Научная статья на тему 'Учебные игры на занятиях по иностранному языку на начальном этапе обучения в языковом вузе'

Учебные игры на занятиях по иностранному языку на начальном этапе обучения в языковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игровые технологии / функции игры / каналы усвоения информации / принципы усвоения информации / классификация игр / games technologies / game functions / channels of information access / principles of information reception / classifi cation of games

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. В. Марюткина

В статье речь идет о пользе игр как инструмента обучения иностранным языкам на начальном этапе обучения в языковом вузе. Также приводятся принципы классификации и построения учебных игр, их описание и примеры игр, использованных в ходе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL GAMES FOR TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO BEGINNER-LEVEL UNIVERSITY STUDENTS

The article discusses the use to which various language games can be put when teaching foreign languages to beginner and elementarylevel students majoring in linguistics. The author dwells upon the principles of educational games classifi cation and design, goes into their description and gives samples of games which have already been used in the classroom.

Текст научной работы на тему «Учебные игры на занятиях по иностранному языку на начальном этапе обучения в языковом вузе»

УДК 37:316 Е. В. Марюткина

ст. преподаватель кафедры немецкого и французского языков факультета заочного обучения МГЛУ; e-mail: elena.marutrina@gmail.com

УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье речь идет о пользе игр как инструмента обучения иностранным языкам на начальном этапе обучения в языковом вузе. Также приводятся принципы классификации и построения учебных игр, их описание и примеры игр, использованных в ходе обучения.

Ключевые слова: игровые технологии; функции игры; каналы усвоения информации; принципы усвоения информации; классификация игр.

Maryutkina E. V.

Senior Lecturer at the Department of the German and French Languages, D-learning / Correspondence Faculty; e-mail: elena.marutrina@gmail.com

EDUCATIONAL GAMES FOR TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO BEGINNER-LEVEL UNIVERSITY STUDENTS

The article discusses the use to which various language games can be put when teaching foreign languages to beginner and elementary- level students majoring in linguistics. The author dwells upon the principles of educational games classification and design, goes into their description and gives samples of games which have already been used in the classroom.

Key words: games technologies; game functions; channels of information access; principles of information reception; classification of games.

... В игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества.

Ф. Шиллер

Пользу игр как инструмента обучения отмечали еще во времена Античности. Платон считал их полезным занятием, а Аристотель говорил об особой роли словесных игр в развитии интеллекта. В эпоху Просвещения игры также использовали в обучении, однако позже их использование как элемента урока стало считаться несоответствующим достижению высокой цели обучения.

В условиях современного мира человек сталкивается с необходимостью постоянного обмена информацией в процессе

коммуникации. Моделью данного процесса может выступать игра. Новые требования, предъявляемые современным обществом к обучению, сделали возможным и даже необходимым использование игры на занятиях по иностранному языку.

Проблема применения игровых технологий в процессе обучения не оставлена без внимания и в последнее время. Следует отметить имена таких отечественных ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, которые занимались педагогическим аспектом игры. Д. Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями: развитие мотивационно-потребностной сферы, познание, умственные действия произвольного поведения [4, с. 38].

Следует назвать ряд причин, говорящих об эффективности использования игры в процессе обучения. К ним относятся:

• моделирование определенных ситуаций, с которыми обучающемуся предстоит встретиться в жизни (в магазине, ресторане, у врача, парикмахера);

• мотивация речевой деятельности (поскольку обучающиеся находятся в ситуации, когда им необходимо что-то сказать, спросить, уточнить);

• использование изучаемого языка на практике, его языковых структур (устойчивые словосочетания, лексические и грамматические единицы), а также соответствующих языковых компетенций;

• оказание положительного влияния на работу в паре и группе вследствие мотивации учащихся, развитие таких качеств, как самостоятельность и инициативность, с одной стороны, и умение работать в команде - с другой;

• использование в различной аудитории учащихся (разный возраст обучающихся, разный уровень владения языком), а также в различные фазы занятия (для введения нового материала, повторения уже усвоенного), а также с разным материалом (лексическим, грамматическим, фонетическим);

• задействование всех каналов восприятия информации (зрительного, слухового и кинестетического), делая учебный материал возможным для восприятия всеми типами обучающихся;

• задействование всех обучающихся, а не только лидеров;

• более эффективное запоминание материала, используемого в игре, благодаря эмоциям, которые студенты испытывают в процессе обучения.

