Кроме того, на федеральном уровне необходимо принять ряд законопроектов, в которых: должны быть установлены порядок и стоимость минимального набора работ для сохранения и поддержания инфраструктуры; необходимо проработать процедуру передачи жилья от застройщика - покупателям, от одной управляющей организации - другой; обязать ТСЖ обеспечить сбор средств на проведение капитального ремонта принадлежащей товариществу недвижимости и сетей; создать постоянно действующую комиссию при муниципальном образовании, в состав которой будут входить специалисты в области ЖКХ, способные оценить уровень ведения дел в ТСЖ неквалифицированными управляющими, причем рекомендации этой комиссии в части технического обслуживания жилья должны быть обязательны к исполнению.
Приведение законодательной базы ЖКХ в соответствие с требованиями сегодняшнего дня создаст условия для расширения конкуренции в анализируемой сфере и обеспечения более устойчивого ее финансирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его реформирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера «ЖКХ» №6-7 2001 с.47. 51, с. 35-36.
2. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации // Строительная газета 1997 № 22 с. 10.
3. Кругликов А.А. Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ №7 2000 с. 94-100.
4. Максимова Н.С. Реформа жилищно-коммунальной сферы - важный резерв управления финансов России 2001 №5 с.57.-59
5. Чернышев Л.Н. Первые итоги демонополизации жилищной и коммунальной сферы // Журнал руководитесь ля и главного бухгалтера ЖКХ 2000 №3 с.11.
л 6. Чернышев Л.Н. Для преодоления кризиса в ЖКХ необходим программный целевой подход // Журнал руко-[] водителя и главного бухгалтера ЖКХ №8 2001 с. 56-58 (О X
* учет операций по обеспечению исполнения обязательств z при расчетах с контрагентами
ф
со
ГЛУЩЕНКО А.В., БУХАНЦЕВ Ю.А.
ш о
I- _
00 Волгоградский государственный университет, зав. кафедры учета, анализа и аудита, e-mail: ag@volsu.ru;
О Волгоградский государственный университет, кафедра учета, анализа и аудита, аспирант, e-mail: Yura84bukh@mail.ru
СУ
О
0 Предприятия всегда заинтересованы в том, чтобы их контрагенты исполняли свои обязательства в
полном объеме и в кратчайшие сроки. Такая заинтересованность особенно проявляется в условиях нестабильной финансовой обстановки, когда значительно возрастает риск неплатежей. Способы О обеспечения исполнения обязательств призваны помочь предприятиям сократить возможные убытки.
Ф Данная статья посвящена подробному исследованию таких способов и оптимизации их учета. Особое
внимание уделено возможности применения операций факторинга и цессии в качестве антикризисных мер. Разработана схема бухгалтерского учета таких операций.
I
>
0 Ключевые слова: расчеты с контрагентами; учет обязательств; исполнение обязательств; способы
1 обеспечения исполнения обязательств; факторинг; цессия
Ф со
0 Коды классификатора JEL: 1У141, 1У142
а
^ Предприятия всегда заинтересованы в том, чтобы их контрагенты исполняли свои обязательства в поло ном объеме и в кратчайшие сроки. Такая заинтересованность особенно проявляется в условиях нестабильной ^ финансовой обстановки, когда значительно возрастает риск неплатежей. Способы обеспечения исполнения
1_
о о
со О
I—
О
обязательств призваны помочь предприятиям сократить возможные убытки. Данная статья посвящена подробному исследованию таких способов и оптимизации их учета. ^ В настоящее время возникновение дебиторской и кредиторской задолженности является неизбежным следствием существующей системы расчетов между организациями, при которой зачастую имеется разрыв
0 времени платежа с моментом перехода права собственности на товары, работы и услуги, между предъяв-^ лением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты. Объем задолженности, ее ка-
1 чественный состав и движение оказывает существенное влияние на устойчивость финансового положения о предприятий. В связи с этим очевидна потребность предприятий в обеспечении надлежащего контроля за & состоянием задолженности.
Несмотря на наличие в арсенале любой организации возможностей для минимизации риска неплатежей, о появление сомнительных и даже безнадежных долгов - не редкость в бухгалтерской практике. Поэтому с ^ нашей точки зрения предприятиям необходимо осуществлять действия по предотвращению убытков уже на Ц стадии подготовки к заключению договоров.
о Заключая любую сделку, организация должна быть уверенна в том, что другая сторона выполнит свои о обязательства надлежащим образом. С этой целью она в праве требовать от контрагента определенных га-О рантий, обеспечивающих защиту ее финансовых интересов.
