БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УЧЕТ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ*
В. Г. ШЕЛЕНКОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры "Бухгалтерский учет" Финансовой академии при Правительстве РФ
Рассмотрим основные стороны взаимоотношений, возникающих при использовании платежной карты, то есть базовую схему операций с платежной (в нашем случае - пластиковой) картой.
1. Базовая схема операций с пластиковой картой
Банковская карточка не является юридическим свидетельством долга или долгового требования, каковым являются, например, вексель или чек. Это, скорее, материальный символ юридических отношений, возникающих между сторонами, заключившими карточное соглашение. Основные участники системы карточных расчетов:
• владелец карточки (cardholder);
• банк-эмитент (issuing bank);
• предприятие торговли или сферы услуг (в дальнейшем - торговец merchant);
• банк-эквайер (банк, обслуживающий торговое предприятие - acquiring bank, acquirer). Каковы права и обязанности сторон в системе
карточных расчетов? Владелец карточки:
• может использовать карточку для оплаты товаров и услуг, предлагаемых другими участниками соглашения, а также для получения у банка кредита в наличноденежной форме в пределах установленного лимита;
• может погасить свою задолженность банку по покупкам в течение льготного периода (grace period) без уплаты процентов;
• может воспользоваться продленным кредитом банка (за пределами льготного периода с уплатой установленных процентов);
• обязан погасить долг и проценты в соответствии со схемой, определяемой соглашением. Банк-эмитент карточки (одновременно являющийся в нашей схеме и банком-эквайером):
• выдает карточку после тщательной проверки финансового положения и оценки кредитоспособности клиента;
* Начало см. "Финансы и кредит ", 2000, № 7.
• открывает владельцу карточки специальный счет, на котором учитываются все операции с карточкой;
• ежемесячно высылает клиенту выписку с указанием размеров задолженности, сумм и сроков погашения долга;
• взимает комиссию и проценты согласно установленным тарифам;
• обязуется оплачивать счета торгового предприятия по покупкам, сделанным с применением карточек, за вычетом комиссионных сборов (дисконта);
• может отказаться от оплаты торговых счетов, если нарушены какие-либо условия соглашения (например, превышен лимит покупки без соответствующего разрешения банка-эмитен-та).
Торговое предприятие, участвующее в соглашении:
• обязуется принимать карточки в уплату за товары и услуги и проводить авторизацию (получать разрешение) в предусмотренных соглашением случаях;
• обязуется изъять карточку, если есть подозрения, что предъявитель не является законным ее владельцем;
• может предъявлять банку для оплаты торговые счета для немедленного получения по ним денег;
• обязано хранить конфиденциальную информацию о клиенте.
Схема карточных расчетов в основе своей предполагает наличие трех отдельных видов контрактов:
• между торговцем и владельцем карточки - о продаже товаров или услуг;
• между банком и торговцем - о согласии последнего принимать карточки в оплату товаров или услуг;
• между банком и владельцем карточки - о возмещении банку суммы, уплаченной торговцу по операции с карточкой.
Такова в первом приближении общая схема юридических взаимоотношений между участниками соглашения с применением карточек.
С правовой точки зрения суть операции с кредитной (и платежной) карточкой состоит в том, что владелец карточки и торговец после предварительного открытия счетов в банке договариваются, что любая сделка между ними будет урегулирована путем кредитования счета торговца и дебетования счета владельца карточки. При этом, за исключением особо оговариваемых случаев, этот платеж будет безусловным и окончательным.
Рассмотрим теперь общие правша работы с кредитной карточкой.
1. Клиент банка представляет в банк заявку на получение банковской кредитной карточки. Форма заявки определяется банком. Сведения, приведенные клиентом, используются банком для оценки кредитоспособности клиента и определения величины устанавливаемого лимита.
2. При положительном решении вопроса банк открывает клиенту специальный карточный счет. Одновременно изготавливается персональная пластиковая карточка, на которую заносится необходимая информация: фамилия и имя владельца, номер карточного счета, срок действия карточки.
3. Банк-эмитент устанавливает два вида ограничений:
• общий кредитный лимит суммы непогашенной задолженности по карточному счету, который должен соблюдаться в течение всего периода действия карточки;
• разовый лимит (floor limit) на сумму одной покупки.
Различным клиентам устанавливаются разные кредитные лимиты в соответствии с принятыми банком стандартами кредитоспособности.
