Научная статья на тему 'Учебное пособие по истории Дагестана XIX В. '

Учебное пособие по истории Дагестана XIX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1255
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебное пособие по истории Дагестана XIX В. »

НОВЫЕ КНИГИ

Вклад в науку

Монография Л. Б. Гмыри «Религиозные представления населения

Прикаспийского Дагестана в 1\/-\/11 вв.» является фундаментальным исследованием, в котором религиоведческие проблемы решаются в сравнительно-историческом плане на базе многочисленных и разнообразных сведений, выявленных в трудах римских, византийских, сирийских, арабских, армяноязычных историков \/-Х111 вв.

Актуальность работы Л. Б. Гмыри обусловлена рядом факторов -необходимостью монографического исследования проблем формирования, функционирования и развития религиозных представлений населения

Прикаспийского региона в эпоху великого переселения народов; важностью воссоздания системы верований, которые в рассматриваемый период истории являлись не только основой духовной культуры населения, но и выполняли функцию регуляции социальной жизни сообщества; потребностями науки в выявлении объективных закономерностей формирования религиозных воззрений в полиэтнических, поликонфессиональных сообществах эпохи; значимостью антропологического исследования духовной сферы человека; востребованностью результатов изучения религиозных представлений по данным письменных источников гуманитарными отраслями науки, использующих иные науки - археологию, этнографию, фольклористику, языкознание, искусствоведение, религиоведение, обществоведение и др.

Реконструкция религиозных верований древности является сложной научной задачей, требующей глубокого, скрупулезного и тонкого анализа данных источников. Проблема воссоздания религиозных представлений населения Прикаспийского Дагестана в раннем средневековье усугублена рядом дополнительных факторов - полиэтничностью и поликонфессиональностью его населения в исследуемый период, а также характером источниковой базы.

Хронология исследования (1\/-\/11 вв.) приходится на сложный, переломный период истории народов Евразии - эпоху Великого переселения. Для территории Прикаспийского Дагестана это было время массового переселения на его территорию тюркоязычных племен-мигрантов (гунны, савиры, тюрки, хазары), образования и функционирования в течение 350 лет в его пределах военно-политических союзов кочевых племен («страна гуннов»). Миграционные процессы оказали значительное влияние на политическое, социально-экономическое и культурное развитие Прикаспийского региона, в том числе и на содержание системы религиозных представлений жителей. Население Прикаспийского Дагестана в 1\/-\/11 вв. отличалось полиэтничностью, здесь обитали, помимо тюркоязычных племен, местное население и потомки ираноязычных племен-мигрантов. Демографическое состояние Прикаспийского Дагестана в эпоху великого переселения народов усугублялось многоэтапностью внедрения разноэтнического тюркоязычного населения. В состав населения были включены также значительные контингенты христиан (пленники и рабы). В задачу исследователя, исходя из полиэтничности Прикаспийского региона в 1\/-\/11 вв., входит не только реконструкция содержания религиозных верований населения, но и выяснение закономерностей формирования, функционирования и развития их синкретической формы, причем возникшей на основе малосхожих

религиозно-мифологических систем - кавказского населения, тюркоязычных и ираноязычных народов, а также рассмотрение принципов культурной адаптации несвободного христианского населения к местным традициям. При этом необходимо определить степень трансформации этнокультурных составляющих синкретических верований и объяснить причины их утраты или изменений.

Источниковая база по данной теме представляет собой корпус разнохарактерных исторических трудов, созданных в основном за пределами изучаемого региона. Сведения о религиозных верованиях населения Прикаспийского региона в 1\/-\/11 вв. большей частью лаконичны, отрывочны, а в ряде случаев искажены предвзятостью информаторов к инокультурным традициям или изложены в источниках обобщенно, иносказательно, намеками. Основная часть сведений не представляет систематических описаний, они вклинены фрагментами в пространные повествования о военно-политических событиях, происходивших на Кавказе и сопредельных территориях Передней Азии в раннем средневековье. Исключение составляет насыщенная фактами информация армяноязычного историка Моисея Каганкатваци, основанная на сведениях христианской миссии в «страну гуннов» в 682 г.

