Научная статья на тему 'Специализированный веб-сайт в профессионально- коммуникативном образовании иностранных медиков'

Специализированный веб-сайт в профессионально- коммуникативном образовании иностранных медиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЛИНГВОДИДАКТИКА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО / METHODS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / ЭЛЕКТРОННЫЕ ЛИНГВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC LANGUAGE EDUCATIONAL RESOURCES / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ВЕБ-САЙТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ / PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE TRAINING OF FOREIGN MEDICAL STUDENTS / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ / INFORMATIZATION AND DIGITALIZATION OF THE HIGHER SCHOOL OF MEDICINE / PROFESSIONALLY ORIENTED LINGUODIDACTICS / SPECIALIZED WEBSITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куриленко В. Б., Бирюкова Ю. Н., Щербакова О. М.

В статье проведен анализ специализированных веб-сайтов по русскому языку как иностранному, которые можно сгруппировать следующим образом: сайты-площадки, сайты-библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных, диагностические сайты, сайты мультимедийные учебники по русскому языку как средству профессиональной коммуникации, сайты коллекции учебных пособий. В статье также представлена концепция специализированного веб-сайта как инновационного средства формирования и развития профессионально-коммуникативной компетенции иностранных врачей и провизоров, рассмотрены его структура и содержание. На данном сайте размещены материалы для будущих врачей, провизоров, стоматологов. Он включает пять разделов, четыре из которых адресованы основным категориям иностранных обучающихся («РКИ для студентов», «РКИ для ординаторов» «РКИ для аспирантов», «РКИ для абитуриентов»), цель пятого («Методическая копилка») методическая поддержка преподавателей РКИ. Проанализированы основные функции, лингвометодический потенциал, роль в системе профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранцев, а также методической поддержки преподавателей РКИ. Веб-сайт обеспечивает непрерывное обучение студентов-медиков всех этапов вузовского образования, их самостоятельную работу, методическую поддержку преподавателей русского языка как иностранного. Результаты исследования могут быть использованы в системе профессионально-коммуникативной подготовки иностранных специалистов-медиков, получающих образование в различных вузах России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куриленко В. Б., Бирюкова Ю. Н., Щербакова О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZED WEBSITE IN THE PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE EDUCATION OF FOREIGN DOCTORS

The article analyzes the specialized websites on Russian as a foreign language, which can be grouped as follows: site-sites, sites-libraries of electronic databases, diagnostic sites, sites multimedia textbooks on Russian as a means ofprofessional communication, sites collections of textbooks. The article also presents the concept of a specialized website as an innovative means offormation and development of professional and communicative competence of foreign doctors and pharmacists, its structure and content. On this website you can find the materials for future doctors, pharmacists, dentists. It includes five sections, four of which are addressed to the main categories of foreign students ("Russian as a foreign language for students", Russian as a foreign language for students for residents" "Russian as a foreign language for students for graduate students", "Russian as a foreign language for students for applicants"), the fifth goal ("Methodical Bank") methodological support of teachers of the Russian language as a foreign for students. The main functions, linguometric potential, role in the system ofprofessionally oriented teaching of Russian to foreigners, as well as methodological support of teachers of the Russian language are analyzed. The website provides continuous training ofmedical students ofall stages of higher education, their independent work; methodological support of teachers of Russian as a foreign language. The results of the research can be used in the system ofprofessional and communicative training of foreign medical specialists, getting the education in various universities of Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Специализированный веб-сайт в профессионально- коммуникативном образовании иностранных медиков»

2018, том 20 [6]

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-6-29-34

УДК 37.022

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ВЕБ-САЙТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ИНОСТРАННЫХ МЕДИКОВ

Куриленко В.Б., Бирюкова Ю.Н., Щербакова О.М.

ФГАОУ ВО «Российскийуниверситет дружбы народов», г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье проведен анализ специализированных веб-сайтов по русскому языку как иностранному, которые можно сгруппировать следующим образом: сайты-площадки, сайты-библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных, диагностические сайты, сайты - мультимедийные учебники по русскому языку как средству профессиональной коммуникации, сайты - коллекции учебных пособий. В статье также представлена концепция специализированного веб-сайта как инновационного средства формирования и развития профессионально-коммуникативной компетенции иностранных врачей и провизоров, рассмотрены его структура и содержание. На данном сайте размещены материалы для будущих врачей, провизоров, стоматологов. Он включает пять разделов, четыре из которых адресованы основным категориям иностранных обучающихся («РКИ для студентов», «РКИ для ординаторов» «РКИ для аспирантов», «РКИ для абитуриентов»), цель пятого («Методическая копилка») - методическая поддержка преподавателей РКИ. Проанализированы основные функции, лингвометодический потенциал, роль в системе профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранцев, а также методической поддержки преподавателей РКИ. Веб-сайт обеспечивает непрерывное обучение студентов-медиков всех этапов вузовского образования, их самостоятельную работу, методическую поддержку преподавателей русского языка как иностранного. Результаты исследования могут быть использованы в системе профессионально-коммуникативной подготовки иностранных специалистов-медиков, получающих образование в различных вузах России и за рубежом.

