8. Морозкина, С.С. Средства внутреннего контроля и их роль при проведении внешнего аудита / С. С. Морозкина // В сборнике: Инновационные процессы: потенциал науки и задачи государства. Сборник статей международной научно-практической конференции. Под. общ. ред. Г. Ю. Гуляева. 2017. С 82-84. References
1. The Ministry of Finance of Russia. Key indicators of the audit services market in the Russian Federation in 2010-2021-Access mode: http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat-/MainIndex
2. Practical audit: textbook / A.V. Petok, M. F. Safonova, I. N. Kalinina. - Krasnodar: KubGAU, 2019 -359 p.
3. Safonova M. F. Tax audit: textbook. manual / M. F. Safonova, I. N. Kalinina, D. S. Reznichenko. - Rostov-on-Don, 2019. Ser. Higher education. - 195 p.
4. Federal Law № 307-FZ of 30.12.2008 (as amended on 31.12.2020) «On Audit Activity».
5. Shvyreva, O. I. Audit: textbook. manual / O. I. Shvyreva, M. F. Safonova, I. N. Kalinina. - R n/A, 2019.
6. Adamenko A.A. Topical issues of setting up accounting and tax accounting, assessment ofthe internal control system of a commercial organization / A.A. Adamenko, E.A. Oksanych, M.S. Vasilenko // Bulletin of the Academy of Knowledge. -2020. - No. 4 (39). - S. 20-26.
7. Adamenko A.A. Development and problems of the audit market / A.A. Adamenko, S.I. Popova, V.A. Retynskaya // In the collection: Information support for effective management of the activities of economic entities. Materials of the VI International Scientific Conference. - 2016 .-- S. 538-542.
8. Morozkina, S.S. Internal controls and their role in external audit / S. S. Morozkina // In the collection: Innovative processes: the potential of science and the tasks of the state. Collection of articles of the international scientific and practical conference. Under. total ed. G. Yu. Gulyaeva. 2017. From 82-84.
DOI 10.24412/2309-4788-2021-11167
М.В. Конева - аспирант кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аг-рарныйуниверситет, mk441 @yandex.ru,
M.V. Koneva - Postgraduate Student, Department of Economic Analysis, Kuban State Agrarian University.
УЧЕТ И КОНТРОЛЬ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ACCOUNTING AND CONTROL OF MATERIAL ASSETS USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE ACCOUNTING OF CONSTRUCTION ORGANIZATIONS
Аннотация. Целью данной статьи является составление методики учета и контроля материальных ценностей с использованием информационно- коммуникационных технологий в бухгалтерском учете строительных организаций для повышения оборачиваемости оборотных активов, обеспечения сохранности материальных ценностей от порчи и хищения, оперативное управление остатками с целью предотвращения затоваривания складов материалами и повышения устойчивости предприятия.
В статье разработана методика организации складского учета и контроля за товарно -материальными ценностями с применением информационно - коммуникационных технологий. На примере работающих предприятий: ООО «СК Гарантия», ООО «Нефтегазмаш--Технологии», представлена система качественного контроля и учета материальных ценностей. Для успешного внедрения системы контроля за материальными ценностями необходимо взаимодействие со всеми структурными подразделениями предприятия.
Предлагаемая методика с применением информационных технологий позволит оперативно управлять материальными ценностями, принимать обоснованные управленческие решения по преодолению затоваривания складов материалами, корректном списании материалов с подрядных организаций, получать информацию о достоверных остатков товарно -материальных ценностей для службы снабжения и сократить трудоемкость работы бухгалтера, кладовщика и отдела снабжения по анализу материальных ценностей на складах.
Выполнение этой задачи позволяет поддерживать оптимальное количество производственных и торговых запасов, не привлекая при этом излишних финансовых ресурсов предприятия и напрямую зависит от организации эффективного контроля за запасами и их корректным отображением в бухгалтерском учете.
Abstract. The purpose ofthis article is to develop a methodology for accounting and control oftangible assets using information and communication technologies in the accounting of construction organizations to increase the turnover of current assets, ensure the safety oftangible assets from damage and theft, operational management of balances in order to prevent overstocking of warehouses with materials and increase the stability of the enterprise.
The article develops a methodology for organizing warehouse accounting and control over inventory values using information and communication technologies. The system of quality control and accounting of material values is described on the example of operating enterprises of LLC " SK Garantia", LLC "Neftegazmash-Technologies". For the successful implementation ofthe control system for material values, it is necessary to interact with all structural divisions of the enterprise.
The proposed methodology with the use of information technologies will allow you to quickly manage material values, make informed management decisions to overcome overstocking of warehouses with materials, correctly write off materials from contractors, get information about reliable inventory balances for the supply service and reduce the
labor intensity of the work of the accountant, storekeeper and supply department for the analysis of material values in warehouses.
