Научная статья на тему 'Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2010 г'

Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2010 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеев В. В.

В налоговом учете все свои расходы, связанные с производством и реализацией, компании обязаны разделять на прямые и косвенные расходы. Причем, в отличие от прямых расходов косвенным расходам налогоплательщика в гл. 25 Налогового кодекса РФ уделено немного внимания. В то же время именно они позволяют налогоплательщику существенно снизить объем налоговых платежей в бюджет за текущий отчетный период. О том, какие моменты в части косвенных расходов и готовой продукции налогоплательщику следует учесть при составлении учетной политики для целей налогообложения раскрывается в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2010 г»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКАДЛЯ ЦЕЛЕЙ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА 2010 г.

В. В. АВДЕЕВ,

консультант по налогам и сборам

Косвенные расходы в налоговой политике

Статья 318 НК РФ требует от налогоплательщиков, использующих метод начисления, все расходы отчетного (текущего) периода, связанные с производством и реализацией, подразделять на прямые и косвенные.

При этом ст. 318 НК РФ содержит лишь рекомендуемый состав прямых расходов, согласно которому в качестве таковых могут учитываться:

- материальные затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве продукции и (или) образующих ее основу либо являющихся необходимым компонентом при ее производстве;

- материальные затраты на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;

- расходы на оплату труда основного персонала, участвующего в процессе производства продукции;

- расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве продукции.

Благодаря тому, что перечень прямых расходов является открытым, налогоплательщик вправе включить в свой состав прямых расходов и любые

иные расходы, исходя из специфики деятельности своей компании. Такое право ему предоставляет абз. 10 п. 1ст. 318 НК РФ, согласно которому налогоплательщик самостоятельно определяет в налоговой политике перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Однако отсутствие в налоговой политике закрепленного состава прямых расходов влечет за собой определенную свободу действий сотрудников налоговых органов при проверке. Они будут руководствоваться перечнем прямых расходов, предлагаемым законодательством, и обязательно «постараются» пересчитать налоги в пользу бюджета, поэтому в целях снижения налоговых рисков рекомендуем не игнорировать требование закона в части закрепления состава прямых расходов в налоговой политике.

Следовательно, все иные расходы налогоплательщика, связанные с производством и реализацией, автоматически будут признаваться косвенными, за исключением внереализационных расходов.

Напомним, что в силу ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

- расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

- расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

- расходы на освоение природных ресурсов;

- расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

- расходы на обязательное и добровольное страхование;

- прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

При этом согласно п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы. Исходя из этого, можно сказать, что спектр косвенных расходов налогоплательщика весьма широк. Однако их состав в налоговой политике закреплять не нужно, достаточно установить свой состав прямых расходов.

Обратите внимание!

Так как перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым, то его расширение приведет к увеличению состава косвенных расходов у налогоплательщика. Поэтому тем компаниям, у которых какие-то виды расходов встречаются часто, рекомендуем «дополнить» свой состав прочих расходов, связанных с производством иреализацией.

Так, например, организации торговли могутна основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ учитывать в составе прочих расходов расходы на оплату услуг курьерской службы, а также относить в состав указанных расходов плату за почтовую доставку товаров, расходы за продвижение товаров на рынке (не реклама) и т. д.

Кроме того, в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией, могут учитываться и периодические платежи за приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (подп. 8 п. 2ст. 256 НК РФ). Такие виды расходов (как показывает практика) в настоящее время довольно часто встречаются в хозяйственной деятельности организаций.

Разница между прямыми расходами и косвенными состоит в порядке их признания расходами текущего отчетного (налогового) периода.

Косвенные расходы, связанные с производством и реализацией, осуществленные компанией в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме признаются расходами текущего отчетного (налогового) периода. Прямые расходы признаются расходами текущего отчетного периода лишь в той части, в которой они учтены в соответствии с правилами ст. 319 НК РФ в стоимости реализованной продукции (работ, услуг).

Именно косвенные расходы позволяют налогоплательщику существенно снизить размер налоговых платежей в бюджет. Следовательно, чем больше расходов будет отнесено налогоплательщиком в состав косвенных, тем выгоднее

компании. Ведь это позволяет значительно сократить расходы организации, приходящиеся на незавершенное производство и продукцию, находящуюся на складах. Поэтому у многих возникает желание признать все свои расходы косвенными, тем более что из буквального прочтения ст. 318 НК РФ не следует, что это запрещено законодательством.

