Научная статья УДК: 27-428+929
Для цитирования: Дутка М.И., Варфоломей (Денисов А.А.), еп. Учение святителя Феофана Затворника о борьбе со страстями и основных добродетелях // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2022. № 3 (18). С. 20-33. DOI: 10.56621/27825884_2022_18_20
Дутка Михаил Ильич,
студент Саратовской православной духовной семинарии,
Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. Мичурина, 92 [email protected]
Епископ Балаковский и Николаевский Варфоломей (Денисов Александр Анатольевич),
кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин
Саратовской православной духовной семинарии, Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. Мичурина, 92 [email protected]
Учение святителя Феофана Затворника о борьбе со страстями и основных добродетелях
М.И. ДУТКА, епископ ВАРФОЛОМЕЙ (А.А. ДЕНИСОВ)
Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу учения святителя Феофана Затворника в контексте классического православного аскетического учения. В тексте излагается классическое для большинства православных авторов учение о восьми основных страстях. Значительное внимание уделено позиции архимандрита Клеопы (Илие) об искушениях, приходящих с восьми сторон. Основную часть исследования занимает последовательное раскрытие стадий развития греха — от прилога до греховного дела согласно учению о страстях святителя Феофана Затворника. Для сравнения на протяжении работы приводятся элементы аскетических учений других авторов — святителя Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителя Тихона Задонского и пр. Наряду с учением святителя Феофана о страстях, анализируется также и его учение о добродетелях. В заключение делается вывод об органической связи учения святителя Феофана с аскетическим святоотеческим учением. Ключевые слова: аскетика, страсти, помыслы, добродетели, святитель Феофан Затворник.
© Дутка М.И., Варфоломей (Денисов А.А.), еп., 2022.
В православной аскетической литературе принято выделять восемь основных греховных страстей. Это страсти, которые у аввы Евагрия Понтийского называются помыслами: «Первый помысел — чревоугодия, а за ним следует помысел блуда; третий — сребролюбия; четвертый — печали; пятый — гнева; шестой — уныния; седьмой — тщеславия, а восьмой — гордыни»1. Святитель Феофан следует данной схеме с той лишь разницей, что страсть чревоугодия называет «плотоугодием»2, сребролюбие — «корыстью»3, гордость — «само-цен» или «самомнение»4.
Святые отцы, наблюдая за развитием греха, выделяли несколько стадий перехода его от помысла к делу. Также для святоотеческой традиции характерным является определение степени нравственной виновности человека на каждом этапе развития страсти: чем больше греховный помысл пленяет душу, тем сложнее избавиться от самого страшного в этом механизме — от греховного дела. Иными словами, наиболее опасным является греховное дело, задуманное человеком5. Здесь православная аскетика указывает на то, что в образовании греха в человеке принимают участие три силы души: ум, воля и чувство. В уме начинается зарождение греха, воля стремится совершить его, а чувство наслаждается грехом.
По учению Православной Церкви, путь от помысла к греховному делу выглядит таким образом: в самом начале всегда бывает прилог, то есть греховный помысл. Рассуждая на эту тему, святитель Феофан Затворник говорил, что в прилоге еще нет греха, так как это простое представление вещи и появление образов в уме находится не в нашей власти6. Глядя на жизнь великих подвижников благочестия, можно сказать, что и они были искушаемы помыслами, но не впадали в грех.
У некоторых современных подвижников можно заметить более подробное изложение учения об искушениях, то есть греховных
1 Евагрий Понтийский. Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты. М., 1996. С. 96.
2 Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 2010. С. 375.
3 Там же. С. 648.
4 Там же. С. 383.
5 См.: Шиманский Г.И. Нравственное богословие: учеб. пособие. Киев, 2005. С. 187.
6 См.: Феофан Затворник, свт. Страсти и борьба с ними: Выдержки из творений и писем. М., 2003. С. 20.
