ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Экономическая политика
УЧЕТ ОТРАСЛЕВЫХ фАКТОРОВ В ОЦЕНКЕ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
Виктор Валерьевич КРАКОВИЧ
аспирант департамента финансов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Российская Федерация
История статьи:
Принята 17.03.2015 Принята в доработанном виде 28.06.2015 Одобрена 15.07.2015
УДК 336.717
Ключевые слова:
кредитоспособность, малый бизнес, отраслевая специфика, банковское кредитование
Аннотация
Предмет. Малое предпринимательство играет значительную роль в экономическом развитии страны. Малые компании являются основными субъектами коммерциализации инноваций и создают существенную долю рабочих мест. Несмотря на снижение макроэкономических показателей и общую неопределенность, падение курса рубля дает российским компаниям ценовое преимущество перед иностранными конкурентами как внутри страны, так и на зарубежных рынках. Чтобы в полной мере реализовать это преимущество, малым компаниям зачастую требуется дополнительное финансирование, основным источником которого являются банковские кредиты. Соответственно, тема повышения эффективности кредитного процесса в сегменте малого бизнеса становится особенно актуальной. Цели и задачи. Целью работы является систематизация отраслевых факторов, которые необходимо учитывать для адекватной оценки кредитоспособности субъектов малого бизнеса. Задачи исследования - анализ структуры расходов компаний различных отраслей; рассмотрение основных проблем, характерных для той или иной сферы бизнеса; выделение основных сложностей при анализе кредитоспособности сотрудниками банка. Методология. В работе с помощью статистических методов определена значимость различных отраслей для кредитного портфеля банка. Кроме того, использованы методы сравнительного анализа для выделения отраслевых факторов, влияющих на эффективность оценки кредитоспособности субъектов малого бизнеса.
Результаты. Итогом исследования стала систематизация основных статей расходов, проблем и сложностей анализа кредитоспособности субъектов малого бизнеса в различных отраслях.
Выводы. В большинстве отраслей субъектам малого бизнеса присуще искажение официальной отчетности в целях налоговой оптимизации, при этом методы искажения носят специфический характер для каждой отрасли. Их выявление в процессе рассмотрения кредитной заявки является ключевой задачей кредитного аналитика.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Введение
Специфика кредитования малого бизнеса относительно более крупных сегментов заключается в необходимости тщательного контроля за банковскими издержками на проведение анализа кредитоспособности заемщика. Процентный доход на одного клиента - субъекта малого бизнеса относительно невелик [1, с. 289; 2, с. 32]. При этом себестоимость кредитного процесса должна поддерживать рентабельность работы с этим сегментом. Обычно банки устанавливают минимальный уровень маржи кредитного продукта по правилу: чем ниже сегмент, тем выше маржа. Маржа банковских продуктов для малого бизнеса колеблется на уровне 5,5-8% [3, с. 81; 4, с. 230].
По данным Банка России, общий объем предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства с января по апрель 2015 г. сократился на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года1. В таких условиях проблема повышения эффективности кредитного процесса становится особенно актуальной.
Одним из факторов, позволяющих сократить временные затраты кредитного аналитика на анализ финансового положения заемщика (а вместе с
1 Общие объемы предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства (всего по Российской Федерации). Статистика Банка России. URL: http://www.cbr. ru/statistics/UDStat.aspx?TblID=302-17.
ними издержки банка), является учет отраслевых особенностей.
Для каждой отрасли характерна своя структура баланса, основные статьи расходов. Подавляющее большинство российских компаний применяют методы налоговой оптимизации [5, с. 472]. Для малого бизнеса характерно применение наиболее простых способов снижения налоговой нагрузки: завышение расходов и неучет части выручки. Следовательно, анализ только официальной отчетности не позволит получить реальной картины финансового положения заемщика.
