Научная статья на тему 'Учет при аудите особенностей деятельности предприятий автотранспортных пассажирских перевозок'

Учет при аудите особенностей деятельности предприятий автотранспортных пассажирских перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ / ПРЕДПРИЯТИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старовойтова Е. В.

В статье рассматриваются отдельные подходы к аудиту особенностей деятельности предприятий автотранспортных пассажирских перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет при аудите особенностей деятельности предприятий автотранспортных пассажирских перевозок»

Е.В. Старовойтова

УЧЕТ ПРИ АУДИТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

THE ACCOUNT AT AUDIT OF FEATURES OF ACTIVITY OF THE ENTERPRISES OF MOTOR

TRANSPORTATION PASSENGER TRAFFIC

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные подходы к аудиту особенностей деятельности предприятий автотранспортных пассажирских перевозок.

Abstract. In article separate approaches to audit of features of activity of the enterprises of motor transportation passenger traffic are considered.

Ключевые слова. Аудит, предприятия автотранспортных пассажирских перевозок.

Keywords. Audit, enterprises of motor transportation passenger traffic.

Специфика деятельности организаций, занимающихся пассажирскими перевозками, определяет необходимость выделения в аудите двух блоков: первый связан с аудитом правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, второй - с аудитом достоверности отчетности.

В ходе предварительного обследования автотранспортного предприятия, аудитор должен определить основные результаты деятельности и выполнения правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте. В частности, он устанавливает следующее.

1. Как выполняются основные задачи автотранспортного предприятия, в части удовлетворения потребностей населения в пассажирских автомобильных перевозках; обеспечения высокой культуры обслуживания пассажиров и безопасности перевозок; выполнения планов пассажирских перевозок; эффективного использования транспортных средств, повышения производительности труда, максимального снижения транспортных расходов; обобщения и распространения передовых методов работы.

2. Обеспечивается ли в ходе работы слаженная работа всех подразделений и работников пассажирского автотранспорта, четкая организация движения; доставка пассажиров в кратчайшие сроки; необходимые удобства пассажирам и высокая культура их обслуживания в пути и на остановочных пунктах; безопасность движения; эффективное использование подвижного состава пассажирского автотранспорта; высокая производительность труда работников, занятых пассажирскими перевозками; выполнение государственного плана перевозок и основных технико-эксплуатационных, финансово-экономических показателей работы пассажирского автотранспорта.

3. Проводится ли систематическое изучение пассажиропотоков; разрабатываются ли на основе материалов обследований пассажиропотоков рациональных маршрутные схемы, предусматривающие при необходимости открытие новых и изменение направления существующих маршрутов; как осуществляется выбор типа и определение количества подвижного состава на маршрутах; нормирование скоростей движения автобусов; выбор систем организации движения автобусов с использованием рациональных режимов труда водителей; составление расписаний движения автобусов и графиков выпуска легковых таксомоторов на линию; координацию работы автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта; управление движением транспортных средств и оперативный контроль за регулярностью движения; обслуживание пассажиров на автовокзалах, автостанциях и в пути; разработку текущих и перспективных планов развития пассажирского автотранспорта городского, пригородного и междугородного сообщений.

4. Проводится ли экономический анализ организации различных видов пассажирских перевозок, выявляются ли низкорентабельные и убыточные маршруты. В ходе аудита целесообразно использовать все источники информации в виде нормативных актов, отчетности автотранспортных предприятий, «Методику определения себестоимости и рентабельности отдельных видов пассажирских перевозок и междугородных автобусных маршрутов».

5. Участвует ли автотранспортное предприятие Ассоциации перевозчиков пассажиров «Межрегионавтотранс». Данная ассоциация основана в 2006 г. в соответствии с законодательством РФ и выражения интересов членов ассоциации. В настоящее время членами Ассоциации являются как физические лица, так и организации, насчитывающие свыше 70 компаний, связанных с перевозкой пассажиров.