The implementation ofthe task involves maintaining the optimal amount ofproduction and trading stocks, without attracting excessive financial resources of the enterprise, directly depends on the organization of effective control over stocks and their correct display in accounting.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, информационно-коммуникационные технологии, товарно-материальные ценности, оборачиваемость материалов, управление запасами, складской учет, оборачиваемость активов; контроль ТМЦ.
Keywords: accounting, information and communication technologies, inventory values, material turnover, inventory management, warehouse accounting; asset turnover; control of goods and materials.
С развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) у многих предприятий появляется возможность по совершенствованию и упрощению контроля и учета товарно -материальных ценностей. Товарно-материальные ценности (ТМЦ) - это составная часть оборотных средств, обеспечивающая бесперебойную производственно-хозяйственную деятельность строительного предприятия и включающая стоимость производственных запасов, остатков незавершенного производства и готовой продукции В строительной отрасли производственные запасы - это строительные материалы приобретенные для строительства объектов [1].
Учет и контроль материальных ценностей включает в себя ряд процедур по построению бизнес-процессов, позволяющих организовать сохранность и обеспечить достоверность данных о наличии материальных ценностей на складах и возможности их использования в работе. Отсутствие достоверной информации по остаткам может привести к возможности сотрудников для их хищения и ошибкам в планировании покупаемых материалов, что повлечет к излишне приобретенным материалам и отвлечению оборотных активов предприятия [2].
Учет товарно -материальных ценностей позволит получать достоверную информацию об остатках на складах, обеспечить сохранность материалов от хищения, своевременно использовать и не допускать их порчу, контролировать передачу подрядным организациям, своевременно списывать на строительство объектов, использовать достоверные остатки службой снабжения для их приобретения с учетом уже имеющихся остатках на складах и организовать эффективное управление оборотными активами предприятия.
Целью данной статьи является разработка методики учета и контроля материальных ценностей в бухгалтерском учете строительных организаций с применением информационно-коммуникационных технологий для управления ТМЦ, повышения оборачиваемости оборотных активов, сокращения образования неликвидных остатков, повышения устойчивости предприятия.
Актуальность темы обусловлена:
- проблемами организации учета материальных ценностей на строительных площадках В большинстве строительных компаний отсутствует складской учет и контроль на строительных объектах;
- корректном списании материалов по актам, выполненным работ (формы КС-2 и КС-3). Часто сотрудники учетного отдела могут списать некорректную номенклатуру материала или вообще неправильно списать материалы, что ведет к искажению достоверных данных;
- подтверждением достоверности остатков на складах в любой момент времени В 90 % случаев на строительных площадках не ведется материальный учет, кладовщики подписываю «формально» остатки, представленные бухгалтерией, что приводит к отсутствию достоверной информации [3].
Большинство строительных организаций ведут учет материалов только в бухгалтерии (бухгалтерских программах, службой бухгалтерии) минуя прямого учета на строительных площадках, что приводит к некорректному учету по движению материальных ценностей [4]. Общепринятой практикой в большинстве строительных организаций принято списывать материалы под выполненные работы в количестве их приобретения, а не в количестве фактического их использования, что не позволяет рассчитать фактическую себестоимость проекта и вывести экономию. Отсутствие учета способствует в дальнейшем хищению материальных ценностей.
Нормативно - правовое регулирование учета материальный ценностей и материально - производственных запасов на предприятиях, в нашей стране осуществляется согласно следующим нормативным документам:
1) Гражданский кодекс РФ часть первая (п. 2 ст. 317 ГК РФ). В данном нормативно -правовом акте отражены косвенно вопросы регулирования приобретения ТМЦ в иностранной валюте. На основании положений данной статьи можно сделать вывод об их стоимости: если товарно-материальные ценности приобретаются в иностранной валюте, то их стоимость должна быть пересчитана по официальному курсу на день платежа;
2) Налоговый кодекс РФ - часть вторая. В п. 2 ст. 170 НК РФ сказано, что организации, которые освобождены от уплаты НДС, учитывают его величину в стоимости полученных ТМЦ, остальные же организации не учитывают в составе расходов на них сумму входящего НДС;
3) Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ. В данном федеральном законе прописаны требования к проведению инвентаризации и к документальному оформлению ее результатов (ч. 4 ст. 11, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 9). В ч. ч. 1, 2, 4 ст. 9 закона J№ 402-ФЗ указаны первичные документы, которые являются основанием для отражений операций по выбытию товаров в результате порчи;
4) Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99: утв. приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010). Согласно п. 20 ПБУ 4/99 запасы учитываются в составе оборотных активов;
5) Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: утв.
приказом Министерства финансов РФ от 9.06.2001 №44н (с учетом последующих изменений и дополнений);
6) Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: утв. приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2001 № 119н (ред. от 24.10.2017).