помыслах, которые склоняют к греху христианина. Фактически мы наблюдаем здесь развитие и раскрытие аскетического святоотеческого учения о греховных страстях святителя Феофана. Например, известный румынский старец архимандрит Клеопа (Илие) говорит, что искушения приходят с восьми сторон.
• Искушение сзади
Диавол напоминает нам о грехах, которые мы совершили раньше, чтобы уязвить (или разрушить) наш разум. В чем его цель? «Помня о них [прошлых грехах], может, ты их еще сделаешь. Когда ты видишь, что диавол приводит тебе на память помыслы, которые ты оставил, и грехи, которые ты больше не делал, знай, что это искушение сзади... Он [диавол] не хочет, чтобы ты забыл их, он хочет напомнить тебе, чтобы соблазнить тебя»7.
• Искушение спереди
Когда мы беспокоимся о том, что ждет нас в ближайшее время, к нам приходят искушения спереди. «"Я постарею; придет болезнь; придет война; придет голод; наступит потоп; все это причинит мне боль." И ты беспокоишься зря, потому что не знаешь об этом ничего. Но враг, чтобы нам не быть спокойными, наводит на ум разные мысли. Эти предположения враг приносит в наши умы с целью беспокоить нас. На эти искушения у нас есть слово Спасителя: "Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы" (Мф. 6:34)»8.
• Искушение слева
«Каждый раз, когда мы знаем, что это грех, и все же грешим (дословно — разрешаем себя обмануть. — Авт.) и согрешаем умом, словом или поступком, то мы искушаемся слева. Я знаю, что много есть грех, но я много ем; я знаю, что грех пить, но я пью; я знаю, что грех ненавидеть кого-то, но я ненавижу; я знаю, что грех говорить о ком-то плохо, но я говорю; я знаю, что помнить зло грех, но я помню; я знаю, что грех быть нечестивым, или воровать, или ругаться, или курить, но я оставляю себя побежденным и делаю эти грехи. Вот как мы искушаемся слева, по явному образу нечестия»9.
• Искушение справа
7 Cleopa (Ilie), arhimandritul. Ne vorbe§te pärintele Cleopa. Vol. 1. Sfanta Mänästirea Sihästria Botezul Domnului, 1995. P. 283.
8 Ibid. P. 284.
9 Ibid.
Искушение справа бывает двух видов. Во-первых, когда мы верим снам или видениям и, веря в них, бываем обмануты бесовскими силами. Иногда бесы являются в образе Христа, в образе Матери Бо-жией, в лице иерархов, в лице мучеников, как говорит апостол Павел: «...сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14). Если мы верим в эти приманки и мечты, мы соблазняемся справа. Опять же, искушение справа — когда мы совершаем доброе дело с плохой целью, а не во славу Божию и у нас нет смирения10.
• Искушение сверху
Искушение сверху также бывает двух видов. Когда мы начинаем дело выше нашей силы, физической или интеллектуальной. Никому не разрешается принимать меру выше своей силы. Святитель Василий Великий говорит: «Мера воздержания берется по мере сил каждого»11. Не все могут одинаково поститься, или класть поклоны, или подавать милостыню. Каждый по своей мере и по своей силе должен совершать добрые дела. Когда ты берешь подвиг выше своих сил, то диавол смеется над тобой. «Ты знаешь, на что это похоже? Как если бы ты взял тяжелый мешок, который вообще не можешь поднять; ты берешь его и тут же бросаешь»12.
Искушение сверху бывает еще и тогда, когда мы изучаем Священное Писание выше силы нашего понимания. Святой апостол Павел говорит: «Пока вы были младенцами, я питал вас словесным молоком Евангелия, потому что вы не были в состоянии есть твердую пищу» (ср.: 1 Кор. 3:2). И святой Григорий Нисский говорит: «Не сокрушайте костей Писания, имея молочные зубы разумения»13. Мы хотим вникнуть в те вещи, которые мы не понимаем и которых не читали у святых отцов.