Ключевые слова: профессионально ориентированная лингводидактика, методика преподавания русского языка как иностранного, электронные лингвообразовательные ресурсы, специализированный веб-сайт, профессионально-коммуникативное обучение иностранных студентов-медиков, информатизация и цифровизация высшей медицинской школы.

Введение. Отличительной чертой современного высшего образования является активная информатизация всех составляющих учебной и воспитательной деятельности. С одной стороны, этот процесс детерминирован большим образовательным потенциалом информационных технологий, с другой стороны он обусловлен виртуализацией социальных сфер, профессиональных сред, общей

цифровизацией мира. Все накопленные человечеством знания, опыт, культурное наследие в настоящее время активно переводятся в цифровую форму, накапливаются в интернет-библиотеках, интернет-музеях, базах данных и иных электронных (в том числе сетевых) хранилищах. Создается цифровая копия окружающей нас действительности, при этом почти любой ее сегмент является

—--—

~ 29 ~

—--—

доступным для каждого из нас в любой точке земного шара.

Высшая медицинская школа не является исключением. Информатизация медицинского образования детерминирована как задачами обучения, так и интенсивной информатизацией профессиональной деятельности врача и всей системы мирового здравоохранения в целом. В настоящее время большинство стран мира создает единое информационное пространство в сферах здравоохранения и социального развития. Так, в российских больницах и поликлиниках внедряется практика ведения электронных медицинских карт амбулаторного / стационарного больного. Активно развивается медицинское сетевое сообщество, в электронных медицинских журналах печатаются научные работы по всем актуальным проблемам здравоохранения, а сетевые медицинские библиотеки ежедневно пополняются десятками электронных версий, наиболее востребованных научных, учебных, справочных изданий. В «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.» перед высшей медицинской школой России поставлены задачи «развития информатизации обучения в медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях: формирования электронных библиотек и справочно-информационных баз данных, внедрения информационных технологий и систем менеджмента качества в образовательный процесс» [1, с. 17].

На данный момент в нашей стране также активно развиваются телемедицинские технологии, которые позволяют оперативно, в дистанционной форме решать важнейшие вопросы, связанные с оказанием медицинской помощи: провести дистанционный видеоконсилиум (в том числе трансграничный) с ведущими специалистами, проконсультировать больного, который по каким-либо причинам не может прийти на прием к врачу.

Эти технологии открывают широкие перспективы перед непрерывным медицинским образованием: дистанционные мастер-классы по новым медицинским технологиям и оборудованию на

базе видео-конференц-связи; дистанционные интерактивные курсы телелекций профессоров ведущих вузов РФ; участие в международных телесимпозиумах. Все эти перспективные изменения в сфере подготовки и профессиональной переподготовки врачей стали возможными благодаря внедрению телекоммуникационных технологий.

Еще одна интересная новация, обозначенная в новом федеральном законе, - создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, которая будет аккумулировать и осуществлять цифровизацию документов, содержащих профессионально значимую информацию. Современный выпускник высшего медицинского учебного заведения должен быть готов к работе в новой информационной профессиональной среде, владеть навыками и умениями сетевой и телемедицинской коммуникации, свободно использовать в процессе профессионального общения электронные, цифровые и телекоммуникационные технологии, знать особенности новых жанров электронной медицинской документации. Формирование информационной грамотности, умений профессионального общения на русском языке с использованием информационных технологий становится одной из важнейших задач курса профессионально-коммуникативной подготовки иностранных медиков. Эффективному решению указанных методических задач способствует разработка сетевых лингвооб-разовательных ресурсов, в том числе специализированных веб-сайтов, содержащих необходимые учебные и методические материалы.