Кредитные аналитики формируют управленческую отчетность и на ее основе проводят финансовый анализ. Источниками информации для построения такой отчетности служат первичные документы, интервью с собственниками, руководителями и бухгалтерами компаний [6, с. 21]. Важным фактором получения достоверной информации о реальном финансовом положении компании является доверие со стороны представителей заемщика, в первую очередь, собственников.
Оценка кредитоспособности субъектов малого бизнеса в условиях кризиса
Существуют три основных фактора, обусловивших снижение объемов кредитования субъектов малого предпринимательства в России.
Во-первых, общее снижение уровня деловой активности привело к снижению спроса на рынке кредитования.
Во-вторых, в условиях рецессии банки стали уделять особое внимание управлению рисками и качеству кредитного портфеля - были повышены требования к заемщикам и качеству обеспечения, соответственно снизился процент одобрения кредитов.
В-третьих, резкое повышение учетной ставки Банка России сделало кредиты доступными только для наиболее рентабельных отраслей (рис. 1).
Критерии малого бизнеса в России установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Критериями малого предприятия являются:
- годовая выручка менее 400 млн руб. (в том числе микропредприятия - менее 60 млн руб.);
- средняя численность работников за календарный год менее 100 чел. включительно (в том числе микропредприятия - менее 15 чел.).
Банки заинтересованы в выдаче кредитов малому бизнесу. В ОАО «Сбербанк России» малый бизнес является самым быстро растущим сегментом корпоративного кредитования. По итогам трех кварталов 2014 г. его доля выросла с 10 до 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 1 588,5 млрд руб.2.
Для исследования под кредитоспособностью заемщика - субъекта малого бизнеса будем понимать способность полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам)3.
Структура кредитного портфеля Сбербанка России в сегменте малого бизнеса соответствует долям этих отраслей в целом по России. Анализ данных рис. 2 свидетельствует, что на торговлю приходится более половины всего портфеля. Это объясняется тем, что отрасль имеет самую высокую оборачиваемость. Короткий финансовый цикл дает возможность брать кредиты по высоким ставкам, установившимся в России.
Отраслевые особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности заемщика
Розничная торговля. Основными статьями расходов компаний розничной торговли являются:
- закупка товарно-материальных ценностей;
- фонд оплаты труда (заработная плата продавцов, включая процент с продаж, НДФЛ, страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, пенсионный фонд);
- аренда и коммунальные платежи. В большинстве случаев компании розничной торговли сегмента малого бизнеса работают на арендуемых площадях. Местоположение напрямую влияет как на доходную, так и на расходную части бюджета компании. С одной стороны, место должно обеспечивать необходимый трафик для достижения плановых значений выручки, с другой - арендные и коммунальные платежи не
2 Итоги Группы Сбербанка России по МСФО 9 месяцев 2014 г. URL: http://www.sberbank.ru/saintpetersburg/ru/investor_relations/ accountabüity/fin_reports_ifrs.
3 Валенцева Н.И. Банковские операции / под ред. О.И. Лаврушина. М.: КноРус, 2007. С. 140.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: Инфра-М, 2001. С. 56.
Рисунок 1
Соотношение средней ставки по кредиту для малого бизнеса и рентабельности продаж по отраслям экономики России в 2013-2015 гг.
^^ ^^ Производство
— — — Торговля
^^ " _ Транспорт и связь
.......... Сельское хозяйство
Предоставление персональных услуг
Источник: Единая межведомственная информационно-статистическая система Федеральной службы государственной статистики России. URL: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do. Общие объемы предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства (всего по Российской Федерации). Статистика Банка России. URL: http://www.cbr.ru/statistics/UDStat. aspx?TblID=302-17.
Рисунок 2
Структура кредитного портфеля сегмента малого и микробизнеса ОАО «Сбербанк России»
Прочие
Бытовые услуги
Оптовая торговля
',2 fß
Розничная торговля
Источник: Единая межведомственная информационно-статистическая система Федеральной службы государственной статистики России. URL: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do.