Такая пытливость (дословно — интерес) исходит из гордости, и, если не смириться, то можно прийти к безумию, хуле и ереси. Искушением сверху были обмануты все сектанты, все еретики, потому что они хотели понять Священное Писание своим умом. Священное Писание — это бездонный источник, потому что это — премудрость
10 See: Cleopa (Ilie), arhimandritul. Decret. op. P 284.
11 Василий Великий, свт. Творения. Т. 2. М., 2009. С. 331.
12 Cleopa (Ilie), arhimandritul. Decret. op. P 284.
13 Григорий Нисский, свт. Творения святого Григория Нисского. Ч. 1. О жизни Моисея Законодателя. М., 1861. С. 63.
Божия. Писание похоже на море, у которого нет дна. «Если я не умею плавать и кинусь в море, то оно не виновато, что я тону, потому что это я, непослушный и дерзкий, погрузился в воду глубже, чем мой рост, и утонул»14.
Святой Григорий Богослов сравнил изучение Священного Писания с пропастью, говоря: «И необузданное созерцание высот может привести нас в пропасть»15. Вот почему исследование Святых Писаний только своим ограниченным умом, без опоры на святоотеческие творения, является искушением сверху.
• Искушение снизу
Это искушение происходит тогда, когда мы не хотим делать доброе дело по своим силам. Я мог бы поститься до вечера16, но мне лень. Я мог бы подавать больше милостыни, но я экономлю. Я мог бы класть больше поклонов, но я не делаю этого. Я мог бы молиться больше, но я не молюсь. Когда мы не поднимаемся с деланием доброго дела согласно нашим силам до уровня, на который мы обязаны встать, мы искушаемся снизу, то есть диавол тянет нас вниз от той меры добродетели, на которую мы должны встать17.
• Искушение изнутри
Изнутри, то есть из сердца, выходят все наши грехи. Спаситель сказал: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:11, 19). А потому каждый раз, когда это исходит из нашего сердца, происходит искушение изнутри.
• Искушение извне
Искушение извне приходит с пятью чувствами, то есть через зрение, слух, вкус, обоняние и осязание, которые святыми пророками названы окнами души. Благодаря этим пяти чувствам человек впускает большие грехи в свою душу, если у него нет трезвения, внимания и охраны ума. Пять чувств — это пять наших естественных каналов, через которые диавол вливает в нашу душу всевозможные страсти и зло.
14 Cleopa (Ilie), arhimandritul. Decret. op. P. 285.
15 Григорий Богослов, свт. Творения. Т. 2. М., 2007. С. 454.
16 Имеется в виду полное воздержание не только от пищи, но и от пития.
17 See: Cleopa (Ilie), arhimandritul. Decret. op. P. 285.
Бесы используют еще одно искушение извне, большее, чем пять других чувств, — воображение. Воображение утонченнее других пяти чувств, но грубее ума. Воображение также называют «чувство как таковое». Оно ведет брань с душой не только тем, что видело, но и тем, что слышало, и тем, что вкушало, обоняло и осязало. Оно пленяет пять чувств и задает брань душе. Вот почему сложнее хранить воображение, чем пять чувств, чем сам разум18. Источником прилогов по большей части бывает порочное воображение и мечтательность.
Далее у всех святых отцов, которые писали о развитии греховной страсти, обозначаются следующие этапы, имеющие разные названия. Например, у преподобного Иоанна Лествичника этап после прилога называется сочетанием, а у святителя Феофана — вниманием19. Внимание — это как бы осмотр родившегося образа. Святые отцы считают это уже грехом, так как ум должен был отсечь от себя греховную мысль, и только в редких случаях подвижники описывают внимание (сочетание) как безгрешный осмотр помысла для того, чтобы его отогнать. Также святитель Феофан, говоря о помыслах, указывает на то, что не принятый один раз помысл может быть принят в другой раз. Нужно помнить, что на этом этапе развития страсти бороться с ней труднее, чем с прилогом20. Здесь человек должен проявить мужество и сказать: «отойди от Меня, сатана» (Мф. 4:10).
