Всё для бухгалтера
УЧЕТ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ*
В. Р. ЗАХАРЬИН, кандидат экономических наук
Счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств».
На счете 10 учитываются полученные от третьих лиц обеспечения обязательств и платежей — гарантии в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученныхподтовары, работы, услуги, переданныедругим организациям (лицам).
На счете 10 учреждением учитывается имущество, полученное в качестве обеспечения обязательств (залог, поручительство, банковская гарантия, задаток, иные обеспечения).
Списание сумм обеспечений с забалансового счета осуществляется при исполнении обеспечения и (или) исполнения обязательства, в отношении которого было получено обеспечение.
Банковские гарантии, залог и поручительство могут выступать в качестве обеспечений бюджетных кредитов.
В общем случае сумма полученной гарантии оценивается в той сумме, которая указана в соответствующем договоре — залога, поручительства или банковской гарантии. В случае если в гарантии не указана сумма, то для бюджетного учета она определяется исходя из условий договора, в соответствии с которым возникли обязательства, под которые выдана гарантия.
Общие законодательные требования к обеспечению исполнения обязательств установлены нормами гл. 23 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).
В соответствии со ст. 334 ГК РФ в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя).
*Окончание. Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в бюджетныхинекоммерческихорганизациях» № 1 (265) — 2011.
Залогодателем может быть как сам должник, так и третье лицо.
Не допускается залог права аренды или иного права на чужую вещь без согласия ее собственника или лица, имеющего на нее право хозяйственного ведения, если законом или договором запрещено отчуждение этого права без согласия указанных лиц.
Предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота.
В общем случае залог должен обеспечивать требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности, проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию.
В соответствии со ст. 338 ГК РФ заложенное имущество остается у залогодателя, если иное не предусмотрено договором. Таким образом, в общем случае предмет залога в распоряжение учреждения не поступает, но возникает право на его отчуждение.
Следует иметь в виду, что пакетом законов об обеспечении рынка доступного жилья в акты гражданского законодательства, включая ГК РФ, внесены существенные уточнения в части, регулирующей порядок залога земельных участков, ипотеки зданий и сооружений.
Основанием для списания сумм залога, учтенных на счете 10, являются обстоятельства, при которых гражданским законодательством предусмотрено прекращение залога. В соответствии со ст. 352 ГК РФ такими случаями являются:
— прекращение обеспеченного залогом обязательства;
— гибель заложенной вещи или прекращение заложенного права;
— продажа с публичных торгов заложенного имущества, а также в случае, когда его реализация оказалась невозможной.
В соответствии со ст. 361 ГК РФ по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Договор поручительства может быть заключен также для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем.
Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства.
Статьей 367 ГК РФ установлено, что поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего. Также поручительство может быть прекращено с переводом на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству, если поручитель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника. Кроме того, поручительство прекращается по истечении указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано. Если такой срок не установлен, оно прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иска к поручителю. Когда срок исполнения основного обязательства не указан и не может быть определен или определен моментом востребования, поручительство прекращается, если кредитор не предъявит иска к поручителю в течение двух лет со дня заключения договора поручительства.
Перечисленные обстоятельства являются основанием для списания сумм поручительства со счета 10.
В соответствии со ст. 368 ГК РФ в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
Банковская гарантия не может быть отозвана гарантом, если в ней не предусмотрено иное.
Случаи прекращения банковской гарантии перечислены в ст. 378 ГК РФ:
— уплата бенефициару суммы, на которую выдана гарантия;
— окончание определенного в гарантии срока, на который она выдана;
— отказ бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту;
— отказ бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.
Перечисленные обстоятельства являются ос-нованиемдля списания обеспечений со счета 10.
