Научная статья УДК 37.035.7 + 004 РСН: 10.14529/рес1220308
УЧЕТ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗАПАСА
Д.А. Костюк, [email protected]
Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия
Аннотация. В статье исследовано влияние информационной среды на нравственные ценности военнослужащих запаса. Переход информационного общества в глобальную фазу привел к серьезным изменениям в нравственных ценностях, потребовал от общества их гармонизации в специфической информационной среде. Военнослужащий запаса в этой среде сталкивается как с позитивными, так и негативными факторами при формировании собственных нравственных ценностей. Автор анализирует государственный и социальный заказы в отношении нравственных ценностей для военнослужащих запаса в Российской Федерации. Обосновано, что нравственные ценности эволюционируют в соответствии с изменением социальных условий в обществе. Уточнены понятия информационной среды и гармонизации деятельности субъекта в информационной среде. Установлены основные факторы, значимые при формировании ценностей в информационной («цифровой») среде для общечеловеческого, гражданского и военно-профессионального уровней. Выявлены условия информационной (цифровой) среды, наиболее способствующие формированию у индивида позитивных, созидательных нравственных ценностей, ориентированных на благо личности, общества и государства. С учетом этих условий педагог может способствовать усвоению позитивных нравственных ценностей и нивелировать негативные установки обучаемых.
Ключевые слова: нравственные ценности, военнослужащие запаса, дополнительное образование, образовательный процесс, личностные качества, информационная среда
Для цитирования: Костюк Д.А. Учет влияния информационной среды на нравственные ценности военнослужащих запаса // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2022. Т. 14, № 3. С. 83-95. БО!: 10.14529/реа220308
Original article
DOI: 10.14529/ped220308
INFLUENCE OF INFORMATION ENVIRONMENT ON THE MORAL VALUES OF RESERVE SOLDIERS
D.A. Kostyuk, [email protected]
South Ural State University, Chelyabinsk, Russia
Abstract. The transition of information society to the global phase has led to serious changes in moral values, requiring society to harmonize them in a specific information environment. The article examines the influence of information environment on the moral values of reserve soldiers. A reserve soldier in information environment faces both positive and negative factors in the formation of his own moral values. The author analyzes the state and social needs in relation to moral values of reserve soldiers in the Russian Federation. It is substantiated that moral values evolve in accordance with social conditions. The concepts of the information environment and the harmonization of the activity of the subject in the information environment are clarified. The main factors that are significant in the formation of values in the information environment for the universal, civil and military-professional levels have been established. The conditions of the information environment, which help to form moral values in an individual, focused on the benefit of the individual, society and the state, are identified. The conditions identified can help the faculty contribute to the assimilation of positive moral values and to change the negative attitudes of the students.
© Костюк Д. А., 2022
Keywords: moral values, reserve soldiers, additional education, educational process, personal qualities, information environment
For citation: Kostyuk D.A. Influence of information environment on the moral values of reserve soldiers. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2022;14(3):83-95. (In Russ.) DOI: 10.14529/ped220308
Введение
В настоящее время нравственные ценности и личностные качества приобретают все большее значение в жизни общества. В нормативных документах подчеркивается как государственный, так и общественный запрос на формирование личности с позитивными, созидательными нравственными ценностями. Значительное внимание им уделено во вновь принятой Конституции. В частности, ст.67.1 «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство», а также «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается». Также уделяется внимание воспитанию подрастающего поколения. «Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» [11].
Эти положения дополняются такими подзаконными актами, как п. 12 Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года», где подчеркивается важность укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей населения [20]. В образовательном процессе это подчеркивается в Статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где в аспекте рассматриваемой проблемы основным является «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального при-
родопользования» [23]. В новейшей редакции закона была также добавлена ст. 12.1 - «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа» [23].
Еще одним документом, определяющим позицию государства по формированию нравственных ценностей в сфере высшего образования, выступает Указ Президента «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [21], развивающий идеи [14] на новом уровне. В частности, в нем отмечается необходимость формирования у обучающихся таких качеств, как гражданская ответственность и правовое самосознание.
Вместе с тем в ряде публикаций отмечается, что уровень нравственных ценностей не в полной мере соответствует запросам государства и общества. Отмечается связь нравственных ценностей с вопросами общечеловеческого развития. Так, нравственные ценности не являются чем-то «неизменным», привнесенным свыше или извне. Они являются продуктом общественного развития, более того -люди вырабатывают их в тесной связи с динамически меняющимися социальными условиями. И хотя многие из них достаточно стабильны и сохранялись в похожем виде сотни или даже тысячи лет, это не означает их статичности. Более того, при быстром изменении социальных условий общество реагирует на это, вырабатывая новую, действующую систему ценностей. Информационное общество, согласно ряду исследователей, прошло ряд последовательных стадий, на которые оказывали влияние зарождение письменности, ее распространение, появление типографского оборудования, телеграфного, а затем и телефонного сообщения, кинематографа, телевидения. Рядом исследователей [3, 6-9, 15-17, 29] отмечается, что глобальная сеть Интернет, подключенные к ней индивидуальные носи-
мые компьютеры и смартфоны, а также другие устройства резко изменили условия жизни людей. Рубеж качественных изменений отмечается по разным показателям либо с 1990-х [7, 29], либо с 2000-х годов [16]. В том числе изменились условия обмена мнениями, поиска информации, распределения свободного времени и его использования людьми. Это означает, что общество, как глобальное, так и в рамках государственных образований, снова находится в условиях достаточно быстрого изменения как условий жизни, так и соответствующего этим изменениям аксиологического (ценностного) компонента.
