Научная статья на тему 'Учение Лао-цзы о гармонии в природе и обществе'

Учение Лао-цзы о гармонии в природе и обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2167
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА / ЭКОЛОГИЯ / ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / ГАРМОНИЯ / ЖИЗНЬ / ОБЩЕСТВО / NATURE / ECOLOGY / AGRICULTURE / HARMONY / LIFE / SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Саврухин А. П.

Саврухин А.П. УЧЕНИЕ ЛАО-ЦЗЫ О ГАРМОНИИ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ. В статье изложены основные положения учения Лао-цзы о гармонии в природе и обществе. Утверждается, что соответствие требованиям закона сохранения жизни есть безусловное первенствующее руководящее правило для землян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Savrukhin A.P. THE LAO-TSZU DOCTRINE ABOUT HARMONY IN NATURE AND SOCIETY. In this article the most important fundamentals of Lao-tzu's doctrine about harmony in nature and society are discussed. It is stated that meeting the requirements of the law to preserve life is an inherent high priority rule for every earthling to act in accordance with.

Текст научной работы на тему «Учение Лао-цзы о гармонии в природе и обществе»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА: ИДЕИНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

будете стремиться к добру, то и народ будет добрым».

Легизм отстаивал идею, что по природе своей человек изначально зол и стремится не к общему благу, а к личной выгоде. Каждый человек - эгоист, а общество - это столкновение эгоистических интересов. Только закон (фа) и указы императора (мин) могут обеспечить порядок в государстве: за послушание следует поощрение, а за посягательство на закон - наказание. Их принцип: «Лучше наказать несколько невинных, чем пропустить одного негодяя». Традиционный Китай многие исследователи характеризуют как источник уникального опыта взаимоотношений человека и природы, в котором отразились поиски конкретных решений, принципов, критериев и всей системы ценностей, на становление которой существенное влияние оказал экологический компонент. Данную характеристику можно адресовать также и к ряду других государств дальневосточного региона.

Представления о гармонии космического и человеческого мира, корнями связанные с древнеиндийскими и ближневосточными представлениями, сформировались и

в античном мире. Сами понятия «Космос» и «Вселенная» - греческого происхождения. Первое означало «строй», «порядок», второе - всю обитаемую землю. Космологическая культура античности рассматривала мир как Космос, как законченное и прекрасное целое, имеющее определенные границы, элементы мира - как естественные организмы, образующие космическую гармонию. Осмысление Космоса как устройства мира, подчинения человеческой жизни законам мироздания находим мы у древнегреческих и древнеримских философов. В греческой философии космос отождествляется с организмом, проникнутым целесообразностью.

Библиографический список

1. Бишем, А. Чудо, которым была Индия / А. Бишем.

- М., 1977.

2. Вейнберг, И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока / И.П. Вейнберг. - М., 1986.

3. Вивекананда, С. Четыре йоги / С. Вивекананда.

- М., 1993.

4. Гвардини, Р. Конец нового времени / Р. Гвардини // Феномен человека. - М., 1993.- С. 240-296.

5. Голд, Д. Психология и география. Основы поведенческой географии / Д. Голд. - М., 1990.

6. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. - М., 1994.

УЧЕНИЕ ЛАО-ЦЗЫ О ГАРМОНИИ

в природе и обществе

А.П. САВРУХИН, проф. каф. физики МГУЛ, канд. техн. наук

savrukhin@ya.ru

Согласно учению Лао-цзы, соответствие требованиям закона сохранения жизни есть безусловное первенствующее руководящее правило для жителей Земли. Растения - это идеальная фабрика, усваивающая энергию Солнца и перерабатывающая минералы в пищу. Поэтому в основе жизнеобеспечения лежит земледелие.

В разделах I-IV приведены выдержки из трактата Лао-цзы «Дао дэ цзин» в переводе автора. В разделе V даны авторские комментарии, основанные на переработке многочисленных источников.