Анализ специализированных веб-сайтов по русскому языку как иностранному. Как показывает проведенный нами анализ, веб-сайты, которые в настоящее время используются в системе профессионально-коммуникативной подготовки иностранных специалистов, различаются по целям, структуре и содержанию. Нами выделены следующие основные разновидности лингвообра-зовательных ресурсов этого жанра: — «сайты - коллекции учебных пособий». На таких сайтах представлены подборки электронных версий традиционных «бумажных» учебников и учебных пособий, адресованных иностранным

~ 30 ~

—--—

студентам конкретного профиля обучения. Такие коллекции можно найти на официальных сайтах российских и зарубежных вузов. Например, на сайте Московского автодорожного института представлены электронные версии учебников по РКИ для будущих врачей и инженеров [2]; — «сайты - мультимедийные учебники по русскому языку как средству профессиональной коммуникации». Данный тип сайтов обычно предусматривает различные формы аудиторной и внеаудиторной учебной работы. В качестве примера можно привести мультимедийный интерактивный комплекс «Русский язык в сфере бизнеса», разработанный на ФПКП РКИ Российского университета дружбы народов под руководством профессора Т.М. Балыхиной. Специфика учебника состоит в том, что здесь есть материалы не только для работы над лексикой и грамматикой, видами речевой деятельности, но и большой блок материалов по культуре деловой коммуникации. Структура учебника - модульная, поэтому курс гибкий и адаптивный: можно выбрать именно те навыки и умения, которые необходимы студентам в конкретных условиях обучения. Учебник интерактивный, поэтому можно работать как в группе под руководством преподавателя, так и самостоятельно: есть подсказки, методические комментарии, ответы на контрольные задания, которые даны в тестовой форме [3];

«диагностические сайты», которые содержат

необходимые материалы для определения динамики развития и уровня сформированное™ профессионально-коммуникативной компетентности иностранных студентов. Как правило, это материалы для онлайн-тестирования и необходимые методические рекомендации для тестеров и преподавателей РКИ. Так, на сайте Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина будущий специалист может пройти тестирование по русскому языку в специальных целях по профилю «Русский язык в международном туристском бизнесе» [4];

— «сайты-библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных». Примером лингвообра-зовательного ресурса данной разновидности может послужить веб-сайт «Библиотека.Медика»,

—-

на котором представлены различные пособия на русском языке, позволяющие студенту получить необходимую информацию в процессе обучения

[5];

— «сайты-площадки», отличительной особенностью которых является то, что они содержат различные ресурсы для различных профилей обучения. В качестве примера можно привести веб-сайт «Учим русский», на котором студенты и преподаватели РКИ могут найти уроки для студентов медицинских специальностей, которые получают образование на русском языке. Он включает разделы: биология, фармация, различные презентации, термины и терминологические сочетания, дополнительные материалы. В материалах этого сайта активно используется перевод: предлагается языковая поддержка для студентов, владеющих английским, немецким, французским, итальянским, сербским и китайским языками. Есть режим просмотра с ударениями. Веб-сайт содержит интересные тексты с упражнениями, учебные диалоги: «На приеме у врача», «В аптеке», «Вызов врача на дом», «На приеме у врача. Боль в горле», словники и учебные словари, в том числе «словари в картинках», тематические, лексико-грамматические и др. [6].

Анализ специализированных веб-сайтов, предназначенных для формирования и развития умений профессионального общения на русском языке, позволяет сделать заключение о гетероген-

ности лингвообразовательных ресурсов анализируемого нами жанра, о разноплановости их контента. К положительным аспектам можно отнести большую доступность учебных и методических материалов, об использовании образовательных возможностей Интернета, что обеспечивается потенциалом инновационного лингвообразователь-ного ресурса - веб-сайта. К вопросам, которые требуют дальнейшего методического осмысления, мы отнесли необходимость учета мотивов, интересов и потребностей всех категорий будущих специалистов (абитуриентов, студентов, аспирантов), что позволит представить их профессионально-коммуникативную подготовку в виде целостной системы.

~ 31 ~

—--—

Предлагаемая в данной статье концепция специализированного веб-сайта, имеющего целью профессионально ориентированное обучение будущих специалистов русскому языку, основана на принципах учета лингвообразовательных потребностей обучающихся и, как следствие, четкой адресной направленности учебных материалов; системности и преемственности содержания профессионально-коммуникативной подготовки; методической целесообразности; коммуникативно-деятельностной основы обучения и т.д. Эта концепция была реализована в процессе проектирования и внедрения в учебный процесс специализированного веб-сайта «Говорим о медицине по-русски. Medical Russian», разработанного преподавателями кафедры русского языка Медицинского института РУДН.

Специализированный веб-сайт «Говорим о медицине по-русски. Medical Russian». Основная задача веб-сайта «Говорим о медицине по-русски. Medical Russian» комплексная лингвообразова-тельная и методическая поддержка как иностранцев-медиков, так и преподавателей русского языка как иностранного [2].

