Научная статья на тему 'Учение о религии в исторических трудах епископа Хрисанфа (Ретивцева)'

Учение о религии в исторических трудах епископа Хрисанфа (Ретивцева) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
349
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
епископ Хрисанф (Ретивцев) / исторический метод / наука о религии / современная общественно-религиозная ситуация возвращение традиций изучения религий / Bishop Khrisanf (Retivtsev) / historical method / the science of religion / contemporary socio-religious situation / the return of the traditions of the Study of Religions

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — В. А. Фурсов

Сегодня, когда в школах России стали преподаваться Основы религиозных культури светской этики и учащиеся стали знакомиться с культурными и педагогическимипластами православия, ислама, буддизма, иудаизма, воспитываться на идеалах этих учений,имя Епископа Хрисанфа (Ретивцева), который впервые в России широко взглянул намировые религии, в том числе традиционные для нашего Отечества, выдвигается напервый план не только как историка религии, но и как педагога, который обратил взглядкультурной и педагогической общественности на воспитательные пласты религиозныхучений. Для преподавателей курса ОРКСЭ («Духовная культура народов России») можетстать настольной книгой капитальный труд Епископа Хрисанфа (Ретивцева) «Религиидревнего мира и их отношение к христианству», к которому обращались виднейшиедеятели русской культуры Лев Толстой, Владимир Соловьев, Василий Розанов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DOCTRINE ABOUT RELIGION IN THE WORKS OF BISHOP KHRISANF (RETIVTSEV)

Nowadays the basics of religious cultures and secular ethics are taught in Russian schools. Through these lessons pupils get acquainted with the cultural and pedagogical foundations of Orthodoxy, Islam, Buddhism and Judaism. They are instill in the best of that doctrines. In connection with this the name of bishop Khrisanf (Retivtsev) comes to the fore. He was the first who overlooked the world's religions, including traditional for our Fatherland. He was not only a historian of religions, but also a talented teacher who turned the gaze of cultural community on the educational aspects of religious teachings. The major work of bishop Khrisanf (Retivtsev) and his work "Religions of the ancient world and their relation to Christianity" may became a desk book for teachers of special course (the basics of religious cultures and secular ethics). Significant figures of Russian culture like Lev Tolstoy, Vladimir Solovyov, Vasily Rozanov appealed to his research.

Текст научной работы на тему «Учение о религии в исторических трудах епископа Хрисанфа (Ретивцева)»

УДК 21.009:008; 21.009:37;37

УЧЕНИЕ О РЕЛИГИИ В ИСТОРИЧЕСКИХ ТРУДАХ ЕПИСКОПА ХРИСАНФА (РЕТИВЦЕВА)

© 2015 В. А. Фурсов

аспирант философского факультета e-mail: aleksandr.fursoff2014@yandex.ru

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Сегодня, когда в школах России стали преподаваться Основы религиозных культур и светской этики и учащиеся стали знакомиться с культурными и педагогическими пластами православия, ислама, буддизма, иудаизма, воспитываться на идеалах этих учений, имя Епископа Хрисанфа (Ретивцева), который впервые в России широко взглянул на мировые религии, в том числе традиционные для нашего Отечества, выдвигается на первый план не только как историка религии, но и как педагога, который обратил взгляд культурной и педагогической общественности на воспитательные пласты религиозных учений. Для преподавателей курса ОРКСЭ («Духовная культура народов России») может стать настольной книгой капитальный труд Епископа Хрисанфа (Ретивцева) «Религии древнего мира и их отношение к христианству», к которому обращались виднейшие деятели русской культуры Лев Толстой, Владимир Соловьев, Василий Розанов.

Ключевые слова: епископ Хрисанф (Ретивцев), исторический метод, наука о религии, современная общественно-религиозная ситуация возвращение традиций изучения религий

Епископ Хрисанф (Ретивцев) (1831-1883) был одним из видных ученых своего времени - талантливым богословом, историком, и, в значительной степени, философом. Наш современник выдающийся священник и богослов о. Александр Мень прямо называет епископа Хрисанфа «пионером русского религиоведения».

