Научная статья на тему 'Учебный предмет информатики и ИКТ как инструмент для формирования информационной компетентности'

Учебный предмет информатики и ИКТ как инструмент для формирования информационной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАТИКА И ИКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ / ЦОРЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ившин Александр Николаевич

В статье рассматривается место предмета Информатика и ИКТ в школьном курсе, его роль в формировании информационной компетентности личности. Показываются широчайшие возможности интеграции данного учебного предмета в рамках школьного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебный предмет информатики и ИКТ как инструмент для формирования информационной компетентности»

В статье рассматривается место предмета Информатика и ИКТ в школьном курсе, его роль в формировании информационной компетентности личности. Показываются широчайшие возможности интеграции данного учебного предмета в рамках школьного курса.

Ившин Александр Николаевич

учитель информатики г. Ижевск Удмурте кая Республика Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №97 с полным днем пребывания детей»

Учебный предмет Информатики и ИКТ как инструмент для формирования информационной компетентности

Как использовать информационные технологии для формирования информационной компетентности учащихся

Ключевые слова: информационная компетентность, информатика и ИКТ, информационные модели, интегрированные занятия, ЦОРы, организация контроля качества знаний.

Понятие «компетентность» и его частный случай «информационная компетентность» достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно.

На сегодняшний день можно говорить о следующем общем значении данного понятия информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

Современный урок характеризует высокая информационная насыщенность, учитель предоставляет учащимся информацию в виде широкого потока текстовых сообщений, графических образов, звуковых образов и все чаще - мультимедийных документов, включающих в себя совокупность текстовой, графической и видео информации. Учащийся вынужден уметь ориентироваться в информационном потоке, уметь выбирать, структурировать, систематизировать и запоминать большие объемы информации.

Все учебные предметы в той или иной степени позволяют сформировать различные элементы информационной компетентности. Очевидно, что на любом уроке, в конечном итоге, происходит работа с инфор-

мацией: сохранение, обработка, преобразование или трансформация и передача. Здесь необходимо отметить, что учебный предмет Информатика и ИКТ стоит несколько особняком.

Дело в том, что одной из основных задач изучения курса Информатики и ИКТ является формирование информационной компетентности. Данный учебный предмет фактически состоит из двух абсолютно не похожих частей: это информационно-коммуникаци-онные технологии и собственно информатика - область знаний об информации, ее основных свойствах, информационных процессах, алгоритмах и т.д. Каждая из этих частей призвана решить задачу формирования информационной компетенции. Информа-ционно-коммуникационные технология позволяют научить использовать компьютерную технику для автоматизации обработки, хранения, поиска и передачи информации. Информатика позволяет ответить на вопросы о роли информации и информационных процессов в природе, технике и обществе. Раскрыть проблемы автоматизации управления сложными системами. Сформировать понимание современной научной картины мира основанной на вещественноэнергетическом и информационном подходе к изучению природы и многое другое.

Одним из важнейших и наиболее востребованным элементом информационной компетентности в современном обществе является умение строить и исследовать информационные модели различных объектов и процессов. Такие объекты могут иметь различную природу: социальные объекты и процессы, технические системы, экономические, биологические (экологические) и т.д. При построении информационных моделей могут преследоваться различные цели, например:

• хранение информации (таблицы, диаграммы, графики);

• обработка информации (таблицы, формулы, графические символы);

• передача информации (символы, формулы) и т.д.

Именно в рамках предмета Информатика и ИКТ есть возможность научить строить и исследовать информационные модели различных объектов и процессов, реализовывать системный подход к обучению. Данные умения и знания позволяют более эффективно обрабатывать информацию, проводить её структуризацию и систематизацию, что в конечном итоге приводит к улучшению качества знаний по другим учебным предметам. Добавление современных информационно-коммуникационных технологий позволяет сократить время на поиск и обработку информации, кроме того, использование глобальной сети Интернет практически неограниченно расширяет базу знаний учащихся.