Использование игрового метода способствует выполнению важных методических задач, таких как создание психологической готовности обучающихся к речевому общению, обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала, а также тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще [3, с. 12]. Наряду с этим существуют критерии, способствующие успешному использованию игр на уроке:

- правила и ход игры должны быть легкими для объяснения и восприятия;

- наряду с целью обучения нельзя забывать и о цели самой игры, иначе она станет неинтересной;

- игра должна быть увлекательной и побуждать к активному взаимодействию;

- важна возможность самореализации каждого учащегося в отдельности;

- критерии успешного выполнения игровой задачи должна содержать сама игра, что способствует объективности оценки;

- процесс игры не рекомендуется прерывать исправлением ошибок, они фиксируются учителем и обсуждаются отдельно, после окончания игровой деятельности;

- игры должны соответствовать возрасту обучающихся, уровню владения языком и содержать социокультурные аспекты.

Помимо изложенного, для успешной работы с играми на уроке очень важно учитывать принципы усвоения информации учащимися. Они были заложены в систему нейролингвистического программирования, разработанную в 1960-1970-х гг. психологом Р. Бендлером и лингвистом Дж. Гриндером. М. Гриндер адаптировал эти разработки для педагогики.

Человек при восприятии, переработке и хранении информации в разной степени использует зрительный, слуховой и тактильный каналы. Так, М. Гриндер различает три типа обучающихся по принципу восприятия ими информации.

Первый тип - визуальный. Принято считать, что «визуалы» -наиболее «удобный» тип для преподавателя, так как они ориентируются на конечный результат, работают планомерно, спокойны и внимательны, не отвлекаются и следят за тем, чтобы их учебные материалы всегда выглядели аккуратно. Они отличаются богатой

фантазией, запоминают материал, ориентируясь на то, что видели (например, они могут воспроизвести список слов, который лежал перед ними). Наиболее эффективно такой тип обучающихся воспринимает материал в случае его подачи с использованием ярких цветов, различных форм, картинок или графиков.

Второй, самый редкий тип, - аудиальный. Люди этого типа любят дискуссии, легко уходят от темы, однако при этом хорошо помнят предмет беседы. В речи они используют определенный ритм, а при передаче информации рассказывают все от начала до конца, поскольку запоминают информацию в том порядке, в котором ее получают. «Аудиалы» легко и очень часто дословно могут передать услышанное, при этом они сохранят интонацию говорившего. Написание слов они запоминают по их звучанию. Для них очень важны интонация, звуки, тембр голоса.

Третий тип - кинестетический. Этот тип для преподавателя наиболее «неудобный». Часто обучающихся этого типа описывают как гиперактивных, несконцентрированных на предмете обсуждения и невнимательных. Люди этого типа говорят громко, при этом активно жестикулируют, им необходимо до всего дотронуться. Учатся люди этого типа методом проб и ошибок, у них нет определенного плана действий. Часто «кинестетики» невнимательны к деталям, а информацию запоминают по общему впечатлению от того, что им удалось ощутить и прочувствовать.

Считается, что изначально человек пользуется всеми каналами для получения информации, но с возрастом один из них становится приоритетным. Поэтому во время занятий очень важно воздействовать на все каналы восприятия, в этом может помочь использование на уроке игр.

Существуют различные варианты классификации игр. По целям и задачам их можно разделить на языковые, помогающие усвоить разные аспекты языка (языковые игры, в свою очередь, делятся на грамматические, лексические, фонетические), и речевые игры, направленные на формирование соответствующих языковых компетенций.

По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, викторины и т. д.), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные) [1].

По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные [2].

При обучении немецкому языку как второму иностранному на факультете заочного обучения в период учебно-экзаменационной сессии был проведен следующий эксперимент. В двух параллельно обучающихся группах учебный материал подавался по-разному: в одной группе на занятиях учащимся было предложено выполнить различные игровые упражнения, в другой - материал изучался без использования игрового воздействия. В результате промежуточного контроля, проведенного в конце семестра, было выяснено, что группа, во время обучения которой использовались игры, усвоила материал намного лучше. Также следует заметить, что обучающимся запомнились те лексические и грамматические конструкции и обороты, которые были использованы в соответствующих играх. При ответе на вопрос, почему запомнился данный материал, преобладал ответ «понравился» или «был интересен», следующий по популярности ответ: «повторил конструкцию несколько раз».