В Российской Федерации безопасность страны неразрывно связана с Вооруженными силами. Одним из компонентов Вооруженных сил является мобилизационный резерв, готовый действовать при наступлении военной опасности, стихийных бедствиях или в других чрезвычайных ситуациях. Поскольку к нему будут предъявляться высокие профессиональные и общечеловеческие требования, то его личностные, в том числе ценностные качества, сформированные до наступления таких ситуаций, заблаговременно, будут важны.
Было изучено состояние вопроса в теории. Нравственные ценности военнослужащих Министерства обороны, Внутренних войск Министерства внутренних дел (позднее - Рос-гвардии) были рассмотрены в работах [2, 5, 10, 12, 18, 19]. Влияние информационной среды, в основном в негативных аспектах, было упомянуто или рассмотрено в работах М. Рыс-куловой, А. Сукиасяна, М. Чухровой, А. Ермолаевой, К. Янга и других авторов [20, 22, 26, 29]. Нравственные ценности военнослужащих запаса были рассмотрены в работах В. Беляевой, Б. Киреевой, Ю. Панасенко, Е. Туркина, И. Федосеевой [10, 13, 24]. Однако в данных работах, особенно в [1, 10], формирование нравственных ценностей рассматривается с классических позиций XIX - начала ХХ в. и информационная («цифровая») среда как отдельный фактор не выделяется. Все предложения лежат в «возрождении» старых методов без всестороннего использования изменившихся условий, что в новых условиях представляется непродуктивным.
Состояние вопроса в практике оценивается как множество самостоятельных подходов. В частности, позитивное влияние предлагается проводить через российские социальные сети и другие электронные платформы [17, 25].
Виртуальная реальность, сложные компьютерные игры с элементами обучения, сетевые игры являются другим подходом [16]. Второй подход представляется целесообразным, однако здесь важным ограничивающим условием является качество программ. По оценкам ряда авторов [6, 15], подтвержденным в дальнейшем опросом слушателей, специализированные программы уступают популярным коммерческим продуктам, на которые ориентируется современная молодежь.
В этих условиях актуализируются вопросы воспитания ценностей будущих военнослужащих. Целью работы являются выявление факторов информационной среды, влияющих на нравственные ценности слушателей, и оценка степени этого влияния. Для достижения целей исследования были выбраны следующие взаимосвязанные между собой задачи:
• выявить позитивные и негативные факторы информационной среды, влияющие на нравственные качества человека;
• конкретизировать понятия информационной среды и гармонизации деятельности субъекта в информационной среде;
• изучить влияние позитивных и негативных факторов на конкретных индивидов в процессе профессиональной подготовки.
Охарактеризуем процедуры решения этих задач исследования.
Методология исследования
Для выявления позитивных и негативных факторов информационной среды, влияющих на нравственные качества человека, были использованы такие методы, как изучение нормативных документов, в первую очередь, Конституции как основного закона Российской Федерации, а также подзаконных актов, включая Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, Указы президента Российской Федерации, Постановления правительства Российской Федерации и др. Основная задача - выявить требования общества и государства к положительным ценностям. Вторым методом было изучение по указанному вопросу научной литературы. Предпочтение отдавалось научным работам, выпущенным в течение последних пяти лет, в первую очередь, по таким научным направлениям, как педагогика, социология, психология. Как оказалось, данная тематика затрагивается авторами также по направлениями «политология» и «информационная безопасность». В частно-
сти, вопрос проработан в работах таких авторов, как И.В. Дубровина, М.М. Рыскулова, М.Г. Чухрова (педагогика), Д. Валлис, А.В. Ермолаев, Ш.Р. Магадов, М.А. Смирнов, К. Янг (психология), А.Г. Сукиасян (политология) и некоторых других.
В ходе изучения данных работ было выявлено несколько подходов к делению на уровни ценностей. Так, один из подходов предусматривал деление на базовый (потребительский), индивидуально-нравственный и общественно-нравственный уровни [1, 10]. В другом варианте за основу бралась иерархия потребностей по видам нервной деятельности мозга, однако данное направление на сегодняшний день недостаточно проработано [28]. Наиболее перспективным, с точки зрения целей исследования, был выбран подход [27] деления ценностей по уровням на общечеловеческий, гражданский и профессиональный. Данный подход хорошо согласуется с теорией множеств, в данном случае индивид, обладая в полной мере общечеловеческими ценностями, и гражданским, как полноправный гражданин своей страны, дополнительно приобретает специфическое подмножество профессиональных ценностей.
На основании этой классификации были выявлены дополнительные научные публикации, отражающие разные аспекты проблемы. Поиск осуществлялся по ключевым словам «информационное общество / среда / пространство / революция», «5-й технологический уклад», «нравственные / моральные / личностные ценности» и другим на ресурсах Scopus, Cyberleninca и других.
В качестве основных использовались определения, данные в правовом поле Российской Федерации, в частности, в Законе об информационной безопасности. Найдены понятия, которым должны соответствовать все вновь взятые в других источниках или сформулированные: «информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; 2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов», «информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств». Примыкает к определению «информационная среда», являясь его
составной частью, также и «информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники» [22].