Информатика может служить своеобразной площадкой, на которой могут взаимодействовать образовательные линии абсолютно разных учебных предметов. Совместная работа учителя информатики и учителя-предметника позволит создавать интегрированные занятия или серию занятий, которые призваны сформировать информационную компетенцию. Использование готовых ЦОРов и создание новых позволит развить данную компетенцию.

В качестве примера широкой интеграции предмета Информатика и ИКТможно предложить следующее занятие.

Интегрированный урок: русский язык (литература) + информатика.

Тема: Текст как информационная система. Обработка текста.

Задачи:

Научить структурировать и систематизировать текст, выявлять главное, создавать средствами приложения MS Word оглавления текста.

Развить системное мышление, навыки пользователя ПК, пополнить научный кругозор.

Воспитать ответственное отношение к своей работе.

Основные понятия: текст, абзац, структура текста, информационная система, режим TP Word «Структура».

Актуализация знаний/умений: Учащиеся получают опыт использования понятия информационная система, выявляют свойства информационной системы на примере данного текста.

В качестве текста, с которым работают учащиеся, предлагается рассказ Айзека Айзимова «Вставьте шплинт А в отверстие В...». В ходе урока учащиеся учатся структурировать текст, выявляя его составные части, разделяя на абзацы и выделяя заголовки. Для работы с текстом используется приложение MS Word. Данный текстовый редактор имеет широкие возможности по форматированию и редактированию теста. В режиме «Структура» изменяется структура документа, после чего можно сгенерировать оглавление текста в автоматическом режиме.

Таким образом, можно говорить, что учебный предмет Информатика и ИКТ помимо цели познакомить учащихся с современной научной картиной мира, отражающей в себе вещественно-энерге-тический и информационный подход к изучению природы, может и должен быть использован как универсальный инструмент для формирования информационной компетенции.

Информационно-коммуникационные технологии имеют еще одно важное приложение в школе -это организация контроля качества знаний. Прежде всего, это использование электронных тестирую-

щих систем, например, бесплатное приложение Му Tests. Подобные программные комплексы позволяют создавать различные тесты. Это могут быть тесты с выбором одного ответа, могут быть тесты со множественным выбором, с дописыванием ответа и т.д. Очевидным преимуществом электронного тестирования является беспристрастность при выставлении оценки и возможность получения результата в режиме реального времени. Последнее обстоятельство позволяет применять электронное тестирование в рамках аудита качества знаний. Быстрая обработка результата дает возможность в кратчайшие сроки сформулировать аудиторское заключение и выработать стратегию исправления выявленных недостатков.

Второй вариант использование информационнокоммуникационных технологий при контроле - это подготовка различных проектов, выступлений, докладов. Очевидно, что данная работа требует умения собирать, обрабатывать, трансформировать и передавать информацию. Ученик должен уметь презентовать информацию в понятной, полной и актуальной форме. Учитывать эргономические параметры своей работы, психофизиологические особенности восприятия информации человеком и т.д. В данной ситуации предмет Информатика и ИКТ снова выступает в роли незаменимого инструмента обучения и подготовки к такому виду работы.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о необходимости информатики и ИКТ в школьном курсе. Данный предмет играет решающую роль в формировании информационной компетенции необходимой для успешного обучения и успешного функционирования в дальнейшей жизни.

Литература

1. Сборник нормативных документов. Информатика ИКТ/ сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. - М.: Дрофа, 2007. -103с.

2. Шелепаееа А.Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2007. -352с.

3. Фелъдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: МПСИ, 2002

4. Винниченко Л.Г. Повышение качества преподавания в начальной школе на уроках с применением ИКТ // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. — №4

5. Постное а С. А. Методы практической реализации технологии критического мышления с использованием средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. // Инновационные проекты и программы в образовании.-2009.-№2.

6. Чернобай Е.В. Современные подходы к использованию средств ИКТ нового поколения на уроках: интерактивная доска в учебном процессе // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.