Научная статья на тему 'Новый учебник по истории Дагестана. Рец. На кн. : Гаджиев М. С. , давудов О. М. , шихсаидов А. Р. История Дагестана с древнейших времен до XVI В. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Республики Дагестана. М. : Дрофа, 2009'

Новый учебник по истории Дагестана. Рец. На кн. : Гаджиев М. С. , давудов О. М. , шихсаидов А. Р. История Дагестана с древнейших времен до XVI В. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Республики Дагестана. М. : Дрофа, 2009 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3572
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый учебник по истории Дагестана. Рец. На кн. : Гаджиев М. С. , давудов О. М. , шихсаидов А. Р. История Дагестана с древнейших времен до XVI В. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Республики Дагестана. М. : Дрофа, 2009»

Вестник института ИАЭ. 2010. № 1. С. 90-93.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

М. Г асанов, М. Яхъяева

НОВЫЙ УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ ДАГЕСТАНА

Рец. на кн.: Г аджиев М.С., Давудов О.М., Шихсаидов А .Р.

История Дагестана с древнейших времен до XVI в. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Республики Дагестан.

М.: Дрофа, 2009. 166 с.

В последнее время дагестанские школы испытывали острую нужду в учебниках по истории Дагестана. В течение последних 15-20 лет не издавались школьные учебники. Это усугубило переход к преподаванию региональных историй, начиная с 6 класса, как части российской истории. Поэтому Министерство образования и науки Республики Дагестан обратилось в Институт истории, археологии и этнографии ДНИ, РАН с просьбой подготовить программу и учебники для 6-9 и 10-11 классов. Для выполнения этой задачи в Институте ИАЭ ДНИ, РАН создали творческую группу ученых под руководством заместителя директора института О.М. Давудова

Первый успех этой группы - учебник «История Дагестана с древнейших времен до XVI века» для 6 класса, который недавно издан 47 тыс. тиражом московским издательством «Дрофа». Авторами учебника являются известные ученые М.С. Гаджиев, О.М. Давудов, А.Р. Шихсаидов, написавшие десятки монографий и сотни статей по актуальным проблемам истории Дагестана.

Дагестан - один из самых специфических и многонациональных регионов Кавказа и России, расположенный на стыке Европы и Азии. Здесь на пересечении международных путей осуществлялись культурно-исторические связи народов Кавказа, Ближнего Востока и Юго-Восточной Европы. Поэтому написание учебника по истории этого региона - задача весьма сложная и ответственная.

Структурно учебник состоит из четырех глав, пятнадцати параграфов, а также более мелких подразделов. Учебник открывается введением, которое является обращением авторов к учащимся.

Первая глава «Древний Дагестан» состоит из четырех параграфов. В первом из них излагается материал о древнейших следах человека на территории края. В Дербентском, Акушинском, Табасаранском районах археологами открыты места обитания древнейших людей, живших в этих регионах полтора миллиона лет назад. Основой деятельности человека в древнейшую эпоху, как отмечают авторы, являлись охота и собирательство. В этой же главе говорится о переходе человека от собирательства к земледелию и скотоводству, характеризуются их орудия труда, анализируется деятельность и структура семейных и родовых образований.

«Эпоха древнего металла» - называется второй параграф, в котором раскрывается тема об освоении древними жителями Дагестана меди и бронзы. В эту эпоху дагестанские племена перешли к пашенному земледелию и вели оседлый образ жизни. Важное место в их жизни занимало разведение крупного и мелкого рога-

того скота, занятия различными ремеслами и промыслами. Излагается материал о различных верованиях племен бронзового века.

В параграфе «Начало железного века» рассматриваются вопросы появления первых железных предметов; раскрывается картина расселения древних племен на территории Дагестана; описываются нашествия степных кочевников - киммерийцев, скифов, сарматов и др. Здесь же рассмотрены основные занятия населения - земледелие, скотоводство, ремесла и промыслы, торговля. Отмечается роль Великого шелкового и Прикаспийского путей в развитии торговых и этнокультурных связей дагестанских племен с различными народами и странами.

В четвертом параграфе «Первое государство на земле Дагестана» раскрыты предпосылки и охарактеризован процесс зарождения и развития Кавказской Албании, очерчена ее территория и прослежены границы расселения племен, показано состояние экономики, особенности культуры и социально-политического устройства этого государства.

В этом же параграфе рассмотрены также вопросы внутренней и международной торговли, возникновения крупных населенных пунктов, в том числе и городов, которые являлись центрами ремесла и торговли. Албаны, как отмечают авторы учебника, воевали против римлян и парфян.

Во второй главе «Дагестан в начале средних веков» освещены различные темы, касающиеся внутреннего и международного положения Страны гор. Специальный параграф посвящен переселению многочисленных племен и народов Азии и Европы с одних территорий на другие. К примеру, в IV в. в Прикаспийский Дагестан проникли гунны, основавшие здесь свое «царство». Кроме них в ГУ-УГГ вв. в Дагестане появились кочевые племена булгар, аваров, савир, хазар и других. В этом же параграфе изложен материал о дагестано-сасанидских отношениях и о Кавказской Албании У-УГЕ вв.

