Научная статья на тему 'Ученый, педагог, руководитель, человек (к 90-летию со дня рождения Евгения Николаевича осколкова)'

Ученый, педагог, руководитель, человек (к 90-летию со дня рождения Евгения Николаевича осколкова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ученый, педагог, руководитель, человек (к 90-летию со дня рождения Евгения Николаевича осколкова)»

Ученый, педагог, руководитель, человек (к 90-летию со дня рождения Евгения Николаевича Осколкова)

Южный федеральный университет в этом году отмечает столетний юбилей. Исторический и современный образ университета нельзя представить, не обращаясь к его человеческому измерению, к тем ученым, преподавателям, сотрудникам, руководителям, которые внесли значительный вклад в его становление и развитие.

23 мая 2015 г. исполнилось 90 лет со дня рождения доктора исторических наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ Евгения Николаевича Осколкова. Родился Е.Н. Осколков в г. Петрозаводске, в семье офицера, его формирование происходило в интеллигентной высококультурной семье, любящей литературу, музыку, театр. Начавшаяся Великая Отечественная война и гибель отца на фронте под Москвой положили начало новому этапу в его жизни. Продолжая учебу в школе, Е.Н. Осколков пошел работать. В 1943 г. он был призван на военную службу в пограничных войсках. Семь лет службы на государственной границе были хорошей жизненной школой, сформировали такие черты его личности, как ответственность, дисциплинированность, высокое чувство долга, обеспечили хорошую физическую подготовку.

После демобилизации Евгений Николаевич поступил на юридический факультет РГУ, коллектив которого в сложный послевоенный период стремился продолжать традиции классического университетского образования. Учеба в университете дала пытливому юноше широкий гуманитарный и обществоведческий кругозор, стремление профессионально посвятить себя исследовательской деятельности. Еще студентом университета он активно включился в общественную работу: избирался профсоюзным лидером на юридическом факультете, с 1954 г. был членом парткома РГУ, в 1955-1956 гг. избирался председателем студенческого профкома университета.

Предложение заведовавшего в то время кафедрой истории КПСС известного ученого-аграрника, проф. П.В. Семернина о поступлении в аспирантуру при этой кафедре совпало со сложившимся у Е.Н. Осколкова еще в школе интересом к историческим наукам. В 1961 г. он успешно защитил кандидатскую диссертацию «Тактика КПСС в период завершения сплошной коллективизации в основных зерновых районах страны (1930-1931 гг.)». Преподавательская и исследовательская работа сочеталась у Е.Н. Осколкова с активной общественной деятельностью. В 1963-1964 гг. он избирался секретарем парткома РГУ, членом Кировского райкома партии г. Ростова-на-Дону.

В 1966-1976 гг. Евгений Николаевич - заведующий общеуниверситетской кафедрой истории КПСС. Несмотря на большую занятость организационной и общественной работой, он продолжал активную научно-исследовательскую деятельность, стал признанным лидером ростовской школы историков-аграрников. Основательное изучение и глубокий анализ документов позволили Е.Н. Осколкову в 1973 г. в монографии «Победа колхозного строя в зерновых районах Северного Кавказа» поставить под сомнение некоторые из официальных оценок трагических событий, развернувшихся в крае в годы коллективизации. Книга и одноименная докторская диссертация были позитивно оценены научной общественностью.

Е.Н. Осколков много внимания уделял подготовке аспирантов. Здесь, как и в других сферах своей профессиональной деятельности, он с годами выработал эффективную систему работы с соискателями, которая включала систематическое содержательное общение с ними, регламентированное четким календарным планом, помощь в подготовке к кандидатскому экзамену по специальности, т.е. освоение ее теоретических и методологических основ, организацию педагогической практики и, конечно, четкое направление и контроль процесса подготовки диссертации, предусматривавшие основные этапы этой работы. Этот «фирменный стиль» научного руководства Е.Н. Осколкова обеспечил формирование его научно-педагогической школы, в рамках которой выполнено и защищено 3 докторских и 17 кандидатских диссертаций.

В деятельности Е.Н. Осколкова большое место занимала научно-организаторская работа. Он являлся членом оргкомитета Всесоюзного симпозиума по изучению проблем аграрной истории (отделения истории АН СССР); научно-методического и двух проблемных Советов Минвуза РСФСР («Методология и историография истории КПСС», «Аграрная политика КПСС и ее осуществление»), руководителем секции истории КПСС отделения общественных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы, проблемной группы по изучению аграрной истории Северо-Кавказского региона, председателем специализированного Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по истории КПСС и СССР при РГУ.

В 1972 г., когда был организован Северо-Кавказский научный центр высшей школы, его руководитель Ю.А. Жданов считал одним из важнейших инструментов интеграции ученых этого края создание научного журнала «Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы» (теперь его название - «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион»). Зная об организационном таланте Е.Н. Осколкова, его высоком авторитете как ученого, безупречной моральной репутации, Ю.А. Жданов обратился к нему, убеждая занять пост заместителя главного редактора журнала, председателя его редакционной коллегии серии «Общественные науки» и ответственного редактора серии. Е.Н. Осколков вспоминал, что Ю.А. Жданов ему при этом сказал: «Будем создавать этот журнал, как В.И. Ленин в начале века организовывал издание газеты "Искра"». Больше 15 лет (1973-1989 гг.) Е.Н. Осколков занимался этой ответственной работой. Его высокий авторитет как ученого, талантливого организатора, требовательного редактора способствовали тому, что журнал стал одним из ведущих научных периодических изданий данного профиля, распространяющихся в нашей стране и за рубежом.

