Научная статья на тему 'Учебное пособие как средство формированиямеждисциплинарных компетенций'

Учебное пособие как средство формированиямеждисциплинарных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ / СИНТЕЗ / ОРИЕНТАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ПАРТНЕРСТВО / ПОНЯТИЙНЫЙ / ПРОЕКТ / ИНОЯЗЫЧНЫЙ / COMPETENCES / INTERDISCIPLINARY SYNTHESIS / ORIENTATION / COMMUNICATIVE / INTERNET RESOURCES / PARTNERSHIP / PROJECT / CONCEPTUAL / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанова О. Н., Швечкова Л. А.

В статье исследуются проблемы совершенствования профессиональной подготовки бакалавров: формирование коммуникативной компетенции в ситуациях профессионально ориентированного характера, использование методов активного обучения, создание системы максимального раскрытия студентов и адаптивности к условиям многоуровневой подготовки специалистов. Анализируется важность аспекта, которым является обучение практическому владению профессиональным иностранным языком в условиях глобализации экономики. Особое внимание для решения вышеуказанных проблем уделяется межкафедральным учебным пособиям как средству формирования междисциплинарных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабанова О. Н., Швечкова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY GUIDE AS MEANS OF FORMATION OF INTERDISCIPLINARY COMPETENCES

The author scrutinizes the problem of improvement of training for Bachelors: formation of communicative competence in situations of professional-oriented nature, usage of methods of active teaching, formation of the system of maximum disclosure of students and adaptability to the conditions of multi-level training of specialists. The emphasis is made on the importance of teaching of practical mastering of professional foreign language in conditions of globalization of economy, inter-department study guides as means of formation of interdisciplinary competences.

Текст научной работы на тему «Учебное пособие как средство формированиямеждисциплинарных компетенций»

Учебное пособие как средство формирования междисциплинарных компетенций

О. Н. Кабанова*, Л. А. Швечкова**

Аннотация. В статье исследуются проблемы совершенствования профессиональной подготовки бакалавров: формирование коммуникативной компетенции в ситуациях профессионально ориентированного характера, использование методов активного обучения, создание системы максимального раскрытия студентов и адаптивности к условиям многоуровневой подготовки специалистов. Анализируется важность аспекта, которым является обучение практическому владению профессиональным иностранным языком в условиях глобализации экономики. Особое внимание для решения вышеуказанных проблем уделяется межкафедральным учебным пособиям как средству формирования междисциплинарных компетенций.

Ключевые слова: компетенции; междисциплинарный; синтез; ориентация; коммуникативный; интернет-ресурсы; партнерство; понятийный; проект; иноязычный.

Study Guide as Means of Formation of Interdisciplinary Competences

G. N. Kabanova, L. А. Shvechkova

Аbstract. The author scrutinizes the problem of improvement of training for Bachelors: formation of communicative competence in situations of professional-oriented nature, usage of methods of active teaching, formation of the system of maximum disclosure of students and adaptability to the conditions of multi-level training of specialists. The emphasis is made on the importance of teaching of practical mastering of professional foreign language in conditions of globalization of economy, inter-department study guides as means of formation of interdisciplinary competences.

Keywords: competences; interdisciplinary synthesis; orientation; communicative; internet resources; partnership; project; conceptual; foreign language.

Реализация задач модернизации процесса подготовки высококвалифицированных кадров для экономической сферы России характеризуется на современном этапе особой значимостью профессиональных компетенций. Глобализирующаяся экономика, ускоряющийся процесс обновления знаний требуют, чтобы специалист не только понимал суть происходящих явлений, но и был готов внедрять в практику все новое и превращать

знания в реально работающие технологии. Новая уровневая концепция высшего образования в России, необходимость обновления содержания вузовского образования очерчивают ряд серьезных требований к личностному и профессиональному развитию студентов. Для успешного выполнения поставленных задач появилась потребность в специалистах, свободно владеющих одним, а иногда двумя и более иностранными язы-

* Кабанова Ольга Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировая экономика и международный бизнес», декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ. E-mail: [email protected]

** Швечкова Любовь Аркадиевна — доцент кафедры «Иностранные языки» Финансового университета при Правительстве РФ.

E-mail: [email protected]

ками. В программе развития Финансового университета при Правительстве Российской Федерации на 2010-2015 гг. нашли отражение происходящие перемены.

В связи с этим требовалось создать учебное пособие, позволяющее совместить совершенствование профессиональной подготовки бакалавров, углубление фоновых знаний по специальности с формированием у студентов навыков самостоятельного синтеза целостной картины предмета, которое не только отражает его содержание, но и организовано в соответствии с научно разработанным соотношением видов иноязычной речевой деятельности.