Однако такой подход может повлечь за собой весьма печальные последствия для фирмы, так как из самой ст. 318 НК РФ вытекает, что такое право, по сути, предоставлено лишь одной категории налогоплательщиков — налогоплательщикам, оказывающим различного рода услуги. Подобного подхода придерживается и Минфин России в своем письме от26.01.2006 № 03-03-04/1/60.

Обратите внимание!

В отношении некоторых видов косвенных расходов общее правило списания на расходы текущего отчетного (налогового) периода не применяется, так как по ним установлены специальные правила списания. В частности, к таким косвенным расходам относятся расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), расходы на обязательное и добровольное страхование и т. д.

Рассмотрим несколько подробнее расходы на НИОКР, которым в гл. 25 НК РФ посвящена ст. 262 НК РФ.

В первую очередь отметим, что в гл. 25 НК РФ такими расходами в целях налогообложения согласно определению, приведенному в п. 1 ст. 262 НК РФ, признаются:

- расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности, расходы на изобретательство;

- расходы на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Из п. 2 ст. 262 НК РФ следует, что первые из перечисленных расходов признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки.

В том случае если налогоплательщик осуществляет указанные расходы совместно с другими организациями, то для целей налогообложения они признаются у него в размере, соответствующем доле расходов налогоплательщика.

Абзацем 2 п. 2ст. 262 НК РФ определено, что расходы на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, в течение одного года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены исследования (этапы исследований), равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов. Иначе говоря, гл. 25 НК РФ в отношении таких косвенных расходов предусматривает их равномерное списание в течение года, поэтому такие расходы налогоплательщик будет признавать ежемесячно в размере 1/12 осуществленных затрат.

В отношении НИОКР, не давших положительного результата, нормами гл. 25 НК РФ предусмотрен подобный порядок списания.

Обратите внимание!

При признании расходов на НИОКР в обязательном порядке должно выполняться условие об использовании указанных исследований и разработок в производстве и (или) реализации товаров (выпол-ненииработ, оказании услуг).

Такого же мнения придерживаются и налоговые органы. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 12.05.2006 № 20-12/42379® сказано, что для учета расходов на научные исследования при формировании налогооблагаемой прибыли необходимо подтверждение налогоплательщиком использования результатов этих работ в его производственной деятельности.

Если результаты этих работ начинают использоваться налогоплательщиком не по моменту их завершения, а позднее, то вся сумма осуществленных расходов будет учитываться в целях налогообложения прибыли равномерно в течение периода, оставшегося до окончания срока, исчисляемого с даты окончания соответствующих работ. На это обращено внимание в письме Минфина России от 25.05.2006 № 03-03-04/1/478.

Однако, по мнению Минфина России, изложенному в данном письме, неиспользование налогоплательщиком полученных результатов в течение года ведет к тому, что расходы на НИОКР для целей налогообложения будут «потеряны».

Если налогоплательщик реализует результаты НИОКР раньше, чем расходы на НИОКР списаны, то оставшаяся сумма расходов на НИОКР относится в состав прочих расходов единовременно в момент реализации. Такое мнение Минфина России изложено в письме от 18.04.2007 № 03-03-06/1/249.

Специальный порядок списания определен гл. 25 НК РФ и в части расходов на страхование. Напомним, что организации, исчисляющие налог на прибыль по методу начисления, при учете таких расходов руководствуются нормами п. 6 ст. 272 НК

РФ. Как следует из указанной нормы, расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором налогоплательщиком были перечислены денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов.

По договорам страхования, заключенным на срок более одного отчетного периода, с условием уплаты страхового (пенсионного) взноса разовым платежом или в рассрочку, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Подобные разъяснения дает и Минфин России в письме от23.04.2009 № 03-03-06/1/275.

Таким образом, из изложенного материла видно, что косвенные расходы не всегда в полном объеме относятся на расходы текущего отчетного (налогового) периода. Кроме того, не стоит забывать и о норме п. 1 ст. 272 НК РФ, на основании которой контролирующие органы запрещают единовременно признавать в расходах текущего отчетного (налогового) периода «растянутые во времени» расходы.