4. В момент покупки товара или услуги владелец карточки предъявляет карточку. Продавец печатает торговый счет (merchant sales draft, slip), на котором с помощью специального устройства отпечатываются сведения с карточки. Этот процесс называется импринтингом (imprinting).
Торговый счет изготавливается в 3 экземплярах. Первый экземпляр получает владелец карточки, второй остается у продавца, третий отсылается банку-эквайеру.
5. Если сумма сделки превышает установленный разовый лимит, торговец до оформления торгового счета обязан произвести так называемую авторизацию (authorization), то есть получить разрешение банка-эмитента на совершение операции.
При наличии специальных кассовых терминалов авторизация проводится по каждой сделке в режиме реального времени (on line). В этих случаях лимит на одну операцию не учитывается.
6. Банк торговца (эквайер) получает от своего клиента ежедневно или в другие установленные сроки надлежаще оформленные торговые счета. Эти счета рассматриваются банком как эквивалент денежных сумм, которые подлежат немедленному зачислению на счет торговца. Торговец может сра-
зу же использовать эти деньги независимо от того, возместит ли впоследствии покупатель сумму своей покупки банку-эмитенту. Исключение делается лишь в том случае, если покупка сделана с нарушением установленных правил при сознательном участии торговца.
При оплате счетов с торговца удерживается особая комиссия (дисконт - discount) в размере от 2 до 5% от суммы сделки. В последние годы она приближается к нижнему пределу вилки.
7. В конце каждого месяца банк осуществляет процедуру биллинга (billing), т.е. посылает владельцу карточки специальную выписку с его карточного счета (отчет) с указанием всех операций, произведенных за период, а также сумм и сроков погашения задолженности.
Основные этапы торговой операции с применением банковской кредитной карточки приведены на рис. 1.
При покупке товара по банковской кредитной карточке на сумму менее разового лимита торговец выписывает торговый счет, копия которого вместе с товаром и карточкой передается покупателю (7, 2). В случае же превышения лимита торговец связывается с банком-эквайером для проведения авторизации (получения разрешения на сделку). Если владелец карточки - клиент банка-эк-вайера, то есть последний является также эмитентом карточки, то авторизацию проводит сам эквайер (3, За). Сделка в этом случае оформляется согласно процедуре (2). Если же владелец карточки - клиент другого банка, то для получения авторизации эквайер связывается с банком-эмитентом через систему информационного обмена. После получения разрешения эта информация поступает к торговцу, и сделка завершается передачей товара. По окончании рабочего дня (недели, месяца) торговец предъявляет банку-эквайеру торговые счета по карточным покупкам. Банк зачисляет суммы (за
вычетом дисконта) на текущий счет владельца (5). Если владелец карточки - клиент банка-эквайера (см. 3, За), то последний проводит расчет непосредственно с владельцем (б). Банк-эквайер получает деньги от банка-эмитента через систему информационного обмена (7). Для завершения расчетов банк-эмитент получает платеж от владельца карточки (8).
Остановимся более подробно на специфике функций эмитента и эквайера с точки зрения технологии осуществления расчетов. Банк-эмитент
Основные функции банка-эмитента сводятся к следующему:
• выпуск карточек (кодирование и запись персональных данных владельца карточки, эмбос-синг, высылка карточки клиенту, возобновление карточки);
• анализ кредитоспособности (оценка финансового положения заявителя, открытие карточного счета, определение кредитного лимита);
• авторизация (ответ на запрос торговца о возможности совершения сделки в автоматическом режиме или по телефону, обновление мастер-файла, взаимодействие с системами информационного обмена);
• обмен информацией и получение комиссии за интерчейндж;
• биллинг (подготовка и высылка владельцу карточки выписки с указанием сумм и сроков погашения задолженности);
• бухгалтерский учет операций по карточному счету;
• взыскание просроченной задолженности и контроль превышения кредитного лимита;
• работа с клиентами (ответы на запросы, рассмотрение жалоб);
• обеспечение безопасности и контроль за мошенничеством (подготовка отчетов по украденным и подделанным карточкам, блокирование счетов);
• маркетинг (поиск новых клиентов, реклама, программы активизации операций по карточным счетам).
Если же кредитоспособность клиента оценена положительно, вся существенная информация с заявки вводится в компьютер, где создается мас-тер-файл для персональных данных. В него заносятся фамилия и имя клиента, его постоянный адрес, номер в системе социального страхования, кредитный лимит, номер карточного счета и срок возобновления карточки. Одновременно подготавливается магнитная лента, необходимая для изготовления карточки клиента.