В качестве (ТМЦ) принимают:
- сырье, материалы и другие активы, используемые при производстве продукции (оказании услуг);
- готовую продукцию и товары;
- материалы, используемые в процессе выполнения работ для обеспечения нормального технологического процесса и упаковки продукции или расходуемые на другие нужды (проведение испытаний, ремонт и э кс-плуатацию оборудования, зданий);
- запасные части для ремонта оборудования и другие материальные ценности, не относимые к основным средствам;
- покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, подвергающиеся дополнительной обработке или сборке на предприятии, и т. д.;
- отходы и брак.
Как правило, перечисленные материальные ценности хранятся на различных складах. Для обеспечения работы строительного предприятия необходимо иметь информацию о текущем местоположении каждой единицы ТМЦ в определенный момент времени, чтобы прогнозировать сроки и потребность в материалах для выполнения работ, вовремя доставлять их на строительную площадку [5].
Все виды МПЗ, кроме товаров, учитываемых по фактической стоимости, оцениваются одним из ниже представленных способов: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения запасов (способ ФИФО).
Таблица 1 - Методы оценки материально - производственных запасов при ихвыбытии
По себестоимости каждой единицы По средней себестоимости Способ ФИФО
Оцениваются МПЗ, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга. Рассчитывается путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших в течение месяца запасов. Запасы, первыми поступающие в производство (продажу), оцениваются по себестоимости запасов первых по времени приобретения с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца.
Применяется в исключительных случаях или при небольшой номенклатуре материалов > Наиболее распространенный способ В условиях роста цен на приобретаемые материалы себестоимость приобретенной продукции минимальна, при этом оценка запасов и прибыли максимальна. А при падении цен - наоборот, запасы и прибыль минимизируется.
Для регистрации складских движений требуются следующие документы:
1. Карточка учета материалов (форма М-17) - главный документ, который применяется для контроля за движением товарно -материальных ценностей. Оформление документа лежит на материально-ответственном работнике;
2. Приходный ордер (форма М -4) - используется для учета материальных ценностей, поступающих от поставщиков или из переработки;
3. Накладная на отпуск на сторону (форма М-15) - предназначена для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, находящимся за пределами ее территории, или сторонним организациям;
4. Требование-накладная (форма М-11) - документ для учета движения материальных ценностей внутри организации. Используется для оформления меж складских перемещений, выдачи ТМЦ в производство и возврата неизрасходованных ТМЦ на склад;
5. Лимитно-заборная карта (форма М-8) - применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада. Используется, когда на предприятии происходит регулярная передача ТМЦ из одного подразделения в другое.
Учитывая разнообразие ТМЦ и особенности их движения, производственные процессы любого предприятия нельзя представить без такого важного инструмента, как организация складского учета ТМЦ. Организация складского учета представляет собой совокупность процедур, направленных на документирование различных складских операций, таких как: прием материалов (сырья, товаров и оборудования); их размещение на складе, перемещение между складами (и иными смежными подразделениями); отпуск материалов со склада в тех или иных целях (на отгрузку, на строительные объекты); списание. Основная задача складского учета - контроль наличия, сохранности и движения ТМЦ на предприятии. При большом разнообразии операций и необходимости оформления складских документов не обойтись без применения ИКТ [6].
Для эффективной организации складского учета и контроля за движением материальных ценностей необходимо выявить слабые места в учете и организовать их учет. Наибольшие трудности при учете ТМЦ возникают в связи с:
1) отсутствием учета ТМЦ в единой информационной базе между сотрудниками складского хозяйства, бухгалтерией и сотрудниками сметного отдела. В 90% случаяхна строительныхплощадкахведется вручную, без применения ИКТ, после приемки материалов документы передаются в бухгалтерию для оприходования, что требует дополнительного времени и не позволяет достоверно получить информацию о наличии ТМЦ;
2) несоответствием названия номенклатуры материалов по данным бухгалтерского и складского учета.
3) некорректным списанием материальных ценностей по данным бухгалтерского и складского учета (замена на аналоги, оприходование материалов под названием отличным от карточек складского учета и т.п.);
4) несоответствие списанной номенклатуры по данным бухгалтерского учета и актам выполненныхра-бот по форме КС-2 (бухгалтерия в базе данных имеет возможность не списать материалы, которые в дальнейшем останутся числиться на подрядчике);
5) некорректным оприходованием материалов в базу данных по единицам измерения (например-материал приходит в тоннах, его не переводят в кг, а приходуют под единицей измерения «т», а списывают в «кг»);
6) несвоевременным оформлением документов по движению материальных ценностей;
7) несвоевременным отражением документов в бухгалтерском учете;
8) отсутствием складских программ по учету материальных ценностей;
9) отсутствием регламентов по учету ТМЦ;
10) большими трудозатратами на организацию учета;
11) отсутствием инвентаризаций по контролю ТМЦ.
