Научная статья на тему 'УЧЕТ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОСВЕННЫХ ЗАТРАТ ПРИ ОЦЕНКЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА'

УЧЕТ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОСВЕННЫХ ЗАТРАТ ПРИ ОЦЕНКЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОСВЕННЫЕ РАСХОДЫ / МЕТОД ПРЯМОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ / ПОШАГОВЫЙ (ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ) МЕТОД РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окунцева А.В.

Оценка стратегического потенциала предприятия является неотъемлемой частью работы менеджеров и руководителей компании для принятия правильных управленческих решений. В современных условиях функционирования необходимо постоянно оценивать стратегический потенциал компании, для того чтобы знать и располагать точной информацией для конкурирования на рынке. В работе приведено определение потенциала предприятия, косвенных расходов. Проведен анализ имеющихся методов распределения косвенных затрат, выявлена их характеристика, преимущества и недостатки, также предложено визуальное представление данных методов. Составлен поэтапный алгоритм распределения затрат и проанализирована существующая методика распределения косвенных затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING AND DISTRIBUTION OF INDIRECT COSTS IN THE ESTIMATION OF STRATEGIC POTENTIAL

Evaluation of the strategic potential of the enterprise is an integral part of the work of managers and company managers to make the right management decisions. In modern conditions of operation it is necessary to constantly evaluate the strategic potential of the company in order to know and have accurate information for competing in the market. The paper provides a definition of the potential of the enterprise, indirect costs. The analysis of available methods of distribution of indirect costs is carried out, their characteristics, advantages and disadvantages are revealed, and a visual representation of these methods is also offered. A step-by-step algorithm for allocating costs has been compiled and the existing methodology for allocating indirect costs has been analyzed.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОСВЕННЫХ ЗАТРАТ ПРИ ОЦЕНКЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА»

УДК 338.2

Окунцева А.В. студент магистратуры кафедра «Экономика и менеджмент»

ДГТУ

Россия, г. Ростов - на- Дону УЧЕТ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОСВЕННЫХ ЗАТРАТ ПРИ ОЦЕНКЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация: Оценка стратегического потенциала предприятия является неотъемлемой частью работы менеджеров и руководителей компании для принятия правильных управленческих решений. В современных условиях функционирования необходимо постоянно оценивать стратегический потенциал компании, для того чтобы знать и располагать точной информацией для конкурирования на рынке. В работе приведено определение потенциала предприятия, косвенных расходов. Проведен анализ имеющихся методов распределения косвенных затрат, выявлена их характеристика, преимущества и недостатки, также предложено визуальное представление данных методов. Составлен поэтапный алгоритм распределения затрат и проанализирована существующая методика распределения косвенных затрат.

Ключевые слова: потенциал предприятия, косвенные расходы, метод прямого распределения затрат, пошаговый (последовательный) метод распределения затрат, метод взаимного распределения затрат (двухсторонний).

Okuntseva A. V. student magistracy cafe. "Economics and Management" DSTU, Rostov-on-Don ACCOUNTING AND DISTRIBUTION OF INDIRECT COSTS IN THE ESTIMATION OF STRATEGIC POTENTIAL

Abstract: Evaluation of the strategic potential of the enterprise is an integral part of the work of managers and company managers to make the right management decisions. In modern conditions of operation it is necessary to constantly evaluate the strategic potential of the company in order to know and have accurate information for competing in the market. The paper provides a definition of the potential of the enterprise, indirect costs. The analysis of available methods of distribution of indirect costs is carried out, their characteristics, advantages and disadvantages are revealed, and a visual representation of these methods is also offered. A step-by-step algorithm for allocating costs has been compiled and the existing methodology for allocating indirect costs has been analyzed.

Keywords: enterprise potential, indirect costs, direct cost allocation method, step-by-step (sequential) method of cost allocation, method of mutual cost

sharing (two-sided).