В соответствии со ст. 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
Задаток в системном бухгалтерском учете учитывается по счетам учета авансов полученных в корреспонденции с дебетом счета учета денежных средств. За балансом учитывается полная сумма обязательства. Сумма задатка засчитывается при отгрузке продукции (работ, услуг) или исполнении другого обязательства, обеспеченного задатком. В случае когда обязательство не исполняется, задаток возвращается организации, ее перечислившей. При этом в системном учете оформляется обратная проводка. Если возникают обстоятельства, в соответствии с которыми задаток учреждением может быть удержан, его сумма зачисляется в состав прочих доходов. Во всех перечисленных случаях сумма обеспечения списывается с забалансового счета 10.
Счет 11 «Государственные и муниципальные гарантии». На забалансовом счете 11 отражается информация о наличии и движении выданных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей.
В соответствии со ст. 115 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
Государственная или муниципальная гарантия может предоставляться для обеспечения возникших обязательств и обязательств, которые возникнут в будущем.
Государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала.
В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:
— наименование гаранта (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;
— обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;
— объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;
— определение гарантийного случая;
— наименование принципала;
— безотзывность гарантии или условия ее отзыва;
— основания для выдачи гарантии;
— вступление в силу (дата выдачи) гарантии;
— срок действия гарантии;
— порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;
— порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;
— наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);
— иные условия гарантии, а также сведения, определенные БК РФ, правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.
Вступление в силу государственной или муниципальной гарантии может быть определено календарной датой или наступлением события (условия), которое может произойти в будущем.
Срок действия государственной или муниципальной гарантии определяется условиями гарантии.
По получении требования бенефициара гарант должен уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами.
В случае признания требования бенефициара обоснованным, гарант обязан исполнить обязательство по гарантии в срок, установленный в гарантии.
Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы не исполненных на момент предъявления требования
бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия.
Если исполнение гарантом государственной или муниципальной гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Если исполнение гарантом государственной или муниципальной гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов соответствующего бюджета.
Средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, а также в счет исполнения обязательств, права требования по которым перешли от бенефициара к гаранту, отражаются как возврат бюджетных кредитов.
Исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов. Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение государственных и муниципальных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета. Исполнение гарантий означает необходимость уплаты по обязательствам, под которые выдана гарантия. В этом случае исполнение гарантий отражается в системном бухгалтерском учете порядком, указанным выше.
Списание сумм, учтенных на забалансовом счете 11, производится при прекращении обязательства по государственной или муниципальной гарантии, т. е. в случаях:
— уплаты гарантом бенефициару суммы, определенной гарантией;
— истечения определенного в гарантии срока, на который она выдана;
— исполнения в полном объеме принципалом или третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;
— отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту или письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств;
— если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло.
Счет 12 «Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками». На забалансовом счете 12 учитывается спецоборудование, приобретенное для выполнения научно-исследовательских работ по конкретной теме заказчика после передачи его в научное подразделение.
После выполнения работ в соответствии с условиями договора спецоборудование возвращается заказчику или приходуется на баланс по рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету с отражением по дебету счета 010505340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» и кредиту счета 040101180 «Прочие доходы».
В случае когда спецоборудование поступает от заказчика, его стоимость в системном учете не отражается. Однако не исключается ситуация, когда заказчик осуществляет финансирование исключительно в денежной форме, а оборудование и необходимые материальные запасы приобретаются подрядчиком (бюджетным учреждением).
Инструкция по бюджетному учету не уточняет, каким образом формируется первоначальная стоимость спецоборудования в том случае, когда соответствующие расходы производятся учреждением, которое будет производить заказанные научно-исследовательские работы.
В данном случае следует руководствоваться общими принципами формирования первоначальной стоимости объектов основных средств — на счете 010505340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» или 010601310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства» (что может быть обусловлено сроком полезной эксплуатации спецоборудования) в корреспонденции со счетами учета расчетов и расходов. По завершении работ по приобретению (созданию) спецоборудования должен быть оформлен акт приемки его в эксплуатацию, но в состав объектов основных средств подобное оборудование зачислено быть не может, так как право собственности (владения) им у учреждения не возникает.