Автором монографии собрана обширная база данных по религиозным верованиям населения Прикаспийского региона в 1\/-\/11 вв., имеющихся в разноязычных письменных источниках \/-Х\/111 вв., в отличие от других работ, основанных на информации одного автора (Моисей Каганкатваци), освещающей состояние религиозности прикаспийских племен в узкий хронологический период (80-е гг. VII в.) Впервые в историографию введены в научный оборот сведения о религиозной практике прикаспийских племен, применяемой в специфических сферах функционирования сообщества - военной, политической (дипломатической), хозяйственной, социальной и других.

Обширность источниковой базы, ее насыщенность информацией, касающейся различных аспектов проблемы, обозначенной в работе, дали возможность решить широкий комплекс задач, на основе которых реконструирована система религиозных представлений населения Прикаспийского Дагестана в 1\/-\/11 вв. и выявлены закономерности формирования синкретических верований в полиэтническом сообществе этого региона.

В историографии проблема формирования синкретических верований населения Прикаспийского Дагестана практически не рассматривалась, хотя предпринимались неоднократные попытки анализа данных армяноязычного историка Мовсеса Каганкатваци о религиозных проявлениях жителей «страны гуннов» Прикаспийского региона накануне их христианизации в 682 г. Характеристика процесса формирования, функционирования и развития системы религиозных представлений населения региона в рамках эпохи великого переселения народов (1\/-\/11 вв.) дана Л. Б. Гмырей впервые в историографии.

Работа Л. Б. Гмыри является первым монографическим, комплексным исследованием религиозных представлений населения Прикаспийского Дагестана в \/-\/11 вв.

Автором определены состав и структура политеистического пантеона; значимость священных природных объектов и сил как системы; функции культовых объектов.

В работе выявлено, что религиозная практика применялась во всех сферах функционирования сообщества - внешнеполитической, военной, хозяйственной, бытовой, сакральной, похоронно-поминальной. Она осуществлялась организацией священнослужителей, построенной по принципу иерархии. Автором выделены 35 обрядов, которые по содержанию и направленности объединены в десять типов.

Впервые в работе исследованы и раскрыты особенности мировоззрения населения Прикаспийского Дагестана в исследуемый период.

Л. Б. Гмыря раскрыла синкретичность религиозных верований, сформированных из компонентов верований тюркоязычных племен-мигрантов, местного населения и ираноязычных племен-мигрантов. Их содержание, характер религиозной практики и мировоззрения были определены, главным образом, системой верований господствующих этносов - тюркоязычных племен.

В работе впервые выявлены главные тенденции в религиозных и мировоззренческих представлениях у пришлых тюрко- и ираноязычных и местных племен, показана их межэтническая, межкультурная трансформация.

В работе впервые отмечается, что синкретические верования населения Прикаспийского Дагестана в 1\/-\/11 вв. выполняли роль адаптационного механизма вживания иноэтнических групп несвободного населения в инокультурную среду и являлись способом сосуществования всех групп населения региона.

Путем тщательного сравнения религиозных верований населения Прикаспия с религиями других этносов эпохи великого переселения народов в работе обоснованно показано, что закономерности формирования и развития синкретических религиозных представлений населения древнего Дагестана в 1\/-\/11 вв. характеризуют общие тенденции, проявлявшиеся в военно-политических образованиях и государствах при господстве этносов-мигрантов.

Сформулированные в работе научные положения и заключения обоснованы теоретическими решениями и не противоречат известным современным разработкам отечественных и зарубежных исследователей в области изучения религии в эпоху древности, в том числе исследованиям по религии населения степной полосы Евразии в эпоху великого переселения народов. Выводы автора базируются на доказанных фактах, апробированных в науке методических приемах работы с историческими источниками и методологии изучения религиозных представлений различных сообществ.

