Научная статья на тему 'УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ БИЗНЕС СТРАТЕГИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА'

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ БИЗНЕС СТРАТЕГИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОСТАНОВКА БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА / РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / СПОСОБЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ РАБОТЫ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верников Виталий Александрович, Коноваленко Ирина Евгеньевна, Корнилова Элина Сергеевна

За последние десятилетия изменился мир, условия работы бизнеса, но Российский бизнес можно считать очень и очень молодым. Как бы ни хотелось и какую бы дату не считать годом рождения, а принято считать одна тысячу девятьсот восемьдесят шестой год, когда был принят закон о кооперации в СССР, ему всего чуть более 30 лет. Детство и юность нельзя сказать, что были безоблачными и счастливыми. Это трудное время с конца 80-х и 90-е многие вспоминают не без мурашек по телу. Бизнес в России еще не вступил в возраст зрелости, но нужно отметить, что многого добился - крупные и средние организации поднялись до уровня уважаемых игроков, конкурентами на мировом рынке, а сам рынок стал неотъемлемой частью жизни России. Пролагатели новых путей российского бизнеса, независимо от того, какими способами они действовали, и каким бы ни был «облико морале», безусловно, стали многие руководители организаций, люди яркие, умные, хитрые и сильные. Основа любого бизнеса - соблюдение законодательства, а значит одной из главных задач финансового отдела и бухгалтерии является формирование грамотной по всем участкам бухгалтерского и налогового учета, постановке учетной политики, правильной финансовой политики, которая в дальнейшем даст возможность выявить резервы не только снижения затрат и расходов, но и уменьшения налогооблагаемой базы. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения представляет собой один из важных документов, позволяющих организации защищать себя перед государственными структурами, отвечающими за соблюдением законодательства. Экономическая ценность учетной политики организации сводится к обеспечению формирования и отражения в учете лучших финансовых результатов ее деятельности. Сегодня рыночные отношения изменились, что повлекло за собой изменение подходов к организации и ведению бухгалтерского и налогового учета - от цепкой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом реализован переход к рассудительному сочетанию государственного регулирования и свободности организаций в постановке бухгалтерского и налогового учета. В 21-ом веке, в 2021 году государство предоставляет широкие права организациям, самостоятельно осуществлять постановку бухгалтерского и налогового учета, а именно: выбирать формы и способы бухгалтерской работы и бухгалтерского учета, технологии обработки учетной информации, разрабатывать систему внутрихозяйственного учета, график документооборота. Этот выбор осуществляется посредством нормативно-правовой базы при составлении учетной политики организации. Нормативно-правовая база с каждым годом меняется, на смену положениям ведения бухгалтерского учета (ПБУ) приходят новые сложнее прежних, а это федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Верников Виталий Александрович, Коноваленко Ирина Евгеньевна, Корнилова Элина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING POLICY AS A KEY FACTOR PROMOTING THE IMPLEMENTATION OF AN EFFECTIVE BUSINESS STRATEGY OF A BUSINESS ENTITY

Over the past decades, the world has changed, business conditions have changed, but Russian business can be considered very, very young. No matter how much one wants and no matter what date is considered the year of birth, it is customary to consider one thousand nine hundred and eighty-six, when the law on cooperation in the USSR was adopted, it is only a little over 30 years old. Childhood and adolescence cannot be said to have been cloudless and happy. This difficult time since the late 80s and 90s, many remember not without goosebumps. Business in Russia has not yet entered the age of maturity, but it should be noted that it has achieved a lot - large and medium-sized companies have become respected players, competitors in the world market, and the market itself has become an integral part of Russian life. The pioneers of new ways of Russian business, no matter what ways they acted, and no matter what the «image of morality» was, of course, many leaders of organizations have become, people are bright, smart, cunning and strong. Accounting policy for accounting and tax purposes has always been the main one and is one of the most important documents that allows an organization to defend itself against government agencies responsible for compliance with the law. The economic value of the accounting policy of the organization approaches to ensuring the formation and reflection in the accounting of the best financial results of its activities. Today, market relations have changed, approaches to organizing and maintaining accounting and tax accounting - from the chain regulation of the accounting process by the state in the past, a transition has been made to a judicious combination of state regulation and the freedom of organizations in the organization of accounting and tax accounting. In the 21st century, in 2021, the state grants broad rights to organizations, independently organizes accounting and tax accounting, namely: choose the forms and methods of accounting and accounting, processing technology for accounting information, develops a system of on-farm accounting, develops a document flow schedule. This choice is carried out through the regulatory framework when drawing up the accounting policy of the organization. The legal framework changes every year ... the rules of accounting (PBU) are replaced by new federal accounting standards (FSBU), which are more complicated than the previous ones, accounting rules, federal standards.

