Надежда АРЧЕБАСОВА
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИМУЩЕСТВ
(на примере Царицынского уезда Саратовской губернии)
Статья посвящена исследованию практической деятельности школ Министерства государственных имуществ. Автор на примере одной из российских провинций (Саратовской губернии) выявляет влияние школ Министерства государственных имуществ на распространение грамотности среди крестьян и создание условий для развития крестьянского самоуправления. The article is dedicated to the research of practical activity of schools of Ministry of state property. Author reveals the influence of schools of Ministry of state property to spreading literacy among peasants and to forming conditions for development of peasant self-management on example of one of Russian provinces.
Ключевые слова:
образование, Россия, XIX в., народная школа, Министерство народного просвещения, Министерство государственных имуществ; education, Russia, 19th century, public school, Ministry of public education, Ministry of state property.
Одним из основных направлений изменения школьной системы в ходе современной реформы образования в России является внедрение вариативности во все сферы деятельности учебных заведений. Изучение истории народного образования в период Российской империи позволяет использовать на практике накопленный богатый опыт взаимодействия и самостоятельной политики различных министерств и ведомств в XIX в.
Кроме традиционно исследуемой деятельности Министерства народного просвещения и Святейшего синода наиболее последовательной и результативной была работа в этом направлении Министерства государственных имуществ (МГИ). Интересно, что реформы, проводимые среди государственных крестьян, быстро распространялись государством на крестьян удельных, а после отмены крепостного права — на все крестьянское население. Так, с 1797 г. для государственных и удельных крестьян организовывались волости и учреждались волостные правления. Правила для начальных училищ государственных и удельных волостей были утверждены 25 октября 1828 г., а начали такие училища открываться в селениях государственных крестьян с 1830 г., в селениях удельных крестьян — с 1832 г.1 Налицо значительное влияние данного ведомства на распространение грамотности и открытие народных училищ по всей России.
Министерство внутренних дел (МВД) в 1844 г. опубликовало сведения о числе грамотных мужчин в Саратовской губернии, соответствовавшие средним показателям по Европейской России. Среди сельского населения грамотных было больше среди удельных (5,6%) и государственных (2,7%) крестьян, чем среди помещичьих (1,2%)2. На низкие в целом показатели уровня грамотности сильно влияла женская неграмотность и необязательность образовательного ценза для профессиональной деятельности. Наиболее динамично развивалась программа создания учебных заведений начального уровня именно среди государственных крестьян.
Специфика формирования административно-территориального управления и финансирования нашла свое отражение в разнообразии образовательной деятельности на местах не только в рамках губерний, но и уездов Российской империи. Одним из уездов, заселение которого
1 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2, ч. 2. — М., 1994, с. 321.
2 Жильцов П.А., Величкина В.М. Учитель сельской школы. — М., 1985, с. 7.
АРЧЕБАСОВА Надежда Анатольевна — к.и.н., доцент; доцент кафедры истории России ВолГУ
пагскгЬаяома@ mail.ru
происходило практически одновременно с реализацией политики народного просвещения, был Царицынский уезд Саратовской губернии. Параллельность данных процессов позволяет рассматривать становление местной системы образования как результат политики министерств и ведомств XIX в.
Основное население Царицынского уезда сформировалось к середине XIX в.1 По этой причине учреждения образования в уездном центре — городе Царицыне — и посаде Дубовка начали появляться в 10—20-х гг., а в сельской местности в 30— 50-х гг. XIX в. До 1860-х гг. в Царицынском уезде организованные начальные школы (имеющие ведомственное подчинение, стабильные источники финансирования и контролируемые кадры преподавателей) были только в г. Царицыне, п. Дубовка, казачьих станицах, поселениях государственных и удельных крестьян.