В статье раскрыта теоретическая и практическая значимость материала для учета и контроля за материальными ценностями. Разработана методика учета материальных ценностей и приведен пример на основании одной из строительных организаций по учету материальных ценностей [7]. Практическая значимость статьи обусловлена возможностью организации прозрачного учета товарно-материальных ценностей, что позволит повысить оборачиваемость оборотных активов, обеспечить сохранность материалов, сократить трудозатраты на складской учет.
Для решения проблем, связанных с учетом и контролем материальных ценностей, необходимо разработать методику организации бизнес-процессов, которая позволит предприятиям оперативно организовать складской учет материальных ценностей [8].
Таблица 2 - Методика организации складского учета и контроля за ТМЦ с применением ИКТ
№п.п Показатели
1 Назначить комиссию по разработке регламента для организации учета и контроля материальных ценностей
2 Выявить слабые места в учете ТМЦ на предприятии;
3 Разработать правила заведения номенклатуры, желательно назначить одного ответственного сотрудника, чтобы не привести к дублированию справочников номенклатуры
4 Организовать систему заказов материалов поставщикам в информационной базе, что поможет быстрому оприходованию материалов на склад, контролю размещенных заказов поставщикам и учету фактического поступления материалов на соответствие заказу
5 Организовать передачу материалов субподрядным организациям и производителям работ на строительных площадках
6 Разработать и закрепить регламент применяемых форм документов по складскому учету с указанием правил приемки и передачи материалов на строительной площадке
7 Организовать списание материалов по актам выполненныхработ (формы КС-2; КС-3), получаемыхот подрядных организаций сотрудниками сметного или производственного отдела, в соответствии с утвержденными сметами. Организовать упрощенный интерфейс в программе «1С» для сотрудников строительного блока.
8 Назначить ответственных сотрудников за организацию складского учета
9 Подобрать программный продукт по учету материальных ценностей и внедрить на предприятии. Желательно организовать учет в единой информационной базе
10 Организовать ежедневный порядок предоставления материальных отчетов по складам, их обработку и контроль
11 Организовать формирование давальческого отчета для подрядных организаций с использованием информационной базы Заказчика с целью экономии трудозатрат на обработку отчетов
12 Организовать проведение ежемесячных инвентаризаций по складам
13 Разработать контрольные точки по складскому учету и закрепить за ответственными сотрудниками через систему К?!
14 Организовать ежемесячный мониторинг учета материальных ценностей и выработку корректирующих мероприятий
За последнее время активно развиваются различные информационные системы такие как: «Парус», « Ю>; «БИТ» [9] и т.д., которые могут помочь в организации складского учета. На примере одного из предприятий застройщиков ООО «СК Гарантия» разработана следующая система контроля и учета материальных ценностей:
1) организован учет в программном продукте «1С-УСО»;
2) заказы поставщикам на материалы оформляют в программе службой снабжения на основании смет на работы;
3) материалы на строительную площадку приходуют кладовщики (оприходование на основании размещенных заказов в 1С-УСО»);
4) кладовщики передают материалы подрядным организациям с оформлением в базе данных необходимых документов;
5) все приходные и расходные документы сканируют и прикрепляют к документам, оформленным в программе;
6) ежедневно кладовщик закрывает в программе материальный отчет, распечатывает и подписывает остатки с прикреплением документов в электронном виде, что позволяет удаленно проверять отчеты не дожидаясь фактического получения документов в бухгалтерию, образец представлен на рисунке 1.
Анализ предоставленных товарных о Параметры: Период: 01.02.2021 - 14.02.2021 тчетов
Склад 01.02 02.02 03.02 04.02 05.02 06.02 07.02 08.02 09.02 10.02 11.02 12.02
Документ Начало, Окончание _ ■ V V V V V м V V V
Стройплощадка ДЕЖНЕВА (□□□ СЗ Гарантия 533) н II н
Контроль товарных остатков 000000334 от 01.02.2021 15:07:Е2. 01.02.2021, 01.02.2021
Контррльтоварных остатков 000000335 от 03.02.2021 16:42:13, 03.02.2021, 03.02.2021 -
Контрольтонарных остатков 000000836 от 04.02.2021 15:03:33. 04.02.2021, 04.02.2021
Контроль товарных остатков 000000S37 от 05.02.2021 15:39:01, 05.02.2021, 05.02.2021 ■
Контрольтоварных остатков 00000083В от 0S.02.2021 16:51:53, 03.02.2021, 08.02.2021 ■
Контрольтоварных остатков 000000839 от 09.02.2021 14:37:31. 09.02.2021, 09.02.2021 ■
Контрольтоварных остатков 0000003+0 от 10.02.2021 16:22:14. 10.02.2021, 10.02.2021 -
Контрольтоварных остатков 000000341 от 11.02.2021 16:23:Е-9. 11.02.2021, 11.02.2021 -
Контрольтоварных остатков 000000342 от 12.02.2021 1Е:43:14. 12.02.2021, 12.02.2021 ■
Рисунок 1 - Контроль представленных материальных отчетов в электронном виде
Анализ представленных материальных отчетов помогает оценить ревизору информацию по несдан-ным отчетам кладовщиками, а также увидеть существуют ли проблемы у кладовщиков. Если в отчете приведенном на рисунке 1, ячейка горит красным цветом, то у кладовщика есть проблемы с остатками и служба бухгалтерии должна выяснить проблемы и варианты ее решения.