Текст научной работы на тему «УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ БИЗНЕС СТРАТЕГИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА»

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

УДК 657

Верников Виталий Александрович,

кандидат экономических наук, доцент, АНО ВО «Институт социальных наук», г. Москва, Российская Федерация. Коноваленко Ирина Евгеньевна,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва, Российская Федерация. Корнилова Элина Сергеевна,

заведующая финансовым отделом — главный бухгалтер,

Региональная общественная организация «Профессиональный союз работников здравоохранения г. Москвы»,

г. Москва, Российская Федерация.

Vernikov Vitaly Alexandrovich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Institute of Social Sciences, Moscow, Russian Federation. Konovalenko Irina Evgenievna,

Senior Lecturer of the Accounting and Taxation Department, G.V. Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation. Kornilova Elina Sergeevna,

Head of Finance Department — Chief Accountant,

Regional public organization «The Professional Union of Health Workers in Moscow», Moscow, Russian Federation.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ БИЗНЕС СТРАТЕГИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО

СУБЪЕКТА

ACCOUNTING POLICY AS A KEY FACTOR PROMOTING THE IMPLEMENTATION OFAN EFFECTIVE BUSINESS STRATEGY OFA BUSINESS ENTITY

За последние десятилетия изменился мир, условия работы бизнеса, но Российский бизнес можно считать очень и очень молодым. Как бы ни хотелось и какую бы дату не считать годом рождения, а принято считать одна тысячу девятьсот восемьдесят шестой год, когда был принят закон о кооперации в СССР, ему всего чуть более 30 лет.

Детство и юность нельзя сказать, что были безоблачными и счастливыми. Это трудное время с конца 80-х и 90-е многие вспоминают не без мурашек по телу.

Бизнес в России еще не вступил в возраст зрелости, но нужно отметить, что многого добился — крупные и средние организации поднялись до уровня уважаемых игроков, конкурентами на мировом рынке, а сам рынок стал неотъемлемой частью жизни России.

Пролагатели новых путей российского бизнеса, независимо от того, какими способами они действовали, и каким бы ни был «облико морале», безусловно, стали многие руководители организаций, люди яркие, умные, хитрые и сильные.

Основа любого бизнеса — соблюдение законодательства, а значит одной из главных задач финансового отдела и бухгалтерии является формирование грамотной по всем участкам бухгалтерского и налогового учета, постановке учетной политики, правильной финансовой политики, которая в дальнейшем даст возможность выявить резервы не только снижения затрат и расходов, но и уменьшения налогооблагаемой базы.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения представляет собой один из важных документов, позволяющих организации защищать себя перед государственными структурами, отвечающими за соблюдением законодательства.

221

Экономическая ценность учетной политики организации сводится к обеспечению формирования и отражения в учете лучших финансовых результатов ее деятельности.

Сегодня рыночные отношения изменились, что повлекло за собой изменение подходов к организации и ведению бухгалтерского и налогового учета — от цепкой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом реализован переход к рассудительному сочетанию государственного регулирования и свободности организаций в постановке бухгалтерского и налогового учета.

В 21-ом веке, в 2021 году государство предоставляет широкие права организациям, самостоятельно осуществлять постановку бухгалтерского и налогового учета, а именно: выбирать формы и способы бухгалтерской работы и бухгалтерского учета, технологии обработки учетной информации, разрабатывать систему внутрихозяйственного учета, график документооборота. Этот выбор осуществляется посредством нормативно-правовой базы при составлении учетной политики организации. Нормативно-правовая база с каждым годом меняется, на смену положениям ведения бухгалтерского учета (ПБУ) приходят новые сложнее прежних, а это федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ).

Ключевые слова: учетная политика, рыночные отношения, постановка бухгалтерского и налогового учета, российский бизнес, экономическая ценность, государственными структурами, способы бухгалтерской работы и бухгалтерского учета, финансовый контроль, правилам ведения бухгалтерского учета, федеральный стандарты.