После окончания работ по данному заказу возможны два варианта: спецоборудование передается заказчику или остается у подрядчика. В любом случае должна быть оформлена проводка по дебету счета учета источников финансирования и кредиту счета 010505440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов» или 010601410 «Уменьшение капитальных вложений. Далее, если оборудование передается заказчику, в системном учете (по данной
группе операций) более никаких проводок не оформляется, а стоимость оборудования списывается со счета 12. Если по условиям договора спецоборудование подлежит передаче в собственность подрядчику (учреждению, силами которого выполнялись научно-исследовательские работы), оформляется проводка, указанная в тексте Инструкции по бюджетному учету (или — аналогичная — по дебету счета учета основных средств).
Счет 13 «Экспериментальные устройства». Экспериментальные устройства отличаются от спецоборудования тем, что по окончании работ они подлежат демонтажу. При оприходовании материалов от демонтажа экспериментальных устройств счет учета материалов (010505340) дебетуется в корреспонденции со счетом учета доходов от собственности (040101172) или прочих доходов (040101180).
Следует иметь в виду, что договорами на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ может быть предусмотрен зачет стоимости материалов от разборки в счет задолженности по расчетам. В этом случае кредитоваться должны счета учета расчетов с заказчиками.
Счета 14 «Расчетные документы, ожидающие исполнения» и 15 «Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете по предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход». Забалансовые счета 14 и 15 открываются в органах, осуществляющих кассовое исполнение бюджетов (в органах Федерального казначейства).
При отражении на счетах сумм, указанных в расчетных документах, которые не могут быть оплачены в сроки, определенные договором банковского счета, следует учитывать требования нормативныхдокументов Банка России.
Так, п. 2.12 Положения о безналичных расчетах в РФ, утвержденного приказом Банка России от 03.10.2002 № 2-П, установлено, что расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки. Из этого следует, что неоплаченные расчетные документы могут учитываться на счетах 14 и 15 не более 10 дней. По истечении этого срока они должны быть возвращены клиенту для переоформления и списаны с указанных забалансовых счетов.
Счет 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок». Счет 16 «Переплата пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок» применяется только в органах социальной защиты населения.
При последующем исправлении допущенных ошибок следует учитывать, что переплаты пенсий и пособий, возникшие вследствие и счетных ошибок могут быть взысканы с получателей, суммы переплат в результате ошибок, допущенных вследствие неправильного применения действующего законодательства о пенсиях и пособиях, должны взыскиваться за счет виновных лиц. С получателей пособий и пенсий, работающих в бюджетных учреждениях, суммы переплаты взыскиваются в установленном порядке. Суммы переплат, подлежащие взысканию с виновных лиц, относятся на счета учета расчетов по недостачам для последующего удержания.
На счете 16 суммы переплати пособий продолжают числиться до момента их полного погашения или списания. Если погашение или взыскание производится в течение нескольких месяцев, суммы, учтенные за балансом, также могут списываться постепенно.
Счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждений». Счет предназначен для:
— учета поступлений денежных средств на банковские счета учреждений, а также счета учреждений по учету средств от приносящей доход деятельности;
— возврата указанных поступлений;
— поступлений бюджетных средств от главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств подведомственным им распорядителям, получателям бюджетных средств, на осуществление выплат по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета.
Характеристика счета 17, приведенная в Инструкции по бюджетному учету (в редакции приказа Минфина России от 30.12.2009 № 152н), требует вести учет поступлений денежных средств на банковские счета учреждений, а также счета учреждений по учету средств от приносящей доход деятельности в разрезе кодов:
— классификации доходов бюджетов;
— классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;
— возврата указанных поступлений;
— поступлений бюджетных средств от главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств подведомственным им распорядителям, получателям бюджетных средств, на осуществление выплат по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета.
На счете 17 должны быть учтены все суммы поступлений, отраженные на счетах учета денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 020103610 «Выбытия денежных средств учреждения
в пути», соответствующих счетов аналитического учета счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты».