должны оказывать критического воздействия на маржинальность бизнеса. Кредитный аналитик должен проверить соответствие арендных платежей среднерыночным значениям и удостовериться, что они не окажут негативного влияния на кредитоспособность заемщика;
- транспортные расходы. Оптимизация логистических цепочек может служить значимым источником сокращения издержек.
Основными проблемами компаний этой отрасли являются зависимость от географического положения и наличия конкурентов. Во многих сегментах розничной торговли (продукты питания, электроника, косметика) малые компании не в состоянии конкурировать с региональными и федеральными сетями. Следовательно, открытие сетевой торговой точки на расстоянии пешеходной доступности может стать губительным для малой компании.
Кроме того, этому бизнесу присуща сезонность. Чтобы ее сгладить, необходимо иметь гибкую ассортиментную матрицу, обеспечивающую достаточный товарный запас в пиковые периоды и поддерживающую уровень продаж на приемлемом уровне в «низкий» сезон. В то же время нельзя допускать затоваривания [7, с. 57].
При анализе кредитоспособности заемщика -компании розничной торговли характерны следующие проблемы:
- низкая легальность бизнеса - отечественные реалии таковы, что для того, чтобы оставаться прибыльными, малым компаниям розничной торговли зачастую приходится выстраивать неформальные отношения с контролирующими органами, что может отвлекать значительную часть ресурсов. Это обстоятельство необходимо учитывать при построении аналитической отчетности [8, с. 108];
- неструктурированный учет (управленческие тетради и Excel); компаниям этого сегмента нецелесообразно инвестировать большие средства в автоматизацию учета. Получение реальной картины бизнеса по данным, которыми располагает компания, может стать весьма трудоемким процессом [9, с. 191];
- определение торговой наценки из-за широкого ассортимента и сезонных скидок является следствием предыдущей проблемы; в условиях низкого качества управленческого учета и отсутствия стандартизации в работе определение
торговой наценки не всегда возможно;
- использование частных займов, выявление которых по учетным данным не всегда возможно. Реальная оценка долговой нагрузки компании требует наличия доверия между собственниками и кредитным аналитиком.
Сельское хозяйство. Наибольший вес в структуре расходов компаний этого сегмента занимают:
- закупка семенного материала, молодняка и сельскохозяйственного оборудования. Эта статья расходов зачастую финансируется за счет кредитных средств. Залогом в данном случае будут сами закупаемые средства производства. Банки охотно кредитуют эти виды расходов, поскольку денежный поток по ним, в условиях современного сельского хозяйства, достаточно стабилен и предсказуем. Лидером корпоративного кредитования в этом сегменте является ОАО «Россельхозбанк»4;
- аренда земель сельскохозяйственного назначения. Оформление в собственность таких земель представляет собой сложную бюрократическую процедуру. Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», субъекты Федерации и муниципальные образования имеют преимущественное право покупки этих земель. Соответственно, в некоторых регионах может быть возможна только их аренда у государства;
- фонд оплаты труда. По мере совершенствования сельскохозяйственной техники трудоемкость отрасли снижается. Тем не менее расходы на персонал составляют значимую долю;
- закупка горючего и смазочных материалов. Несмотря на падение мировых цен на нефть, в 2014 г. стоимость горючего и смазочных материалов (ГСМ) в рублях продолжает расти;
- расходы на удобрения, пестициды (гербициды), корма - это специфический вид расходов, присущий сельскому хозяйству. Их использование определяет конкурентоспособность компании на рынке.
Среди проблем отрасли стоит отметить сезонность, зависимость от эпидемиологической ситуации и климатических условий. Большая часть сельскохозяйственных территорий нашей страны
4 Консолидированная финансовая отчетность ОАО «Россельхозбанк» за 6 мес. 2014 г. URL: http://www.rshb.ru/ investors/msfo.
