Экономика
В литературе предлагаются подходы к оценке результативности налоговой политики. Например, Г.Б. Поляк, А.И, Романова объединяют все описанные выше показатели в две группы.
1. Общие научно-обоснованные; доля налогов и других обязательных платежей в ВВП, доля налоговых поступлений в доходах бюджета, доля косвенных налогов в налоговых поступлениях, доля налогов от внешней торговли в налоговых доходах бюджета, уровень собираемости основных налогов, структура налоговых доходов бюджета.
2. Специальные частные: удельных вес налогов в объеме ВВП региона, коэффициент соотношения косвенных и прямых налогов, соотношение налогов, собранных с физических и юридических лиц, устойчивость налогового законодательства, роль отдельных налогов в формировании доходов бюджета, уровень дифференциации ставок налогов и другие.
Но данная методика, на наш взгляд, скорее похожа на оценку всей налоговой системы страны,
Помимо вышеперечисленных количественных показателей, существуют качественные характеристики. Одной из них является коэффициент налоговой лояльности, который отличается тем, что его значение определяется на этапе разработки решения, а не после его вступления 8 силу. Данный показатель определяется путем комплексной оценки изменения финансового положения хозяйствующего субъекта. Для этого выбираются те или иные финансовые показатели в зависимости от направления деятельности налогоплательщика, которые должны отвечать следующим требованиям: «однозначным образом характеризовать развитие хозяйствующего субъекта, обладать высокой степенью чувствительности к незначительным изменениям его финансового положения, состоять из небольшого числа элементов».11 Расчет его идет в два этапа: сначала рассчитывают темп роста основных финансовых показателей по сравнению с базисным периодом, в случае изменения законодательства и когда их не было, а затем определяют изменения темпов в различных ситуациях, Он изменяется в диапазоне от -1 до 1, причем К= +1 свидетельствует о максимальном улучшении
финансового положения хозяйствующего субъекта в результате изменений условий налогообложения, К= -1 - о максимальном ухудшении, а К= 0 - изменения не произошло. Определяемый таким образом коэффициент не зависит от целей функционирования налогоплательщика, особенностей его хозяйственной деятельности и управления и т.п., так как это учитывается в финансовых коэффициентах.
Таким образом, применительно к современным условиям результативность налоговой политики наиболее адекватно отражают в совокупности два показателя: уровень налогового бремени; уровень собираемости налоговых платежей, рассчитываемый как отношение суммы фактически поступивших налоговых платежей к их максимально возможной сумме (т.е. суммы фактических налоговых платежей, а также совокупной задолженности по налоговым платежам и скрытой задолженности),
1 Коммерсантъ, 21 апреля 200-3 г.
2 Коммерсантъ, 1 сентября 2005 г.
3 Горский К,В. Некоторые параметры налоговой реформы // Финансы. - 2004. - № 2. - С. 22.
4 Филиппович А.В, Региональная политика в области налогообложения: связь налоговой нагрузки с экономическим ростом // Вестник МГУ, Серия № 6, «Экономика». - 2002. - № 2. - С. 18.
ь Горский И.В. Налоговая политика России: проблемы и перспективы. - М,: Финансы и статистика, 2003. - С. 194.
0 Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций.-М.:УКЦ «ЮрИнфоР»,2001,-С.60.
7 Кудрин А, Собираемость налогов в России за последние 3 года заметно возросла // www.prime-iass.ru
6 Итоги поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации за 2003 год в 2004 году,
23.03.04 II www.rg.ru
v Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник, - М„
2001. - С. 192.
10 Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В, Врублевский, - СПб., 2001. - С. 38.
11 Юрзинова И.Л., Незамайкин В.Н. Качественная оценка эффективности государственных решений в области налогообложения II Налоговая политика и практика, 2004.-Ns5.-C.14,
О.Н.Кузнецова
Учет производственных затрат в системе управленческого учета
В настоящее время существующая учетная информация о производственной деятельности не является полной. Она обычно включает в себя информацию об общих затратах на производство или о затратах в раз-
резе классификационных групп, а также о выходе готовой продукции с раздельным отражением в учете каждого ее наименования. Прохождение всех этапов производства наблюдается и измеряется в бухгалтерском
Я Экономика
оперативном учете, Предприятия до сего времени нуждаются в разработке каких-либо методических рекомендаций по организации учета производства, охватывающих всю совокупность производственных процессов.