Гражданским Кодексом РФ (ст. 329) предусмотрены следующие способы позволяющие снизить риск неисполнения договора контрагентом: неустойка; получение залога; удержание имущества должника; поручительство третьего лица; банковская гарантия; получение векселя; задаток.
Сущность залога заключается в том, что кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя). Применение залога регулируется § 3 гл. 23 ГК РФ.
Организация, получившая в целях минимизации коммерческого риска имущество в залог, ведет учет залогового имущества следующим образом:
- синтетический учет организуется на забалансовом счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные»;
- аналитический учет осуществляется в разрезе полученных залогов.
Полученные обеспечения принимаются к учету в момент возникновения права залога (как правило, при получении имущества в залог). Оценка залогового имущества производится по согласованию сторон. Сумма обеспечения согласно ст. 337 ГК РФ должна включать в себя сумму основного долга, неустойки, проценты за неправомерное пользование чужими деньгами, сумму возмещения убытков, причиненных просрочкой исполнения основного обязательства, сумму возмещения расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию долга.
Обеспечительное обязательство снимается с учета в момент возврата залогодателю предмета залога (или в момент исполнения должником основного обязательства).
По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично. При этом поручитель, заключая договор, П принимает на себя не обязанности должника, а ответственность за неисполнение этих обязанностей. По- ^ ручитель также обязан возместить сумму убытков кредитора связанных с неисполнением основного обяза- о
(О
X *
а
г
тельства. По этой причине требование от контрагентов представления поручительства значительно снижает коммерческие риски организации.
Договоры поручительства регулируются § 5 гл. 23 ГК РФ и обязательно составляются в письменной форме. Учет операций, связанных с договором поручительства, ведется на забалансовом счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». ^
В случае банковской гарантии кредитная организация называемая банком-гарантом или страховая организация дает по просьбе контрагента (принципала) письменное обязательство уплатить его кредитору (бенефициару) денежную сумму по представлении им письменного требования об уплате. Применение банков- (д ской гарантии регулируется § 6 гл. 23 ГК РФ. О
Гарантия является односторонней сделкой банка (страховой организации), поэтому письменного акцеп- ^ та гарантии от бенефициара не требуется. Этот вид обеспечения обязательств - самый надежный и предпоч^ тигельный для бенефициара. Недостаток у него один - высокая стоимость для принципала.
Учет полученных банковских гарантий аналогичен учету операций связанных с поручительством. Применение вексельных расчетов имеет существенный недостаток. Нередки случаи, когда у векселеда теля нет в наличии достаточных средств для покрытия всех требований кредитора. В этом случае возможны определенные финансовые потери и длительные судебные разбирательства. ю
Отметим, что рассмотренные выше меры защиты от коммерческих рисков носят предупреждающий характер. Мы изучили положительные стороны и недостатки каждого из этих способов и считаем, что для сни- ^ жения возможности возникновения сомнительных и безнадежных долгов наиболее эффективно получение о залога, поручительства третьих лиц и банковской гарантии.
В тех случаях, когда сомнительная и безнадежная задолженность все же возникает, еще одним из спосо- ш бов избежания убытков является продажа долга. Нередко организации продают долги банку сразу после их возникновения, заключая договоры факторинга. Но можно продать не сам долг, а лишь уступить право его ^ истребования другому лицу. Такая сделка производится в рамках договора цессии. ^
По договору факторинга согласно ст. 824 ГК РФ одна сторона (финансовой агент) передает или обязуется о передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к 2 третьему лицу (должнику), вытекавшего из представления клиентом товара, выполнения им работ или ока- 2 зания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное ^ требование. ^
В большинстве случаев банки выплачивают клиентам 70-90% от суммы долга. Оставшуюся сумму (за ^ вычетом вознаграждения банку) клиент получит только после поступления денег от должника. Это так на- о зываемый факторинг с уплатой и финансированием. ^
Есть другая разновидность факторинга - факторинг с уплатой, часто называемая еще административным 1 управлением дебиторской задолженностью. Такое управление задолженностью включает не только получе- о ние самого долга, но и принятие на себя риска неплатежей и передачу средств по мере того, как они выпла- & чиваются покупателем-должником.