находятся в зоне рискованного земледелия. Анализ инвестиционных проектов в области растениеводства в России должен учитывать риски неполучения запланированных объемов урожая из-за неблагоприятных погодных условий. Для животноводства значимым риском является ухудшение эпидемиологической ситуации, которое может привести к требованию со стороны контролирующих органов об ограничении деятельности или об уничтожении всего поголовья [10, с. 30].
Другим риском отрасли является зависимость от рыночной ситуации. Каждый год объем предложения на мировом рынке колеблется из-за различного урожая. Производители биржевых сельскохозяйственных товаров зависят от мирового урожая их культуры в каждом году.
При анализе кредитоспособности заемщика сельскохозяйственной компании характерны следующие проблемы:
- определение производственной себестоимости и наценки при отсутствии технологических карт. Сельскохозяйственный процесс является комплексным. При расчете управленческой рентабельности компании необходимо включать все затраты, связанные с деятельностью. Аналитик должен восстановить весь производственный процесс и проанализировать затраты на каждом этапе;
- учет федеральных и региональных субсидий. Сельскому хозяйству оказывается государственная поддержка. Многие инвестиционные проекты в отрасли могут быть реализованы только при условии помощи со стороны властей. Расчет денежных потоков проекта также должен ее учитывать;
- распространение бартерных сделок, например заем ГСМ весной под будущий урожай. Необходимо оценить каждую такую сделку и учесть по рыночному эквиваленту при анализе кредитной нагрузки и ликвидности компании;
- занижение урожайности и валового сбора, а также завышение себестоимости закупаемых материалов с использованием аффилированных структур. Анализ кредитоспособности требует построения управленческой отчетности с цифрами, очищенными от фиктивных операций, применяемых для налоговой оптимизации.
Оптовая торговля. Структура расходов компаний отрасли близка к компаниям розничной торговли.
Основными отличиями являются меньшая доля фонда оплаты труда (выручка на одного сотрудника будет существенно выше, чем в рознице), а также больший удельный вес расходов на транспортную и складскую логистику [11, с. 145].
Основной проблемой отрасли является низкая маржинальность. Чтобы генерировать прибыль, необходимы большие объемы продаж. Рыночная сила оптовых компаний при сопоставимой выручке будет ниже, чем у аналогичной компании, имеющей доступ к конечному потребителю, поскольку найти покупателя сложнее, чем найти товар. Крупные розничные игроки, работа с которыми обеспечивает оптовым компаниям наибольшие объемы продаж, всегда стараются снизить закупочные цены, сокращая наценку оптовиков. При стратегическом планировании таким компаниям нужно определять пути входа в розницу. По мере совершенствования логистики и средств коммуникаций число оптовых компаний в сфере потребительских товаров будет сокращаться. Между производителями и розницей останутся только логистические компании [12, с. 49].
При анализе кредитоспособности заемщика компании оптовой торговли необходимо учитывать сложную структуру бизнеса с большим числом «технических» компаний, используемых для оптимизации налогообложения. При анализе бизнеса необходимо выделить реально действующие компании и исключить фиктивные операции. Кроме того необходимо определить источники пополнения оборотных средств. Это могут быть займы собственников, которые не влияют на уровень реальной долговой нагрузки.
Производство. Наибольшую долю в структуре расходов производственных компаний занимают:
- закупка сырья и материалов - в зависимости от отрасли этот вид расходов может составлять до 90% себестоимости5;
- амортизация оборудования. Использование современного оборудования является одним из необходимых условий конкурентоспособности компании. Однако закупка такого оборудования требует больших капитальных затрат. Необходимо тщательно оценивать плановую загрузку такого оборудования, чтобы не переоценить эффект от капитальных вложений;
- логистические затраты, которые следует рассматривать не просто как инструмент сокращения издержек, она должна быть
5 Бочаров В.В. Финансовый анализ. СПб: Питер, 2009. С. 177.
