Научная статья на тему 'Учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов-агрономов (II сертификационный уровень владения РКИ)'

Учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов-агрономов (II сертификационный уровень владения РКИ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
814
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЛИНГВОДИДАКТИКА / ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-АГРОНОМОВ / УЧЕБНИК ПО РКИ / METHODS OF TEACHING RUSSIAN / METHODS OF TEACHING RUSSIAN FOR PROFESSIONAL PURPOSES / TEACHING RUSSIAN TO FOREIGN STUDENTS OF AGRICULTURAL FACULTIES / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE MANUAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Титова Людмила Александровна, Арзуманова Раиса Аркадьевна

В статье кратко изложена концепция пособия для иностранных студентов-агрономов, предназначенного для формирования профессионально-коммуникативной компетенции, а также представлен фрагмент урока пособия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Титова Людмила Александровна, Арзуманова Раиса Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manual on Russian language for students of agricultural faculties (II

In this article the model of Russian language manual for foreign students of agricultural faculties is under discussion. An abstract of the manual illustrates the authors' position.

Текст научной работы на тему «Учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов-агрономов (II сертификационный уровень владения РКИ)»

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-АГРОНОМОВ (II сертификационный уровень владения РКИ)

Л.А. Титова, Р.А. Арзуманова

Кафедра русского языка Медицинский факультет Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье кратко изложена концепция пособия для иностранных студентов-агрономов, предназначенного для формирования профессионально-коммуникативной компетенции, а также представлен фрагмент урока пособия.

Ключевые слова: методика обучения РКИ, профессионально-ориентированная лингводидак-тика, обучение русскому языку иностранных студентов-агрономов, учебник по РКИ.

На кафедре русского языка медицинского факультета Российского университета дружбы народов разрабатывается пособие по русскому языку для иностранных студентов-агрономов, в котором отбор, систематизация и методическая интерпретация языкового и речевого материала осуществляется на базе принципов функционально-коммуникативной лингвистики и коммуникативно-деятельностной методики. Данное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по русскому языку для иностранных учащихся естественнонаучного, медико-биологического и инженерно-технического профилей (II сертификационный уровень владения русским языком в учебной и социально-профессиональной макросферах) [1].

В пособии также отражены методические стратегии, рекомендованные комплексом новых программ [2; 3], по которым уже в течение ряда лет ведется обучение русскому языку студентов-нефилологов в Российском университете дружбы народов.

Основной целью пособия является формирование у студентов-агрономов профессионально-коммуникативной компетенции на основе принципов взаимосвязанного обучения основным видам речевой деятельности, текстоцентрического подхода, антропоцентризма и т.д. Методические задачи, определяемые указанной целью, были успешно реализованы в учебнике по русскому языку для иностранных студентов-медиков [4], созданном коллективом авторов на кафедре русского языка медицинского факультета Российского университета дружбы народов. При разработке учебного пособия для иностранных студентов аграрного факультета была выявлена номенклатура метатем, актуализирующихся в научных текстах по ботанике и биологии; проанализирована содержательная структура каждого типа текста как варианта реализации семантического поля определенной метатемы; определены типы речевых произведений, различающиеся по доминирующей целевой направленности текста; выявлены модели предложений, актуализирующие типовые смыслы; определены способы и средства выражения категории последовательности текста.

Пособие состоит из нескольких разделов, включающих блоки актуальных для данного контингента учащихся тем (Структура предмета; Качественные и количественные характеристики, свойства предмета; Функция предмета; Общая характеристика предмета; Общая характеристика процесса; Стадии процесса; Обусловленность процесса и т.д.). Каждый урок содержит предтекстовые задания, целью которых является формирование языковой компетенции, притекстовые задания, тексты, а также послетекстовые задания, направленные на формирование коммуникативных умений. В пособие также включена система заданий, направленная на обучение продукции письменных текстов. Завершает урок блок заданий для самостоятельной работы.

В качестве примера приводим фрагмент урока пособия.

ТЕМА: ФУНКЦИЯ ПРЕДМЕТА

Задание 1. Определите значение слов, исходя из значений их составных частей.