Over the past decades, the world has changed, business conditions have changed, but Russian business can be considered very, very young. No matter how much one wants and no matter what date is considered the year of birth, it is customary to consider one thousand nine hundred and eighty-six, when the law on cooperation in the USSR was adopted, it is only a little over 30 years old.

Childhood and adolescence cannot be said to have been cloudless and happy. This difficult time since the late 80s and 90s, many remember not without goosebumps.

Business in Russia has not yet entered the age of maturity, but it should be noted that it has achieved a lot — large and medium-sized companies have become respected players, competitors in the world market, and the market itself has become an integral part of Russian life.

The pioneers of new ways of Russian business, no matter what ways they acted, and no matter what the «image of morality» was, of course, many leaders of organizations have become, people are bright, smart, cunning and strong.

Accounting policy for accounting and tax purposes has always been the main one and is one of the most important documents that allows an organization to defend itself against government agencies responsible for compliance with the law.

The economic value of the accounting policy of the organization approaches to ensuring the formation and reflection in the accounting of the best financial results of its activities.

Today, market relations have changed, approaches to organizing and maintaining accounting and tax accounting — from the chain regulation of the accounting process by the state in the past, a transition has been made to a judicious combination of state regulation and the freedom of organizations in the organization of accounting and tax accounting.

In the 21st century, in 2021, the state grants broad rights to organizations, independently organizes accounting and tax accounting, namely: choose the forms and methods of accounting and accounting, processing technology for accounting information, develops a system of on-farm accounting, develops a document flow schedule. This choice is carried out through the regulatory framework when drawing up the accounting policy of the organization. The legal framework changes every year ... the rules of accounting (PBU) are replaced by new federal accounting standards (FSBU), which are more complicated than the previous ones, accounting rules, federal standards.

Keywords: accounting policy, market relations, organization of accounting and tax accounting, Russian business, economic value, government agencies, methods of accounting and accounting, financial control.

ВВЕДЕНИЕ

Из Послания Президента РФ Федеральному собранию в 2004 году и последующих В.В. Путин сказал... Налоговая система должна стать необременительной для бизнеса, справедливой для всех экономических агентов, не должна позволять уклоняться от уплаты налогов, быть благоприятной для инвестирования и... конкурентоспособной.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, в государстве все меняется, меняется законодательная база, государство пытается облегчить работу бизнесу, вывести организации из теневого бизнеса и дать возможность работать честно, платить причитающиеся налоги. Наступило время перехода от одних более ранних принятых стандартов бухгалтерского учета к другим, а именно к новым федеральным стандартам, регулирующим бухгалтерский учет. Вводиться новые механизмы регулирования справедливой стоимости активов и обязательств, учет обесценения активов и оценку вероятности тех или иных событий. Цель новых стандартов способствовать снижению расходов на постановку учета, научно-исследовательских результатов и разработок в области бухгалтерского учета. Перед каждым бухгалтером на протяжении уже двух десятков лет встает вопрос. будут ли сближаться стандарты бухгалтерского учета с налоговым? Ответ следует. да, но только в той мере, в которой это соответствует главным целям бухгалтерского учета и его задачам.

222

Один из главных стандартов на сегодняшний день — это формирование учетной политики, который призван решать постановку бухгалтерского и налогового учета в организации. В статье будем вести речь об учетной, о ее теоретической и практической части, изменениях отдельных стандартов, влияющих на ее формирование, а именно об изменениях ФСБУ 5-2019 вступающий в силу с 1 января 2021 года, который предусматривает среди прочих такой способ учета запасов, как оценка на отчетную дату по фактической себестоимости и выбор, который нам нужно будет отразить в учетной политике. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель статьи является исследование теоретического подхода к формированию учетной политике в постановке бухгалтерского и налогового учета в организации, различия вступивших изменений между ПБУ 5/01 и ФСБУ 5/2019.

Методологией данного исследования выступили нормативно-правовые документы — действующие и новые вступившие в силу. РЕЗУЛЬТАТЫ

В настоящее время деятельность любой организации сложно представить без качественного и достоверного бухгалтерского учета. Особо важную роль в нем играет учетная политика предприятия.

Разработка и соблюдение бухгалтерской, а также налоговой учётной политики — обязательное условие существования любой организации. По этой причине очень важным и актуальным является изучение правил, которыми организации должны руководствоваться при ведении учёта в случае, если возможен выбор между двумя или более вариантами. Таким образом, учётная политика представляет собой главный документ, регламентирующий порядок бухгалтерского и налогового учёта компании.