Теоретическая значимость и практическая ценность монографии заключается в том, что результаты, полученные автором, являются новыми научными знаниями исторической отрасли, которые могут быть оценены как качественное продвижение в изучении духовной культуры населения Дагестана и племен степной полосы Евразии в древности. Выводы и заключения автора представляют собой важные в теоретическом отношении положения, раскрывающие особенности объективного процесса взаимодействия этносов-мигрантов и местных племен в духовной сфере. Теоретические разработки исследования могут быть использованы при изучении религиозных верований в полиэтнических сообществах разных регионов Евразии эпохи великого переселения народов, а также применены в учебном процессе при подготовке специальных учебных лекционных курсов, семинаров, учебных пособий, включены в обобщающие исторические труды.

Монография «Религиозные представления Прикаспийского Дагестана в 1\/-\/11 вв.» является оригинальной научно-квалификационной работой, в которой решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное значение.

Гасанов М. Р., зав. кафедрой истории Дагестана ДГПУ, доктор исторических наук, профессор

Новый учебник по истории Дагестана

В последнее время дагестанские школы испытывали острую нужду в учебниках по истории Дагестана. В течение последних 15-20 лет не издавались школьные учебники. Это усугубило положение перехода к преподаванию региональных историй, начиная с 6 класса как части российской истории. Поэтому Министерство образования и науки Республики Дагестана обратилось в Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук с просьбой подготовить программу и учебники для 6-9 и 10-11 классов. Для выполнения этой задачи в Институте ИАЭ ДНЦ РАН создали творческую группу ученых под руководством заместителя директора института О. М. Давудова.

Первый успех этой группы - учебник «История Дагестана с древнейших времен до XVI веке» для 6 класса, недавно изданный 47 тысячным тиражом московским издательством «Дрофа». Авторами учебника являются известные ученые М. С. Гаджиев, О. М. Давудов, А. Р. Шихсаидов, написавшие десятки монографий и сотни статей по актуальным проблемам истории Дагестана.

Дагестан - один из самых специфических и многонациональных регионов Кавказа и России, расположенный на стыке Европы и Азии. Здесь на пересечении международных путей осуществлялись культурно-исторические связи народов Кавказа, Ближнего Востока и Юго-Восточной Европы. Поэтому написание учебника по истории этого региона Кавказа - задача весьма сложная и ответственная.

Структурно учебник состоит из четырех глав, пятнадцати параграфов, а также более мелких подразделов - фонариков. Учебник открывается введением, которое является обращением авторов к учащимся.

Первая глава «Древний Дагестан» состоит из четырех параграфов. В первом из них излагается материал о древнейших следах человека на территории края. В Дербентском, Акушинском, Табасаранском районах археологами открыты места обитания древнейших людей, возраст которых - около полутора миллиона лет. Основной деятельностью человека в древнейшую эпоху, как отмечают авторы, являлись охота и собирательство. В этой главе говорится о переходе человека к земледелию и скотоводству, об их орудиях труда, семейных и родовых образованиях.

«Эпоха древнего металла» - второй параграф, в котором раскрывается тема об освоении древними жителями Дагестана меди и бронзы. В эту эпоху дагестанские племена перешли к пашенному земледелию и вели оседлый образ жизни. Важное место в их жизни - разведение крупного и мелкого рогатого скота, занятие различными ремеслами и промыслами. Излагается материал о различных верованиях племен бронзового века.

В параграфе «Начало железного века» рассматриваются вопросы появления первых железных предметов; раскрывается картина расселения древних племен на территории Дагестана; описываются нашествия степных кочевников -киммерийцев, скифов, сарматов и др., здесь же рассмотрены основные занятия населения - земледелие, скотоводство, ремесла и промыслы, торговля. Отмечается роль Великого шелкового прикаспийского пути и развитие торговых и этнокультурных связей дагестанских племен с различными народами и странами.

В четвертом параграфе «Первое государство на земле Дагестана» раскрыты предпосылки и процесс зарождения и развития Кавказской Албании, очерчена ее территория и прослежены границы расселения племен, охарактеризовано состояние экономики, культуры и социально-политическое устройство этого государства.