Семязачаток, семяпочка, семядоля, семяножка.

Бесцветковый, околоцветник, соцветие, цветоложе, цветоножка.

Задание 2. Прочитайте группы однокоренных слов. Определите их грамматические классы. Определите значение незнакомых слов исходя из их словообразовательных связей.

Движение, двигательный, подвижный, двигаться, передвигаться, передвижение;

производить, производство, воспроизводство, воспроизводить, самовоспроизводство.

Задание 3. А. Образуйте от глаголов существительные и прилагательные со значением «функция». Заполните таблицу. Запомните способы образования существительных и прилагательных.

глаголы существительные прилагательные

процесс субъект действия

регулировать регуляция регулятор регуляторная

координировать —

стимулировать —

Б. Запомните, как образуются прилагательные со значением «функция» от данных ниже существительных:

структура — структурная рефлекс — рефлекторная

энергия — энергетическая

Задание 4. А. Идентифицируйте функцию предмета, используя информацию таблиц и данные ниже модели предложений. 1. Модель:

что? выполняет какую? функцию Пример: Митохондрии выполняют в клетке энергетическую функцию.

предмет функция

1) околоцветник защитная

2) одревесневшие стенки растительных клеток скелетная

2. Модель:

что? выполняет функцию чего? (субъект действия, процесс) Примеры: Ферменты выполняют функции катализаторов. Нейроны выполняют функции возбуждения и проведения нервного импульса.

предмет функция

1) покровные ткани предохранение растения от высыхания и других неблагоприятных воздействий внешней среды

2) колленхима опора молодых растущих органов

3. Модель:

что? служит/является чем? (субъект действия, название объекта по функции)

Пример: Ферменты служат катализаторами всех реакций в клетке.

предмет функция

1) метаморфизированные побеги вместилище запасных продуктов

2) верхняя клейкая часть пестика — рыльце улавливание пыльцы при опылении

4. Модель:

что? участвует в чем? (П.П.)

обеспечивает что? (В.П.)

осуществляет что? (В.П.)

(процесс)

Примеры: Органы растения участвуют в процессе его ориентации в пространстве. Органы растения обеспечивают (осуществляют) его ориентацию в пространстве.

предмет функция

1) устьичные аппараты газообмен и транспирация

2) листовая пластинка фотосинтез, газо- и водообмен

Б. Спросите о функции предмета.

Образец: Какую функцию выполняют органы растения? Задание 5. А. Сообщите о сущности функции предмета. Модель:

что? заключается/состоит в чем? (П.П.) проявляется в том, что ...

Примеры: Структурная функция белков заключается \ состоит в том, что они являются основным строительным материалом клетки. Биологическая функция скелета проявляется в том, что он участвует в обмене веществ.

предмет функция сущность функции

1) белки ферментативная катализ всех реакций в клетке

2) листья робинии (белой акации) защитная охрана растения от повреждения животными

Б. Спросите о сущности функции предмета.

Образец: В чем заключается структурная функция белков?

Задание 6. А. Сообщите об обусловленности функции предмета. Модель:

что? связано с чем? (Т.П.) \ с тем, что ... Примеры: Эпидерма выполняет защитную функцию. Защитная функция эпидермы связана с наличием выростов — волосков, чешуек.

предмет функция фактор

1) сосуды механическая одревеснение их стенок

2) стебель опорная механические ткани

Б. просите об обусловленности функции. Образец: С чем связана защитная функция эпидермы?

♦ Обратите внимание!

Тексты о функциях предмета могут включать следующие типовые смысловые компоненты:

1. Идентификация функции.

2. Сущность функции.

3. Механизм реализации функции.

4. Обусловленность функции.

Задание 7. Прочитайте текст. Определите, какие типовые смысловые компоненты текстов о функции объектов в нем есть.

ТКАНИ

Задание 8. Дайте общую характеристику текста: ответьте на вопросы Как называется текст? О чем говорится в этом тексте?

Задание 9. Просмотрите микротексты 3 и 11, обратите внимание на выделенное слово «это», замещающее содержание предыдущего предложения или его фрагмента.

