Научная статья на тему 'Ученые-патофизиологи в годы Великой отечественной войны'

Ученые-патофизиологи в годы Великой отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ученые-патофизиологи в годы Великой отечественной войны»

65 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Ученые-патофизиологи в годы Великой Отечественной войны

Л.Г. Хетагурова*

65 лет назад советский народ одержал победу в Великой Отечественной войне, разгромил Германию и ее союзников, освободил народы Европы от фашистского ига.

Большой вклад в победу над Германией внесла советская медицина и медицинские работники. Отличная организация медицинской службы и самоотверженный труд медицинских работников вернули в строй более 72 % раненых и 90 % больных.

Е.И. Смирнов: «Военная медицина в ВОВ превратилась в один из основных источников пополнения действующей армии опытными в боевом отношении солдатами и офицерами, возвращенными в строй после лечения» (Война и военная медицина. - М.: Медицина, 1979. С. 218). «Героические подвиги медицинских работников, сопровождавшиеся напряжением всех сил и воли, их ратный труд, связанный с риском для жизни во имя спасения раненых солдат и офицеров, защищавших честь и свободу Советской Отчизны и освобождавших из-под ига фашистского рабства многие народы Европы, достойны подражания» (маршал Советского Союза А.М. Василевский. С. 7).

При оказании помощи раненым особо важное значение имела профилактика и борьба с кровопотерей, травматическим шоком, раневой инфекцией. В решение этих задач совместно с хирургами выдающийся вклад внесли советские патофизиологи.

Проблемы шока и кровопотери стали разрабатывать еще в мирные предвоенные годы И.Р Петров, А.А. Богомольц, П.Н. Веселкин, Н.А. Федоров. Результаты их патофизиологических исследований позволили сформулировать основные принципы профилактики и терапии шока и кровопотери, разработать ряд эффективных профилактических и лечебных воздействий и средств, в частности кровезамещающие жидкости и противошоковые растворы. В предвоенные годы совместные фундаментальные исследования хирурга А.А. Вишневского и патофизи-

олога А.Д. Сперанского научно обосновали и разработали методы новокаиновой блокады. Т.о., советская медицина во время ВОВ была вооружена эффективными средствами борьбы с шоком и кровопотерей в значительной степени благодаря работам ученых-патофизиологов. Б.М. Федоров, начиная с боев на Курской дуге, до 1946 г служил врачом в Гвардейской Кантемировской танковой дивизии и по собственному опыту свидетельствует: «...не было более эффективных средств борьбы с шоком, чем внутривенное введение противошоковой жидкости Петрова (водный раствор спирта, глюкозы, брома) и проводниковой новокаиновой блокады, особенно ваго-симпатических нервов при проникающих ранениях груди».

Н.А.Федоров, ученый-патофизиолог, был организатором и руководителем прифронтовой шоковой бригады Центрального института переливания крови. Он с сотрудниками предложил белковый кровезаменитель и коллоидно-глюкозосолевой раствор для переливания - очень эффективные! Бригада проводила работу в медсанбатах Западного фронта. И.Р. Петров, автор самого лучшего коллоидного кровезамещающего раствора, неоднократно выезжал на фронт для оказания методической помощи и инструктажей. С.М. Павленко руководил на фронте службой переливания крови в кавалерии.

К выдающимся достижениям советской патофизиологической науки во время ВОВ принадлежит метод восстановления жизненных функций умирающего организма, разработанный В.А. Не-говским. Метод успешно использовали в медсанбатах и госпиталях для оживления раненых, находившихся в состоянии агонии и клинической смерти (интенсивная терапия и реанимация в сочетании с общей и церебральной гипотермией и гибернацией, снижая температуру тела раненого до 30 градусов, существенно продлевали время для возможных мероприятий по оживлению).

Газета «Правда» от 11.09.44 г.: «В полевых госпиталях и медсанбатах, часто под артиллерийс-

* Л.Г. Хетагурова - доктор медицинских наук, профессор, директор Института биомедицинских исследований ВНЦ РАН

№2

2 О I О

ХЕТАГУРОВА Л.Г. УЧЕНЫЕ-ПАТОФИЗИОЛОГИ В ГОДЫ...