Общее количество народных учебных заведений в первой половине XIX в. сложно установить, так как они в основном фиксировались в качестве дополнительных характеристик к топографическим и статистическим описаниям губерний2. Ценным источником в этой связи является созданный членом Саратовской губернской ученой архивной комиссии (СУАК) А.Н. Минхом историко-географический словарь Саратовской губер-нии3. Словарь содержит характеристику населенных пунктов Царицынского уезда с указанием данных о школах и уровне грамотности населения, а также краткие очерки развития народного образования в Царицынском уезде, городе Царицыне и посаде Дубовка, написанные с привлечением многочисленных источников, часть которых не сохранилась до наших дней. Нами также использованы сохранившиеся сведения, собранные для годовых отчетов волостными правлениями, о численности и грамотности населения, об учебных заведениях, составе учащихся и учеников. Эти первоисточники плохо сохранились
1 Любавский М.К. Обзор истории российской колонизации с древнейших времен до ХХ века. — М., 1996, с. 10, 278-279.
2 Россия: Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей / под ред. В.П. Семенова. Т. 6. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. — СПб., 1901; Списки населенных мест Саратовской губернии. Царицынский уезд. — Саратов, 1912.
3 Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Т. 1. — Саратов, 1901.
в архивных фондах, что усиливает их ценность как иллюстративного материала к статистическим общеимперским отчетам.
Известно, что за 1842—1858 гг. в селениях государственных крестьян, которых насчитывалось по России более 20 млн чел., было открыто 2 975 школ. В 40-х гг XIX в. это были самые многочисленные и наиболее благоустроенные светские сельские школы, размещавшиеся в основном в собственных домах4. Однако восстановить историю существования большинства из них, фиксировавшуюся большей частью только в документации волостных правлений, уже невозможно.
На территории Царицынского уезда в 40—50-х гг. XIX в. были созданы три волости государственных крестьян Министерства государственных имуществ (МГИ) — Городищенская, Ивановская и Липовская, относившиеся к Царицынско-Камышинскому учебному округу МГИ. К удельным крестьянам Министерства императорского двора и уделов относились сложное село (удельные и государственные крестьяне) Липовка и село Песковатка с хуторами Леднев и Ильин.
С 1837 г. предполагалось устраивать училища по одному в каждом удельном приказе, но к 1854 г. на территории всего Саратовского губернского удельного имения их появилось только 7.
В 1849 г. в Царицынском уезде работали следующие начальные училища для детей государственных и удельных крестьян:
— в Городищенской волости в селе Пичуга (открыто в 1843 г.) для 60 мальчиков и в деревне Городище (открыто в 1845 г.)5 для 20 мальчиков;
— в Ивановской волости в селе Водяное для 36 мальчиков;
— в Липовской волости в селе Липовка (открыто 1848 г.) для 14 мальчиков и в селе Балыклей для 42 мальчиков и 3 девочек;
— в Песковатской волости в селе Песковатка для мальчиков (удельная шко-ла)6.
Из них дополнительными к обязатель-
4 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. — 4-е изд., доп. и переработ. — М., 1974, с. 194.
5 Ведомости и сведения о состоянии приходских училищ Городищенской волости за 1849 г. // Государственный архив Волгоградской области (ГАВО), ф. И157, оп. 1, ед. хр. 434, л. 1, 5, 19, 20, 23, 32, 36.
6 Отчет о ведомственных удельных школах за 1859 г. // Журнал Министерства народного просвещения (МНП), 1861, № 11, отд. IV, с. 51-59.
ным волостным школам МГИ числились общественные приходские начальные училища в селах Липовка и Пичуга. В общественных зданиях помещались училища в селах Городище и Липовка, остальные — в наемных домах с годовой арендной платой в размере 45 руб.
В 1856 г. было предписано иметь по одному постоянному училищу в каждой волости за счет общественного сбора и расходов МГИ. Кроме того, по желанию местного населения разрешалось открывать дополнительные школы на общественные средства и остатки от училищного капитала МГИ1.