Следующей стадией развития страстей является услаждение. Услаждение — это этап, на котором предмет начинает нам нравиться и мы нежим его в своей мысли. Услаждение считается грехом, так как приводит к пленению ума греховным помыслом. Человек на этой ступени должен собрать все силы, чтобы не пасть ниже, так как на следующем этапе борьба становится еще труднее.
Новый этап развития греховной страсти, по святителю Феофану Затворнику, называется желанием. Желание — это ступень, которая очень похожа на услаждение, но отличается от него тем, что услаждение бывает в душе и услаждающаяся душа пребывает в себе, а душа, пребывающая в желании, имеет уже и стремление к предмету страсти, ищет его. Желание также считается грехом, поскольку связано
18 See: Cleopa (Ilie), arhimandritul. Decret. op. P 285.
19 См.: Феофан Затворник, свт. Страсти и борьба с ними... С. 22.
20 См.: Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. С. 303.
с нашим согласием, а согласие выражается в нашей воле и не может быть никем нарушено.
Далее следует этап перед самим греховным делом, который у святителя Феофана называется решением или решимостью. У решившегося человека уже все предусмотрено, все продумано, остается только привести в движение члены тела.
Завершающей стадией развития страсти является греховное дело, которое святитель Феофан называет плодом человеческого развращения21.
Неверные наши движения не были бы так сильны, если бы им не содействовали те, из-за которых они родились, — бесы. Падшие духи являются источником зла в мире, они подталкивают людей на грех через плоть и чувства, как пишет святитель Феофан22.
Словом, враг человеческого спасения как бы придерживается своего закона, начинает борьбу с человеком с греховного помысла, который часто повторяется. Прогнанный один раз, помысл может быть принят во второй, а тут уже недалеко и до греховного дела. Продолжительное действие греховных помыслов пагубно, и святые отцы дают им название искушающих помыслов. Это говорит о том, что они происходят не от природы, а извне, от врага.
Таким образом, борьба с любой греховной страстью начинается с противодействия соответствующим ей помыслам. В святоотеческой литературе она именуется мысленной или умной бранью23. «Кто прогнал помыслы, тот погасил всю брань, прекратил все производство греха»24. Господь попускает это для нашей пользы, чтобы человек утвердился в борьбе с грехом, и потому необходимо терпеливо переносить все искушения. Ведь от нападок врага никто не застрахован, и нужно помнить, что опыт, полученный христианином в духовной борьбе, помогает в деле личного спасения. Человек по мере борьбы со страстями и пороками познаёт свою немощь, его душа наполняется смирением и надеждой на Всеблагого Бога. Все это делает возможным для человека не просто победу над грехом, но, по действию благодати Божией, созидает в его душе христианские добродетели.
21 См.: Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. С. 315.
22 См.: Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышинского. М., 2008. С. 552.
23 См.: Софроний (Сахаров), схиархим. Преподобный Силуан. Сергиев Посад, 2011. С. 287.
24 Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. С. 213.
Основные добродетели в трудах святителя Феофана Затворника
В своих трудах святитель Феофан говорит о том, что христианская добродетель в земной жизни христианина ни с чем не сравнима в своем достоинстве25. Попечение о спасении своей души Спаситель назвал главным в жизни. Но в этом и есть основа христианской добродетели, то есть эта цель — спасение — достигается добродетелью. Далее святитель пишет, что на земле много того, что достойно уважения, например храбрость, искусство, наука и т. п., но без добродетели все это ничто. Об этом говорит и Христос: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26). Исходя из этого, можно понять, что все мирское не имеет никакого значения в сравнении с христианской добродетелью26.
Стяжавший добродетель, по учению святителя, является тем, кто приобрел истинное сокровище (см.: Мф. 13:44). Все земное может быть легко потеряно, как и было показано в Книге праведного Иова, который говорит о всем мирском и о своей жизни так: «Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается» (Иов. 14:1—2), добродетель же не оставит человека даже после смерти. Тот человек, который всегда живет как настоящий христианин, имеет Отцом Господа, от Которого все рождены, является соучастником в таинствах Божиих. Он получает милость, которую трудно оценить, милость питаться Телом Христа, и через слово Божие беседовать с единым Господом, чрез молитву, лицом к Лицу27.