Также необходимо указать на меры безопасности, которые должны соблюдаться в процессе производства и пересылки 1<лиентам карточек. Участок производства карточек в банке (или в специализированной фирме) отделен от других отделов
и находится под строгим контролем. Доступ разрешается узкому кругу лиц, чтобы сократить риск похищения бланков или готовых карточек, подлежащих отправке владельцам.
После высылки карточки по почте владельцу сообщается ПИН-код, используемый для идентификации владельца при операциях через электронные терминалы и банковские автоматы. Конверт с ПИНом высылается обычно через несколько дней после высылки карточки. Кроме того, на карточке часто указывается дата, с которой она становится действительной. Все это делается для того, чтобы снизить опасность незаконного использования карточки, если она будет похищена при пересылке.
Также необходимо осветить такой термин, как авторизация торговой сделки банком, которая производится двумя способами:
• через электронные терминалы в торговом предприятии,
• по телефону (голосовая авторизация).
Терминалы устанавливаются в крупных торговых центрах с большим ежедневным оборотом. Обычно терминалы производят 100%-ю авторизацию всех сделок в автоматическом режиме. При наличии электронного терминала центральный компьютер торгового центра напрямую соединен с центральным компьютером систем информационного обмена, например "Визанэт" или "Банкнэт". Схема соединения торговых терминалов в торговых учреждениях с коммуникациями "ВИЗА" и "МАСТЕРКАРД" приведена на рис. 2.
Голосовая авторизация применяется там, где объем сделок относительно невелик. Как и авторизация через терминал, она осуществляется, когда сумма покупки превышает установленный лимит для одной операции или в тех случаях, когда существуют сомнения по поводу личности предъявителя карточки.
терминал Р08
терминал РОБ
центральный процессор в банке
терминал РОЗ
центральный
процессор "ВИЗАНЭТ"
центральный
процессор "БАНКНЭТ"
Рис. 2. Схема соединения торговых терминалов в торговых учреждениях с коммуникациями "ВИЗА" и "МАСТЕРКАРД"
Авторизация должна проводиться быстро, чтобы не заставлять покупателя ждать. Вместе с тем, это весьма трудоемкая процедура, требующая времени и внимания.
Работник, отвечающий на запрос, фиксирует на клавиатуре своего терминала следующие данные:
• идентификационный номер торгового предприятия (минимум 16 знаков);
• номер счета владельца карточки (16 знаков);
• дату истечения срока карточки (4-6 знаков);
• сумму операции (5-10 знаков). Следовательно, прежде чем дать ответ на запрос, необходимо набрать на экране дисплея от 40 до 50 знаков.
Чтобы контролировать быстроту и правильность работы сотрудников авторизационного центра, банки устанавливают определенные критерии: среднюю скорость ответа работника банка на авторизационный запрос (в секундах с момента телефонного звонка до начала ответа); правильность ответа (по записи на ленте); быстроту реакции, если карточка числится в "горячем" списке (hot list), когда требуется вызвать службу безопасности и т.д.
Банк-эмитент периодически, обычно раз в месяц, посылает клиенту особый документ - выписку с его карточного счета, где указываются комиссионные сборы, которые клиент должен уплатить банку в связи с проведением операций, обязательную минимальную сумму погашения долга и новый остаток задолженности. Эта процедура называется биллингом (billing), дата выписки - датой биллинга (billing date), период между двумя датами - биллинговым циклом (billing cycle), а сам документ - выпиской по биллингу (billing statement). Выписка по биллингу содержит важную информацию для банка и его клиента. Каждой операции с карточкой присваивается индивидуальный номер, по которому в случае возникновения спора можно разыскать все необходимые документы. В специальной графе перечислены все торговые операции, включенные в выписку, с указанием названия и адреса торгового или сервисного предприятия. Также указана сумма этих операций. Сведения выписки необходимы для расчета сбора и остатка задолженности по счету по окончании биллингового цикла.
Важным этапом подготовки банком биллин-говой выписки является расчет суммы финансового сбора (Finance charge) за операции с кредитной карточкой:
• периодический финансовый сбор (periodic Finance charge);
• транзакционный финансовый сбор (transaction charge).
