Научная статья на тему 'Объективная оценка качества знаний на уроках информатики и ИКТ'

Объективная оценка качества знаний на уроках информатики и ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
913
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТИВНОСТЬ ОЦЕНКИ / КИМЫ ЕГЭ / ТЕСТЫ PISA / ШКАЛА ОЦЕНКИ / ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ившин Александр Николаевич

В статье рассматривается проблема объективной оценки качества знаний по учебному предмету «Информатика и ИКТ». Предлагается несколько вариантов организации контроля качества, а так же приведены варианты заданий, используемых автором в своей работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объективная оценка качества знаний на уроках информатики и ИКТ»

Эксперимент в школе

В статье рассматривается проблема объективной оценки качества знаний по учебному предмету «Информатика и ИКТ». Предлагается несколько вариантов организации контроля качества, а так же приведены варианты заданий, используемых автором в своей работе.

Ившин Александр Николаевич

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 97 с полным днем пребывания детей» учитель информатики г.Ижевск, Удмуртская Республика [email protected]

Объективная оценка качества знаний на уроках информатики и ИКТ

Каким образом осуществить объективный контроль качества знаний учащихся?

Ключевые слова: объективность оценки, КИМы ЕГЭ, тесты PISA, шкала оценки, примеры заданий.

Учебный предмет информатика и ИКТ имеет ряд отличий от других учебных предметов. Прежде всего, нужно отметить, что предметом изучения на уроках информатики и ИКТ является информация, информационные процессы, информационные технологии и компьютер, с другой стороны компьютер на уроках информатики выступает в качестве инструмента для исследования информации и информационных процессов. Таким образом, на уроке информатике предмет изучения и инструмент изучения являются одним и тем же объектом. Это, безусловно, создает определенные трудности для учащихся. Кроме большого объема теоретической информации, связанной с математикой, физикой, психологией и т.д. ученики должны освоить навыки использования компьютера для автоматизации информационных процессов, получить представление о современной компьютерной технике и её возможностях.

В этих условиях можно выделить разные группы учащихся: одним больше удается создание электронных документов, другим лучше даются вопросы теории информации и основы формальной логики, еще кто-то увлечен созданием собственных программ, и, наконец, есть ученики, с интересом разбирающие вопросы, связанные с функционированием компьютера, компьютерных сетей, другими техническими вопросами. Однако, как и в любом другом учебном предмете, в информатике и ИКТ существуют образовательные стандарты и учитель должен привести знания ребят по предмету к этим стандартам. Используя интерес учащихся к какой-либо узкой области знаний,

учитель должен и может сформировать устойчивый интерес к предмету Информатика и ИКТ в целом, что позволит говорить в этом случае о высоком качестве знаний по предмету.

В связи с этим возникает необходимость в подборе диагностических работ по проверке качества знаний. Курс информатики и ИКТ считается одним из самых сложных в школе. Для подтверждения данного утверждения приведу следующий факт: время на выполнение ЕГЭ по информатике составляет 4 часа, то есть столько же, как и на его выполнение по математике и это самый продолжительный временной промежуток на выполнение ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ по информатике и ИКТ требует от учащихся высоких знаний в области математики, навыков алгоритмического мышления, владения основами какого-либо языка программирования.

Перед учителем стоит проблема объективной оценки качества знаний учащихся. Как и чем измерить качество знаний? В качестве ориентира для создания диагностических работ можно использовать КИМы ЕГЭ.

Безусловно, при проведении диагностики качества знаний возможно использование тестов в электронном виде, а так же, традиционные контрольные письменные работы и выполнение практических работ. Подобные задания составляет каждый учитель, при этом он может использовать некоторые готовые материалы, может предложить учащимся свои оригинальные задания. В этом случае возникает проблема объективности оценок в работах составленных самим учителем. Можно ли считать подобные работы выверенным инструментом для оценки качества знаний? Представляется, что верным будет использование различных подходов и традиционные формы контроля и качественно новые с использованием заданий построенных в форме КИМов или же по образцу международных тестовых систем, таких как PISA или TIMSS.

Письменные работы по информатике и ИКТ должны иметь отличную форму от письменных работ на других уроках. Учащимся предлагается провести анализ различных программных средств, предложить и записать технологию (алгоритм) обработки информации с помощью того или иного приложения, сравнить различные приложения. Эти работы должны быть выдержаны в определенном стиле (научно-популярная статья), не должны содержать фактографических ошибок.