ким обстрелом участники бригады В.А.Неговс-кого вели непрерывный поединок со смертью, вырывая из ее когтей человеческие жизни». Достижения экспериментальных и клинических исследований В.А. Неговского явились основой для возникновения новой медицинской дисциплины - науки о патологии, профилактике и терапии терминальных состояний - реаниматологии.

Советские патофизиологи в годы ВОВ успешно использовали свой опыт, знания, способности в качестве организаторов и руководителей медицинской службы, ведущих специалистов, врачей госпиталей, медсанбатов, частей и соединений.

Генерал-майор медицинской службы А.Д. Сперанский с первых дней войны надел военную форму и, в должности инспектора главного военно-санитарного управления часто выезжая на фронт в части передового базирования, вел интенсивную научную работу и орга-низационно-мето-дическую по защите от химического оружия (Е.И. Смирнов, 1979). После войны пришел в экспериментальную медицину, стал академиком РАМН, создал и возглавил на долгие годы Институт общей патологии и патофизиологии РАМН.

В.П. Комиссаренко в должности зам. наркома здравоохранения Украины и уполномоченного Военного совета Юго-Западного фронта организовал эвакуацию медицинских учреждений, медицинское обеспечение армии, партизанских соединений.

В годы ВОВ патофизиолог В.С. Галкин стал главным нейрохирургом Краснознаменного Балтийского флота; И.А. Ойвин - главным токсикологом армии; Н.Н. Транквилитати, Л.М. Голь-бер, Ф.И. Супоницкая - начальниками госпиталей; Р.А. Дымшиц - начальником противошоковой группы армии; М.Е. Райскина, В.И. Ходос - начальники клинических лабораторий; П.С. Хомуло, В.И. Пыцкий, А.Ю. Тилис - врачи медсанбатов.

А.Ю. Тилис, работавший в медсанбате 387-й стрелковой дивизии, вспоминает: «Однажды, когда была развернута операционная в единственно уцелевшем в населенном пункте доме, и мы приступили к работе, нас окружили фашисты. Прервав операцию, врачи с оружием в руках вступили в бой и защищали раненых, пока не подо-

7

спела помощь. Раненых мы тогда отнесли на руках в безопасное место и продолжили операцию. Таких эпизодов было много, они стали частью нашей работы».

В период героической обороны Ленинграда в нем самоотверженно работали патофизиологи: Я.Г.

Ужанский, Л.Р.

Перельман, А.И. И.А.Ойвин

Айвазян, Н.К. Чередниченко. Н.Н. Зайко, вступивший в армию в первые дни войны, в блокадном Ленинграде находился на партийной работе. А.И. Айвазян (там же): «В конце августа город стал фронтом.... 8 сентября над городом появились первые бомбардировщики. Впервые город оказался в кольце блокады, прекратилась эвакуация раненых и больных. В этих условиях необходимо стало оборудовать новые тысячи коек. Началось развертывание коек на теоретических кафедрах. В первую очередь организовали палаты на кафедре патологической физиологии. В условиях холода, недоедания, отсутствия электричества, воды проф. М.М. Павлов читал лекции и выполнял обязанности начальника госпиталя».

Военврач первого ранга Б.М. Брин, организатор и заведующий кафедрой патофизиологии Северо-Осетинского государственного медицинского института с 1941 года, создал на кафедре научно-производственную лабораторию, наладив в ней выпуск гематогена, кровезаменителей, камполона, оварина и других необходимых для раненых препаратов, для нужд госпиталей и гражданских лечебных учреждений. В 1944 г. профессор Б.М.Брин был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета СОАССР, а в 1946 г - медалью «За доблестный труд в ВОВ».