В этом же параграфе рассмотрены также вопросы внутренней и международной торговли, возникновение крупных населенных пунктов, в том числе и городов, которые являлись центрами ремесла и торговли. Албания, как отмечают авторы учебника, воевала против римлян и парфян. Во второй главе «Дагестан в начале средних веков» освещены различные темы, касающиеся внутреннего и международного положения Страны гор. Специальный параграф посвящен переселению многочисленных племен и народов Азии и Европы с одних территорий на другие. К примеру, в IV в. в Прикаспийский Дагестан проникли группы, основавшие здесь свое «царство». Кроме них, в МЛ/М веках в Дагестане появились кочевые племена булгар, аваров, савир, хазар и других. В этом же параграфе изложен материал о дагестано-сасанидских отношениях и о Кавказской Албании V-VII веках.

В параграфе «Государство на территории Дагестана. Вторжение арабов» изложен материал, характеризующий политическое положение государственных образований - Лакза, Табасарана, Хайдака, Зерихгерана, Гумика, Серира. Здесь же говорится о Хазарском каганате - одном из первых государств на юге России, о вторжении арабов в Дагестан, о продолжительных арабо-хазарских войнах. Также освещены вопросы связей Дагестана и Древней Руси.

В параграфе «Жизнь и быт населения страны гор» охарактеризованы города Дагестана - Дербент, Семендер, освещены основные занятия населения, религиозная жизнь населения (язычество, христианство, зороастризм, иудаизм). Специально рассмотрен вопрос о проникновении ислама в Дагестан.

В третьей главе «Дагестан в Х1-Х^ веках» авторы учебника раскрывают вопросы, связанные с государственными образованиями края, в частности, изменения, происходившие на политической карте, дается описание дагестанских владений и союзов сельских обществ.

Отдельный параграф посвящен занятиям населения - сельскому хозяйству, ремеслам и промыслам, торговле, торговым путям и торговым связям горцев между собой и со многими областями Кавказа, Передней и Центральной Азии, Восточной Европы.

В учебнике большое место отведено борьбе горцев за свободу и независимость. Авторы подробно рассказывают о борьбе против монгольских завоевателей, полчищ Тимура, о пагубных последствиях их нашествий.

Особое внимание уделено связям народов Дагестана с разными народами и странами в Х1-Х^ веках. В наиболее тесных связях горцы находились с населением Ширвана и Кахетии. Через территорию Ширвана проходил международный Прикаспийский путь, посредством которого это государство поддерживало торговые и культурные связи с Дагестаном, в особенности с Дербентским эмиратом, Лакзом, Табасараном. Дагестанские горцы и грузины торговали продуктами сельского хозяйства и изделиями домашнего производства. Из Грузии в Западный Дагестан еще VII-VIII веках начало проникать христианство. Грузинская церковь основала на территории Дагестана три епархии - в Хунзахе, Анцухе, Цахуре.

Подраздел «Дагестан и мусульманский Восток» знакомит учащихся с дальнейшим распространением ислама в крае. В XI веке начался второй этап исламизации Дагестана, который продолжался до XVI столетия. Приобщение к исламу вело к знакомству дагестанских народов с Ираном, Сирией, Ираком, Египтом. Любознательные дагестанцы тянулись к знаниям, в населенных пунктах края появились мусульманские учебные заведения. Дагестанцы выезжали на учебу в мусульманские страны.

В учебнике рассказывается о дагестанских рукописных книгах. В Х-ХИ веках в крае начала развиваться книжная культура на арабском языке.

В последней четвертой главе «Дагестан на закате средних веков» раскрыта тема политического, экономического и культурного положения Дагестана. В

параграфе «Два столетия мирной жизни» освещаются вопросы, связанные с политическими образованиями Дагестана XV-XIV вв. - Гази-Кумухским шамхальством, Кайтагским уцмийством, Аварским нуцальством, Табасаранским майсумством. Особое место занимает самостоятельная характеристика отдельных городов и селений (Дербент, Ахты, Цахур, Хучни, Тпиг, Тарки, Хунзах, Кубачи, Уркарах, Кала-Корейш), которые выступали не только как административные и торгово-ремесленные пункты, но и как очаги культурной жизни и идеологической деятельности. В частности, много уделено внимания памятникам письменной культуры, сочинениям дагестанских ученых на арабском языке. Приводимая в учебнике высокая оценка арабоязычного культурного наследия имеет большое практическое значение, так как вырабатывает бережное отношение к памятникам истории и культуры, каковыми являются сотни мечетских и частных арабских рукописных коллекций, имеющихся во многих селениях Дагестана.