источником конкурентного преимущества. Многие производственные компании полностью передают управление цепочками поставок внешним логистическим структурам. Такая форма сотрудничества получила название 3PL (Third party logistics). Для малого бизнеса этот способ организации логистики зачастую является оптимальным, поскольку компетенции логистической компании позволяют снизить издержки до недостижимого при собственной логистике уровня.
Основными проблемами для малых производственных компаний являются отсутствие гибкости и зависимость от крупнейших поставщиков и покупателей. По некоторым видам ресурсов (электричество, редкоземельные металлы, нефтепродукты и др.) существует ограниченное, а иногда даже монопольное предложение. Соответственно, производственные компании не имеют возможности диверсифицировать закупки и снизить риски [13, с. 40].
Из всех анализируемых отраслей отсутствие доступного кредита в нашей стране имеет наиболее негативное воздействие именно на производство. Ставки по корпоративным кредитам на уровне 16-22%, установившиеся в России ко II кварталу 2015 г., не позволяют создавать новое производство за счет кредитных средств. Только уже работающие компании могут себе позволить взять кредит под непродолжительные высокомаржинальные операции.
При анализе кредитоспособности заемщика производственной компании необходимо:
- тщательно разобраться в специфике конкретного производственного процесса, а также в движении денежных потоков, принимая во внимание порядок расчетов с поставщиками и покупателями. Без понимания производственной цепочки невозможно достоверно оценить финансовое состояние заемщика;
- учитывать, что многие производственные процессы подразумевают сведение данных о хозяйственных операциях не сразу, а с разрывом во времени;
- учитывать возможность завышения производственной себестоимости для оптимизации налогообложения. Компании являются плательщиками НДС и обязаны «показывать» всю выручку налоговым органам, поэтому оптимизация может осуществляться
только со стороны затрат. Аналитику необходимо ознакомиться с управленческой отчетностью, чтобы получить адекватную оценку кредитоспособности заемщика.
Грузовые и пассажирские перевозки. Основными статьями расходов являются:
- расходы на приобретение транспортных средств. Как правило, автотранспорт приобретается компаниями в кредит или лизинг. Обязательным условием банка или лизинговой компании будет страхование транспортного средства, поскольку оно выступает предметом залога, что также увеличивает расходы компании, хотя и снижает риски;
- расходы на обслуживание транспортных средств и ГСМ;
- фонд оплаты труда;
- лицензионные расходы, так как отдельные виды транспортных услуг подлежат обязательному лицензированию. Помимо непосредственно платы за лицензию, компании несут расходы по соблюдению установленных требований для ее получения.
Основными проблемами отрасли являются сложность получения лицензий на определенные виды транспортных услуг, быстрый износ автопарка из-за неблагоприятных погодных условий и низкого качества дорог, а также нестабильная транспортная ситуация в крупнейших городах (пробки, дорожно-транспортные происшествия).
При анализе кредитоспособности заемщика транспортной компании характерны следующие проблемы:
- неучет части выручки (черный нал), а также неофициальное оформление трудовых отношений с водителями. Необходимо ознакомиться с управленческой отчетностью компании, содержащей не отраженные в налоговых декларациях доходы;
- существенные различия в доходности различных типов перевозок. Доходность определяется модальностью (железнодорожные, морские, речные, автомобильные или интермодальные перевозки), расстоянием (международные, междугородние, логистика «последней мили»), а также типом перевозимых грузов (необходимость получения лицензии для перевозки определенных грузов существенно увеличивает стоимость транспортной услуги);
- зависимость расходов на ГСМ от условий эксплуатации, типа, возраста транспортного средства. Использование ГСМ до недавнего времени являлось полем для незаконного обогащения водителей. Однако с развитием технологий спутникового мониторинга и появлением современных систем контроля за уровнем топлива, его кража и несанкционированное использование транспортного средства стали невозможны [14, с. 120].
Бытовые услуги. Подавляющее большинство компаний отрасли относится к сегменту малого бизнеса: парикмахерские, прачечные, услуги по ремонту одежды и обуви и др.