В современном мире, где в большинстве стран существует рыночная экономика, учетная политика организаций предполагает гармоничное сочетание самостоятельности организаций в вопросах ведения учетного процесса и его регламентации со стороны государства.

Рыночная экономика ознаменовала появление новых подходов как к управлению самими организациями, так и к ведению в них бухгалтерского учета. Основная сущность новых подходов заключается в следующем: учётная политика организаций, разрабатывается ими самостоятельно, но при этом они обязаны руководствоваться регламентацией бухгалтерского учета со стороны государства. Поэтому при формировании учетной политики и ее последующей реализации всем организациям необходимо отслеживать изменения и поправки, вносимые в законодательство.

От состава и структуры учетной политики зависит не только качество ведения бухгалтерского учета, но и результаты деятельности предприятия, т.е. размер полученной им прибыли. Соответственно составу и структуре учетной политики необходимо уделять как можно больше внимания. Также стоит отметить, что правильная учетная политика позволит избежать большого количества ошибок в бухгалтерском учете, следовательно, будет составлена достоверная отчетность. И, как следствие, будет принято эффективное управленческое решение со стороны руководителя предприятия.

Немало ученых экономистов в своих работах уделяют внимание как самой учетной политике, так и проблемам ее формирования. Например, доктор экономических наук А.А. Соколов, в своей статье «Проблемы формирования учетной политики» освещает вопросы ее формирования, целей учетной политики, проблемы, возникающие в процессе ее формирования. Им еще раз отмечено, что формирование учетной политики — это сложный процесс, который требует не только наличия специальных кадров, но и финансовых и технических возможностей.

В статье Тереховой В.А. «Учётная политика организации» излагается значение учётной политики в процессе разработки отчётной информации для разных целей, а также отводится важное место ценообразованию и договорной политике. Помимо этого, в работе показано множество аспектов управленческого учёта. Ещё одна работа — статья Панферовой А.С. «Учётная политика организации» — помогает сформировать теоретическую основу знаний, касающихся вопросов учётной политики компаний, а также овладение навыком разрабатывать эффективную бухгалтерскую и налоговую учётную политику для субъектов экономики. Статья даёт возможность понять, как делать выводы и давать рекомендации на базе проведения тестов и оценивания системы контроля.

223

Говоря о сущности учётной политики, вначале необходимо отметить, что она превратилась в инструмент, при помощи которого осуществляется как управление предприятием, так и финансовое планирование его деятельности. У налогоплательщиков есть возможность ссылаться на учётную политику. Помимо всего прочего, её положения приняты арбитражными судами как доказательства, используемые для того, чтобы разрешать налоговые споры. В некоторых случаях законные положения приказа об учётной политике являются в большей степени весомыми, если сравнивать с письмами Минфина РФ, МНС России и налоговых инспекций.

Стоит отметить, что на содержательную часть учетной политики оказывают влияние немало факторов, как внешних, так и внутренних. К внешним факторам обычно относят такие, как, например, налоговые льготы и валютная политика государства. А к внутренним факторам можно отнести форму собственности предприятия, качественную характеристику персонала, т. е. его квалификация и др.

Можно сказать, что учетная политика предприятия — это не что иное, как уникальное средство, позволяющее регулировать бухгалтерский учет, а значит и составлять достоверную бухгалтерскую отчетность.

По своему составу учетная политика состоит из теоретической и методической части. Первая включает в себя нормативно-законодательную базу, а также различные положения всей системы бухгалтерского учета. Если же рассматривать методическую сторону учетной политики, то она включает в себя различные методы и способы оценки имущества предприятия, методы начисления амортизации, а также некоторые другие особенности, которые могут иметь место в зависимости от специфики деятельности предприятия.

Если говорить об организационной и технической стороне учетной политики, то она охватывает принципы организации учета, его форму и технологию ведения. Кроме того, учетная политика включает в себя такие составные части, как методику и технику бухгалтерского учета, а также организацию бухгалтерской службы.

Методическая часть учетной политики включает в себя следующие основные части:

• порядок начисления амортизации;

• принимаемые методы оценки сырья и других ценностей;

• способы отражения операций на счетах;

• порядок создания резервов и некоторые другие особенности учета, которые могут иметь место на предприятии.