Изучая труды святителя Феофана, можно выделить несколько добродетелей, которые являются главными в жизни христианина. Это вера, благочестие, самоотвержение, благодушие, терпение, надежда и молитва.
Феофан Затворник пишет, что религиозная вера является главой всего и есть основа жизни христианина. Под верой святитель понимает «исповедание, выраженное в словах и понятиях, образ
25 См.: Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. С. 159.
26 См.: Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. М., 2008. С. 128.
27 См.: Тихон Задонский, свт. Об истинном христианстве. Ставрополь, 2009. С. 119, 135.
Богопознания и Богопочитания»28. Вера есть основание всей духовной и религиозно-нравственной жизни христианина. Бог един и неизменен, и природа человека одна, также и общение между Богом и человеком может быть только одно. Выражение этого отношения, или, что то же самое, исповедание, — едино, следовательно, никакой иной истинной веры помимо христианской быть не может. Человек, который искренне возлюбил единую истинную христианскую веру, не может не свидетельствовать о ней своей верностью Церкви и добрыми делами, то есть — добродетелями29. Об этом говорит и Священное Писание: «вера, действующая любовью» (Гал. 5:6) и «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Христианин обязан исповедовать свою веру, а значит, открыто, словами и делами, проявлять свою верность Творцу.
Далее святитель Феофан пишет о добродетели, которая тесно связана с верой, — о благочестии. Благочестие — жизнь в духе веры. Каждому христианину надлежит помнить слова Священного Писания: «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Из этого следует, что каждый принявший веру в Господа обязательно должен воплотить ее в жизнь. Истинное благочестие — когда в человеке есть искреннее рвение к добрым делам, он понуждает себя к любви к ближним, находится в духе истинной веры30.
О самоотвержении Вышенский затворник пишет, что эта добродетель — победа над своей гордыней и противодействие самолюбию и греховным желаниям. Здесь же святитель говорит о том, что нужно всячески бороться со своим телом, то есть телесными страстями31. Это имеет подтверждение и в Священном Писании, в словах апостола Павла: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и по-хотями» (Гал. 5:24).
Следующей добродетелью, которую выделяет святитель Феофан, является благодушие — правильное восприятие всего того, что происходит в жизни христианина. Благодушие — это умение видеть во всем волю Божию и смиренно принимать ее. Об этом говорит и апостол: «о всем благодарите Господа» (1 Фес. 5:18). Также святитель пишет, что мы обязаны благодарить не только за радости,
28 Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. С. 445.
29 См.: Там же. С. 463.
30 См.: Там же. С. 486.
31 См.: Там же. С. 499-500.
но и за разного рода скорби. Благодарение же есть радостное чувство величия Божией милости32.
Когда христианин научится благодарить Господа за все, что Он ему посылает, то, по слову святителя Феофана, рождается следующая добродетель — терпение — это сохранение христианского благодушия несмотря на продолжающиеся скорбные обстоятельства33.
Далее святитель пишет о такой добродетели, как надежда. Это уверенность человека в том, что Господь не оставит его, это ожидание человеком праведной помощи Божией и уверенность в том, что Господь будет укреплять на всех путях земной жизни. С этим чувством человек избавляется от бессилия34. Об этом говорит и Спаситель в Евангелии от Матфея: «и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22).
И наконец, последней из особо выделяемых святителем Феофаном добродетелей является молитва. По мнению святителя, она есть сердцевина, или, по-другому, поприще, всей духовной жизни, она есть ее проявление. Молитву — это средство богообщения посредством возношения ума к Богу: «Молиться — значит приводить в движение благочестивые чувства и расположения»35.