В этой связи правомерно возникает вопрос о необходимости организации системы управленческого учета производственной деятельности. И основой данной системы будет являться внутренняя учетная информация, обеспечивающая решение внутренних управленческих задач на основе получения оперативной, своевременной и достоверной информации о затратах и результатах в целом по предприятию и на его отдельных участках.
Таким образом объектами учета затрат в системе управленческого учета являются статьи и экономические элементы затрат, структурные подразделения (места возникновения затрат; центры затрат - наиболее важные для управления группировки затрат; носители затрат - виды выпускаемой продукции, работ и услуг).
В системе внутреннего производственного учета формируется, прежде всего, информация о затратах производства, которые группируются и учитываются по видам изделий, местам их возникновения и носителям и являются одним из основных объектов учета. В этой связи решающее значение приобретают такие объекты учета затрат, как центры ответственности, центры затрат, места возникновения затрат.
Центры ответственности - организационные подразделения, которые находятся под управлением единственного руководителя, то есть это такая группировка затрат, которая позволяет совместить в одном учетном процессе места возникновения затрат: производство, участок, бригаду, ферму с ответственностью возглавляющих их руководителей (менеджеров), Таким образом, это сегмент деятельности внутри организации, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решение,
Центры ответственности, как объекты учета затрат, могут совпадать с местом возникновения затрат или объединить несколько мест. Их выделение необходимо для эффективного осуществления всех функций управления, По отношению к процессу производства центры ответственности обычно рассматривают как основные и функциональные. Основные центры ответственности обеспечивают контроль затрат в местах их возникновения; производственный комплекс отвечает за затраты цехов, входящих в него, цех - за затраты входящих в него участков, участок - за затраты бригад, ферм.
Функциональные центры распространяют контроль затрат на многие места их возникновения, если затраты в них формируются под влиянием данного центра,
Для каждого центра ответственности должны быть определены цели и задачи, в том числе и учетные, то есть какая информация, с какой периодичностью, куда и кем должна предоставляться. Работа здесь должна быть направлена на поиск необходимой информации и
обеспечение ею лиц, принимающих решения, тогда, когда она им нужна, и в такой форме, которая ее делает пригодной для практического использования.
Для целей контроля за затратами и калькулирования себестоимости продукции, выполненных работ и оказанных услуг особый интерес представляют группировки по центрам затрат.
В свою очередь, центры затрат — это первичные производственные и обслуживающие единицы, отличающиеся единообразием функций и производственных операций, уровнем технической оснащенности и организации труда, целевым назначением затрат, которые, кроме выполнения своих функциональных задач, несут ответственность за результаты своей деятельности, Центр затрат может совпадать с организационной единицей (цехом, отделением, участком, бригадой, фермой) или же быть подразделением, входящим в состав этой единицы и отличаются они от мест возникновения затрат тем, что представляют собой группировки затрат в аналитическом учете по отдельным операциям, работам (процессам), функциям внутри производственных подразделений,
В системе управленческого учета центры затрат выделяют в качестве объектов учета с целью большей детализации затрат, усиления контроля за уровнем издержек и повышения точности калькулирования, Деление производственных подразделений (цехов, участков) на многие центры затрат обеспечивает более точное распределение косвенных расходов, особенно по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, и отнесение их на аналитические счета этих центров прямым путем. А это, в свою очередь, создает условия для их прямого отнесения на аналитические счета носителей затрат или более точного распределения по объектам калькулирования.
Для построения эффективной системы управленческого учета необходимо интегрировать в нее систему производственного учета, Это позволит исключить дублирование документации, повысить производительность и снизить издержки, связанные с обслуживанием системы. Особое внимание следует уделить автоматизированным системам управления производством и обработки экономической информации, позволяющим оперативно подготавливать отчетность в различных разделах с заданным уровнем детализации.