Формирование учетной политики в организации осуществляется исходя из таких условий работы организации, как вид деятельности, масштаб, структура, уровень квалификации бухгалтерских кадров, объемы производства, организационно-правовая форма предприятия, и других аспектов, которые влияют на методологию учета.

Выбор способа учёта обуславливается следующими факторами:

• правовой и организационно-экономический статус организации (форма собственности, организационно-правовая форма, отрасль, вид деятельности);

• цели организации (привлечение новых источников финансирования);

• обеспечение более крепкой позиции на рынке, выполнение инвестиционных программ и т. д.);

• особенности производственной, коммерческой, финансовой, и управленческой деятельности;

• кадровое обеспечение (квалификация персонала);

• хозяйственная ситуация (виды рыночной инфраструктуры, состояние описывающего её законодательства, целесообразность инвестиций и пр.).

Учётную политику необходимо выбирать обоснованно, то есть таким образом, чтобы она в наибольшей мере обеспечивала достижение поставленных целей и описывала финансовое положение организации в определённых условиях.

Принципы и требования, которые предъявляются к формированию и составлению учетной политики, утверждаются соответствующими документами в законодательстве Российской Федерации, а также международном законодательстве. Существует ряд принципов, которые являются базовыми для составления учетной политики в бухгалтерском учете.

Надо отметить, что в учетной политике используются такие понятия, как допущения и требования. Требования представляют собой условия деятельности организации, с помощью которой

224

учетная политика реализуется: осмотрительность, своевременность, рациональность, полнота, непротиворечивость и т. п.

Допущения — это есть не что иное, как условия деятельности предприятия. Причем эти условия в течение периода формирования учетной политики должны выполняться в обязательном порядке. Существуют такие допущения, как принцип автономности, периодичности, начислений действующей организации.

Допущение, касающееся обособленности предприятий в имущественном смысле (отражение в балансе предприятия его имущества и обязательств). Здесь необходимо упомянуть, что учёт имущества и обязательств, принадлежащих собственникам компании (учредителям), а также другим организациям, происходит обособлено.

Допущение, относящееся к непрерывности деятельности компании, которое свидетельствует о продолжении деятельности предприятия в период обозримого будущего. При этом организация не должна иметь намерений ликвидировать или в значительной мере сократить деятельность, а из этого следует, что предприятие будет погашать обязательства согласно установленному порядку.

Допущение, связанное с последовательностью использования учётной политики, предполагает, что применение учётной политики, которая была выбрана предприятием, происходит последовательно от одного отчетного года к другому.

Как показывает практика, расширенные права предприятий не дают ослабление финансовому контролю, даже наоборот работники разных сфер опираются на новые методы хозяйствования и осуществляют пристальный контроль за использование различных ресурсов. К тому же, администрации организаций необходимо знать не только финансовое состояние своей организации, но и финансовое положение и платежеспособность организаций-конкурентов, поэтому создаются условия для развития еще больших оборотов актуальности контрольной функции. Все вышеперечисленные факты говорят о том, что контрольная функция очень важна для бухгалтерского учета и принимает участие во многих ситуациях.

Контрольная функция помогает следить за финансовой деятельностью не только собственной организации, а также отслеживать платежеспособность конкурентов.

Данная функция благоприятно сказывается и на будущем финансовой политики организации, использующая контрольную функцию, которая впоследствии может привести организацию к успеху на рынке.

В продолжение сказанного, рассмотрим изменения, вступившие в силу в 2021 году в рамках стандарта по запасам (ФСБУ 5/2019), который призван дать возможности в упрощении способов учета запасов и непосредственно коснется малые предприятия, дав им право упрощать учет и возможностью пользоваться льготами.

Во-первых, предприятия, которым разрешается использовать упрощенный учет, могут не применять ПБУ 18/02, ПБУ 16/02, ПБУ 11/2008, ПБУ 8/2010. могут не применять микропредприятия — указано в п. 2 ФСБУ 5/2019.