В качестве примеров, используемых на занятиях, а также использованных в эксперименте игр можно привести следующие: игры с карточками, игры на говорение, игры на письмо.

Рассмотрим, например, игры с карточками (см. рис. 1). Среди них выделяется лото.

Игра состоит из поля и отдельных карточек, которыми предстоит заполнить поле. В зависимости от поставленной задачи может варьироваться материал и его сложность, например поле может содержать письменные обозначения числительных, а отдельные карточки - их числовое

значение; или же на поле могут к к Рис. 1

быть изображены предметы, а их

названия находиться на отдельных карточках. Можно усложнить задачу и предложить учащимся собрать слова для обозначения изображенных на поле предметов из отдельных букв на карточках,

или облегчить ее и оставить на поле не только изображение, но и название предмета, предложив подобрать подходящие определения, написанные на отдельных карточках.

В ходе эксперимента использовалась тема «Числительные». В качестве исходного материала было использовано поле с цифровым обозначением числительного, а также отдельные карточки, на которых числительное было написано словом. Группа обучающихся случайным образом делится на команды по 4 человека, каждая команда получает комплект материалов. На игру отводится около 3-х минут, в течение которых каждый из участников команды по очереди вытаскивает из закрытой стопки карточку с числительным-словом, озвучивает его, после чего вся группа быстро ищет предложенное числительное в цифровом обозначении. Стоит отметить такой важный момент, как лимит времени: это заставляет обучающегося мобилизоваться и является дополнительным мотивирующим фактором.

На этапе контроля учащимся было предложено прочитать соответствующие числительные. В итоге удалось не только запомнить числительные на слух, прочитать их, но и зрительно запомнить форму их написания, а также активизировать учащихся после более монотонной формы работы.

Другой вид учебной игры с карточками - домино (см. рис. 2).

Игра состоит из карточек, каждая из которых разделена на две части, например картинки и слова, несвязанные между собой. Карточки нужно соединить таким образом, чтобы каждая последующая образовывала пару с предыдущей. В качестве заданий может быть использован грамматический материал (например, единственное - множественное число существительных, временные формы глагола), лексический материал (например, подобрать название изображенному предмету-явлению) и любой другой.

Таким образом, на занятии закреплялась тема «Время». Работа осуществлялась в парах. Материалом послужила готовая игра издательства Е№1еЦЪг2еШотто. Она представляет собой набор

Рис. 2

карточек (48 штук), на одной части которых время изображено на циферблате часов, на другой - написано словами. Учащимся предлагалось за 10 минут соединить карточки между собой. Этап контроля заключен в саму игру - карточки не выстроятся в ряд, если будет допущена ошибка. В результате игры удалось закрепить довольно сложную тему «Время».

Представляется также целесообразным использовать в учебном процессе так называемый пазл (см. рис. 3).

I

Рис. 3

Игра состоит из нескольких фрагментов, перемешанных между собой. Задача обучающегося - собрать изначальный вариант, например какого-либо текста.

Еще одним примером пазла может служить «тримино» - набор из треугольников, на каждой стороне которого написана, например, временная форма глагола. При этом треугольники разрезаны между собой так, чтобы на каждом была только одна форма соответствующего глагола. Обучающийся должен соединить стороны таким образом, чтобы на соприкасающихся сторонах оказались формы одного глагола.

Студентам предлагался описанный выше вариант тримино с временными формами глагола. Группа была разделена на пары таким образом, чтобы менее активные или хуже владеющие материалом учащиеся работали вместе. Время не лимитировалось с целью дать более слабым ученикам возможность выполнить задание с использованием вспомогательных материалов. На этапе контроля группа называла формы соответствующих глаголов. В итоге удалось не только мотивировать учащихся, но и проконтролировать запоминание такого сложного материала, как временные формы немецкого глагола, ведь материал был представлен в необычной форме, а не в виде привычных таблиц.

Хорошие результаты были достигнуты и при использовании такой известной игры, как Memory, или найди пару (см. рис. 4).

Игра состоит из двух парных картинок, надписей, или соответ- fz ствий: картинка-надпись, надпись-текст, картинка-текст. Задача обучающегося - найти пару соответствий из большого количества перевернутых неинформативной стороной кар- рис 4 точек.