В системе управленческого учета основным объектом являются затраты. Определение характера зависимости величины затрат от воздействия различных факторов, их отношение к технологическому процессу позволяет определить существенность факторов и их управление. Освоение методов контроля за затратами дает возможность обеспечить эффективное производственное использование ресурсов. Использование разных способов включения затрат и распределения косвенных расходов в себестоимость конкретных видов
Экономика
продукции дает возможность исчислить полную себестоимость и себестоимость для разных целей.
В условиях рынка, в сложной системе экономических отношений предприятия возникают многочисленные формы деятельности, отличающиеся от производственной: маркетинговая, дилерская, брокерская, инвестиционная и т.п. Круг операций в рамках этих форм деятельности не вписывается в привычные рамки производственной деятельности. Здесь происходит прямое совмещение центров ответственности с центрами. И такой подход к формированию центров ответственности даст возможность учитывать лишь те прямые затраты, которые возникают у них и являются подконтрольными им. Эти затраты должны соответствовать производственной программе подразделения, быть переменными, зависящими от объема производства (количества и качества производимой продукции конкретного центра. В свою очередь контроль за формированием переменных затрат позволит подразделениям воздействовать на формирование маржинального дохода, который представляет разницу между выручкой за реализованную продукцию и прямых переменных затрат (сумма покрытия затрат).
В целом же по предприятию (организации) будут учтены все затраты и на их основе будет исчисляться полная фактическая себестоимость продукции, а также в установленном порядке определяться финансовый
результат и все расчеты с бюджетом. Учет таких расходов, как общепроизводственные, общехозяйственные, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления, ведется в целом по организации без распределения по подразделениям (центрам) в связи с тем, что их уровень не зависит от их деятельности.
В результате организуется двухуровневая система учета затрат:
- первый уровень: по центрам ответственности (структурным подразделениям) в разрезе прямых переменных затрат без деления их по объектам учета (управленческий компонент), составляющий конфиденциальную информацию;
- второй уровень: в обычном порядке (в соответствии с действующими нормативными документами по организации учета) по объектам учета затрат и исчислением полной фактической себестоимости произведенной продукции (составляющая производственного учета), носящий открытый характер.
Применение данного варианта управленческого учета позволит преобразовать (трансформировать) традиционный производственный учет в определенную систему хозяйствования, обеспечивающую предупреждение и своевременное устранение негативных отклонений в формировании затрат, усиление его контрольно-аналитической функции,
О.В.Бунтин
Оптимальное управление объектом по нескольким критериям управления
Одним из направлений повышения эффективности работы любого предприятия является оптимальное управление производством, основная задача которой -возможность снижения удельных расходов сырья и электроэнергии без уменьшения объема производимой продукции.
На практике управление объектом производится непосредственным воздействием на входные параметры системы (изменение значений выходного параметра определятся изменением входных параметров системы). Входные параметры системы, в свою очередь, подразделяются на «управляемые», их возможно изменить в любое время и «наблюдаемые», изменить которые непосредственно нельзя, их изменение связано с изменением других величин системы, Практический интерес представляют «управляемые» параметры, поскольку по мере необходимости, изменяя «управляемые» входные параметры можно оперативно управлять объектом при максимальном (минимальном) значении выбранного
критерия. Качественно оценить «управляемые» данные параметры системы можно указав числовые параметры распределения их значений: математическое ожидание (МО) и среднее квадратичное отклонение (СКО). Математическое ожидание (МО) и СКО позволяют оценить центр группирования значений исследуемой величины, меру их случайного рассеивания. Область значений случайной величины, ограниченная значениями МО±СКО, содержит наиболее «весомые» значения, избавлена от «случайных» значений и качественно описывает характер распределения случайной величины. Поэтому, определив область экстремума функции и найдя в полученной области экстремума значения «управляемых» входных параметров, ограниченные областью МО±СКО, найдем требуемое решение оптимального управления объектом по одному критерию управления.
Основной целью управления объектом по нескольким критериям является нахождение области «пересе-