Заметим, что в настоящее время спорным является вопрос о том, может ли организация признать для целей налогообложения расходы, осуществленные в текущем отчетном (налоговом) периоде, налогооблагаемыми расходами при отсутствии полученного дохода.

Отметим, что специалисты УФСН России по г. Москве в письме от26.12.2006 № 20-12/115144 на частный вопрос налогоплательщика дают отрицательный ответ. По их мнению, запрет на признание расходов в данном случае вытекает из норм ст. 318 НК РФ, которая, как известно, обязывает компании, использующие метод начисления, распределять свои расходы, связанные с производством и реализацией, на прямые и косвенные.

Согласно ст. 318 НК РФ прямые расходы относятся к затратам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. Иначе говоря, сумма прямых расходов учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организацией только при получении доходов от производства и реализации товаров (работ, услуг) данного отчетного (налогового) периода.

Для того чтобы учесть в целях налогообложения прибыли косвенные расходы, возникшие у налогоплательщика, они должны отвечать принципам признания расходов для целей налогообложения прибыли, изложенным вп.1 ст. 252 НК РФ.

В случае если организация в конкретном отчетном (налоговом) периоде не осуществляет деятельности, направленной на получение доходов, то она не может учесть косвенные расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Нужно сказать, что позиция достаточно спорная, так как из ст. 252 НК РФ не вытекает, что расходы признаются налогооблагаемыми расходами по мере получения дохода, главное, чтобы они были произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Поэтому, по мнению автора, косвенные расходы, осуществленные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода даже в случае отсутствия в текущем отчетном периоде доходов от производства и реализации. В этом случае косвенные расходы налогоплательщика сформируют отрицательный финансовый результат — убыток налогоплательщика.

С таким подходом соглашается и Минфин России в своем письме от 17.07.2008 № 03-0306/1/414. Согласны с этим и арбитражные суды, на что указывает, в частности, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.02.2009 № Ф04-6421/2008(598-А81-49), Ф04-6421/2008(358-А81-49) по делу № А81-1461/2008.

Следует отметить, что косвенные расходы не являются самостоятельным элементом налоговой политики налогоплательщика, поэтому к их составу нужно подходить очень продуманно, так как грамотный состав косвенных расходов позволяет значительно снизить налоговую нагрузку на организацию, причем совершенно законным способом.

Готовая продукция в налоговой политике

Отметим, что в НК РФ нет самостоятельного понятия «готовая продукция», поэтому на основании ст. 11 НК РФ налогоплательщик вправе обратиться к бухгалтерскому законодательству, которое относит готовую продукцию в состав материально-производственных запасов (МПЗ) фирмы, предназначенных для продажи, представляющих собой конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством. На это указывает п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н.

Напомним, что при учете МПЗ организации помимо ПБУ 5/01 применяют еще один нормативный документ бухгалтерского законодательства — Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее — Методические указания по учету ПМЗ).

В бухгалтерском учете готовая продукция принимается на учет по фактической себестоимости, определяемой в порядке, предусмотренном п. 7 ПБУ 5/01. Такие же правила оценки готовой продукции предусмотрены и п. 203 Методических указаний по учету МПЗ, согласно которому готовая продукция учитывается по фактическим затратам, связанным с ее изготовлением (по фактической производственной себестоимости). При этом остатки готовой продукции на складе (иных местах хранения) на конец (начало) отчетного периода могут оцениваться в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете компании по фактической производственной себестоимости или по нормативной себестоимости. Избранный вариант бухгалтерского учета готовой продукции закрепляется в бухгалтерской учетной политике налогоплательщика. Причем Методические указания по учету МПЗ уточняют, что нормативная себестоимость включает в себя затраты, связанные с использованием в производственном процессе основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на производство продукции. Кроме того, указано, что нормативная себестоимость может также определяться и по прямым статьям затрат.

Тот же принцип можно использовать и в целях налогового учета, на это указывают положения ст. 318 и 319 НК РФ, определяющие порядок оценки готовой продукции для целей налогообложения. Причем для учета готовой продукции налогоплательщиком используются данные первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе в количественном выражении.