После получения данных в результате теоретического исследования для их проверки и подтверждения было проведено практическое исследование. На основании полученных теоретическим путем положительных и отрицательных сторон информационного общества был составлен вопросник для тестирования слушателей Военного учебного центра ЮжноУральского государственного университета, подпадающих под категорию будущих (по окончании программы обучения) военнослужащих запаса. Задачей тестирования было выявить, насколько указанные в теоретических работах положительные и отрицательные стороны информационного общества фактически влияют на условия жизни и формирование нравственных ценностей конкретных обучаемых. Для достижения репрезентативности в проводимом исследовании были задействованы слушатели трех разных учебных взводов общей численностью 106 человек.
В интересах исследования необходимо было конкретизировать понятия информационной среды и гармонизации деятельности субъекта в информационной среде. Для этого были предложены и задействованы такие методы, как изучение нормативных документов, включая Федеральный закон об информационной безопасности [22], а также изучение научной литературы, включая работы по философии, педагогике и информатике.
Второй метод заключается в экспертной оценке ценностной среды слушателей их преподавателями, имеющими практический опыт работы в информационных системах, в том числе распространенного из-за эпидемии и по другим причинам опыт дистанционного обучения. Был составлен опросник и роздан в письменном (либо электронном, по желанию испытуемого) виде. Время на ответы не ограничивалось, обычно опрос занимал до 40-50 минут в течение 3-4 суток. С позиций своего профессионального опыта они дали оценку важности тех или иных рекомендаций, найденных в результате изучения теоретических работ.
В процессе выполнения задач исследования были получены следующие результаты. Изучение нормативных документов позволи-
ло выявить критерии для определения позитивности и негативности той или иной информации с точки зрения нравственных ценностей. В частности, в ранее упомянутой статье 67.1 Конституции РФ как положительные, созидательные и социально приемлемые и желаемые отмечены такие ценности, как уважение к старшим, уважение памяти предков, патриотизм как любовь к Родине и ее народу, взаимное уважение людей, а также культурное развитие. В ст.12.1 закона «Об образовании» имеются такие дополнения, как «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа». В то же время были выявлены упомянутые в правовой базе отрицательные, деструктивные ценности, внедрение которых рассматривается как угроза и преследуется в соответствии с действующим законодательством. Их неприятие, а также нацеленность на законные методы борьбы с ними являются важной частью ценностной ориентации человека, гражданина и военнослужащего. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ, ст. 10.4. в разделе «Особенности распространения информации новостным агрегатором» (введен в действие 23.06.2016 № 208-ФЗ) отмечает «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань» а также «пропаганда алкоголизма», «выдача государственной тайны» [11, 22, 23]. Таким образом, особо выделены ценности «патриотизм», «уважение» (к человеку, с делением «к старшим», «к памяти предков», «к человеку труда»), «культурное развитие».
Изучение нормативной базы дало некоторые граничные условия, в которых мы можем строго в рамках правового поля проводить дальнейший анализ ценностей. Однако без изучения научной литературы этот список недостаточно полон, и главное, на основании только первого метода не удалось проследить связь между формированием ценностей и информационной средой. В результате применения второго метода в ходе изучения научной
литературы, на основании опубликованных исследований и рекомендаций был скорректирован опросник для преподавателей-экспертов по оценке нравственных ценностей и влияющих на них факторов информационной («цифровой») среды.
Аналитические методы позволили выявить позитивные и негативные факторы влияния на формирование ценностей будущих служащих запаса в информационной среде.
Возможности информационной среды
для формирования нравственных
ценностей
С использованием диалектического подхода были выявлены и конкретизированы в существующих общественных условиях как положительные, так и отрицательные стороны информационной среды. В целях систематизации субъект в информационной среде рассматривается на трех уровнях. На первом уровне как представитель вида Homo Sapiens, включая биологическое строение организма, особенности эволюционного развития, включая и социальное развитие. На втором уровне тот же человек рассматривается уже как гражданин страны, государства (в нашем исследовании - Российской Федерации), то есть член высокоразвитого, сложного общества, с системой прав и обязанностей, а также системой социальных связей. На третьем уровне, сужая область исследования, мы рассматриваем человека и гражданина, а также военнослужащего запаса со своими профессиональными особенностями и требованиями. При этом мы учитываем, что его общечеловеческие и гражданские особенности будут находиться с его профессиональными особенностями в неразрывной связи. Военнослужащий является гражданином и не изолирован, юридически и фактически, от общества, является его неотъемлемой частью.
Полученные результаты по позитивным возможностям, представляемым информационной средой, в аспекте постановки целей и создания условий формирования его нравственных ценностей представлены в табл. 1.