С этой целью был создан авторский коллектив, в который вошли представители кафедры «Мировая экономика и международный бизнес», являющейся выпускающей по профилю «Мировая экономика» в рамках направления «Экономика» (д. э. н., проф. Б. М. Смитиенко, к. э. н., доц. О. Н. Кабанова), а также один из самых опытных преподавателей кафедры «Иностранные языки» доц. Л. А. Швечкова. Результатом совместной деятельности вышеуказанных кафедр стала публикация в 2011 г. учебного пособия «Международный бизнес», которое предназначено для студентов старших курсов обучения в бакалавриате по направлению «Экономика». Разнообразие профессиональных задач, требующих использования иностранного языка специалистами конкретного профиля, продолжительный срок обучения, достаточный стартовый уровень языковой подготовки обучаемых явились основополагающими моментами для определения структуры и содержания данного учебного пособия. Оно состоит из шести разделов, имеющих единообразную структуру.

В каждом разделе пособия представлены аутентичные тексты, к которым предлагаются вопросно-ответные упражнения, задания, направленные на закрепление лексики, элементы проектной деятельности, а также упражнения, основанные на материалах из интернет-ресурсов, и т. д. Авторы учебного пособия руководствовались принципами профессиональной ориентации, коммуникативного обучения и компетентностного подхода при подготовке бакалавров экономики.

Специфика профессиональной деятельности сотрудников компаний, занятых в сфере международного бизнеса, выдвигает на первый план задачи устного общения, поэтому авторы уделили особое внимание формированию коммуникативной компетенции в ситуациях устного общения профессионально ориентированного характера. Возникает проблема обеспечения столь высокого уровня образования, который смог бы соответствовать современным реалиям международного бизнеса и обеспечивать конкурентоспособность выпускников как на отечественном, так и на зарубежных рынках. Созданное пособие разработано с учетом актуальных подходов к методологии проведения занятий по экономическим дисциплинам и современных методов обучения иностранному языку в вузе.

Российская школа преподавания известна во всем мире и пользуется заслуженным авторитетом. Однако современные методики в образовании и развитие информационных технологий требуют адекватной трансформации системы образования. Интенсивное использование методов активного обучения — основа современных педагогических теорий и технологий, построенных на принципах индивидуализации, то есть создания системы максимального раскрытия способностей студентов, учета их индивидуальных качеств и адаптивности к условиям многоуровневой подготовки специалистов, а также контекстного метода нацеленности учебного материала на интересы будущей профессиональной деятельности и «тонкой подстройки» в процессе подготовки практико-ориентированных выпускников со знанием английского языка. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов как с преподавателем, так и между собой. Данное пособие основано на использовании интерактивной методики и раскрывает характер и результат взаимодействия студентов и преподавателя. Оно позволяет реализовать индивидуальные способности студента, сформировать активно-познавательную и мыслительную деятельность, усилить мотивацию к изучению как специальности, так и английского языка, совершенствовать в различных формах заданий коммуникатив-

ные компетенции студентов. Основной целью учебного пособия «Международный бизнес» выступает формирование у бакалавров знания принципов и особенностей международного бизнеса в условиях глобализации и современных тенденций мировой торговли товарами и услугами, инвестиционных процессов и кредитно-финансовых отношений в сфере международного бизнеса.

Не менее важным аспектом является обучение практическому владению профессиональным английским языком и совершенствованию навыков иноязычного общения. Стремление должным образом учесть социальные и личностные тенденции в области использования иностранного языка выявило необходимость руководствоваться при создании учебного пособия принципами коммуникативной направленности и профессиональной ориентации. Реализация этих принципов повышает эффективность обучения как иностранному языку, так и специальным дисциплинам.

Пособие имеет четкую профессиональную направленность, столь необходимую для успешного достижения конечной цели: подготовки в Финансовом университете бакалавров в области экономики, способных активно использовать знание английского языка для решения конкретных задач и расследования ситуаций в процессе практической деятельности, что обеспечивает преемственность теоретического обучения и формирования прикладных навыков. В данном пособии нашли свое отражение учебные характеристики, обеспечивающие мотивацию учебного процесса и ориентацию на воспроизведение личностно значимых бизнес-ситуаций в деятельности будущих специалистов. Пособие способствует расширению кругозора студентов, формированию профессиональных компетенций по профилю «Мировая экономика».