От ведомства государственных имуществ школами заведовал с 1837 г. Ученый комитет МГИ, управляли — губернские палаты государственных имуществ. Управляющий палатой должен был посещать каждое училище один раз в год. Непосредственное наблюдение осуществляли окружные начальники и их помощники. От них требовалось обязательное посещение каждой школы два раза в год и присутствие на годовых экзаменах. Формальное руководство удельными школами было поручено начальнику местной удельной конторы2. Директор народных училищ Саратовской губернии, смотритель Царицынского уездного училища и благочинные наблюдатели церковных школ осуществляли контроль за удельными училищами и училищами МГИ со стороны Министерства народного просвещения (МНП). Однако в их отчетах об осмотрах сельских училищ, неподведомственных Министерству народного просвещения, указывалось часто только название училища и дата осмотра3.
Из более пространных отчетов штатных смотрителей видно, что дети и учителя («наставники») школ МГИ посещали
1 Переписка с помощником окружного начальника и Липовским волостным правлением // ГАВО, ф. И243, оп. 1, ед. хр. 193, л. 5(об); Народное образование в Вятской губернии за последние 10 лет (1864—1874 гг.). — Вятка, 1875, с. 9—10.
2 См. об этом подробнее: Василенко М.Д. Состояние народного образования нерусских народов Поволжья в XVШ—XIX веках (до деятельности И.Н. Ульянова) // Ученые записки ВГПУ. Серия Ист. и филолог., вып. 2. — Владимир, 1956, с. 166, 168—170.
3 По донесениям штатных смотрителей училищ
об обозрении ими сельских училищ министерства государственных имуществ. 14.09.1859—09.01.1860 // Государственный архив Саратовской области (ГАСО), ф. 13, оп. 1, ед. хр. 747.
учебные занятия неаккуратно. Сельский староста села Пичуга просил окружного начальника прислать вместо умершего учителя, совмещавшего преподавательскую деятельность с обязанностями приходского священника, нового из числа «окончивших курс в семинарии учеников, по тому уважению, что из сих может заниматься обучением детей гораздо успешнее, чем священник, ибо священник кроме сих обязанностей имеет особенные и нередко отлучается по приходу своему для исправления треб»4. Штатный смотритель царицынских училищ Виноградов в ежегодных отчетах о ревизиях училищ отмечал постоянные пропуски занятий учителями-наставниками и учащимися. Последних на момент ревизии всегда находилось менее половины от списочного состава, а в 1850 г. в Балыклейском училище Виноградов не увидел ни учителя, ни учеников5. Ежегодно оканчивали курс начальной школы ведомства МГИ всего 1—2 ученика, остальные выбывали в течение учебного курса, так как общество лояльно относилось к незаконченному образова-нию6.
Учителями работали местные священники, получавшие по 85—90 руб. серебром в год7. Крестьянских мальчиков, изредка девочек, в возрасте от 8 до 12 лет набирали в школы из окрестных сел государственных крестьян в радиусе до 10 верст. Списки детей, зачисленных в школы, составляли волостные старшины. Отдельно подавали сведения о грамотных крестьянских мальчиках 18 лет, желающих учиться при губернской палате МГИ на волостного писаря. Желавших учиться и при этом умевших красиво писать практи-
4 Предписания Саратовской палаты государственных имуществ и переписка о продаже книг при училищах и о снабжении училищ школьными письменными принадлежностями, сведения
о вновь открытых училищах и о суммах, ассигнованных на их содержание. 28.02.1849—4.04.1850 // ГАВО, ф. И243, оп. 1, ед. хр. 402, л. 137, 150—151.
5 Сведения о вновь открытых приходских училищах и суммах, ассигнованных на их содержание, замечания смотрителя царицынских училищ о состоянии сельских училищ ведомства государственных имуществ. 18.02.1850—21.01.1851 // ГАСО, ф. 13, оп. 1, ед. хр. 727, л. 130—131(об), 174—175.
6 Сведения об училищах и суммах, ассигнованных на их содержание. 5.06.1848—31.01.1849 // ГАСО, ф. 13, оп. 1, ед. хр. 265, л. 138—139.