Основное место в структуре затрат таких компаний занимают:
- расходные материалы, так как в зависимости от вида оказываемых услуг их доля в совокупных расходах компании может различаться;
- аренда и коммунальные платежи; компании отрасли обычно занимают небольшие площади, тем не менее на фоне небольших показателей выручки эта статья расходов является весомой и в отдельных случаях может сделать деятельность компаний нерентабельной;
- фонд оплаты труда, хотя компании по оказанию бытовых услуг часто функционируют в форме индивидуальных предпринимателей.
Основными проблемами компаний являются высокая конкуренция и непостоянство клиентской базы, что делает денежные потоки трудно прогнозируемыми [15, с. 256].
При анализе кредитоспособности заемщика -компании по оказанию бытовых услуг необходимо учитывать возможное неполное декларирование выручки (аналогично транспортной отрасли), а также неструктурированный учет, который зачастую ведется в бухгалтерских тетрадях или электронных таблицах Excel. Приведение таких форм отчетности в анализируемый вид может быть весьма трудоемким занятием.
Заключение
В статье проанализированы специфика деятельности компаний малого бизнеса в различных отраслях и вытекающие из нее трудности при проведении анализа кредитоспособности.
Проблемой, присущей подавляющему большинству компаний малого бизнеса, является недостоверное отражение финансового положения в официальной отчетности. Кредитный аналитик должен учитывать это и моделировать реальное финансовое положение, опираясь на информацию от заемщика, анализ бизнеса и собственный опыт.
Рецессия и связанное с ней повышение ставок по кредитам отразились на всех отраслях, особенно на тех, чья рентабельность и оборачиваемость относительно невысоки. В первую очередь это относится к производству.
Государство принимает меры по повышению доступности кредитных средств для этой отрасли. В частности, в 2014 г. начало свою работу Агентство кредитных гарантий (АКГ), которое предоставляет поручительства по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства. Поручительство АКГ значительно снижает риски банков, и те в свою очередь могут предложить более выгодные условия заемщикам.
Кроме того, Банк России постепенно снижает ключевую ставку, что делает кредиты бизнесу более доступными. Наконец, сами коммерческие банки за счет внедрения современных информационных решений повышают скорость и качество кредитного процесса, распространение электронного документооборота и централизованных баз данных позволяет снизить объем запрашиваемых у заемщиков документов.
Тем не менее колоссальная разница в стоимости кредитных ресурсов для отечественного бизнеса по сравнению с западными конкурентами в среднесрочной перспективе будет сохраняться. В этих условиях отечественным компаниям сегмента малого и среднего бизнеса необходимо действовать осмотрительно и уделять особое внимание управлению кредитными рисками.
Список литературы
1. Максимчук Е.В., СувороваА.А. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в условиях низких темпов роста экономики // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 8. C 288-296.
2. Сошина В. Оценка рисков - между ценой и качеством // Банковское обозрение. 2008. № 8. C. 30-34.
3. Гулько А.А., Карайченцева Н.И. К вопросу об управлении рисками банковского кредитования отечественного малого бизнеса в современных условиях // Проблемы анализа риска. 2011. Т. 8. № 2. C. 80-86.
4. Лукашевич Н.С. Разработка экспертной системы оценки кредитного риска и условий кредитования для субъектов малого предпринимательства на основе нечетко-множественного подхода // Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 38. C. 226-235.
5. Амирзянова Л.К. Проблемы кредитования предприятий среднего и малого бизнеса и пути их решения // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 5. С. 472-474.
6. Швец С.К. Система интегрированного управления рисками в компании // СПб.: СПбГПУ, 2009. 165 с.
7. Загорский С.А. Учет отраслевой специфики при анализе кредитоспособности предприятия розничной торговли // Мир экономики и права. 2011. № 10. C. 55-62.
8. Лысаковская Е.В. Методики оценки рисков при кредитовании малого предпринимательства // Экономика образования. 2013. № 3. C. 102-110.
