Научная статья на тему 'Учебно-спортивные занятия как вспомогательное средство повышения физической подготовленности студентов'

Учебно-спортивные занятия как вспомогательное средство повышения физической подготовленности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ЭКСПЕРИМЕНТ / КАЧЕСТВА / АНАЛИЗ / TECHNIQUE / EXPERIMENT / QUALITIES / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данкеева Е.В., Абазов З.В., Кишев А.З., Тенов А.Б.

Одним из источников роста спортивного мастерства студентов факультета физического воспитания является повышение функциональной деятельности организма и увеличение двигательного диапазона путём рационального сочетания практических учебных занятий по различным видам тренировочного процесса и соревнований. В нашей работе была поставлена цель: выявить характер сдвигов физической подготовленности студентов-спортсменов за четыре года обучения. Анализ полученных результатов показал, что занимающиеся студенты факультета физвоспитания за учебный период существенно повышают физическую подготовленность. В любом виде спорта уровень развития физических качеств в какой-то степени отражает готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов и его потенциальные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данкеева Е.В., Абазов З.В., Кишев А.З., Тенов А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AND SPORT ACTIVITIES AS A MEANS OF INCREASING ASSISTANCE OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS

One of the sources of students’ sport skills growth is increasing functional activity of organism and rising motive range by rational combination of practical studies on different types of training process and competitions. The objective of this study is to reveal the nature of shifts of physical fitness of athlete students in four years of training. The analysis of the received results has shown that the engaged students from the faculty of physical education significantly increase physical fitness during the educational period. To some extent the level of development of physical qualities reflects readiness of the athlete for achievement of high sports results and its potential opportunities in any kind of sport.

Текст научной работы на тему «Учебно-спортивные занятия как вспомогательное средство повышения физической подготовленности студентов»

References

1. Balandin V.I., Bdudov Ju.M., Plahtienko V.A. Prognozirovanie v sporte. - M.: FiS, 2006. - 192 s.

2. Grishin Ju.I. Obshhaja fizicheskaja podgotovka. Znat' i umet': uchebnoe posobie / Izd. 3-e. - Rostov n/D: Feniks, 2012 g. - 186 s.

3. Zhuravin M.L. «Gimnastika»: Uchebnik dlja studentov vyssh. ped. uchebn. zavedenij pod redakciej M. Izdatel'skij centr «Akademija», 2007 g.

4. Levushkin, S.P. Issledovanie fizicheskogo sostojanija uchashhejsja molodezhi: monografija / S.P. Levushkin, V.A. Hamzina, S.N. Blinkov. - Ul'janovsk: UlGTU, 2013. - 162 s.

5. Maklanov A. G. «Obshhaja psihologija», - OOO «Piter Press», 2008- 581 s.

6. Platonov K.K. Problema sposobnostej. - M.: nauka, 2002. - 321 s.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.088 Данкеева Е.В.1, Абазов З.В.2, Кишев А.З.3, Тенов А.Б.4 Кабардино-Балкарский Государственный Университет имени Х.М. Бербекова УЧЕБНО-СПОРТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Одним из источников роста спортивного мастерства студентов факультета физического воспитания является повышение функциональной деятельности организма и увеличение двигательного диапазона путём рационального сочетания практических учебных занятий по различным видам тренировочного процесса и соревнований. В нашей работе была поставлена цель: выявить характер сдвигов физической подготовленности студентов-спортсменов за четыре года обучения.

Анализ полученных результатов показал, что занимающиеся студенты факультета физвоспитания за учебный период существенно повышают физическую подготовленность. В любом виде спорта уровень развития физических качеств в какой-то степени отражает готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов и его потенциальные возможности.

Dankeeva E.V.1, Abazov Z.V.2, Kishev A.Z.3, Tenov A.B.4 Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov TRAINING AND SPORT ACTIVITIES AS A MEANS OF INCREASING ASSISTANCE OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS

Abstract

One of the sources of students' sport skills growth is increasing functional activity of organism and rising motive range by rational combination of practical studies on different types of training process and competitions. The objective of this study is to reveal the nature of shifts of physical fitness of athlete students in four years of training.