Статьей 318 НК РФ определено, что налогоплательщики, исчисляющие налог на прибыль методом начисления, в обязательном порядке делят все расходы отчетного (налогового) периода, связанные с производством и реализацией, на прямые и косвенные.

Косвенные расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме списываются в расходы текущего (отчетного) периода налогоплательщика с учетом требований, предусмотренных НК РФ. В том же порядке в расходы текущего периода включаются и внереализационные расходы налогоплательщика (ст. 265 НК РФ).

Иначе дело обстоит с прямыми расходами — они включаются в состав расходов текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, в стоимости которой они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. Иначе говоря, в составе расходов отчетного (налогового) периода налогоплательщик вправе учесть только ту часть прямых расходов, которая учтена в стоимости реализованной продукции. Такие же разъяснения на этот счет содержатся в письме Минфина России от 09.06.2009 № 03-03-06/1/382. Причем в ст. 318 НК РФ установлен лишь примерный перечень расходов, которые могут учитываться налогоплательщиком в качестве прямых. Так, к прямым расходам, в частности, могут быть отнесены:

- материальные затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве продукции и (или) образующих ее основу, либо являющихся необходимым компонентом при ее производстве;

- материальные затраты на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;

- расходы на оплату труда основного персонала, участвующего в процессе производства продукции;

- расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве продукции.

Налогоплательщик самостоятельно, исходя из специфики своего производства, определяет свой состав прямых расходов для целей налогового учета и закрепляет его в своей налоговой политике. О том, что это не противоречит законодательству, подтверждает и Минфин России в письме от 11.11.2008 № 03-03-06/1/621. Поддерживает такой подход и правоприменительная практика, на что указывает постановление ФАС Уральского округа от 23.01.2008 № Ф09-11405/07-С2 по делу № А07-3705/07.

Отметим, что ст. 318 и 319 НК РФ направлены на сближение различий между данными бухгалтерского и налогового учетов. В соответствии с этим, по мнению автора, наиболее целесообразным выступает вариант использования в системе налогового учета того же состава прямых расходов, который используется в бухгалтерском учете. Все иные расходы, за исключением внереализационных, будут признаваться косвенными расходами налогоплательщика.

Помимо состава прямых расходов в налоговой политике следует закрепить порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство (далее — НЗП) и на изготовленную в текущем месяце продукцию с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции. Причем закрепленный в налоговом учете порядок распределения прямых расходов налогоплательщик обязан применять не менее двух налоговых периодов.

Если прямые расходы невозможно отнести к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции, то налогоплательщику в налоговой политике следует предусмотреть и механизм распределения прямых расходов между видами выпускаемой продукции, основанный на экономически обоснованных показателях.

Отсутствие в налоговой политике такого механизма распределения прямых расходов на базе какой-либо обоснованной методики может привести к спору с сотрудниками налоговых органов. О том, что это имеет место, подтверждает постановление ФАС Уральского округа от 18.02.2008 № Ф09-392/08-СЗ по делу № А47-7142/07.

Однако вернемся к оценке готовой продукции в налоговом учете. Как следует из п. 2ст. 319 НК РФ, оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, произведенных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам незавершенного производства.

Оценка остатков готовой продукции на складе определяется налогоплательщиком в виде разницы между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящуюся на выпуск продукции в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток НЗП), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию.

Другими словами, чтобы оценить готовую продукцию, поступившую на склад, налогоплательщику нужно знать:

- сумму прямых затрат, приходящуюся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца (ПзГПнм);

- сумму прямых затрат, приходящуюся на выпуск продукции в текущем месяце (ПзГПтм);

- сумму прямых затрат, приходящуюся на остаток незавершенного производства (ПзНЗП);

- сумму прямых затрат, приходящуюся на отгруженную в текущем месяце продукцию (ПзГПотм).

На основании указанных данных стоимость остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца (ПзГПкм) можно определить, используя следующую формулу: ПзГПкм = ПзГПнм + + (ПзГПтм — ПзНЗП) — ПзГПотм. Ранее отмечалось, что оценка остатков готовой продукции на складе производится на основании данных первичных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе, поэтому налогоплательщику в налоговой политике следует отразить, какая «первичка» используется им для этих целей.

