Научная статья на тему 'Учение о Логосе в русской богословской традиции конца XIX - начала XX в'

Учение о Логосе в русской богословской традиции конца XIX - начала XX в Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
208
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОС / ТЕОЛОГИЯ / БОГОСЛОВИЕ / ДЕИЗМ / ПАНТЕИЗМ / ТЕИЗМ / LOGOS / THEOLOGY / DEISM / PANTHEISM / TEISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стасенко Е.Н.

Учение о Логосе в русской богословской традиции конца XIX начала XX в. на сегодняшний день остаётся недостаточно изученным, несмотря на возрастающее в последние десятилетия внимание к истокам отечественного духовного бытия. Раскрытию этого вопроса посвящена настоящая статья, в которой рассматриваются философско-экзегетические труды таких ярких представителей данной традиции, как М. Д. Муретова, Н. Н. Глубоковского и митрополита Антония (Храповицкого).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Doctrine of the Logos in the Russian Theological Tradition of the Late XIX - Beginning of XX Century

The doctrine of the Logos in Russian theological tradition of the late XIX early XX century, to date, remains poorly understood, despite increasing in recent decades, attention to the sources of domestic spiritual life. The disclosure of this issue is devoted to this article, which discusses the philosophical and exegetical works M. D. Muratova, N. N. Glubokovsky and of Metropolitan Anthony (Khrapovitsky), are representative of this tradition.

Текст научной работы на тему «Учение о Логосе в русской богословской традиции конца XIX - начала XX в»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 1 (13). С. 92-93. УДК 141.412

Е. Н. Стасенко

УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В РУССКОЙ БОГОСЛОВСКОЙ ТРАДИЦИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в.

Учение о Логосе в русской богословской традиции конца XIX - начала XX в. на сегодняшний день остаётся недостаточно изученным, несмотря на возрастающее в последние десятилетия внимание к истокам отечественного духовного бытия. Раскрытию этого вопроса посвящена настоящая статья, в которой рассматриваются философско-экзегетические труды таких ярких представителей данной традиции, как М. Д. Муретова, Н. Н. Глубоковского и митрополита Антония (Храповицкого).

Ключевые слова: Логос; теология; богословие; деизм; пантеизм; теизм.

E. N. Stasenko

THE DOCTRINE OF THE LOGOS IN THE RUSSIAN THEOLOGICAL TRADITION OF THE LATE XIX - BEGINNING OF XX CENTURY

The doctrine of the Logos in Russian theological tradition of the late XIX - early XX century, to date, remains poorly understood, despite increasing in recent decades, attention to the sources of domestic spiritual life. The disclosure of this issue is devoted to this article, which discusses the philosophical and exegetical works M. D. Muratova, N. N. Glubokovsky and of Metropolitan Anthony (Khrapovitsky), are representative of this tradition.

Keywords: Logos; theology; theology; deism; pantheism; teism.

Актуальность заданной тематики в первую очередь обусловливается возрастающим в последние десятилетия вниманием к истокам отечественного духовного бытия. Однако, находясь в поле зрения исследователей, учение о Логосе в русской богословской традиции конца XIX - начала XX в. на сегодняшний день остаётся недостаточно рассмотренным. Хотя можно утверждать, что без должного внимания к трудам представителей отечественного богословия невозможно уточнение богословского и религиозно-философского подходов к данной проблематике, поиск их общего «диалогового» поля.

В XIX в. получают распространение западные критические воззрения, говорящие о влиянии на учение о Логосе греческой философии и учения Филона Александрийского, что потребовало богословского осмысления данного вопроса. В своей магистерской работе «Учение о Логосе у Филона Алексан-

© Стасенко Е. Н., 2017

дрийского и Иоанна Богослова» (1885 г.) М. Д. Муретов доказывает несостоятельность западной библейской критики. Автор указывает, что в лице стоицизма древнегреческое учение о Логосе завершает своё развитие панлогизмом и пантеизмом. Что касается раввинской теософии, то ко времени появления христианства в ней сформировалось деистическое учение о разделении Бога и мира, противное как ветхозаветной, так и новозаветной традиции. Синтез пантеизма и деизма логически невозможен, как и невозможна какая-либо связь между этими системами и теистическим «нераздельным и не-слиянным» единством.