В качестве примера рассмотрим работу, проводимую с учениками 10 профильного информационного класса. Необходимо отметить, что 10 профильный информационный класс был сформирован на основании вступительных испытаний по математике, информатике и ИКТ и физике. Ученики 10 класса уже закончили изучение базового курса информатики и ИКТ в

48

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

Эксперимент в школе

9 классе и в 10 классе происходит углубление и систематизация знаний и умений учащихся на профильном уровне. В частности, изучается тема «Компьютерная графика». В рамках этой темы учащиеся знакомятся с различными программными приложениями, технологическими приемами создания и редактирования изображения, изучаются вопросы особенности восприятия графической информации человеком, методы кодирования графической информации и форматы графических файлов. В результате, помимо основной цели - познакомить с информационными технологиями в области компьютерной графики, ребята приобретают опыт освоения нового программного приложения в достаточно короткие сроки.

Как один из методов контроля качества обучения предлагается выполнить письменные работы по следующим темам: описать особенности интерфейса какого-либо графического редактора; описать основные технологические приёмы работы; описать основные инструменты какого-либо графического редактора; провести сравнение каких-либо двух графических редакторов.

После выполнения работы и её проверки учителем необходимо провести анализ удачных и неудачных работ, выявить ошибки и указать способы их устранения. В качестве критериев оценки подобных работ можно назвать следующее: отсутствие фактографических ошибок; верное использование терминологии; соответствие стиля изложения. Пример подобной работы приведен в Приложении 3.

Необходимо отметить, что научить ребят правильно излагать свои мысли на уроке информатике, как устно, так и письменно чрезвычайно сложно. Сложность заключается в различных факторах: использование иностранных слов в терминологии, существование компьютерного сленга, общий низкий уровень культуры речи и т.д. В связи с этим, можно говорить о высокой интеграции в данной области с такими учебными предметами как, русский язык, английский язык, литература.

Еще один вид самостоятельной работы призванный структурировать и систематизировать знания, и, что важно - умения учащихся это выполнение практических заданий по созданию электронных документов. Электронные документы могут содержать различные виды информации: текстовую, графическую, аудио и видео информацию и, наконец, возможны мультимедийные документы. Создание подобного рода электронных документов требует от учащихся высокого владения возможностями того или иного приложения (а иногда и нескольких приложений), знание технических возможностей используемого компьютера, знание особенностей восприятия информации человеком. Обычно учащимся предлагается образец документа, который необходимо воспроизвести с максимальной точностью. Перед началом выполнения работы происходит обсуждение и запись плана выполнения (алгоритма) работы: ребята называют приложение, инструменты и элементы интерфейса приложения, которые необходимо использовать для создания документа, обсуждается формат файла, в котором будет сохранен результат. Пример подобной работы приведен в Приложении 2.

В качестве текущего контроля необходимо использовать тесты. На уроках информатики каждый ученик имеет возможность использовать персональный компьютер, значит, есть возможность проводить тестирование в электронном виде. Использование электронных тестов позволяет увидеть результат тестирования практически сразу, после того как ученик закончил его выполнять, кроме того, окончательно снимется вопрос объективности оценки - с машиной не поспоришь.

Наконец, в качестве итоговых работ за полугодие, год необходимо использовать работы, построенные по схеме КИМов ЕГЭ. В Приложении 1 представлен пример итоговой контрольной работы в 10 классе построенной по образцу КИМов ЕГЭ. Рассмотрим более подробно задания данной контрольной работы. В качестве заданий первой части использованы тестовые

Кодификатор заданий

Таблица

Номер задания Проверяемая тема Примечания

А1, А3, А4, В2 Системы счисления Проверяется умение осуществлять перевод чисел из одной системы счисления в другую, проводить арифметические операции в различных системах счисления

А2, С1 Кодирование текстовой информации Проверяется знание принципа кодирования текста

А6, В4 Кодирование графической информации Проверяется знание принципа кодирования изображения, использование дискретизации

А5, С2 Файловая система Проверяется умение осуществлять поиск файла, знание принципов организации файловых систем

А7, А8, А9, А10, В5 Информационные технологии Проверяется умение использовать элементы интерфейса различных программных приложений, знания терминологии.