Затраты на приобретение или создание запасов согласно п.10 ФСБУ 5/2019 отражаются по фактической себестоимости, а малые предприятия вправе использовать простой способ-учиты-вать приобретенные запасы по стоимости приобретения у поставщика. Все расходы, связанные с их приобретением (доставка, фасовка и т. д.), можно не учитывать на счете 10, а сразу включить в себестоимость п.17 ФСБУ 5/2019, а если мы обратимся к ПБУ 5/01 то в пункте 13 мы увидим, что малые предприятия также могли учитывать материалы и товары по цене поставщика если эти предприятия не попадали по ежегодный аудит. Отметим, что с 1 января 2021 года увеличился лимит для проведения обязательного аудита. Теперь аудит финансовой отчетности, должны, проходить организации с налоговыми доходами за предыдущий год более 800 млн руб. или стоимостью активов более 400 млн руб. Для сравнения отметим, что до первого 1 января 2021 года аудит финансовой отчетности, были обязаны проходить организации с выручкой за предыдущий год более 400 млн руб. и суммой активов по балансу более 60 млн руб., а это дает право на упрощение бухгалтерского учета за исключением указанных, в ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Во-вторых, в 2021 году малоценные основные средства можно учитывать в составе запасов, это разрешает п. 5 ФСБУ 5/2019. Вопрос возникает, потому что в новом стандарте сказано, что

срок использования запасов не превышает 12 месяцев, а малоценку используют более года. Но запасы и до 2021 года по сути относятся к краткосрочным активам со сроком не более года (ПБУ 4/99). Просто теперь об этом сказано в новом стандарте.

В-третьих, учет незавершенного производства всегда относилось к запасам и отражалась в балансе в общей статье «Запасы»

Согласно новому стандарту себестоимость незавершенного производства и готовой продукции не включаются в управленческие расходы, потери от брака, а также расходы на хранение (Д-т 90 - К-т 26). Сейчас нужно включать в себестоимость продаж. Ранее организации списывали управленческие двумя способами. Первый относили в счет 20 (Д-т 20 - К-т 26). Второй способ описан выше. Аналогично учитываются потери от брака. ВЫВОДЫ

Оценка эффективности методов организации бухгалтерского и налогового учета, отобранных и закрепленных в учетной политике, рекомендаций по минимизации бизнес-рисков, может улучшить финансовое состояние хозяйствующего субъекта в условиях кризиса. Исходя из этого главная задача учетной политики состоит в объективном отражении достоверной информации о деятельности организации для эффективного управления его деятельностью.

К выбору или разработке учетной политики организации важно подойти очень ответственно, ведь она имеет значительное воздействие на величину прибыли, показателей финансового состояния организации, показателей себестоимости производимых услуг или продуктов, налога на имущество и НДС.

Для успешного ведения бухгалтерского учета необходимо тщательно изучить последствия применения различных элементов выбранной учетной политики. Чем полнее и более обоснована учетная политика организации, тем более успешной и благополучной представляется деятельность организации в обозримом будущем.

Осуществление учетной политики, несмотря на одни и те же выбранные методы ведения учета, на разных предприятиях будет разным. А наличие у предприятия возможности выбора конкретных способов калькуляции, оценивания и порядка отражения хозяйственных операций и подчеркивает самостоятельность и наличие свободы организации в формировании собственной учетной политики.

В бухгалтерском учете есть требования рациональности-соотношения затрат на формирование учетной информации и ее полезности, но правило рациональности несколько вольно или сказать халатно толкуется.

В учете нужно отражать все факты хозяйственной жизни и все способы допустимости ведения учета устанавливают федеральные стандарты. При формировании учетной политики организация выбирает один из способов допускаемых стандартами. Только если конкретный вопрос не урегулирован в стандартах, организация самостоятельно разрабатывает способ учета. Тогда организации, которой разрешено применять упрощенные способы, вправе формировать учетную политику исключительно исходя из требований рациональности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в ред. от 08.12.2020 №2 427-ФЗ).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года (в ред. от 08.12.2020 №> 427-ФЗ).

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №2 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020).

4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020).

5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019 №9 247-ФЗ).

6. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 24.02.2021 N 20-ФЗ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 №> 209-ФЗ (ред. от 30.12.2020 N 494-ФЗ).

8. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 30.12.2020 №9 498-ФЗ).

9. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н от 29.07.1998 (ред. №> 74н от 11.104.2018).

10. Положение по ведению бухгалтерского учета 1/2008 №2 106н от 06.10.2008 (ред. №2 69н от 28.04.2017).

226

11. Положение по ведению бухгалтерского учета 4/99 .№ 43н от 06.07.1999 (ред. .№ 142н от 08.11.2010).

12. Положение по ведению бухгалтерского учета 5/01 .№ 44н от 09.06.2001 (ред. .№ 64н от 16.05.2016).