Платеж по биллингу: при ручной обработке оператор набирает на клавиатуре номер счета клиента и сумму перевода. В автоматизированных системах вручную вводится только сумма, а номер
счета считывается машиной. Кроме того, если суммы перевода меньше минимального обязательного платежа, указанного в платежном ордере, компьютер подает сигнал оператору.
После проверки правильности ввода данных в компьютер суммы проводятся по счетам. При этом, если платеж поступил за день или более до фактической проводки (например, в субботу с фактическим оформлением в понедельник), то проводка датируется сроком получения. Если платеж поступил в отделение банка и требуется день для передачи его в центр обработки, проводки также датируются днем раньше. Это важное требование, так как многие клиенты вносят деньги в день наступления срока платежа и задержка с оформлением может вызвать санкции за просрочку.
Для определения эффективности работы персонала применяется ряд показателей, например процент ошибок при первом прогоне платежных документов и т.д. Банк-эквайер
Обязанности банка, занимающегося эквайрин-гом, определяются его ролью по обслуживанию торговых участников карточных систем. Основные функции:
• процессинг торговых счетов, представленных в банк торговцем по операциям с карточками;
• обмен информацией о сделках и уплата комиссии за интерчейндж в пользу банка-эми-тента;
• рассмотрение заявок торговцев на присоединение к системе расчетов, анализа кредитоспособности новых и уже имеющихся торговцев, проверка торговцев, подозреваемых в мошенничестве;
• маркетинг, помощь торговцам в приобретении оборудования для пластиковых карточек. Процессинг торговых счетов состоит в переносе данных с бумажного счета на магнитную ленту для введения в систему информационного обмена и "продажи" этих сумм банку-эмитенту (исходящий интерчейндж).
В торговом счете прежде всего указывается номер банковского счета владельца карточки, его фамилия, дата истечения срока карточки. При про-цессинге считывается только номер счета. Далее приводится название торгового предприятия, адрес, идентификационный номер. Эти данные заложены в мастер-файле банка-эквайера и, как правило, не переносятся при подготовке магнитной ленты. Далее сообщается дата осуществления сделки. Эта дата переносится на ленту, передается по коммуникациям и печатается в выписке по биллингу, направляемой владельцу карточки. Наконец, в п. 4 указывается сумма сделки. Она переписывается на ленту и используется при расчетах и биллинге. Для удобства считывания эта сумма печатается также в разделе особым шрифтом, понятным оптическому считывающему устройству.
Процессинг торговых счетов имеет несколько стадий. Сначала торговые счета, поступившие в банк от торговца, формируются в пачки одинакового размера и проверяются (правильность заполнения, нет ли в пачке чужих счетов от других торговцев, сумма счетов в пачках и т.д.). Затем производится считывание и перенос данных. При ручной обработке счетов данные вводятся с помощью клавиатуры на компьютерном терминале. В автоматизированных системах торговые счета проходят через сенсорные устройства. Суммы считываются методом оптического распознавания знаков (optical character recognition). Если какие-либо данные не могут быть прочитаны машиной, их дополнительно вводят вручную. Затем производится сверка сумм, зафиксированных машиной, с суммами пачек до начала переноса. Этот контроль необходим для выявления ошибок.
Наконец, после считывания и контроля сумма счетов передается по системе информационного обмена, и банк-эквайер получает возмещение этой суммы от ассоциации за вычетом комиссии за ин-терчейндж.
Как и все другие элементы процессинга, обработка торговых счетов требует строгого конт-
роля. Банк зачисляет суммы счетов, предъявленных торговцем, на депозитный счет последнего в день сдачи счетов. В то же время возмещение этой суммы через систему информационного обмена не может быть получено, пока счета не обработаны и не проведены по системам информационного обмена. Таким образом, банк вынужден бесплатно кредитовать торговца на период обработки счетов. Если вместо двух дней на эту операцию будет затрачено 4 или 5 дней, расходы банка существенно возрастут. Поэтому администрация вводит жесткие стандарты сроков обработки торговых счетов. Например, может быть установлено, что все счета, поступившие в центр обработки до 2 часов ночи, должны подвергнуться процессингу до двух часов пополудни следующего дня. Можно установить нормативы для операторов (среднее количество обработанных счетов или количество нажатий клавиш в час и т.д.).
Итак, после освещения общей схемы взаимоотношений и возможных операций перейдем непосредственно к вопросам учета и организации работы с платежными (пластиковыми) картами в коммерческом банке.