В1 Измерение количества информации Проверяется знание единиц измерения количества информации

В3, С3 Аппаратное обеспечение ПК Проверяется знание аппаратных элементов ПК, конфигурации ПК, терминологии

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

49

Эксперимент в школе

Критерии оценки

Таблица

Номер зада- ния Ответ Бал- лы Примечания

А1 1 3 3 балла в случае верного ответа, неверный ответ - 0 баллов

А2 3 3

А3 1 3

А4 3 3

А5 3 3

А6 3 3

А7 2 3

А8 2 3

А9 3 3

А10 2 3

В1 437,5 8 8 баллов в случае верного ответа, неполный ответ - 4 балла, неверный ответ - 0 баллов

В2 4, 8, 16 8

В3 Цифровой видеодиск 8

В4 Палитра и размер пикселя 8

В5 MS Word, Tex 8

С1 Верно описан метод кодирования, указаны несколько кодировочных таблиц. Приведены примеры кодирования 10 Указано количество баллов в зависимости от полноты ответа

Верно описан метод кодирования, указана одна из кодировочных таблиц 6

Верно описан метод кодирования 4

Указаны кодировочные таблицы 2

Неверный ответ 0

С2 Названы файловые системы FAT32 и NTFS, приведен перевод названия. Указаны особенности, размер кластеров и их количество. Проведено сравнение файловых систем 10

Названы файловые системы FAT32 и NTFS. Верно указаны особенности, размер кластеров и их количество. 8

Названы файловые системы FAT32 и NTFS. Верно указаны размер кластеров и их количество 4

Названы файловые системы FAT32 и NTFS 2

Неверный ответ 0

С3 Приведена конфигурация современного мультимедийного персонального компьютера. Верно названы основные технические характеристики устройств ПК. 10

Приведена конфигурация современного мультимедийного персонального компьютера. Для некоторых устройств неверно названы основные технические характеристики. 8

Приведена не полная конфигурация современного мультимедийного персонального компьютера. Верно названы основные технические характеристики устройств ПК. 6

Приведена не полная конфигурация современного мультимедийного персонального компьютера. Для некоторых устройств неверно названы основные технические характеристики. 4

Названы только основные устройства без их технических характеристик 2

Неверный ответ 0

Общая сумма 100

задания с выбором ответа. Как правило, подобные задания проверяют базовый уровень знаний. Задания расположены в порядке возрастания сложности. Вторая часть контрольной работы содержит задания с краткой записью ответа. Подобные задания требуют использовать знания в несколько измененной ситуации, это задания повышенного уровня сложности. Наконец задания третьей части требуют максимально полного развернутого ответа, это задания творческого характера.

Таким образом, данная контрольная работа охватывает весь материал, изученный в 10 классе.

Шкала перевода баллов в оценку по пятибалльной системе:

Баллы Оценка

85-100 5

70-84 4

55-69 3

30-54 2

0-29 1

50

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

Эксперимент в школе

Объективная оценка качества знания учащихся возможна только при применении различных способов контроля. Использование выверенных средств, таких как КИМы ЕГЭ пока вызывает некоторую сложность, но необходимо переходить именно к таким формам. Именно ЕГЭ на сегодняшний день является самой объективной оценкой качества знаний выпускников школ. Но и полностью отказываться от традиционных форм контроля тоже не следует.

Литература

1. Бочерашвили В. Т. Педагогический аудит качества знаний: из опыта работы. - М.: АПК и ПРО, 2005 - 80 с.

2. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной программы PISA. Общие подходы. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А., ИОСО РАО, 1999.

3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д. Угринович. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лабораторя знаний, 2006. - 511 с.

4. Файзуллина Г.З., Русских С.И., Шабердина И.А. Азбука исследователя: Учебно-методическое пособие. УдГУ, Ижевск, 2009. - 64 с.

5. Цукерман Г.А., Ермакова И.В., Кудина Г.Н. Соколова

О.В. Понимание противоречий: микроанализ задач теста PISA-2000. //Психологическая наука и образование. -2005. - № 1.

6. Кошевенко С.В. Формирование информационной культуры старшеклассников в профильном обучении // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. -№ 3.

7. Журавлева А.В., Давыдова Н.Н. Повышение качества образования в школе полного дня через реализацию модели компетентностного образования // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 4.

Приложение1

Пример итоговой контрольной работы в 10 профильном классе

Часть1.

А1. Сколько единиц в двоичной записи числа 21,5?

1) 4 2) 6 3) 3 4) 5

А2. В кодировке Unicode на каждый символ отводится два байта. Определите информационный объем слова из четырнадцати символов в этой кодировке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) 284 бита 2) 192 бита 3) 224 бит 4) 28 бит

А3. Для кодировки букв А, Б, В, Г решили использовать двух разрядные двоичные числа (от 00 до 11 соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов АГБВ и записать результат в шестнадцатеричной системе счисления, то получится: 1

1) 36 2) D2 3) 63 4) 2D

А4. Вычислите сумму чисел x и у, при x=D616, у=1058. Результат представьте в двоичной системе счисления.

