сказывает о своем первом опыте знакомства с письменным словом: «Одним из загроможденных мест в доме отца Перри были книжные полки. Постепенно я начал понимать, что значки на страницах -это пойманные в капканы слова. Каждый мог научиться расшифровывать эти символы и, освобождая пойманные слова из капканов, снова превращать их в речь. Типографские чернила залавливали мысли в ловушки; теперь те могли вырваться на свободу не более, чем думбу из западни» [2, с. 92].
«Пойманные в капканы слова» и есть типизированный Логос, единообразный принцип организации вселенной, воплощение, образ прекрасной речи и т.д. Напомним, что этимологически «тип» -это прототип, первообраз, подлинник, образец, основный образ. Следовательно, логотип - это технологически упорядоченный, запечатленный образ Логоса. «Технологический» означает «ускоренный», поскольку ускорение есть альфа и омега технологической мысли. Примечательно, что во множественном числе «типы» - это уже буквы, литеры, набор в типографии, снимки с которых делают печать [3]. Можно было бы сказать, что в типографическом наборе мы имеем дело с ускоренным Логосом, придуманном прогрессивно мыслящим английским графом-технократом в начале XIX века. И поскольку ускорение есть, помимо всего прочего, формула разложения и распада любой
некогда уникальной, организованной, монолитной целостности, то неизбежной коррозии и редукции подвергается и Логос, превращаясь в непритязательное и неприхотливое «лого» для массового производства и массового потребления, иконический знак и индекс бренда.
В финале лихого мультфильма-боевика «Лого-рама» клоун-террорист Рональд Макдональд разрушает мир красивых картинок. Мир логотипов рушится. Мы видим, что планета, на которой происходят события, вращается вокруг гигантского логотипа Пепси, а тот висит где-то на краю логотипа Милки Уэй. Life is better the Milky Way.
Библиографический список
1. Oxford English Dictionary. Logotype. - [Электронный ресурс]. - https://unicat.bangor.ac.uk/ validate?url=http%3A%2F%2F0-www.oed.com. unicat.bangor.ac.uk%3A80%2Fviewdictionaryentry% 3Ashowfullentry%2Ftrue%3FredirectedFrom% 3Dlogotype%26t%3Aac%3DEntry%2F109860 (дата обращения: 14.12.2012)
2. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. - 3-е изд. - М.: Кучково поле, 2011. - 464 с.
3. Толковый словарь В.И. Даля. Тип. - [Электронный ресурс]. - http://dal-dictionary.info/Словарь_Даля/ 39597/Тип (дата обращения: 14.12.2012)
УДК 1(091) (4/9)
Семенюк Антон Павлович
кандидат исторических наук Национальный исследовательский Томский политехнический университет
УЧЕНИЕ О ПОТЕНЦИАЛЬНОСТИ В.В. РОЗАНОВА*
Автор статьи предлагает новый ключ к прочтению философии В.В. Розанова. В качестве такой фундаментальной связующей основы розановского мировоззрения в данной статье усматривается потенциалистская метафизика. Автор прослеживает наличие этих установок на разных этапах развития розановской мысли. Ключевые слова: потенциальность, русская религиозная философия, понимание.
""Ж" /категория потенциального (возможного) имеет фундаментальное значение для -Ж- ^.розановской системы взглядов. В основе картины мира Розанова лежит метафизическое учение о потенциальности как о предустановленном порядке мирового бытия, пребывающего в становлении и возникновении. Розанов мыслит бытие не данным или наличным в завершённой форме, а несущим в себе фактор становления: мир сущего есть всегда нечто неизмеримо большее и иное, чем наличный мир, доступный нашему восприятию и мышлению. Стало быть, всё сущее есть и то, чем оно ещё не является, то, что ещё будет или может быть. «Потенции - это незримые полу-существую-
щие, четверть-существующие, сото-существующие формы (существа) около зримых (реальных). Мир «как он есть» - лишь частица и минута «потенциального мира», который и есть настоящий предмет полной философии и полной науки. Этих тайных невидимых форм предметов и явлений неизмеримо более, нежели видимых, наблюдаемых, и эти последние - только незначительная часть их получившая осуществление в данный момент», - писал Розанов в 1913 году, вспоминая свою первую книгу [4, с. 143].
В философии и естествознании Нового времени потенциальное осмысливается в соответствии с господствующей логикой причинности как воз-
* Исследование выполнено в рамках государственного задания «Наука», тема № 6.2158. 2011. «Исследование теории адаптации науки и высшего профессионального образования в условиях инновационных преобразований общества».
52
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013
© Семенюк А.П., 2013
можность, порождаемая предшествующим состоянием действительности (действительное прежде возможности). Не семя предшествует человеку, а человек - семени. И как инвариант: в кантианской философии возможное - чисто рефлексивная категория, обозначающая границы познавательных способностей субъекта. Параллельно этому господствующему пониманию в истории европейской мысли формировалось представление о потенциальности как о категории конститутивной, укоренённой в основе самого бытия, восходящей ещё к Плотину и получившей развитие у Николая Кузанского, Лейбница и романтиков. Согласно этому пониманию, возможное превыше и первичнее действительного (семя предшествует человеку), а переход от потенциального к актуальному ведёт к утрате изначальной полноты, совершенства, самодостаточности бытия. Потенциальное бытие неопределённо и содержит в себе полноту возможности - момент свободы выбора среди множества реальностей, поэтому оно целостно и всеохватно. Напротив, всякая осуществлённость в некой определённой форме сущего есть ограничение и ущербление бытия, поскольку является реализацией лишь какой-то одной возможности, сведением всех альтернативных реальностей к одной единственно возможной и допустимой реальности.
