Научная статья на тему 'Учет затрат налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии в целях налогообложения прибыли'

Учет затрат налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии в целях налогообложения прибыли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / РАСХОД ТОПЛИВА / УЧЕТ ПРИБЫЛИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лермонтов Ю. М.

Затраты на приобретение топлива, воды, энергии входят в состав материальных расходов, при учете которых у налогоплательщиков может возникнуть спор с налоговыми органами. В статье рассмотрены основные спорные ситуации, связанные с учетом при налогообложении прибыли указанных видов материальных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет затрат налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии в целях налогообложения прибыли»

учет затрат налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии в целях налогообложения прибыли

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ,

советник государственной гражданской службы 3-го класса

В силу подп. 5 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, расходы на производство и (или) приобретение мощности, а также — на трансформацию и передачу энергии.

Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р введены в действие Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — Нормы расхода топлив).

Согласно п. 1 Норм расхода топлив, названный документ предназначен для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

В силу п. 3 Норм расхода топлив норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив предназначены для следующих целей:

• расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления;

• ведения статистической и оперативной отчетности;

• определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ;

• планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами;

• расчетов по налогообложению предприятий;

• осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов;

• проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д.

На основании п. 6 Норм расхода топлив норма расхода топлив может снижаться.

В случае производственной необходимости, принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного, природного и климатического характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т. п., возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов (надбавок) к Нормам расхода топлив. Осуществляется это по распоряжению руководства местных администраций регионов и других ведомств — при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России.

Руководители местных администраций регионов и предприятий на период действия Норм расхода топлив для моделей, различных марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в порядке, установленном научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе — методике.

Минфин России в письме от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67 обращает внимание на то, что подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ не предусмотрено ограничений по учету расходов на горючие и смазочные материалы (ГСМ) при исчислении налога на прибыль организаций.

В то же время расходы должны соответствовать критериям, указанным в ст. 252 НК РФ, в частности — обоснованы. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они

произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По мнению Минфина России, с учетом п. 6 указанных Методических рекомендаций, если Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив для соответствующей автомобильной техники, то руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в порядке, установленном научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе — методике.

До принятия приказа организации, утверждающей нормы, разработанные в установленном порядке, налогоплательщик может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

Минфин России также дает разъяснения относительно возможности отнесения тех или иных расходов к предусмотренным подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ. Так, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России рассмотрел письма по следующим вопросам учета расходов, связанных с содержанием котельной, водонасосной станции и тепловой электростанции (ТЭС), в целях налогообложения прибыли организаций. Признаются ли водонасосная станция и ТЭС обслуживающим производством в целях налога на прибыль при условии, что данные подразделения обеспечивают работу основного производства, общежития, находящегося на балансе ОАО, а также получают дополнительный доход от реализации своих услуг сторонним организациям? Относится ли котельная к обслуживающим производствам и хозяйствам в целях налога на прибыль при условии, что она обеспечивает работу основного производства, а также реализует выработанную энергию стороннему лицу — сетевой компании?

Минфин России в письме от 18.05.2011 N° 0303-06/1/300 отмечает, что согласно п. 1 ст. 283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с гл. 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с учетом особенностей, предусмотренных ст. 264.1, 268.1, 275.1, 280, 283 и 304 НК РФ.

На основании положений ст. 275.1 НК РФ для целей налогообложения прибыли к обслуживаю-

щим производствам и хозяйствам (ОПХ) относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся, в том числе, объекты газо-, тепло-и электроснабжения населения.

Водонасосная станция, ТЭС и котельная, обеспечивающие основную деятельность организации и используемые для оказания услуг работникам и сторонним организациям за дополнительную плату, соответствуют, таким образом, критериям объектов ОПХ на основании положений ст. 275.1 «Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств» НК РФ.

Что касается порядка признания указанных расходов, то, по общему правилу, установленному п. 1 ст. 272 НК РФ, при использовании метода начисления для целей налогообложения прибыли расходы принимаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от фактической выплаты денежных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 272 «Порядок признания расходов при методе начисления» НК РФ датой осуществления материальных расходов признается:

• дата передачи в производство сырья и материалов — в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги);

• дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) — для услуг (работ) производственного характера.

Если расходы на приобретение электроэнергии фактически произведены в истекшем налоговом периоде, а первичные документы, подтверждающие понесенные расходы, датированы следующим налоговым периодом, то указанные расходы учитываются организацией в составе соответствующих расходов следующего налогового периода, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Учитывая изложенное, расходы на энергоснабжение на основании п. 2 ст. 272 НК РФ учитываются в том периоде, в котором получены первичные документы, подтверждающие данные расходы, в частности расходы на оплату услуг сетевой компании по передаче электроэнергии — на дату подписания акта об оказании услуг при ус-

ловии их соответствия положениям п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 03.05.2011 № 03-03-07/14).

Следует учитывать степень важности документального подтверждения, письменной доказательной базы для признания рассматриваемых расходов для целей налогообложения прибыли.

В письме УФНС России по г. Москве от 05.08.2011 № 16-15/076994@ обращается внимание на то, что основанием для отнесения расходов на оплату энергии в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, является заключение договоров с энергоснабжающими организациями, предусмотренных гражданским законодательством, либо наличие соответствующих счетов, предъявленных налогоплательщику, отражающих поставку энергии.

Указанные расходы должны быть документально подтверждены счетами энергоснабжающего предприятия, отражающими поставку энергии.

В письме УФНС России по г. Москве от 17.01.2011 № 16-15/002613@ разъясняется ситуация, в которой между организациями — совладельцами торгового центра заключен агентский договор на оплату коммунальных услуг без выплаты агентского вознаграждения, при этом агентом выступает абонент специализированных организаций — поставщиков коммунальных услуг, в связи с чем возникает вопрос о порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов в виде коммунальных платежей, перевыставленных другой организацией, также являющейся владельцем части этого здания и одновременно абонентом по договорам со специализированными организациями, оказывающими данные услуги.