Задание 10. А. Составьте сложный номинативный план фрагмента текста (абзацы 1—8).

Б. Опираясь на план, расскажите о меристематических и покровных тканях. Используйте в своем рассказе все известные вам средства связи.

Задание 11. А. Просмотрите абзацы 9—18. Заполните таблицу по образцу.

Б. Опираясь на таблицу, расскажите о функциях основных, механических, проводящих и выделительных тканей.

Название ткани Функция

Основные ткани фотосинтез, хранение запасных продуктов, поглощение веществ

Механические ткани опорная

Проводящие ткани движение воды и минеральных солей от корня по стеблю к листьям и перемещение органических веществ из листьев во все остальные органы растений

Выделительные ткани удаление экскреторных веществ из организма или накопление их в особых вместилищах

Задание 12. Расскажите об органоидах клетки по плану.

ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ

1. Лизосомы.

1.1. Размер и внешний вид лизосом (0,5—2 мкм; пузырьки).

1.2. Наличие в лизосомах ферментов, которые могут расщеплять белки, липи-ды, полисахариды и т.д.).

1.3. Функция лизосом (разрушение отдельных органелл или участков цитоплазмы, необходимое для обновления клеток).

2. Митохондрии.

2.1. Форма митохондрий (разнообразная: овал, круг, цилиндр, гантеля, ветвь).

2.2. Количественные характеристики митохондрий.

2.2.1. Длина митохондрий (2—5 мкм).

2.2.2. Максимальная длина у цилиндрических форм (7 мкм).

2.2.3. Диаметр митохондрий (0,3—1 мкм).

2.3. Наличие двух мембран на поверхности митохондрии.

2.4. Функция митохондрий (энергетическая).

3. Рибосомы.

3.1. Внешний вид и диаметр рибосом (гранулы; около 20 нм).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.2. Местоположение рибосом (гиалоплазма или поверхность мембран эндо-плазматического ретикулума).

3.3. Компоненты рибосом (белок и РНК).

3.4. Отсутствие у рибосом мембранной структуры.

3.5. Сущность функции рибосом (синтез белка, самовоспроизводство живой материи).

4. Сферосомы.

4.1. Форма сферосом (округлая).

4.2. Диаметр сферосом (0,5—1 мкм).

4.3. Функция сферосом (центры синтеза и накопления растительных масел).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень владения русским языком в учебно-профессиональной сфере. Для учащихся естественнонаучного, медико-биологического и инженерно-технического профилей / И.К. Гапочка, В.Б. Куриленко, Л.А. Титова. — М.: Изд-во РУДН, 2003.

[2] Требования по русскому языку как иностранному. Второй уровень владения русским языком в учебной и социально-профессиональной макросферах. Для учащихся естественнонаучного, медико-биологического и инженерно-технического профилей / И.К. Гапочка, В.Б. Куриленко, Л.А. Титова. — М.: Изд-во РУДН, 2005.

[3] Программа по русскому языку как иностранному. Профессиональный модуль. Второй уровень владения русским языком в учебной и социально-профессиональной макросферах. Для студентов, обучающихся в вузах медико-биологического профиля / И.К. Гапочка, В.Б. Куриленко, Л.А. Титова, М.А. Макарова, Т.А. Смолдырева. — М.: Изд-во РУДН, 2005.

[4] Куриленко В.Б., Титова Л.А., Смолдырева Т.А., Макарова М.А. Русский язык для иностранных студентов-медиков. Второй уровень владения русским языком в учебной и социально-профессиональной макросферах: Учебник. — Ч. 1. — М.: Изд-во РУДН, 2008.

MANUAL ON RUSSIAN LANGUAGE FOR STUDENTS OF AGRICULTURAL FACULTIES (II certificate level)

L.A. Titova, R.A. Arzumanova

Russian Language chair Medical Faculty Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In this article the model of Russian language manual for foreign students of agricultural faculties is under discussion. An abstract of the manual illustrates the authors' position.

Key words: methods of teaching Russian, methods of teaching Russian for professional purposes, teaching Russian to foreign students of agricultural faculties, Russian as a foreign language manual.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.