1. Материальные ценности у подрядных организаций списывает служба «ПТО» (производственно-технического отдела) на основании выполненной работы и оформленного заказа подрядчику на работу в программе 1С-УСО. Применение ИКТ при размещении заказов подрядчикам, помогает облегчить работу ПТО на стадии принятия ее от подрядных организаций, а именно: нет необходимости в проверке сметы по списанию, достаточно проанализировать корректное отражение выбранной работы в программе 1С-УСО. Такая система позволяет работать подрядным организациям без службы ПТО и сокращать затраты, что влечет снижения цены для Заказчика.
2. Еженедельный контроль материальных отчетов ревизионным отделом. Материальные отчеты в компании состоят из:
1) сводного отчета (приложение 1);
2) ведомость по движению материалов (приложение 2);
3) реестр оригиналов документов по поставщикам (приложениеЗ).
Материальные отчеты предоставляют ежедневно со строительных площадок, что позволяет получать оперативную и достоверную информацию. В течении одного дня кладовщики помнят о всех поступлениях и выбытиях ТМЦ, что не составляет сложности проверить материальный отчет за день, тем более материальный отчет формируется в программе, что позволяет кладовщику использовать свое время на анализ данных, а не ручное составления отчетов.
На примере строительной компании ООО «СК Гарантия», ежедневное получение материального отчета от кладовщиков позволяет отследить все движения ТМЦ за день. Ежедневный учет материальных ценностей был поставлен на предприятиях: ООО «Фабрика Ангажемент», ООО «Галант», ООО «Нефтегазмаш -Технологии», ООО «Нефтемаш»; ООО «Тихорецкий завод Красный молот». Поставленная система позволяет исключить все проблемы по учету ТМЦ на складах.
На первоначальном этапе внедрения системы предоставления материальных отчетов, как правило возникает сопротивление сотрудников нововведениям, но буквально через пару месяцев система дает положительный результат. В период внедрения ИКТ необходимо внимательно отслеживать работу склада и анализировать потери рабочего времени, пробелы в автоматизации с последующим оперативным исправлением ошибок и выработкой корректирующих мероприятий.
Материальный отчет представляет собой сводный регистр, разделяющий документы на «приходные» и «расходные», что позволяет проверить движение документов за день, но не позволяет увидеть наименование материалов. На рисунке 2 приведен пример материального отчета.
Рисунок 2 - Материальный отчет
Для учета материалов в разрезе каждой единицы продукции предусмотрена «Ве домость по материалам на складах», представлена на рисунке 3.
Ведомость по материалам на складе
Параметры: Склад: Стройплощадка ДЕЖНЕВА [ООО СЗ Гарантия 583) Период: 01.04.2021 -01 04 2921
Склад Количество Начальный остаток Количество Приход Количество Расход Количество Конечный остаток Стоимость конечный остаток
Номенклатура Единица измерения
Регистратор Получатель/Отправитель
Стройплощадка ДЕЖНЕВА (ООО 03 Гарантия 533) 3 725,000 39,000 1,000 3 763,000 643 233,13
Бетон М-350 В-25 ПЗ W6 F100 [с доставкой) мЗ 2,000 2,000 7 700,00
Блок распределительный на DIN-рейку РЕД-12БА шг 1,000 1,000
Поступление товаров и услуг SP000000450 от 01.04.2021 12: ЕЕ: 43 АВС-элекгро ОП 1,000 1,000
Передач а товаров SP0000001S4 от 01.04.20(21 12:56:51 КС-15 1,000 1,000
Вставка зеркальный поликарбонат (dkdlukd) шг 790,000 790,000 94 800,00
Гофра для унитаза 110мм !_=220-520мм арт.1438Ю56Ш шг 4,000 4,000 960,00
Поступление товаров ш услуг SP000000449 от 01.04.2021 13:13:27 Леруа Мерлен Bdctok ООО (ОП ОБО) 4,000 4,000
Лазерная нумерация кварггир над замком, высота цифр 2 см, шрифт Arial шг 752,000 732,000 31 280,00
Насос-измельчитель SAN ТОР арт.11397242 шг 3,000 3,000 63 810,00
Рисунок 3 - Ведомость по материалам на складе
Ведомость по движения материалов, помогает отследить движение материальных ценностей по складам в разрезе каждой единицы материала.
