Научная статья на тему 'Учебный диалог как средство поддержки индивидуальности одаренных старшеклассников'

Учебный диалог как средство поддержки индивидуальности одаренных старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебный диалог как средство поддержки индивидуальности одаренных старшеклассников»

NN 1812-1853 • РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2007ТОМ 4 №4

Молодые ученые

Рожкова С.В.

Учебный диалог как средство поддержки

*

индивидуальности одаренных старшеклассников

Глобальной целью образования является всестороннее развитие учащихся. Современный мир диктует необходимость наряду с экологией природы заботиться об экологии одаренности, экологии духовных, интеллектуальных способностей человека.

Психологические исследования понятий «одаренность» и «способность» (Ю.З Гильбух, В.Н. Дружинин, В.В. Клименко, Н.С, Леонтьев А.Н. Лейтес, С.Л.Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, и другие) показывают: основными понятиями одаренности и способности выступают высокий интеллект, неординарность мышления, которые обеспечивают достижения в различных видах деятельности. Специальная одаренность проявляется так же, как специальные способности на фоне общей одаренности.

Педагогические исследования проблемы развития одаренных детей (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Т.А Ильина и др.) свидетельствуют о том, что если известны составляющие одаренности (способности), то их можно и нужно развивать. [1,2,5]. К. Роджерс исходит из того, что источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Одним из условий ЛОО (значимого) учения он называл недирективную, диалогичную позицию учителя, которому следует опираться на самоактуализирующуся тенденцию своих учащихся. Одарен, не обычно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность, а потому необходим целостный подход к талантливому человеку, прежде всего ребенку [7]. Целью процесса развития одаренных учащихся старших классов следует считать создание предпосылок для проявления уникальности и поддержания успеха в реализации творческого потенциала. Важно, чтобы школьник был готов реализоваться не только в стенах школы, но максимально раскрыл бы свой дар в той сфере жизни, которую он выберет. Необходима такая стратегия обучения, которая сделает возможным реализацию модели, базирующейся на целостном подходе, отражающую динамику развития личности, прежде всего, ее уникальности и нестандартности, личности, способной на генерацию новых, важных для общества идей и открытий. Одарённых детей нельзя нивелировать, чем ярче

Материалы представлены научным руководителем - зав.кафедрой педагогики и педагогической психологии, доктором педагогических наук, профессором В.Т. Фоменко

WWW.PRO.RSU.RU

выражена одарённость, тем более значимой может оказаться личность.

Рассматривая креативность как обязательное отличие одаренных, психолог Рензулли указывает на стремление школьников этого типа продуцировать свои идеи, отличаться от других, на желание выразить и защитить собственную точку зрения. Для учащихся такого плана, тем более для старшеклассников, совершенно необходима диалоговая среда, посредством которой и будут кристаллизоваться их дарования. Свои философские концепции, связанные с диалогичностью, выстроили М.М. Бахтин, В.С. Библер; провели исследования в этом направлении Л.С.Выготский, С.Ю. Курганов. Ученые переключают свое внимание с диалога человека с окружающим миром на отношения человека к человеку, «Я» к другому «Я». Особенности одаренных: быстрота, гибкость, оригинальность мышления, интуиция, перфек-ционизм (сложность), кураж, парадоксальность, диалогичность, навыки поиска, толерантность отшлифовываются к старшему возрасту [1,5]. Подобные качества формирует диалог, и в то же время, можно развивать талант старшеклассников на базе диалогичных методик, опираясь именно на перечисленные характеристики. Такой путь внедрения новой технологии представляется нам желательным, так как он способствует решению вопроса об оптимальных методах обучения одаренных, что увеличивает шансы сохранить генофонд страны. Диалогичное поле позволит школьнику соизмерять свои силы, находить выход творческому потенциалу, оригинальному замыслу. Создавая ситуацию диалога, используя разнообразные методы, учитель помогает старшеклассникам вырабатывать умение предвидеть развитие событий, делать обоснованные выводы, подбирать аргументацию, оперировать противоречиями, создавать систему доказательств. Вспомним знаменитые беседы -диалоги Сократа. Философ утверждал, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию «всеобщего» как истинной морали. Сократ не изрекал истину, не проповедовал ее, а стремился обсудить различные точки зрения, не присоединяясь заранее ни к одной из них. Для одаренного ученика совершенно необходимо присутствие обмена мнениями. Уроки, на которых широко применяется диалог ( уроки-семинары, уроки- игры, пресс-конференции и т.п.), приучают школьников к новизне, творчеству, активности. Диалогичное поле позволяет соизмерять свои силы, находить выход творческому потенциалу, оригинальному замыслу, способствует более активному формированию у учащихся механизма критического мышления: анализа, обобщения, прогнозирования, самооценки. Доверие и уважение к логике партнера стимулирует развитие внутренней потребности к аналитической работе, которая формирует культуру общения, гибкость мышления [4]. Старший школьный возраст - период интенсивного формирования индивидуального стиля деятельности. Учащиеся должны быть научены работать в парах, сотрудничать в небольших группах, осознавать личное участие и ответственность за выполнение задания, конечно, все это не может состояться без множественного диалога.

Естественно, если мы претендуем на применение методики, связанной с диалогичностью, то нам не избежать дискуссии, дебатов, философских бесед и

-С "••———

других способов диалогичного общения, предполагающего обращение учителя к актуально значимому для учащихся опыту. Это, в свою очередь, рождает ощущение общности, как части демократической культуры. Следовательно, именно диалог является эффективным инструментом способа познания, формирования ценностного смыслообразования у каждой одаренной личности.

Работая в рамках коммуникативно-диалогового обучения, мы по итогам собеседований, наблюдений, анкетирования составили кластер на тему: «Что дала учащимся технология диалогового обучения?». Одаренные школьники отметили, что они научились оперировать противоречиями, постигать связь явлений, рассуждать, приводить аргументы и контраргументы; у них расширился круг друзей; уровень общения в школе стал более значим; повысилось качество знаний; учителя отмечают успехи в учебе; желательным стало участие в конференциях, дебатах; многие старшеклассники оказывались победителями конкурсов, олимпиад. Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Для выявления и поддержки таланта следует использовать методику коммуникативно-диалогового обучения.

2. Чтобы успешно осуществлять задачи по развитию одаренности, необходимо создать диалоговую среду, которая расширяет факторное поле становления личности, позволяет проектировать личностно-развивающую систему.

3. Среди факторов, которые действуют вне рамок классно-урочной системы, отметим общение одаренных старшеклассников с талантливыми педагогами, известными учеными, приобщение к научным организациям, к корпоративным российским традициям.

Итак, настаивая на значимости применения диалогового обучения в современном образовании, можно говорить о том, что из ценностного отношения к одаренному ученику возникает понимание цели - поддержать, развить человека, заложить в него механизмы самореализации, необходимые для становления уникального личностного образа.

Литература

1. Абакумова.И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Ростов н/Д.,2003.

2. Бахтинский сборник II Бахтин между Россией и Западом. М., 1991.

3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., Знание. 1991.

4. Гражданское образование. Содержание и активные методы обучения./ под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М., 2006.

5. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2т. Т.1. М., 1983.

7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: становление человека. М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.