9. Соколинская Н. Аналитическое обеспечение комплексной оценки рисков кредитования предприятий малого бизнеса // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 2. C. 191-192.
10. Вдовенко Л.А., Вдовенко О.С. Банковское кредитование субъектов аграрной сферы: проблемы и пути решения // Российский академический журнал. 2014. № 1. C. 30-32.
11. Асадуллин М.Р. Особенности анализа кредитных рисков предприятий оптовой торговли пищевыми продуктами в условиях экономического кризиса // Управление финансовыми рисками. 2009. № 2. C. 144-152.
12. Терновский Д.Н. Кредитный риск в кредитовании малого и среднего бизнеса // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 20. C. 148-151.
13. Реутова И.В., Васильев В.Л. Анализ риска кредитования производства // Финансовый бизнес. 2010. № 5. C. 39-43.
14. Рябцев С.В., Миленький В.И. Совершенствование кредитной политики транспортно-логистических предприятий в условиях особой экономической зоны Калининградской области // Балтийский экономический журнал. 2013. № 1. C. 115-123.
15. Демина Е. Направления формирования комплексной оценки кредитоспособности малого бизнеса в сфере услуг // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 2. C. 254-257.
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Economic Policy
CONSIDERING THE INDUSTRY-SPECIFIC FACTORS IN ASSESSING THE CREDITWORTHINESS OF SMALL BUSINESSES
Viktor V. KRAKOVICH
National Research University Higher School of Economics - Saint Petersburg, St. Petersburg, Russian Federation [email protected]
Article history: Abstract
Received 17 March 2015 Importance Small business plays a significant role in the economic development of the
Received in revised form country. Small entities are main actors in commercializing innovation and creating work places.
28 June 2015 Notwithstanding reduction in macroeconomic indicators and general uncertainty, dropping Ruble
Accepted 15 July 2015 gives the Russian companies a pricing advantage in comparison with foreign competitors in the
country and foreign markets. To enjoy these advantages fully, small businesses often need additional finance, which is mainly sourced from banking loans. Therefore, small entities are interested in making the lending process more effective.
Objectives The objective of the research is to systematize sectoral factors, which should be considered for adequate assessment of small entities' creditworthiness. To achieve the objective, I analyze the structure of expenses incurred by entities operating in various sectors, consider the main issues typical of business areas, and identify the principal difficulties for banking employees in analyzing creditworthiness.
Keywords: creditworthiness, small Methods Using statistical methods, I evaluate the significance of various sectors for the bank's t^m^^ sectoral ^dfc^ tankmg loan portfolio. Furthermore, the research employs the comparative analysis methods to find sectoral lending factors influencing the efficiency of small business creditworthiness assessment.
Results The research systematizes the principle items of expenses, issues of and difficulties in analyzing the creditworthiness of small business operating in various sectors. Conclusions and Relevance I conclude that in most sectors, small entities distort official financial statements so to optimize their taxes, with the distortion methods being very specific of each sector.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Maksimchuk E.V., Suvorova A.A. Problemy kreditovaniya malogo i srednego biznesa v usloviyakh nizkikh tempov rosta ekonomiki [Issues of lending to small and medium-sized businesses during economic slowdown].
Sotsial'no-gumanitamye znaniya = Socio-Humanitarian Knowledge, 2014, no. 8, pp. 288-296.
2. Soshina V. Otsenka riskov - mezhdu tsenoi i kachestvom [Risk assessment is between price and quality].
Bankovskoe obozrenie = Banking Review, 2008, no. 8, pp. 30-34.
3. Gul'ko A.A., Karaichentseva N.I. K voprosu ob upravlenii riskami bankovskogo kreditovaniya otechestvennogo malogo biznesa v sovremennykh usloviyakh [On the issue of managing risks of bank lending to domestic small business in modern conditions]. Problemy analiza riska = Issues of Risk Analysis, 2011, vol. 8, no. 2, pp. 80-86.