Реализация принципа коммуникативной направленности предполагает ориентацию всего аппарата учебного пособия на формирование умений профессионального общения. В связи с этим в процессе создания пособия основными объектами пристального внимания авторов являлись: тематика, учебные тексты, языковой материал, а также упражнения, помогающие разрабатывать содержательную

составляющую обучения, и формы контроля знаний. При формировании текстовой базы учебного пособия помимо программы дисциплины учитывались профессиональные интересы студентов. Все темы соотнесены с программами и учебными планами подготовки бакалавров профиля «Мировая экономика». При составлении учебного пособия учитывалось наличие у студентов глубоких фоновых знаний по специальности. Поэтому тексты уроков пособия являются самодостаточными, то есть содержат сведения по специальности, необходимые для усвоения определенной тематической лексики. Они имеют законченную сюжетную линию и являются информационно насыщенными, что делает их источником специальных и страноведческих знаний. Каждый из шести разделов включает аутентичный основной текст, список слов и словосочетаний тематического характера, подлежащий активному усвоению, аппарат упражнений, направленных на формирование навыков профессионального общения, элементы проектной деятельности, включающие подготовку презентаций и кейс-анализ, развивающие аналитические способности упражнения, основанные на интернет-ресурсах. Учебное пособие освещает темы, освоение которых предполагает активное вовлечение студентов в процесс обучения на принципах партнерства с преподавателем.

В период интенсивного развития международного бизнеса, укрепления экономических связей с зарубежными странами в условиях глобализации формирование профессиональных компетенций и владение иностранными языками выпускниками Финансового университета приобретают исключительно важное значение. Проблема содержания обучения практическому владению языком в той или иной сфере профессиональной деятельности всегда оставалась наиболее актуальной проблемой при составлении программ и учебных пособий в Финансовом университете.

В связи с этим авторами поставлены задачи: научить студентов грамотно использовать понятийный аппарат учебной дисциплины, привить им современные навыки, связанные с анализом бизнес-процессов в международных экономических отношениях, помочь сту-

дентам приобрести навыки и умения, необходимые для делового общения на иностранном языке в процессе их повседневной профессиональной деятельности. Разработанные на базе межкафедрального сотрудничества структура учебного пособия и аппарат упражнений, помогающих освоить подъязык конкретной предметной сферы, несомненно, будут способствовать реализации поставленных задач и формированию междисциплинарных компетенций.

Эффективность подготовки любого специалиста достигается лишь в том случае, если учитываются особенности его будущей профессиональной деятельности, используется активность студентов, их инициатива, мотивация к обучению, а также творческий потенциал преподавателя и студента. Поэтому в основу отбора материала для данного учебного пособия, созданного межкафедральным авторским коллективом, был положен принцип тематичности с внедрением современной педагогики перспективы, педагогики развития. В формировании креативно организованного образовательного процесса основной акцент делается на подготовку студентов к преобразовательной деятельности в сочетании с освоением ими функциональной лексики иностранного языка, коррекцией грамматики и расширением словарного запаса, поскольку вузовская дисциплина «Иностранный язык» в

настоящее время испытывает на себе ощутимое воздействие перемен.

В бакалавриате директивно предусмотрены такие актуальные формы проведения занятий, как деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций и командное выполнение заданий по материалам из интернет-ресурсов. Интерактивные формы ставят сложные вопросы не только перед аудиторией, но и перед преподавателем, проводящим такие занятия. Их темы не могут лишь повторять строчки учебного плана или программы курса. Это должны быть актуальные, проблемные, дискуссионные постановки, но в контексте задач программы дисциплины. В магистратуре к вышеперечисленным формам добавлены групповые дискуссии, обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп.

Важное нововведение в магистратуре —научный семинар. Магистр должен быть не столько исполнителем, сколько исследователем, организатором, руководителем. В связи с тем, что магистратура является качественно более высокой ступенью высшего образования, авторский коллектив планирует выпуск второй части пособия по актуальной тематике международного бизнеса для обучающихся в магистратуре и надеется, что пособие «Международный бизнес» будет эффективным, полезным и востребованным в образовательном процессе.

Литература:

1. Компетентностный подход в высшем экономическом образовании: Материалы конференции / Под ред. Поспелова В. К. - М.: Альфа-М, 2010.

2. Преподаватель — основная фигура в реализации инновационной системы образования: Монография. - М.: Финансовый университет, 2011.

3. Смитиенко Б. М., Кабанова О. Н., Швечкова Л. А. Международный бизнес: Учебное пособие.-М.: Финансовый университет, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.