I. Природа

§5. Природа не благотворительница, всеми существами принимаемая за кормушку и служанку. Разве воздушное пространство не напоминает собой кузнечные мехи? Пустые, да неисчерпаемы, приводятся в движение, а потому и много выпускают.

§6. Плодородие долины неистощимо. Это называется: порождающее начало. Посредствующий порождающего начала. Это означает укоренившийся в природе. Как может беспрерывно содержать? Если расходуется, не надрываясь.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

49

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА: ИДЕИНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

§7. Естественные законы вечны, окружающая природа долговечна. В силу какой причины природа способна выращивать и вместе с тем не кончаться? Она способна постоянно поддерживать жизнь потому, что не из себя производит.

§77. Принцип естественных законов - ограничивать избыточное и восполнять недостаточное.

§23. Действительно, ураган - не на весь день, шквал с дождем - не с утра до вечера. Кто создает их? Природа. Природные явления и те не способны длиться непрерывно, а что же говорить тогда о людях?!

II. Ненасытность

§12. Пестрота ведет к неразличению цветов. Разноголосица ведет к неразличению звуков. Смешение приправ вызывает нарушение вкусовых ощущений. Скачки и охота вызывают в сердцах людей пробуждение неистовства. Труднодобываемые вещи чинят препятствия достойному поведению.

§3. Если не ценить труднодобываемые вещи, то народ не будут грабить.

§46. Нет большего бедствия, чем ненасытность, нет большего недуга, чем страсть к завоеваниям. Поэтому знающий меру достатка удовлетворяется обычным.

§53. Двор чрезмерно вылощен, поля совершенно заросли сорняками, житницы совершенно опустошили, надевают узорные шелка, носят на поясе мечи, до пресыщения пьют и едят, обзаводятся излишним имуществом. Это и означает расхищение и расточительство, отрицание истинного пути!

§64. Вот почему совершенный человек не домогается желаемого, не ценит труднодобываемые вещи.

§75. Простые люди оттого легко гибнут, что правители домогаются изобильных средств к жизни.

III. Обычаи

§16. Покровительство жизни зовется обычаем. Совершенно управляющий следует естественному, а потому и истинному пути; соответствует закону сохранения жизни и тогда исчезновение всего живого не угрожает.

§19. Положить конец лукавству, воздержаться от корыстолюбия - вороватых и нечестных не будет. Кто привержен старинным предписаниям, выглядит бесхитростным, придерживается естественной простоты, уменьшает пристрастия, умаляет желания.

§25. Поэтому закон сохранения считается основным, естественные законы считаются главными, окружающая природа считается важной, равным образом считается важной община. Люди следуют окружающей природе, окружающая природа следует естественным законам, естественные законы следуют закону сохранения, закон сохранения следует исходящему из своей сущности.

§29. Совершенный человек отбрасывает чрезмерное, покидает роскошное, сокращает излишества.

§32. С природой находятся во взаимном согласии, благодаря этому нисходит благодатная роса.

IV. Земледелие

§42 Земледельческие работы обеспечивают все существа.

§51. Закон сохранения жизни порождает, нравственность воспитывает, среда оформляет, окружающая обстановка содействует. Вот почему все существа без исключения держатся общины. Закон сохранения жизни там почитают, правила нравственности там высоко ценят.

§56. Пресечь сселение, воссоединить семьи, ставить на место быстрых умом, разрешать споры, жить в ладу с окружающей средой, совместно пользоваться плодами земли. Вот что значит изначальная сплоченность.

§59. Если сравнивать людей, занятых ежедневно работой, то нет лучше земледельца. Раз государство обрело кормилицу, оно может быть в таком случае долго в полной силе. Это и означает глубинный источник, твердую опору, постоянно порождающую, непрерывно присматривающую обитель жизни.

§68. Бережно использует людей на работах. Это означает нравственность, отвергающую соперничество. Это означает применение человеческого умения. Вот что значит

50

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА: ИДЕИНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

соответствие естественным законам, идеал древних.

V. Комментарий

1. Земля - благословенная планета, райское место в солнечной системе. Все необходимое для жизни есть. Жизнь - общепланетарное явление.