1) 1000111112 2) 1110110112 3) 1000110112 4) 1001010112

А5. Для поиска фалов используют маски имен файлов. Маска представляет собой последовательность символов, в которых могут использоваться специальные символы: символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ; символ «*» (звездочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе и пустую.

Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: *a???

)) dad 1 2) dad2 3 ) 3daddy 4) add444

А6. Для хранения растрового изображения размером 64*32 пикселя отвели 1 Кбайт памяти. Каково максимальное возможное число цветов в палитре изо-браже ния ?

1) 256 2) 8 3) 16 4) 4

А7. Указанный на рисунке элемент интерфейса MS Word служит для

; . - СП - - - - j ' ■

1) редактирова- 2) редактирова- 3) редактирования 4-) ред.ктирования

ния рисунков ноя таблиц Web-страниц колонтитулов

А8. Дан фрагмент электронной таблицы:

A B C

1 10 20 =A$1+B1

2 30 40

Чему станет равным значение ячейки C2, если в нее скопировать формулу из ячейки С1?

1) 40 2) 50 3) 60 4) 70

А9. Инструмент MS Word «Линейка» служит для

1) редактиро- 2) редактиро- 3) редактиро- 4) редактирования ри- вания та- вания абза- вания ко-сунков блиц цев лонтитулов

А10. Файл созданный в MS Excel называется:

1) рабочая 2) рабочая книга 3) рабочий 4) рабочая тетрадь лист таблица

Часть 2.

В1.Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 512000 бит/с. Передача файла через

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

51

Эксперимент в школе

данное соединение заняла 7 секунд. Определите размер файла в килобайтах.

В2. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 35 оканчивается 3.

В3. Расшифруйте и переведите на русский язык: DVD.

В4. Что влияет на качество графической информации.

В5. Какой текстовый редактор можно использовать для создания документов содержащих картинки.

Часть 3.

С1.Опишите способ кодирования текстовой информации.

С2. Укажите файловые системы, их различия.

С3. Укажите конфигурацию стандартного ПК с пояснением назначения каждого указанного устройства.

Приложение 2

Пример документа-образца для выполнения практической работы

1. Измените поля страницы следующим образом: отступ снизу, справа и сверху 1 см, отступ слева 2 см.

2. Установите шрифт Arial, 14 пт, основной текст, выравнивание по ширине.

3. Наберите предложенный текст.

4. Сохраните файл в папке Мои документы\*, где вместо символа * номер и буква вашего класса, в качестве имени файла используйте свою фамилию.

5. Покажите результат учителю.

6. Откройте ваш файл для редактирования.

7. Измените параметры абзаца: абзацный отступ 2 см, интервал между строками 1,5.

8. Измените шрифт во всем документе на Monotype Corsiva, 13 пт, первый абзац выровняйте по правому краю, второй абзац - по левому краю, третий абзац - по середине.

9. Измените цвет шрифта в четвертом абзаце на синий.

Первой попыткой автоматизированной обработки информации стало создание Чарльзом Бе-биджем в середине XIX века механической аналитической машины. Однако лишь с средины XX века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации (ЭВМ, а затем персонального компьютера), начался постепенный переход от индустриального общества к информационному.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.

Важно не только произвести большое количество продукции, но произвести в нужную продукцию в определенное время, с определенными затратами и так далее. Поэтому в информационном обществе повышается не только качество потребления, но и качество производства; человек, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда, труд становится творческим, интеллектуальным и так далее.

В настоящее время развитые страны мира (США, Япония, страны Западной Европы) фактически уже вступили в информационное общество, другие же, в том числе и Россия, находятся на ближних подступах к нему.

В качестве критериев развитости информационного общества можно выбрать три: наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.

Приложение 3

Пример вопросов для письменной работы

1. Назовите наиболее часто используемые форматы графических файлов и их характеристики.

2. Назовите основные инструменты графического редактора MS Paint.

3. Опишите технологию создания коллажа из нескольких изображений в среде приложения Adobe PhotoShop.

4. Опишите технологию добавления текста в графический документ в среде приложения CorelDraw.

5. Какие типы компьютерной графики существуют? Назовите их основные признаки и области применения.

6. Укажите назначение и основные инструменты встроенного графического редактора в текстовый редактор MS Word.

7. Опишите технологию создания «многослойного» изображения в среде приложения Adobe PhotoShop.

52

Эксперимент и инновации в школе 2011/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.