Научная статья на тему '\ ученый совет \ профессионализм на вес'

\ ученый совет \ профессионализм на вес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ ученый совет \ профессионализм на вес»

\ УЧЕНЫЙ СОВЕТ \

■ Олимпийские игры — двигатель развития страны. Успех должны обеспечивать российские предприятия, отечественные товары и бренды.

Профессионализм на вес

Для строительства олимпийских объектов в Сочи очень важна надежность поставщиков.

к

Андрей СтрОЕВ,

директор Департамента недвижимости и материальнотехнического обеспечения Сбербанка России

— Андрей Алексеевич, в чем, по вашему мнению, может проявиться влияние Олимпиады на развитие национальной экономики?

— Прежде всего, в привлечении инвестиций, во вливании инвестиционных капиталов в регион, где проводятся Игры. В 1980 году, во время Олимпиады в Москве, мы все видели огромный результат этого влияния: развивалась социальная, спортивная, даже торговая инфраструктура. Игры 2014 года тоже должны дать стимул для развития отечественной экономики.

— На каких условиях Сбербанк участвует в строительстве олимпийских объектов в Сочи?

— Дочернее предприятие Сбербанка «Сбербанк Капитал» является одним из акционеров ОАО «Красная Поляна». «Сбербанк Капиталу» принадлежат 25% акций. В свою очередь «Красная Поляна» — девелопер спортивно-туристического комплекса «Горная карусель». Это огромный, уникальный горнолыжный курорт, подобных у нас в стране еще не было. 70 км горнолыжных трасс. Более 30 современных подъемников — от отметки 540 м (куда приходят из Сочи железная и автомобильная дороги) до отметки 2200 м, откуда начинаются трассы. Это пять лыжных трамплинов, лавинозащитые сооружения, около 700 тыс. кв. м недвижимости, включая жилые

дома, апартаменты, гостиницы, рестораны, спортивные клубы, бальнеологические лечебницы, бассейны и т. д.

— И какова стоимость «Горной карусели»?

— Сейчас она составляет 40 млрд. руб., примерно. Но эта цифра не окончательная. Может быть

и дороже.

— Вы уже определились, какие компании, строители и поставщики будут задействованы в этой стройке?

— Когда я говорил о влиянии Олимпийских игр на развитие региона, я имел в виду создание новых спортивных объектов. Это, безусловно, положительный эффект. Но, пожалуй, еще более важным результатом является развитие производственной базы, создание новых рабочих мест за время подготовки к Олимпиаде, ее проведения и, конечно, после окончания Игр. Потому что все эти объекты, которые будут построены, потом надо эксплуатировать. Люди получат рабочие места, где они смогут прикладывать свои знания, умения, силы. Возведение спортивных объектов неизбежно потребует создания новых строительных баз, новых производств стройматериалов. Все вместе — создание мощнейшей индустрии в регионе. Именно это сейчас и происходит. Но кроме щебенки и цемента потребуется еще много чего: металл, арматура, трубы, электротехнические устройства, электродвигатели, запчасти... Все это ведь надо производить и доставлять на стройки.

— А на следующих этапах, когда начнется эксплуатация объектов, тоже что-то потребуется?

— Конечно. Там потребуются простыни, наволочки, подушки, одеяла в гостиницах, мебель, электрика, приборы освещения. Если поставщики стройматериалов

ПАВЕЛ ФОМИН

В сентябре в Красной Поляне прошла церемония закладки первого камня Олимпийской медиадеревни.

В мероприятии приняли участие Президент, Председатель Правления Сбербанка России Герман Греф и вицепрезидент Олимпийского комитета России Ахмед Билалов. Строительство объекта ведет ОАО «Красная Поля-

на», входящее в группу компаний Сбербанка России - Генерального партнера XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи. ОАО «Красная Поляна» осуществляет строительство двух крупных объектов олимпийской инфраструктуры — комплекса трамплинов и спортивно-туристического комплекса «Горная Карусель».

10

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 11 (103) 2010

\ САМОЕ ВАЖНОЕ \

ИТАР-ТАСС

и строительные компании уже определены и работа идет полным ходом, то поставщиков всего наполнения спортивных объектов придется еще отбирать. Но уже сейчас операторы гостиниц думают, с какими поставщиками они будут работать. Конечно, участие российских производителей — это вопрос престижа. Мы бы хотели их привлекать в первую очередь. Но для нас важна и надежность поставщиков — их способность выполнять контракты точно в срок и качественно. К сожалению, наши производители этим требованиям отвечают не всегда. Потому даже на этапе строительства нам приходится частенько обращаться к западным поставщикам.

— А каково соотношение российских и зарубежных поставщиков на этапе строительства?

— Примерно 90% российских и 10% зарубежных.

— Как вы выбираете поставщиков? Есть ли конкурсы?

— Что касается объектов, на которых работает Сбер-

Александр банк, то у нас порядок конкурсного отбора очень жестко

трУШИН установлен Правлением Сбербанка. Все поставщики

отбираются только в соответствии с конкурсными процедурами. Мы проводим конкурсы абсолютно на все поставки и работы. Стараемся во всех случаях проводить открытые конкурсы. Только в исключительных случаях, когда объекты связаны с закрытыми темами — там и конкурсы закрытые. Но все равно все поставщики проходят конкурсные процедуры. На конкурсы мы приглашаем всех профессионально подготовленных и финансово самостоятельных участников.

— А каковы критерии отбора?

— По каждому виду услуг конкурсная комиссия определяет разные критерии. Единого шаблона нет, потому что разные отрасли. Например, есть поставки оборудования и есть строительно-монтажные работы. Первое, что делает комиссия, — утверждает порядок проведения конкурса, включая определение веса критериев. Иногда критерий профессионализма может иметь больший вес, то есть выбираются наиболее опытные компании. А ценовая характеристика их предложения может не иметь большого значения. Но бывает, что мы проводим предварительный отбор участников по профессиональным качествам и потом проводим уже среди отобранных конкурс по ценам. Побеждает тот, кто дает меньшую цену. Вообще комиссия работает очень гибко, диверсифицировано подходя к разным видам продукции и услуг.

— Где проводятся эти конкурсы?

— Я рассказал о стандартных процедурах из практики самого Сбербанка. И конечно же, идеология Сбербанка находит свое отражение в конкурсных процедурах «Красной Поляны».

— Имеет ли значение для победы в конкурсах техническая и технологическая оснащенность поставщика?

— Безусловно, это входит в один из наиболее весомых критериев, по которым мы оцениваем участников конкурса. Я называл уже цифру в 40 млрд. руб., но это только смета строительства. Она не подразумевает создание новых производственных мощностей. Это — ответственность генеральных подрядчиков, тех производственных структур, которые будут обеспечивать выполнение работ.

— Если у вас будут два исполнителя заказа с равными условиями, но один — российский, а другой зарубежный, кому вы отдадите предпочтение?

— Конечно, хотелось бы ответить: предпочтение — нашему производителю. Но мой длительный опыт работы показывает, что наши российские структуры далеко не всегда могут похвалиться надежностью в части проектного управления, выполнения взятых на себя контрактных обязательств. Западные компании гораздо более дисциплинированны. Они гораздо больше ценят скромную долю прибыли, которая закладывается в контракт. А вот с большинством российских подрядчиков приходится работать обычными нашими методами: взывать к патриотической совести, стучать по столу на оперативках и разговаривать на «строительном» языке. Но я противник таких методов. Нам надо научиться работать иначе, и это тоже будет результатом влияния Олимпиады.

\ САМОЕ ВАЖНОЕ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 11 (103) 2010

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.