2. Необъявленный космический закон ограничивает право на жизнь на любой планете ее размерами. Вот почему мы не получаем сигналов из других миров.

3. Соответствие требованиям закона сохранения жизни есть безусловное первенствующее руководящее правило для землян. Живи в согласии с природой. Добродетель сообразна с природой, пороки ей враждебны и ненавистны.

4. Все лучшее в природе принадлежит всем вместе, ибо мировой организм есть неразрывное целое.

5. Что исследовал, что сделал ясным для всех мудрец? Во-первых, природу. Во-вторых, закон жизни, который он согласовал с всеобщим законом. Мудрость в том, чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно; это знание и разумное понимание наиболее важного в природе. Управлять природой можно, лишь подчиняясь ей.

6. Все вещи участвуют во вселенском круговороте, и все живое возвращается к своему источнику. Вот почему люди одушевляли природу. Содержимое недр Земли, эта кладовая природы, не может постоянно поддерживать на должном уровне условия существования людей; природный круговорот поддерживается и плодородие почвы не убывает только тогда, когда земледелие является главным занятием людей, а возврат земле всего взятого у нее признается наиважнейшим условием хозяйственной деятельности. Таково содержание понятия культуры, коренящееся в приемах земледелия и исходно означающее обрабатывание, возделывание, ибо природа дает добровольно, но не безвозмездно, для сытости, но не для жадности.

7. Люди плодовиты и давно бы все заселили, если бы не сдерживающие факторы: геологические (оледенение, наводнения,

ураганы), природные (насекомые, птицы, грызуны, травоядные, бактерии и вирусы), войны, саморегуляционные (предохранение, искусственные выкидыши, оскопление, монашество, отшельничество, убийство детей, самоубийство).

Но плотность населения имеет предел. Расширение пашни ограничено: сведение лесов опасно, освоение пустынь дорого. Именно поэтому всегда полное благополучие всех недостижимо.

8. Земля является главным национальным богатством. Первое требование, чтобы человек возвращал земле то, что он от нее получает, обеспечил неубывающее плодородие. Второе - делание земли: природоохранение, обессоливание, раскисливание, орошение, осушение, укрепление и засыпка оврагов, перенос на поля ила со дна рек, озер, русел, со дна морей в устьях рек, облесение гор, зарыбление водоемов, орошение пустынь, восстановление лесов, расчистка, удобрение.

Библиографический список

1. Саврухин, А.П. Сводное изложение и толкование сущности восточных учений об истоках нравственности / А.П. Саврухин // Вестник Международного института А. Богданова. - 2005.- № 3(23).

- С. 34-63.

2. Саврухин, А.П. Жизнь как вселенское явление / А.П. Саврухин // Калининградская правда. - № 95 (17077) от 31.08.2006.

3. Саврухин, А.П. Книга о естественных основах нравственности: учебное пособие по курсу «Нравственные основы культуры» / А.П. Саврухин. - М.: МЛТИ, 1991. - 56 с.

4. Саврухин, А.П. Естественные основы нравственности по древнейшим источникам / А.П. Саврухин // Тезисы докладов Международной НПК «Развитие духовности личности как основа возрождения России». - М.: МГУЛ, 2000. - С. 70-71.

5. Саврухин, А.П. Понятие ДАО и стилистика «Дао дэ цзина» / А.П. Саврухин // Тезисы докладов Х1Х науч. конф. «Общество и государство в Китае».

- М.: Наука, 1988. - Ч. 1. - С. 106-108.

6. Саврухин, А.П. «Дао дэ цзин» о первоначалах / А.П. Саврухин // Тезисы докладов ХХ науч. конф. «Общество и государство в Китае». - М.: Наука, 1989. - Ч. 1. - С. 58-60.

7. Труды автора на сайте http://savrukhin.narod.ru/: 1. Книга жизни. 2. Лао-цзы. «Дао дэ цзин». 3. Пословицы в «Дао дэ цзин». 5. Сводное изложение и толкование сущности Восточных учений об истоках нравственности.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.