Операция по уточнению невыясненных поступлений отражается по счету через уточнение кодов доходов (источников финансирования дефицита бюджета). Это не означает, что при отражении поступлений денежных средств, ранее учтенных как невыясненные поступления денежных средств, должны быть оформлены две бухгалтерские записи — посчетам 17и 19. Счет 17 ведется у получателей бюджетных средств, а счет 19 — у администраторов доходов бюджета и в финансовых органах.
Аналитический учет по счету ведется в Много-графной карточке и (или) в Карточке учета средств и расчетов.
По завершении текущего финансового года показатели (остатки) счета по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ на следующий финансовый год не переносятся. Заключение показателей по счету отражается со знаком «минус». Таким образом, счет 17 должен быть закрыт по состоянию на31 декабря отчетного года.
Счет 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждений». Счет предназначен для учета выбытий денежных средств с банковских счетов учреждений, а также счета учреждений по учету средств от приносящей доход деятельности по оплате принятых обязательств в разрезе кодов классификации расходов бюджетов, кодов классификации источников финансирования дефицита бюджетов, а также восстановления выбытий.
Таким образом, использование счета 18 полностью аналогично правилам требований по применению счета 17 забалансового учета.
Сопоставлением оборотов и остатков по этим счетам можно определить исчерпание полученных бюджетных средств по отдельным кодам классификации расходов бюджетов — отдельно по основной и приносящей доход деятельности.
Аналитический учет по счету ведется в Много-графной карточке и (или) в Карточке учета средств и расчетов.
По завершении текущего финансового года показатели (остатки) счета по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ на следующий финансовый год не переносятся. Заключение показателей по счету отражается со знаком «минус». Следовательно, и счет 18 (как счет 17) должен быть закрыт по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Счет 19 «Невыясненные поступления бюджетов прошлых лет». Счет 19 ведется только в финансовых органах и у администраторов доходов бюджета.
Как следует из наименования счета, на нем учитываются суммы невыясненных поступлений прошлых отчетных периодов, списанных заключительными оборотами на финансовый результат прошлых отчетных периодов, но подлежащих уточнению в следующем финансовом году.
Аналитический учет по счету ведется в Ведомости учета невыясненных поступлений.
Списание со счета показателей невыясненных поступлений осуществляется при их уточнении. Дата уточнения невыясненных поступлений отражается в Ведомости учета невыясненных поступлений по графе «Причина, по которой документ отнесен к невыясненным поступлениям (списан)».
Основания, по которым поступившие суммы могут быть отнесены в состав невыясненных, разъяснены письмом Федерального казначейства от 14.04.2009 № 42-7.4-05/5.3-211.
Суммы, зачисленные на счет, открытый органу Федерального казначейства, учитываются как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, если в полученном из учреждения Банка России расчетном документе:
— не указано наименование получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета), или указано искаженное или неправильное наименование получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета);
— и (или) не указан или неверно указан номер лицевого счета получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета);
— и (или) указанный лицевой счет открыт в другом территориальном органе Федерального казначейства;
— и (или) не указан код или указан несуществующий (недействующий) код бюджетной классификации расходов;
— и (или) в полях «ИНН» и «КПП» получателя не указаны или указаны ИНН и (или) КПП получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета), не принадлежащие получателю (администратору), указанному в поле «Получатель».
Суммы, зачисленные насчет, открытый органу Федерального казначейства, учитываются как невыясненные поступления, зачисляемые в бюджет субъекта РФ (местный бюджет), если в расчетном документе:
— не указано наименование получателя бюджетных средств (администратора источников фи-
нансирования дефицита бюджета, финансового органа), или указано искаженное или неправильное наименование получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета, финансового органа);
— и (или) не указан или неверно указан номер лицевого счета получателя бюджетных средств (лицевой счет администратора источников финансирования дефицита бюджета, лицевой счет бюджета, открытый финансовому органу);
— и (или) не указан код или указан несуществующий (недействующий) код бюджетной классификации расходов;
— и (или) в полях «ИНН» и «КПП» получателя не указаны или указаны ИНН и (или) КПП получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета, финансового органа), не принадлежащие получателю бюджетных средств (администратору источников финансирования дефицита бюджета, финансовому органу), указанному в поле «Получатель».