В результате изучения научной литературы был выявлен ряд возможностей информационной среды, оказывающих влияние на развитие ценностей. Среди ключевых были выявлены доступ к информации, ресурс памяти, обработка информации (в частности, графической), упорядочивание времени работы и отдыха (восстановления), ориентирование
Таблица 1
Позитивные возможности информационной среды для формирования нравственных ценностей
Возможность Общечеловеческий уровень Гражданский уровень Военно-профессиональный уровень
1. Доступ к информации Быстрое получение интересующей информации из нужной области, из нескольких источников, включая проверку их связанности между собой. Существенная экономия времени и повышения точности требуемых сведений Резкое повышение производительности труда в областях, связанных с получением и применением информации (например, новые методы в строительстве) Возможность профессионального роста в области несекретной информации (составляющей от 70 до 85 %, по оценкам А. Алма-зова, от необходимой военнослужащему)
2. Ресурс памяти Высвобождение значительных ресурсов памяти о деталях процессов, возможность ее перенаправления на общий, системный взгляд на проблему Возможность рационального расходования времени, гармонизации своего мироощущения и добровольного стремления к нравственному самосовершенствованию Повышение эффективности служебной деятельности, повышение самооценки и нравственного отношения к окружающим
3. Обработка графической и иной информации Получение нужной графической информации, включая покадровый просмотр видео, изучение деталей фотографий, многократное прослушивание аудиоинформации Развитие аналитических способностей, выделение важного из малозначительных деталей. Рост гражданского сознания за счет разоблачения «фейковых» деструктивных новостей Развитие военных аналитических способностей, детальное изучение опыта других военнослужащих, изучение противника, общий культурный рост
4. Упорядочивание времени Использование электронных ежедневников для напоминания и упорядочивания рабочего времени, высвобождения внимания для решения «стратегических» задач. (Пример: не требуется держать в памяти информацию о важных звонках на месяц вперед и даже ежедневно сверяться с бумажным планом, поскольку о каждом из них будет напомнено) Повышение профессионализма, эффективности труда и гармонизация трудовых отношений, придание им спокойного и делового характера До появления защищенных приборов, ограничено. Может осуществляться ограниченно для части поставленных задач с использованием кодировки
5. Ориентирование в пространстве Быстрое ориентирование в пространстве благодаря программам навигации Повышение производительности труда, эффективности отдыха за счет оптимизации маршрутов и времени перемещения Возможность ознакомления с районом выполнения задания заблаговременно и в деталях
6. Обучение сложным неповторяющимся процессам Облегчение и удешевление обучения в виртуальной реальности (пример: тренажер самолета*) Облегчение освоения сложных, высокооплачиваемых профессий Рост уверенности в своих силах, профессионализма
*в США имеется электронный тренажер отработки типовых ситуаций нравственного выбора.
в пространстве, выполнение сложных неповторяющихся процессов. Все эти возможности напрямую влияют на профессиональное образование [4, 13].
На основании анализа составленной табл. 1 видна связь между фактическими условиями
жизни и деятельности субъекта и факторами, влияющими на его личностные качества, в том числе нравственные ценности. Наглядно показано, что субъект, перегруженный информацией, с переутомленным мозгом, легче подвергается манипуляции, может полностью
или частично лишиться возможности думать и анализировать. Тогда как нравственные ценности, согласно [4], не могут в готовом виде привноситься методом убеждения. Человек формирует их с обязательным осмыслением, сравнением, перебором вариантов высказываний и поступков себя и других людей (а иногда и высших животных, например, собак, лошадей, особенно если они связаны с его профессиональной деятельностью, в частности, у кинологов). Таким образом, формирование позитивных нравственных ценностей предполагает в рамках перехода от общего к частному высвобождение достаточного времени для анализа информации, а также компетенций работы с информацией, включая верификацию фактологии [6, 16].
Также были выявлены негативные факторы информационной среды, влияющие на формирование нравственных ценностей, представленные в табл. 2.
Диалектический подход позволяет выявить и предположить, что и доступность информации, и возможность самовыражения в зависимости от целей субъекта, а также соразмерности этих целей в общей системе целей могут приводить к преимущественно положительным или преимущественно отрицательным последствиям, в том числе для формирования его ценностных взглядов и дальнейших поступков. То есть гармонизация деятельности субъекта может минимизировать отрицательные последствия и максимизировать положительные.
В результате проверки на практике было выявлено, что абсолютное большинство слушателей (94 %) сталкивалось на практике с указанными факторами информационной среды, использовало их в своих интересах, а негативным было вынуждено противодействовать.
Вовлеченность в работу в Интернете высокая, 30 % тратят на нее только по 2-3 часа в сутки, 23 % - по 4-5 часов, и 46 % - более 5 часов в сутки. Важно отметить регулярность получения информации. Регулярно в одно и то же время предпочитают получить информацию только 15 % респондентов, нерегулярно, но с анонсированием заранее - 23, регулярность не важна для 46 %, готовы к случайностям и сюрпризам - до 8 % опрошенных.
При приостановлении работы надолго 23 % использовали в качестве отдыха перемену деятельности, у 69 % отдых проходил спо-
койно, но привычка к Интернету отмечалась, 7 % было скучно, не хватало привычного контента. При этом преобладание информации разграничено так: 69 % - короткие видео, 61 % - также короткие тексты и только 38 % -длинные видео. Менее 4 % упомянуло преобладание длинных текстовых фрагментов, хотя они встречаются у всех.
Все опрошенные осознают, что информационное пространство - не единственная часть мира. Погруженность в Интернет не отвлекает от живого общения с людьми, объектов материального мира лишь 8-9 % респондентов, мало отвлекает - 30 %, т. е. почти треть, периодически отвлекает - более половины, 56 %.
Использование поиска нужной информации очень высокое - 61 % используют и для учебы, для работы, «для души», и 38 % это же плюс «на спор», помогая другим людям, несколько респондентов заявили, что интересовались научными основами поиска информации.
Насколько электронный поиск информации облегчает жизнь респондентов? По их оценкам, для 69 % влияет существенно, 31 % -сильно.
При прерывании работы в Интернете мало замечает и начинает поиск в бумажных носителях 15 %, но 39 % откладывают дело, консультируются, а 49 % - приостанавливают работу. Ни один не упомянул, что прерывание связи никак не отражается на его работе, поскольку все необходимые данные и компетенции он держит в своей памяти.
