Научная статья на тему 'УЧЕНИЕ Ш. МОНТЕСКЬЕ «О ДУХЕ ЗАКОНОВ»'

УЧЕНИЕ Ш. МОНТЕСКЬЕ «О ДУХЕ ЗАКОНОВ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

990
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / политика / государство / право / закон / народ / гражданин / порядок / буржуазия / аристократия / двухпалатный парламент / исполнительная власть / законодательная власть / судебная власть / дворянство / божественный разум / свобода.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хамидулла Джурабаевич Рузиев, Аделя Ильдаровна Каримова

В данной статье рассматриваются политико-правовые учения французского философа Шарля Луи де Секондата, барона де Монтескье, в котором он исследует принципы правления, законодательства и правосудия, сосредотачиваясь на вопросе о том, каким образом законы воздействуют на общество. Монтескье анализирует роль законов в установлении баланса между свободой и порядком в обществе, исследуя законы как производные от духа народа и общественной морали. Автор также обращает внимание на значение разделения властей и предостерегает от концентрации власти в руках одного лица или группы. "О духе законов" имеет большое значение для понимания политической философии и является классическим произведением западной мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧЕНИЕ Ш. МОНТЕСКЬЕ «О ДУХЕ ЗАКОНОВ»»

УЧЕНИЕ Ш. МОНТЕСКЬЕ «О ДУХЕ ЗАКОНОВ»

Хамидулла Джурабаевич Рузиев

Старший преподаватель кафедры «Основы духовности и правовое воспитание», Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами

Ьаш1ёи11аш71еу@еша11 .сот

Аделя Ильдаровна Каримова

Студентка III курса Исторического факультета Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются политико-правовые учения французского философа Шарля Луи де Секондата, барона де Монтескье, в котором он исследует принципы правления, законодательства и правосудия, сосредотачиваясь на вопросе о том, каким образом законы воздействуют на общество. Монтескье анализирует роль законов в установлении баланса между свободой и порядком в обществе, исследуя законы как производные от духа народа и общественной морали. Автор также обращает внимание на значение разделения властей и предостерегает от концентрации власти в руках одного лица или группы. "О духе законов" имеет большое значение для понимания политической философии и является классическим произведением западной мысли.

Ключевые слова: философия, политика, государство, право, закон, народ, гражданин, порядок, буржуазия, аристократия, двухпалатный парламент, исполнительная власть, законодательная власть, судебная власть, дворянство, божественный разум, свобода.

ВВЕДЕНИЕ

В эпоху Просвещения (конец XVII — XVIII в.) произошло мощное идейное движение, распространившееся по всей Европе. Его характерная черта - это продолжение гуманистических идей эпохи Возрождения, усовершенствование государственной системы на основе участия граждан в делах правительства и создание политики равноправия. Человек рассматривается как отдельная личность, наделенная индивидуальными качествами, влияющие на его поведение и отношение к окружающей среде. Таким образом,

May, 2023

384

трансформируется общественное сознание, которое переходит от старого сословного мышления к индивидуально-личному.

МЕТОДОЛОГИЯ

Французский писатель, философ и правовед Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескье (18 января 1689 — 10 февраля 1755гг.), является автором труда «О духе законов», романа «Персидские письма» и статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Он был первым основоположником принципа разделения властей и сторонником естественного (натуралистический) подхода изучения людей. За свою жизнь писатель достаточно путешествовал и был в таких странах как Пруссия, Италия, Нидерланды и определенное время жил в Англии. Цель его путешествий заключалась в изучении политико-правовых институтов других государств. Все свои исследования, он отразил в труде «О духе законов».

Основная мысль в данной работе заключается в провозглашении гражданских и личных свобод, а также о государственном преобразовании форм деятельности, основанных на принципах мирной политики и подавления деспотизма. Монтескье позиционировал себя противником деспотизма и тирании, существующих в государственной деятельности. На основании этого, он разработал теорию разделения властей, которая повлияла на становление современной политической культуры в разных странах.

Касательно отношения к законам, Монтескье раскрывает эволюцию самого законодательства, рассматривая положительное влияние его на общество. Изучая зарождение правил и законов древних людей, философ приходит к выводу о необходимой связи человека и природных явлений. Так, он рассуждает: «Законы в самом широком значении этого слова суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей; в этом смысле все, что существует, имеет свои законы: они есть и у божества, и у мира материального, и у существа сверхчеловеческого разума, и у животных, и у человека».

АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В тоже время, Монтескье акцентирует внимание на связи между божественным разумом и самим законом: «есть первоначальный разум; законы же - это отношения, существующие между ним и различными существами, и взаимные отношения этих различных существ. Бог относится к миру как создатель и охранитель; он творит по тем же законам, по которым охраняет; он действует по

May, 2023

385

этим законам, потому что знает их; он знает их, потому что создал их, и он создал их, потому что они соответствуют его мудрости и могуществу». Так философ приходит к выводу, что все движения мира совершаются по неизменным законам, которым необходимо подчиняться или это приведет к разрушению.

По мнению Ш.Монтескье, разум и ум человека олицетворяет основу его свободы, а также возможность появлению положительных законов. Если в человеке недостаточно разумности, то это является причиной нарушения законов, сопровождающей подверженностью страстям: «Как существо физическое, человек, подобно всем другим телам, управляется неизменными законами; как существо, одаренное умом, он беспрестанно нарушает законы, установленные богом, и изменяет те, которые сам установил. Он должен руководить собою, и, однако, он существо ограниченное; как всякое смертное разумное существо, он становится жертвою неведения и заблуждения и нередко утрачивает и те слабые познания, которые ему уже удалось приобрести, а как существо чувствующее, он находится во власти тысячи страстей».

Для каждого гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина. Этого можно достичь благодаря существованию порядка в государственной деятельности. Монтескье пришел к выводу о необходимости разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые в дальнейшем могли бы друг друга взаимно сдерживать. Исходя из этого, каждому сословию предоставляется часть верховной власти. То есть, законодательная власть распределяется между буржуазией и феодалами, образуя двухпалатный парламент, который состоит из собрания представителей народа и из аристократии. Представители исполнительной власти является дворянство, которое будет ответственным перед буржуазией. Объединять обе власти нельзя, ведь если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.

Судебную власть можно доверить не постоянному органу, а выборному лицу из народа, на определенный срок. Почему именно лицо из народа, может разрешать судебные

May, 2023

386

дела, по мнению философа, судьи одного общественного положения, как и подсудимый, должны быть ему равны. Это качество важно для того, чтобы подсудимый не чувствовал притеснения со стороны судьи и не боялся самого суда. Также в процессе обвинения, преступник имеет право избирать самому судей. Об этом Монтескье пишет в своем труде, следующее: «Необходимо даже, чтобы в случае важных обвинений преступник пользовался по закону правом самому избирать своих судей или по крайней мере отводить их в числе настолько значительном, чтобы на остальных можно было бы уже смотреть как на им самим избранных».

Не смотря на принцип разделения властей, Монтескье считал, что должно быть равновесие среди них, основанной на системе «сдержек и противовесов». Так как каждая власть решает самостоятельно свои государственные задачи, используя правовые средства, они должны уравновешивать друг друга, чтобы не допустить присвоения полномочий верховной власти над каким-либо учреждением. Например, чтобы не допустить деспотическую власть законодательным собранием, исполнительная власть должна ограничивать ее действия. Ведь исполнительная власть, по мнению философа, является подзаконной. Из этого следует, что личность монаха священна и поэтому наделяется правом вето при подтверждении законопроектов, обладает полномочиями законодательной инициативой, а также может созывать и распускать парламент согласно его указу. Но это не значит, что законодательная власть находится под полным управлением исполнительной власти. Полномочия законодательной власти заключается в том, что являясь создателем законов, она вправе контролировать их выполнение и требовать отчет от правительства об управлении. Таким образом, между властями существует взаимосвязь для обеспечения контроля и сдерживания превышения полномочий другой власти.

ВЫВОДЫ

Труд «О духе законов», в котором определялась концепция разделения властей, для представителей буржуазии стала влиятельной политической доктриной, а самого автора данной работы назвали родоначальником этого принципа. Благодаря данной теории и политико-правовым взглядам философа Ш.Монтескье, на сегодняшний день большинство государств регулируют свою деятельность по его принципу разделения властей, а используя систему «сдержек и противовесов» сохраняют

May, 2023

387

ISSN: 2181-1385 ISI: 0,967 | Cite-Factor: 0,89 | SIS: 1,9 | ASI: 1,3 | SJIF: 5,771 | UIF: 6,1

баланс взаимоотношений и равновесия между главенствующими властями. REFERENCES

1. В.В.Соколов. «Философия Спинозы и современность». Изд-во Московского университета, 1964г. С.397.

2. Ш.Л.Монтескье. «О духе законов». 1748г. С.8.

3. Ш.Л.Монтескье. «О духе законов». 1748г. С.10.

4. Ш.Л.Монтескье. «О духе законов». 1748г. С.148 -149.

May, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.