Счет 20 «Списанная задолженность, не востребованная кредиторами». Счет предназначен для учета сумм, не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредитором в течение срока исковой давности с момента списания задолженности с балансового учета.
При этом кредиторами могут быть как юридические лица (по суммам задолженности, возникшей при приобретении нефинансовых активов, работ, или услуг), так и физические лица (например, уволенные работники учреждения или лица, с которыми заключались договоры гражданско-правового характера).
Из экономического смысла операций, результаты которых должны отражаться на счете 20, можно сделать вывод, что под такими операциями прежде всего подразумевается списание сумм обязательств, учтенных на отдельных счетах, открываемых к счету 03020000. На счете этом учитываются расчеты учреждения:
— с поставщиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги;
— с подрядчиками за выполненные работы;
— с персоналом учреждения по суммам начисленной заработной платы, денежного довольствия;
— со студентами и аспирантами по суммам стипендий;
— с получателями пенсий, пособий и иных социальных выплат.
По общему правилу срок исковой давности равен трем годам. Таким образом в общем случае кредиторская задолженность, учтенная на счете 20, может быть присоединена к доходам учреждения по истечении трех лет со дня утверждения годовой отчетности, в связи с подготовкой к которой проводилась инвентаризация активов и обязательств учреждения.
Списание задолженности учреждения не востребованной кредиторами осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии учреждения в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета).
Порядок списания не востребованной кредиторами задолженности в системном бюджетном учете Инструкцией по бюджетному учету не определен. Наиболее правомерным представляется отнесение сумм задолженности в состав прочих доходов учреждения (счет 040101180) в корреспонденции с дебетом счета учета соответствующих обязательств.
Если впоследствии ранее списанная задолженность будет кредиторами востребована (например, при восстановлении или продлении сроков исковой давности органами суда или арбитража), ранее списанная задолженность учреждения, не востребованная кредитором, восстанавливается в составе обязательств учреждения. При этом списываются и суммы, ранее отнесенные на забалансовый счет 20.
Инструкция по бюджетному учету требует организовывать аналитический учет списанной кредиторской задолженности в разрезе кодов бюджетной классификации РФ, по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность кредиторам (соответственно по кодам классификации расходов и источников финансирования дефицита бюджета).
Счет 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации». Счет 21 введен приказом Минфина России от 30.12.2009 № 152н и должен использоваться с2010г.
На этом счете учитываются находящиеся в эксплуатации учреждения объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий, а также объектов недвижимого имущества, в целях обеспечения надлежащего контроля за их движением.
При выявлении недостачи, потерь, хищений объекты основных средств списываются с забалансового учета с отражением расчетов на соответствующем счете аналитического учета счета 020900000
«Расчеты по недостачам» (020901560, 020904560) суммы причиненного ущерба.
Таким образом, основной целью забалансового учета основных средств стоимостью до 3 000 руб. является контроль за их сохранностью в течение всего срока полезного использования.
Особый порядок списания стоимости объектов основных средств установлен с 2009 г. для объектов, стоимость которых не превышает 3 000 руб. за единицу.
В соответствии с п. 22 Инструкции по бюджетному учету выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов недвижимого имущества и библиотечного фонда, отражается по дебету счета 040101271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», счета 010604340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010104410,010105410,010106410, 010109410).
Перечень объектов основных средств, стоимость которых может быть списана подобным образом, является исчерпывающим и включает в себя только машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, а также прочие основные средства.
Одновременно (при выдаче в эксплуатацию) стоимость объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов недвижимого имущества и библиотечного фонда, отражается на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации», введенном в План счетов бюджетного учета в 2010 г. На забалансовом счете стоимость таких объектов учитывается до момента их списания или выбытия по иным основаниям.