В силу ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов. Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, включая справку бухгалтера, аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы. На основании норм российского законодательства можно сделать вывод, что в качестве первичных учетных документов в целях налогового учета используются первичные документы бухгалтерского учета. На это указывают и специалисты УФНС России по г. Москве в письме от 28.04.2006 № 20-12/35854@.

Причем, как следует из ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон № 129-ФЗ), для подтверждения своих хозяйственных операций организации обязаны применять первичные учетные документы, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. И только в случае отсутствия таковых Федеральный закон № 129-ФЗ допускает использование самостоятельно разработанных форм первичных учетных документов при условии, что они отвечают всем требованиям ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ. Такое же мнение выражают и специалисты УФНС России по г. Москве в письме от 16.08.2006 №20-12/72393.

Так как готовая продукция является частью МПЗ, то для документального отражения операций по движению готовой продукции следует применять первичные учетные документы, формы которых утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, мате-

риалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (далее — Постановление № 71а).

Анализ унифицированных форм, утвержденных Постановлением № 71а показывает, что документ для оформления передачи готовой продукции на склад не утвержден, в силу чего организация должна разработать такой документ самостоятельно с учетом специфики своего производства и закрепить его использование в бухгалтерской учетной политике.

В Методических рекомендациях по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей МПЗ в бухгалтерской отчетности, утвержденных Минфином России 23.04.2004, отмечено, что при выполнении процедуры анализа методики учета готовой продукции источниками информации служат:

- первичные документы по учету готовой продукции (сдаточные накладные, приходные ордера, накладные, акты приемки готовой продукции, карточки складского учета);

- первичные документы на отгрузку готовой продукции;

- первичные документы складского учета;

- сводные регистры бухгалтерского учета и регистры аналитического учета.

Следовательно, приемка на склад готовой продукции может осуществляться на основании приемо-сдаточных накладных, спецификаций, актов приемки готовой продукции, ведомостей сдачи готовой продукции на склад и других документов, разработанных организацией для этих целей. Использование этих документов должно быть закреплено учетной политикой организации.

Для складского учета готовой продукции применяется Карточка учета материалов (форма № М-17), которая применяется для учета движения готовой продукции по каждому ее наименованию, виду, сорту, размеру и другим характеристикам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Записи в карточках складского учета производятся на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции. При получении готовой продукции от изготовителя указывается дата получения, наименование и номер документа, а также наименование сдатчика. Остатки в карточках при наличии операций выводятся ежедневно. В конце месяца определяются итоги оборотов по приходу и расходу, и выводится остаток, затем составляются оборотные или сальдовые ведомости готовой продукции, которые передаются в бухгалтерию для количественного и стоимостного учета готовой продукции на складах.

Отпуск готовой продукции покупателям согласно п. 208 Методических указаний № 119н

осуществляется на основании первичных учетных документов-накладных. В качестве типовой формы может быть использована накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Организации различных отраслей производства могут применять специализированные формы накладных и других первичных документов, оформляемых при отпуске готовой продукции покупателям.

Основанием для оформления накладной на отпуск готовой продукции со склада является распоряжение руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком). Таким документом, как показывает практика, является приказ на отпуск готовой продукции со склада.

Нередко производственные организации отпуск готовой продукции со склада оформляют с применением товарной накладной (форма № ТОРГ-12), форма которой утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».

Согласно указаниям по применению этих форм товарная накладная унифицированной формы № ТОРГ-12 применяется организациями для документального оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.

Обратите внимание!

Накладная № ТОРГ-12 предназначена именно для учета торговых операций и применяется для отпуска товарно-материальных ценностей сторонней организации. Поскольку готовая продукция является частью МПЗ, то, по мнению автора, эта

накладная может применяться для учета отпуска готовой продукции покупателям (заказчикам) при условии, что ее использование будет закреплено в учетной политике компании.

Итак, учитывая изложенный материал, в разделе налоговой политики, посвященном налоговому учету готовой продукции, налогоплательщику следует указать:

- составпрямыхрасходов;

- порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции.

- механизм формирования и распределения прямых расходов по видам произведенной продукции, основанный на экономически обоснованных показателях;

- состав первичных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении), применяемый налогоплательщиком, а также перечень лиц, ответственных за их оформление.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), утвержденный Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года № 44н

3. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

4. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

(Продолжение следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.