Об особом значении молитвы в духовной жизни писали и другие отцы Церкви Христовой. Например, преподобный Серафим Саровский в беседе с Н. А. Мотовиловым говорит: «.всякая добродетель, которая совершается во славу Бога, дает благодать Святого Духа, но более всего дает молитва, так как в руках православного христианина молитва является оружием для стяжания благодати Святого Духа»36. В этом отношении выделение святителем Феофаном молитвы как одной из главных христианских добродетелей есть следование общему святоотеческому опыту.
Таким образом, учение святителя Феофана Затворника о борьбе со страстями и о добродетелях органически связано с общим святоотеческим аскетическим учением. Как видно из его творений,
32 См.: Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. С. 529—530.
33 См.: Там же. С. 528.
34 См.: Там же. С. 531-532.
35 Там же. С. 540-541.
36 Серафим Саровский, прп. О цели жизни нашей христианской. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Киев, 2013. С. 10.
святитель старается донести духовный опыт святых отцов до современного человека на понятном ему языке. Важно также отметить, что Вышенский затворник не является просто исследователем и систематизатором учения святых отцов, — он излагает истины духовной жизни и нравственное учение на основе своего собственного мистического опыта приобщения к благодати Божией37.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Эксмо, 2018. 1520 с.
2. Василий Великий, свт. Творения: в 2 т. Т. 2. М.: Сибирская благо-звонница, 2009. 1232 с.
3. Григорий Богослов, свт. Творения: в 2 т. Т. 1. Стихотворения, письма, завещание. М.: Сибирская благозвонница, 2007. 1320 с.
4. Григорий Нисский, свт. Творения святого Григория Нисского. Ч. 1. О жизни Моисея Законодателя. М.: Типография В. Готье, 1861. 470 с.
5. Евагрий Понтийский. Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты / пер., вступ. статья и коммент. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1996. 368 с.
6. Лука (Степанов), игум. Современное звучание наследия Феофана Затворника // Православное книжное обозрение. 2015. № 6 (051). С. 41-46.
7. Серафим Саровский, прп. О цели жизни нашей христианской. Беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Киев: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2013. 79 с.
8. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышинского. 2-е изд. / сост. архим. Георгий (Тертышников). М.: Даръ, 2008. 640 с.
9. Софроний (Сахаров), схиархим. Преподобный Силуан. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011. 528 с.
10. Тихон Задонский, свт. Об истинном христианстве. Ставрополь: Изд-во сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2009. 856 с.
11. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. М.: Правило веры, 2008. 462 с.
12. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010. 686 с.
37 См.: Лука (Степанов), игум. Современное звучание наследия Феофана Затворника // Православное книжное обозрение. 2015. № 6 (051). С. 42.
13. Феофан Затворник, свт. Страсти и борьба с ними: Выдержки из творений и писем / сост. игум. Феофан (Крюков). М.: Даниловский благовестник, 2003. 260 с.
14. Шиманский, Г. И. Нравственное богословие: учеб. пособие. Киев: Общество любителей православной литературы: Изд-во им. святителя Льва, папы Римского, 2005. 670 с.
15. Cleopa (Ilie), arhimandritul. Ne vorbeste Parintele Cleopa. Vol. 1. Sfanta Mänästirea Sihästria Botezul Domnului: Editura Episcopiei Romanului, 1995. 338 p.
Статья поступила в редакцию 06.07.2022, одобрена после рецензирования 14.07.2022, принята к публикации 20.07.2022.