Родился будущий Владыка Хрисанф (в миру Владимир Николаевич Ретивцев) в небольшом селе Еськи Тверской губернии в семье священника. Среднее образование получил в Бежецком духовном училище и Тверской духовной семинарии. Уже в эти годы отличался способностями к учению и успехами в учебе. Как лучший воспитанник, Владимир Ретивцев был отправлен семинарским начальством для получения высшего образования за казенный счет в Московскую духовную академию, где вновь выделялся своими способностями и трудолюбием. По окончании академии в 1856 г. назначается преподавателем Священного Писания в Костромскую духовную семинарию, затем становится бакалавром по курсу основного богословия в Казанской духовной академии. В 1865 г. направляется в Санкт-Петербургскую духовную академию, где первоначально был преподавателем, затем инспектором и, наконец, в 1869 г. стал ректором. Заслужил уважение преподавателей и студентов своей эрудицией в различных областях и интересными глубокими лекциями.

В 1874 г. покинул академию и был епископом в Астраханской (1874-1877), а потом и Нижегородской епархиях (1877-1879).

В каждой из этих епархий оставил о себе добрую память как талантливый проповедник и просветитель. В 1878 г. владыке Хрисанфу было присвоено звание доктора богословия.

В 1879 г. отправлен на покой с правом настоятельства в Московский Донской монастырь, где и скончался в 1883 г.

Получил множество церковных наград. Публиковался в журналах

«Христианское чтение», «Труды Киевской Духовной Семинарии», «Православное

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕЛОГИЯ

Обозрение», «Православный Собеседник», «Странник».

Его творческое наследие составляет более чем двадцать трудов. Среди них -фундаментальные работы, заложившие, по мнению многих ученых, основы новой науки о религии [Антонов 2011]. Это, прежде всего, состоящий из трех томов капитальный труд «Религии древнего мира и их отношение к христианству: Историческое исследование» (СПб., 1873-1878. Т. 1-3) и работа по исследованию протестантизма и реформации «Характер протестантства и его историческое развитие» (СПб., 1871), статьи: «Взгляд на мнение новейших рационалистов о существе религии» (из лекции по основному богословию) (Православный собеседник. Казань, 1860, ч. 3); «Современное иудейство и отношение его к христианству» (лекция по обличительному богословию) (Труды Киевской духовной академии. Киев, 1860-1917; 1861. Кн. 9. и СПб., 1867); «Задача нравственного богословия, как науки» (Христианское чтение. СПб., 1868. Ч. 1. )

Сочинения Владыки Хрисанфа написаны научным языком и в то же время отличаются интересным оригинальным слогом. Повествование ведется понятно и последовательно. Он опирается на всемирно известных ученых своего времени, например, таких, как Макс Мюллер и Эммануэль Сведенборг. С его именем соединяется представление о блестящем преподавателе, ревностном и чутком к современным ему запросам духовно-религиозной жизни администратора. Несмотря на относительно недолгую жизнь, чуть более пятидесяти лет, он успел потрудиться на ниве науки в двух духовных академиях (Казанской и Петербургской) и оставить замечательные сочинения, посвященных истории и философии религии.

Научно-литературная деятельность Владыки Хрисанфа началась еще в период обучения его в Московской духовной академии и длилась почти непрерывно до тех пор, пока он был в состоянии работать. К сожалению, какие-либо значительные труды о епископе Хрисанфе как богослове и исследователе религий отсутствуют, но мы можем почерпнуть некоторые сведения о нем в этом контексте из периодики того времени.

Свод лекций иеромонаха Хрисанфа до нас не дошел, но, по сведениям П.В. Знаменского, его первая часть включала учение о бытии Божьем и бессмертии души, а также о происхождении религии и Божественном откровении, вторая — историю древних языческих религий, религии богооткровенной, ислама и иудаизма. Таким образом, основное место в его курсе занимала религиология, основанная на историческом (тогда он назывался «генетическим») методе, который был разработан им же в лекциях по истории религий.