С 1976 по 1989 г. Е.Н. Осколков работал директором Института повышения квалификации преподавателей общественных наук, проректором РГУ. Несмотря на то, что у него большую часть времени стала занимать административная работа, он продолжал считать своим долгом чтение лекций и спецкурсов для слушателей не только по важнейшим проблемам историко-партийной науки, но и по актуальным обществоведческим проблемам. Стержневой его чертой как руководителя было убеждение, что, только предъявляя к себе самые высокие требования как к преподавателю вуза, он имеет право предъявлять их к коллегам на кафедре и в институте. Его лекции были образцом логической стройности, убедительности, композиционной продуманности. Когда в 70-х гг. в дидактической литературе был поставлен вопрос о преимуществах проблемного образования, он одним из первых на университетской кафедре, а затем в ИПК стал реализовывать в своих лекциях и семинарах установки образования проблемного типа. В начале 80-х гг. на первый план в педагогической практике была выдвинута проблема активного использования современных средств обучения. Евгений Николаевич счел своим долгом выступить пионером и в этом перспективном направлении повышения эффективности преподавательской работы. Незаурядные организационные способности Е.Н. Осколкова, его умение объединять вокруг себя коллег привели к тому, что, став директором ИПК при РГУ в сложную пору его развития, он сумел придать коллективу «второе дыхание», институт вошел в число лучших в стране учебных заведений этого типа.

В стиле Евгения Николаевича как руководителя кафедры, а затем ИПК при РГУ можно выделить следующие черты:

- интересы дела, а не личные симпатии или антипатии определяли не только его кадровую политику, но и прочие административные решения;

- четкий, ясный, открытый, аргументированный подход к разрешению возникавших проблем;

- решительность в действиях и поступках, когда он был убежден в своей правоте и, вместе с тем, постоянная готовность обсуждать с коллегами наиболее сложные вопросы, поэтому, как правило, возникала полемика по спорным проблемам, в которой и определялись те или иные решения;

- интеллигентность, тактичность, благожелательность в общении с коллегами, подчас жесткость, нелицеприятность в суждениях и оценках, но это никогда не было проявлением грубости.

Еще одно качество было свойственно Евгению Николаевичу как руководителю: он, зная себе цену, нередко иронизировал над своими действиями и поступками, когда находил их недостаточно обоснованными.

В конце 60-х - начале 80-х гг. Е.Н. Осколков все чаще стал задумываться над природой нараставших противоречий советского общества, обращал внимание на приметы его неблагополучия. Я помню, как, побывав в туристской поездке в ГДР, Евгений Николаевич с горечью говорил о том, что немцы, побежденные в годы Второй мировой войны, живут намного лучше их главных победителей - советских людей. Он чувствовал нараставшую бюрократизацию партийно-советской системы управления страной, усиление застойных явлений в обществе в этот период.

В начале 90-х гг. Е.Н. Осколков опубликовал ряд работ о голоде в 1932-1933 гг. на Северном Кавказе, о трагедии «чернодосточных» станиц, основанных на новых документах и материалах, многие из которых были введены в научный оборот впервые [1]. Он стал разрабатывать новый курс «Исторические судьбы крестьянства в России. Раскрестьянивание: этапы и последствия», в котором он, привлекая большой массив новых материалов и опираясь на труды ведущих ученых-аграрников, стремился осмыслить раскрестьянивание как единый процесс, начавшийся во второй половине XIX в. и завершившийся в ходе коллективизации, его причины и объективные последствия [2].

Евгений Николаевич был очень цельной натурой, в которой были сплавлены профессиональные, общественно-политические, административные и человеческие качества. Он был образованным человеком с разносторонними интересами и запросами, не только штудировал труды историков, но и интересовался литературой в других областях обществоведения и гуманитарных наук, постоянно обращался к публицистике и художественной литературе, выписывал и читал, наряду с профессиональными, литературные журналы - «Новый мир», «Знамя», «Звезда» - был интересным глубоким и остроумным собеседником.

В семье, где он был единственным мужчиной, он считал, что все сложные проблемы должен взять на себя и неуклонно следовал этому правилу. Его рыцарское отношение к жене, дочери, трогательная забота о своих близких вызывали искреннее уважение и восхищение у тех, кто был невольным свидетелем атмосферы в этой семье.

Евгений Николаевич до последнего дня своей жизни был полон энергии, новых замыслов и творческих планов. Его внезапная преждевременная кончина 23 декабря 1995 г. в результате послеоперационных осложнений отозвалась глубокой болью в сердцах не только его родных и близких, но и всех, кто его знал. В памяти сотрудников, ученых, коллег, друзей Е.Н. Осколков остался масштабной личностью, крупным ученым, талантливым руководителем, педагогом, настоящим русским интеллигентом, обаятельным, нравственно чистым человеком.

Литература и примечания

1. Осколков Е.Н. Голод 1932/1933. Хлебозаготовки и голод 1932/1933 года в Северо-Кавказском крае. Ростов н/Д., 1991.

2. Фрагмент этого спецкурса опубликован в журнале «Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки». 1996. № 4.

Г.А. Матвеев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.