При опросе 56 % заявили, что при необходимости для дела (службы) найдут необходимое в Интернете, перепроверив по нескольким источникам. При этом 30 % не озаботятся дополнительной достоверностью информации, 15 % предпочтут просмотр обучающих видео. Лишь 7 % считают, что военному профессионалу Интернет не нужен, 36 % - что может пригодиться, и 53 % - что важен с учетом быстрого развития военного дела.
В вопросах нравственных ценностей как абстрактных респонденты проявили некоторые затруднения. Однако на вопрос о наличии вопросов нравственного выбора (поступка, оценки поступка, а это именно выбор между чем-то и чем-то) 8 % считают, что в контенте подобное встречается им ежедневно, 76 % -несколько раз в месяц, 5 % отметило, что предпочитают не потреблять такого контента.
Таблица 2
Негативные факторы информационной среды, влияющие на формирование нравственных ценностей
Проблема Общечеловеческий уровень Гражданский уровень Военно-профессиональный уровень
Избыток информации Перегруженность в связи с получением неструктурированной информации (сообщения, тексты, графические рисунки и видео), а также сообщений Затруднение ориентирования в ценностном поле, малое внимание нравственным вопросам Периодические совершения безнравственных поступков в воинском коллективе
Нерегулярность поступления информации Нерегулярность получения информации, ведущая к несбалансированному распорядку дня и мозговой активности (пик активности на вечер затрудняет переход ко сну) Снижение реальной трудоспособности, в связи с этим - снижение самооценки, почва для конфликтов с начальством Снижение трудоспособности, способности правильно принимать решения, «реактивное» (запаздывающее) реагирование на изменения ситуаций
Зависимость от серийного информационного контента Зависимость от очередных выпусков характерного информационного контента (стримов, обзоров) Подстраивание графика работы и отдыха под выбранный контент, «жизнь в ожидании» (снижение роли живых отношений и дел) Снижение внимания при выполнении служебных задач
Зависимость от мнения окружающих Зависимость от навязчивого побуждения высказать свое мнение (оставить комментарий, вступить в полемику) Конфликты в электронном пространстве, переносимые и в обычное пространство Риск разглашения служебной информации, появления неуставных взаимоотношений
Неопределенность личностной позиции Психологическое напряжение от неопределенности, в какой из областей - реальной или виртуальной -ведется общение Снижение гражданской активности, отвлечение от событий реального мира на ложные конфликты и объекты Снижение внимания и концентрации, в особенности при выполнении задач, связанных с мелкой моторикой и работой вестибулярного аппарата (П. Се-мененко, В. Лизюк)
Несоответствие биологической системы распознавания общению в цифровом пространстве Перенапряжение от составления образа анонимных или малоизвестных собеседников - их реконструирование по «аватару», по себе самому, по другим деталям Искажение образа людей, ложное недоверие к людям в реальных обстоятельствах Усложнение отношений в воинском коллективе, повышенная забывчивость (по В. Лизюк)
Как правило, проявляется не в недоверии, а в излишнем доверии
Неблагоприятные условия для запоминания (работы памяти) Ослабление возможностей запоминания в связи с легкостью воспроизведения информации (является оборотной стороной возможностей) Неуверенность при отсутствии справочного материала Неуверенное владение информацией, которой нужно воспользоваться немедленно (то есть хранить ее в памяти)
Проблема самовыражения Побуждение к выкладыванию собственных успешных (или других) фотографий, «интернет-самолюбование», «сетевой эксгибиционизм», «альтернативная жизнь» Недостаточный карьерный и профессиональный рост, неадекватная оценка собственных способностей (завышенная или заниженная) Риск выдачи военной тайны, неадекватная оценка своих способностей
Опрошенные слушатели отметили, что редко (почти никогда) выкладывают в социальных сетях свои фотографии (76 % опрошенных) или время от времени (23 %).
При выборочном перечислении ценностей, которые, по мнению респондентов, можно продвигать в Интернет-пространстве (можно было упомянуть несколько), заботу
о людях отметили 57 %, честность - 58 %, любовь и семья - 30 %, гуманное отношение к животным даже более 39 %, смелость и патриотизм - 20 %, созидание - 37 %. Респонденты выразили мнение, что следует добавить графу «всё вышеперечисленное», таких в общей сложности оказалось 11 %.
Также удалось подметить некоторые особенности по концентрации внимания. Просматривая посты, 35 % сосредотачиваются на самом посте, 54 % - на посте и комментариях, 6 % прочитывают и пишут комментарии. О вступлении в полемику с другими комментаторами не упомянул ни один. Возможно, здесь имеет место негативный образ «интернет-ругани», и если такие факты и имели место, то респонденты предпочли их не упоминать. Так или иначе, никто из них не выпячивает и не делает это предметом гордости или чем-то естественным. При возникновении спора до 45 % стараются быть вне его, 22 % считают, что дают дозированные комментарии, и еще 25 % считают, что стараются «сгладить» острые углы беседы, отвлечь шуткой, юмором от агрессии. Любовь к склокам не подтвердил ни один. Был затронут вопрос связи личностного роста с потребляемым контентом и общением в сетях Интернет. Улучшение своих личностных качеств 34 % относили за счет прочитанных (прослушанных) в Интернете книг, 94 % - за счет видеофильмов, в том числе ранее не знакомых им, 24 % -знакомства с биографиями достойных подражания людей, и только 6 % - живое знакомство с реальными людьми в информационном поле, которые их научили чему-то хорошему.