Весь материал учебника ориентирован на знание правдивой истории края, на формирование у учащихся чувства причастности малых народов Дагестана к мировой истории, уважения к истории, культуре и традициям не только своего, но и других народов, связанных с дагестанскими вековыми традициями взаимопонимания и добрососедства. Авторам удалось охватить весь спектр социально-политических, экономических и культурных проблем, составляющих содержание истории Дагестана с древнейших времен до XVI века. Можно с уверенностью сказать, что дагестанская школа получила ценный учебник, который обогатит круг знаний учащихся по истории Дагестана, будет способствовать интернациональному и патриотическому воспитанию учащихся, воспитанию у них чувства гордости за героическое прошлое, оригинальную многонациональную культуру родного края.

Учебник написан на основе разнообразных источников, новейших достижений истории и литературы. Радует высокий теоретический уровень работы. Безусловно, импонирует доступное изложение материалов. Нам представляется, что авторскому коллективу удалось в легкой, доступной форме изложить важнейшие вопросы развития дагестанского общества в древности и средние века, показать на конкретных примерах процесс развития хозяйственной деятельности, совершенствование ремесел, формирование культурных традиций.

Авторы учебника каждый параграф снабдили дополнительными текстами для любознательных, словарем терминов, вопросами и заданиями, важнейшими датами. Учебник богато проиллюстрирован цветными рисунками, картами.

Можно с уверенностью заключить, что дагестанская школа получила издание, расширяющее круг знаний учащихся по истории Дагестана.

Яхъяева М.Ш, преподаватель истории лицея 15 г. Махачкалы.

Гасанов М.Р., зав. кафедрой истории Дагестана ДГПУ, доктор исторических наук, профессор

Учебное пособие по истории Дагестана XIX В.

Предмет «История Дагестана», значение которого трудно переоценить, с 1988 г. преподается в дагестанских школах, а в высших учебных заведениях с 1980 г. «История Дагестана», наряду с остальными дисциплинами

национально-регионального компонента, способствует сохранению единого культурного пространства страны во всем его многообразии, приобщает молодое поколение к нравственным ценностям, делающим человека цивилизованным.

Не случайно в республике разработана и реализуется Концепция по изданию учебников и учебно-методических пособий по дисциплинам национально-регионального компонента.

Несмотря на это можно сказать, что за последние десять-пятнадцать лет в республике не велась целенаправленная работа по созданию необходимой учебно-методической базы дисциплины «История Дагестана». Об этом наглядно свидетельствует дискуссия, развернувшаяся на страницах газеты «Дагестанская правда» вокруг дисциплин национально-регионального компонента - это «Кризис понимания и критическая ситуация с учебно-методической литературой по родным языкам («Дагправда», 20 ноября 2009 г.), «Давайте внесем ясность» («Дагправда», 27 ноября 2009 г.), «Проблемы учебного книгоиздания

неоднозначны» (Дагестанская правда, 1 октября 2009 г.) и др.

Вместе с тем ученым, преподавателям вузов была небезразлична ситуация, сложившаяся с изданием учебников по истории Дагестана.

Заведующий кафедрой истории Дагестана проф. М. Р. Гасанов в 2000 г. издал учебное пособие «История Дагестана», получившее высокую оценку учителей, учащихся школ, преподавателей вузов, студентов и всех других, интересующихся историей края.

И вот в 2009 г. проф. М. Р. Гасанов и к.и.н. Э. М. Магомедова издали учебное пособие «История Дагестана XIX в.».

XIX в. в истории Дагестана насыщен крупными событиями. В самом начале XIX века, в силу ряда обстоятельств, край был присоединен к России, колониальная политика которой явилась основной причиной борьбы горцев против царизма в 20-50-е годы Х1Хв.

Во второй половине столетия были проведены реформы, приведшие к существенным изменениям в социально-экономическом, политическом и культурном развитии дагестанских народов.