В период же своего ректорства в Санкт-Петербургской семинарии и председательства в Учебном комитете Священного синода (1869-1874) епископ Хрисанф составил программу по основному богословию для семинарий.

Данный курс предполагал четыре основные части, соответствующие по своей архитектонике немецким курсам по фундаментальной католической теологии, которые епископ Хрисанф хорошо знал.

В первой предполагался христианский взгляд на феномен религии и ее происхождение — в контексте критики натуралистических, «пантеистических» и прочих теорий религии (в которых она трактовалась преимущественно как производное от других, «более базовых» факторов человеческого бытия), во второй — рассмотрение нехристианских религий (язычество, иудаизм, ислам), в третьей — христианство как единственно истинная и богодухновенная религия, в четвертой — православие как единственно истинная форма христианства.

По воспоминаниям его современников, епископ Хрисанф был человеком весьма талантливым, даровитым и к тому же разносторонним, живо интересовавшимся как

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Фурсов В. А. Учение о религии в исторических трудах епископа Хрисанфа (Ретивцева)

современной политической обстановкой, так и достижениями науки.

Еще во время своего профессорства в Московской духовной академии оказал важные услуги Церкви разработкой вопроса о церковном суде в противодействие предполагавшейся в 1870-х гг. либеральной реформе этого суда; но для нашего времени владыка Христанф — в первую очередь представитель нового исторического метода в богословии, автор свежих по мысли и широте взглядов исследований по этому вопросу, проповедник-златоуст.

Известность епископу Хрисанфу также принесли его блестящие лекции по богословию, в которых соединялись его богословско-философская эрудиция с исторической и абстрактное мышление с духовным талантом. Отлично знал несколько древних и новых языков, прежде всего немецкий и латынь, а также древнегреческий и иврит [Знаменский 1891].

Например, в «Истории Казанской Духовной Академии» мы можем прочесть: «Это была крепкая философская и вместе с тем живая историческая и литературная голова с самою разносторонней, и научной, и житейской любознательностью» [Там же: 257].

Как утверждал его современник А.Л. Катанский, епископ Хрисанф был «очень даровитый, прекрасный, блестящий профессор, производивший сильное впечатление на студентов своими умными и живыми лекциями, он был очень популярен и в среде корпорации академических наставников. В высшей степени живой и общительный, интересовавшийся всем — от важных событий до мелочей жизни, он всегда был как нельзя более в курсе академической жизни и очень любил делиться своими впечатлениями со своими сослуживцами» [Катанский 2010: 241].

Особо выделим новый для того времени философско-исторический подход владыки Хрисанфа к изучению религий, а также его последовательный разбор различных религиозных верований, начиная с Древнего Мира и заканчивая современным ему христианством. В своих исследованиях каждую религиозную традицию и религиозно-философскую доктрину ученый-богослов рассматривал прежде всего как явление, изучал их происхождение и развитие на исторической почве современной им культуры и породившей их народности.

Созданный им философско-исторический метод исследования внес большое оживление в господствовавшую до того времени традиционную схоластическую систему преподавания.

В данной работе мы остановимся, прежде всего, на его вкладе в формирование отдельной науки о религии. В этой связи следует отметить, что именно епископ Хрисанф первым ввел курс истории религии в курс основного богословия, тем самым создав предпосылки для возникновения отдельной науки о религии.

Как указывает К.М. Антонов, «религиоведение тогда было тесно связано с богословскими факультетами: именно на них были открыты первые религиоведческие кафедры К. Тиле и П.Д. Шантепи де ля Соссе. В России, в КазДА и СПбДА именно архимандрит Хрисанф (Ретивцев) начал систематически включать раздел по истории религии в курс основного богословия. Это свидетельствовало о том, что значительной частью богословского сообщества осознавалась необходимость в дополнительном исследовании явлений религиозной жизни, обосновании богословского знания через обращение к истории религии и религиозным аспектам современной культуры» [Антонов].

Владыка Хрисанф высказывался об истории религии в рамках богословских исследований от первых отцов-апологетов до современных автору католических и протестантских богословов. Последнее представляет особый интерес для понимания ранней истории религиоведения, формировавшегося в значительной мере именно в

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕЛОГИЯ

связи с широким распространением указанного интереса в богословской среде.