На конкретный вопрос об историческом прошлом: 34 % считают, что подвиг воинов
Великой Отечественной представлен полно, 52 % отмечают наличие и повторяемость и Интернете «фейков» наряду с истинной информацией и еще 7 % специально интересуются местами боевой славы, биографией знакомых и родственников.
Заключение
Экспертные мнения преподавателей по данному вопросу подтвердили эти выводы. На основании своего личного опыта и наблюдения за слушателями они сделали выводы о высоком влиянии информационной среды на слушателей. В вопросе анализа факторов они считают, что негативное влияние информационной среды пока преобладает, и связано это с низкой культурой работы с информацией, а также недостатком физического труда, мелкой и крупной (общей) моторики для полноценного всестороннего развития молодого поколения.
Таким образом, можно сказать, что теоретические выводы, сделанные в исследовании, в целом нашли подтверждение. Факторы информационной среды оказывают значительное прямое влияние на развитие нравственных ценностей у слушателей военных учебных центров. Это позволяет выдвинуть гипотезу о целесообразности применения пулов подобранных или рекомендованных материалов из Интернета в качестве средств формирования позитивных, социально и лично значимых для будущих военнослужащих запаса ценностей. Нам представляется целесообразным дальнейшее исследование с целью выявления путей использования этих факторов в созидательном направлении, для формирования позитивных нравственных ценностей и возможной элиминации негативных ценностей.
Список литературы
1. Беляева, Е.В. Воинский этос и универсалии морали / Е.В. Беляева. - https://elib.bsu.by/ bitstream/123456789/8796/1/07%20БЕЛЯЕВА.рс1/(дата обращения 20.04.2022).
2. Васёнкин, А.В. Инженерная этика: на пути к новому мировоззрению / А.В. Васёнкин // Вестн. Том. гос. ун-та, 2011, № 349. - https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernaya-etika-na-puti-k-novomu-mirovozzreniyu (дата обращения 11.03.2022).
3. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А.Е. Войкунский // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - http://psyfactor.org/lib/addict.htm (дата обращения: 10.09.2014). DOI: 10.7256/2306-0425.2013.4.738
4. Герасимов С.И. Значение профессиональной этики инженера в условиях инновационной экономики / С.И. Герасимов, С.О. Шапошников //Инновации. - 2013. - № 8 (178). - https:// cyberleninka.ru/article/n/znachenie-professionalnoy-etiki-inzhenera-v-usloviyah-innovatsionnoy-ekonomiki (дата обращения: 13.02.2022).
5. Дидов, П.В. Воинский этос как этическая универсалия /П.В. Дидов //Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 11-1 (65). - https://cyberleninka.ru/article/n/voinskiy-etos-kak-eticheskaya-universaliya (дата обращения: 15.07.2022).
6. Дубровина, И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества / И.В. Дубровина // Национальный психологический журнал. - 2018. -№ 1 (29). - С. 6-16. - Ъ.Пр://пр$у].ги/агИс1е$/йе1т1.рНр?агНс1е=7408 (дата обращения: 04.10.2021).
7. Зарипова, А. Пуля в мониторе. Супруги погибли из-за того, что отказались дружить в «Фейсбуке». Действительно ли Интернет может довести до убийства? / А. Зарипова // Рос. газ. (Федерал. вып.). - 2012. - № 5746. - https://rg.ru/2012/04/04/zavisimost.html (дата обращения: 15.07.2022).
8. Интернет-зависимость: сколько россиян подвержены болезни XXI века? Пресс-выпуск № 2415 30.09.2013. Еженедельный опрос «Омнибус ВЦИОМ» - http://wciom.ru/index (дата обращения: 01.10.2021).
9. Интернет-зависимость: понятие, виды, симптомы, стадии и причины развития, лечение и профилактика // Конструктор успеха. - 2015. - http://constructorus.ru/zdorovie/internet-zavisimost.html (дата обращения: 20.04.2022).
10. Киреева, Е.П. Особенности нравственно-эстетического воспитания курсантов военных вузов / Е.П. Киреева, В.В. Дудулин // Соврем. пед. образование. - 2017. - № 3. - https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-nravstvenno-esteticheskogo-vospitaniya-kursantov-voennyh-vuzov (дата обращения: 15.07.2022).
11. Конституция Российской Федерации (в ред. 2020 г.). - http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/(дата обращения: 01.10.2021).
12. Московчук, Л.С. Профессиональная этика инженера в России: к истории дискуссий / Л.С. Московчук //Парадигма: науч.-культурол. альманах. - 2016. - № 23. - https://cyberleninka.ru/ article/n/professionalnaya-etika-inzhenera-v-rossii-k-istorii-diskussiy (дата обращения: 15.07.2022)
13. Панасенко, Ю.А. Проблема социальной инкультурации в «жизненном мире» воинской службы /Ю.А. Панасенко //Вестник ЧелГУ. - 2019. - № 2 (424). - https://cyberleninka.ru/article/n/ problema-sotsialnoy-inkulturatsii-v-zhiznennom-mire-voinskoy-sluzhby (дата обращения: 15.07.2022).
14. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы». - http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_173677/(дата обращения: 01.10.2021). БОГ: 10.18411/Ц2016-8-2-03
15. Рыскулова, М.М. Интернет-зависимость как социально-психологическая проблема современного общества / М.М. Рыскулова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2014. - № 1 (4). - http://www.enu.kz/repository/repository2014/internet-zavisimost.pdf (дата обращения: 02.10.2021).
