ioc.rybadm.ru/ project/s_17_01_13/obrazovanie.pdf.

11. Супян, В.Б. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования / В.Б. Супян. - М.: Магистр, 2009. - 185 с.

12. Трофимова, Л.А. Управление знаниями: учебное пособие / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 77 с.

13. Шматко, А.Д. Применение концепции тройной спирали для развития научно-инновационного предпринимательства / А.Д. Шматко // Сборник научных трудов аспирантов и молодых учёных Института проблем региональной экономики Российской академии наук. - ИПРЭ РАН. - СПб.: ГУАП, 2013. - С. 132-138.

14. Clark, B. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation / B. Clark. - Bingley: Emerald Group Publishing Limited, 2001. - 180 р.

15. Cole, J.R. The great American university: Its rise to preeminence, its indispensable nation role, why it must be protected / J.R. Cole. - N.Y.: Public Affairs. Wunsch-Vincent S., 2011. - 45 р.

16. Curley, M. Creativity in higher education: Report on the EUA Creative Project /M. Curley. - Brussels: European University Association, 2013. - 24 р.

17. Ferlie, E. The governance of higher education systems: а public management perspective/ E. Ferlie. - Brussels: European University Association, 2009. - 32 р.

18. Hilton, R.W. Managerial Accounting / R.W. Hilton. - Boston Burr Ridge: Cornell University, 2009. - 816 р.

19. Keats, D. The genesis and emergence of Education 3.0 in higher education and its potential for Africa / D. Keats // First Monday. - 2017. - № 12.

20. Lane, J. Higher education system 3.0: Adding 21. Paradeise, C. The governance of higher edu-

value to states and institutions / J. Lane // NY: SUNY cation systems: A public management perspective / Press. - 2017. - P. 3-26. C. Paradeise //Dordrecht: Springer. - 2014. - P. 1-20.

Шевелева Екатерина Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск); главный бухгалтер ООО «Универ-Консалтинг» (г. Челябинск), sea1986@mail.ru, shevelevaea@susu.ru

Шевелева Елена Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), evs955@mail.ru, shevelevaev@susu.ru

Поступила в редакцию 26 апреля 2018 г.

DOI: 10.14529/em180215

ACCOUNTING AND ANALYTICAL SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF UNIVERSITIES

E.A. Sheveleva1,2, E.V. Sheveleva1

1 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

2 Univer-Consulting Ltd., Chelyabinsk, Russian Federation

Currently, the role of universities is rapidly changing. The article considers the process of formation of universities and determines their role in modern conditions.

The main models of universities, formed in the process of modernizing the activities of universities at different historical stages, are determined; their characteristic features are examined.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The authors pay particular attention to "entrepreneurial universities", since they currently play the decisive role in society modernization and economy transformation.

The examples of governmental support measures to universities aimed at creating an economic growth engine through enhancing their cooperation with business society are given, as well as examples of successful implementation of these tasks in the US and Europe, and in Russia.

The necessity of forming universities 4.0, targeted at foresight technology in all spheres, and their development is revealed, and their objectives are determined.

The concept of innovative activity in relation to universities as the creation of new products, their commercialization as the university's research activity on the one hand, and the activity of the university itself under new conditions, on the other hand, is analyzed.

It is substantiated that data collection and accounting of resources and economic operations of the university is not enough under new conditions. The necessity of forming an effective accounting and analytical system within the universities of modern models, which would ensure the effective formation of reliable financial and management information, and implementation of the necessary tasks, is proved.

Requirements for the structure and content of such an accounting and analytical system, as well as the factors that influence its formation, are determined. The structure should take into account all the factors and risks, as well as the peculiarities of the university's activity, and would have the ability to generate reliable and timely information. Efficient functioning of such a system will allow reducing the possible risks of the universities' activities and will ensure the continuity of its activities in modern conditions.

Keywords: university, university models, entrepreneurial university, innovative activity, accounting and analytical system of the university, continuity of activity, internal control.

References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 «O natsional 'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda» [Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of May 7, 1981 "On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period until 2024"].

2. Gozhenko K.N. [Economics of knowledge as an innovative system]. Upravleniye ekonomicheskimi sistemami [Management of economic systems], 2011, no. 12, pp. 17-24. (in Russ.)

3. GorodnovaE.A. Issledovatel'skiye universitety: mirovoy opyt i prioritety razvitiya [Research universities: global experience and development priorities]. Moscow, 2009. 86 p.