На сайте представлены материалы для будущих врачей, провизоров, стоматологов. Он включает пять разделов, четыре из которых адресованы основным категориям иностранных обучающихся («РКИ для студентов», «РКИ для ординаторов» «РКИ для аспирантов», «РКИ для абитуриентов»), цель пятого («Методическая копилка») - методическая поддержка преподавателей РКИ. Разделы, адресованные обучающимся, включают упражнения, направленные на формирование терминологической компетенции («Учим русскую медицинскую терминологию»), на тренировку грамматических навыков («Учим грамматику русского медицинского дискурса»), на развитие умений монологической («Учимся рассказывать об органах и организме человека» и т.д.) и диалогической речи («Учимся обсуждать медицинские проблемы»), навыков и умений чтения («Читаем тексты по медицине»). В разделе, адресованном иностранным абитуриентам, есть аудиосопровождение основного курса: обучающиеся могут самостоятельно потренироваться в

произнесении основных терминов темы, поработать над интонацией и т.д. (аудиоприложение включает записанные поурочные словники и тексты уроков учебников).

Содержание учебных материалов сайта повторяет логику смены приоритетных сфер общения: учебно-научная ^ учебно-профессиональная ^ научно-профессиональная. Чтобы избежать «репетиторского» следования содержанию учебных курсов по специальности, в качестве структурообразующих категорий в учебных материалах были выбраны категории функционально-коммуникативной грамматики. Вначале была определена номенклатура типовых тем классов профессионально значимых текстов, затем разработана типовая логико-смысловая схема каждого класса, после чего по темам были распределены модели классов предложений и т.д. К сайту «подключены» традиционные УМК, разработанные на кафедре русского языка Медицинского института РУДН. Такое «подключение» обеспечивается QR-кодом, которым снабжены печатные учебные и методические пособия: «Методические рекомендации к курсу обучения тезированию научного текста» (авт. Куриленко В.Б., Смолдырева Т.А.), «Учимся читать статьи по специальности: учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов-медиков» (авт. Куриленко В.Б., Титова Л.А. и др.), «Реферирование научной статьи: методическое пособие для студентов-иностранцев медицинского факультета» (авт. Куриленко В.Б., Глазова О.Г., Туманова С.Р.), «Развитие грамматических навыков у иностранных студентов-медиков (II сертификационный уровень). Выпуск 1: Русские падежи: учебно-методическое пособие» (авт. Куриленко В.Б., Макарова М.А. и др.), «Обучение иностранных студентов-медиков стратегиям расспроса больного: методическое пособие» (авт. Куриленко В.Б., Смолдырева Т.А.), «Учебно-научный медицинский дискурс: обучение монологическому высказыванию: методическое пособие (авт. Куриленко В.Б., Смолдырева Т.А.), «Зеленая аптека: II сертификационный уровень владения РКИ в учебной и социально-профессиональной макросферах: учебное пособие» (авт. Куриленко В.Б., Щербакова О.М.), «Секреты

~ 32 ~

—--—

фармацевтики. II сертификационный уровень владения РКИ в учебной и социально-профессиональной макросферах: учебное пособие» (авт. Ку-риленко В.Б., Щербакова О.М. и др.) и др. Раздел «Методическая копилка» содержит материалы по проблемам формирования навыков и умений профессионального общения на русском языке.

Выводы. Проведенное авторами данной статьи исследование позволяет сделать следующее заключение:

1. Активная информатизация образовательной деятельности, виртуализация социальных сфер и профессиональных сред обусловливают необходимость проектирования и внедрения в педагогическую практику учебных средств нового поколения, основанных на применении информационных, в том числе сетевых, технологий.

2. Специализированный веб-сайт является эффективным инновационным средством профессионально ориентированного обучения иностранцев русскому языку, которое позволяет адресно, методически корректно решать актуальные задачи профессионально-коммуникативного развития будущих специалистов.

3. Веб-сайты, которые в настоящее время используются в системе обучения русскому языку иностранных специалистов, можно сгруппировать следующим образом: «сайты - коллекции учебных пособий»; «сайты - мультимедийные учебники по русскому языку как средству профессиональной коммуникации»; «диагностические сайты»; «сайты-библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных»; «сайты-площадки». К положительным аспектам можно отнести большую доступность учебных и методических материалов, об использовании образовательных возможностей Интернета, что обеспечивается потенциалом инновационного лингвообразо-вательного ресурса - веб-сайта. К вопросам, которые требуют дальнейшего методического осмысления, мы отнесли необходимость учета мотивов, интересов и потребностей всех категорий будущих специалистов (абитуриентов, студентов, ас-

пирантов), что позволит представить их профессионально-коммуникативную подготовку в виде целостной системы.