Mikhail Dutka,
student, Saratov Orthodox Theological Seminary, 92 Michurina str., Saratov, 410028, Russian Federation [email protected]
Bishop of Balakovo and Nicholas Bartholomew
(Alexander Denisov), Candidate of Theology, Associate Professor, Head of the Department of Church-Practical Disciplines, Saratov Orthodox Theological Seminary, 92 Michurina str., Saratov, 410028, Russian Federation [email protected]
The teaching of St. Theophan the Recluse on the fight against passions and basic virtues
M. DUTKA, Bishop BARTHOLOMEW (A. DENISOV)
Abstract: This article is devoted to the analysis of the teachings of St. Theophan the Recluse in the context of the general Orthodox ascetic teaching. The text sets out the classic for most Orthodox authors doctrine of the eight basic passions. Considerable attention is paid to the position of Archimandrite Cleopas (Ilie) about temptations coming from eight directions. The main part of the study is occupied by the consistent disclosure of the stages of development of sin — from adjudication to sinful deeds, according to the teaching on the passions of St. Theophan
Article
UDC: 27-428+929
For citation: Dutka M., Bishop Bartholomew (Denisov A.) Ucheniye svyatitelya Feofana Zatvornika o bor'be so strastyami i osnovnykh dobrodetelyakh. [The teaching of St. Theophan the Recluse on the fight against passions and basic virtues] // Trudy Saratovskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii. [Proceedings of the Saratov Orthodox Theological Seminary]. 2022. No 3 (18). pp. 20-33.
DOI: 10.56621/27825884_2022_18_20
the Recluse. For comparison, throughout the work, elements of the ascetic teachings of other authors are given — St. Gregory the Theologian, St. Gregory of Nyssa, St. Tikhon of Zadonsk, etc. Along with the teachings of St. Theophan about passions, his teaching about virtues is also analyzed. At the end of the article, a conclusion is made about the organic connection of the teachings of St. Theophan with the ascetic patristic teaching. Keywords: asceticism, passions, thoughts, virtues, Saint Theophan the Recluse.
REFERENCES
1. Basil the Great. (2009) "Tvoreniya" [Creations]. In 2 volumes.Volume 2. Moscow. (in Russian).
2. Cleopa (Elie). (1995) Ne vorbeste Parintele Cleopa [Father Cleopa is talking to us]. Vol. 1. Sfanta Manastirea Sihastria Botezul Domnului. (in Romanian).
3. Evagrius of Pontus. (1996) "Tvoreniya avvy Yevagriya. Asketicheskiye i bogoslovskiye traktaty" [Creations of Abba Evagrius. Ascetic and theological treatises]. Moscow. (in Russian).
4. George (Tetrtyshnikov) (ed.). (2008) "Simfoniya po tvoreniyam svyatitelya Feofana, ZatvornikaVyshinskogo" [Symphony based on the works of St. Theophan, the Recluse Vyshinsky]. Moscow. (in Russian).
5. Gregory the Theologian. (2007) "Tvoreniya" [Creations]. In 2 volumes. Vol. 1. Poems, letters, testament. Moscow. (in Russian).
6. Luke (Stepanov). "Sovremennoye zvuchaniye naslediya Feofana Zatvornika" [Modern sounding of the legacy of Theophan the Recluse] // "Pravoslavnoye knizhnoye obozreniye" [Orthodox Book Review]. 2015. No. 6 (051). pp. 41-46.
7. Seraphim of Sarov. (2013) "O tseli zhizni nashey khristianskoy. Beseda prepodobnogo Serafima Sarovskogo s N.A. Motovilovym" [About the purpose of our Christian life. Conversation of the Monk Seraphim of Sarov with N.A. Motovilov]. Kyiv. (in Russian).
8. Sophrony (Sakharov). (2011) "Prepodobnyy Siluan" [Reverend Silouan]. Sergiev Posad. (in Russian).
9. Theophan the Recluse (2010). "Nachertaniye khristianskogo nravoucheniya" [The outline of Christian morality]. Moscow. (in Russian).
10. Theophan the Recluse. (2003) "Strasti i borba s nimi (vyderzhki iz tvoreniy i pisem)" [Passions and struggle with them (excerpts from writings and letters)]. Moscow. (in Russian).
11. Theophan the Recluse. (2008) "Voploshchennoye domostroitelstvo" [Embodied homebuilding]. Moscow. (in Russian).
12. Tikhon Zadonsky. (2009) "Ob istinnom khristianstve" [About True Christianity]. Stavropol. (in Russian).
The article was submitted 06.07.2022, approved after reviewing 14.07.2022, accepted for publication 20.07.2022.