В современных рыночных условиях каждое предприятие стремится быть лидером на своем рынке. Реализовать конкурентоспособную продукцию, оказывать востребованные услуги и тем самым получать максимальную прибыль. Исходя из этого каждому предприятию необходимо постоянно оценивать свой стратегический потенциал, чтобы на основе полученных данных о имеющемся потенциале руководитель принимал качественные и своевременные управленческие решения. На первом месте у предприятий стоит финансовая цель и для ее реализации необходимо грамотно распределять косвенные затраты и вести их правильный учет. Для этого необходимо изучить понятие потенциала предприятия, понятие и виды косвенных расходов, имеющиеся методы распределения косвенных затрат и составить поэтапный алгоритм распределения косвенных затрат.

Под потенциалом предприятия необходимо понимать возможности и средства для достижения поставленных целей [2]. Стратегический потенциал предприятия состоит из продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Косвенные расходы являются частью финансовых ресурсов стратегического потенциала предприятия[4].

Под косвенными расходами понимаются затраты которые невозможно (или экономически нецелесообразно) прямо отнести на себестоимость конкретного вида продукции (товар).

Косвенные расходы определяют или оценивают такой элемент составляющих стратегического потенциала компании, как финансовые ресурсы. Зная количество своих финансовых ресурсов и сумму косвенных затрат, менеджер предприятия может оценить степень конкурентоспособности данного ресурса[1].

Проводя оценку стратегического потенциала косвенные расходы необходимо распределить между отдельными продуктами согласно выбранной организацией методике, отражаемой в учетной политике организации.

Укрупненную группу косвенных затрат можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1 - Виды косвенных затрат

Укрупненная группа косвенных затрат Характристика

Общепроизводственные расходы (цеховые) Расходы по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации и отражаются на счете 25.

Общехозяйственные расходы Затраты связанные с нуждами управления организации и непосредственно не связанные с производственным процессом, отражаются на счете 26.

Коммерческие расходы Расходы, связанные с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг (счет бухучета 44 «Расходы на продажу», данный счет

предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг)._

Для того чтобы понять, необходимость учета и распределения косвенных затрат при оценке стратегического потенциала отметим основные причины такого распределения[5].

Одной из первых причин является необходимость распределения затрат в ходе материального потока.

Вторая причина вытекает из того, что на предприятиях имеющих комплексное производство существует необходимость распределения затрат на два вида продукции: на основную и побочную.

Третья причина возникает из необходимости распределения второго вида косвенных расходов, а именно общехозяйственных расходов, по двум видам затрат: затрат на продукт и затрат на период.

Четвертая причина является не менее важной. Она включает в себя распределение косвенных расходов по двум центрам предприятия: центру ответственности и центру затрат. Также возникает необходимость распределения затрат на контролируемые и неконтролируемые.

На основе изученной литературы [1,3,5] по проблеме распределения косвенных затрат при оценке стратегического потенциала составим поэтапный алгоритм распределения затрат и представим его в виде рисунка 1.

Определениеганькумционной системы, в которой будут распределяться затраты: 'традиционная с одноступенчатым распределением затрат или «АВ-костинг» с многоступенчатым распределением

затрат

#

Определение группы распределяемых затрат. Например: общепроизводственные расходы - в разрезе подразделений; общехозяйственные расходы, затраш вспомогательны! производств!^

разрезе видов продукции, работ услуг;

#

Организуется учет на счетах или внесистемный сбор затрат в разрезе выбранных трупп;

Г-^

Определяются итоговые и промежуточные объекты учета затрат. Промежуточные объекты связаны с многоэтапностъю процесса перераспределения затрат. Если конечным объектом калькулирования могут быть виды продукции, то промежуточными - переделы, продукция, работы, услуги вспомогательного производства, операции;

V,_j

Определяется база распределения, на основе которой можно связать группу затрат с объектом учета затрат, и происходит распределение косвенных затрат по выбранным объектам.

Рисунок 1 - поэтапный алгоритм распределения затрат

Далее необходимо выявить и проанализировать основные методы распределения косвенных затрат, которые описаны в отечественной и зарубежной литературе. Составим таблицу, где будет отражена характеристика, а также преимущества и недостатки проанализированных методов (таблица 2).