4. Разработанный по авторской концепции специализированный веб-сайт «Говорим о медицине по-русски. Medical Russian», на котором представлены учебные средства и методические материалы для формирования, развития и совершенствования профессионально-коммуникативной компетенции различных категорий иностранных медиков, представляет собой многофункциональный ресурс, обеспечивающий непрерывное обучение студентов-медиков всех этапов вузовского образования, их самостоятельную работу; методическую поддержку преподавателей русского языка как иностранного.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008.

[2] Электронная библиотека подготовительного факультета для иностранных граждан МАДИ. URL: http://www.madi.ru/1211-elektronnaya-biblioteka-podgotovitelnogo-fakulteta-dlya-ino.html] (дата обращения 15.01.2018)

[3] Русский язык в сфере бизнеса. URL: http://www.rusist24.ru/index.php/obuchenie/katalog-uchebnykh-programm/343-russkij-yazyk-v-sfere-biznesa.html_(дата обращения 13.01.2018)

[4] Государственный институт им. А.С. Пушкина. Образцы тестовых блогов по уровням. URL: http://www.pushkin.institute/Certificates/CCT/tests-online.php (дата обращения 23.12.2017)

[5] Библиотека медика. URL: http://meduniver.com/Medical/Book/ (дата обращения 25.12.2017)

[6] Учим русский. Русский язык как иностранный. URL: http://rus.lang-study.com/ (дата обращения 25.12.2017)

[7] Говорим о медицине по-русски. Medical Russian. URL: http: //rkimed.com// (дата обращения 25.12.2017)

~ 33 ~

—--—

SPECIALIZED WEBSITE IN THE PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE EDUCATION OF FOREIGN DOCTORS

Kurilenko V.B., Biryukova Yu.N., Shcherbakova O.M.

RUDN University, Moscow, Russian Federation

Annotation. The article analyzes the specialized websites on Russian as a foreign language, which can be grouped as follows: site-sites, sites-libraries of electronic databases, diagnostic sites, sites - multimedia textbooks on Russian as a means ofprofessional communication, sites - collections of textbooks. The article also presents the concept of a specialized website as an innovative means offormation and development of professional and communicative competence of foreign doctors and pharmacists, its structure and content. On this website you can find the materials for future doctors, pharmacists, dentists. It includes five sections, four of which are addressed to the main categories of foreign students ("Russian as a foreign language for students", Russian as a foreign language for students for residents" "Russian as a foreign language for students for graduate students", "Russian as a foreign language for students for applicants"), the fifth goal ("Methodical Bank") - methodological support of teachers of the Russian language as a foreign for students. The main functions, linguometric potential, role in the system ofprofessionally oriented teaching of Russian to foreigners, as well as methodological support of teachers of the Russian language are analyzed. The website provides continuous training ofmedical students ofall stages of higher education, their independent work; methodological support of teachers of Russian as a foreign language. The results of the research can be used in the system ofprofessional and communicative training of foreign medical specialists, getting the education in various universities of Russia and abroad. Key words: professionally oriented linguodidactics, methods of teaching Russian as a foreign language, electronic language educational resources, specialized website, professional and communicative training of foreign medical students, Informatization and digitalization of the higher school of medicine.

REFERENCES

[1] Koncepciya dolgosrochnogo sociaTno-ehkonomich-eskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 g. Utverzhdena Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 1662-r ot 17.11.2008.

[2] Elektronnaya biblioteka podgotovitel'nogo fakul'teta dlya inostrannyh grazhdan MADI. URL: http://www.madi.ru/1211-elektronnaya-biblioteka-podgotovitelnogo-fakulteta-dlya-ino.html] (data obrashcheniya 15.01.2018)

[3] Russkij yazyk v sfere biznesa. URL: http://www.ru-sist24.ru/index.php/obuchenie/katalog-uchebnykh-programm/343-russkij-yazyk-v-sfere-biznesa.html (data obrashcheniya 13.01.2018)

[4] Gosudarstvennyj institut im. A.S. Pushkina. Obrazcy testovyh blogov po urovnyam. URL: http://www.pushkin.institute/Certificates/CCT/tests-online.php (data obrashcheniya 23.12.2017)

[5] Biblioteka medika. URL: http://meduni-ver.com/Medical/Book/ (data obrashcheniya 25.12.2017)

[6] Uchim russkij. Russkij yazyk kak inostrannyj. URL: http://rus.lang-study.com/ (data obrashcheniya 25.12.2017)

[7] Govorim o medicine po-russki. Medical Russian. URL: http: //rkimed.com// (data obrashcheniya 25.12.2017)

—--—

~ 34 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.