Научная статья на тему 'Учебное моделирование действительности как основа творческой деятельности учащихся начальных классов'

Учебное моделирование действительности как основа творческой деятельности учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СЛОВЕСНОЕ / ГРАФИЧЕСКОЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадуллина Л.Р., Каримов М.Ф.

Выделены особенности учебного словесного, графического и математического моделирования объектов, процессов и явлений действительности в развитии творческой деятельности учащихся начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебное моделирование действительности как основа творческой деятельности учащихся начальных классов»

УДК 373

Ахмадуллина Л.Р.

учитель начальных классов Чекмагушевской гимназии

с. Чекмагуш, РБ Каримов М.Ф. канд. физ.-мат. наук, профессор БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru

УЧЕБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация

Выделены особенности учебного словесного, графического и математического моделирования объектов, процессов и явлений действительности в развитии творческой деятельности учащихся начальных классов.

Ключевые слова

Словесное, графическое и математическое моделирование действительности.

Социальный заказ современного общества и государства системе непрерывного образования учащейся молодежи заключается в том, чтобы приоритетом выделить обучение и воспитание развивающейся личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их успешной постановке и решении, дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.

На наш взгляд [1], одной из основ творческой деятельности учащихся начальных классов средних общеобразовательных школ выделяется учебное словесное, графическое и математическое моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности, состоящее из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи.

Постановка учебных задач русского языка и литературы, изобразительного искусства и рисования, математики элементарной и арифметики имеет в начальных классах нижеследующие особенности.

1. Этап постановки учебной задачи по русскому языку, изобразительному искусству и элементарной математике связан с мотивацией и постановкой учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста. Учителю начальной школы важно на основе известного и искомого создать учебную проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия, образа или величины.

2. Этап построения модели решения учебной языковой, изобразительной или математической задачи учащимися начальной школы под руководством учителя - основа творческой деятельности учащихся [2] осуществляется посредством обсуждения с детьми на основе предметных действий с материальными или материализованными объектами и составления рисунков, схем, арифметических соотношений. Здесь учитель организует подводящий или побуждающий диалог со школьниками, включающий процесс их знакомства с общепринятой терминологией языка, искусства или математики.

3. Этап разработки алгоритма решения учебной задачи русского языка, изобразительного искусства или элементарной математики сводится к составлению учащимися под руководством учителя определенной последовательности понятных для школьников - исполнителей алгоритмов и точных действий, приводящих к решению задачи или достижению желаемого результата.

4. Этап исполнения алгоритма решения учебной языковой, изобразительной или математической задачи осуществляется младшими школьниками в первую очередь вручную с помощью авторучки и

тетради. Применение новых информационных технологий с помощью компьютерных программ Word, Paint или Excel на учебных занятиях по русскому языку, изобразительному искусству или математике при исполнении или выполнении алгоритмов решения задач в настоящее время является обычным дидактическим явлением начальной школы [3].

5. Этап анализа результатов решения учебной языковой, изобразительной или математической задачи учащимися начальной школы под руководством учителя приводит к освоению ими на элементарном уровне логическими приемами сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и к приобщению их к совокупности взглядов на окружающую нас действительность посредством здравого смысла. Формулировку выводов по результатам решения учебной задачи ученики младшего школьного возраста под руководством учителя производят согласно правилам грамматики русского языка.

Дидактический опыт проектирования и реализации учебного моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической или социальной действительности как основы творческой деятельности учащихся [4] начальных классов средней общеобразовательной школы показывает его положительное влияние на повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала учеников младшего школьного возраста.

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что началом и основой творческой деятельности учащихся начальных классов средней общеобразовательной школы следует выделить учебное словесное, графическое и математическое моделирование фрагментов окружающей их действительности. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

2. Каримов М.Ф. Учебное и научное информационное моделирование действительности в системе непрерывного образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2018. - № 3(25). - С. 152 - 156.

3. Каримов М.Ф., Габдулисламова Л.М. Компьютер в подготовительной к школе группе // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 55 - 57.

4. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Ахмадуллина Л.Р., Каримов М.Ф., 2019

УДК 330

Т.Н. Бурганова

учитель истории и обществознания Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа №91»

Ново-Савиновского района г. Казани РТ E-mail: mtn696@mail.ru

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ «ЛЕТОПИСЬ ШКОЛЫ» Аннотация

В статье рассматривается вопрос создания школьного музея в условиях современной общеобразовательной школы. Актуальность исследования определяется особой ролью школьных музеев в современной общеобразовательной школе. Комплекс методов исследования: методы теоретического анализа (обобщение, системно-структурный анализ); диагностические (анкетирование, тестирование, естественный эксперимент в музеях, школах; анализ продуктов деятельности (творческих работ учеников,

1 37 }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.