Данная игра использовалась на дополнительных занятиях после прочтения текста о достопримечательностях Берлина. Обучающиеся должны были найти пару одинаковых достопримечательностей Берлина и назвать их. Материалом послужил готовый комплект «Mini - MemoBerlin» издательства Braun. Игра проводилась в группах по 4 человека, рекомендованное время выполнения составляло 15 минут. В качестве контроля студентам были предложены увеличенные копии изображенных на элементах игры картинок, которые нужно было назвать, а также рассказать несколько слов из прочитанного текста. Таким образом удалось обсудить прочитанный текст и сделать материал узнаваемым.

Далее рассмотрим другой тип игр - игры на говорение.

Самой простой формой игры на говорение является интервью. При этом, в зависимости от заданной темы, может использоваться не только на начальном этапе обучения. Например, если в качестве

темы для интервью предложить собеседование с работодателем, то грамматическим аспектом будут предлоги с дательным падежом. (Wann haben Sie Ihr Diplom gemacht? - vor 2 Jahren). Также в процессе интервью учащиеся используют и устойчивые словосочетания, союзы, коннекторы, что делает их речь более живой.

Во время эксперимента использовалось интервью - беседа с работодателем. На подготовительном этапе студентам предлагалось сделать заметки в форме «год - событие». Для проведения интервью использовались устойчивые словосочетания, заранее выбранные самими студентами из текста-интервью. В ходе диалога обучающиеся провели интервью друг друга, сделав соответствующие заметки.

На этапе контроля предлагалось рассказать трудовую биографию своего партнера по интервью. Таким образом учащиеся заучили фразы для интервью в контексте, использовали такую грамматическую тему, как «Предлоги с дательным падежом», которая преобладала в упражнении.

Еще одной эффективной для запоминания учебного материала игрой является «снежный ком».

Учащимся предлагается продолжить высказывание, повторив то, что уже было сказано до этого. Например, Ich fahre nach Berlin und nehme X mit. Ich fahre nach Berlin und nehme X und Y mit. С помощью этого упражнения можно тренировать лексический и грамматический аспекты говорения.

На занятии данная игра была использована в контексте изучения грамматической темы «Винительный падеж». В качестве предметов, которые можно взять с собой, предлагалось вспомнить те, которые встречались в лексическом минимуме урока. В упражнении участвовала вся группа, деление на подгруппы не осуществлялось. По итогам выполнения упражнения удалось повторить тему «Винительный падеж существительных» и активный словарь.

Примером игры на письмо может послужить игра «Невероятная история».

Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека, им предлагается тема для истории. Каждый участник должен написать несколько предложений по данной теме и через определенное время передать свой лист другому участнику группы, после чего каждый должен продолжить ту историю, которая теперь оказалась перед ним. Данная игра помогает не только тренировать грамматический и

лексические конструкции, но и скорость реакции на иностранном языке.

В ходе эксперимента студентам предлагалась тема «Времена года». Группа была разделена на подгруппы по 4 человека, каждый получил лист бумаги и ручку, после чего была озвучена тема и дано время (2 минуты) на обдумывание. Далее в течение 5 минут каждый студент писал начало своей истории. Затем листок был передан по часовой стрелке, дано время на прочтение написанного (2 минуты), обдумывание (2 минуты), изложение продолжения истории (5 минут). Важным фактором являлся лимит времени. Он позволил не только мобилизовать учащихся и не превратить работу в обычное сочинение, но и повторить лексику по данной теме, а также тренировать умение быстро и грамматически корректно выражать свои мысли на иностранном языке.

С учетом изложенного можно сделать вывод о несомненной пользе такого инструмента обучения, как игра. Она является мотивирующим фактором, развивает конкретные лексические и грамматические навыки, характеризуется спонтанностью, что еще больше приближает обучение к использованию иностранного языка в реальной жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колесникова И. Е. Игры на уроке английского языка. - Минск : Народная Асвета, 1990. - 22 с.

2. Комарова Ю. А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. - СПб. : Каро, 2001. - 114 с.

3. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. -СПб. : Каро, 2008. - 12 с.

4. Петричук И. И. Еще раз об игре // Иностранные языки в школе. -2008. - № 2. - С. 7-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.