7 Вязов Н. Народное образование в Чистопольском уезде с 1861 по 1895 гг. // Русская школа, 1897, № 5—6, с. 186—188.
Таблица
Грамотные и учащиеся в Царицынском уезде в 1854 г.
Население (чел.) мужчин женщин всего
всего 16741 17729 34470
грамотных 8,7% 1% 4,8%
из них детей школьного возраста 3529 3602 7131
учащихся 235 (6,7%) 21 (0,6%) 256 (3,6%)
Любимов П.Г. Указ. соч., с. 47—49.
чески не было. Так, из всего Царицынско-Камышинского округа в 1850/51 уч. г. не смогли найти трех кандидатов в писари в возрасте 18 лет. После длительной переписки между палатой государственных имуществ и волостными старшинами удалось отправить на обучение мальчиков 12, 14 и 16 лет из села Водяное Царицынского уезда1.
С 1851 г. при каждой школе МГИ открыло школьные наставническо-ученические и «продажные» библиотеки. Последние предназначались для «распространения между крестьянами чтения и духовнонравственного преподавания»2.
Данные о количестве учащихся и грамотных по отношению ко всему населению, зафиксированные известным статистиком XIX в. А.И. Артемьевым, сведены в таблицу.
Других типов сельских начальных училищ, кроме проанализированных нами выше, на территории Царицынского уезда экспедиция не обнаружила.
К середине 1860-х гг. численность сельских училищ уезда увеличилась до 27 с общим числом учащихся 502 мальчика и 58 девочек. Из них 8 относились к ведомству МГИ, 1 удельная школа, а остальные являлись церковноприходскими училищами и крестьянскими школами грамоты3.
Созданные в 1864 г. земские органы
1 Переписка с волостными правлениями об обучении крестьянских мальчиков ведению делопроизводства. 26.01.1850-18.09.1854 // ГАВО, ф. И243, оп. 1, ед. хр. 439, л. 1-1(об), 5, 7, 8, 18, 23-23(об), 34, 36-36(об).
2 Предписания Саратовской палаты государственных имуществ и переписка о продаже книг... // ГАВО, ф. И243, оп. 1, ед. хр. 402, л. 7.
3 Доклады комиссии по народному образова-
нию по вопросу об участии губернского земства в деле народного образования // Саратовское ХХІХ очередное губернское земское собрание
1895 г. - Саратов, 1895, с. 44.
самоуправления должны были унифицировать сельские начальные училища. В 1867—1868 гг. содержание школ МГИ и общественных школ в селениях государственных крестьян было предоставлено земским учреждениям. Школы МГИ, часть удельных, сельских общественных, церковноприходских и крестьянских школ грамоты перешли в разряд земско-общественных начальных учебных заведений.
Учебные заведения МГИ являлись первыми постоянными сельскими школами, т.к. на их обеспечение в частных земских повинностях был внесен постоянный расход. С государственных и удельных крестьян взимался особый учебный сбор в размере 5 коп. с души (из расчета 110—175 руб. на одну школу4). К 1866 г. в Саратовской губернии такой сбор увеличился до 9 коп. с души (всего 24 487,29 руб.)5.
Таким образом, распространение грамотности среди государственных и удельных крестьян являлось необходимым условием реформы МГИ по осуществлению действительно крестьянского самоуправления и получения центром обратной связи. Исследование практической деятельности школ МГИ на примере одной из российских провинций позволило показать их влияние на распространение грамотности среди крестьян, создание условий для развития крестьянского самоуправления, формирование сложной вариативной структуры народного образования в России XIX в.
4 Большая часть этой суммы шла на зарплату учителя в размере 100 руб., оставшиеся средства тратились на хозяйственное содержание школы.
5 Доклады комиссии по народному образованию по вопросу об участии губернского земства в деле народного образования // Саратовское XXIX очередное губернское земское собрание 1895 г. -Саратов, 1895, с. 44, 65.