Реестр приходных документов является составной частью материального учета и приведен на рисунке 4.
Реестр приходных документов от поставщика
Параметры: Период 01.04.2021 - 01.04.2021
Склад Сумма
Поставщик документа
Документ Организация
Стройплощадка ДЕЖНЕВА (ООО СЗ Гарантия 533) 34 451.19
АВС-электро ОП 327.26
Поступление то е а ров и услуг ЗРОООО00450 от 01.04.2021 12:55:43 ООО СЗ "Гарантия" 533 327.26
Л еру а Мерлен Восток ООО (ОП СБС) 34 123.&3
ПоступлениетоЕаров и услуг БР000000449 от 01.04.2021 13:13:27 ООО СЗ "Гарантия" 533 34 123.93
Итого 84 451.19
Рисунок 4 - Реестр приходных документов
Реестр приходных документов, служит для систематизации оригиналов документов для последующей передачи в бухгалтерию.
3. Ежемесячное предоставления давальческих отчетов подрядчиками. Для подрядных организаций, бухгалтерия готовит отчет из программы застройщика. Подрядчики проверяют верность данных, подписывают и возвращает в бухгалтерию, образец отчета представлен на рисунке 5.
ОТЧЕТ ПО ДАВАЛЬЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ ЖК Дежнева 29/3
Период Феирлль 2021 г
— д»-« им» Ккмо Сунн* ■1М1 III »1 I «чир ;>'! I 1Чма» Кам« Сумма
1 I 1 « 1 • 7 • 1« | 11 и II
итого: Оман« м «ММ М КМ ПО К«41 /ЦХ040р«и Расжад м кем #с*атсрли ] Опмм м 1И*1 м км
>1 т 11> 1 т) ом и 1011 Я» >М !*] )/ 444 111 1ММ1|«4
(Мамрм 4« ПГ9 лм 1« «м.» 41 ЧЧЦ ■' 1«М п мал
приход «*| 141 шла расход 1И м«н>м
1 Сгт«#т Г|Ц|<\|||1| 11МММ 1«< МММ Асс^рвФ'ШФ усвут "в «тки МММ>1 ММОМ" 1И ММ1И
Пснслоо М» ИИМК (пМНМН И1 111».]< «• сстггм итога остагм х им«* •» >11 ию.»
|приход расход
• ^..„«л—. /).-.<«.•,< •» «11« » ,«»II я» Я««.») 1 и» /п и •• К»»** Ы Ч 1| •• Л моя; 1 »1144,4/
приход расход т 44 «171
1 Погуч— «уоупв «И М«Ж?1 ОввввйШ 1М 1М т«»
г &ТЧГ Ч^РЧГ4"1 «ЮЛ21 Х00СЯ1* 101 М1Ю»
Г)-*пп<у^г) >—< «П^ щ 7Г1Л пт', ГН' Ц|]ШЛХ 1!» М МЛ 144 44 «• сстатм •« *(ап9 МТЦИМОМ. ПН 14 144 144.44
[приход расход
Рисунок 5 - Отчет по давальческим материалам
4. Ежемесячное подписание актов сверки с контрагентами, для проверки оприходования материалов и корректности взаиморасчетов с контрагентами;
5. Ежеквартальные и выборочные инвентаризации по учету материальных ценностей.
Применение ИКТ в складском учете и внедрение системы учета ТМЦ - одно из важнейших требований
к современному строительному предприятию вне зависимости от типа деятельности и вида строительных объектов. Автоматизация позволяет контролировать движение материальных ценностей, отслеживать любые изменения в процессе, что дает возможность предотвратить неэффективное использование ТМЦ и сократить финансовые затраты. Чем крупнее предприятие, тем более востребованным на нем будет процесс оптимизации складских процессов, и, соответственно, автоматизация с применением информационно-коммуникационных технологий.
При автоматизации складских процессов на предприятии взаимодействуют все структурные подразделения. Например, кладовщики склада поддерживают связь с отделом снабжения и производственным отделом. Учет данных хозяйственных операций производится на строительной площадке силами кладовщика и отдела снабжения, что позволяетупростить контроль над деятельностью работников и движением материальных ценностей. Основным важным вопросом при этом остается вопрос выбора программы для автоматизации складского учета среди тех программных продуктов, которые имеются на рынке. Здесь очень важно учитывать особенности деятельности и потребности конкретного субъекта хозяйствования. К основным нюансам, на которые следует обратить внимание при выборе программного продукта для автоматизации учета на складе, можно отнести:
— наличие полной нормативно -справочной системы;
— способность создавать отчеты в удобном для пользователя виде;
— удобный для пользователя ввод данных в программу;
— поддержка системы в актуальном состоянии;
— возможность ведения бухгалтерского и управленческого учета в одной программе.