Если организация является участником ассоциации, то следует выявить, насколько направление деятельности перевозчика отвечает технологическим особенностям конкретных видов ее перевозок, соответствует ли оно делению рынка автотранспортных услуг, как представлены интересы территорий, охватывающих отдельные виды автотранспортных услуг. Аудитор выясняет насколько эффективно ассоциация: представляет интересы автоперевозчиков России и ближнего зарубежья, осуществляет защиту и оказание содействия членам Ассоциации в расширении возможностей их производственного и

© Старовойтова Е.В., 2012

профессионального развития, координирует деятельность по организации и развитию регулярных и иных видов пассажирских перевозок, способствует внедрению новых видов транспортного обслуживания населения и юридических лиц, разработке и внедрению новых систем обработки данных, организации и издания средств массовой информации по вопросам организации пассажирских перевозок, эксплуатации транспортных средств, обслуживания населения и организаций.

6. При аудите организации пассажирских перевозок следует проверить, насколько эффективно выполняются задачи перевозок, включающие:

• повышение мобильности и эффективности в автотранспортном секторе;

• создание гибкой системы льготного обслуживания социальных слоёв населения;

• создание нового стандарта качества обслуживания междугородних автобусных перевозок;

• создание новых рабочих мест;

• защита и содействия членам ассоциации в расширении возможностей их производственного и профессионального развития;

• координация деятельности по организации и развитию регулярных и иных видов пассажирских перевозок;

• содействие в оформлении паспортов маршрута;

• разработка и внедрение новых систем обработки данных;

• организация и издание средств массовой информации по вопросам организации пассажирских перевозок, эксплуатации транспортных средств, обслуживания населения.

Применение в ходе аудита представленных в исследовании подходов, позволит повысить уровень достоверности аудита и его результатов.

Второй блок проверки связан с аудитом достоверности отчетности.

Основной целью проверки является установление правильности ведения расчетов с покупателями и заказчиками за выполненные работы.

В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи:

- проверка правильности оформления первичных документов по реализации пассажирских услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;

- подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;

- оценка правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности дебиторской задолженности;

- анализ дебиторской задолженности покупателей и заказчиков;

- формулирование рекомендаций по совершенствованию организации расчетов с покупателями и заказчиками.

Форма расчетов между плательщиком и получателем средств определяется договором или соглашением. При проверке расчетов с покупателями и заказчиками необходимо выяснить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления.

При проверке расчетов с покупателями и аудитор должен обратить внимание на следующее:

- имеются ли договоры на выполнение пассажирских услуг и правильно ли они оформлены;

- правильность установления цен на продукцию, выполненные работы или оказанные услуги -соответствуют ли они ценам, указанным в договорах;

- обоснованность получения авансов;

- уплачен ли НДС с суммы авансовых платежей, поступивших в счет предстоящего выполнения работ (услуг) на расчетный счет, или полученных в порядке частичной оплаты по расчетным документам реализованных услуг;

- правильность учета авансов, полученных в иностранной валюте;

- осуществлялась ли инвентаризация расчетов (необходимо просмотреть ее результаты и, если необходимо, провести встречную проверку расчетов);

- установить дату возникновения и причину образования задолженности;

- имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, то есть безнадежные долги, принимаются ли меры к ее взысканию;

- правильность отражения операций при оплате векселями;

- правильность ведения аналитического учета счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

- правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

- соответствие записей аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» записям в журнале-ордере №11, Главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета);

- предъявлялись ли претензии в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, несоответствия качества стандартам или техническим условиям;

- предъявлялись ли штрафные санкции к покупателям и заказчикам при нарушении договорных обязательств, правильность и обоснованность проводок по счету 76«Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям».

При проверке операций по расчетам с покупателями и заказчиками устанавливают:

- тождество данных регистра по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» «Расчеты с покупателями и заказчиками» с Главной книгой и взаимосвязанными регистрами. Записи по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» сверяются с записями корреспондирующих счетов.

- операции, отраженные на сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам», их соответствие требованиям законодательства, учетной политики организации и приказам руководителя;

- полноту и правильность ведения книги продаж.

Также аудитору необходимо провести анализ дебиторской задолженности, выявить основных должников и дать рекомендации руководству компании пассажирских перевозок по улучшению работы с покупателями и заказчиками, выявить пути сокращения задолженности за выполненные работы.

Литература

1. Овсийчук М.Ф. Финансовый менеджмент. - М.: Кнорус, 2008.

2. Рогуленко Т.М., Ланг М.М. Разработка системы аналитического учета организации для целей финансового и управленческого учета // Вестник университета (ГУУ). - 2008. - №11. - С. 300-304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.