13. Федеральный стандарт по ведению бухгалтерского учета 5/2019 .№ 180н от 15.11.2019.

14. Положение по ведению бухгалтерского учета 18/02 114н от 19.11.2002 57н от 06.04.2015.

15. Волошина Е.И. Управленческий аудит процесса закупок / Е.И. Волошина // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2020. — . 3 (52). — С. 216-222.

16. Грекова В.А. Совершенствование бухгалтерского учета общехозяйственных расходов организаций, занимающихся несколькими видами деятельности / В.А. Грекова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2020. — .. 3 (52). — С. 223-229.

17. Протасова М.В. Оптимизация налогообложения и бухгалтерского учета как условия развития малого инновационного бизнеса / М.В. Протасова, А. Айназаров, Р.Г. Ахмадеев, Т.В. Морозова // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. — 2020. — Том 9. N° 4. — С. 67-75.

18. Шнейдман Л.З. Новое ФСБУ — что изменится и как упростить / Л.З. Шнейдман // Главбух. — 2021. — . 4. — С. 10-16.

SPBOKLTTERATURY

1. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30 noyabrya 1994 goda N 51-FZ (v red. ot 08.12.2020 . 427-FZ).

2. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Chast' 2. Prinyat Gosudarstvennoy Dumoy 19 iyulya 2000 goda (v red. ot 08.12.2020 . 427-FZ).

3. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2001 . 197-FZ (red. ot 29.12.2020).

4. Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossiyskoy Federatsii ot 08.03.2015 . 21 -FZ (red. ot 08.12.2020).

5. O bukhgalterskom uchete: Federal'nyy zakon ot 06.12.2011 N 402-FZ (red. ot 26.07.2019 . 247-FZ).

6. O valyutnom regulirovanii i valyutnom kontrole: Federal'nyy zakon ot 10.12.2003 N 173-FZ (red. ot 24.02.2021 N 20-FZ).

7. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 24.07.2007 . 209-FZ (red. ot 30.12.2020 N 494-FZ).

8. Ob auditorskoy deyatel'nosti: Federal'nyy zakon ot 30.12.2008 N 307-FZ (red. ot 30.12.2020 . 498-FZ).

9. Polozheniye po vedeniyu bukhgalterskogo ucheta i bukhgalterskoy otchetnosti v Rossiyskoy Federatsii . 34n ot 29.07.1998 (red. . 74n ot 11.104.2018).

10. Polozheniye po vedeniyu bukhgalterskogo ucheta 1/2008 . 106n ot 06.10.2008 (red. . 69n ot 28.04.2017).

11. Polozheniye po vedeniyu bukhgalterskogo ucheta 4/99 . 43n ot 06.07.1999 (red. . 142n ot 08.11.2010).

12. Polozheniye po vedeniyu bukhgalterskogo ucheta 5/01 . 44n ot 09.06.2001 (red. . 64n ot 16.05.2016).

13. Federal'nyy standart po vedeniyu bukhgalterskogo ucheta 5/2019 . 180n ot 15.11.2019.

14. Polozheniye po vedeniyu bukhgalterskogo ucheta 18/02 . 114n ot 19.11.2002 . 57n ot 06.04.2015.

15. Voloshina Ye.I. Upravlencheskiy audit protsessa zakupok / Ye.I. Voloshina // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — . 3 (52). — S. 216-222.

16. Grekova V.A. Sovershenstvovaniye bukhgalterskogo ucheta obshchekhozyaystvennykh raskhodov organizatsiy, zanimayushchikhsya neskol'kimi vidami deyatel'nosti / V.A. Grekova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — . 3 (52). — S. 223-229.

17. Protasova M.V Optimizatsiya nalogooblozheniya i bukhgalterskogo ucheta kak usloviya razvitiya malogo innovatsionnogo biznesa / M.V. Protasova, A. Aynazarov, R.G. Akhmadeyev, T.V. Morozova // Nauchnyye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika firmy. — 2020. — Tom 9. . 4. — S. 67-75.

18. Shneydman L.Z. Novoye FSBU — chto izmenitsya i kak uprostit' / L.Z. Shneydman // Glavbukh. — 2021. — . 4. — S. 10-16.

Статья поступила в редакцию 9 марта 2021 года Статья одобрена к печати 18 мая 2021 года

227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.