The analysis of the received results has shown that the engaged students from the faculty of physical education significantly increase physical fitness during the educational period. To some extent the level of development of physical qualities reflects readiness of the athlete for achievement of high sports results and its potential opportunities in any kind of sport.

Keywords: technique, experiment, qualities, analysis.

Перед физическим воспитанием в университете стоит много проблем. Проблемой, имеющей решающее значение, является повышение научного потенциала педагогических кадров, подготовка специалистов способных обеспечивать полное удовлетворение насущных проблем физического развития молодёжи.

Мы употребляем всё чаще термин научно-технический прогресс, но суть его, формы и способы перестройки народного хозяйства, какие экономические и социальные изменения он может принести не всем ясно. В силу ряда особенностей современного периода исторического развития, главным из которых является развёртывающаяся научно-техническая революция, социально-экономическая роль физической культуры и спорта всё более возрастает. Возникает необходимость научно-обоснованного управления этой стороной общественной жизни.

Элементы физкультурного образования студентов КБГУ особенно широко представлены на занятиях по профессионально-прикладной физической подготовке.

Всех волнует вопрос, какие кадры специалистов будут решать сложнейшие задачи развития общества. Как подготовить кадры, которые способны не только воспроизвести полученные в вузе знания, применить в знакомых ситуациях имеющиеся профессиональные умения и навыки, использовать уже накопленный обществом опыт, но и умеющие нестандартно, творчески подойти к своему делу, неравнодушные к проблемам и заботам общества, обладающие высокими профессиональными и нравственными качествами.

Поэтому главным вопросом для нашей теории и практики подготовки специалистов является вопрос о том, какую же личность, возможно, сформировать в стенах вуза при сегодняшнем уровне развития нашего общества.

Профессионально-прикладную физическую подготовку студентов физической культуры мы, обуславливаем, исходя из принципа дифференциации нагрузок в соответствии со спецификой избранной специализации. Определяющим в реализации этого принципа является характер напряжённости учебно-практической деятельности студентов в течение обучения.

Физическое воспитание студентов в высшей школе имеет свои специфические особенности, вследствие этого в процессе физического воспитания студентов должны быть предусмотрены и элементы физкультурного образования. Так, студенты в процессе физического воспитания должны получать основные сведения об основных естественно-

35

научном воспитании, лечебной физкультуре, личной и общественной гигиене, врачебном контроле и самоконтроле, социальном и международном значении спорта.

Высокие достижения в большом спорте в современных условиях с применением больших физических нагрузок, при высокой идеомоторной интенсивности, а также с развитием выносливости и научно-обоснованным применением в учебно-тренировочном процессе подготовленности.

Одним из источников роста спортивного мастерства студентов факультета физического воспитания, является повышение функциональной деятельности организма и увеличение двигательного диапазона путём рационального сочетания практических учебных занятий по различным видам тренировочного процесса и соревнований.

Опыт организации воспитательной работы преподавателей по физической культуре и спорту показал, что физическое совершенство не может осуществляться только развитием физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости) даже при условии качественного их развития. Развитие физических качеств может рассматриваться лишь как элементарные составляющие воспитательного процесса входящих в комплекс физического совершенства. Всякий раз, когда развитие этих качеств, становиться самоцелью, резко снижается, а то и вовсе разрушается эстетическая и нравственная значимость.

Таким образом, осуществляя физическое воспитание, преподаватель должен использовать средства физической культуры и спорта в плане развития оптимальных форм личности. Можно выделить два основных направления в организации воспитательного процесса на занятиях физической культурой и спортом.