Относительно сходства учения о Логосе у Филона и Иоанна Богослова М. Д. Муретов замечает, что учение апостола представляет собой теизм религиозный, в основе которого лежит богодухновенная составляющая, учение же Филона есть теизм спекулятивно-

Учение о Логосе в русской богословской традиции конца XIX - начала XX в.

философский, основанный на логике философского мышления и философского сознания, что ведёт к значительным расхождениям и даже принципиальным противоположностям. Разделяя воззрения Отцов Церкви, М. Д. Муретов заключает, что в учении о Логосе Иоанна Богослова «христианская церковь всегда видела глубочайшую тайну божественной жизни, недоступную вполне не только разуму человеческому, но и ангельскому. Поэтому и первоисточником этого учения она всегда признавала не разум человеческий с его естественно-ограниченными силами, но историческое и сверхъестественное откровение самого воплотившегося Логоса» [1, с. 6].

В статье «Библейское учение об ипо-стасном Слове Божием» (1904 г.) митрополит Антоний (Храповицкий) ставит перед собой цель раскрыть связь учения Иоанна Богослова о Логосе с ветхозаветными прообразами и пророчествами. Только так, по его мнению, возможно уяснить истинный смысл евангельского понятия о Слове. Автор указывает на то, что Логос евангелиста «не имеет ничего общего ни с метафизическим пантеизмом Платона, ни вообще "с туманною метафизикой"... но содержит в себе раскрытие и объяснение той нравственной силы явившегося Господа, которая соделала Его последователей победителями мира» [2].

Н. Н. Глубоковским в диссертации на тему «Благовестие святого апостола Павла по происхождению и существу» (1910 г.) ставится задача показать независимость богословия апостола Павла от учения о Логосе Филона Александрийского. Автор приходит к выводу, что «общий характер филонизма - в насильственной эллинизации Библии посредством искусственной экзегетической аллего-ристики и неизбежная бесплодность его -

в иудействе при совершенной независимости христианства, которое, скорее, отрицалось бы им, как не заимствовалось от него материально и доктринальное обоснование бла-говестия св. апостола Павла» [3, с. 25]. Автор заключает, что учение св. апостола Павла по генезису и по содержанию имеет божественную природу, однако такое положение, незыблемое для веры, служит и призывом для разума, чтобы он искал рациональную обоснованность данного постулата.

Таким образом, видя своей основной задачей защитить христианское учение о Логосе от нападок западной библейской критики, русские апологеты, оставаясь в лоне учения церкви, опирались на факты и рациональный анализ в своих изысканиях. Это способствовало тому, что русские религиозные философы, обратившиеся к данной проблематике, практически в полном объёме признавали комплекс теистических методологических принципов, разработанных представителями русского богословия. Как отмечает Г. В. Фло-ровский, «это был возврат метафизики к религиозным истокам» [4, с. 484].

ЛИТЕРАТУРА

1. Муретов М. Д. Избранные труды. - М. : Изд-во Свято-Владимировского братства, 2002. -560 с.

2. Антоний Храповицкий, митрополит. Библейское учение об ипостасном Слове Божием // Библиотека Якова Кротова. - URL: http://krotov.info /libr_min/22_h/hra/povizky3.htm#8 (дата обращения: 20.11.2016).

3. Глубоковский Н. Н. Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу. Биб-лейско-богословское исследование : в 3 кн. -Кн. 2 // Электронная библиотека Одинцовского благочиния. - URL: http://www.odinblago.ru /blagovestie_ap_pavla_3/ (дата обращения: 20.11.2016).

4. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. -Вильнюс, 1991. - 601 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.