4. Itskovits G.A. Na puti k Skolkovo. Innovatsii v deystvii [On the way to Skolkovo. Innovations in action]. Universitety -predpriyatiya - gosudarstvo [Universities - enterprises - the state]. Tomsk, 2010, no. 8, pp. 17-24. (in Russ.)

5. Karpova T.P. Upravlencheskiy uchet [Managerial Accounting]. Moscow, 2002. 350 p.

6. Kondakov A.P. Obrazovaniye 3.0: bol'shayaperemena [Education 3.0: big change]. Available at: http:// www.edu54.ru/sites/default/files/upload/2014/04/0brazovaniie_3.0.pdf.

7. Ladyzhets N.S. [Modern trends in the development of Western and Russian universities]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: filosofiya, psikhologiya, pedagogika [Bulletin of Udmurt University. Series: philosophy, psychology, pedagogy], 2015, no. 4, pp. 21-24. (in Russ.)

8. Neborskiy E.V. [Development of university education in the context of globalization processes]. Pedagogika [Pedagogy], 2017, no. 2, pp. 102-105. (in Russ.)

9. Ridings B. Universitet v ruinakh [University in ruins]. Moscow, 2010. 120 p.

10. Sapegin K.V. Obrazovaniye 1.0, 2.0, 3.0: mif i real'nost' [Education 1.0, 2.0, 3.0: Myth and Reality]. Available at: http://ioc.rybadm.ru/project/s_17_01_13/obrazovanie.pdf.

11. Supyan V.B. Issledovatel'skiye universitety SSHA: mekhanizm integratsii nauki i obrazovaniya [Research universities of the USA: a mechanism for integrating science and education]. Moscow, 2009. 185 p.

12. Trofimova L.A., Trofimov V.V. Upravleniye znaniyami [Knowledge Management]. St. Petersburg, 2012. 77 p.

13. Shmatko A.D. [Application of the concept of a triple helix for the development of scientific and innovative entrepreneurship]. Sbornik nauchnykh trudov aspirantov i molodykh uchenykh Instituta problem regional 'noy ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk IPR E RAN [Collection of scientific works of graduate students and young scientists of the Institute of Regional Economic Problems of the Russian Academy of Sciences]. St. Petersburg, 2013, pp. 132-138. (in Russ.)

14. Clark B. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Bingley, Emerald Group Publishing Limited, 2001. 180 р.

15. Cole J.R. The great American university: Its rise to preeminence, its indispensable nation role, why it must be protected. N.Y., Public Affairs. Wunsch-Vincent S., 2011. 45 р.

16. Curley M. Creativity in higher education: Report on the EUA Creative Project. Brussels, European University Association, 2013. 24 р.

17. Ferlie E. The governance of higher education systems: а public management perspective. Brussels, European University Association, 2009. 32 р. DOI: 10.1007/978-1-4020-9515-3_1

18. Hilton R.W. Managerial Accounting. Boston Burr Ridge, Cornell University, 2009. 816 р.

19. Keats D. The genesis and emergence of Education 3.0 in higher education and its potential for Africa. First Monday, 2017, no. 12. DOI: 10.5210/fm.v12i3.1625

20. Lane J. Higher education system 3.0: Adding value to states and institutions. N.Y.: SUNY Press, 2017, pp. 3-26.

21. Paradeise C. The governance of higher education systems: A public management perspective. Dordrecht, Springer, 2014, pp. 1-20. DOI: 10.1007/978-1-4020-9515-3_1

Ekaterina A. Sheveleva, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit, South Ural State University, Chelyabinsk, Chief accountant of the UniverConsulting Ltd., sea1986@mail.ru, shevelevaea@susu.ru

Elena V. Sheveleva, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit, South Ural State University, Chelyabinsk, evs955@mail.ru, shevelevaev@susu.ru

Received April 26, 2018

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Шевелева, Е.А. Учетно-аналитическое обеспечение инновационной деятельности университетов / Е.А. Шевелева, Е.В. Шевелева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2018. - Т. 12, № 2. -С. 130-136. БО!: 10.14529^180215

Sheveleva E.A., Sheveleva E.V. Accounting and Analytical Support of Innovative Activity of Universities. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2018, vol. 12, no. 2, pp. 130-136. (in Russ.). DOI: 10.14529/em180215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.