Интерес же этот распространялся в тесной связи с общим изменением методологии в богословской науке: от схоластических методов мышления и

преподавания к историческим, что влекло, в свою очередь, осознание необходимости при обосновании богословского знания дополнить философию историей религии (см.: [Антонов 2011]).

В «Истории Казанской Духовной Академии» отмечается, что «влияние бакалавра Хрисанфа на преподавание богословских и даже философских наук в академии было громадное. Благодаря его трудам и увлекательному примеру в богословском образовании академии произошло полное обновление, вследствие которого значительно возбужден был интерес к самому изучению богословских и философских предметов» [Знаменский 1891: 262].

Таким образом, исследование работ Владыки Хрисанфа предоставляет нам возможность увидеть, что одним из его важнейших творческих достижений явилось формирование интереса к истории религии как в богословской, прежде всего в духовно-академической, традиции, так и в литературной среде Российской империи. Им была заложена почва для развития религиоведческих исследований, формирования особой науки о религии.

Сквозь призму своего философско-исторического метода епископ Хрисанф исследует протестантизм в книге «Характер протестантизма и его историческое развитие». В ней дается не только полный и критический обзор современных ему протестантских течений (лютеранства, кальвинизма и англиканства). Он оценивает значение для науки о религии таких личностей, как Мартин Лютер, Жан Кальвин, Г енрих VIII. В целом же его восприятие Реформации можно выразить общей позицией, согласно которой «протестантство поставило во главу угла принцип “Верую -следовательно, спасаюсь”» [Хрисанф (Ретивцев) 1860: 26].

Владыка Хрисанф хочет не опровергнуть, а сказать, что эти религии существуют сами по себе. Пишет обзор о тех, кто писал о протестантизме до него, о немецких и российских авторах, в том числе Хомякове, и считает, что реформацию подготовили немцы. Для протестантского мира Германия то же, что Рим для католичества. Германия - страна науки.

В своей работе «Взгляд на мнение новейших рационалистов о существе религии» он указывал, как немецкая философия понимает христианское учение о Боге: «Божество, которому от века поклонялся человек, по их учению, есть не более, как порождение нашего собственного духа, — нашей мысли и чувства или наших нравственных стремлений. Оно есть только общее отвлеченное (идеальное) начало мировой жизни и живет только в нашем представлении!» [Хрисанф (Ретивцев) 1860: 446].

Говоря об историческом развитии протестантизма, ученый, кроме обозрения современных ему протестантских течений, дал обширный обзор идей о том, какое влияние протестантство имело на немецкую философию. Например, он считал, что «Шеллингова и Гегелева философия - плоть от плоти и кость от костей Лютера и Кальвина». Таким образом, он утверждал, что никогда еще не было религии, так сочетавшейся с философией: «Никогда еще не было вероисповедной формы настолько отвлеченной и гибкой, в которой всякое философическое воззрение укладывалось бы с такой свободой и легкостью» [Хрисанф (Ретивцев) 1871: 5].

Выступая перед студентами Казанской духовной академии, «дал целый ряд превосходных очерков из истории философии об отношении к христианству систем идеалистических систем Канта и философов его школы, затем Шеллинга, Фихте, Гегеля и главных направлений гегельянской школы» [Знаменский 1891: 260].

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Фурсов В. А. Учение о религии в исторических трудах епископа Хрисанфа (Ретивцева)

Стоит выделить взгляды Владыки Хрисанфа на раннюю историю религии, в этом смысле считаем важным обратиться к основному историко-богословскому труду его жизни «Религии древнего мира и их отношение к христианству: Историческое исследование», в котором мы видим, что владыка Хрисанф был сторонником теории прамонотеизма, как он говорил, «первобытного истинного монотеизма» [Хрисанф (Ретивцев) 1872: 45].