Учет операций связанных с заключением факторинговых соглашений ведется на счете 76 «Расчеты с о разными дебиторами и кредиторами». Однако планом счетов не предусмотрен отдельный субсчет для учета ^ таких операций, в связи с чем, мы рекомендуем использовать дополнительный субсчет «Расчеты по договору | факторинга». По дебету счета 76 отражается списание требования, продаваемого по договору факторинга в о корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы». А по кредиту счета 76 отражаются поступления о платежей от банка в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» и начисление вознаграждения банку О
О
О о
I—
ш
п
(факторинговой комиссии). Затраты организации на оплату услуг банка по договору факторинга отражаются ею в бухгалтерском учете в составе прочих расходов на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
Критичной областью в учете факторинговых операций по нашему мнению является то, что не списывая первоначальную задолженность со счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и образуя задолженность на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», которая будет числиться в размере оставшейся части долга (то есть за минусом первоначального платежа банка) до полного его погашения, мы тем самым будем искажать отчетность, завышая реальную величину дебиторской задолженности. В связи с этим мы считаем необходимым введение специального забалансового счета, на который будет списываться дебиторская задолженности со счета 62, и будет числиться на нем до полного завершения факторинговой операции.
В целях налогообложения прибыли сумма комиссии, выплачиваемой банку, принимается в составе расходов. При этом расходы по оплате услуг финансового агента могут быть учтены в составе прочих расходов, если они связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), или в составе внереализационных расходов, непосредственно не связанных с производством и реализацией, если эти услуги экономически оправданны в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.
Другие расходы по договору факторинга: комиссия за факторинговое обслуживание (проценты от суммы счета-фактуры - за административное управление задолженностью) и комиссия за предоставление денежных средств клиенту для целей налогообложения прибыли приравниваются к расходам в виде процентов по долговым обязательствам. Они должны учитываться в составе внереализационных расходов. Такая позиция была высказана Минфином России в письме от 18.01.06 № 03/03/04/1/33.
Услуги банка по договору факторинга облагаются НДС. Соответственно банк должен выставить организации счет-фактуру на сумму комиссии. По возможности принятия НДС с суммы комиссии к вычету сущест-Ь вует две позиции:
^ 1) налог принимается к вычету в полной сумме;
X 2) налог принимается к вычету согласно п. 7 ст. 171 НК РФ в пределах норматива, установленного для процентов по банковским кредитам. Предельная величина процентов, признаваемых расходом согласно ст. 269 НК РФ, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Налоговый кодекс РФ не регламентирует порядок принятия к вычету НДС по банковской комиссии по Ь договорам факторинга. Мы придерживаемся мнения о том, что природа договора факторинга отлична от 00 договора кредитования. Поэтому нормы, касающиеся процентов по кредитному договору, неприменимы к О банковской комиссии, взимаемой по договору факторинга. Соответственно НДС должен приниматься к выче-¡=у ту в полной мере и без ограничения.
ф Цессия - уступка права требования - подразумевает перемену кредитора в обязательстве в результате 0 совершения соответствующей сделки (ст. 384 ГК РФ). Уступаемые права переходят к новому кредитору в том ф объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права (например, для нового кредитора ё сохраняют силу условия о залоге, поручительстве, процентах и иных способах обеспечения обязательств, о. если стороны не достигли по ним иного соглашения). Первоначальный кредитор (цедент) утрачивает все ЕЕ права по сделке, которые переходят новому кредитору (цессионарию).
х Основанием уступки права требования является договор между цедентом и цессионарием. Для перехода ф прав к новому кредитору согласие должника получать не нужно. Стороны договора цессии обязаны лишь о письменно уведомить его о состоявшейся сделке.
Уступка права требования совершается в той же форме, что установлена для сделки, права по которой уступаются. Если уступка права требования по сделкам с недвижимостью требует государственной регист-
0 рации, то и договор цессии требует такой регистрации.
з Учет операций, связанных с цессией, ведется с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами ^ и кредиторами», субсчет «Расчеты по договору цессии» и счета 91 "Прочие доходы и расходы" (лишь те, кто занимается уступкой прав требования на постоянной основе, могут использовать для учета этих операций счет 90 "Продажи").
Для целей налогообложения прибыли порядок учета убытков, получаемых при уступке права требования долга следующий:
§ - при уступке права требования до наступления предусмотренного договором срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного £ товара (работ, услуг) признается убытком налогоплательщика.
^ Размер убытка для целей налогообложения не может превышать суммы процентов, которую налогоп-
1 лательщик уплатил бы с учетом требований ст. 269 НК РФ по долговому обязательству, равному доходу от о уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реа-ш лизацию товаров (работ, услуг);
'! - при уступке права требования после наступления предусмотренного договором срока платежа убыток о принимается в целях налогообложения в следующем порядке:
■т - 50% от суммы убытка подлежат включению в состав внереализационных расходов на дату уступки Ц права требования;
° - 50% от суммы убытка по истечении 45 дней с даты уступки этого права.
9 С нашей точки зрения применение таких способов как заключение договоров факторинга и цессии воз-О можно, а в некоторых случаях необходимо даже предприятиями, для которых эти операции не являются ха-