16. Смирнов, М.А. Информационная среда и развитие общества /М.А. Смирнов //Информ. о-во. - 2001. - Вып. 5. - С. 50-54. - http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/ed5b20026789b14 ac3256d0600676a7f/(дата обращения: 26.04.2022).
17. Сукиасян, А.Г. Информационное общество: проблемы и перспективы / А.Г. Сукиасян. -https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/School_young_ph/26_Sukiayan.pdf (дата обращения: 04.10.2021).
18. Суслин, М.В. Аксиологический аспект военной службы в современных условиях /М.В. Сус-лин //Гуманитар. вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 1 (37). - https://cyberleninka. ru/article/n/aksiologicheskiy-aspekt-voennoy-sluzhby-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 15.07.2022).
19. Скрынников, Н.П. Духовно-нравственные ценности военнослужащих в современных условиях /Н.П. Скрынников // Соврем. пед. образование. - 2019. - № 2. - https://cyberleninka.ru/article/ n/duhovno-nravstvennye-tsennosti-voennosluzhaschih-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 10.04.2022).
20. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года»: офиц. текст // Собр. законодательства РФ. - 2018. - № 20. БОГ. 10.24158^^2018.7.13
21. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129346/ (дата обращения: 04.11.2020). БОГ: 10.54449/76585_2021_1_12_125
22. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 01.11.2020). БОГ: 10.24158^.2017.12.29
23. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 01.11.2020).
24. Федосеева, И.А. Основные педагогические аспекты воспитания нравственных ценностей у слушателей военных институтов / И.А. Федосеева, Е.В. Туркин // Journal of Siberian Medical Sciences. - 2015. - № 2. - https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-pedagogicheskie-aspekty-vospitaniya-nravstvennyh-tsennostey-u-slushateley-voennyh-institutov (дата обращения: 10.04.2022).
25. Чухрова, М.Г. Интернет-зависимость как вариант аддиктивного поведения /М.Г. Чух-рова, А.В. Ермолаева //Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2. - С. 231-234.
26. Щеголь, А.И. Система ценностей курсантов военно-учебных заведений в современных условиях / А.И. Щеголь // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 220-224.
27. Яткевич, О.Г. Аксиологическая составляющая профессиональной подготовки будущих офицеров / О.Г. Яткевич // Сибир. пед. журнал. - 2007. - № 10. - C. 155-162.
28. Янг, К. Диагноз - интернет-зависимость. - http://www.narcom.ru/publ/info/665 (дата обращения: 10.09.2021).
29. Wallis, D. Just click no / D. Wallis // The New Yorker. - 1997. - http://www.newyorker.com/ magazine/1997/01/13/just-click-no (дата обращения: 03.03.22).
References
1. Belyaeva E.V. Voinskiy etos i universalii morali [Warrior Ethos and Moral Universals]. Available at: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/8796/1/07%20БЕЛЯЕВА.pdf (accessed 20.04.2022).
2. Vasenkin A.V. [Engineering Ethics: Towards a New Worldview]. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo universiteta, 2011, no. 349. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/inzhenernaya-etika-na-puti-k-novomu-mirovozzreniyu (accessed 11.03.2022). (in Russ.)
3. Voyskunskiy A.E. [Current Problems of Internet Addiction]. Psychological Journal, 2004, no. 1. Available at: http://psyfactor.org/lib/addict.htm (accessed 10.09.2014). (in Russ.) DOI: 10.7256/23060425.2013.4.738
4. Gerasimov S.I., Shaposhnikov S.O. [The Importance of Engineer's Professional Ethics in the Innovative Economy]. Innovations, 2013, no. 8 (178). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 znachenie-professionalnoy-etiki-inzhenera-v-usloviyah-innovatsionnoy-ekonomiki (accessed 13.02.2022).
5. Didov P.V. [Warrior ethos as an ethical universal]. International Research Journal, 2017, no. 11-1 (65). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/voinskiy-etos-kak-eticheskaya-universaliya (accessed 15.07.2022). (in Russ.)
6. Dubrovina I.V. [Psychological problems of raising children and schoolchildren in the information society]. National Psychological Journal, 2018, no. 1(29), pp. 6-16. Available at: http://npsyj.ru/articles/ detail.php?article=7408 (accessed 04.10.2021).
7. Zaripova A. [Bullet in the monitor. The couple died because they refused to be friends on Face-book. Can the Internet really lead to murder?]. Rossiyskaya gazeta (federal'nyy vypusk) [Russian Newspaper (Federal Issue)], 2012, no. 5746. Available at: https://rg.ru/2012/04/04/zavisimost.html (accessed 15.07.2022).
8. Internet-zavisimost': skol'ko rossiyan podverzheny bolezni XXI veka? Press-vypusk No. 2415 30.09.2013. Ezhenedel'nyy opros "Omnibus VCIOM" [Internet Addiction: How Many Russians are Affected by the Disease of the 21st Century? Press Release No. 2415 09/30/2013. Weekly poll "Omnibus VCIOM"]. Available at: http://wciom.ru/index (accessed 01.10.2021).
9. Internet-zavisimost': ponyatie, vidy, simptomy, stadia i prichiny razvitiya, lechenie i profilaktika [Internet Addiction: Concept, Types, Symptoms, Stages and Causes of Development, Treatment and Prevention], 2015. Available at: http://constructorus.ru/zdorovie/internet-zavisimost.html (accessed 20.04.2022).