Многогранность поднятых тем, необходимость раскрытия их - задача ответственная, которая стала перед авторами - проф. М. Р. Гасановым, к.и.н. Э. М. Магомедовой.

Учебное пособие открывается предисловием, в котором сказано о целях и задачах, особенностях развития Дагестана в XIX в.

В первой главе «Дагестан в составе России», состоящей из двух параграфов, говорится о политическом устройстве, социальных отношениях, занятиях дагестанских горцев. Здесь же отмечается, что русско-дагестанские отношения развивались в сложной международной обстановке, вызванной политикой царской России, а также Ирана и Турции и стоявших за их спиной западноевропейских государств - Англии, Франции. Достаточно места уделено вопросам, связанным с внешнеполитическим положением края в связи с войнами России с Ираном и Турцией.

Авторы справедливо отмечают, что итогом русско-иранской войны явился Гюлистанский договор 1813 г., согласно условиям которого Иран признал оккупированные земли Дагестана за Россией.

И что особенно важно, в «Истории Дагестана» на конкретном материале убедительно раскрыты последствия этого события в политической, экономической и культурной жизни дагестанских народов.

Значительное внимание в учебном пособии уделяется освещению антиколониальной борьбы горцев против царизма, ее причин и характера. Авторы анализируют идеологию мюридизма и его роль в движении. Знаменем, объединившим все группы, участвовавшие в движении, был лозунг религиозной независимости. Многолетняя антифеодальная и антиколониальная борьба

горского крестьянства изложена с учетом достижений кавказоведения и на новом материале.

Впервые характеризуется целый ряд антиколониальных выступлений горцев 60-х годов XIX в., в том числе и восстания 1877 г.

К удачам авторов надо отнести основанное на большом и тщательно проверенном фактическом материале раскрытие прогрессивных изменений в социально-экономической и культурной жизни дагестанских народов. Как отмечается в учебном пособии, с углублением общественного разделения труда значительно выросли торгово-экономические связи горцев Дагестана с соседними народами и Центральной Россией. На базе происходивших прогрессивных изменений в социально-экономической жизни, а также приобщения дагестанских народов к передовой прогрессивной культуре более ускоренными темпами развивалась их культура.

Достаточно полно и убедительно в учебном пособии показана история проведения административно-судеб-ной, крестьянской и других реформ в Дагестане, их значение. По мнению авторов, своеобразие крестьянской реформы, ее затяжной характер определили незрелые феодальные отношения Дагестана и государственное регулирование жизни горцев со стороны кавказской администрации. Эта реформа в Дагестане была проведена вследствие приобщения края к социально-эконо-мической системе России.

Освещая важнейшие процессы социально-экономического развития Дагестана, авторы воссоздают целостную картину проникновения и развития капиталистических отношений в край. В учебном пособии показаны изменения в социальной структуре и земельно-правовых отношениях, а также исследовано аграрное движение в дагестанском ауле в 70-90-х годах XIX в.

Большую смысловую нагрузку несут разделы, посвященные культуре народов Дагестана в конце Х\/111-Х1Х веков. На разнообразном фактическом материале создана широкая панорама состояния образования, науки, здравоохранения, культуры, семейного и общественного быта.

Поднятые в учебном пособии темы освещены посредством цивилизационного и формационного методов.

Каждая глава учебного пособия завершается вопросами и заданиями. К нему приложены словарь терминов, хронология важнейших событий, список необходимой литературы. Вместе с тем у нас имеются и отдельные пожелания.

К сожалению, слабо освещен вопрос роли духовенства в дагестанском обществе. В учебном пособии недостаточно сказано об изменениях в социальных отношениях, происшедших в крае в пореформенный период.

Несмотря на отмеченные недостатки, учебное пособие профессора М. Р. Гасанова, к.и.н. Э. М. Магомедовой «История Дагестана XIX в.» является крупным вкладом в науку, а также удачным пособием для всех, интересующихся историей края.

Далгат Э.М., зав. центром истории Института ИАЭДНЦ РАН,

доктор исторических наук, профессор.

Акбиев А.С., зав. кафедрой истории стран Запада ДГПУ, доктор исторических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.