4. Lukashevich N.S. Razrabotka ekspertnoi sistemy otsenki kreditnogo riska i uslovii kreditovaniya dlya sub"ektov malogo predprinimatel'stva na osnove nechetko-mnozhestvennogo podkhoda [Developing an expert system for assessing the credit risk and terms of lending for small entities on the basis of the fuzzy set approach]. Aktual'nye voprosy sovremennoi nauki = Actual Problems of Modern Science, 2014, no. 38, pp.226-235.
5. Amirzyanova L.K. Problemy kreditovaniya predpriyatii srednego i malogo biznesa i puti ikh resheniya [Issues of lending to medium-sized and small entities and ways to solve them]. Audit ifinansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2007, no. 5, pp. 472-474.
6. Shvets S.K. Sistema integrirovannogo upravleniya riskami v kompanii [The system ofintegrated riskmanagement in the company]. St. Petersburg, Saint-Petersburg State Polytechnic University Publ., 2009, 165 p.
7. Zagorskii S.A. Uchet otraslevoi spetsifiki pri analize kreditosposobnosti predpriyatiya roznichnoi torgovli [Considering industry specifics in analyzing the creditworthiness of retailing business]. Mir ekonomiki i prava = World of Economy and Law, 2011, no. 10, pp. 55-62.
8. Lysakovskaya E.V. Metodiki otsenki riskov pri kreditovanii malogo predprinimatel'stva [Methods of risk assessment when lending to small business]. Ekonomika obrazovaniya = Economics of Education, 2013, no. 3, pp. 102-110.
9. Sokolinskaya N. Analiticheskoe obespechenie kompleksnoi otsenki riskov kreditovaniya predpriyatii malogo biznesa [Analytical framework for comprehensive assessment of credit risks related to small businesses]. RISK: Resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya = RISC: Resources, Information, Supply, Competition, 2013, no. 2, pp. 191-192.
10. Vdovenko L.A., Vdovenko O.S. Bankovskoe kreditovanie sub"ektov agrarnoi sfery: problemy i puti resheniya [Bank lending to the agricultural sector: problems and solutions]. Rossiiskii akademicheskii zhurnal = Russian Academic Journal, 2014, no. 1, pp. 30-32.
11. Asadullin M.R. Osobennosti analiza kreditnykh riskov predpriyatii optovoi torgovli pishchevymi produktami v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa [Specifics of analyzing the credit risk of wholesale entities trading with food during the economic crisis]. Upravlenie finansovymi riskami = Financial Risk Management, 2009, no.2,pp. 144-152.
12. Ternovskii D.N. Kreditnyi risk v kreditovanii malogo i srednego biznesa [Credit risk in lending to small and medium-sized businesses]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva = Bulletin of Volzhsky University named after V.N. Tatischev, 2010, no. 20, pp. 148-151.
13. Reutova I.V., Vasil'ev V.L. Analiz riska kreditovaniya proizvodstva [Analyzing the credit risk associated with production]. Finansovyi biznes = Financial Business, 2010, no. 5, pp. 39-43.
14. Ryabtsev S.V., Milen'kii V.I. Sovershenstvovanie kreditnoi politiki transportno-logisticheskikh predpriyatii v usloviyakh osoboi ekonomicheskoi zony Kaliningradskoi oblasti [Improving the credit policy of transportation and logistics entities in the Special Economic Zone of the Kaliningrad oblast]. Baltiiskii ekonomicheskii zhurnal = Baltic Economic Journal, 2013, no. 1, pp. 115-123.
15. Demina E. Napravleniya formirovaniya kompleksnoi otsenki kreditosposobnosti malogo biznesa v sfere uslug [Directions of formation of an integrated assessment of the creditworthiness of small businesses in the service sector]. RISK: Resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya = RISC: Resources, Information, Supply, Competition, 2011, no. 2, pp. 254-257.