Постоянное совершенствование деятельности различных звеньев в системе физического воспитания, совершенствование деятельности различных звеньев в системе физического воспитания, совершенствование ранее используемых и вновь организуемых форм занятий, постоянное улучшение их содержания и профессионально-педагогического уровня организации и проведения занятий, обогащение практического опыта и совершенствования теории обогащает и совершенствует систему физического воспитания.

В нашей работе была поставлена цель: выявить характер сдвигов физической подготовленности студентов-спортсменов за четыре года обучения.

В этой связи были обследованы юноши, студенты факультета физического воспитания 153 человека, 168 спортсменов, по роду своей повседневной деятельности не связанные со спортом.

Таблица 1 - Результатов тестов в группах студентов факультета физического воспитания

№ Виды тестирования Исходные Конечные Разность конечных

№ Материалы Результаты параметров

Эксперим Контроль Эксперимен Контроль Эксперимен Контроль

ентальная ная тальная ная тальная ная

группа группа группа группа группа группа

1 Бег на 30 м. с ходу (с.) 3,54 3,57 3,44 3,52 0,1 0,05

2 Бросок ядра из-за головы (см.) 8.37 8.61 9.56 8.91 119 30

3 Бросок ядра через голову (м.) и (см.) 10.73 10.81 11.92 11.01 119 20

4 Прыжок в длину с места (м.) и (см.) 2.41 2.41 2.58 2.46 17 5

5 Тройной прыжок с места (м.) и (см.) 7.25 7.31 794 746 69 15

6 Бег на 1000 м. (мин.) и (сек.) 3,37,6 3.37,2 3.36,8 3,36,9 0,4 0,1

Анализ полученных результатов показал, что занимающиеся студенты факультета физвоспитания за учебный период существенно повышают физическую подготовленность.

Наряду с хорошо развитыми координационными способностями оптимальное совершенство физических качеств оказывают положительное влияние на результативность в избранном виде спорта. Это положение нам даёт основание сделать выводы, что в любом виде спорта уровень развития физических качеств в какой-то степени отражает готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов и его потенциальные возможности.

Результаты конечного этапа проверки показали, что в скоростной подготовленности по сравнению с исходными, улучшение равно 0,1 с. В прыжках в длину с места увеличение соответственно 17 см., в тройном прыжке 69 см., в метании ядра из-за головы на 119 см., и в метании ядра через голову назад показатели возросли на 119 см., что свидетельствует о повышении силы мышц спины за счёт частного использования упражнения, где требуется включение в работу этих групп мышц.

При повторном обследовании без существенного сдвига остались результаты в беге на 1000 м., нужно полагать, что этот факт должен послужить основанием пересмотра построения учебных занятий с увеличением акцента на развитие качества выносливости.

В целом, результаты прироста показателей могли быть и выше, если бы учебный процесс на факультете не носил ступенчатый характер, вызванный экзаменационными сессиями и каникулами, что замедляло рост результативности в проверяемых видах.

Ход повторного обследования студентов подтвердил правильность выдвинутой гипотезы. Полученные результаты обследования будут подвергнуты дальнейшему изучению, исследования в этом направлении будут продолжены и практически внедрены и отражены в учебном процессе на факультете.

36

Литература

1. Гимнастика/под ред. Брыкина А.Т., Смолевского B.M. - M: ФиС, 2005. - 368 с.

2. Журавин M^. «Гимнастика»: Учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений под редакцией M. Издательский центр «Академия», 2007 г.

3. Зациорский B.M. Проблема надежности двигательных тестов. - M.: ФиС, 1998. - 20 с.

4. Платонов К.К. Проблема способностей. - M., 2002. - 321 с.

5. Левушкин, С.П. Исследование физического состояния учащейся молодежи: монография I С.П. Левушкин, В.А. Хамзина, С.Н. Блинков. - Ульяновск: УлГТУ, 2013. - 162 с.

6. Филин В.П., Фомин H.A. Основы юношеского спорта. - M.: ФиС, 2000. - 255 с.