Данная мера позволяет обеспечить контроль за сохранностью основных средств, а также определить, в случае необходимости, размер нанесенного ущерба, если соответствующие объекты будут утрачены или испорчены виновными лицами.
Пример. В марте 2010г. со склада выданы в эксплуатацию часы настенные стоимостью 300руб. и сроком полезного использования три года.
В бюджетном учете в марте 2010г. будут оформлены бухгалтерские записи:
Д-т сч. 040101271 К-т сч. 010110410-300руб.;
Д-т сч. (забалансового) 21 — 300руб.
В марте 2014г. стоимость часов будет списана с забалансового счета:
К-т сч. 21-300руб.
Счет 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению». Счет предназначен для учета учреждением (грузополучателем) полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем Извещения (ф. 0504805) и копий документов поставщика на отправленные ценности в адрес грузополучателя, при этом пользование имуществом до получения указанных документов допускается при наличии разрешения уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств.
Последовательность оформления учетных операций при получении материальных ценностей подробно определена нормами п. 269 Инструкции по бюджетному учету:
— учреждение (грузополучатель) при получении материальных ценностей от поставщика, осуществляющего поставку в рамках заключенного с ним государственного (муниципального) контракта до поступления от государственного (муниципального) заказчика Извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документов (акта приема-передачи осуществленных вложений в материальные ценности и (или) копий документов, представленных поставщиком в подтверждение поставки материальных ценностей в адрес учреждения (грузополучателя), производит принятие к учету материальных ценностей с отражением их на забалансовом счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»;
— по поступлении Извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему документов (акта приема-передачи осуществленных вложений в материальные ценности и (или) копий документов, представленных поставщиком в подтверждение поставки материальных ценностей в адрес учреждения (грузополучателя), учреждение производит отражение в учете корреспонденций, предусмотренных п. 268 Инструкции по бюджетному учету, с одновременным списанием принятого к балансовому учету материальных ценностей с забалансового счета 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению».
Таким образом, на счете 22 фактически учитываются материальные ценности, принятые на ответственное хранение. Отличие от счета 05 состоит в том, что счет 22 открывается и ведется получателем имущества (как правило, бюджетным учреждением).
Счет 23 «Периодические издания для пользования». Необходимость установления особого порядка учета периодических изданий обусловлена общими изменениями правил учета основных средств, в частности объектов библиотечного фонда.
На счете 23 учитываются периодические издания (газеты, журналы и т. п.), приобретаемые учреждением для комплектации библиотечного фонда.
Периодические издания учитываются в условной оценке 1 руб. за 1 объект учета — номер журнала, годовой комплект газеты.
Инструкция по бюджетному учету не уточняет, с какой периодичностью должны оформляться записи по счету 23. По мнению автора, учету за балансом подлежат фактически поступившие журналы (независимо оттого, на какой период времени произведена подписка), а газеты — только после формирования годового комплекта (подшивки или оформления иным образом).
Расходы учреждения, связанные с подпиской на периодические и справочные издания, в том числе для читальных залов библиотек, с учетом доставки подписных изданий, если она предусмотрена в договоре подписки, в системном бюджетном учете отражаются по дебету счета 040101226 — в составе расходов на прочие работы, услуги. В конце года осуществленные расходы списываются за счет источников финансирования. Таким образом, стоимость периодических изданий впоследствии отражается только за балансом.
Списание периодических изданий оформляется Актом о списании исключенной из библиотеки литературы (ф. 0504144). Причины списания определяются в соответствии с требованиями норм законодательства о библиотечном деле — ветхость, моральное старение и т. п.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от26.11.1996 № 14-ФЗ.
3. О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 148н: приказ Минфина России от 30.12.2009 № 152н.
4.0 разъяснении отдельных положений приказа Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н: письмо Федерального казначейства от 14.04.2009 №42-7.4-05/5.3-211.
5. Приказ Банка России от 03.10.2002 № 2-П.