По мнению УФНС России по г. Москве, заключение такого договора возможно только в случае получения абонентом согласия специализированных организаций на последующую передачу полученных им услуг другим организациям (субабонентам).

Таким образом, расходы организации-субабонента в виде коммунальных платежей должны быть документально подтверждены прилагаемыми организацией-абонентом к выставленным организации-субабоненту счетам по коммунальным платежам актами оказанных услуг с расчетами коммунальных платежей, составленными на основании счетов водо- и энергоснабжающих предприятий, отражающих поставку энергии (воды).

Как следует из постановления ФАС Дальневосточного округа от 08.12.2011 № Ф03-5920/2011, неправомерное, по мнению налогоплательщика —

индивидуального предпринимателя, исключение из состава профессиональных налоговых вычетов расходов на ГСМ, опровергается установленными по судебному делу обстоятельствами и имеющимися в материалах дела доказательствами.

Для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, нижестоящие судебные инстанции, поскольку в силу требований ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком, пришли к обоснованному выводу о недоказанности индивидуальным предпринимателем произведенных с продавцом топлива расчетов за ГСМ, как расходов, использованных в целях предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя.

В материалах дела отсутствуют доказательства, что лица, которые приобретали топливо, оплаченное индивидуальным предпринимателем, действовали по поручению последнего для осуществления его предпринимательской деятельности.

Представленные в подтверждение совершенных хозяйственных операций договоры, товарные накладные, акты выполненных работ, счета-фактуры и квитанции к приходным кассовым ордерам с чеками контрольно-кассовых машин подвергнуты судами оценке в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) и правомерно, по мнению суда кассационной инстанции, признаны недостоверными. Содержащиеся в них сведения не соответствуют действительности.

В то же время наличие каких-либо несущественных недостатков представленных документов при условии доказанности реальности произведенных хозяйственных операций не является основанием для отказа в учете расходов для целей налогообложения прибыли.

В постановлении Федерального арбитражного суда (ФАС) Западно-Сибирского округа от 17.08.2012 № А81-4307/2011 отмечается, что в силу положений ст. 252 НК РФ при решении вопроса о возможности принятия расходов в целях исчисления налога на прибыль необходимо исходить из реальности расходов, произведенных в целях получения дохода, а также их документального подтверждения.

Судами нижестоящих инстанций установлено, что между организацией-налогоплательщиком и муниципальным унитарным предприятием заключен договор управления жилищным фондом, по условиям которого организация, в том числе, приняла на себя обязательства оказывать услуги теплоснаб-

жения помещений жилищного фонда. Начисление и сбор платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги организация производила по ценам и тарифам, установленным постановлением главы муниципального образования и решением региональной энергетической комиссии субъекта РФ. В качестве топлива организация использовала газовый конденсат.

Оплата организацией поставленного топлива подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочли доказанным несение затрат организации по приобретению топлива (газового конденсата).

То обстоятельство, что первичные документы, а именно акты расхода, не содержат порядкового номера, даты составления (указан месяц и год), измерителей хозяйственной операции в денежном выражении, не является безусловным и достаточным основанием для отказа в учете расходов для целей налогообложения.

Доказательств отсутствия реальных хозяйственных операций и намерения организации получить необоснованную налоговую выгоду налоговым органом не представлено.

Следовательно, как признал ФАС ЗападноСибирского округа, организация, осуществляя в проверяемый период деятельность, направленную на получение дохода, произвела экономически оправданные затраты, выраженные в денежной форме и оформленные соответствующими первичными документами.

С другой стороны, из судебной практики следует, что если не представлен какой-либо первичный документ (либо он не содержит необходимой информации), имеющий приоритет над остальными, то рассматриваемые расходы не могут быть приняты в целях налогообложения прибыли.

По обстоятельствам дела, рассмотренного ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 17.05.2011 № А27-10300/2010, налогоплательщик в обоснование списания ГСМ в расходы представил документы по складскому учету (счета-фактуры, чеки автозаправочной станции, акты на списание ГСМ, путевые листы, отчеты).

Основанием для непринятия расходов явился вывод налогового органа о документальном неподтверждении затрат по приобретению ГСМ в связи с непредставлением путевых листов, подтверждающих фактический расход топлива и производственный характер маршрута следования транспорта.

Нижестоящие судебные инстанции, руководствуясь постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 (которым утверждена унифицированная форма путевого листа, являющегося первичным документом, подтверждающим произведенные расходы на ГСМ), разъяснениями в письме Минфина России от 20.02.2006 № 03-0304/1/129, пришли к выводу о том, что документы, представленные налогоплательщиком в обоснование расходов по приобретению ГСМ, не подтверждают фактического расхода топлива.

Суды нижестоящих инстанций, по мнению суда кассационной инстанции, правильно указали, что для признания расходов на ГСМ в целях налогообложения доходов необходимо наличие не только кассовых чеков, но и правильно оформленных путевых листов, подтверждающих фактический расход бензина, отметок о прохождении водителем медосмотра перед рейсом, отметок механика о техническом состоянии автомобиля, подписей лиц, пользовавшихся автотранспортом и т. д. Все это свидетельствует о фактической работе автомобиля на цели производственной деятельности.

Список литературы

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ (в ред. от 30.12.2012).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 03.12.2012).

3. О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»: распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р.

4. Письмо Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129.

5. Письмо Минфина России от 03.05.2011 № 03-03-07/14.

6. Письмо УФНС России по г. Москве от 05.08.2011 № 16-15/076994@.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.