10. Kireeva E.P., Dudulin [Features of the Moral and Aesthetic Education of Cadets of Military Universities], 2017, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nravstvenno-esteticheskogo-vospitaniya-kursantov-voennyh-vuzov (accessed 15.07.2022)
11. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (v redaktsii 2020 goda) [Constitution of the Russian Federation (edited in 2020)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (accessed 01.10.2021).
12. Moskovchuk L.S. [Professional Ethics of an Engineer in Russia: on the History of Discussions]. Paradigma: nauchno-kul'torologicheskiy al'manakh [Paradigm: Scientific and Cultural Almanac], 2016, no. 23. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7professionalnaya-etika-inzhenera-v-rossii-k-istorii-diskussiy (accessed 15.07.2022)
13. Panasenko Yu.A. [The problem of social inculturation in the "life world" of military service]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2019, no. 2 (424). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsialnoy-inkulturatsii-v-zhiznennom-mire-voinskoy-sluzhby (accessed 15.07.2022)
14. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29.12.2014 No. 2765-r "O kontseptsii federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody" [Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2014 No. 2765-r "On the Concept of the Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020"]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_173677/ (accessed 01.10.2021). DOI: 10.18411/lj2016-8-2-03
15. Ryskulova M.M. [Internet addiction as a socio-psychological problem of modern society]. Lich-nost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptatsiya, razvitie [Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development]. 2014, no. 1 (4). Available at: http://www.enu.kz/repository/ repository2014/internet-zavisimost.pdf (accessed 02.10.2021).
16. Smirnov M.A. Informatsionnaya sreda i razvitie obshestva [Information environment and development of society]. Informatsionnoe obshshestvo [Information society], 2001, iss. 5, pp. 50-54. Available at: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/ed5b20026789b14ac3256d0600676a7f/ (accessed 26.04.2022). (in Russ.).
17. Sukiasyan A.G. Informatsionnoe obshchestvo: problemy i perspektivy [Information Society: Problems and Prospects]. Available at: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/School_young_ph/26_ Sukiayan.pdf (accessed 04.10.2021).
18. Suslin M.V. [Axiological Aspect of Military Service in Modern Conditions]. Gumanitarnyy vektor. Seriya: Pedagogika, psikhologiya [Humanitarian vector. Series: Pedagogy, Psychology], 2014, no. 1 (37). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-aspekt-voennoy-sluzhby-v-sovremennyh-usloviyah (accessed 15.07.2022).
19. Skrynnikov N.P. [Spiritual and Moral Values of Military Personnel in Modern Conditions]. Modern Pedagogical Education, 2019, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennye-tsennosti-voennosluzhaschih-v-sovremennyh-usloviyah (accessed 10.04.2022).
20. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2018 No. 204 "O natsional'nykh tselyakh I strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii do 2024 goda": ofitsial'nyy tekst [Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204 "On National Goals and Strategic Objectives for the Development of the Russian Federation until 2024": Official Text]. Collected Russian Legislation, 2018, no. 20. DOI: 10.24158/tipor.2018.7.13
21. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2012 No. 599 [Decree of the President of Russian Federation of May 7, 2012 No. 599 "On Measures to Implement the State Police in the Field of Education and Science"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129346/ (accessed 04.11.2020). DOI: 10.54449/76585_2021_1_12_125
22. Federal'nyy zakon "Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii ot 27 iyulya 2006 goda No. 149-FZ" [Federal Law "On information, Information Technologies and Information Protection" dated July 27. 2006 No. 149-FZ]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 01.11.2020). DOI: 10.24158/pep.2017.12.29
23. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29.12.2012 No. 273-FZ [Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012, No. 273-FZ]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 01.11.2020).
24. Fedoseeva I.A., Turkin E.V. [The Main Pedagogical Aspects of the Education of Moral Values among Students of Military Institutes]. Journal of Siberian Medical Sciences, 2015, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-pedagogicheskie-aspekty-vospitaniya-nravstvennyh-tsennostey-u-slushateley-voennyh-institutov (accessed 10.04.2022).
25. Chukhrova M.G. Ermolaeva A.V. [Internet Addiction as a Variant of Addictive Behavior]. The World of Science, Culture and Education, 2012, no. 2, pp. 231-234.
26. Shchegol' A.I. [Monitoring System for Cadets of Military Educational Institutions in Modern Conditions, Applicant, Deputy Head of the Department]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Les-gafta, 2016, no. 10 (140), pp. 220-224.
27. Yatkevich O.G. [The Axiological Component of the Professional Training of Future Officers]. Siberian Pedagogical Journal, 2007, no. 10, pp. 155-162.
28. Yang К.К. Diagnoz - internet-zavisimost' [Diagnosis - Internet Addiction]. Available at: http://www.narcom.ru/publ/info/665 (accessed 10.09.2021).
29. Wallis, D. Just click no. The New Yorker, 1997. Available at: http://www.newyorker.com/ magazine/1997/01/13/just-click-no (accessed 03.03.22).
Информация об авторе
Костюк Дмитрий Анатольевич, аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности, ЮжноУральский государственный университет, Челябинск, Россия.
Information about the author
Dmitry A. Kostyuk, PhD student of the Department of Life Safety, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia.
Статья поступила в редакцию 17.07.2022
The article was submitted 17.07.2022