Таблица 2 - Методы распределения косвенных затрат, используемые при оценке стратегического потенциала предприятия [3]._

Наименование Характеристика Преимущества и недостатки

Метод прямого распределения затрат; Расходы по каждому обслуживающему подразделению относятся на производственные подразделения напрямую, минуя прочие обслуживающие подразделения. Он применяется в тех случаях, когда непроизводственные центры ответственности не оказывают друг другу услуги Преимуществом этого метода являются его простота и нетрудоемкость. Главный же его недостаток состоит в том, что он ведет к серьезным искажениям при определении реальной себестоимости различных видов продукции.

Пошаговый (последовательный) метод распределения затрат; применяется в тех случаях, когда непроизводственные подразделения оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке. Процесс распределения непроизводственных затрат между производственными подразделениями осуществляется поэтапно Пошаговый метод распределения производственных косвенных расходов является более трудоемким, однако по сравнению с методом прямого распределения дает более точную картину себестоимости отдельных видов продукции.

Метод взаимного распределения затрат (двухсторонний) Отражает суть производственных отношений между центрами ответственности. Он применяется в тех случаях, когда между непроизводственными подразделениями происходит обмен внутрифирменными услугами. Каждый непроизводственный центр оказывает услуги всем остальным цехам, основным и вспомогательным. Процесс распределения и расчета затрат производственных подразделений усложняется, так как непрямые затраты каждого основного цеха будут состоять из: - собственных косвенно-распределяемых затрат; - затрат каждого из обслуживающих подразделений. - затрат обслуживающего подразделения, которые переносятся на основные посредством другого непроизводственного цеха.

Проанализировав сущность каждого из представленных методов встает необходимость визуального представления каждого метода [4].

Таблица 3 - Схемы методов распределения затрат

Наименования

метода Метод прямого распределения затрат

Пошаговый (последовательный) метод распределения затрат;

Метод взаимного распределения затрат

(двухсторонний)

Визуальное представление

Также существует методика распределения косвенных затрат, которая получила наибольшее распространение на отечественных предприятиях. Она состоит из 4 этапов [1].

На первом этапе предприятие производит распределение косвенных затрат между двумя центрами ответственности: производственными и обслуживающими подразделениями.

На втором этапе обслуживающие подразделения перераспределяют

полученные косвенные затраты между производственными.

На третьем этапе на предприятии производится расчет цеховых ставок распределения косвенных затрат непосредственно для каждого производственного подразделения. На данном этапе методы распределения базируются на основной заработной плате и на норме-часов.

На последнем четвертом этапе происходит распределение накладных расходов на каждое изделие (заказ). Суть последнего этапа заключается в том, что на основе полученных данных на предыдущих этапах о цеховых ставках, о количестве часов, затрачиваемых на создание единицы продукции или заказа можно определить величину косвенных затрат, приходящихся на единицу продукции.

Таким, образом, данные методы расчета и распределения косвенных затрат позволяют при оценке стратегического потенциала предприятия осуществить аккумуляцию затрат непроизводственных подразделений по основным производственным центрам, что в последствии дает возможность корректно оценить себестоимость продукции в целом и ту часть, которая приходится на каждый из основных подразделений. Оценивая себестоимость можно определить конкурентоспособность продукции на имеющемся рынке и достичь финансовой цели предприятия, а именно получение максимальной прибыли.

Использованные источники:

1. Арсланмурзаева Б.М.,. Ибрагимова А.Х Учет и распределение косвенных затрат // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. № 3. С. 26-30.

2. Бобырев Д. Б., Артемьев Б. В. Механизм управления экономическим потенциалом предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. — Липецк: 2015. — с. 88-93.

3. Веретильная Г.В., Вотинова Н.Г. Бухгалтерский учет косвенных расходов и распределение их на себестоимость продукции (работ, услуг) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 6. Ч. 1

4. Замбржицкая Е. С., Калинина Т. В., Александрова М. В. Экономический потенциал промышленного предприятия как инструмент управления на современном этапе развития России // Молодой ученый. 2016. №7. С. 848852.

5. Ленина Л.А. Производственные расходы: прямые и косвенные // Главная книга. 2016. № 9. С. 35-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.