Как христианский богослов, Владыка Хрисанф настаивает на существовании первобытного монотеизма, затем забытого и искаженного языческим политеизмом, вначале очень простым и похожим на единобожие. Однако это и другие аналогичные упоминания из разных культур, трактуемые Хрисанфом как остатки изначального монотеизма [Там же: 51-60], можно понять и как доказательства существования единобожия у многих народов древности в различных регионах мира.

В соответствии с библейским преданием о падении человека, Хрисанф говорит о том, что язычество стало продуктом деградации истинной монотеистической религии, «отпадения человеческого духа от божества в мирприроды» [Там же: 71].

Таким образом, ученый-богослов считал, что первоначальным верованием древних людей была вера в единое божество и что дальнейший политеизм является уклонением от первоначального монотеизма и свойственен всем народам, за исключением еврейского, о чем еще пойдет речь ниже.

Следует отметить исследование ученым-богословом иудаизма в рамках статей «Ветхозаветное учение о Боге сравнительно с воззрениями на Божество в древних языческих религиях» и «Современное иудейство и отношение его к христианству». В них он ставит вопрос о значении имен Бога в иудаизме, о современном положении еврейского народа, о проблемах образования, науки и религии и возможности диалога между христианством и иудаизмом и положительно оценивает возможность такого диалога [Хрисанф (Ретивцев) 1861].

Примечательно, что на эти работы владыки ссылался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своей встречи с еврейской диаспорой в США (г. Нью-Йорк) в ноябре 1991 г., таким образом подчеркивая возрастающее значение работ епископа Хрисанфа для понимания современной общественнорелигиозной ситуации в мире. Также, в частности, на отрывок об особенностях еврейской религии из капитального труда епископа Хрисанфа «Религии древнего мира и их отношение к христианству» (Т. 3. СПб, 1873) опирается современный научнопросветительский журнал «Духовно-нравственное воспитание» в своем специальном номере за 2013 г., посвященном опыту преподавания Основ иудейской культуры в учебных заведениях Еврейской автономной области России.

Таким образом, можно утверждать, что творческое наследие епископа Хрисанфа (Ретивцева) становится особо актуально в наши дни, когда начался процесс возвращения традиций изучения и преподавания религии в школах и вузах.

Владыка Хрисанф первым ввел философско-исторический метод в вопросе научного изучения религии, что повлекло за собой дальнейший интерес к данной области познания, также (как мы уже указали выше) он начал последовательно вводить курс истории религии в курс богословия, что тоже поспособствовало интересу к научному изучению религии.

Нельзя также умалять его достижений в области изучения отдельных вопросов религиоведческой тематики, таких как историческое развитие протестантизма, в том числе оценка влияния протестантизма на немецкую философию; его теорию прамонотеизма, и его исследование отношений иудаизма и христианства и диалога христиан и иудеев, его исследование буддизма, индуизма и других религий.

В целом вопрос о значении работ епископа Хрисанфа (Ретивцева) в становлении

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕЛОГИЯ

отечественной науки о религии (в частности, философии и истории религии), безусловно, требует дальнейшего рассмотрения.

Библиографический список

Антонов К.М. Историческое изучение религии в духовно-академической традиции в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2011 . Вып. 1 (33) . С. 39-55.

Антонов К.М. Религиоведение на Богословском факультете: идея и проблемы. URL: http: //www.bogoslov.ru/text/1 138282.html (дата обращения: 13.05.2015).

Знаменский П.В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования. Казань, 1891-1892. Вып. 2. C. 255-265.

Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913 год. Нижний Новгород, 2010. 432 с.

Хрисанф (Ретивцев) архим. Взгляд на мнение новейших рационалистов о существе религии (из лекции по основному богословию) // Православный собеседник. Казань, 1860. Ч. 3.

Хрисанф (Ретивцев) архим. Религии древнего мира и их отношение к христианству: Историческое исследование. Т. 1. СПб., 1872.

Хрисанф (Ретивцев) архим. Современное иудейство и отношение его к

христианству (лекция по обличительному богословию) // Труды Киевской духовной академии. Киев, 1861. Кн. 9

Хрисанф (Ретивцев) архим. Характер протестантства и его историческое развитие. СПб. 1871.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.