Именно к этой неклассической линии истолкования феномена потенциального логично отнести Розанова, хотя сам он наивно переоценивал свой вклад в развитие мировой потенциологии, полагая, что у него «о потенциях чуть ли не подробнее всех философов изложено» [1, с. 358]. Однако именно Розанову принадлежит идея создания новой альтернативной научной дисциплины, ориентированной не на объяснение или освоение действительного мира, а направленной на изучение мира возможного: «И чем больше, вот уже не первый год, я вдумываюсь в явление потенциальности, тем больше прихожу к мысли, оно есть именно ключ к разумению всего - мира, жизни и человеческой деятельности; и в самой потенциальности заключён целый сложный мир законов, сил, процессов -словом это не просто 2-3 слова, известным образом соединённых, но это область открывающая целый мир нового познания, и притом такого, которое может объяснить всё прочее» [3, с. 144]. Отличие такой науки от науки Нового времени в том, что она не ставит задачу исследовать фактическое многообразие мира, рассматривая наличный мир как лишь один из возможных. «Ошибочно думать, что лежащее за границами познания есть виды того же бытия, которое лежит в границах его, что это продолжение того же мира вещей, который знаем мы, но только пока ещё недосягаемое и недоступное для человека - достижимое, но не достигнутое только им. В действительности эта обусловленность и ограниченность познания и глубже и серьёзнее.
Может лежать в мире нечто иррациональное, совершенно непостижимое... И это непостижимое -не новые виды уже знакомого бытия, но нечто не имеющее с ним ничего схожего и ничего общего, нечто не сравнимое с ним» [4, с. 66]. Уже после опубликования книги «О понимании» Розанов, по совету бегло ознакомившегося с книгой профессора Герье, совместно с учителем классических языков Первовым приступает к первому в России переводу «Метафизики» Аристотеля. Чтение столь авторитетного источника помогло Розанову укрепиться в своих первоначальных интуициях: в VII главе «Метафизики», целиком посвящённой проблеме потенциальности, Розанов удовлетворённо находит столь близкую ему философему семени, а также размышления о потенциальном сущем, точно совпадающие с его теорией о бытии возможного как о реальности, существующей параллельно реальности действительного мира.
Потенциальность - это также источник личностного начала в розановской философии. Личность для Розанова не означает нечто ставшее, завершённое и самотождественное, это, скорее, открытая возможность самореализации, неисчерпаемый проект, бесконечная модальность. Будучи таким человеком возможного, Розанов в большей степени принадлежит не актуальной действительности, но реальности мечты, воображения и мышления, превосходящей у него по силе и значению чувство реальной жизни. «Почти пропорционально отсутствию воли к жизни (к реализации) у меня было упорство воли к мечте. Даже, кажется, ещё постояннее, настойчивее... именно - не «подвинулось ни на скрупул» и «не уступило ничему» [5, с. 50]. Розанов сознательно избегает полной реализации, как бы сохраняя гипотетичность, переходность положения между потенциальностью и реальностью; формой такого промежуточного существования становится впоследствии жанр «эмбрионов» (или «листвы») - отрывочных высказываний, «обрывков мыслей и переживаний, зафиксированных в письменных слайдах «Уединённого». Сознание Розанова не способно выйти на уровень практической деятельности, но и не позволяет себе течь в инерции бессознательной природы: его сущность - это актуализированный импульс, который увлекает его, потом растворяется, ни в чём не утверждаясь, ни во что не воплощаясь полностью, но и ни от чего не отказываясь в мире сущего: «Я похож на младенца в утробе матери, но которому вовсе не хочется родиться. “Мне и тут тепло”...» [5, с. 50].
После неудачи труда «О понимании» Розанов, планируя написать о потенциальности отдельную книгу, в итоге вынужден был отказаться от этого замысла. В дальнейшем идея потенциальности развивается у него в рамках других тем в таких сочинениях как «Семя и жизнь», «В мире неясного и нерешённого», «В тёмных религиозных лучах»,
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013
53
«Люди лунного света» и других, условно объединяемых в розановедении под рубрикой «Метафизика пола». Эта концепция явилась частью идейной программы движения «Нового религиозного сознания». По версии Розанова, место устаревшего христианства должна занять «религия святого семени», основанная на представлении о поле (яехш'е) как о подлинном начале человеческой культуры, истории и семьи. Категория «пола» в роза-новской трактовке очень напоминает неоплатоническое и раннехристианское представление о «семенных логосах» - неких разумных зёрнах мира или формообразующих потенциях. Пол здесь не сводится к плотскому, телесному, в духе физика-лизма материалистической цивилизации, но трактуется как некая энергийно-динамическая величина (измеряемая флюксиями), проявляющаяся в чистом желании, хотении или намерении. «Пол - весь организм, и - душа, и тело. Но “организм” опять
же не как существо, не - “sein” и “das Ding”, а вот как это “волнение и пыл”, как “пульс и ритм”, чему органы только подчинены» [2, c. 366].
Библиографический список
1. Розанов В.В. Собрание сочинений. В нашей смуте. Статьи 1908 г. Письма к Э.Ф. Голлербаху. -М.: Республика, 2004. - 429 с.
2. Розанов В.В. Собрание сочинений. В темных религиозных лучах. - М.: Республика, 1994. - 476 с.
3. Розанов В.В. Собрание сочинений. Литературные изгнанники. - М.: Республика, 2001. - 368 с.
4. Розанов В.В. Сочинения: О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. - М.: Танаис, 1995. - 808 с.
5. Розанов В.В. Уединённое. - М.: Политиздат, 1990. - 543 с.
54
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2013