Выдающийся вклад в повышение оборонного потенциала страны внес патриарх украинской школы патофи-

Б. М. Брин

№2

2 0 10

65 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

зиологов - А.А. Бо-гомольц: он обеспечил военные госпитали ценными препаратами, стимулировавшими заживление ран, консультировал в Главном военносанитарном управлении, был руководителем службы крови и т.д. В последующем он возглавил Украинскую Академию наук, которой руководил долгие годы.

Потребность в медицинских кадрах все росла. Перестроили систему высшего медицинского образования. В решении этой задачи большая роль принадлежит В.В. Парину. Он был заместителем наркома здравоохранения СССР и отвечал за систему медицинского образования. Резко изменилась работа кафедр патофизиологии в прифронтовых городах и в тылу, в отдаленных от фронта мединститутах: при ускоренном курсе обучения программу не сокращали. По окончании института сразу или после двухмесячной специализации направляли в действующую армию (П.Д. Горизонтов).

Научные исследования кафедр переориентировали на решение задач военного времени:

1. Кафедра патофизиологии Томского медицинского института - Д.И. Гольдберг с сотрудниками разработал и наладил производство нового вида мази с биостимуляторами, полученными из размельченной эмбриональной ткани животных. Мазь с успехом, применялась в эвакогоспиталях, ускоряла заживление вяло текущих ранений.

2. Кафедра патофизиологии Казанского медицинского института - А.А. Адо с сотрудниками провели экспериментальное исследование репа-ративных процессов костной ткани. Совместно с Институтом вакцин и сывороток и хирургами эвакогоспиталей Казани изучили реактивность организма при раневой инфекции и сепсисе и разработали схемы комплексного применения проти-вогангренозныхсывороток. Среди ветеринарных патофизиологов следует особо отметить научную и производственную деятельность Н.А. Крыловой, заведующей кафедрой патофизиологии, начальника лаборатории Казанского кетгутового завода, технического директора, зам. министра мясомолочной промышленности Татарской АССР. Она создала первосортный отечественный кетгут, полностью обеспечивший потребности страны в военное и мирное время.

Известные в настоящее время патофизиологи прошли войну солдатами, старшинами, стро-

евыми офицерами, проявив мужество и отвагу в различных родах войск: Г.В. Курыгин и Г.Г. Дум-бадзе - в пехоте, Н.А. Лосев - в артиллерии.

Не случайно многие из них, пройдя войну, после ее окончания проявили особый интерес к экспериментальной медицине и специализировались в области патофизиологии. Так, в послевоенные годы наиболее крупные исследования по проблемам военного травматизма, шока и кровопотери были выполнены в коллективе, возглавляемом В.К. Кулагиным, выдающимся ученым, который начал войну разведчиком коммунистического батальона. После тяжелого ранения он окончил офицерские курсы и до конца войны командовал взводом.

Г.Н. Крыжановс-кий - президент Международного общества патофи-зиологови Российского общества патофизиологов, военврач в годы войны, твердо решил стать патофизиологом и выяснить механизмы патологических процессов при раневой ин- Г.Н. Крыжановский фекции. В последующем он стал академиком Российской академии медицинских наук, директором Научно-исследовательского института общей патологии и патофизиологии РАМН, обосновал теорию патологических систем и дизрегуляционных болезней, воспитал плеяду ученых-патофизиологов не только для российских вузов и научно-исследовательских институтов, но и для бывших республик Советского Союза.

Все перечисленные имена принадлежат людям, ставшим в последующей мирной жизни крупнейшими учеными, докторами наук, профессорами, академиками, гордостью отечественной фундаментальной науки.

Патофизиология как самостоятельная наука родилась в нашей стране. Теперь она входит как дисциплина в медицинские учебные программы большинства европейских стран и многих престижных вузов США. Все больше научно-исследовательских учреждений, где ведутся патофизиологические исследования в различных странах мира. Российские патофизиологи должны оставаться авангардным отрядом в развитии современной патофизиологии и внести свой вклад в общее дело борьбы за здоровье людей. За их будущее, за мир на планете!

8

А.А. Богомольц

№2

2 0 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.