В параграфе «Государства на территории Дагестана. Вторжения арабов» изложен материал, характеризующий политическое положение государственных образований - Лакза, Табасарана, Хайдака, Зерихгерана, Гумика, Серира. Здесь же говорится о Хазарском каганате - одном из первых государств на юге России, о вторжении арабов в Дагестан, о продолжительных арабо-хазарских войнах. Освещены также вопросы о связях Дагестана и Древней Руси.

В параграфе «Жизнь и быт населения страны гор» охарактеризованы города Дагестана - Дербент, Семендер, описаны основные занятия населения, религиозная жизнь (язычество, христианство, зороастризм, иудаизм). Специально рассмотрен вопрос о проникновении ислама в Дагестан.

В третьей главе «Дагестан в Х1-ХГУ веках» авторы учебника раскрывают во -просы, связанные с государственными образованиями края, в частности, изменения, происходившие на политической карте, дается описание дагестанских владений и союзов сельских обществ.

Отдельный параграф посвящен занятиям населения - сельскому хозяйству, ремеслам и промыслам, торговле, торговым путям и торговым связям горцев между собой и со многими областями Кавказа, Передней и Центральной Азии, Восточной Европы.

В учебнике большое место отведено борьбе горцев за свободу и независимость. Авторы подробно рассказывают о борьбе против монгольских завоевателей, полчищ Тимура, о пагубных последствиях их нашествий.

Особое внимание уделено связям народов Дагестана с разными странами и народами в Х1-ХГУ вв. Наиболее тесные связи горцы поддерживали с населением Ширвана и Кахетии. Через территорию Ширвана проходил международный Прикаспийский путь, по которому это государство поддерживало торговые и культурные связи с Дагестаном, в особенности с Дербентским эмиратом, Лакзом, Та-басараном. Дагестанские горцы и грузины обменивались продуктами сельского хозяйства и изделиями домашнего ремесла. Из Грузии в Западный Дагестан еще в VII—VIII вв. начало проникать христианство. Грузинская церковь основала на территории Дагестана три епархии - в Хунзахе, Анцухе и Цахуре.

Подраздел «Дагестан и мусульманский Восток» знакомит учащихся с дальнейшим распространением ислама в крае. В XI в. начался второй этап исламиза-ции Дагестана, который продолжался до XVI столетия. Приобщение к исламу вело к знакомству дагестанских народов с развитой культурой Ирана, Сирии, Ирака, Египта. Любознательные дагестанцы тянулись к знаниям, в населенных пунктах края появились мусульманские учебные заведения. Дагестанцы выезжали на учебу в мусульманские страны.

Один из разделов учебника посвящен дагестанской рукописной книге. В Х-ХП вв. в крае начала развиваться рукописная книжная культура на араб -ском языке.

В последней четвертой главе «Дагестан на закате средних веков» раскрыты темы политического, экономического и культурного положения Дагестана. В параграфе «Два столетия мирной жизни» освещаются вопросы, связанные с политическими образованиями Дагестана XV-XVI вв. - Гази-Кумухским шамхальством, Кайтагским уцмийством, Аварским нуцальством, Табасаранским майсумством, взаимоотношениями Дагестана и России. Особое место занимает характеристика отдельных городов и селений (Дербент, Ахты, Цахур, Хучни, Тпиг, Тарки, Хун-зах, Кубачи, Уркарах, Калакорейш), которые выступали не только как административные и торгово-ремесленные пункты, но и как очаги культурной жизни и идеологической деятельности. В частности много внимания уделено памятникам письменной культуры, сочинениям дагестанских ученых на арабском языке. Данная в учебнике высокая оценка арабоязычного культурного наследия имеет большое практическое значение, так как вырабатывает бережное отношение к памятникам истории и культуры, каковыми являются сотни мечетских и частных арабских рукописных коллекций, имеющихся во многих селениях Дагестана.

Весь материал учебника ориентирован на освещение правдивой истории края, на формирование у учащихся чувства причастности малых народов Дагестана к мировой истории, уважения к истории, культуре и традициям не только своего, но и других народов, связанных с дагестанскими народами вековыми традициями взаимопонимания и добрососедства. Авторам удалось охватить весь спектр социально-политических, экономических и культурных проблем, составляющих содержание истории Дагестана с древнейших времен до XVI в. Можно с уверенностью сказать, что дагестанская школа получила ценный учебник, который обогатит круг знаний учащихся по истории Дагестана, будет способствовать интернациональному и патриотическому воспитанию учащихся, воспитанию у них чувства гордости за героическое прошлое, за оригинальную многонациональную культуру Родного края.

Учебник написан на основе разнообразных источников, новейших достижений истории и литературы. Радует высокий теоретический уровень работы. Без-

условно, импонирует доступное изложение материала. Нам представляется, что авторскому коллективу удалось в легкой, доступной форме изложить важнейшие вопросы развития дагестанского общества в древности и средние века, показать на конкретных примерах процесс развития хозяйственной деятельности, совершенствование ремесел, формирование культурных традиций.

Авторы учебника каждый параграф снабдили дополнительными текстами для любознательных, словарем терминов, вопросами и заданиями, важнейшими датами. Учебник богато проиллюстрирован цветными рисунками, картами.

Можно с уверенностью заключить, что дагестанская школа получила весьма нужное издание, которое расширит круг знаний учащихся по истории Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.