В качестве примера решения поставленных задач, возможно использовать программный продукт « 1С: Предприятие».
Программа « 1С: Предприятие» - это достаточно универсальная программа массового применения для автоматизации складского, бухгалтерского и налогового учета, которая включает также подготовку обязательной регламентированной отчетности. Это готовый программный продукт для ведения учета в организациях, осуществляющих любые виды коммерческой деятельности: строительную, оптовую и розничную торговлю, комиссионную торговлю, оказание услуг, производство и т. д. Существует много подсистем 1С: Предприятия, такие как: 1С-УСО; 1С- УПП; 1-С складское хозяйство и т.д. [10]. Выводы.
Основными задачами бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей является своевременное отражение на счетах информации о поступлении ТМЦ, первоначальной оценке, оценке их на дату отчетности, учет движения, наличия (инвентаризация) и их выбытия (использования).
Выполнение задачи включает в себя поддерживание оптимального количества производственных и торговых запасов, не привлекая при этом излишних финансовых ресурсов предприятия. Это напрямую зависит от организации эффективного контроля за запасами и их корректного отображения в бухгалтерском учете. На основе документов складского учета должен обеспечиваться своевременный учет материально-производственных запасов, отвечающий требованиям полного, непрерывного и достоверного отражения наличия и движения материальных и производственных запасов на предприятии в соответствии с ПБУ 5/01 [11].
Предлагаемая методика с применением информационных технологий позволит оперативно у правлять материальными ценностями, принимать обоснованные управленческие решения по преодолению затоваривания складов материалами, а также о корректном списании материалов с подрядных организаций, получать информацию о достоверных остатках товарно -материальных ценностей.
Активное развитие средств применения информационно--коммуникационных технологий, предоставляет все новые и новые возможности организациям для эффективного ведения предпринимательской деятельности не только в организации складского учета но и в построении всех бизнес-процессов предприятия.
Источники
1. Конева М.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в бухгалтерском учете строительных компаний / М.В. Конева // Естественные гуманитарные исследования журнал -2020.-№29 (3) -С.444.
2. Адаменко А.А. Особенности учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в формате МСФО / А.А. Адаменко, А.С. Ткаченко, Л.И. Симоненко // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2014. - № 3-4 (6364). - С. 327334.
3. Конева М.В. Применение информационно-коммуникационных технологий при распределении входящего НДС у застройщиков в бухгалтерском учете строительных организаций/ М.В. Конева // Естественные гуманитарные исследования журнал -2020.-№32 (6) -С.352.
4. Адаменко А.А. Прибыль как элемент финансовых результатов, ее значение, функции и методы планирования / А.А. Адаменко, Т .Е. Хорольская, И.А. Тетер / Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 23 (1). - С. 4-9.
5. Адаменко А.А. Сущность расчетов, их виды и формы. Задолженность организации / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Л.В. Болтышева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 23 (1). - С. 57-62.
6. Городецкая Н.Ю. Порядок списания кредиторской задолженности / Н.Ю. Городецкая, О.П. Полонская // В сборнике: Новые реалии в инновационном развитии экономической мысли. Сборник научных статей по итогам V Международной научно-практической конференции, 2017. - С. 126-130.
7. Конева М.В. Контроль взаиморасчетов с контрагентами с применением ИКТ в бухгалтерском учете строительных организаций / М.В. Конева // Естественные гуманитарные исследования журнал -2020.-№31 (5) -С.335.
8. Морозкина, С.С. Средства внутреннего контроля и их роль при проведении внешнего аудита / С. С. Морозкина // В сборнике: Инновационные процессы: потенциал науки и задачи государства. Сборник статей международной научно-практической конференции. Под. общ. ред. Г. Ю. Гуляева. 2017. С 82-84.
9. Автоматизация складского учета: современный подход к управлению бизнесом [Электронный ресурс] // Бизнес -библиотека - Режим доступа: http://www.bizeducation.ru/library/log/wrhs/6/auto.htm/.
10. Обзор программ складского учета [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sklad-prog.ru/obzor/o_ind.htm/.
11. Рысина, В. А. Автоматизация учета материально-производственных запасов / В. А. Рысина, И. О. Черепина. -Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. - 2017. - № 2 (9). - С. 50-52. - URL: https://moluch.ru/th/5/archive/58/2208/ (дата обращения: 08.04.2021).