References

1. Gimnastika/pod red. Brykina A.T., Smolevskogo V.M. - M: FiS, 2005. - 368 s.

2. Zhuravin M.L. «Gimnastika»: Uchebnik dlja studentov vyssh. ped. uchebn. zavedenij pod redakciej M. Izdatel'skij centr «Akademija», 2007 g.

3. Zaciorskij V.M. Problema nadezhnosti dvigatel'nyh testov. - M.: FiS, 1998. - 20 s.

4. Platonov K.K. Problema sposobnostej. - M., 2002. - 321 s.

5. Levushkin, S.P. Issledovanie fizicheskogo sostojanija uchashhejsja molodezhi: monografja / S.P. Levushkin, V.A. Hamzina, S.N. Blinkov. - Ul'janovsk: UlGTU, 2013. - 162 s.

6. Filin V.P., Fomin N.A. Osnovy junosheskogo sporta. - M.: FiS, 2000. - 255 s.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.084 Данкеева Е.В.1, Абазов З.В.2, Кишев А.З.3, Тенов А.Б.4 Кабардино-Балкарский Государственный Университет имени Х.М. Бербекова МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного анализа влияния прыжковой методики на занятиях по физической культуре со студентами 1 курсов на динамику результатов двигательного тестирования. Выявлено, что начальные, промежуточные и конечные показатели выпрыгивания с места толчком двух ног показали эффективность прыжковых упражнений применённых в течение полугодия со студентами 1 курсов экспериментальной группы.

Повышение уровня физической подготовленности наша методика, направленная, на развитие прыжковых двигательных качеств, по окончании эксперимента было выявлено 10 достоверных приростов в прыжковых тестах.

Ключевые слова: прыжковая методика, эксперимент, физические качества, сравнительный анализ.

Dankeeva E.V.1, Abazov Z.V.2, Kishev A.Z.3, Tenov A.B.4 Kabardino-Balkarian State University named after H. M. Berbekov TECHNIQUE OF SPECIAL HOPPING TRAINING OF PUPILS ON OCCUPATIONS

BY PHYSICAL CULTURE

Abstract

This paper presents the results of the comparative analysis of influence of jumping technique applied in the classes of physical culture for the first year students on the dynamics of the results of movement tests. It is revealed that the initial, intermediate and final indicators of jumping from place pushing two legs together have shown efficiency of jumping exercises to train an experimental group within the first 6 months.

Upon the termination of experiment, the technique aimed on development of jumping skills, has proven to be successful demonstrating 10 reliable growths in jumping test results.

Keywords: hopping technique, experiment, physical qualities, comparative analysis.

В программе по физической культуре студентов вузов имеет место скоростно-силовые упражнения ззрыжкового, различные виды прыжков, подскоков, бега. Для успешного овладения такими упражнениями необходим значительный уровень развития прыгучести. При этом условии учащиеся сумеют усвоить технику скоростно-силовых упражнений прыжкового характера и успешно научиться выполнять значительную часть содержания программы по физической культуре.

Существует три этапа подготовки в физическом воспитании. Сущность их состоит в массовости и предварительной подготовке на первом этапе, комплектовании групп на втором и овладение мастерством на третьем.

Задача первого этапа, прежде всего - укрепление здоровья, всестороннее развитие личности, выявление способностей, обучение упражнению. На втором этапе стоят более широкие задачи в области развития качества прыгучести. Главная задача на этом этапе - научить чувствовать своё тело, умению управлять своим телом, совершенствовать и отрабатывать прыжковые действия. Следует развивать творческое отношение учеников к соревнованию, помочь найти свой стиль, раскрыть характерные природные двигательные особенности и способности и всячески их развивать. На третьем этапе дальнейшее развитие и совершенствование функциональных возможностей, овладение в совершенстве выученному действию.

При обучении прыгучести следует придерживаться следующих принципов в обучении:

- непрерывность тренировочного процесса, это подразумевает систематические, регулярные занятия данным видом деятельности на каждом занятии;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.