References
1. Koneva M. V. T he use of information and communication technologies in the accounting of construction companies / M. V. Koneva / / Natural Humanities research journal -2020. - No. 29 (3) - P. 444
2. Adamenko A. A. Features of accounting for settlements with suppliers and contractors in the IFRS format / A. A. Adamenko, A. S. Tkachenko, L. I. Simonenko // Economy. Right. Print. Bulletin of the CSEI. - 2014. - № 3-4 (6364). -Pp. 327-334.
3. Konev, M. V. Application of information and communication technologies in the distribution of input VAT from developers in accounting construction organizations/ M. V. Konev // Natural humanitarian research journal -2020.-№32 (6) S. 352.
4. Adamenko A. A. Profit as an element of financial results, its significance, functions and methods of planning / AA Adamenko, I.e. Khorol's'kyi, I. A. Teather / Natural-humanitarian research. - 2019. - № 23 (1). - Pp. 4-9.
5. Adamenko A. A. The essence of calculations, their types and forms. Debt of the organization / A. A. Adamenko, T. E. Khorolskaya, L. V. Boltysheva // Natural sciences and Humanities research. - 2019. - № 23 (1). - Pp. 57-62.
6. Gorodetskaya N. Yu. The procedure for writing off accounts payable / N. Yu. Gorodetskaya, O. P. Polonskaya // In the collection: New realities in the innovative development of economic thought. Collection of scientific articles on the results of the V International Scientific and Practical Conference, 2017. - pp. 126-130.
7. Koneva M. V. Control of mutual settlements with counterparties with the use of ICT in the accounting of construction organizations / M. V. Koneva / / Natural Humanities research journal -2020. - No. 31 (5) - p. 335
8. Morozkina, S. S. Means of internal control and their role in conducting an external audit / S. S. Morozkina // In the collection: Innovative processes: the potential of science and the tasks of the state. Collection of articles of the international scientific and practical conference. Ed.by G. Y. Gulyaev. 2017. From 82-84
9. Automation of warehouse accounting: a modern approach to business management [Electronic resource] / / Business Library-Access mode: http://www.bizeducation.ru/library/log/wrhs/6/auto.htm/.
10. Overview of warehouse accounting programs [Electronic resource] - Access mode: http://sklad-prog.ru/obzor/o_ind.htm/.
11. Rysina, V. A. Automation of accounting of material and production stocks / V. A. Rysina, I. O. Cherepina. - Text : direct // Economic and management issues. - 2017. - № 2 (9). - Pp. 50-52. - URL: https://moluch.ru/th/5/archive/58/2208/ (accessed: 08.04.2021).
DOI 10.24412/2309-4788-2021-11168
Н.В. Рыканин - студент магистратуры, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, rnikit@mail.ru,
N. V. Rykanin - master's degree student, Financial University under the Government of the Russian Federation.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПАО «СЕВЕРСТАЛЬ» PROSPECTIVE CASH FLOW ANALYSIS JSC "SEVERSTAL"
Аннотация. Данная статья является логическим продолжением другой авторской публикации, посвященной методике анализа денежных потоков коммерческой организации. В представленной там методике последним этапом анализа является перспективный анализ, заключающийся в построении финансовой модели денежных потоков компании, оценке ее справедливой стоимости и проведении факторного анализа с целью определить показатели, которые сильнее всего влияют на денежные потоки и стоимость организации. В данной работе осуществляется прогнозирование показателей деятельности, составление прогнозных финансовых отчетов компании ПАО «Северсталь», оценка ее справедливой стоимости по классической модели дисконтирования денежных потоков и выявление степени влияния различных факторов на нее. Основной метод, используемый в данной статье, - анализ финансовой отчетности и отраслевых обзоров.
Abstract. This article is a logical continuation of another author's publication devoted to the methodology for analyzing the cash flows of a commercial organization. In the methodology presented there, the last stage of analysis is a forward-looking analysis, which consists in building a financial model of the company's cash flows, assessing its fair value and conducting factor analysis in order to determine the indicators that most affect the cash flows and value of the organization. In this work, forecasting of performance indicators, preparation of forecast financial statements of PAO «Severstal», assessment ofits fair value according to the classical model of discounting cash flows a nd identification ofthe degree of influence ofvarious factors on it. The main method used in this article is the analysis offinancial statements and industry reports.
Ключевые слова: денежный поток, финансовое моделирование, оценка бизнеса, факторный анализ, дисконтирование
Keywords: cash flow, financial modeling, business valuation, factor analysis, discounting
Потребность в анализе денежных потоков возникает из необходимости не только обеспечения платежеспособности организации, минимизации издержек и оборотного капитала, но и, в соответствии с современными концепциями [8], увеличения стоимости бизнеса, для оценки которой используются инструменты финансового моделирования. Перспективный анализ в методике, представленной на рисунке 1, как раз призван оценить эффективность управления денежными потоками с точки зрения их влияния на стоимость компании.